Научная статья на тему 'Инвестиционная деятельность американских транснациональных корпораций (ТНК) на примере латино-карибских стран'

Инвестиционная деятельность американских транснациональных корпораций (ТНК) на примере латино-карибских стран Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиционная деятельность американских транснациональных корпораций (ТНК) на примере латино-карибских стран»

3(30) - 2006

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АМЕРИКАНСКИХ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ

КОРПОРАЦИЙ (ТНК) НА ПРИМЕРЕ ЛАТИНО-КАРИБСКИХ СТРАН

Е.М. РОМАНОВА, эксперт Национального Фонда развития малого и среднего предпринимательства при Совете по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации Федерального

Собрания Российской Федерации

Финансово-экономическая ситуация в странах Латинской Америки подвержена частым изменениям. Страны Карибского бассейна характеризовались более стабильной экономикой роста, в них постоянно совершенствуется нормотворческая база, и проводится целенаправленная политика по привлечению прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и улучшению инвестиционного климата в глазах иностранных инвесторов.

Со временем сложное взаимодействие стран латинской Америки и карибского бассейна с иностранными инвесторами постепенно нормализовалось. На рубеже 80-90-х гг. ХХ в. в странах региона начали вырисовываться новые схемы инвестиционного сотрудничества. В частности, начало пересматриваться инвестиционное законодательство, что позволило инвесторам из-за рубежа пользоваться теми же правами, что и национальным владельцам капитала.

Проводилась политика «открытости» и либеральный режим в отношении зарубежных банков (особенно ТНБ), для деятельности которых были сняты кредитно-инвестиционные ограничения. В результате во многих странах региона местные банки были оттеснены на второстепенные, менее прибыльные и стратегически менее важные позиции. либеральные нормы деятельности распространились на многие отрасли экономики Латино-Карибских стран (ЛКА): нефтяную, горно-добывающую и электроэнергетическую промышленность, телекоммуникации, банковскую сферу и фондовую биржу. Особо нуждались

в 1990-х гг. в кредитовании такие отрасли, как: промышленность и базисная инфраструктура, высокотехнологичное и наукоемкое. В условиях преобладания либеральных концепций не удалось добиться устойчивого экономического развития, о чем свидетельствуют спады в конце 1990-х—начале 2000-х гг. в Аргентине, Уругвае и ряде других стран. «Свободная экономика» в ряде государств региона зашла в тупик.

Существенную роль в активизации деятельности сыграли положения «Вашингтонского консенсуса», выдвинутого в 1989 г. в США и одобренного МВФ и МБРР. Он, в частности, предусматривал распространение в Латинской Америке либерального режима применительно к зарубежным вкладчикам капитала. В результате к началу XXI в. новые инвестиционные законы действовали более чем в 20 странах региона (в том числе таких крупнейших, как Аргентина, Бразилия и Мексика, а также Чили, Венесуэла, Перу и Колумбия).

Помимо этого латиноамериканские страны заключали как особые двусторонние соглашения с государствами о взаимном поощрении инвестиций и их соответствующей защите, об устранении двойного налогообложения на капиталовложения, так и специальные региональные соглашения, направленные на региональную интеграцию латино-карибских стран с США (в 1994 г. образование НАФТА), а также интеграцию со странами Центральной Америки (в 2004 г. — формирование КАФТА). Были образованы специальные комитеты и комиссии, ориентированные на привлечение

зарубежных капиталов, куда входят министры экономики, финансов и иностранных дел, а также председатели Центробанка. В 2000 г. в Латинской Америке действовало свыше 20 органов, регулирующих отношения с зарубежными инвесторами (в частности, их участие в приватизируемых предприятиях). Все это свидетельствовало о возрастании роли Соединенных Штатов в регионе, которые старались обеспечить себе образ не «врага», а «друга и союзника». В настоящее время активизируются переговоры и об учреждении Зоны свободной торговли Северной и Южной Америк (ФТАА).

В последнее время, несмотря на возрастание значения других регионов развивающегося мира, особенно новых индустриальных стран Азии, государства Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛКА) по-прежнему остаются важной сферой экономических интересов США и являются «четвертым после НАФТА, Европейского союза и АТЭС регионом мира по экономическому значению»1. Основа сохранения и укрепления экономических позиций США в этом регионе — вывоз производственного капитала в форме прямых инвестиций. Это способствует нормализации воспроизводственного процесса стран региона, их вхождению в мировое хозяйство на более высоком уровне.

Автором предпринята попытка изучить зарубежный опыт привлечения американских ПИИ в лице их транснациональных корпораций (ТнК), особенно рассмотреть новые тенденции и определить дальнейшие перспективы инвестиционного сотрудничества США со странами ЛКА и странами Центральной Америки, а также проанализировать воздействие США на экономическую и политическую обстановку в вышеупомянутых странах для того, чтобы сформулировать и попытаться применить на практике данный опыт применительно к России.

Основные факторы привлечения капиталовложений и их отраслевая структура

Как уже отмечалось выше, притягательность для иностранных капиталовложений стала очень

1 С.М.Рогов. США и интеграционные процессы в Западном полушарии.//Латинская Америка, 1998, № 8, с. 15.

2 С.М.Рогов. США и интеграционные процессы в Западном полушарии //Латинская Америка, 1998, № 8, с. 15.

3 Survey of Current Business, Washington D.C., September 2003, p. 121.

4 Survey of Current Business, July 2005, p. 43.

5 Ibidem.

6 Survey of Current Business, July 2005, p. 43 - 44.

важным фактором развития Латинской Америки. Доля инвестиций в ВВП ее стран выросла в течение 1990-х гг. с 16 до 21%2. Причина такого феномена кроется в следующем.

Во-первых, доля ЛКА в прямых иностранных инвестициях США в их общем объеме в развивающемся мире относительно сократилась с 80,7% в 1950 г. до 60,0% в 2002 г., в то время как их абсолютный размер в последние десятилетия быстро возрастал. За период с 1970 по 2002 г. балансовая стоимость ПИИ США в этих странах увеличилась в 18,1 раза и составила в 2002 г. 272,4 млрд дол., или 60% всех ПИИ США в развивающемся мире3. Для сравнения: на государства Азии, находящиеся на втором месте по этому показателю, приходится 37,7% американских ПИИ.

некоторые страны Латинской Америки по объему прямых инвестиций из США превосходят не только развивающиеся, но и развитые страны. Так, например, Мексика по этому показателю опережает Австралию, Бразилия — Италию. В финансовой сфере Панамы было сосредоточено около 20 млрд дол., или в 4 раза больше, чем в аналогичном секторе ФРГ.

Согласно статистике БЭА США, рост американских ПИИ в страны Латинской Америки и другие страны Западного полушария (за исключением Канады) значительно увеличился и к началу 2005 г. составил 25,2 млрд дол., или, иначе говоря, возрос на 8% по отношению к 2003 — 2004 гг. (в том числе, наибольший рост наблюдался в мексике, Карибских островах, принадлежащих Великобритании и Бермудских островах, составил 7,5 млрд дол., или 13%; 6,4, или 11%; и 6,2, или 7% по отношению к 2003 г. соответственно)4.

Для сравнения: в Европе данный показатель за этот же период времени составил 107,2 млрд дол. или рост на 11% по отношению к 2003 г., в Канаде

— 26,8 млрд дол., или на 14%, а в странах АТР

— 107,7 млрд дол., или на 38%5. Это явилось самым большим увеличением объема американских ПИИ за рубежом. Их рост обусловлен реинвестированием прибыли филиалов в сфере финансов — за исключением депозитарных институтов — и в страховой сфере, а также благодаря оттоку собственного капитала, предназначенного для приобретения депозитарных институтов. Причем наибольший рост за счет реинвестирования прибыли филиалов холдинговых компаний наблюдался в мексике, Карибах и Бермудах6.

Объем накопленных прямых иностранных инвестиций из США в странах Западного полушария

(кроме Канады7 ежегодно возрастал и по состоянию на конец 2004 г. составил 325,9 млрд дол., что на 25,2 млрд дол. больше по сравнению с предыдущим годом. Для сравнения: этот же показатель в экономику Африки за данный период времени составил 22,3 млрд дол., что на 3,3 млрд дол. больше по сравнению с 2003 г.; Среднего Востока — 19,2 млрд дол., что на 1,9 млрд дол. больше, по сравнению с тем же периодом времени; в страны Азии и Тихоокеанского региона — 390,1 млрд дол., что на 107,7 млрд дол. больше аналогичного показателя в прошлом году8.

В течение 1990 - 2001 гг. ежегодный приток американских ПИИ в экономику Латинской Америки увеличился почти в три раза и уже к концу 2004 г. составил 21,0 млрд дол. (для сравнения: совокупный приток американского капитала в Африку за период с 2000 по 2004 г. составил (в млрд дол.) 6,9; в экономику стран Среднего Востока — 8,1; страны Азии и Тихоокеанского региона — 22,1)9.

Совокупный доход от вложений американских ПИИ в Латинской Америке и других странах Западного полушария (кроме Канады) за период с 2000 по 2004 г. составил (в млрд дол.) 113,2 млрд дол. (для сравнения: этот же показатель в экономике стран Африки за период с 2000 по 2004 г. составил (в млрд дол.) 13,1; в экономику стран Среднего Востока — 12,0; страны Азии и Тихоокеанского регион —38,1)10. Следовательно, очевидно то обстоятельство, что, доход от вложений американских ПИИ в латино-карибский регион за последние несколько лет резко увеличился, а в других развивающихся

7 Пояснение автора: согласно методике расчетов Бюро Экономического Анализа США принято употреблять «объем накопленных прямых иностранных инвестиций из США по исторической стоимости» (то есть, по цене приобретения активов, или, иначе говоря, первоначальной стоимости) — Синоним: накопленная стоимость, рассчитанная в историческом аспекте. В русской терминологии и терминологии ЮНКТАД чаще используется термин «объем накопленных ПИИ».

8 Table 10.2. — 10.3. Direct Investment Position Abroad on a Historical-Cost Basis, 2004. Survey of Current Business, September 2005, pp.135—136.

9 Table 16. Direct Investment Abroad: Selected Items by Detailed Country. Survey of Current Business, September 2004 & —Continued, p.136 — 138; Table 16. Direct Investment Abroad: Selected Items by Detailed Country, 2000 - 2004 - Continues. Survey of Current Business, September 2005, p.152 - 154.

10 Table 16. Direct Investment Abroad: Selected Items by Detailed Country. Survey of Current Business, September 2004 & — Continued, p. 136 — 138; Table 16. Direct Investment Abroad: Selected Items by Detailed Country, 2000-2004 - Continues. Survey of Current Business, September 2005, p.152 - 154.

11 World Investment Report 2004, p. 59.

12 Ibid., p. 68.

странах, как, например, в АТР, значительно уменьшился.

В настоящее время главным источником ПИИ (помимо Евросоюза) для данного региона являются США, на которых за период 1995-2002 гг. приходилась 1/3 от общего притока ПИИ в страны ЛКА (для сравнения: на долю Испании за эти годы пришлось 16%. Другими крупными источниками ПИИ в регион являлись Великобритания, Франция и Канада11.

В ближайшие несколько лет, по оценкам АПИ ЮНКТАД, США сохранят свою лидирующую позицию по ПИИ в регионе, за ними последуют инвесторы из Канады, Германии и Нидерландов. Согласно опросам по обзору по ТНК, подготовленному ЮНКТАД, 46% респондентов предсказывали увеличение потоков ПИИ в регион в 2004-2005 гг., наибольшую прибыль от которых получат Бразилия, Мексика, Аргентина, Чили и Венесуэла12.

Во-вторых, американские корпорации оказывают большое влияние на общий уровень экономического развития стран Латинской Америки, темпы роста. В целом достаточно высокая подготовленность региона для размещения капиталовложений современного типа; облегченный доступ к путям сообщения и транзита по ним, включая Панамский канал; относительная политическая стабильность; обеспечение доступа к сырьевым ресурсам, включая бокситы и нефть; защита иностранных инвестиций в регионе и ряд других благоприятных для США факторов обусловливают возможность получения относительно стабильных доходов. Страны ЛКА идут дальше простого режима «открытых дверей» в области привлечения иностранных капиталов и принимают на вооружение целенаправленные стратегии адресной работы с инвесторами.

В-третьих, активному проникновению корпораций США в эти страны способствовала также и всесторонняя поддержка американского государства, равно как и политика местных правящих кругов. В результате в 1990—х гг. сложилась такая ситуация, когда большинство государств региона даже конкурировали между собой в стремлении привлечь иностранный частный капитал, рассматривая его как важный фактор экономического развития.

Наблюдается также увеличение количества торговых и инвестиционных соглашений, цель которых — повысить конкурентоспособность, привлечь больше ПИИ и, следовательно, более эффективно решать проблемы, порождаемые усилившейся конкуренцией. Этому же, несомненно, способствуют,

как все континентальные, так и некоторые новые региональные интеграционные соглашения.

Яркими примерами вышесказанного могут также служить: НАФТА и МЕРКОСУР (последний представляет собой крупнейший интегрированный рынок, где сосредоточено 45% населения (более 200 млн. чел.), 50% совокупного ВВП (свыше 1 трлн дол.), 40% прямых зарубежных инвестиций, более 60% совокупного объема товарооборота и 33% объема внешней торговли континента13.

Затем в 2004 г. США активизировали переговоры о заключении соглашения о создании Зоны свободной торговли (КАФТА) между США и пятью Центральноамериканскими странами (Коста-Рикой, Гватемалой, Гондурасом и Сальвадором, Никарагуа). В результате, соглашение было ратифицировано Конгрессом США 15 марта 2004 г. и 25 мая того же года вступило в силу (КАФТА заключено по принципу ЮНКТАД «одна группа + две страны). Затем, уже 5 августа 2004 г., было подписано двустороннее соглашение между США и Доминиканской Республикой — «ДР-КАФТА» (the Dominican Republic-Central American Free Trade Agreement or the DR-CAFTA agreement)1*4.

КАФТА отменяет таможенные пошлины и одновременно увеличивает возможности для экспорта

и импорта в США центральноамериканских стран и инвесторов и поможет объединить экономику стран Центральной Америки в единый торговый блок, а также ведет к повышению объема ПИИ, особенно вложений в сборку готовых изделий для рынка США и сферу услуг. По мнению Президента Буша, «КАФТА — это не просто торговый закон, а обязательство свободолюбивых стран укреплять мир и процветание по всему региону»15. Иными словами, по мнению Буша, КАФТА-ДР поможет экономикам и демократиям региона.

Данное соглашение может ускорить процесс приватизации в Доминиканской Республике и странах Центральной Америки16. Как показал пример с Доминиканской Республикой, заключение данного соглашения с США помогло ей наладить политическую стабильность в стране и усилить процесс либерализации экономики как внутри страны, так и вне ее — т.е. этот урок восприняли и соседствующие государства. Кроме того, заключение КАФТА помогло Доминиканской Республике справиться и с безработицей, создавая новые места для рабочих, и резко сократить нелегальный поток иммигрантов в Соединенные Штаты.

(Продолжение следует)

13 В настоящее время Чили, Боливия и Перу. Одобрены заявки

на вступление в МЕРКОСУР в качестве ассоциированных чле-

нов: Венесуэла, Колумбия, Мексика и Эквадор. Таким образом,

может быть создана зона свободной торговли на всем континенте. За десять с лишним лет МЕРКОСУР из зоны свободной торговли и ставший в 1995 г. таможенным союзом, превратился в крупнейшую региональную экономическую организацию. В указанном году МЕРКОСУР также заключил рамочное соглашение о сотрудничестве с ЕС, целью которого является создание в перспективе зоны свободной торговли между экономическими сообществами. Аргентина, Колумбия и Чили изъявили желание присоединиться к НАФТА в качестве самостоятельной экономической группировки. В этой связи Бразилия выступила с инициативой создания САФТА по аналогии с НАФТА. Ядром новой организации должен стать МЕРКОСУР. Ее основная цель

— «интеграция с НАФТА для создания Западном полушарии единого рынка». Будущее образование Зоны свободной торговли в Южной Америке (САФТА) /South American Free Trade Area, SAFTA/ — возможный конкурент в деле экономической интеграции Южной Америки у МЕРКОСУР.

14 Annex A. A. I. 15. International investment agreements (other than BITs and DTTs) concluded, 2004-2005). World Investment Report 2005. P. 277;70.

15 Подр. о КАФТЕ и ее перспективах см. :Пресс-релиз Госдепартамента США. Буш подписывает торговое соглашение с Центральной Америкой и Доминиканской республикой от 03 августа 2005 г. (http://usinfo.state.gov/russian/Archive/2005/ Aug/03-109439.html).

16 World Investment Report 2005: Transnational Corporations and the Internalization of R&D. United Nations and Geneva. р.73;94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.