Научная статья на тему 'Инвестиции в обеспечении эффективной деятельности предприятий малого и среднего предпринимательства в условиях трансформации конкурентной среды'

Инвестиции в обеспечении эффективной деятельности предприятий малого и среднего предпринимательства в условиях трансформации конкурентной среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФОРМАЦИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / ЭФФЕКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РОССИЯ / РЕСПУБЛИКА КРЫМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буркальцева Диана Дмитриевна, Верников Виталий Александрович, Гук Ольга Анатольевна, Тюлин Андрей Сергеевич

В условиях трансформации социально-экономических систем инвестиционная деятельность, учитывая ее место и общеэкономическое значение в восстановлении и качественном расширении производственного потенциала предприятий, является одним из определяющих факторов устойчивого развития экономики РФ. При этом важную роль отводится развитию малого и среднего предпринимательства, реализации частной предпринимательской инициативы в условиях трансформации конкурентной среды. Целью работы является проведение анализа роли инвестиций в обеспечении эффективной деятельности предприятия малого и среднего бизнеса в условиях трансформации конкурентной среды. Задачи: провести анализ предпринимательской среды РФ в условиях трансформации конкурентной среды; провести анализ объемов инвестиций в малое и среднее предпринимательство Республики Крым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиции в обеспечении эффективной деятельности предприятий малого и среднего предпринимательства в условиях трансформации конкурентной среды»

ИНВЕСТИЦИИ

УДК 330; 336

Буркальцева Диана Дмитриевна,

доктор экономических наук, доцент,

профессор кафедры финансов предприятий и страхования,

Институт экономики и управления (структурное подразделение),

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»,

г. Симферополь, Российская Федерация.

Верников Виталий Александрович,

кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения,

ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»,

г. Москва, Российская Федерация.

Гук Ольга Анатольевна,

кандидат философских наук,

доцент кафедры менеджмента предпринимательской деятельности, Таврическая академия (структурное подразделение),

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация. Тюлин Андрей Сергеевич,

соискатель кафедры экономической теории, Институт экономики и управления (структурное подразделение), ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация.

Burkaltseva Diana Dmitrievna,

Doctor of Economics, Associate Professor

Professor of the Department of Business Finance and Insurance,

Institute of Economics and Management (structural subdivision),

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

Vernikov Vitaly Aleksandrovich,

Ph.D. in Economics, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Accounting and Taxation,

G.V. Plekhanov Russian University of Economics,

Moscow, Russian Federation.

Guk Olga Anatolievna,

Ph.D. in Philosophy,

Associate Professor of the Department of Business Activity Management,

Tauride Academy (structural subdivision),

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

Tyulin Andrey Sergeevich,

Applicant of the Department of Economic Theory,

Institute of Economics and Management (structural subdivision),

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

ИНВЕСТИЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ1

INVESTMENT IN ENSURING EFFICIENT ACTIVITY OF ENTERPRISES OF SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP IN THE CONDITIONS OF TRANSFORMATION OF COMPETITIVE ENVIRONMENT

1 Выполнено в рамках НИР «Институциональное обеспечение формирования нового качества экономического роста».

70

В условиях трансформации социально-экономических систем инвестиционная деятельность, учитывая ее место и общеэкономическое значение в восстановлении и качественном расширении производственного потенциала предприятий, является одним из определяющих факторов устойчивого развития экономики РФ. При этом важную роль отводится развитию малого и среднего предпринимательства, реализации частной предпринимательской инициативы в условиях трансформации конкурентной среды.

Целью работы является проведение анализа роли инвестиций в обеспечении эффективной деятельности предприятия малого и среднего бизнеса в условиях трансформации конкурентной среды. Задачи: провести анализ предпринимательской среды РФ в условиях трансформации конкурентной среды; провести анализ объемов инвестиций в малое и среднее предпринимательство Республики Крым.

Ключевые слова: трансформация, инвестиции, эффективная деятельность предприятий, конкурентная среда, малое и среднее предпринимательство, государственное регулирование, Россия, Республика Крым.

In the context of the transformation of socio-economic systems, investment activity, given its place and general economic importance in the restoration and qualitative expansion of the production potential of enterprises, is one of the determining factors for the sustainable development of the Russian economy. At the same time, an important role is given to the development of small and medium-sized enterprises, the implementation of private entrepreneurial initiatives in the conditions of transformation of the competitive environment.

The aim of the work is to analyze the role of investment in ensuring the efficient operation of small and medium-sized enterprises in a competitive environment. Tasks: to analyze the business environment of the Russian Federation in the conditions of transformation of the competitive environment; to analyze the volume of investments in small and medium enterprises of the Republic of Crimea.

Keywords: transformation, investments, effective activity of enterprises, competitive environment, small and medium-sized businesses, government regulation, Russia, Republic of Crimea.

ВВЕДЕНИЕ

Фундаментальным элементом развития экономики РФ, как и в любой стране являются предприятия малого и среднего предпринимательства. Именно с этой целью в России создаются система, технологии, направленные на поддержку рассматриваемых субъектов.

В экономике РФ приоритетными заданиями для развития предприятий и привлечения в них инвестиций являются следующие основные действия: привлечение предприятий малого и среднего бизнеса к исполнению государственных заказов, участие в тендерах на их получение.

Анализ исследований в сфере инвестиций в малое и среднее предпринимательство показал их достаточное развернутое представление о подходах к его развитию на государственном уровне [1-7], при этом в условиях трансформации конкурентной среды это является востребованным.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Цель работы — проведение анализа роли инвестиций в обеспечении деятельности предприятия малого и среднего бизнеса в условиях трансформации конкурентной среды.

Задачи:

• провести анализ предпринимательской среды РФ в условиях трансформации конкурентной среды;

• провести анализ объемов инвестиций в малое и среднее предпринимательство Республики Крым.

В ходе исследования были использованы методы эмпирического исследования, такие как: сравнение, методы статистической обработки данных, анализ, синтез.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Анализ предпринимательской среды РФ в условиях трансформации конкурентной среды.

Взаимодействие между предпринимательскими структурами — важный фактор, который позволяет предприятиям оставаться конкурентоспособными на рынке в условиях трансформации социально-экономических систем.

По состоянию на 10.03.2019 г. на территории Российской Федерации насчитывается всего 6107774 субъекта экономики. Сюда входят юридические лица (микропредприятия, предприятия малого и среднего бизнеса), индивидуальные предприниматели. Распределение субъектов экономики РФ в абсолютном значении представлены на рис. 1.

Число зарегистрированных работников составляет 15807470 человек. Это сумма среднесписочной численности работников, занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлекавшим наемных работников). В эту сумму не включены индивидуальные предприниматели, не привлекавшие работников.

На сайте Налоговой службы Российской Федерации представлены данные по изучаемым в данной работе субъектам по состоянию на 10.03.2019 г.

Из рисунка 1 видно, что наибольшее количество субъектов зарегистрировано в Центральном федеральном округе (ФО) — 1896679 субъектов. На втором месте — Приволжский ФО (1089873 субъектов).

А наименьшее количество — в Северо-Кавказском ФО (202714 субъектов). Также видно, что Дальневосточный ФО, хотя и имеет самую большую территорию, но зарегистрировано мало субъектов — 317277 штук. Это связано с природными факторами и особенностями распространения населенных пунктов.

71

Рис. 1. Количество субъектов экономики на территории Российской Федерации (микропредприятия, предприятия малого и среднего предпринимательства), шт. [8]

В Центральном ФО также зарегистрировано и наибольшее количество работников в рассматриваемых субъектах — 5054356 человек. Это связано с большой концентрацией населения в данном регионе.

Аналогичным образом можно изучить количество субъектов малого бизнеса. Данные представлены на рисунке 2.

На представленном рисунке мы видим идентичную картину: в Центральном ФО зарегистрировано больше всего субъектов — 86657 штук. Из них 2043906 работающих человек. А наименьшее число предприятий — в Северо-Кавказском ФО (5125 штук). Количество работников в этих субъектах — 143116 человек. Дальневосточный ФО имеет наименьшее количество работающего населения в субъектах малого бизнеса — 331877 человек. При этом зарегистрировано 12100 субъектов.

Таким образом, в Центральном ФО на 1 предприятие малого бизнеса приходится 23 человека. В Кавказском ФО — 27 человек, в Дальневосточном ФО — 27 человек. Можно сделать вывод, что такая

Ри<с. 2. Количество субъектов малого предпринимательства на территории Российской Федерации, шт. [8]

72

разница в цифрах обусловлена разным количеством видов продукции, производимой в регионах. В Центральном ФО производимая продукция более разнообразна, поэтому целесообразно открытие большого количества субъектов.

На рисунке 3 отображены данные о количестве субъектов в процентном выражении.

5%

35%

□ Центральный ФО

□ Северо-Западный ФО

□ Южный ФО

□ Северо-Кавказский ФО

□ Приволжский ФО

□ Уральский ФО

□ Сибирский ФО

□ Дальневосточный ФО

Рис. 3. Количество субъектов малого бизнеса по регионам, % [8]

Очевидно, что самое большое количество субъектов зарегистрировано в Центральном Федеральном Округе — 35 %, 2 место — Приволжский Федеральный Округ — 19 %, 3 место — СевероЗападный Федеральный Округ — 13 %.

Далее мы рассмотрим количество зарегистрированных субъектов малого предпринимательства за последний год (рис. 4).

На рисунке видно, что за последний год количество субъектов малого предпринимательства снизилось на 16622 штуки в абсолютном значении и на 6,3% в относительном значении. Это может быть обусловлено изменением в налоговой политике страны с 2019 года — пик падения приходится на июль-август 2018 года, когда стало известно об изменениях в Налоговом кодексе в грядущем году. Предприниматели, оценив будущие риски, затраты и возможные доходы, решают прекратить предпринимательскую деятельность.

На рисунке 5 указаны сегменты экономики, где зарегистрировано больше всего исследуемых субъектов малого бизнеса.

Наибольшее количество предприятий работают в сфере строительства жилых и нежилых зданий — 20% от всего количества зарегистрированных субъектов. На втором месте находится деятельность частных охранных организаций — 15 %, на третьем — торговля неспециализированная — 12 %. На последнем месте находятся торговля оптовая лесоматериалами и управление недвижимым имуществом — всего по 6 %. Таким образом, большая часть зарегистрированных предприятий малого предпринимательства осуществляют свою деятельность в торговле — либо оптовой, либо розничной, а также в предоставлении услуг. Оптовая торговля имеет преимущество над розничной.

Далее аналогичным образом рассмотрим субъекты среднего предпринимательства. Количество предприятий среднего бизнеса по регионам Российской Федерации в абсолютном выражении представлены на рисунке 6. При сравнении малого и среднего предпринимательства видно, что число предприятий, зарегистрированных как малые предприятия, намного больше, чем в среднем предпринимательства.

73

270000

265000 -

260000

255000 -

250000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

245000 -

240000

265719

264593

263339

262576

252521

251730

250758

250027

249097

март апрель май 2018 июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март 2018 г. 2018 г. г. 2018 г. 2018 г. 2018 г. 2018 г. 2018 г. 2018 г. 2018 г. 2019 г. 2019 г. 2019 г.

1Ъс. 4. Количество субъектов малого бизнеса на 10 число каждого месяца с марта 2018 г. по март 2019 г., шт. [8]

6% _

7%

15%

□ Строительство жилых и нежилых зданий

□ Деятельность частных охранных организаций

□ Торговля оптовая неспециализор ованная

□ Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания

□ Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе

□ Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами

□ Аренда и упр авление собственным или арендованным нежилым имуществом

□ Строительство жилых и нежилых зданий

□ Торговля оптовая лесоматериалами

□ Управление недвижимым имуществом

11%

1Ъс. 5. Количество субъектов малого бизнеса по видам экономической деятельности, % [8]

Это связано с критериями, разделяющими сегменты предпринимательства, условиями регистрации, видами экономической деятельности.

На рис. 6 мы видим следующую картину: в Центральном ФО зарегистрировано больше всего субъектов — 7350 штук. Из них 597530 работающих человек. А наименьшее число предприятий — в СевероКавказском ФО (435 штук). Количество работников в этих субъектах — 51169 человек.

Таким образом, в Центральном ФО на 1 предприятие малого бизнеса приходится 81 человек. В Кавказском ФО — 118 человек. Разница в цифрах обусловлена видами производимой продукции и

74

РЦс. 6. Количество субъектов среднего предпринимательства на территории Российской Федерации, шт. [8]

предоставляемых услуг, т. к. в Кавказском ФО развиты более трудоемкие области, где необходимо привлечение большего количества работников.

На рисунке 7 отображены данные о количестве субъектов по регионам в процентном выражении. Информация так же представлена по Федеральным округам Российской Федерации.

Самое большое количество субъектов зарегистрировано в Центральном Федеральном Округе — 39 %, 2 место — Приволжский Федеральный Округ — 18 %, 3 место — Северо-Западный Федеральный Округ — 12 %.

4%

18%

39%

□ Центральный ФО

□ Северо-Западный ФО

□ Южный ФО

□ Северо-Кавказский ФО

□ Приволжский ФО

□ Уральский ФО

□ Сибирский ФО

□ Дальневосто чный ФО

РЦс 7. Количество субъектов малого бизнеса по регионам, % [8]

75

Далее мы рассмотрим количество зарегистрированных субъектов малого предпринимательства за последний год (рис. 8).

март апрель май 2018 июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март 2018 г. 2018 г. г. 2018 г. 2018 г. 2018 г. 2018 г. 2018 г. 2018 г. 2018 г. 2019 г. 2019 г. 2019 г.

1Ъс. 8. Количество субъектов среднего бизнеса на 10 число каждого месяца с марта 2018 г. по март 2019 г., шт. [8]

На рисунке видно, что за последний год количество субъектов малого предпринимательства снизилось на 1481 штуку в абсолютном значении и на 7,3% в относительном значении. Это так же может быть обусловлено изменением в налоговой политике страны с 2019 г. — пик падения приходится на июль-август 2018 г., когда стало известно об изменениях в Налоговом кодексе в грядущем году. Предприниматели, оценив будущие риски, затраты и возможные доходы, решают прекратить предпринимательскую деятельность.

На рисунке 9 указаны сегменты экономики, где зарегистрировано больше всего исследуемых субъектов среднего бизнеса.

Наибольшее количество предприятий, как и предприятия малого бизнеса, работают в сфере строительства жилых и нежилых зданий — 25% от всего количества зарегистрированных субъектов. На втором месте находится деятельность частных охранных организаций — 13 %, на третьем — торговля неспециализированная — 12 %. На последнем месте так же находятся торговля оптовая лесоматериалами и управление недвижимым имуществом — всего по 5 %. Таким образом, большая часть зарегистрированных предприятий среднего предпринимательства, аналогично предприятиям малого бизнеса, осуществляют свою деятельность в торговле — либо оптовой, либо розничной, а также в предоставлении услуг. Оптовая торговля имеет преимущество над розничной.

Таким образом, малое и среднее предпринимательство в РФ занимает большую нишу в экономике. Больше всего предприятий зарегистрированы как малый бизнес. Территориально большая часть предприятий находятся в Центральном ФО. За последний год количество рассматриваемых предприятий имеет тенденцию снижаться. Такое явление обусловлено изменениями в налоговой политике государства в сторону повышения налога на добавленную стоимость с 18% до 20% с января 2019 г.

Анализ объемов инвестиций в малое и среднее предпринимательство Республики Крым.

Крым — уникальный территориальный регион, у которого имеется значительные природо-ресурс-ный, трудовой, интеллектуальный потенциал. С точки зрения инвестирования является очень перспективным регионом. Около трети всего населения региона занято в малом либо среднем предпринимательстве. Это свидетельствует о достаточном внутреннем потенциале развития.

В Крыму активно реализуется поддержка малого и среднего бизнеса со стороны государства: Министерство экономического развития, Дом предпринимателя, Фонд микрофинансирования, Крымский гарантийный фонд, Фонд содействия инновациям, Центр кластерного развития, Фонд поддержки предпринимателя, Корпорация развития Республики Крым (РК), Центр поддержки экспорта, Центр инвестиций и регионального развития, Центр народных промыслов и ремесел.

76

5%

8%

7%

12%

13%

□ Управление недвижимым имуществом

□ Торговля оптовая лесоматериалами

□ Строительство жилых и нежилых зданий

□ Торговля розничная преимущественно пищевыми пр одуктами

□ Аренда и управление собственным или ар ендованным нежилым имуществом

□ Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе

□ Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания

□ Торговля оптовая неспециализор ованная

□ Деятель но сть частных о х анных ор ганиз аций

□ Строительство жилых и нежилых зданий

9%

Шс 9. Количество субъектов среднего бизнеса по видам экономической деятельности, % [8]

Цели деятельности Центра инвестиций и регионального развития:

• содействие созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику РК;

• внедрение стандарта инвестиционной деятельности;

• участие в развитии инновационной деятельности в РК;

• содействие социально-экономическому развитию РК [9].

Основные требования к инвестору, установленные Центром:

• достаточность финансовых ресурсов;

• не находиться в процессе реорганизации, ликвидации либо банкротства;

• не иметь просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам [9].

На рис. 10 представлена схема реализации инвестиционных проектов.

Таким образом, основная часть схемы заключается в подаче заявления инвестором, затем передачи установленного пакета документов и получении мотивированного заключения после проверки.

Наиболее привлекательными для инвесторов являются: курортно-туристическая сфера, сельское хозяйство, строительство, промышленность и топливно-энергетическая сфера.

С целью повышения качества и скорости подготовки документов, их межведомственного согласования и практической реализации инвестиционных проектов в Республике Крым за инвестиционными проектами закреплено кураторство членов Совета министров Республики Крым, в зависимости от объема инвестиций. Сопровождение инвестиционных проектов, заключенных в соответствии с Порядком, с объемом инвестиций от 5 млрд. рублей закреплено за Главой Республики Крым.

Приказом Министерства экономического развития Республики Крым от 14.07.2017 № 370-рг с целью назначения должностных лиц, ответственных за рассмотрение и сопровождение инвестиционных проектов и инвестиционных соглашений, создана соответствующая рабочая группа.

Разработан и находится на согласовании проект закона «Об инвестиционной политике и государственной поддержке инвесторов в Республике Крым и о внесении изменений в некоторые законы Республики Крым» [10].

Внедряются лучшие практики Национального рейтинга состояния инвестиционного климата, а также Стандарты деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе.

Создана некоммерческая организация «Крымский государственный фонд поддержки предпринимательства», основной целью которой является образовательная и информационно-консультационная поддержка малого и среднего предпринимательства, создание благоприятного бизнес-климата в Крыму [11].

77

tospr эаяменив инвестору нэ

доработку (|фи несэотъе-пиии трглланиям Порока!

0o3tpiiзазрения

ИНвв 'Ii i, (--

дзрэбот<у*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Передача ( \

чэмплекга

докуме-гов Министерство

1 г Экоюмикы PK

5 дней

Прове ока заявления

Гергйзчз зэяапенин нв рассмотрение

^ С CdUTBCTTrtHH

I с Портом

I

Г Г

Подготовка н на травление итогового заклкнения о:

* Зозмо^ноРТи подписания Соглашении

• Доработке заявления

' Отклонении Инкстмцидгного проекта

Мотивированное зэцгочз-мг

Здги

*в соответствии с постановлении Совета Министров от 2J августа 2016т № 412 -^алее Порядок) " гау 1>к «центр инвестиций и регионального развития•

министерство й пи в псовPK

Министерство и чувственных и кмшькых отнмдениВ

Министерство ТОГ ЛИВ0 и вне от*™ «и

Министерство

Ш

ЧА

ГО^КОМИТе" па гос .регистрации

и Кадастру

Орган ru pl гнпга Самоуправления М.О.

Министерство знологии и природных курсов

1Ъс. 10. Схема рассмотрения обращений инвесторов и заключения соглашений о реализации инвестиционных проектов на территории РК [9]

В Крыму сейчас реализуется 194 инвестиционных проекта. Власти сформировали для инвесторов 198 инвестплощадок и 137 соглашений. Общий объем инвестиций в экономику Республики Крым к началу 2019 года составил 270 млрд. руб. В реестре инвестиционных проектов, реализующихся на территории Республики Крым, имеется много проектов, соглашения по которым расторгнуты или находятся на расторжении [12].

Притоку инвестиций в Крым способствуют такие мероприятия как внедрение инвестиционных стандартов, проведение мероприятий по внедрению целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса, повышение инвестиционной привлекательности региона [13].

Также в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на основании Устава муниципального образования Республики Крым, утверждены Положения о муниципально-частном партнерстве в муниципальных образованиях Республики Крым.

На полуострове активно развивается Свободная экономическая зона (СЭЗ), представляющая особый интерес как для субъектов предпринимательства РК, так и для других регионов российской Федерации. Количество зарегистрированных участников СЭЗ на начало 2019 г. составило 1285.

Инвестиционный потенциал Крыма представляется в том числе ежегодно на Ялтинском международном экономическом форуме, на который приезжает более 2000 представителей политических и деловых кругов из нескольких десятков стран.

Стоит отметить, что ежегодно объём инвестиций в Крым только увеличивается. Динамика объема инвестиций в основной капитал представлена на рисунке 11.

В течение 2015-2018 гг. наблюдается положительная динамика объема инвестиций в основной капитал. При этом объем инвестиций в 2018 г. по сравнению с 2015 г. увеличился в 7,5 раз.

Видовая структура инвестиций в основной капитал представлена на рисунке 12.

В 2015 г. наибольший объем вложений составляли инвестиции в машины и оборудование, в 20162018 гг. на первую позицию вышли инвестиции в здания и сооружения, а также расходы на улучшение земель. При этом динамика доли инвестиций в здания и сооружения и расходы на улучшение земель имели положительную динамику в течение всего анализируемого периода. Доля инвестиций в жилые здания и помещения, в машины и оборудования имели отрицательную динамику в 2015-2018 гг. [13].

Основную долю инвестиций в основной капитал в Республике Крым в течение 2015-2018 гг. занимают привлеченные средства, причем в 2018 г. доля привлеченных средств составила 91,3 %. В составе привлеченных средств на первом месте находятся бюджетные средства, доля которых в тече-

78

2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Шс. 11. Динамика инвестиций в основной капитал, тыс. руб. (Составлено на основании [14])

100%-90%-80%-70%-60%-50%-40%-30%-20%" 10%-0%

19,8%

44,6%

24,8%

10,8% IX ■-

^ 3,4%

43,1%

I

44,7%

8,

1,9%

23,2%

67,0%

7,9%

' 0,8%

15,5%

82,4%

1,3%

□ Прочие инвестиции

□ Машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь и другие объекты, транспортные средства

□ Здания и сооружения, расходы на улучшение земель

□ Жилые здания и помещения

2015 г. 2016 г 2017 г. 2018 г.

Шс, 12. Видовая структура инвестиций в основной капитал (Составлено на основании [14])

ние анализируемого периода постоянно увеличивалась и составила в 2018 г. 68,7 % от привлеченных средств.

Если оценивать структуру инвестиций по видам экономической деятельности, то можно сказать, что в 2018 г. ключевым направлением в инвестировании стало транспортировка и хранение. Доля этой сферы составила 68% от общего объема инвестиций [13].

Республика Крым и г. Севастополь, являясь дотационными регионами, нуждаются в дополнении к государственным федеральным целевым программам в частных инвестициях, более точно и эффективно влияющих на развитие отдельных отраслей экономики региона.

ВЫВОДЫ

Проведенный анализ предпринимательской среды Российской Федерации в условиях трансформации конкурентной среды показал следующее. По состоянию на 10.03.2019 года на территории Российской Федерации насчитывается всего 6107774 субъекта экономики. Сюда входят юридические лица

79

(микропредприятия, предприятия малого и среднего бизнеса), индивидуальные предприниматели. Наибольшее количество субъектов зарегистрировано в Центральном федеральном округе (ФО) — 1896679 субъектов. За последний год количество рассматриваемых предприятий имеет тенденцию снижения. Такое явление обусловлено изменениями в налоговой политике государства в сторону повышения налога на добавленную стоимость с 18% до 20% с января 2019 года.

Основную долю инвестиций в основной капитал в Республике Крым в течение 2015-2018 гг. занимают привлеченные средства, причем в 2018 г. доля привлеченных средств составила 91,3 %. В составе привлеченных средств на первом месте находятся бюджетные средства, доля которых в течение анализируемого периода постоянно увеличивалась и составила в 2018 г. 68,7 % от привлеченных средств.

Если оценивать структуру инвестиций по видам экономической деятельности, то можно сказать, что в 2018 г. ключевым направлением в инвестировании стало транспортировка и хранение. Доля этой сферы составила 68% от общего объема инвестиций.

Наиболее привлекательными для инвесторов являются: курортно-туристическая сфера, сельское хозяйство, строительство, промышленность и топливно-энергетическая сфера.

При оценке развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации можно сделать вывод, что на государственном уровне, а также на уровне субъектов, проводится активная политика регулирования и стимулирования привлечения финансовых инвестиций на предприятия.

Основными проблемами развития малого и среднего бизнеса являются: недостаточное либо отсутствующее финансирование программ поддержки развития; высокие процентные ставки для субъектов; низкий уровень развития предпринимательства в производственной сфере, отрасли переработки, предоставления услуг, и его сосредоточенность в посреднических секторах экономики; недостаточный уровень инфраструктуры поддержки бизнеса; отсутствие стартового капитала для начала бизнеса.

Регион имеет отличные перспективы для полноценного развития инвестиционной деятельности. Инвестиционный процесс Крыма и Севастополя будет и в дальнейшем основываться на российских инвестициях.

Несмотря на ряд негативных факторов, влияющих на инвестиционный климат в Республике Крым, условия, которые создает крымское Правительство, способствуют реализации инвестиционных проектов во всех отраслях экономики.

Основным направлением для увеличения инвестиционной привлекательности субъектов экономики является государственная поддержка в виде различных дотаций, льгот, субсидий. Необходимо развивать инфраструктуру и информационную среду, развивать инфраструктуру поддержки субъектов, стимулировать развитие высокотехнологических секторов, стимулировать диверсификацию экспорта.

Дальнейшие исследования необходимо разработать дорожную карту по стимулированию развития высокотехнологических секторов с учетом программ кластерного развития в регионах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сиваш О.С. Особые экономические зоны и их влияние на устойчивое развитие инвестиционного процесса / О.С. Сиваш // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2018. — № 4 (45). — С. 142-152.

2. Борщ Л.М. Инвестирование. Монография / Л.М. Борщ, Ю.Н. Воробьев, Д.Д. Буркальцева, С.В. Герасимова, А.А. Заиченко. — Симферополь: Издательство Диайпи, 2017. — 326 с.

3. Коробейников Д.А. Кредитование малого агробизнеса: проблемы, перспективы развития / Д.А. Коробейников // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2018. — № 1 (42). — С. 122-128.

4. Буркальцева Д.Д. Точки экономического и инновационного роста: модель организации эффективного функционирования региона / Д.Д. Буркальцева // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). — 2017. — Т. 8. № 1 (29). — С. 8-30.

5. Лясников Н.В. Экономические проблемы создания и функционирования малого и среднего бизнеса в АПК // ЕАЭС и СНГ: проблемы и перспективы развития в условиях нестабильности мировой экономики: Материалы международной научно-практической конференции / под редакцией В.А. Цветкова, К.Х. Зоидова. — М.: ФГБУН «Институт проблем рынка РАН», 2017. — С. 142-147.

6. Дудин М.Н. Стратегическое управление устойчивым развитием предпринимательских структур с учетом циклов Кондратьева — Шумпетера (в условиях волновой природы инновационной экономики). бронзовая медаль // Кондратьевские волны. — 2018. — № 6. — С. 257-262.

7. Сулейманова А.Л. Предпринимательский климат для субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Крым / А.Л. Сулейманова, О.Г. Блажевич // Бюллетень науки и практики. — 2016. — №11 (12). — С. 215-224.

8. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. — Режим доступа: rmsp.nalog.ru (дата обращения: 10.03.2019).

9. Портал МСП Республики Крым [Электронный ресурс]. — Режим доступа: business.rk.gov.ru/ (дата обращения: 17.03.2019).

10. Министерство экономического развития Республики Крым. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: minek.rk.gov.ru/ru/structure/872 (дата обращения: 17.03.2019).

11. Фонд поддержки предпринимательства Крыма [Электронный ресурс]. — Режим доступа: frbk.ru/ (дата обращения: 17.03.2019).

12. Министерство экономического развития Республики Крым: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: minek.rk.gov.ru/ru/document/show/95 (дата обращения: 17.03.2019).

80

13. Мосина И.С. Инвестиции в Республику Крым / И.С. Мосина, О.Г. Блажевич // Финансовые рынки и инвестиционные процессы: сборник трудов по материалам VI научно-практической конференции с международным участием (15 мая 2019 г., г. Симферополь) — Симферополь: Ф^ОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», 2019. — С. 89-93.

14. Управление Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю [Электронный ресурс]. — Режим доступа: crimea.gks.ru (дата обращения: 17.03.2019).

SPISOK LTERATURY

1. Sivash O.S. Osobyye ekonomicheskiye zony i ikh vliyaniye na ustoychivoye razvitiye investitsionnogo protsessa / O.S. Sivash // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2018. — M 4 (45). — S. 142-152.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Borshch L.M. Investirovaniye. Monografiya / L.M. Borshch, YU.N. Vorob'yev, D.D. Burkal'tseva, S.V. Gerasimova, A.A. Zaichenko. — Simferopol': Izdatel'stvo Diaypi, 2017. — 326 s.

3. Korobeynikov D.A. Kreditovaniye malogo agrobiznesa: problemy, perspektivy razvitiya / D.A. Korobeynikov // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2018. — M 1 (42). — S. 122-128.

4. Burkal'tseva D.D. Tochki ekonomicheskogo i innovatsionnogo rosta: model' organizatsii effektivnogo funktsionirovaniya regiona / D.D. Burkal'tseva // MIR (Modernizatsiya. Innovatsii. Razvitiye). — 2017. — T. 8. M 1 (29). — S. 8-30.

5. Lyasnikov N.V. Ekonomicheskiye problemy sozdaniya i funktsionirovaniya malogo i srednego biznesa v APK // YEAES i SNG: problemy i perspektivy razvitiya v usloviyakh nestabil'nosti mirovoy ekonomiki: Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii / pod redaktsiyey V.A. Tsvetkova, K.KH. Zoidova. — M. : FGBUN «Institut problem rynka RAN», 2017. — S. 142-147.

6. Dudin M.N. Strategicheskoye upravleniye ustoychivym razvitiyem predprinimatel'skikh struktur s uchetom tsiklov Kondrat'yeva — Shumpetera (v usloviyakh volnovoy prirody innovatsionnoy ekonomiki). bronzovaya medal' // Kondrat'yevskiye volny. — 2018. — M 6. — S. 257-262.

7. Suleymanova A.L. Predprinimatel'skiy klimat dlya sub"yektov malogo i srednego biznesa v Respublike Krym / A.L. Suleymanova, O.G. Blazhevich // Byulleten' nauki i praktiki. — 2016. — M11 (12). — S. 215-224.

8. Yedinyy reyestr sub"yektov malogo i srednego predprinimatel'stva [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: rmsp.nalog.ru (data obrashcheniya: 10.03.2019).

9. Portal MSP Respubliki Krym [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: business.rk.gov.ru/ (data obrashcheniya: 17.03.2019).

10. Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Krym. [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: minek.rk.gov.ru/ ru/structure/872 (data obrashcheniya: 17.03.2019).

11. Fond podderzhki predprinimatel'stva Kryma [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: frbk.ru/ (data obrashcheniya: 17.03.2019).

12. Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Krym: ofitsial'nyy sayt [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: minek.rk.gov.ru/ru/document/show/95 (data obrashcheniya: 17.03.2019).

13. Mosina I.S. Investitsii v Respubliku Krym / I.S. Mosina, O.G. Blazhevich // Finansovyye rynki i investitsionnyye protsessy: sbornik trudov po materialam VI nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem (15 maya 2019 g., g. Simferopol') — Simferopol': FGAOU VO «Krymskiy federal'nyy universitet imeni V.I. Vernadskogo», 2019. — S. 89-93.

14. Upravleniye Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Respublike Krym i g. Sevastopolyu [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: crimea.gks.ru (data obrashcheniya: 17.03.2019).

Статья поступила в редакцию 17 апреля 2019 года Статья одобрена к печати 23 октября 2019 года

S1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.