№ 2/2016 ВЕСТНИК МГУП ИМЕНИ ИВАНА ФЕДОРОВА ISSN ON-LINE: 2409-6652 © Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова_vestnik.mgup.ru
УДК 070
СОЗДАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ИНТЕРНЕТ-СМИ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Голубь Юрий Яковлевич
доцент кафедры прикладной математики и моделирования систем, кандидат физико-математических наук Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А [email protected]
Орлова Ксения Викторовна
студентка института принтмедиа и информационных технологий Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А [email protected]
Аннотация. Статья посвящена исследованию проявлений трансформации медиа под влиянием цифровых технологий, её возможных последствий для СМИ и общества в целом; влияние на производство, содержание и потребление.
Ключевые слова: цифровые технологии, ремедиация, новые медиа, бизнес-модель, стратегия развития.
В целом мире современная индустрия журналистики рые успели вмешаться во все сферы жизни современно-находится в состоянии постоянной трансформации под го человека и позволили ему иметь свободный доступ к влиянием проникновения цифровых технологий, кото- услугам разного характера.
80
70 ___i
60 — • j._а—_ 1 j^irf'- _ т *
50 / - > — <
40 у *
30 А \г t
20 < __Л и*. г/у
10 ' ■ г
□ 1
О О
о О [М (N
Д
х Ф О
с
J3
х
<и о О
1Л ■¿5 СО О-1 о "Г— (М ГГ>
О Ö о О о Г~ г- г— —
CD СП X X X" CD ■XI XI О CD
СМ (N м см см см (Ч см CM
JJ J3 л л JJ J3 л л а JJ
X X X X X X I X X X
ф Ф ^ ф ф ш ш ф Ф
о о у и о о у о О О
О О О о о о о а О О
■=1
СМ
о
Е
СО
X
г
■у
W
ш
X
см
о —
Ф
X"
СМ JJ X
(и о О
Центральный ф Северо-Западный Южный и Северо-Кавказский Ф Приволжский Уральский Ф Сибирский 4 Дальневосточный
Рис. 1. Динамика проникновения Интернета по федеральным округам по данным Фонда "Общественное мнение"
№ 2/2016 ВЕСТНИК МГУП ИМЕНИ ИВАНА ФЕДОРОВА
© Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова
ISSN ON-LINE: 2409-6652 _vestnik.mgup.ru
По данным ФОМ (рис. 1) доля активной аудито- выходящих в сеть хотя бы раз за месяц, составил рии интернета в России — это выходящие в Сеть хотя 8% [1].
бы раз за сутки — сейчас составляет 55% (63,9 млн Одновременно с этими процессами происходит кри-человек). Годовой прирост интернет-пользователей, зис в традиционной печатной журналистике, доля которой снижается, но остается значительной (рис. 2).
98,000,000
96,000,000
94,000,000 —1 >
92,000,000 \ 1 Ж \
90,000,000 \ / \
88,000,000 \ / / \
86,000,000 \ / / \
84,000,000 \ / / \
82,000,000 Г р \
80,000,000 \
78,000,000 \
76,000,000 •
2010
2011
2012
2013
2014
2015
Рис. 2. Общий годовой тираж изданий выпуска газет по всей России по данным ЕМИСС
Рис. 3. Рейтинг цитируемости разных форматов российских медиа в феврале 2016 года по данным Медиалогии
Несмотря на тенденцию спада объема тиража печатной продукции, исследователи медиа считают, что Интернет не сможет полностью заменить печатные СМИ (рис. 3), а станет еще одной платформой, как радио и телевидение [2].
Кризис медиа связан с устаревшей бизнес-моделью, так как каждый теперь имеет свободный доступ ко множеству бесплатных источников, но, к сожалению, в то же время качество их содержания снижается. Исследователи связывают это с тем, что менеджеры медиаиндустрии вынуждены существовать в режиме тотальной экономии, снижать расходы, поэтому не инвестируют в обучение и повышение квалификации сотрудников, а лишь увеличивают рабочие нагрузки, вместе с ухудшением условий труда и уменьшением заработной платы. [3].
Процесс модернизации работы СМИ в соответствии с новыми технологиями и условиями существования называется ремедиация. Он естественен для любого медиа, желающего развиваться и быть конкурентоспособным на рынке, и дает толчок для образования совершенно новых форматов, а значит, требует и уникальных идей, стратегий развития и изменений бизнес-модели.
Изначальная миссия журналистики состоит в становлении гражданского общества и принесении пользы. Это значит, что она должна существовать в основном за счет альтернативных источников финансирования, а не при поддержке государственных структур и корпораций, отражая лишь их точку зрения.
«Кроме удовлетворения финансовых запросов своих акционеров, у газет есть и иные исторические
№ 2/2016 ВЕСТНИК МГУП ИМЕНИ ИВАНА ФЕДОРОВА ISSN ON-LINE: 2409-6652 © Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова_vestnik.mgup.ru
обязанности. Они должны информировать, просвещать, вести дискуссию и выступать от имени общества.» [4].
С какой бы целью не создавалось медиа, в конечном итоге для существования ему необходимо финансирование. Основные биизнес-модели СМИ:
1. продажа места для рекламы, в интернете в виде баннеров или в формате нативной (естественной) рекламы — спонсируемая брендом статья, по форме напоминающая редакционную, с платным размещением посреди основного нерекламного контента;
2. доступ к материалу по платной полписке;
3. смешанная бизнес-модель.
Рассчитаем бизнес-модель на конкретном примере создания современного интернет-СМИ. При запуске своего проекта необходимо иметь уникальную идею, то, что будет отличать и являться конкурентным преимуществом на рынке. Допустим, это создание редакции, занимающейся журналистикой данных — направление в журналистике, в основе которого лежит поиск и обработка огромного массива данных с помощью программных средств, и дальнейшее их использование для создания журналистского или исследовательского материала. Данные могут служить как инструментом для раскрытия определенной истории, так и ее источником. Развитие журналистики данных связано с развитием технологий, позволяющих хранить и обрабатывать большие объемы данных, и движением в сторону большей открытости информации.
Далее необходимо проанализировать рынок существующих интернет-медиа. Взяв данные из информационного ресурса Медиалогия, который является системой мониторинга СМИ, авторы выбрали для рассмотрения топ-30 интернет-медиа и проанализировали медиакит каждого издания и прайслист для рекламодателей, предложения платной подписки и прочие возможные источники получения дохода. Медиакит — это важный маркетинговый инструмент, который представляет собой набор документов, таблиц, содержащих самую полную и подробную информацию о проекте и его аудитории, позволяющий рекламодателям понимать выгоду возможного взаимодействия.
Просмотрев разные варианты предлагаемых платных услуг, был сделан вывод, что помимо совмещения бизнес-моделей рекламы и платных подписок, необходимо включить в статьи источников дохода консалитнговые исследования.
Номинальные значения показателей в стартовом году для проекта было назначено ниже рыночных цен следующим образом.
После построения финансовой модели по данным показателям на 6 лет с увеличением аудитории читателей от 0 до 760 000 человек в крайнем году, были получены результаты расчетов, представленные в табл. 1.
Проект создания интернет-СМИ окупается через 2 года 10 месяцев и выходит в третьем году на значение чистой приведенной стоимости 628 884 руб.
Следующим шагом стал анализ чувствительности, который показывает на графике следующее: «Доля
подписчиков» и «Стоимость подписки» — наиболее рисковые показатели, которые могут принести большую прибыль при выборе успешной стратегии и в благоприятных рыночных условиях, а при «неуспехе» — соответственно способны неблагоприятно воздействовать на финансовую устойчивость проекта, вплоть до его ликвидации.
Таблица 1
Результаты
NPV проекта 52 193 223
Индекс рентабельности проекта PI 104,3864467
Приведенный индекс рентабельности DROI 104,3864467
Внутренняя норма доходности IRR 128,5481
Дисконтированный срок окупаемости DPP 2,891767133
Поэтому для запуска такого проекта необходимо тщательно выбрать линию поведения на рынке, четко осознавая не только собственные возможности и слабости, но и поведение конкурентов.
Стратегии ведения деятельности
Развитие цифровых компетенций сотрудников редакции СМИ, позволяющих проводить уникальные исследования.
Поддержание высокого уровня профессионализма журналистов и качества содержания издания.
Нацеленность на аудиторию для ее сохранения, роста и привлечения новых платных подписчиков.
Необходимо помнить, что в первую очередь СМИ должны отвечать запросам общества, так как являются важным социально-политическим институтом, который отражает уровень культуры в обществе и способствует развитию образования, сохранению языка, разных форм искусства [5].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Фонд «Общественное мнение» [Электронный ресурс] — URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/12497 (дата обращения: 13.15.16).
2. Отраслевой доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Российская периодическая печать» 2014 год [Электронный ресурс] — URL: http://www.fapmc.ru/slabovid/activities/ reports.html (дата обращения: 13.15.16).
3. «The future of Journalism: Networked Journalism» Haak van der, Parks, Castells, 2012
4. Смирнова О.В. Печатные медиа в эпоху цифровых технологий. Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. — № 6. — 2013. — C. 2537.
5. Вартанова ¿...Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. — М.: Меди-аМир, 2013.
№ 2/2016 ВЕСТНИК МГУП ИМЕНИ ИВАНА ФЕДОРОВА
© Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова
ISSN ON-LINE: 2409-6652 _vestnik.mgup.ru
CREATION OF MODERN INTERNET MEDIA AND STRATEGIC PLANNING OF ITS BUSINESS
Yuriy Yakovlevich Golub
Moscow State University of Printing Arts 127550 Russia, Moscow, Pryanishnikova st., 2A
Kseniya Victorovna Orlova
Moscow State University of Printing Arts 127550 Russia, Moscow, Pryanishnikova st., 2A
Annotation. The article investigates the manifestations of the transformation of the media under the influence of digital technology, it's possible implications for the media and society as a whole; effect on the production and consumption of the content.
Keywords: digital technology, remediation, new media, business model, development strategy