Научная статья на тему 'Структура инвестиций в человеческий капитал медиаорганизаций'

Структура инвестиций в человеческий капитал медиаорганизаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
621
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / МЕДИАОРГАНИЗАЦИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / ЗДОРОВЬЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СИНЕРГЕТИКА / HUMAN CAPITAL / MEDIA ORGANIZATIONS / INVESTMENT / HEALTH / EDUCATION / TRAINING / HUMANISTIC APPROACH / SYNERGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондрашова Вера Константиновна, Егорова Елена Евгеньевна

Рассматривается традиционный подход к понятию человеческого капитала, его структура и инвестиции в составляющие части. Особое внимание уделено инвестированию в человеческий капитал в медиаорганизациях. В работе представлены основные институты, определяющие формирование и развитие человеческого капитала. Выявлена необходимость расширенной трактовки категории человеческого капитала в условиях информационного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE of INVESTMENT IN HUMAN CAPITAL of media organizations

The article deals with the traditional approach to the concept of human capital, its structure and investment in component parts. Particular attention is given to investment in human capital in media organizations. The paper presents the basic institutions that define the formation and development of human capital. The necessity of an expanded interpretation of the category of human capital in the information society is identified.

Текст научной работы на тему «Структура инвестиций в человеческий капитал медиаорганизаций»

№ 3/2016 ВЕСТНИК МГУП ИМЕНИ ИВАНА ФЕДОРОВА ISSN ON-LINE: 2409-6652 © Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова_vestnik.mgup.ru

УДК 330.322+655

СТРУКТУРА ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

МЕДИАОРГАНИЗАЦИЙ

Кондратов;! Вера Константиновна

профессор кафедры экономики и менеджмента медиабизнеса, доктор экономических наук Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А ук. kondrashova@gmail. сот

Егорова Елена Евгеньевна

доцент кафедры экономики и менеджмента медиабизнеса, кандидат экономических наук Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А egorovaee1@gmail. сот

Аннотация. Рассматривается традиционный подход к понятию человеческого капитала, его структура и инвестиции в составляющие части. Особое внимание уделено инвестированию в человеческий капитал в медиаорганизациях. В работе представлены основные институты, определяющие формирование и развитие человеческого капитала. Выявлена необходимость расширенной трактовки категории человеческого капитала в условиях информационного общества.

Ключевые слова: человеческий капитал, медиаорганизация, инвестиции, здоровье, образование, обучение, гуманистический подход, синергетика.

Концепция человеческого капитала с 60-х годов ХХ-го века входит во все западные учебники по экономике. Теоретики, которые разработали ее, были представителями «чикагской школы» — Теодор Шульц, Гэри Беккер, Бартон Вейсброд и др.

В России исследования человеческого капитала начались в 90-х годах. Переход к новому технологическому укладу в XXI веке только усиливает интерес к данной концепции, так как главными факторами формирования человеческого капитала в условиях постиндустриальной экономики становятся образование, знание и наука. Помимо этого, к одному из наиболее востребованных продуктов на развитом рынке можно отнести информацию, которая является ключевым фактором, влияющим на развитие человеческого капитала. Основная отрасль, производящая информационный продукт, — это медиаинду-стрия.

В настоящее время практически не осталось сфер человеческой жизни, в которые не вторглись бы цифровые или ^-технологии. По данным ВЦИОМ, каждый пятый потребитель получает информацию из трех источников: ТВ, радио и Интернета, а каждый десятый ограничивается сочетанием ТВ и интернета, или только ТВ. [9]

Все это в совокупности обуславливает актуальность проблемы статьи.

Человеческий капитал формируется, прежде всего, за счет инвестиций в повышение уровня и качества жизни населения, в том числе, в воспитание, образование, здоровье, знания, науку, а также в культуру, искусство и другие составляющие. Формируется человеческий капитал и за счет притока и оттока миграционных потов из других стран.

Структура инвестиций определяется составляющими человеческого капитала: воспитание, образование, здоровье, наука, личная безопасность, предпринимательская способность, инструментарий интеллектуального труда. [6]

Инвестирование средств в человеческий капитал существенно отличается от инвестирования в физический капитал. Значительное отличие в первую очередь заключается в том, что «человек начинает применять свои способности задолго до окончания их формирования». [2]

Второе отличие в том, что физический капитал целиком изнашивается в процессе применения, а человеческий капитал сопровождается совершенствованием способностей личности за счет обмена знаниями и информацией. Кроме того, человеческий капитал неотделим от носителя, который сам является активным соучастником процесса инвестирования.

Инвестиции в человеческий капитал приводят не только к изменению его качества, но и к росту прибыли и повышению конкурентоспособности медиаорга-низаций. Так как имеющийся запас знаний, умений и способностей — это и есть составляющие человеческого капитала, то к капиталовложениям в него относятся и охрана здоровья, и образование, и получение профессиональных навыков.

Современные теории управления с позиций гуманистического подхода определяют человеческий ресурс как важнейший производственный элемент, наравне с «капиталом и технологиями, следовательно, предприятию выгодно» инвестировать в него. «Под человеческим ресурсом понимается накопленный сотрудником запас знаний, умений, уровень образования, профессиональный опыт, здоровье.» [3]

№ 3/2016 ВЕСТНИК МГУП ИМЕНИ ИВАНА ФЕДОРОВА ISSN ON-LINE: 2409-6652 © Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова_vestnik.mgup.ru

Владельцы медиаорганизаций взвешивают предельную норму отдачи от инвестиций в составляющие человеческого капитала с доходностью альтернативных вложений в виде процентов или дивидендов. Таким образом, нормы отдачи регулируют распределение средств между различными компонентами человеческого капитала на микроуровне и отраслями экономики на мезоуровне.

Человеческий капитал, также как и физический, может иметь различные формы. На основании данного деления выделяют и основные формы инвестирования в человеческие активы: здравоохранение и питание, образование, профессиональное обучение, миграция экономически активного населения. Образование в разнообразных вариантах его программ является главным и долгосрочным из направлений деятельности по инвестированию в человеческий капитал, поскольку требует значительных затрат времени и средств.

Процессы охраны здоровья и организации питания представляют собой значимые капиталовложения, так как увеличивают отдачу от труда, например, снижая заболеваемость, и увеличивают длительность продуктивного периода жизни за счет сохранения уровня здоровья. В капитале здоровья можно выделить общее и специализированное здоровье, и, следовательно, соответствующие инвестиции. [11]

В настоящее время среди прикладных дисциплин выделяют отдельное направление — экономику здоровья. Среди разделов данной дисциплины приводятся аналитические расчеты по эффективности инвестиций в здоровье. Например, компания Vision International People Group, как производитель продуктов для охраны и поддержания здоровья, разработала метод оценочной шкалы эффективности различных видов инвестиций в оздоровительные программы. [4] Интересным результатом исследования было подтверждение, что совместное «вливание» двух и более вложений в программы на выходе дает наибольший синергетический эффект.

Обучение подразделяется на общепрофессиональное, как для отрасли медиаиндустрии, и специальное, например, для конкретной медиаорганизации. Обучение может проводиться как в безотрывной от основного места работы форме, так и в отрыве от нее, в частности, на курсах переподготовки.

Миграция экономически активного населения и поиск работы также рассматриваются как инвестиции в человеческий капитал. Данные процессы требуют существенных затрат, как материальных, так и моральных, но смогут окупиться в случае, если новое место работы будет более доходным.

В структуре обобщенных вложений в человеческий капитал наибольший удельный вес у процесса обучения.

В организациях медиаиндустрии наблюдается большая часть перечисленных форм инвестирования — организация обучения, например, курсы повышения квалификации, процесс питания, в том числе, дополнительное специальное питание на вредных производствах, организация отдыха и медицинского обслуживания, например, бесплатная диспансеризация,

предоставление посещений бассейна, спортивных клубов, базы отдыха.

Медиаоранизации могут осуществлять почти все вышеперечисленные формы инвестиций за исключением трудовой миграции. Предприятия оплачивают общее и специальное обучение сотрудников, медицинскую страховку, питание в обеденный перерыв, спортклубы и т.д.

Для оценки инвестиций в человеческий капитал используются разные подходы и различные методы для учета специфического характера данных вложенный. Среди количественных показателей оценки потенциала можно выделить индекс развития человеческого потенциала, который включает в себя компоненты качества здоровья, уровня образования, продолжительности жизни.

В производственных организациях, работник, много лет проработавший у одного и того же работодателя, ценится выше, чем, новый сотрудник. [1] Это объясняется тем, что среди сотрудников с большим стажем работы на одном месте текучесть всегда ниже, чем среди вновь нанятых, и заполнение вакансий происходит, как правило за счет внутреннего рынка медиаорганизаций.

Специфику инвестиций в человеческий капитал отличают ряд особенностей. Зависимость доходности инвестиций от срока службы. Выгоды принимают как физическую форму, так и нематериальную в виде социальных, психологических выгод. Последние являются значимыми качественными показателями, но их достаточно сложно привести к количественному виду. По мере накопления человеческого капитала его доходность, как правило, возрастает, в отличие от физического капитала. Образование в медиаиндустрии увеличивает положительные экстерналии в аспекте множительного эффекта прироста информации. Процесс совместной деятельности носителей капитала приводит к неформальному пути его передачи. [7]

Неликвидность «человеческого капитала» как его специфика обусловлена последствиями ухода работника к другому работодателю, приводящему к потери инвестированных средств. Именно поэтому инвестирование в человеческий капитал более рискованно, чем вложения в физический капитал, а эффективность инвестиций многократно выше. [8]

Повышение эффективности формирования человеческого капитала и его использования, также как и физического капитала, сопровождается синергетиче-ским эффектом объединенного использования материальных и нематериальных ресурсов, приводящих к образованию информационных кластеров медиаинду-стрии. Таким образом, формирование и использование человеческого капитала способствует повышению конкурентоспособности медиаорганизации и ее дальнейшему развитию.

На формирование человеческого капитала оказывает влияние ряд институтов.

Институты определяются как «... совокупность формальных и неформальных норм, действующих в обществе, которые определяют правила взаимодействия индивидов». [12] Выделение основных наибо-

№ 3/2016 ВЕСТНИК МГУП ИМЕНИ ИВАНА ФЕДОРОВА ISSN ON-LINE: 2409-6652 © Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова_vestnik.mgup.ru

лее значимых институтов осуществляется на основе категории фонда человеческого капитала.

К основным фондам человеческого капитала относится «интеллектуальный капитал, включающий образовательный фонд, фонд науки, инновационный фонд; фонд подготовки на производстве; фонд здоровья; фонд миграции, обеспечивающий мобильность работников; фонд мотивации экономической деятельности; другие активы, рассматриваемые в расширительной трактовке». [12]

Институты делятся на формальные и неформальные группы. Формальные институты оказывают воздействие на тот фонд человеческого капитала, для регулирования которого они были созданы. Неформальные институты имеют широкое влияние на формирование человеческого капитала, так как отражают нормы, ценности, традиции, привычки и влияют на поведение работника. Они проявляют свое воздействие как в рамках конкретных организаций, или объединений индивидов, так и в сфере общего институционального воздействия. [12]

Остается актуальной в современных условиях проблема государственного инвестирования и создания на отраслевом уровне оптимальных условий для отдачи инвестиций в сфере медиаиндустрии. Информация в современных условиях развития общества становится фактором производства в формировании человеческого капитала, решающую роль в котором играют инвестиции со стороны государства в образовательный процесс. [10]

Таким образом, повышение эффективности деятельности медиаорганизаций, обеспечение их конкурентоспособности в значительной степени зависит от формирования человеческого капитала. Дальнейшие исследования человеческого капитала в рамках гуманистического подхода предполагают не только анализ личных качеств работника медиаорганизации, социальных, психологических аспектов его деятельности, но и требуют «новых подходов к организации деятельности, которую отличают коллективные усилия исполнителей. Решение сложных ... экономических задач в постиндустриальную эпоху возможно только на основе реализации новых научных идей.» [5] Структуру новой парадигмы будут составлять следующие компоненты: самосовершенствование, возрождение ответственности за осуществление своей деятельности на основе законов мироздания, знание принципов энергоинформационного обмена, утверждение необходимости перехода от конкуренции к сотрудничеству, к взаимодействию работников в организационных системах на основе принципов синергетики и эмерджентности, необходи-

мость перевода деятельности человека с траектории

материальной обыденности и личной выгоды на траекторию духовности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Беккер Г. Человеческий капитал (главы из книги) // США: экономика, политика, идеология. — 1993.

— № 11. — С. 109-119. — № 12. — С. 86-104.

2. Бузгалин А. Колганов А. Человек, капитал и рынок в экономике XXI века // Вопросы экономики — 2006. — № 3. — С. 125-141.

3. Егорова Е.Е. Управление предприятием в социальной рыночной экономике // Вестник МГУП, 2015. — № 3. — С. 41-45.

4. Кашин В.И. Реальный сектор экономики // Ремедиум. — 2005. — № 4. — С. 25-28.

5. Кондрашова В.К. Егорова Е.Е. Культура и ее влияние на содержание и характер труда // Нормирование и оплата труда промышленности. — 2015. — № 9. — С. 57-63.

6. Корчагин Ю. А. Модернизация России должна начинаться с модернизации человеческого капитала // ЦИРЭ: сайт. — URL: http://www.lerc.ru/?part= articles&art=1&page=40 (дата обращения: 23.05.2016).

7. Курганский С.А. Человеческий капитал: сущность, структура, оценка. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003. — 288 с.

8. Молчанова О.М. Использование модели человеческого капитала в оценке потребностей в услугах здравоохранения // Человеческий капитал и экономико-демографическое развитие. — М.: МАКС Пресс, 2002.

9. Мышленник Г.В. Проблемы медиаэкономики в условиях финансового кризиса России XXI века // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 3 / Инновационный центр развития образования и науки.

— Екатеринбург, 2016. — С. 174-176.

10. Мышленник Г.В. Роль государства в экономическом развитии современной России: наука и практика. — Уфа: Научный центр «АЭСТЕРНА». — 2014. — С. 86-88.

11. Пахомова Н., Эндрес А., Рихтер К. Экологический менеджмент. — СПб., 2003. — 544 с.

12.Даниленко Н.Н., Долгополова И.С. Формирование человеческого капитала: учеб. пособие. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. — 120 с.

STRUCTURE OF INVESTMENT IN HUMAN CAPITAL OF MEDIA ORGANIZATIONS

Vera Konstantinovna Kondrashova

Moscow State University of Printing Arts 127550 Russia, Moscow, Pryanishnikova st., 2А

Elena Evgenievna Egorova

Moscow State University of Printing Arts 127550 Russia, Moscow, Pryanishnikova st., 2А

№ 3/2016 ВЕСТНИК МГУП ИМЕНИ ИВАНА ФЕДОРОВА

© Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова

ISSN ON-LINE: 2409-6652 _vestnik.mgup.ru

Annotation. The article deals with the traditional approach to the concept of human capital, its structure and investment in component parts. Particular attention is given to investment in human capital in media organizations. The paper presents the basic institutions that define the formation and development of human capital. The necessity of an expanded interpretation of the category of human capital in the information society is identified.

Keywords: human capital, media organizations, investment, health, education, training, humanistic approach, synergy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.