Значение банков развития для борьбы с кризисом 2020 г. в России
Матвеевский Сергей Сергеевич,
к.т.н., доцент, доцент Департамента банковского дела и финансовых рынков Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: [email protected]
Клименко Александр Игоревич,
студент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: [email protected]
Авторы провели анализ ряда факторов, которые позволяют предсказать развитие мировой рецессии после 2020 г. Делается вывод о том, что российская экономика, несмотря на рост золото-валютных резервов, небольшой государственный долг, может столкнуться с продолжением кризисных явлений и после 2020 г. По объективным причинам, зафиксировано снижение реальных доходов населения. В этих условиях банки развития (БР), располагающие существенными финансовыми ресурсами и имеющие большой опыт финансирования и реализации важных проектов, могут сгладить влияние кризиса на национальную экономику. В частности, ВЭБ.РФ, используя опыт действий БР в период мирового кризиса 2008-2009 г.г., может сыграть важную роль в стабилизации российской экономики, создании новых рабочих мест, чему способствует проводимая в настоящее время реорганизация российских институтов развития.
Ключевые слова: экономический кризис, спад, рецессия, банк развития, реорганизация, профицит, финансирование, антициклическая роль.
LO S Q.
е
см о см
<3
Финансовый кризис - резкое изменение стоимости каких-либо финансовых инструментов. В течение XIX и XX веков большинство финансовых кризисов ассоциировалось с банковскими кризисами и возникающей при этом паникой.
Сложные времена для мировой экономики начались с распространения нового типа коронави-руса, который пришел из Китая в декабре 2019 года и с тех пор охватил все континенты. Спрос на нефть в КНР - одном из крупнейших импортеров - резко снизилась, что привело к падению цен на нее. Сделка ОПЕК+ по дальнейшему сокращению добычи нефти сорвалась 6 марта из-за несогласия России, после чего Саудовская Аравия объявила об увеличении объема продажи нефти и о скидках на апрель. Это привело к обрушению цен на нефть и биржевых индексов по всему миру 9 и 10 марта. Новое соглашение с расширенным составом участников было заключено в середине апреля. На рынках акций и мировом рынке нефти по-прежнему сохраняется волатильность.
Сейчас глобальная экономика находится в наиболее уязвимом положении. Основные экономические циклы предвещали наступление кризиса на рубеже 2019-2020 годов.
На практике последних десятилетий подобная разница между доходностями служила верным признаком скорой рецессии в США, поскольку означала, что риски краткосрочных вложений инвесторы оценивают выше, чем долгосрочных.
Дополнительным поводом для беспокойства мировых рынков стала и первая за 40 лет угроза дефолта в Соединённых Штатах. Согласно исследованию американского Центра двухпартийной политики, на фоне рекордно высокого уровня госдолга ($22,4 трлн и низких доходов бюджета уже в сентябре 2019 года страна не могла платить по счетам. При этом, текущее положение дел в США одновременно с финансовыми проблемами в странах Европы (в Италии и Греции) и падением деловой активности в Китае рискует обернуться рецессией для мировой экономики в целом[3].
По мнению экспертов, возможные торговые ограничения США в отношении ЕС могут особенно остро сказаться на Европе в условиях промышленного спада в регионе. Так, например, согласно последним данным бундесбанка, в мае 2019 г. объём производственных заказов Германии сократился на 8,6% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Падение оказалось максимальным с ноября 2009-го. По мнению главного валютного стратега инвестбанка Saxo Bank Джона Харди, такая промышленная статистика может говорить о постепенном начале рецессии в стране [5].
Совершенно очевидно, что в обрабатывающей промышленности Германии уже наблюдается спад. В то же время сектор услуг и сфера жилищного строительства страны пока что имеют достаточный импульс, чтобы удержать экономику на волоске от падения. Но, безусловно, существует серьёзный риск того, что Германия погружается в новую рецессию.
Поскольку Штаты, Европа и Китай генерируют большую часть мирового ВВП и глубоко связаны между собой, кризис любого из участников повлечёт серьёзные последствия для всех остальных^]. Эти же экономики получат максимальный урон в случае наступления масштабной рецессии, поскольку все они наиболее сильно зависят от импорта товаров и услуг. Далее под удар попадут страны, которые являются владельцами госдолга этих трёх экономик.
Российская экономика переживает пандемию коронавирусной инфекции лучше, чем большинство других крупных развивающихся рынков. Экономика страны подошла к пандемии в неплохой форме: с низкой инфляцией и безработицей, стабильным банковским сектором и значительными финансовыми резервами[1].
«Ренессанс Капитал» прогнозирует падение ВВП страны в 3,3% в 2020 году и отскок в 3,8% в 2021 году. В то время как опросы самого издания показывают сокращение экономики России на 4,8%.
У России сегодня есть достаточный запас прочности для того, чтобы не повторить сценарий 2008 года. Это и тройной профицит (бюджета, торгового баланса и платёжного баланса), и высокий объём золотовалютных резервов, которые уже существенно превысили важный уровень в $500 млрд.
Новый прогноз предполагает, что ВВП России в 2020-м сократится на 3,9% вместо ожидаемого ранее спада почти на 5%. В 2021-м экономический рост достигнет в России 3,3%; в 2022-м он составит 3,4%, а в 2023-м - 3%. Это базовый вариант[4].
Напомним, по данным Росстата, во втором квартале 2020-го экономический спад в России составил сразу 8% в годовом выражении. По итогам всего полугодия ВВП РФ сократился на 3,4% к тому же периоду 2019-го.
Реальные располагаемые доходы населения, по новому базовому варианту прогноза МЭР, сократятся в этом году на 3%. Ранее ведомство прогнозировало, что падение составит почти 4%. В 2021 году доходы населения вырастут на 3%, после чего рост замедлится и составит в 2022-м 2,4%, в 2023-м - 2,5% [2].
Как уже сообщал Росстат, во втором квартале 2020-го реальные располагаемые доходы населения сократились на 8% год к году, по итогам полугодия они снизились на 3,7% к тому же периоду 2019-го.
Скорректировать показатели в лучшую сторону заставили быстрое восстановление нефтяных котировок, рекордный объем денежной ликвидности
в глобальной экономике и более ранний, чем предполагалось, рост потребительского спроса.
Особенно важным оказался почти полный отказ от внутрироссийских карантинных мер уже к августу 2020 г. Также, для России позитивен импульс, который придаст экономике национальный план восстановления.
Обновленные прогнозы Минэкономразвития (МЭР) выглядят вполне достижимыми, поскольку те огромные вливания денежных средств, на которые пошло правительство, не должны пройти бесследно для экономики. Но при этом, отмена выплат на фоне обесценивающейся национальной валюты снова ухудшит статистику.
По Росстату, на оплату труда приходится примерно две трети доходов населения, причем за последние годы эта доля заметно выросла. Чуть больше 20% приходятся на социальные пособия.
Остальное - другие виды доходов: от собственности, предпринимательской деятельности и т.д. И, если власти перестанут массированно поддерживать зарплаты бюджетного сектора и увеличивать социальные пособия, если в частном секторе не появится ресурсов для увеличения оплаты труда, да и в целом предпринимательская активность не восстановится, тогда материальное положение граждан еще долго не улучшится[1].
По расчетам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, во втором квартале текущего года реальные располагаемые доходы населения были ниже сред-неквартального значения докризисного 2013-го почти на 13% со снятой сезонностью. Напомним, еще до проблем, связанных с пандемией, Россия находилась в состоянии вялотекущего кризиса. И 2013-й был последним годом уверенного роста доходов населения - теперь его вполне можно назвать «тучным» годом. Начиная с 2014-го доходы населения сокращались, в отдельные годы -в 2018-м и 2019-м - был зафиксирован их символический рост, причем в первом случае ретроспективно, задним числом, но это не переломило негативную тенденцию.
И если взять за основу данные Росстата начиная с 2014 года и новый прогноз МЭР, тогда получается, что и в 2023 году доходы населения так и не вернутся к уровню 2013-го: они будут ниже этого уровня примерно на 3-5% в зависимости от сценария (консервативного или базового). Тем самым кризис доходов населения продлится в стране уже десять лет - с 2014-го по 2023-й включительно.
Стабильности российской экономики в период пандемии COVID-19 способствовали введенные против страны санкции.
Благодаря санкциям, введенным еще в 2014 году, Россия гораздо меньше зависит от внешних потоков капитала. В других странах от ограничений сильнее всего пострадали малый бизнес и сфера услуг. В российской экономике его доля относительно невелика, поэтому влияние кризиса не столь сильно.
сз о
со £
гп Р сг
от А ш
о. в
см ем
Однако, статистика подтверждает снижение в настоящее время экономической активности в России, сокращение реальных доходов населения.
Опыт деятельности банков развития (БР) показывает, что они могут оказать существенную помощь государству в период кризиса. Специалисты характеризуют БР как «банк или финансовое учреждение с не менее чем 30-процентным государственным капиталом, которому были даны четкие юридические полномочия для достижения социально-экономических целей в регионе, секторе или конкретном сегменте рынка» [7]. UNCTAD рассматривает БР как финансовые учреждения «созданные государством, мандат которых состоит в содействии социально-экономическому развитию посредством финансирования деятельности, секторов или конкретных экономических сегментов» [8].
БР заполняют «пробелы», оставленные частными финансовыми организациями (банками), которые ориентированы на прибыль. БР могут играть ключевую роль в развитии, предоставляя долгосрочное финансирование непосредственно из своих собственных источников финансирования, используя новые источники и привлекая дополнительные ресурсы, в том числе частные (совместное финансирование проектов).
БР обладают большим опытом, необходимыми техническими знаниями, которые позволяют им участвовать в принятии решений, связанных с выбором технологии, масштаба и местоположения при планировании проектов. БР играют антициклическую роль, помогая поддерживать общий уровень инвестиций и защищать производственную структуру государства во время экономических спадов и финансовых кризисов.
В частности, БР активно действовали для смягчения последствий кризиса 2008 г.: Мировой банк, в частности, дополнительно, выделил 2 млрд долларов США для помощи нуждающимся странам; Африканский БР создал механизм ссуд с быстрыми выплатами, а также фонд экстренной ликвидности на сумму 1,5 млрд. долларов США; Межамериканский БР создал Чрезвычайный фонд ликвидности (6 млрд. долларов США), увеличил объем микрофинансирования с использованием своего Многостороннего инвестиционного фонда; Исламский БР согласился на 5-процентное увеличение общего финансирования и 17-процентное увеличение проектного финансирования [9].
Тем не менее, были выявлены следующие недостатки действий БР после кризиса 2008 г. [9]:
- отсутствие координации; выяснилось, что БР в своей деятельности были склонны к изоляционизму (отсутствию сотрудничества с другими БР);
- нехватка ресурсов; была выявлена доступность финансирования, в основном, для субрегиональных БР;
- выбор приоритетов кредитования; как правило, БР концентрируются на кредитовании государства, но значительная доля экономической де-
ятельности, как правило, обеспечивается частным сектором;
- бюрократия; в некоторых БР присутствует ненужный бюрократизм, что затрудняет доступ государствам-клиентам и частным предприятиям к кредитным линиям; эта проблема, в том числе, связана с тем, что БР не сообщают общественности о том, что они делают; в частности, ни один из БР не рассматривал возможность прямого финансирования проектов домашних хозяйств (с низкими процентными ставками или без процентов).
В конце ноября 2020 г. Правительство РФ инициировало реорганизацию российских институтов развития: «Роснано» и «Сколково» перешли под управление ВЭБ.РФ, РФПИ получило в управление РВК, восемь институтов развития были ликвидированы. Цель реорганизации - создание новых, общих механизмов управления институтами развития, устранение повторения их функций с органами власти и коммерческими предприятиями, увязка целей институтов развития с целями национального развития России[10].
Реформа институтов развития России предполагает: создание единого института развития на базе ВЭБ.РФ; объединение институтов со схожими видами деятельности; сохранение институтов со специальными задачами.
Под управление государственной корпорации ВЭБ.РФ были переданы восемь институтов развития: Корпорация «МСП», Российский экспортный центр, ЭкСаР, Фонд развития промышленности, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника), Фонд «Сколково», а также «Роснано» и Фонд инфраструктурных и образовательных программ. Также ВЭБ получил часть функций институтов развития, которые в рамках реформы решено ликвидировать, кроме тех функций, которые перейдут к профильным органам власти.
Реформа российских институтов развития позволит ВЭБ.РФ эффективно использовать опыт Немецкого БР: проводить поиск и проверку новых проектов с использованием возможностей таких крупных российских банков, как ПАО «Сбербанк», ВТБ и Газпромбанк.
В настоящее время капитал ВЭБ.РФ составляет 598 млрд руб., активы - 3254 млрд. Руб., кредитный портфель - 1174 млрд. руб. Реорганизация российских институтов развития увеличит финансовые ресурсы ВЭБ.РФ, что позволит, дополнительно, профинансировать следующие актуальные в настоящее время проекты:
- в сфере фармацевтики (включая производство вакцины против коронавируса),
- в промышленности (увеличение финансового потенциала Фонда развития промышленности РФ),
- в инфраструктурной сфере.
Все это позволит создать новые рабочие места, на практике реализовать антициклическую функцию ВЭБ.РФ.
Литература
1. Актуальные проблемы Европы, № 4, 2018.
2. Аникин, А.В. Золото. Международный экономический аспект / А.В. Аникин. - М.: Международные отношения; Издание 2-е, перераб. и доп., 2018. - 242 с.
3. Баранова, Е.П. Инфляция и международные экономические отношения капиталистических стран / Е.П. Баранова. - М.: Финансы и статистика, 2018. - 112 с.
4. Баршевский, Григорий Глобальный экономический кризис: причины и следствия/ Григорий Баршевский. - М.: Авторская книга, 2018. -158 с.
5. Бергман, Е. Исторический очерк теорий экономических кризисов / Е. Бергман. - М.: ООО PDF паблик, 2018. - 169 с.
6. Иммиграционные процессы в Европе в условиях экономического кризиса. - М.: РАН. ИНИОН. Центр научно-информационных исследований глобальных и региональнальных проблем, 2019. - 204 с.
7. De Luna-Martinez, J. Global Survey of Development Banks / J. De Luna-Martinez, C.L. V^ente / Global Survey of Development Banks //Potoy Research Working Paper Series. - 2012. - № 5 969. - 41 р.
8. The role of development banks in Promoting Growth and Sustainable Development in the South, UNCTAD, 2016 [Электронный ресурс]/ URL: https://unctad.org/system/files/official-docu ment/gdsecidc2016d1_en.pdf (дата обращения: 27.11.2020)
9. Evaluating the Reason of Development Banks to the Finandal Crisis Eronomte Development, 2012 Stephen Kingah and Aliya Salimzhuarova [Электронный ресур^/URL: https://unu.edu/ publications/articles/evaluating-the-reaction-of-development-banks-to-the-financial-crisis. html#files (дата обращения 10.12.2020)
10. О реорганизации институтов развития. [Электронный ресур^/URL: https://www.rbc.ru/busine ss/23/11/2020/5fb8ce659a79471e74bd2245 (дата обращения 20.12.2020)
THE IMPORTANCE OF DEVELOPMENT BANKS FOR COMBATING THE 2020 CRISIS IN RUSSIA
Matveevskii S.S., Klimenko A.I.
Financial University under the Government of the Russian Federation
The authors analyzed a number of factors that predict the development of the global recession after 2020. It is concluded that the Russian economy, despite the growth of gold and foreign exchange reserves, a small government debt, may face the continuation of the crisis after 2020. For objective reasons, a decrease in real incomes of the population was recorded. Under these conditions, development banks (DBs), which have substantial financial resources and have extensive experience in financing and implementing important projects, can smooth out the impact of the crisis on the national economy. In particular, VEB.RF, using the experience of the BR during the global crisis of 2008-2009, can play an important role in stabilizing the Russian economy and creating new jobs, which is facilitated by the ongoing reorganization of Russian development institutions.
Keywords: economic crisis, recession, recession, development bank, reorganization, surplus, financing, countercyclical role.
References
1. Actual problems of Europe, No. 4, 2018.
2. Anikin, A.V. Gold. International economic aspect / A.V. Ani-kin. - M.: International relations; Edition 2, rev. and add., 2018. -242 p.
3. Baranova, E.P. Inflation and international economic relations of capitalist countries / E.P. Baranova. - M.: Finance and statistics, 2018. - 112 p.
4. Barshevsky, Grigory The global economic crisis: causes and consequences / Grigory Barshevsky. - M.: Author's book, 2018. - 158 p.
5. Bergman, E. Historical sketch of the theories of economic crises / E. Bergman. - M.: OOO PDF public, 2018. - 169 p.
6. Immigration processes in Europe during the economic crisis. -M.: RAS. INION. Center for Scientific and Information Research of Global and Regional Problems, 2019. - 204 p.
7. De Luna-Martinez, J. Global Survey of Development Banks / J. De Luna-Martinez, C.L. Vicente / Global Survey of Development Banks // Policy Research Working Paper Series. - 2012. -No. 5 969. - 41 p.
8. The role of development banks in Promoting Growth and Sustainable Development in the South, UNCTAD, 2016 [Electronic resource] / URL: https://unctad.org/system/files/official-document/ gdsecidc2016d1_en.pdf (date accessed: 11/27/2020)
9. Evaluating the Reaction of Development Banks to the Financial Crisis Economic Development, 2012 Stephen Kingah and Aliya Salimzhuarova [Electronic resource] /URL: https://unu.edu/ publications/articles/evaluating-the-reaction-of-development-banks-to-the-financial-crisis.html# files (date accessed 10.12.
10. About the reorganization of development institutions. [Electronic resource] / URL: https://www.rbc.ru/business/23/11/2020/5fb-8ce659a79471e74bd2245 (date of treatment 12/20/2020)