ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
УДК 334.021
С.А. Кучерявенко
канд. экон. наук, доцент, кафедра учета, анализа и аудита, Институт экономики, ФГАОУВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»,
г. Белгород
Н.И. Быканова
канд. экон. наук, доцент, кафедра финансов, инвестиций и инноваций,
Институт экономики, ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»,
г. Белгород
А. В. Коннова
студент, Институт экономики, ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»,
г. Белгород
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Статья выполнена в рамках Гранта Президента МК-4882.2016.6 «Моделирование системы риск-менеджмента малого и среднего бизнеса в условиях повышенной турбулентности внешней среды»
Аннотация. В работе проведен анализ современного состояния и тенденций развития малых и средних предприятий Белгородской области; изучены перспективы развития и повышения роли малого и среднего предпринимательства в экономике региона; разработаны предложения по совершенствованию поддержки развития малого и среднего предпринимательства Белгородской области.
Ключевые слова: государственная поддержка, малое и среднее предпринимательство, грант, субсидия, государственная гарантия.
S.A. Kucheryavenko, Belgorod State National Research University, Belgorod N.I. Bykanova, Belgorod State National Research University, Belgorod A.V. Konnova, Belgorod State National Research University, Belgorod STATE SUPPORT OF THE SMALL AND AVERAGE ENTREPRENEURSHIP IN THE BELGOROD REGION
Abstract. In work carries out the analysis of the current state and tendencies of development of small and medium scale enterprises of the Belgorod region; studies the prospects of development and increase in a role of a small and average entrepreneurship in region economy; develops suggestions for improvement of support of development of a small and average entrepreneurship of the Belgorod region.
Keywords: state support, small and average entrepreneurship, grant, subsidy, state guarantee.
Введение
Кризисные явления в российской экономике, ставшие результатом снижения экономического развития европейских стран, а также введение экономических санкций против России побуждают Правительство Российской Федерации, региональные власти глубже проанализировать имеющиеся ресурсы экономического роста. Всем известно, что малое и среднее предпринимательство являются неотъемлемой частью экономики.
По нашему мнению, наличие и рост малого и среднего бизнеса является показателем развития экономики региона и страны в целом.
Предпринимательство всегда нуждалось в государственной поддержке, а особую актуальность приобрела задача эффективного функционирования институтов поддержки малого и среднего предпринимательства в настоящее время.
Целью работы является исследование форм и методов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Белгородской области.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования были поставлены и решены следующие задачи:
- проведено исследование механизмов, видов, форм государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на региональном уровне;
- проведен анализ современного состояния и тенденций развития малых и средних предприятий Белгородской области;
- разработаны мероприятия по совершенствованию программ антикризисной поддержки малого и среднего предпринимательства Белгородской области.
Объект исследования - социально-экономические процессы, возникающие в процессе осуществления малого и среднего предпринимательства Белгородской области.
Предметом исследования являются предприятия малого и среднего предпринимательства Белгородской области.
В процессе исследования применялись такие методы, как экономико-статистический, графический, сравнительный анализ.
Основная часть
Развитие малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в регионе во многом зависит от факторов, представленных на рис. 1.
Следует отметить, что в Белгородской области созданы благоприятные условия для малого и среднего предпринимательства, которые поддерживаются механизмами организационной, финансово-кредитной и имущественной поддержки в рамках реализации подпрограммы «Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства» государственной программы Белгородской области «Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата в Белгородской области на 2014-2020 годы» [1].
Меры государственной поддержки МСП, реализуемые в Белгородской области, можно разделить на несколько групп:
- формирование инвестиционного климата;
- организационное обеспечение;
- финансовая поддержка;
- имущественная поддержка и развитие инфраструктуры;
- консультационная, информационная и образовательная поддержка;
- создание новых и развитие действующих институтов поддержки МСП.
Рисунок 1 - Факторы, влияющие на развитие малого и среднего предпринимательства в регионе
Инвестиционная привлекательность Белгородской области является важным фактором, оказывающим благоприятное влияние на развитие экономического потенциала региона. Неслучайно Белгородская область занимает 2 место в «Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации -2016». В регионе реализуется система мероприятий, способствующих улучшению инвестиционного климата и росту объема инвестиций. По сравнению с 2008 г. темп роста инвестиций в 2013 г. составил 124,2%. На развитие субъектов малого и среднего предпринимательства за последние 5 лет направлено 1 535 млрд руб. [6].
■добыча полезных ископаемых
■ обрабатывающая промышленность
■производством распредеяние ■электроэнергии, газа и тепла
■ сельскохозяйственное прошв од ство
■ транпортп связь
оптовая и розничная торговля
образовано ie
■здравоохранением социальные услуги
прочие виды экономической деятельности
Рисунок 2 - Структура инвестиций Белгородской области за 2015 г.
Следует отметить, что большая часть инвестиций осваивается в промышленности, сельском хозяйстве, жилищном и дорожном строительстве, а также направляется на социальное обустройство населенных пунктов (рис. 2).
Нужно сказать, что Правительство Белгородской области прогнозирует увеличение объемов инвестиций, как в основной капитал, так и в расчете на душу населения (рис. 3).
Рисунок 3 - Объем инвестиций в основной капитал и на душу населения в Белгородской области в 2015-2019 гг.
Что касается организационной поддержки малого и среднего предпринимательства, то в области в 2012-2016 гг. разработано необходимое областное законодательство, которое направлено на стимулирование предпринимательской деятельности, финансовую поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, снижение и полную ликвидацию административных барьеров [5].
Во всех муниципальных районах и городских округах функционируют многофункциональные центры по оказанию государственных и муниципальных услуг в режиме «одно окно», благодаря этому предприниматели могут начать свой бизнес в уведомительном порядке.
В регионе сформирован институт уполномоченного по защите прав предпринимателей области.
Финансовая поддержка предпринимателей осуществляется за счет средств областного бюджета, субсидий федерального бюджета, которые предоставляются области по итогам ежегодных конкурсов, проводимых Министерством экономического развития Российской Федерации. Немаловажную роль играют банковские ресурсы, привлекаемых под государственные гарантии области.
Только в 2015 году государственная поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства оказана в сумме:
- за счет федерального бюджета - 185,4 млн руб.;
- из областного бюджета - 59,5 млн руб.;
- за счет государственной гарантии области на обеспечение кредитных обязательств субъектам предпринимательства на сумму 155,0 млн руб. [6].
Следует отметить практическую значимость Белгородского областного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства, ОГБУ «Белгородский региональный ресурсный инновационный центр», Белгородского гарантийного фонда содействия
кредитованию, промышленного парка «Северный» в оказании поддержки малому и среднему предпринимательству [2].
В соответствии со Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года на территории Белгородской области планируется увеличить долю малого и среднего бизнеса в ВРП с 25,2% в 2014 г. до 29% в 2019 г. [3].
На реализацию мероприятий Государственной программы региона «Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата в Белгородской области на 2014-2020 годы» будет направлено средств на 2017-2019 гг. более 2,1 млрд рублей. Государственная гарантия области в 2017-2019 гг. составит 465 млн рублей.
Правительство Белгородской области ставит задачу увеличить количество малых и средних предприятий с 24,6 тыс. единиц в 2015 г. до 25,0 тыс. ед. в 2019 г. Численность работников малых и средних предприятий при этом должна вырасти с 125,6 тыс. человек в 2015 г. до 131,1 тыс. человек в 2019 г. При этом предполагается, что оборот малых и средний предприятий возрастет в 2019 г. до 355,0 млрд руб., что на 9,6% больше, чем в 2015 г. - 323,9 млрд руб.
По данным Департамента экономического развития Белгородской области государственная поддержка малому и среднему предпринимательству в 2015 году соответствовала данным, представленным в таблице 1 [6].
Таблица 1 - Формы государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Белгородской области в 2015 г.
Форма оказанной поддержки Количество единиц Объем оказанной поддержки, млн руб.
Льготные целевые займы размером до 1 млн руб. 131 111,7
Гранты размером до 300 тыс. рублей на создание собственного бизнеса 44 13,0
Субсидии на организацию Центров дневного времяпрепровождения детей 6 5,0
Субсидии на возмещение части затрат, связанных с созданием и модернизацией производства 27 72,5
из них:
на уплату процентов по банковским кредитам 13 15,0
на приобретение оборудования 14 57,5
Субсидии на развитие лизинговой деятельности 27 26,5
Поручительства (гарантии) по необеспеченным банковским кредитам 41 358,7
Имущественная поддержка малому и среднему предпринимательству осуществ-
ляется в виде льготного размещения в офисных помещениях инновационного бизнес-инкубатора. В 2015 г. поддержку получили 18 субъектов МСП.
Более полуторы тысяч начинающих предпринимателей получили информационно-образовательные услуги по вопросам организации и ведения своего дела. Кроме этого, специалистами центров кластерного развития проведены семинары по обучению продвижения товаров и услуг на рынок.
Большим подспорьем для предпринимателей является Школа социального предпринимательства, специалисты которой осуществляют комплексное сопровождение более 50 социально-значимых проектов [4].
В целях создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в Белгородской области в 2015 году приняты законы Белгородской области, которыми предусмотрены двухлетние налоговые каникулы для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Принятие закона позволит стимулировать рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, а также сокращению числа неформально занятых работников.
Следует отметить, что, не смотря на положительную динамику развития малого и среднего предпринимательства в Белгородской области, имеют место и некоторые негативные тенденции. Так, отмечается незначительное сокращение предпринимательской активности, даже закрытие предприятий, растут риски предпринимательства. Кроме того, негативно отразились на развитии малого и среднего предпринимательства, действия, предпринятых федеральными законодателями и Правительством Российской Федерации в течение последних лет в области налоговой политики, развития пенсионной реформы, изменения правил розничной торговли.
Таким образом, необходимо дополнительные меры по стабилизации сложившейся ситуации.
Заключение
Изучение состояния, проблем и перспектив развития малого и среднего предпринимательства в Белгородской области позволяет выдвинуть следующие предложения:
- имеющиеся интернет-ресурсы не позволяют получить полную информацию по созданию, ведению малого и среднего предпринимательства. Нужен новый единый Портал для более полного информирования начинающих предпринимателей, формирования открытости и гласности взаимоотношений участников экономических отношений, возможности упрощения налогообложения и ведения бухгалтерского учета;
- необходимо разработать и внедрить проект по повышению финансовой грамотности индивидуальных предпринимателей, повышению культуры ведения бизнеса;
- проведение семинаров, тестовых мероприятий по выявлению и снижению рисков предпринимательства, улучшение риск-менеджмента на предприятиях малого и среднего предпринимательства;
- проведение маркетинговых исследований для выявления возможного участия малого и среднего предпринимательства в программе импортозамещения;
- проведение анализа эффективности использования одной из самых востребо-
ванных мер государственной поддержки - грантов (во избежание открытия предприятия с целью получения гранта и его закрытия после перечисления финансирования).
В заключение нужно отметить, что, безусловно, антикризисные мероприятия, проводимые Правительством Белгородской области, будут способствовать повышению предпринимательской активности в регионе, созданию новых и поддержке существующих предприятий, увеличению численности занятых в секторе малого и среднего предпринимательства.
Список литературы:
1. Об утверждении государственной программы Белгородской области «Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата в Белгородской области на 2014-2020 годы» [Электронный ресурс]: постановление Правительства Белгородской обл. от 16.12.2013 № 522-пп. Режим доступа: http://base.consultant.ru, свободный.
2. Об утверждении порядка создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами исполнительной власти Белгородской области [Электронный ресурс]: постановление Губернатора Белгородской области от 21.07.2015 № 71. Режим доступа: http://base.consultant.ru, свободный.
3. О реализации стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года на территории Белгородской области [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Белгородской области от 6.09.2016 № 431-рп. Режим доступа: http://base.consultant.ru, свободный.
4. О финансовой поддержке инвестиционных проектов, реализуемых субъектами малого предпринимательства в рамках мероприятия «Программа поддержки начинающих - гранты начинающим на создание собственного бизнеса [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Белгородской области № 388-рп от 12.08.2013. Режим доступа: http://base.consultant.ru, свободный.
5. Селиверстов Ю.И. Малый и средний бизнес Белгородской области: современное состояние, государственная поддержка и меры по преодолению кризиса [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dprus.com, свободный.
6. Программа стимулирования кредитования субъектов МСП [Электронный ресурс] / Официальный сайт Департамента экономического развития Белгородской области. Режим доступа: http://www.derbo.ru/, свободный.