Научная статья на тему 'Инвестиции в энергетике Магаданской области: современное состояние и государственное регулирование'

Инвестиции в энергетике Магаданской области: современное состояние и государственное регулирование Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT / ЭНЕРГЕТИКА / ENERGY / РЕГИОН / REGION / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ENERGY EFFICIENCY / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ENERGY CONSERVATION / АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ЭНЕРГЕТИКА / ALTERNATIVE ENERGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мальцева Полина Николаевна

В исследовании анализируются современное состояние и структура энергетической отрасли Магаданской области. Цель. Раскрыть основные направления инвестиционной деятельности в энергетике, связанные с реализацией крупных инвестиционных проектов строительства Усть-Среднеканской ГЭС и высоковольтных линий передач для обеспечения перспективных потребностей в энергии предприятий цветной металлургии. Материалы. Указанные проекты финансируются за счет средств ОАО «Русгидро» и федерального бюджета в рамках ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья». В Магаданской области принята и реализуется стратегия социально-экономического развития региона на период до 2025 г. Основные направления данной стратегии заключаются в принятии мер по повышению инвестиционной привлекательности региона и привлечению инвестиций за счет средств федерального бюджета на развитие опорных объектов энергетической структуры. На территории области проходит процедура внедрения стандарта деятельности государственных органов исполнительной власти по формированию благоприятного инвестиционного климата. При губернаторе Магаданской области создан Совет по улучшению инвестиционного климата, разработана нормативно-правовая база инвестиционной деятельности. Важным фактором инвестиционной привлекательности территории является функционирование особой экономической зоны (ОЭЗ) с налоговыми и таможенными преференциями. Результаты. Обозначена важность привлечения инвестиционных средств на модернизацию и обновление энергетических мощностей, износ которых ежегодно фиксируется на уровне 50-54%. Прредлагаются основные направления государственного регулирования инвестиционной деятельности в энергетике Магаданской области путем постепенного увеличения инвестиционной составляющей в тарифах, инвестирования в альтернативную энергетику и повышения энергетической эффективности и энергосбережения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investments in Energy in the Magadan Region: Current Status and Government Regulations

This study analyzes the current conditions and structure of the Magadan Region’s energy sector. Aim. The goal is to discover the main trends of investment activity related to the implementation of ma jor investment projects, namely the construction of the Ust-Srednekanskaya HPP (hydro power plant) and high voltage power transmission lines to provide for the long term energy needs of non-ferrous metallurgy. Materials. These projects are financed by Public Corporation “RusHydro” and by the federal budget as part of the program “Economic and Social Development of the Far East and Transbaikalia.” The Magadan Region has adopted and implemented a “Strategy of Socio-Economic Development” for the region that lasts until 2025. The main goals of this program are to increase the investment appeal of the region and attract investment from the federal budget to develop the energy structure of the reference object. Standard procedures for the creation of a favorable investment climate by government agencies are currently being implemented in the region. The Council for Improvement of the Investment Climate has been created in the Governor of the Magadan Region’s office, and the legal framework for investment activity has been developed. An important investment attractiveness of the area is that it is a member of a Special Economic Zone (SEZ) that offers tax and customs incentives. Results. The study’s results underline the importance of attracting investment funds for the modernization and maintenance of power stations, the depreciation of which is determined as running as high as 50-54% a year. The study presents the main approaches for state regulation of investment activity in the Magadan Region’s energy section, including measures such as gradually increasing the tariff investment component, investment in alternative energy sources, energy efficiency, and conservation.

Текст научной работы на тему «Инвестиции в энергетике Магаданской области: современное состояние и государственное регулирование»

Инвестиции в энергетике Магаданской области: современное состояние и государственное регулирование

Investments in Energy in the Magadan Region: Current Status and Government Regulations

<

УДК 332.14

Мальцева Полина Николаевна

доцент Магаданского института экономики — филиала Санкт-Петербургского университета управления и экономики, кандидат экономических наук 685000, г Магадан, Новая ул., д. 27

Mal'tseva Polina Nikolaevna

Magadan Institute of Economics Branch of St. Petersburg University of Management and Economics

Novaya Str. 27, Magadan, Russian Federation, 685000

В исследовании анализируются современное состояние и структура энергетической отрасли Магаданской области.

Цель. Раскрыть основные направления инвестиционной деятельности в энергетике, связанные с реализацией крупных инвестиционных проектов -строительства Усть-Среднеканской ГЭС и высоковольтных линий передач для обеспечения перспективных потребностей в энергии предприятий цветной металлургии.

Материалы. Указанные проекты финансируются за счет средств ОАО «Русгидро» и федерального бюджета в рамках ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья». В Магаданской области принята и реализуется стратегия социально-экономического развития региона на период до 2025 г. Основные направления данной стратегии заключаются в принятии мер по повышению инвестиционной привлекательности региона и привлечению инвестиций за счет средств федерального бюджета на развитие опорных объектов энергетической структуры. На территории области проходит процедура внедрения стандарта деятельности государственных органов исполнительной власти по формированию благоприятного инвестиционного климата. При губернаторе Магаданской области создан Совет по улучшению инвестиционного климата, разработана нормативно-правовая база инвестиционной деятельности. Важным фактором инвестиционной привлекательности территории является функционирование особой экономической зоны (ОЭЗ) с налоговыми и таможенными преференциями.

Результаты. Обозначена важность привлечения инвестиционных средств на модернизацию и обновление энергетических мощностей, износ которых ежегодно фиксируется на уровне 50-54%. Прредлагаются основные направления государственного регулирования инвестиционной деятельности в энергетике Магаданской области путем постепенного увеличения инвестиционной составляющей в тарифах, инвестирования в альтернативную энергетику и повышения энергетической эффективности и энергосбережения.

Ключевые слова: инвестиции, энергетика, регион, энергоэффективность, энергосбережение, альтернативная энергетика

This study analyzes the current conditions and structure of the Magadan Region's energy sector.

Aim. The goal is to discover the main trends of investment activity related to the implementation of ma-

jor investment projects, namely the construction of the Ust-Srednekanskaya HPP (hydro power plant) and high voltage power transmission lines to provide for the long term energy needs of non-ferrous metallurgy.

Materials. These projects are financed by Public Corporation "RusHydro" and by the federal budget as part of the program "Economic and Social Development of the Far East and Transbaikalia." The Magadan Region has adopted and implemented a "Strategy of Socio-Economic Development" for the region that lasts until 2025. The main goals of this program are to increase the investment appeal of the region and attract investment from the federal budget to develop the energy structure of the reference object. Standard procedures for the creation of a favorable investment climate by government agencies are currently being implemented in the region. The Council for Improvement of the Investment Climate has been created in the Governor of the Magadan Region's office, and the legal framework for investment activity has been developed. An important investment attractiveness of the area is that it is a member of a Special Economic Zone (SEZ) that offers tax and customs incentives.

Results. The study's results underline the importance of attracting investment funds for the modernization and maintenance of power stations, the depreciation of which is determined as running as high as 50-54% a year. The study presents the main approaches for state regulation of investment activity in the Magadan Region's energy section, including measures such as gradually increasing the tariff investment component, investment in alternative energy sources, energy efficiency, and conservation.

Keywords: investment, energy, region, energy efficiency, energy conservation, alternative energy

Энергетическая отрасль России и отдельных ее регионов остро испытывает потребность в инвестициях, что обусловлено высокой степенью изношенности оборудования и низкими темпами его обновления. Высокая степень износа энергетического оборудования приводит к снижению надежности и эффективности его работы, что создает угрозы сбоев в энергообеспечении населения и отраслей экономики. В связи с этим инвестиционное обеспечение строительства и реконструкции объектов энергетической инфраструктуры является актуальной государственной задачей [1, с. 122].

Согласно Энергетической стратегии России на период до 2030 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. № 1715-р, стратегическими целями развития электроэнергетики являются обеспечение энергетической безопасности страны и регионов, обеспечение надежности и безопасности работы системы электроснабжения России в нормальных и чрезвычайных ситуациях, а также инвестиционно-инновационное обновление отрасли.

Основные задачи государственного регулирования инвестиционного развития энергетики — это создание благоприятной инвестиционной среды, обеспечение согласованного тарифного, налогового и иных на-

о

о о

о о со

<

о

Таблица 1

Общая характеристика экономической деятельности «Производство и распределение электроэнергии и воды»

Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду деятельности, млн руб. 6397 7392 8183 9705 10 399

% к общему объему в промышленности 26 24 20 18 14

Среднегодовая численность занятых, чел. 19 613 18 091 19 506 19 339 19 107

% к общей численности в промышленности 29 33 35 34 34

Основные фонды на конец года, млн руб. 42 648 48 084 50 915 51 992 60 094

% к основным фондам в промышленности 57 56 55 55 48

правлении регулирования инвестиции в энергетике, стимулирование и поддержка стратегических инициатив хозяйствующих субъектов в инвестиционной деятельности. Инструменты и основные направления государственного регулирования инвестиционной деятельности в региональной энергетике различаются в зависимости от специфики функционирования региональных энергосистем и инвестиционного климата в регионе в целом.

В настоящее время единая энергетическая система (ЕЭС) России включает в себя 69 энергосистем на территории 79 субъектов РФ, работающих в составе шести параллельно работающих ОЭС — ОЭС Центра, Юга, Северо-Запада, Средней Волги, Урала и Сибири, и ОЭС Востока, работающей изолированно от ЕЭС России [2].

Одной из важнейших особенностей энергетической системы Магаданской области является то, что она является локальной и не входит в единую энергетическую систему России. В связи с отсутствием линий по передаче электрической энергии на единый оптовый рынок магаданская энергетическая система является автономной, при этом она полностью обеспечивает потребности области в электроэнергии, а также осуществляет электроснабжение потребителей Республики Саха (Якутии).

Энергетика Магаданской области является важнейшей составляющей экономики региона и включает в себя организации, занимающиеся производством, передачей и распределением электроэнергии, пара и горячей воды. На долю энергетики Магаданской области приходится 14% всей производимой промышленной продукции.

В отраслях энергетики занято около 34% промыш-ленно-производственного персонала. Основные производственные фонды предприятий, осуществляющих производство и распределение электроэнергии и воды, составляют около 48% всех промышленно-производственных фондов области (табл. 1).

На территории области электрические нагрузки покрываются гидроэлектростанциями, в том числе Колымской ГЭС как основной блок-станции, Магаданской теплоэлектростанцией и дизельными электростанциями, находящимися в ведении промышленных, строительных, транспортных и коммунальных организаций.

Тепловые нагрузки по областному центру покрываются Магаданской теплоэлектростанцией, которая сжигает дальнепривозной уголь, доставляемый морским путем в период навигации. Децентрализованное теплоснабжение потребителей осуществляется от мелких котельных на угле и жидком топливе и в незначительных масштабах за счет индивидуального печного отопления.

Общая установленная мощность всех электростанций области в 2013 г. составила 1,39 млн кВт.

В 2013 г. отмечается увеличение мощности электростанций Магаданской области на 8% по сравнению с 2012 г., что связано с пуском гидроагрегатов № 1 и 2 Усть-Среднеканской ГЭС мощностью 168 МВт.

В 2013 г. на электростанциях области выработка электроэнергии составила 2352 млн кВтч, что больше предыдущего года на 2%. По отношению к 1990 г. производство электроэнергии в регионе сократилось на 27%. Производство теплоэнергии после 1990 г. также значительно сократилось, что связано с ликвидацией населенных пунктов и оттоком населения. В 2011 г. было произведено 2,613 млн Гкал теплоэнергии, что меньше предыдущего года на 0,1% и меньше 1990 г. на 52%.

В 2013 г. объем инвестиций в основной капитал энергопредприятий составил 8,3 млрд руб., что больше предыдущего года на 30%. Доля энергоинвестиций в общем объеме инвестиций области составила 24% [3, с. 46; 4].

Структура инвестиций в энергетике за последние годы существенно не изменилась. Большая часть инвестиций направляется на развитие электроэнергетики — строительство Усть-Среднеканской ГЭС мощностью 570 МВт. Сметная стоимость строительства в текущих ценах составляет 42 млрд руб. Сроки реализации проекта — 1991-2018 гг. [5].

В 2010 г. строительство впервые финансировалось не только из средств федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья» в размере 812 млн руб., но и за счет инвестиционных средств ОАО «РусГидро» в объеме 2 млрд руб. [6].

Второй крупный инвестиционный проект в энергетике Магаданской области — это строительство высоковольтной линии 220 кВ Оротукан — Палатка — Центральная протяженностью 377 км, финансирование его осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 г.». Строительство данного объекта обусловлено необходимостью выдачи избыточной мощности Колымской ГЭС и Усть-Среднеканской ГЭС, повышением надежности энергоснабжения города Магадана и юга Магаданской области, золоторудных горно-обогатительных комбинатов «Рудник им. Матросова» и «Павлик». Ввод объекта планируется в 2015 г. По состоянию на 1 января 2014 г. уровень технической готовности — 5% [7].

Несмотря на реализацию крупных инвестиционных проектов и стабильность инвестиционных вложений в энергетику, их уровень следует считать недостаточным. На протяжении последних 10 лет степень износа основных фондов в производстве

и распределении электроэнергии и воды ежегодно фиксируется на уровне 50-54%. В условиях недостаточности средств на реконструкцию и техническое перевооружение повышаются риски роста аварийности и сбоев в энергообеспечении населения и предприятий области.

К основным проблемам инвестиционной деятельности в энергетике Магаданской области, на наш взгляд, необходимо отнести:

• недостаточный объем инвестиций и высокий инвестиционный риск;

• высокую степень износа основных производственных фондов и низкие темпы их обновления;

• нехватку трудовых ресурсов и отток квалифицированных кадров;

• недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры, связанный с отсутствием железнодорожного сообщения, неразвитостью и низким качеством автодорожной сети;

• высокие транспортные тарифы;

• ограниченный доступ к финансовым ресурсам, высокую стоимость кредитов в банковской системе и их краткосрочность.

Государственное управление инвестиционной деятельностью в энергетике Магаданской области осуществляется не только на федеральном, но и на региональном уровне. В Магаданской области принята и реализуется Стратегия социального и экономического развития Магаданской области на период до 2025 г. [8].

В стратегическом документе определены ключевые принципы и направления социально-экономической политики Магаданской области, в том числе создание благоприятного инвестиционного климата, принятие мер по повышению инвестиционной привлекательности региона, эффективное взаимодействие с федеральными органами власти по привлечению инвестиций из федерального бюджета на развитие опорных объектов энергетической инфраструктуры, повышение эффективности и надежности энергетической системы. Стратегия подкреплена конкретными инвестиционными проектами, включенными в Перечень объектов, предусмотренных к реализации на территории Магаданской области до 2025 г.

В рамках стратегии предусмотрено ежегодное формирование каталога инвестиционных проектов Магаданской области. В инвестиционном каталоге 2014 г. в качестве основных инвестиционных проектов в области энергетики определены проектирование, приобретение и монтаж ветрогенераторной установки и когенерационной установки электро-, теплоснабжения в селе Тахтоямск Ольского района [9, с. 88].

Перспективы развития энергосистемы Магаданской области и инвестиционной деятельности в энергетике в стратегии связаны с развитием минерально-сырьевой базы региона. В качестве ключевых инвестиционных проектов рассматриваются строительство Усть-Среднеканской ГЭС и трех линий электропередач для обеспечения электроэнергией потребителей горнодобывающей отрасли. В стратегическом плане также рассматривается реконструкция действующей Магаданской теплоэлектростанции.

На заседании наблюдательного совета автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» 21 октября 2011 г. под председательством Председателя Правительства РФ был утвержден стандарт деятельности государственных органов исполнительной

власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного ™ инвестиционного климата в регионе1. =п

С 2013 г. на территории Магаданской области х проходит процедура внедрения стандарта, основной ш целью которого является повышение благоприятного х инвестиционного климата на территории региона. В ^ рамках внедрения стандарта 11 июня 2013 г. соз- ^ дан Совет по улучшению инвестиционного климата при Губернаторе Магаданской области, образован- ^ ный в целях содействия созданию благоприятного к инвестиционного климата, обеспечению стабильных =Ц условий осуществления инвестиционной деятельности < на территории региона. В Магаданской области были ^ разработаны первоочередные меры по улучшению ^ инвестиционного климата в регионе [10]. ^

27 декабря 2013 г. был принят закон Магаданской 2 области № 1681-ОЗ «Об инвестиционной политике в Магаданской области», в котором закреплены основные принципы инвестиционной политики в Магаданской области, виды и формы стимулирования инвестиционной деятельности в регионе, полномочия органов государственной власти Магаданской области в сфере ее реализации [11].

Постановлением Губернатора Магаданской области от 3 февраля 2014 г. № 15-п была утверждена инвестиционная декларация Магаданской области в целях создания в Магаданской области благоприятного инвестиционного климата. В декларации были закреплены основные принципы деятельности органов государственной власти Магаданской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, в том числе недискриминирующий подход ко всем субъектам инвестиционной деятельности; участие субъектов инвестиционной деятельности в процессе подготовки решений, принимаемых органами государственной власти Магаданской области; прозрачность и общедоступность документированной информации; ориентация на лучшую практику взаимодействия органов государственной власти Магаданской области с субъектами инвестиционной деятельности [12].

Постановлением Правительства Магаданской области от 6 марта 2014 г. № 186-пп была утверждена инвестиционная стратегия Магаданской области на период до 2025 г.

В Магаданской области реализуется подпрограмма «Формирование благоприятной инвестиционной среды в Магаданской области» на 2014-2020 гг.» государственной программы Магаданской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Магаданской области на 2014-2020 гг.», целью которой является создание благоприятных условий для привлечения инвестиций путем реализации мероприятий по формированию инвестиционного имиджа региона, ведения реестра инвестиционных проектов и иных мероприятий [13].

В соответствии с постановлением администрации Магаданской области от 4 июля 2013 г. № 607-па «О внедрении процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Магаданской области и экспертизы действующих нормативных

1 Автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» создана во исполнение поручений Председателя Правительства РФ В. В. Путина от 17 мая 2011 г. № ВП-П16-3168 (пункт 15) и от 27 мая 2011 г. № ВП-П13-3511. Распоряжением Правительства РФ от 11 августа 2011 г. № 1393-р принято решение об учреждении «Агентства», утвержден устав «Агентства». В соответствии с уставом учредителем «Агентства» является Правительство РФ.

^ правовых актов Магаданской области» Министерством

1 экономического развития, инвестиционной политики х и инноваций Магаданской области началось форми-ш рование Плана проведения экспертизы действующих ^ нормативных правовых актов Магаданской области х на 2015 г., затрагивающих вопросы осуществления

2 предпринимательской и инвестиционной деятельно-^ сти в регионе [14].

^ На территории области функционирует особая эко-к номическая зона (ОЭЗ). Президентом РФ принято ^ решение о продлении режима ОЭЗ в Магаданской об-^ ласти до 2025 г. Во исполнение указанных поручений ^ разработан проект федерального закона «О внесении ^ изменений в федеральный закон «Об особой эконо-^ мической зоне в Магаданской области». Законопроект

3 находится на рассмотрении Государственной думы Федерального собрания РФ.

Согласно новым условиям, которые будут действовать с 2015 г., предприятия могут получить статус участника ОЭЗ при реализации ими проекта, предусматривающего осуществление капитальных вложений в создание и развитие инфраструктурных проектов и производства. Предполагается, что участники ОЭЗ будут освобождены от уплаты НДС, налога на добычу полезных ископаемых, налога на прибыль и других налогов в части, поступающей в федеральный бюджет. Таможенный режим предусматривает действие процедуры свободной таможенной зоны в границах ОЭЗ, когда иностранные товары ввозятся и используются на территории ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин, налогов [15].

В городе Магадане 18 июля 2014 г. состоялась первая международная Магаданская инвестиционная ярмарка. Организаторами ярмарки выступили Правительство Магаданской области, мэрия города Магадана, Магаданский региональный фонд содействия развитию предпринимательства. На ярмарке были представлены инвестиционные проекты горнодобывающего комплекса Магаданской области, банковского сектора, отраслей сельского хозяйства, инноваций, жилищно-коммунального хозяйства, жилищного строительства, туризма, в том числе и энергетики.

Можно констатировать, что на территории Магаданской области органами власти реализуется комплексная организационно-правовая деятельность в области повышения инвестиционной привлекательности и увеличения притока инвестиций в регион.

Основной целевой ориентир инвестиционной политики в энергетике региона связан с получением средств из федерального бюджета, направляемых на финансирование инвестиционных проектов по развитию крупных объектов энергетической инфраструктуры с учетом роста перспективных потребностей в энергии в процессе увеличения добычи цветных металлов в Магаданской области. Также рассматриваются возможности для использования нетрадиционных видов энергоустановок (строительство ветро-электростанции в селе Тахтоямск Ольского района) для потребителей, не охваченных централизованным энергоснабжением.

Остается открытой проблема привлечения инвестиционных средств на модернизацию и обновление производственных мощностей в условиях высокой степени их износа (около 50%), которая частично решается в рамках инвестиционных программ энергетических предприятий, в частности ОАО «Магаданэнерго».

В условиях государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию энергетические предприятия не располагают в достаточной

степени необходимыми инвестиционными средствами, что не позволяет осуществить модернизацию и обновление основных производственных фондов.

Существует также еще одно важное инвестиционное направление — это реализация мероприятий в области повышения энергетической эффективности и энергосбережения на всех стадиях производства до конечного потребления. Основой реализации данного направления может стать создание некоммерческой организации — фонда энергосбережения региональной энергетики [16, с. 112].

К основным направлениям государственного регулирования инвестиционной деятельности в энергетике Магаданской области следует отнести такие, как:

• реализация крупных инвестиционных проектов, направленных на развитие энергетической инфраструктуры за счет средств федерального бюджета, в том числе на основе механизмов частно-государственного партнерства;

• проведение единой тарифной политики на территории Магаданской области, учитывающей социальные интересы населения и необходимость постепенного увеличения доли инвестиционной составляющей в тарифы на тепло- и электроэнергию;

• повышение инвестиционной привлекательности региональной энергетики путем расширения каталога инвестиционных энергетических проектов Магаданской области и иных мероприятий;

• формирование условий для осуществления инвестирования в альтернативную энергетику для населенных пунктов области, не имеющих централизованного энергообеспечения, путем строительство ветроэнергетических станций, использования тепловых насосов и других видов нетрадиционных энергоустановок;

• реализация мероприятий в области повышения энергетической эффективности и энергосбережения, пропаганда энергосберегающей деятельности в жилищно-коммунальном хозяйстве, отраслях экономики и социальной сферы региона.

Данные мероприятия, на наш взгляд, будут способствовать повышению инвестиционной привлекательности энергетики Магаданской области и оптимизации использования ограниченных инвестиционных ресурсов.

В области четко обозначена важность привлечения инвестиционных средств на модернизацию и обновление энергетических мощностей, износ которых ежегодно фиксируется на уровне 50-54%. Успешно реализуются основные направления государственного регулирования инвестиционной деятельности в энергетике Магаданской области путем постепенного увеличения инвестиционной составляющей в тарифах, инвестирования в альтернативную энергетику и повышения энергетической эффективности и энергосбережения.

Литература

1. Малышев Е. А., Кашурников А. Н. Возможности привлечения инвестиций с использованием механизмов государственно-частного партнерства в электроэнергетику региона // Вестник Забайкалького государственного университета. 2014. № 6. С. 121-129.

2. Единая энергетическая система России // Википедия: [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ь|Пр8://ги.ш1к1реС1а. огд/ш1к1/Единая_энергетическая_система_России. (Дата обращения: 23.11.2014).

3. Инвестиционная и строительная деятельность в Магаданской области: Стат. сб. Магадан: Магаданстат, 2014. 43 с.

4. Статистический ежегодник. Магаданская область. 2013: Стат. сб. Магадан: Магаданстат, 2013. 275 с.

5. Информация о планируемых и реализуемых инвестиционных проектах // Инвестиционный портал Магаданской области. [Магадан, 2014]: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://magfer.ru/informaciya-o-planiruemyx-i-realizuemyx-investicionnyx-proektax. (Дата обращения: 23.11.2014).

6. Усть-Среднеканская ГЭС // Википедия: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/yCTb-Среднеканская_ГЭС. (Дата обращения: 23.11.2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Информация об объектах Магаданской области, финансирование которых предусмотрено в рамках федеральной адресной инвестиционной программы в 2014-2016 гг. // Портал Правительства Магаданской области: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.magadan.ru/ru/government/Program/FAIP/2014.html. (Дата обращения: 23.11.2014).

8. О стратегии социального и экономического развития Магаданской области на период до 2025 г.: Закон Магаданской области от 11 марта 2010 г. № 1241-ОЗ // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sudrf.kodeks.ru/document/895249692. (Дата обращения: 23.11.2014).

9. Инвестиционные проекты Магаданской области. Магадан: Охотник, 2014. 140 с.

10. Пеньевская И. С. О внедрении в Магаданской области Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата // Инвестиционный портал Магаданской области: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://magfer.ru/sovet-po-uluchsheniyu-investicionnogo-klimata. (Дата обращения: 23.11.2014).

11. Об инвестиционной политике в Магаданской области: Закон Магаданской области от 27 декабря 2013 г. № 1681-ОЗ // Интернет-портал «Российская газета»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. rg.ru/2014/01/09/magadan-zakon 1681-reg-dok.html. (Дата обращения: 23.11.2014).

12. Инвестиционная декларация Магаданской области // Инвестиционный портал Магаданской области: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://magfer.ru/investi-cionnaya-politika/investicionnaya-deklaraciya-magadanskoj-oblasti. (Дата обращения: 23.11.2014).

13. Перечень государственных программ Магаданской области, действующих в 2014 г. // Портал Правительства Магаданской области: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.magadan.ru/ru/government/Program/ GP/2014/Reestr2014.html. (Дата обращения: 23.11.2014).

14. Министерством экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области началось формирование плана проведения экспертизы нормативно-правовых актов Магаданской области на 2015 г. // Портал Правительства Магаданской области: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. magadan.ru/ru/oiv/2-44-10/news/2014/10/01/2014-10-01-21-23-20.html. (Дата обращения: 23.11.2014).

15. Презентация Магаданской области «Инвестиционная привлекательность Магаданской области» // Инвестиционный портал Магаданской области: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://magfer.ru/prezentaciya-xarbin-2014. (Дата обращения: 23.11.2014).

16. Система государственного управления энергетической безопасностью северного региона (на примере Магаданской области) / П. Н. Мальцева; Магадан. ин-т экономики. С.-Петербург. академия управления и экономики. СПб.: Изд-во СПбУУиЭ, 2012. 170 с.

References

1. Malyshev E. A., Kashurnikov A. N. Vozmozhnosti privlech-eniya investitsiy s ispol'zovaniem mekhanizmov gosudarst-venno-chastnogo partnerstva v elektroenergetiku regiona [Possibilities of investment attraction using the mechanisms of state and private partnership in the regional power indus-

try]. Vestnik Zabaykal'skogo gosudarstvennogo universiteta m [Bulletin of Transbaikalian State University], 2014, no. 6, m pp. 121-129.

2. Unified energy system of Russia. Wikipedia, the free encyclopedia. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/EflMHaq_ ol энерreт^lнескafl_с^lстемa_Росс^l^l. Accessed November 23, g 2014. (in Russ.).

3. Investitsionnaya istroitel'naya deyatel'nost' vMagadanskoy ^ oblasti: statisticheskiy sbornik [Investment and construction 1 activity in the Magadan region: Statistical book]. Magadan, 2 Magadanstat Publ., 2014. 43 p. ®

4. Statisticheskiy ezhegodnik. Magadanskaya oblast'. 2013: ^ statisticheskiy sbornik [Statistical yearbook. Magadan region. ^ 2013: Statistical book]. Magadan, Magadanstat Publ., 2013. m 275 p. E:

5. Information on planned and implemented investment proj- ^ ects. Investment projects portal of Magadan region. 2014. ^ Available at: http://magfer.ru/informaciya-o-planiruemyx-i- § realizuemyx-investicionnyx-proektax. Accessed November 23, 2014. (in Russ.).

6. Ust'-Srednekanskaya HPP. Wikipedia, the free encyclopedia. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/ycTb-Cpefl-HeKaHCKaa_raC. Accessed November 23, 2014. (in Russ.).

7. Information about the objects of the Magadan region for which funding is provided in 2014-2016 under the federal targeted investment program. Portal of the government of Magadan region. 2014. Available at: http://www.magadan. ru/ru/government/Program/FAIP/2014.html. Accessed November 23, 2014. (in Russ.).

8. On the strategy of social and economic development of the Magadan region for the period up to 2025. The law of the Magadan region of March 11, 2010 № 1241-OZ. Available at: http://sudrf.kodeks.ru/document/895249692. Accessed November 23, 2014. (in Russ.).

9. Investitsionnye proekty Magadanskoy oblasti [Investment projects of Magadan region]. Magadan, Okhotnik Publ., 2014. 140 p.

10. Pen'evskaya I.S. On the implementation in the Magadan region of the standard of performance of the executive authorities of the Russian Federation to ensure a favorable investment climate. Available at: http://magfer.ru/sovet-po-uluchsheniyu-investicionnogo-klimata. Accessed November 23, 2014. (in Russ.).

11. On investment policy in the Magadan region. The law of the Magadan region of December 27, 2013 № 1681-OZ. Rossiyskaya Gazeta, December 29, 2013. Available at: http:// www.rg.ru/2014/01/09/magadan-zakon1681-reg-dok.html. Accessed November 23, 2014. (in Russ.).

12. Investment declaration of the Magadan region. Investment projects portal of Magadan region. 2014. Available at: http:// magfer.ru/investicionnaya-politika/investicionnaya-deklaraci-ya-magadanskoj-oblasti. Accessed November 23, 2014. (in Russ.).

13. The list of government programs of the Magadan region, operating in 2014. Portal of the government of Magadan region. 2014. Available at: http://www.magadan.ru/ru/government/ Program/GP/2014/Reestr2014.html. Accessed November 23, 2014. (in Russ.).

14. Ministry of Economic Development, Investment Policy and Innovation of the Magadan region started to form a plan of expert evaluation of normative legal acts of the Magadan region for 2015. Portal of the government of Magadan region. 2014. Available at: http://www.magadan.ru/ru/oiv/2-44-10/news/2014/10/01 /2014-10-01 -21 -23-20.html. Accessed November 23, 2014. (in Russ.).

15. Presentation of the Magadan region "Investment attractiveness of the Magadan region". Investment projects portal of Magadan region. 2014. Available at: http://magfer.ru/ prezentaciya-xarbin-2014. Accessed November 23, 2014. (in Russ.).

16. Mal'tseva P. N. Sistema gosudarstvennogo upravleniya ener-geticheskoy bezopasnost'yu severnogo regiona (na primere Magadanskoy oblasti) [Governance system of energy security of the northern region (the example of the Magadan region)]. Magadan, Magadan Institute of Economics Publ.; St. Petersburg, SPb Academy of Management and Economics Publ., 2012. 170 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.