Научная статья на тему 'Государственная программа как форма поддержки экономического потенциала региона'

Государственная программа как форма поддержки экономического потенциала региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
187
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ПОЛИТИКА / МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / REGION / POLICY / MAGADAN OBLAST / ECONOMIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давыдова А.А.

Предмет. Экономическое развитие регионов России имеет собственную специфику и требует определенной поддержки со стороны государства для обеспечения экономической безопасности в современных условиях. Цели. Рассмотреть роль и значение программ государственной поддержки для развития функционирующих отраслей производства в интересах обеспечения экономической безопасности региона. Методология. На основе статистических данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики проведен анализ динамики основных социально-экономических показателей Магаданской области с начала экономических реформ. Результаты. Оценены государственные программы поддержки отраслей региона, их влияние на основные показатели, характеризующие экономическое развитие территорий. Выводы. В условиях одностороннего формирования экономики российского Севера государственные гарантии являются наиболее эффективной формой поддержки обеспечения жизненных условий северян.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Governmental program as a form of supporting the economic potential of the region

Importance The Russian regions undergo their economic development, having their own specifics and requiring certain support from the State to ensure the economic security under the current circumstances. Objectives The research reviews the role and significance of the State aid programs for developing the existing production sectors so to ensure the economic security of the region. Methods Relying upon statistical data of the Local Office of the Federal State Statistics Service, I analyzed how principal socio-economic indicators of the Magadan oblast changed starting from the onset of economic reforms. Results I evaluated the governmental programs for supporting the region's sectors, their effect on principal indicators describing the economic development of areas. Conclusions and Relevance Considering the unilateral formation of the Russian North's economy, governmental guarantees represent the most effective form of supporting the living conditions of the Northern population.

Текст научной работы на тему «Государственная программа как форма поддержки экономического потенциала региона»

Финансовая аналитика: Financial Analytics:

проблемы и решения 21 (2016) 42-52 Science and Experience

ISSN 2311-8768 (Online) Экономическая политика

ISSN 2073-4484 (Print)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КАК ФОРМА ПОДДЕРЖКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

Анжела Анатольевна ДАВЫДОВА

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансово-экономического и тылового обеспечения, Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России, Санкт-Петербург, Россия naukaame@mail.ru

История статьи:

Принята 27.10.2015 Принята в доработанном виде 18.11.2015

Одобрена 09.03.2016

УДК 332.12 JEL: R10, R38

Ключевые слова: регион, политика, Магаданская область, экономическая деятельность

Аннотация

Предмет. Экономическое развитие регионов России имеет собственную специфику и требует определенной поддержки со стороны государства для обеспечения экономической безопасности в современных условиях.

Цели. Рассмотреть роль и значение программ государственной поддержки для развития функционирующих отраслей производства в интересах обеспечения экономической безопасности региона.

Методология. На основе статистических данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики проведен анализ динамики основных социально-экономических показателей Магаданской области с начала экономических реформ. Результаты. Оценены государственные программы поддержки отраслей региона, их влияние на основные показатели, характеризующие экономическое развитие территорий. Выводы. В условиях одностороннего формирования экономики российского Севера государственные гарантии являются наиболее эффективной формой поддержки обеспечения жизненных условий северян.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

В современных условиях в интересах наиболее стабильного развития территорий большое значение придается государственной региональной политике. Достижение намеченных целей социально-экономического развития напрямую связано с решением комплекса задач, обусловленных особенностями территориальной организации хозяйства в целом [1, с. 7]. Это предопределено различиями субъектов РФ в природных условиях и ресурсах, производственном потенциале, инфраструктуре, а также профессиональной подготовленностью трудовых резервов.

Переход экономики на рыночные отношения нарушил прежние связи между регионами. Проведение экономических реформ в 1990-х гг. привело к спаду производства, безработице, обнищанию населения. Поэтому ключевым инструментом реализации долгосрочной политики в дальнейшем развитии субъектов РФ стало принятие в 1995 г. Федерального закона от 20.07.1995 № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».

В 2014 г. этот документ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 28.06.2014

№ 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Он направлен на решение задач повышения качества жизни населения, роста российской экономики и обеспечения безопасности страны.

Для обеспечения реализации этого закона разработаны и утверждены многочисленные нормативно-правовые акты. В 2010 г. Правительством РФ был утвержден порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации.

Анализ динамики важнейших индикаторов развития России с начала экономических реформ показал, что негативные последствия реформирования экономики особенно остро проявились в регионах Севера, где существуют специфические социальные проблемы,

обусловленные географической удаленностью, суровыми природно-климатическими условиями, малой заселенностью, а следовательно, и недостаточным предложением рабочей силы при относительно высоком уровне промышленного развития.

За многие годы на Севере односторонне формировалась экономика с преобладанием

добывающих отраслей и слабой социальной инфраструктурой. Показатели жизненного уровня населения здесь значительно ниже, чем в среднем по России, и это наблюдается при сильной зависимости развития отечественной экономики от добывающих отраслей данного региона [2, с. 4].

Возможны два концептуальных подхода к государственной социально-экономической

политике на Севере. Первый основан на преимущественно рыночных принципах с минимальным влиянием государства, второй - на активном и целенаправленном воздействии государства на главнейшие социально-экономические процессы развития северных территорий. Положения второго концептуального подхода наиболее близки для Магаданской области -типичного северного региона Дальнего Востока [3, с. 6].

Проведем оценку основных социально-экономических показателей развития названного субъекта Федерации с 2005 г. по 2013 г. по ведущим отраслям, оказывающим влияние на формирование валового регионального продукта, с учетом принятых и реализованных государственных программ поддержки

структурообразующих отраслей региона.

Основные социально-экономические показатели, характеризующие динамику потенциала региона, представлены в табл. 1.

На основании представленных данных можно сказать о том, что экономика Магаданской области развивается в последние годы динамично и поступательно. С 2005 г. по 2012 г. в области наблюдается стабильный рост объемов валового регионального продукта с 5 126,5 млн руб. до 76 875,3 млн руб. (в 6,8 раза). Инвестиции в основной капитал также имеют стабильную тенденцию увеличения с 16 808,7 млн руб. в 2010 г. до 35 363 в 2014 г. (в 2 раза).

В структуре объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг по видам экономической деятельности наибольшую долю составляет добыча полезных ископаемых, что объясняется в первую очередь специализацией региона (рис. 1). Данный показатель за

исследуемый период имеет тенденцию к росту от 64,7% в 2005 г. до 72,5% в 2013 г.

Добыча золота на территории региона осуществляется из россыпных и рудных месторождений. За 2014 г. добыто более 24 т золота и 960 т серебра, что позволило области войти в пятерку ведущих российских территорий по добыче золота. Рост ее объемов обусловлен в первую очередь вводом в действие новых объектов (рудник Кварцевый), освоением месторождений Дукат, Лунное, Арылах, Ветренское, Сопка Кварцевая, Биркачан, Кубака, Нявленга, Агат [4, с. 50].

Одним из направлений сохранения добычи ресурсов в освоенных районах является применение льготных налоговых схем, способствующих компенсации объективно ухудшающихся горно-геологических условий отрабатываемых месторождений.

С этой целью для оптимизации системы налогообложения в россыпной золотодобыче специалистами Северо-Восточного комплексного научно-исследовательского института им. Н.А. Шило Дальневосточного отделения Российской академии наук и ЗАО «Горно-обогатительные технологии» была разработана методика адресного льготного налогообложения, которая предусматривает дифференцированный уровень взимаемых налогов в зависимости от геолого-экономических характеристик месторождений. Произведенная по этой методике переоценка запасов россыпного золота Магаданской области и Чукотского автономного округа показала, что возможно увеличение собираемых налогов за счет большего количества отрабатываемых месторождений

[5, с. 15].

По объему производимой продукции в процентном выражении в объеме промышленного производства Магаданской области второе место после цветной металлургии занимает энергетика. По своей функциональной роли она наряду с транспортом является важнейшей частью производственной инфраструктуры, обеспечивающей развитие местной экономики.

Энергосистема Магаданской области изолирована, не имеет связей с иными энергетическими

структурами и не входит в единую энергосистему России1.

Развитие регионального энергетического хозяйства прежде всего связано с планируемым увеличением добычи полезных ископаемых. Ключевыми инфраструктурными проектами являются возведение на реке Колыме Усть-Среднеканской ГЭС мощностью 570 МВт и высоковольтных линий электропередач для обеспечения энергией потребителей горнодобывающей отрасли.

В декабре 2013 г. была принята государственная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Магаданской области» на 2014-2016 годы». Документ нацелен:

• на снижение энергоемкости валового регионального продукта;

• на уменьшение объемов потребляемой бюджетными учреждениями электроэнергии, расчеты за которую проводятся с использованием приборов учета, в общем объеме электроэнергии, потребляемой бюджетными учреждениями;

• на аналогичное снижение объемов тепловой энергии и др.

Общий объем финансирования государственной программы составляет 555 000 тыс. руб.

Рыбное хозяйство Магаданской области - одна из базовых отраслей, продукция которой не только реализуется на внутреннем рынке России, но и поставляется в США, Китай, Японию, Корею. Основу потенциальных водных биоресурсов в зонах возможного промысла и наибольший удельный вес в уловах местных предприятий составляют минтай, сельдь, треска, палтус, навага, камбала, лососевые. Из нерыбных объектами промысла являются трубач, крабы, креветки.

Рыбное хозяйство имеет высокую социальную значимость, обеспечивая занятость населения в Магадане и прибрежных поселках. Предприятия и организации отрасли обеспечивают постоянным

1 Мальцева П.Н. Энергосберегающая система Магаданской области: современное состояние и перспективы развития // Вестник Магаданского института экономики Санкт-Петербургской академии управления и экономики. 2009. Вып. 1. С. 44-51.

источником дохода с учетом работающих и членов их семей до 10% населения области.

Здешний рыбохозяйственный комплекс представлен компаниями промышленного и берегового рыболовства. Каждая имеет свой флот и перерабатывающие предприятия. В основной состав рыбохозяйственного комплекса области входят 69 предприятий, крупнейшими являются ООО «Тихрыбком», «Магаданрыба», «Маг-Си Интернешнл».

Анализ деятельности рыбохозяйственного комплекса показывает, что наблюдается тенденция снижения доли отгруженных товаров собственного производства с 7,5% в 2010 г. до 5,3% в 2013 г. (см. рис. 1).

В 2014 г. в этой сфере произошли значительные изменения, связанные с реорганизацией предприятий, перерегистрацией в соседние субъекты Федерации. Это привело к снижению общего объема вылова рыбы и морепродуктов предприятиями области.

Серьезные проблемы в отрасли связаны последние 25 лет с перманентным изменением законодательства и непрекращающимися административными реформами, что ведет к снижению показателей и общей дестабилизации работы.

Для развития отрасли в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса» в 2013 г. областное правительство приняло государственную программу «Развитие аквакультуры в Магаданской области», в рамках которой разработан системный подход к управлению отраслью.

По предварительным итогам реализации программы можно отметить, что организациями, зарегистрированными по виду деятельности «Рыболовство», в январе - октябре 2015 г. отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг на 4 198,7 млн руб., что в действующих ценах на 43,5% больше, чем в январе - октябре предыдущего года.

Решению одной из важнейших проблем обеспечения экономического роста в регионе способствует поступательное повышение

инвестиционной активности, в том числе и в строительном комплексе [6, с. 198], которому принадлежит ведущая роль в развитии и перевооружении всех отраслей региона.

В настоящее время в строительной индустрии Магаданской области отмечается стабильный рост. За последние три года активизировалось возведение жилья - с 2010 г. по 2013 г. введено более 69 тыс. м2 жилья. Показатель объема работ по виду деятельности «Строительство» вырос с 6 992,7 млн руб. в 2010 г. до 19 885,2 млн руб. в 2013 г. (в 2,8 раза) (см. табл. 1).

Увеличению показателей способствовала принятая в 2011 г. инвестиционная программа строительства и реконструкции социальных объектов на 2012 г. в объеме 1,15 млрд руб. Рост строительства жилья направлен на реализацию социально значимых факторов при осуществлении репродуктивных планов семьи (материальное положение, состав семьи (брачное состояние), жилищные условия, доступность и качество медицинских и образовательных услуг и др.) [7, с. 118].

Для обеспечения комфортного проживания населения в декабре 2013 г. была принята региональная государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Магаданской области» на 2014-2016 годы». В рамках документа намечены:

• дальнейшее развитие массового строительства жилья эконом-класса;

• обеспечение жильем в соответствии с действующим законодательством граждан, перед которыми имеются государственные обязательства;

• оптимизация системы расселения в области как мера улучшения качества жизни населения;

• создание эффективно функционирующей системы кадрового обеспечения строительного комплекса для обеспечения устойчивого роста ввода объемов жилищного строительства.

Общий объем финансирования государственной программы из всех источников составляет 2 289,134 млн руб.

В рамках поддержки малого предпринимательства правительство региона приняло государственную программу «Развитие предприятий промышленности строительных материалов, изделий и конструкций в Магаданской области» на 2014-2020 гг. Основная задача программы - создание высококачественных конкурентоспособных

ресурсо- и энергосберегающих производств строительных материалов, изделий и конструкций с учетом потребностей и имеющейся региональной сырьевой базы для полного обеспечения жилищного, социально-культурного, промышленного строительства, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.

В настоящее время мощности промышленности строительных материалов и стройиндустрии Магаданской области незначительны [7, 8]. Выпускается определенный объем конструкций и изделий, используемых при строительстве жилых помещений, объектов соцкультбыта,

коммунального хозяйства, мостов и дорог в соответствии с потребностями строительной отрасли.

Ресурсной базой производства и, соответственно, инвестиций в эту отрасль могут выступать более 300 месторождений и проявлений естественных строительных материалов и минерального сырья, которые изучены за многие годы геологического и промышленного освоения Северо-Востока и в той или иной мере пригодны для производства промышленных строительных материалов [9]2.

Помимо использования нерудных полезных ископаемых в производстве строительных материалов есть и другие направления использования богатейших запасов региона, например выпуск минеральных удобрений, материалов для очистки вод и атмосферы от

3

загрязнения и т.п.

В числе первоочередных для разработки и развития производства строительных материалов

2 Гончаров В.И., Прусс Ю.В., Глотов В.Е. Перспективы комплексного использования нерудных полезных ископаемых Магаданской области // Колыма. 2001. № 1. С. 34-39; Гальцева Н.В., Давыдова А.А. История и перспективы добычи общераспространенных полезных ископаемых Магаданской области // European Social Science Journal. 2011. № 9.

С. 431-442.

3 Еремин Н.И. Неметаллические полезные ископаемые. 2-е изд., испр. и доп. М.: МГУ; ИКЦ «Академкнига», 2007. 459 с.

на территории Магаданской области можно выделить следующие месторождения: Верхне-Встреченское - гипса, Таскано-Встреченское -цементного сырья, Флора и Хетинское - цеолитов, а также месторождение вулканического пепла Уптарское [10]4.

Говоря о производстве как основе экономики региона, необходимо также рассмотреть продовольственное обеспечение территории [11, с. 225]. Основным его источником является сельское хозяйство, на развитие которого в Магаданской области влияют обширная территория, экстремальные природные условия, слабая и неравномерная заселенность, значительная удаленность от центральных районов страны. Несмотря на эти неблагоприятные факторы, к 1990 г. сельскохозяйственное производство области по основным видам продуктов обеспечивало более половины объемов потребления и имело высокую продуктивность.

За годы экономических реформ (1990-2004 гг.) производство основных видов аграрной продукции существенно сократилось: мяса - в 33 раза, молока - в 12 раз, яиц - в 9,5 раза. Такой развал привел к потере продовольственной независимости региона.

Сейчас Магаданская область обеспечивает себя в полном объеме только рыбопродукцией и картофелем. По таким видам продовольствия, как мясо и мясопродукты, растительное масло, сахар, фрукты, область полностью зависит от ввоза из других регионов или импорта. По другим основным продуктам питания эта зависимость колеблется в пределах 30-80%.

Для стабилизации положения в отрасли и дальнейшего развития в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» в 2007 г. была принята областная целевая программа «Развитие сельского хозяйства в Магаданской области на 2008-2012 годы». Основной ее целью было

4 Михельсон М.А., Суворов М.И. Перспективы развития минерально-сырьевой базы промышленности строительных материалов / Проблемы развития производительных сил Магаданской области. Магадан, 1969. Т. II. С. 144-148; Объяснительная записка к схеме размещения месторождения строительных материалов Магаданской области масштаба 1:2500000. Сост.: С.Г. Горностаев, Н.В. Петропавловская, А.Ф. Поддубная. Магадан: «Севвостокгеология», 1984.

создание условий, способствующих формированию эффективного конкурентоспособного аграрного производства для большего насыщения рынка Магаданской области доступными, безопасными и качественными продуктами питания местного производства [12, с. 28].

Решение поставленных программой задач позволило увеличить производство

сельскохозяйственной продукции в регионе. В 2008-2012 гг. наблюдались стабильные показатели роста сельскохозяйственной продукции. В частности, валовой сбор овощей в

2012 г. к уровню 2008 г. вырос на 9%, производство яиц - на 9,8%, молока - на 15,4%. Среднегодовая численность занятых в сельском хозяйстве выросла с 1 621 чел. в 2008 г. до 1 640 чел. в 2012 г., оборот организаций по виду экономической деятельности «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» вырос за рассматриваемый период с 235,1 млн руб. до 257,2 млн руб. Однако наблюдается снижение сбора картофеля на 6,5% и производства скота и птицы на убой на 8,1% (табл. 2).

В 2014 г. государственная программа поддержки сельского хозяйства была продолжена: в нее вошли 7 подпрограмм и 1 ведомственная целевая программа «Развитие производства мяса птицы и яйца в Магаданской области на 2014-2017 годы».

По итогам 2014 г. в области произведено около 6 тыс. т молока, 24,5 млн шт. яиц, 10,1 тыс. т картофеля, 4,1 тыс. т овощей. Тем самым объемы

2013 г. были сохранены, а по производству яиц и овощей - превышены. В 2014 г. в производстве картофеля и овощей преобладала доля личных подсобных хозяйств (79%), основными производителями молока оставались колхозно-фермерские хозяйства (80%), яиц -сельхозорганизации (89%).

Вместе с тем в 2014 г. сократился объем инвестиций в развитие аграрного производства малыми формами хозяйствования, картофеля в запланированных объемах не произвели. Резко сократилось поголовье северных оленей - с 19 866 до 12 011 голов (на 39%).

Если снижение производства картофеля объяснимо чрезвычайной ситуацией (наводнением), в результате чего пострадало 310 га сельхозкультур,

то спад поголовья оленей произошел, как ни странно, на фоне наиболее объемной государственной поддержки отрасли за все время реализации программы - более 22 млн руб. В целом же на финансирование программы предусмотрено было выделить 239,4 млн руб.

На основании проведенного анализа динамики основных экономических показателей можно сделать вывод: правительство Магаданской области последовательно и целенаправленно решает стратегические задачи регионального развития. Реализация региональных программ позволяет значительно увеличить объемы и экономическую эффективность производства на территории, имея дотационный бюджет (удельный вес безвозмездных поступлений в доходах бюджета в 2013 г. составил 45,7%). Об этом свидетельствуют показатели проводимого Министерством регионального развития Российской Федерации мониторинга «О ситуации в экономике, банковско-финансовой и социальной сферах субъектов Российской Федерации за январь - декабрь 2013 года».

По итогам мониторинга Магаданская область вошла в двадцатку регионов - маяков по сводному индексу, определяющему социально-экономическое

положение, и заняла 12-е место в России. По сводному индексу в реальном секторе экономики область заняла 10-е место, по сводному индексу инвестиционной привлекательности -также 10-е, в том числе:

• по инвестициям в основной капитал - 6-е место;

• по строительству - 6-е;

• по темпу роста объема строительных работ - 2-е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приведенные показатели развития региона дают основание для утверждения о целесообразности и эффективности принятия государственных программ во многих старопромышленных, монопрофильных регионах. Именно в таких субъектах РФ должна быть усилена роль государства в ликвидации провалов рынка для обеспечения стабильного развития территории [13]5.

Построенная таким образом система управления экономикой направлена на защиту социально-экономических отношений региона от внешних и внутренних угроз, улучшение и стабилизацию условий проживания на Севере, что в первую очередь способствует обеспечению экономической безопасности региона.

5 Экономическая безопасность России. Общий курс / под. ред В.К. Сенчаковича. 2-е изд. М.: Дело, 2005. 896 с.

Таблица 1

Основные социально-экономические показатели Магаданской области в 2000-2014 гг.

Показатель 2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014

Численность населения, тыс. чел. 193,9 170,4 159 156,5 154,5 152,4 150,3

Валовой региональный продукт (ВРП), млн руб. 13 009,5 27 167,8 59 619,7 72 174,2 76 875,3 - -

ВРП на душу населения, руб. 65 704,6 15 7798,9 37 7895 464 112,9 501 071,2 - -

Инвестиции в основной капитал в целом по области, млн руб. 2 138,2 5 126,5 16 808,7 19 061 27 571,1 33 985,9 35 363

Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», млн руб. 1 077,4 2 358,7 6 992,7 8 946,3 12 716,2 19 885,2 -

Ввод в действие общей площади жилых домов, тыс. м2 6 231 8 997 15 921 18 163 20 018 15 296 -

Таблица 2 Производство в Магаданской области основных видов сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий в 1990-2013 гг., т

Продукция 1990 2005 2008 2010 2011 2012 2013

Скот и птица на убой (в убойном весе) 18 523 348 480 436 444 441 431

Молоко 61 028 4 535 5 105 5 706 5 805 5 892 5 896

Яйца, млн шт. 137 259 16 780 19 200 19 887 20 669 21 084 22 984

Картофель 24 159 12 083 15 227 15 239 12 740 14 224 11 180

Овощи 9 647 4 058 4 534 5 015 4 146 4 950 3 913

Рисунок 1

Структура объема отгруженных товаров по видам экономической деятельности Магаданской области в 2005, 2010-2013 гг., %

Список литературы

1. Вахромов Е.Н., Жилкина Н.М. Оценка рыночного потенциала территории как основа формирования промышленной политики на мезуровне / Экономика регионов: тенденции развития: монография. Кн. 12. Воронеж: ВГПУ, 2010. 398 с.

2. Давыдова А.А. Развитие форм предпринимательства в социально-культурной сфере ОЭЗ Магаданской области: монография. Магадан: Кордис, 2006. 101 с.

3. Гальцева Н.В., Акулич О.В., Ядрышников Г.Н., Шарыпова О.А., Шершакова Е.М., Фавстрицкая О.С. Проблемы и перспективы социально-экономического развития Магаданской области. Магадан: СВНЦ, 2008. 263 с.

4. Гальцева Н.В. Предпосылки и перспективы реструктуризации экономики Магаданской области. М.: КомКнига, 2009. 320 с.

5. Прусс Ю.В. Инновационные возможности развития горно-геологического комплекса Магаданской области в перспективе до 2050 года / Научные чтения, посвященные памяти В.И. Задорина: м-лы межд. науч.-практ. конф. Отв. ред. С.Г. Ковальчук. Магадан: Новая полиграфия, 2012. С. 13-20.

6. Широкова Е.А. Жилье как фактор закрепления молодого населения на севере // VII Диковские чтения: м-лы науч.-практ. конф. Магадан: СВКНИИ ДВО РАН, 2012. С. 197-198.

7. Ивлева Е.С., Шашина Н.С. Оценка эффективности решения задач социально-демографического развития в Ленинградской области / Совершенствование механизма управления инновационным развитием территории: монография. СПб.: СПбУУиЭ, 2014. 166 с.

8. Тарасова Ю.Г. Разработка основных направлений совершенствования системы государственной поддержки малого предпринимательства // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2011. № 2. С. 97.

9. Костюченко И.А. Неметаллическое сырье и строительные материалы / Природные ресурсы Магаданской области, 1996. Магадан: СВКНИИ ДВО РАН, 1997. С. 81-82.

10. Шарыпова О.А., Гальцев И.Н., Голубенко И.С. Рейтинг социально-экономического положения районов Магаданской области // Экономика и управление (специальный выпуск). 2009. № 13. С.52-59.

11. Кострова Ю.Б., Минат В.Н. Изучение вопросов продовольственной безопасности РФ в процессе подготовки менеджеров и экономистов / Роль образования в формировании экономической, социальной и правовой культуры: м-лы науч.-практ. конф. СПб: СПбУУиЭ, 2014. 692 с.

12. Давыдова А.А. Продовольственная безопасность Магаданской области как фактор экономической безопасности Российской Федерации // Экономика и управление. 2009. № 13. С. 28-30.

13. Трещевский Ю.И., Щедров А.И. Теоретико-методическое обоснование механизма управления регионами России в условиях асинхронности их развития // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2011. № 2. С. 105.

ISSN 2311-8768 (Online) Economic Policy

ISSN 2073-4484 (Print)

GOVERNMENTAL PROGRAM AS A FORM OF SUPPORTING THE ECONOMIC POTENTIAL OF THE REGION

Anzhela A. DAVYDOVA

Saint-Petersburg University of State Fire Service of EMERCOM of Russia, St. Petersburg, Russian Federation naukaame@mail.ru

Article history: Abstract

Received 27 October 2015 Importance The Russian regions undergo their economic development, having their own specifics

Received in revised form and requiring certain support from the State to ensure the economic security under the current

18 November 2015 circumstances.

Accepted 9 March 2016 Objectives The research reviews the role and significance of the State aid programs for developing

the existing production sectors so to ensure the economic security of the region. JEL classification: R10, R38 Methods Relying upon statistical data of the Local Office of the Federal State Statistics Service, I

analyzed how principal socio-economic indicators of the Magadan oblast changed starting from the onset of economic reforms.

Results I evaluated the governmental programs for supporting the region's sectors, their effect on principal indicators describing the economic development of areas. Keywords: region, policy, Conclusions and Relevance Considering the unilateral formation of the Russian North's economy,

Magadan oblast, economic governmental guarantees represent the most effective form of supporting the living conditions of the

activity Northern population.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Vakhromov E.N., Zhilkina N.M. Otsenka rynochnogo potentiala territorii kak osnova formirovaniya promyshlennoi politiki na mezourovne. V kn.: Ekonomika regionov: tendentsii razvitiya: monografiya [Evaluation of the local market opportunities as the basis to formulate industrial policies at the mesolevel. In: Regions' economy: development trends: a monograph]. Voronezh, VGPU Publ., 2010, 398 p.

2. Davydova A.A. Razvitie form predprinimatel'stva v sotsial'no-kul'turnoi sfere OEZ Magadanskoi oblasti [Evolution of business forms in the social and cultural sector of the Magadan Special Economic Zone ]. Magadan, Cordis Publ., 2006, 101 p.

3. Gal'tseva N.V., Akulich O.V., Yadryshnikov G.N., Sharypova O.A., Shershakova E.M., Favstritskaya O.S. Problemy i perspektivy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitia Magadanskoi oblasti [Issues and prospects of socio-economic development of the Magadan oblast]. Magadan, SVNTs Publ., 2008, 263 p.

4. Gal'tseva N.V. Predposylki i perspektivy restrukturizatsii ekonomiki Magadanskoi oblasti [Premises and prospects for restructuring the economy of the Magadan oblast]. Moscow, KomKniga Publ., 2009, 320 p.

5. Pruss Yu.V. [Innovative opportunities for developing the mining and geological sector of the Magadan oblast up to 2050]. Nauchnye chteniya, posvyashchennye pamyati V.I. Zadorina: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Int. Sci. Conf. Scientific Readings in Memory of V.I. Zadorin]. Magadan, Novaya poligrafiya Publ., 2012, pp. 13-20.

6. Shirokova E.A. [Housing as a factor to retain the young population in the North]. VIIDikovskie chteniya: materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Si. Conf. The 7th Dikov Readings]. Magadan, SVKNII DVO RAS Publ., 2012, pp. 197-198.

7. Ivleva E.S., Shashina N.S. Otsenka effektivnosti resheniya zadach sotsial'no-demograficheskogo razvitiya v Leningradskoi oblasti. V kn.: Sovershenstvovanie mekhanizma upravleniya innovatsionnym razvitiem territorii: monografiya [Evaluating the efficiency of addressing social and demographic issues in the Leningrad oblast. In: Improvement of the mechanism for managing the innovative development of the territory: a monograph]. St. Petersburg, SPbUME Publ., 2014, part 2, 166 p.

8. Tarasova Yu.G. [Outlining the main areas for improving the system for small business support]. Vestnik Voronezhskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie = Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management, 2011, no. 2, p. 97. (In Russ.)

9. Kostyuchenko I.A. Nemetallicheskoe syr'e i stroitel'nye materialy. V kn.: Prirodnye resursy Magadanskoi oblasti, 1996 [Non-metallic raw materials and construction materials. In: Natural resources of the Magadan oblast, 1996]. Magadan, SVKNII DVO RAS Publ., 1997, pp. 81-82.

10. Sharypova O.A., Gal'tsev I.N., Golubenko I.S. [Rating of the socio-econonic position of districts in the Magadan oblast]. Ekonomika i upravlenie, spetsial'nyi vypusk = Economics and Management, Special Issue, 2009, no. 13, pp. 52-59. (In Russ.)

11. Kostrova Yu.B., Minat V.N. [Studying the food security issues in the Russian Federation as part of managers and economists' training]. Rol' obrazovaniya v formirovanii ekonomicheskoi, sotsial'noi i pravovoi kul'tury: materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Sci. Conf. The Role of Education in the Formation of Economic, Social and Legal Culture]. St. Petersburg, Saint-Petersburg Academic University Publ., 2014, 692 p.

12. Davydova A.A. [Food security of the Magadan oblast as an economic security factor of the Russian Federation]. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management, 2009, no. 13, pp. 28-30. (In Russ.)

13. Treshchevskii Yu.I., Shchedrov A.I. [Theoretical and methodological substantiation of the mechanism for governing the Russian regions during their asynchronous development]. Vestnik Voronezhskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie = Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management, 2011, no. 2, p. 105. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.