Научная статья на тему 'Инвестиции в развитие человеческого капитала.'

Инвестиции в развитие человеческого капитала. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5112
558
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИРОВАНИЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / SWOT-АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романова Е. Б.

В статье рассматривается процесс инвестирования в развитие человеческого капитала. Анализируется понятие «человеческий капитал», выделяются основные направления инвестирования. Проводится SWOT-анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз социально-экономических аспектов процесса инвестирования в развитие человеческого капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investment in human capital development

The article discusses the process of investment in human capital development. The definition of human capital is analysed, the main means of investing are allocated. Strengths, weaknesses, opportunities and threats of social and economic aspects based on the SWOT-analysis of the process of investment in human capital development are investigated.

Текст научной работы на тему «Инвестиции в развитие человеческого капитала.»

Е. Б. Романова

ИНВЕСТИЦИИ В РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Работа представлена кафедрой экономики иупраеления Санкт-Петербургского института управления и права.

Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор В. И. Трунин

В статье рассматривается процесс инвестирования в развитие человеческого капитала. Анализируется понятие «человеческий капитал», выделяются основные направления инвестирования. Проводится SWOT-анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз социально-экономических аспектов процесса инвестирования в развитие человеческого капитала.

Ключевые слова: инвестирование, человеческий капитал, SWOT-анализ.

The article discusses the process of investment in human capital development. The definition of human capital is analysed, the main means of investing are allocated. Strengths, weaknesses, opportunities and threats of social and economic aspects based on the SWOT-analysis of the process of investment in human capital development are investigated.

При становлении общества, построенного на знаниях, роль высококвалифицированного труда и творческой личности возрастает. Человеческий капитал - это наиболее ценный ресурс современного об -щества, гораздо более важный, чем природные ресурсы или накопленное богатство. Проблема развития человеческого капитала связана с процессом инвестиции.

В статье проводится анализ процесса инвестирования в развитие человеческого капитала и определения сильных и слабых сторон, возможностей и угроз социально-экономических аспектов этого процесса.

Человеческий капитал является формой капитала, потому что представляет собой источник будущих доходов. Одно из наиболее полных определений экономической категории человеческий капитал дал экономист Г.И. Бондаренко. Он считает, что человеческий капитал представляет сформированный в результате инвестиций запас знаний, умений, навыков и мотиваций, отражающий совокупность физических, интеллектуальных и психологических качеств и способностей личности, приобретающей форму капитала в связи с непрерывностью процесса их накопления, используемых в сфере общественного производства, содействуя росту производитель-

ности труда и влияющий на рост доходов человека [1, с. 37]. Как нам представляется, человеческий капитал является динамической характеристикой. Его формирование происходит в течение всей человеческой жизни, что подтверждает и концепция непрерывного образования, и постоянное инвестирование индивидуума в свое здоровье и перемещения, связанные с поиском работы. Поэтому в определении лучше использовать «формирующийся» вместо «сформированный».

В человеческий капитал включаются следующие компоненты: капитал здоровья и здорового образа жизни, капитал образования, капитал подготовки на производстве, научный капитал, капитал культуры, капитал обладания экономически значимой информацией, капитал миграции. Формирование и развитие человеческого капитала осуществляется посредством инвестиций. Каждой компоненте человеческого капитала соответствует свой вид инвестиций. Выделим три основных направления инвестиций в человеческий капитал:

• расходы на образование;

• расходы на здравоохранение;

• расходы на мобильность.

Образование занимает центральное место и играет ключевую роль в процессе ин-

Инвестиции в развитие человеческого капитала

вестиций в человеческий капитал, поскольку именно образование формирует рабочую силу, которая становится более квалифицированной и более производительной. Формирование капитала образования может достигать 12-20 лет, в процессе трудовой деятельности поддерживая и развивая свой капитал образования на необходимом уровне, работник также продолжает обучение. Таким образом, инвестирование в человеческий капи-тал неотделимо ни во времени, ни в пространстве от инвестирования в образование.

Инвестирование в здоровье имеет также большое значение. Достаточно очевидно, что чем лучше состояние здоровья человека, тем дольше срок его активной деятельности, выше работоспособность и производительность труда, эффективнее ис-

SWOT-aнaлиз инвестирования в

пользуются все другие активы человеческого капитала. Следовательно, выше отдача и для самого человека, и для фирмы, в которой он работает, и для национальной экономики в целом.

Работники затрачивают средства для миграции в места с относительно высокой производительностью. Географическая миграция, аналогично образованию, влечет за собой издержки в настоящем, чтобы получить выгоду в будущем от повышения рыночной стоимости их трудовых услуг.

Проведем SWOT-aнaлиз инвестирования в развитие человеческого капитала. В табл. 1 показаны результаты SWOT-aнa-лиза социально-экономических аспектов инвестирования в развитие человеческого капитала.

Таблица 1

звитие человеческого капитала

Сильные стороны Слабые стороны

1. Развитие человеческого капитала -основополагающий фактор экономического роста 2. Отдача от инвестиций: высокий доход в будущем для индивидуумов 3. Отдача от инвестиций: длительный экономический и социальный эффект для общества 1. Значительные затраты какдля индивидуума, так и для общества в целом 2. Ограничение инвестирования в человеческий капитал для выходцев из бедных семей 3. Несовершенство действующих институтов общества

Возможности Угрозы

1. Непрерывное образование позволит постоянное инвестирование в развитие человеческого капитала 2. Более широкий доступ к интересной и перспективной работе 3. Высокий престиж профессии или повышенное удовольствие от деятельности в будущем 1. Человеческий капитал стечением времени изнашивается физически и морально 2. Увеличение издержек оппортунистического поведения

Главной характеристикой экономического процесса развития общества является непосредственная зависимость от появления нового знания, выступающего источником инноваций [4]. Процессы появления нового знания и передачи уже существующего тесно связаны с развитием образова-ния, а следовательно, с накоплением человеческого капитала. Это позволяет рассматривать его в качестве доминантного фактора экономического развития общества в период становления экономики, основанной на знаниях.

Инвестиции в человеческий капитал дают его обладателю, как правило, в будущем более высокий доход. Для общества эти вложения обеспечивают длительный и интегральный экономический и социальный эффект. Инвестиции в образование считаются самыми прибыльными. «Это очень рентабельный бизнес - на 1 рубль вложения получается 2 рубля прибыли» [6].

Инвестиции в человеческий капитал представляют собой благо длительного пользования: средний период инвестирования в образование составляет 12-20 лет, а в

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

капитал здоровья человек производит вложения в течение всей жизни. Кроме того, человеческий капитал не отделим от индивида и отличается от физического капитала по степени ликвидности. От решений индивида зависит функционирование человеческого капитала. Степень отдачи от его применения определяется интересами человека, его предприимчивостью, предпочтениями, его материальной и моральной заинтересованностью, общим уровнем его образования и культуры.

В своей будущей деятельности работник имеет возможность непрерывно повышать свой образовательный уровень, обучаясь по месту работы и в образовательных учреждениях. При этом он будет развивать свой человеческий капитал, инвестируя в него средства и ожидая в будущем отдачи от вложенных средств.

К ожидаемой отдаче от инвестиций в человеческий капитал относят более высокий уровень заработка, большее удовлетворение от избранной работы, более высокую оценку будущей деятельности, улучшение условий труда и пр.

К слабым сторонам процесса инвестирования в развитие человеческого капитала можно отнести значительные затраты как для индивидуума, так и для общества в целом. Возможным решением может быть предоставление системы долговременных кредитов и разработки новых технологий финансирования образовательных учреждений. Концептуальной основой разработки новых технологий финансирования, согласно Концепции модернизации образования, должно стать инвестирование в развитие человеческого капитала [5, с. 67].

Реформа в образовании - проблема институциональная. До сих пор система высшего образования существует в расчете на индустриальное общество, т. е. на общество массового производства и товарного дефи-

цита. В новых экономических условиях поддержка студентов несправедлива, процент студентов, родители которых являются мало оплачиваемыми, ничтожно мал. Помощь государства, частных предприятий, спонсоров должна помочь талантливым студентам из бедных семей получить высшее образование.

Одной из основных угроз инвестирования в человеческий капитал являются издержки оппортунистического поведения учреждений образования и здравоохранения. Форма издержки - моральный риск, возникающий, когда при заключении договора индивидуум полагается на другую сторону, а получение действительной информации о ее поведении требует больших издержек или вообще невозможно.

Человеческий капитал с течением времени не только увеличивается, но и изнашивается как физически, так и морально. Стоимость человеческого капитала в процессе бытия экономически изменяется, так как устаревают знания индивидуума, т. е. его капитал амортизируется. Эмпирически обосновано, что в современном обществе срок обновления знаний составляет не более 5 лет [3, с. 13].

Причем обесценивается не только запас знаний, но и опыт: исследование показало, что занятость в недавнем прошлом служит позитивным сигналом для работодателей и облегчает выход из безработицы в сферу занятости [2, с. 32].

Таким образом, инвестирование в развитие человеческого капитала является основополагающим фактором экономического роста страны и приносит высокую отдачу от инвестиций в будущем для индивидуума. Недостатки этого процесса должны уменьшаться при совершенствовании институциональной среды, и решению этой проблемы призваны помочь Приоритетные программы правительства России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бондаренко Г. И. Человеческий капитал: основные факторы его воспроизводства и развития. Ростов-на-Дону: Тера, 2005.

2. Денисова И. А. и др. Региональный рынок труда: эмпирическое исследование регистрируемой безработицы. М., 2001.

3. Дудуева А. Способность к обучению ценнее опыта // Саратовский университет. 2001. № 9.

4. Дэвид П., Форэ Д. Экономические основы общества знания // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2003. Т. 1. № 1.

5. Лиман И. А. Высшее образование в России: проблемы управления и финансирования. Монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2006.

6. Чичкалов В. Инвестиции в образование - это инвестиции в будущее страны. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// gazeta.aif.ru/online

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.