Научная статья на тему 'История и перспектива развития рынка информационного продукта'

История и перспектива развития рынка информационного продукта Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
584
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЫНОК / ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ / ПЕРСПЕКТИВА / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / INFORMATION PRODUCT / INFORMATION MARKET / HISTORY OF DEVELOPMENT / PROSPECT / HUMAN CAPITAL

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Егорова Елена Евгеньевна, Ферцер Валерия Дмитриевна

Рассматриваются история и перспектива развития информационного продукта, изменения, произошедшие с человеческим капиталом на рынке труда в медиаиндустрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History and prospect of development of market information product

The paper examines the history and prospects of development of information product, changes in human capital in the labor market of this industry.

Текст научной работы на тему «История и перспектива развития рынка информационного продукта»

УДК 339.13.017

ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ РЫНКА ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОДУКТА

Егорова Елена Евгеньевна

доцент кафедры экономики и менеджмента медиабизнеса, кандидат экономических наук Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А egorovaee1@gmail. сот

Ферцер Валерия Дмитриевна

студентка института издательского дела и журналистики Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А lir-ok@yandex. т

Аннотация. Рассматриваются история и перспектива развития информационного продукта, изменения, произошедшие с человеческим капиталом на рынке труда в медиаиндустрии.

Ключевые слова: информационный продукт, информационный рынок, история развития, перспектива, человеческий капитал.

XXI век называют эпохой информации. Она является одним из важнейших факторов общественной жизни, предопределяющим ее развитие. Кроме того, информация становится основным продуктом, который потребляет абсолютно каждый в современном мире [5]. Для создания этого продукта задействуются огромные ресурсы. С течением времени сформировалась особая отрасль, медиаин-дустрия, целью которой стало исключительно производство и распространение информационного продукта для удовлетворения общественных потребностей в нем. Необходимо отметить, что именно спрос на этот продукт всегда определял и определяет тенденции развития отрасли в целом, а также тенденции развития смежных отраслей, обеспечивающих ее работу [1.]

Можно сказать, что изменение спроса на информационный продукт как главный маркер изменений в отрасли, его производящей, в историческом разрезе эффективнее всего связывать или обнаруживать по тем качественным и количественным изменениям, которые происходят с человеческим капиталом на рынке труда медиаэкономики. Предлагаемое сопоставление становится возможным и необходимым, поскольку в зависимости от изменений спроса на сам информационный продукт изменяются особенности формирования человеческого капитала, инвестирования в него, спроса и предложения на рынке квалифицированного труда в целом.

Изучение истории развития информационного продукта позволит составить достаточно четкую общую картину исторического развития отрасли, производящей его, проанализировать изменения, произошедшие с ней, и выявить их причины. Это поможет сформировать представление не только о тенденциях развития медиаиндустрии, но и обо всех изменениях, происходящих в экономической, социальной, политической и культурной жизни общества в целом.

Надо отметить, что изменение спроса на информационный продукт тесно связано с общим уровнем

грамотности населения, а также с просветительскими программами, проводимыми государством [2].

В древности эксклюзивное право создания и распространения информационного продукта принадлежало жрецам. Они являлись необходимой связью между правителями (или богами) и народом, именно благодаря их записям законов и трактатам в настоящее время мы имеем представление о жизни, например Древней Месопотамии. Если говорить о рынке труда и о формировании и инвестициях в человеческий капитал «работников», то можно создать следующую картину: производством информационного продукта занималось от одного до пяти человек, сменяющих друг друга. В ученичество выбирались при этом единицы наиболее одаренных, способных детей в возрасте в среднем до 10 лет. Знания и умения ораторского и письменного искусств были доступны не каждому человеку, а передавались строго от учителя к ученику. М.А. Коростелев называет жрецов этносоциальной корпорацией, в основе которой лежат специфический труд и знания [1]. Таким образом, рынок информационного продукта был монополизирован, что обусловливало его медленное развитие, несмотря на исключительно высокие инвестиции в тех, кто занимался созданием информационного продукта.

Похожими древними корпорациями, занимающимися производством информационного продукта, можно назвать объединения египетских писцов. Они создали первые научные трактаты по медицине, математике, астрономии, анатомии. Именно их работы стали предпосылками появления личного авторства в структуре духовного производства. Интересно, что именно в древнем Египте мы можем наблюдать зарождение авторского права, т.е. права на информационный продукт. Пока еще не индивидуального, т.е. не принадлежащего конкретному человеку, а группового. Также следует говорить «об анонимном авторстве, когда создание информационного продукта приписы-

валось мифическим героям, царям или богам» [1]. Надо отметить, что существенным фактором, объясняющим довольно низкий спрос на этот продукт, являлась безграмотность большей части населения.

В Средние века в связи с тем, что образование становится более доступным, в связи с распространением религиозного образования в приходских школах и семинариях, спрос на информационный продукт начал возрастать. Необходимо отметить, что этот продукт, востребованный широкими массами, имел все тот же специфический характер и относился в основном к пропаганде идей главенствующего в те времена института церкви. Информационный продукт начинает усложняться в своей структуре, разделяется на виды, согласно интересам и возможностям потребителей разных уровней образования и материального положения.

С течением времени границы между социальными слоями начинают размываться, образуя третье сословие. Образованная часть населения, которую уже нельзя назвать простыми ремесленниками, но еще не ставшая интеллектуалами, богословами, философами, в полной мере производящими интеллектуальный и духовный продукт. Именно третье сословие становится основным покупателем массового информационного продукта. Рост спроса приводит к усложнению структуры отрасли, к появлению новых видов продукта, методов и способов создания и распространения.

Информационный продукт делится на массовый и элитарный. Наибольшее значение в его развитии имеет изобретение Иоганном Гуттенбергом печатной машины и последовавшей за этим череды технических изобретений, позволяющих производить «ме-диаблаго» совершенно иного уровня. С возникновением первых печатных мастерских или типографий связаны также изменения и в способах формирования человеческого капитала рабочих отрасли печати. Инвестиции государства и меценатов в ее развитие резко увеличились, что способствовало качественному росту человеческого капитала работников типографий и, как следствие, росту качества информационного продукта. Ярким примером этому является первая типография (Печатный двор), которой руководил Иван Федоров. Печатный двор был создан на средства Ивана IV, который финансировали выпуск первых печатных книг на Руси, например... "Апостола"» [2].

С наступлением просветительской эры нижняя граница уровня грамотности населения значительно поднимается, хотя образование для основной массы населения, как и прежде, остается на базовом уровне. Несмотря на это, спрос на информационный продукт значительно повышается, кроме того, государство начинает стимулировать развитие отрасли. Интересно, что в этот момент истории складывается ситуация, когда практически все дворянство и часть населения не дворянского происхождения, как представители высокообразованного слоя общества, становятся производителями информационного продукта, а большая часть населения — его потребителями. Попытки удовлетворить возросшие потребности общества в информации приводят к значительному расширению и усложнению технологии производства продукта. Из-за усложнения производства появляются такие новые

специальности, как редактор, верстальщик, цензор, оформитель. Возникает острая потребность в квалифицированном труде, поэтому при типографиях и редакциях возникают школы, финансируемые либо государством, либо самой организацией [4]

Таким образом, в эпоху просвещения спрос на информационный продукт возрастает настолько, что изменяется его структура, способы и техника производства и распространения. Это влечет за собой структурные изменение всей отрасли, многие из которых сохранились до наших дней. Совершенствуется технология печати — появляются печатные станки с паровыми двигателями, что позволяет значительно ускорить процесс и увеличить тираж [4]. В эпоху Просвещения был достигнут совершенно новый уровень производства информационного продукта, который предопределил дальнейшее развитие медиаиндустрии.

В XX в. состояние рынка информационного продукта обусловливается политическими, экономическими, социальными и культурными катаклизмами. В это время производство данного продукта преследует и обеспечивает пропагандистские цели каждой из противоборствующих групп, на которые разделилось общество. В дальнейшем, несмотря на то, что время острых катаклизмов прошло, пропагандистская или рекламная составляющая плотно вошла в структуру информационного продукта. Его значение стало определяться двумя основными задачами — рекламной и общей информирующей.

В XXI в. происходит сильнейший научно-технический скачок, в корне изменивший все принципы создания информационного контента, его обработки и воспроизведения в материальном виде. На стыке различных производств появляются продукты, существование которых до этого момента было невозможно, например, интерактивные книги. С появлением Интернета и его массовым распространением доступ к информации становится неограниченным [3]. Вместе с этим появляются и упраздняются многие специальности, изменяется сам процесс производства, внедряются новые технологии. Как следствие, формируются специальности технолога, инженера, печатника и машиниста полиграфического оборудования, целью которых становится обслуживание техники, задействованной в производственном процессе.

На современном этапе мы имеем дело с устойчивым, «бесконтрольно повышающимся спросом на информацию» [3]. С одной стороны, данное явление объясняется общей доступностью информационного продукта благодаря техническим средствам, способным обеспечить постоянный доступ к нему, С другой стороны, обуславливается быстрым устареванием продукта, что поддерживает постоянную потребность в нем. Можно сделать вывод, что предложение на рынке информации на данный момент не способно удовлетворить спрос на нее.

Современный процесс создания информационного продукта разделен на различные этапы.

Первый этап. На этапе создания информационного контента наблюдается превышение предложения над спросом. Такое положение рынка может объясняться тем, что техника, необходимая для его создания, и базовые навыки практически доступны каждому. Поэтому в последние годы многие издательства периодики предпочи-

тают пользоваться услугами фрилансеров, а не заключать длительные контракты с авторами. У медиакомпаний появляется возможность выбирать из большой массы авторского человеческого капитала наилучший, квалифицированный и наиболее подходящий именно им.

Интересно, что, если говорить не о массовом, а об эксклюзивном авторском капитале, носителями которого являются известные и признанные писатели, поэты, журналисты, художники и режиссеры и т.д., то в этом случае медиаорганизации будут конкурировать за право работать с ними.

Второй этап. На этапе обработки информационного контента и организационной деятельности ме-дапредприятия происходят серьезные структурные изменения. За последние 17 лет из-за научно-технического прогресса упразднились многие должности и специальности [3]. То есть, если раньше штат сотрудников издательства составлял около 15 различных должностей, то сейчас их насчитывается в среднем до 6. При этом, если в больших фирмах еще сохраняются некоторые из сокращающихся должностей, то в более мелких издательствах обязанности распределяются между оставшимися должностями.

Этап обработки информационного контента с распространением интернета часто становится заключительным. Большая часть газет, журналов, книг, аудиок-ниг, фильмов, телепередач распространяется через Интернет, минуя этап воплощения в материальную форму. Именно этим интересен продукт информации в современном мире — он может потребляться в нефизическом своем воплощении, что обеспечивает ему большую доступность, скорость потребления и распределения.

Третий этап. Этап воплощения обработанного информационного контента в материальной форме также претерпевает изменения в связи с развитием различных технологий — появлением плоттеров, офсетных машин, тампонных станков, переплетчиков, ризографов и нумераторов, позволяющих ускорить процесс, сделать его более простым для пользователя, а также создавать совершенно новые виды продукта. Важно отметить, что в последнее десятилетие эстети-

ческое значение полиграфических изданий часто выносится на первое место.

Можно заключить, что, с течением времени спрос на информационный продукт безостановочно повышается, что влечет за собой непременное развитие и изменение медиаиндустрии. Именно информация становится одним из самых важных продуктов в развитом обществе не только в настоящее время, но и на всех этапах его развития, как явление, формирующее общественное сознание и наиболее точно и быстро отражающее все изменения социальной, культурной, политической и экономической жизни общества в целом.

В будущем можно предвидеть ускорение развития внутреннего информационного рынка России на фоне возрастающей потребности населения в данном продукте. Что означает, как следствие, дальнейшее развитие и преобразование отрасли производства информационного продукта.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Щербатых М.А. Инвестиции в человеческий капитал как фактор экономического роста: их оценка и динамика: дисс. — Воронеж, 2003. — 258 с.

2. Капелюшников Р.И. Эволюция человеческого капитала в России // Отечественные записки. — 2007. — №3 — С. 33-36.

3. Засурский Я.Н. Медиасистемы XXI века и новая философия журналистского образования // Информационное общество. — 2005. — Вып 1. — С. 36-39.

4. Вартанова Е.Л. Теоретический анализ российской медиасистемы: между общим и особенным, формальным и неформальным. — М.: Феникс, 2014.

— С. 19.

5. Человеческий капитал — самый важный актив компании. Интервью Яка Фиценса [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий: сайт.

— URL: http://gtmarket.ru/laboratory/doc/3264 (дата обращения: 25.05.2016).

HISTORY AND PROSPECT OF DEVELOPMENT OF MARKET INFORMATION PRODUCT

Elena Evgenievna Egorova

Moscow State University of Printing Arts 127550 Russia, Moscow, Pryanishnikova st., 2Ä

Valeriya Dmitrievna Fertser

Moscow State University of Printing Arts 127550 Russia, Moscow, Pryanishnikova st., 2A

Annotation. The paper examines the history and prospects of development of information product, changes in human capital in the labor market of this industry.

Keywords: information product, information market, history of development, prospect, human capital.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.