Научная статья на тему 'Уровень жизни в Магаданской области: мифы и реальность'

Уровень жизни в Магаданской области: мифы и реальность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2145
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / СРЕДНЕДУШЕВЫЕ ДОХОДЫ / ПОКУПАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ / ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ ПРИ РОЖДЕНИИ / МИГРАЦИЯ / МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гальцева Н. В., Фавстрицкая О. С., Шарыпова О. А.

В статье представлена сравнительная оценка основных показателей уровня жизни в Магаданской области, регионах Дальневосточного федерального округа и Российской Федерации. Детальный анализ и сравнение показателей с уровнем 1990 г. развенчивают миф о высоком уровне жизни в регионе и объясняют причины массового оттока населения. Предложены направления действий по улучшению ситуации и достижению целевых ориентиров, определенных в соответствующих государственных документах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уровень жизни в Магаданской области: мифы и реальность»

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

УДК 338.23:330.59 (571.65)

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ:

МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Н.В. ГАЛЬЦЕВА, доктор экономических наук, доцент, заведующая лабораторией истории и экономики E-mail: [email protected]

О.С. ФАВСТРИЦКАЯ, научный сотрудник лаборатории истории и экономики E-mail: [email protected]

О.А. ШАРЫПОВА, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник лаборатории истории и экономики E-mail: [email protected] Северо-Восточный комплексный научно-исследовательский институт имени Н.А. Шило Дальневосточного отделения РАН, г. Магадан

В статье представлена сравнительная оценка основных показателей уровня жизни в Магаданской области, регионах Дальневосточного федерального округа и Российской Федерации. Детальный анализ и сравнение показателей с уровнем 1990 г. развенчивают миф о высоком уровне жизни в регионе и объясняют причины массового оттока населения. Предложены направления действий по улучшению ситуации и достижению целевых ориентиров, определенных в соответствующих государственных документах.

Ключевые слова: уровень жизни, среднедушевые доходы, покупательная способность, продолжительность жизни при рождении, миграция, Магаданская область

Актуальность. Повышение уровня жизни населения является одним из главных целевых

ориентиров социально-экономического развития каждого региона и страны в целом. Количественные показатели основных индикаторов уровня жизни определены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года1, в государственной программе РФ «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года»2 и в Стратегии социально-экономического развития Магаданской

1 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.

2 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона»: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 308.

области на период до 2025 года (далее - Стратегия развития Магаданской области)3.

Уровень жизни, его динамика и дифференциация в регионе определяются уровнем развития производительных сил, объемом производства и использования валового регионального продукта (ВРП), характером распределения и перераспределения доходов. Наряду с этим существуют региональные особенности (природно-климатические условия, низкая транспортная доступность, геополитическое положение), которые накладывают дополнительные условия как на формирование показателей уровня жизни, так и на привлекательность региона для проживания.

Северные регионы Дальнего Востока характеризуются богатым природно-ресурсным потенциалом. Добываемые здесь минерально-сырьевые, топливно-энергетические и биоресурсы играют значимую роль в экономике страны, а сами территории имеют важное геополитическое значение. Для закрепления населения в этих регионах государство использует систему районных коэффициентов и северных надбавок, которые должны обеспечивать более высокий уровень жизни для компенсации дискомфортных условий проживания и хозяйствования. Однако несмотря на используемые меры, именно в Магаданской области, Чукотском автономном округе, Республике Саха (Якутия) из 8 регионов Дальнего Востока наблюдается масштабный отток населения при более высоких среднедушевых денежных доходах.

Анализ причин этой парадоксальной ситуации и определение направлений по ее улучшению являются важными научно-практическими задачами.

Сравнительная характеристика уровня жизни в Магаданской области с регионами Дальневосточного федерального округа (ДФО) и РФ проведена на основании данных, представленных в статистическом ежегоднике «Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013», в «Российском статистическом ежегоднике. 2013», статистическом ежегоднике «Магаданская область. 2013» [7, 8, 9].

Магаданская область является северным регионом Дальневосточного федерального округа. Основу экономики региона формируют ресурсные отрасли - добыча золота (4-е место в РФ) и серебра

3 О стратегии социально-экономического развития Магаданской области на период до 2025 года: закон Магаданской области от 11.03.2010 № 1241-ОЗ (в ред. закона Магаданской области от 27.12.2013 № 1696-ОЗ).

(1-е место в РФ), а также добыча рыбы и морепродуктов.

На 01.01.2013 численность населения региона составила 152,4 тыс. чел. (2,4% населения ДФО и 0,1% населения РФ), плотность населения - 0,33 чел./км2 [9]. Магаданская область входит в последнюю десятку регионов с самым малочисленным населением в России, занимая 81-е место из 83. Следует отметить, что массовый отток населения области начался в 1990-е гг. По состоянию на 01.01.2013 численность населения области относительно 1990 г. уменьшилась на 60%, относительно 2000 г. - на 21%, т.е. население продолжает активно покидать территорию.

Группа показателей, используемая большинством авторов для оценки уровня жизни [1, 2, 3, 5], была разделена на 2 группы:

1) показатели, зависящие главным образом от уровня социально-экономического развития региона (величина валового регионального продукта, среднедушевые денежные доходы, уровень безработицы, обеспечение общей жилой площадью и др.);

2) показатели, являющиеся, по мнению авторов, результирующими и характеризующими привлекательность региона для проживания (покупательная способность денежных доходов населения, естественный прирост населения, ожидаемая продолжительность жизни при рождении, коэффициент миграционного прироста). Действительно, именно по второй группе

показателей можно судить, считает ли население сложившийся уровень жизни с учетом его природно-климатических условий в регионе достаточным, или такой же уровень жизни достигнут в других регионах с более благоприятными природно-кли-магическими условиями.

Сопоставляя основные показатели, характеризующие уровень жизни в регионах ДФО и в среднем по России, можно видеть, что по многим из них Магаданская область имеет лидирующие или высокие позиции (табл. 1). Так, среднедушевые доходы населения в области выше среднероссийских в 1,6 раза и средних по ДФО в 1,4 раза (2-е место). Практически такое же превышение существует по среднему размеру назначенных пенсий (2-е место). В Магаданской области - самый низкий из регионов ДФО уровень безработицы; 2-е место по обеспеченности жильем и доле населения с доходами ниже прожиточного минимума (выше только Чукотский

Таблица 1

Показатели уровня жизни населения в РФ и регионах ДФО в 2012 г.

Показатель Магаданская область Республика Саха (Якутия) Камчатский край Приморский край Хабаровский край Амурская область Сахалинская область Еврейская автономная область Чукотский автономный округ Дальневосточный федеральный округ Российская Федерация

Показатели, зависящие от уровня социально-экономического развития региона

Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), руб. 36 576 28 457 31 482 21 300 25 649 21 469 33 459 18 151 47 857 25 326 23 058

Средний размер назначаемых месячных пенсий, руб. 14 571 12 539 14 244 9 326 10 650 9 157 12 269 8 860 16 843 10 771 9 154

Величина прожиточного минимума (за IV кв. 2012 г), руб. 11 001 10 682 13 395 7 839 9 482 8 369 10 034 8 252 12 157 6 705

Обеспечение общей жилой площадью одного человека (на конец 2012 г.), м2общей площади 29,0 20,7 24,7 21,4 22,3 23,0 24,7 23,0 29,7 22,4 23,4

Объем ВРП на душу населения (за 2011 г.), тыс. руб. 483,2 504,7 351,3 280,0 299,0 271,1 1 203,3 208,3 883,4 401,7 390,3

Уровень безработицы, % 3,4 8,0 5,8 6,9 6,4 5,3 7,7 8,5 4,3 6,7 5,5

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума 11,3 16,9 18,0 14,6 14,3 16,4 11,4 19,3 7,9 10,9

Показатели, характеризующие привлекательность региона для проживания

Покупательная способность денежных доходов населения* 3,3 2,7 2,4 2,7 2,7 2,6 3,3 2,2 3,9 3,4

Естественный прирост/убыль населения на 1 000 чел. -0,1 8,5 1,5 -1Л 0,2 -0,4 -1,2 -1,1 2,6 0,9 0,0

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении 66,2 67,9 67,3 67,8 67,1 65,1 66,6 64,1 60,8 67,0 70,2

Коэффициент миграционного прироста/убыли на 10 000 чел. населения -137 -87 -2 -6 -4 -53 -31 -89 -66 -32 21

С5 ■та

С1> "П

г м ■в

5» со ев

г м ■в

С1> "П

О ¡Я 5»

Ч

1Л П X

о

X

§

В"

X >

X

и §

X

о

X

£

т

о ■о

5

5

г

N №

(А) (Л (А)

N

о

4 Отношение среднедушевого денежного дохода к величине прожиточного минимума за IV кв. 2012 г.

Источник: составлено по данным[7, 8, 9].

автономный округ); по объему ВРП на душу населения также довольно высокая позиция - 4-е место в ДФО, в 1,2 раза выше среднего показателя по РФ.

Однако, переходя к группе результирующих показателей, можно видеть, что более высокие денежные доходы не дают преимуществ населению Магаданской области в уровне покупательной способности. Наоборот, этот показатель на 3% ниже среднероссийского уровня, так как и прожиточный минимум в регионе в те же 1,6 раза выше его значения в среднем по регионам России. Тревожным является низкий уровень ожидаемой продолжительности жизни при рождении, что подтверждает низкий уровень жизни (в 1,1 раза ниже, чем в среднем по РФ). Из регионов ДФО этот показатель еще хуже в Чукотском автономном округе (что объясняется высокой долей жителей коренных малочисленных народов Севера, традиционно имеющих меньшую продолжительность жизни), а также в Еврейской автономной и Амурской областях, имеющих самый низкий рейтинг среди регионов ДФО по совокупности показателей валового регионального продукта, среднедушевых доходов и среднего размера начисленных пенсий.

О реакции на существующий уровень жизни в регионе можно судить по направлению миграции. Наблюдается отток населения из всех регионов ДФО, но лидирует Магаданская область, опережая в 1,5 раза следующий за ней регион - Еврейскую автономную область! Причем, если в допе-

100 т _„ „

рестроечный период 90 ^ 93,8

территорию области

покидали преимущест- | 76 4

венно пенсионеры, то в современных условиях на постоянное место жительства в другие, более благоприятные районы перемещаются в значительном количестве и граждане трудоспособного возраста, среди которых - высококвалифицированные специалисты. На региональном рынке труда наблюдается дефицит кадров практически по всем специальностям.

Доля, %

60

40

20

Предприятия решают этот вопрос за счет привлечения более дешевой рабочей силы иностранных государств (Украина, Узбекистан, Китай). Высококвалифицированных специалистов, в частности врачей, администрация Магаданской области привлекает из других регионов России и государств посредством предоставления комфортных жилищных условий, существенных доплат к заработку и единовременных выплат.

Каковы же причины противоречия между демонстрируемым высоким уровнем жизни в регионе и нежеланием населения жить и работать в Магаданской области? Может быть, высокий уровень жизни - это только миф?

Миф 1. Высокий уровень доходов населения Магаданской области. Лидирующие места Магаданской области по показателям среднедушевых денежных доходов населения, заработной платы, назначаемых пенсий и других показателей не стоит расценивать столь оптимистично по нескольким причинам.

Во-первых, размер заработной платы и пенсий приведен с учетом районного коэффициента (70% оклада) и северных надбавок (80% оклада), которые по своей сути являются компенсацией за проживание в районах Крайнего Севера. Без их учета средняя заработная плата в Магаданской области составляет в последние годы от 65 до 76% от среднероссийского уровня (рис. 1), тогда как еще

68,6

66,8

70,1 69,8

71,8

74,6

65,0 64,8

1990 1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 Годы

Источник: составлено по [7].

Рис. 1. Отношение средней заработной платы в Магаданской области без северных коэффициентов и надбавок к уровню заработной платы в РФ

(1990 г. - в СССР)

в благоприятный период 1990-1995 гг. этот показатель был более 90%. А с учетом северных доплат средняя заработная плата в области более чем в 2 раза превышала среднероссийский уровень, в последние годы этот разрыв составляет 1,6-1,8 раза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В результате в 1990 г. разница между доходами населения Магаданской области и среднероссийскими доходами составляла 2,9 раза, что делало регион привлекательным для проживания (табл. 2). В 2012 г. разница в доходах между «центром» и «севером» снизилась относительно благополучного 1990 г. в 1,8 раза и составила всего 1,6 раза. Такая разница отстает от величины северных доплат и не компенсирует в полном объеме дискомфортность проживания в северном регионе. В результате утрачены их стимулирующие функции для населения.

Несмотря на то, что по законодательству система коэффициентов и надбавок продолжает действовать на территориях северных регионов, остается открытым вопрос возмещения частным предпринимателям понесенных затрат на выплату этих доплат. Справедливо ли, что находящиеся в неблагоприятных условиях ведения бизнеса «северные» предприятия несут на себе затраты социального характера, гарантированные государством? Такая ситуация отражается на размере собственно оплаты труда без учета северных доплат (поэтому средняя зарплата в чистом виде на 25% ниже среднероссийского уровня) и не способствует развитию среднего и малого бизнеса. В структуре доходов населения

Магаданской области на доходы от предпринимательской деятельности приходится лишь 5,6%, в РФ - 8,6%. Более 40% населения региона занято в государственном и муниципальном секторе при значении среднероссийского показателя 28,7%.

Во-вторых, в Магаданской области - более высокая доля экономически активного населения (на 10% выше, чем в целом по стране), что оказывает положительное влияние на общий уровень среднедушевых доходов. В результате структура доходов населения Магаданской области существенно отличается от среднероссийской: в ней заметно выше доля оплаты труда (в 1,7 раза) и почти 90% доходов приходится на оплату труда и социальные выплаты, тогда как в РФ - только 60%. Повышенная доля экономически активного населения обусловлена спецификой северного региона - более низкой долей пенсионеров относительно среднероссийских значений (на 20%), подавляющая часть которых продолжает работать (табл. 2).

Несмотря на высокий уровень номинальных доходов населения, с 1995 по 2012 г. средние темпы роста реальных денежных доходов в Магаданской области отстают от среднероссийских почти на 4% (100,4 и 104,3% соответственно). Например, в 1992 г. (первый год после развала СССР) индекс потребительских цен по отношению к 1991 г. в РФ составил 26,1 раза, в ДФО - 32,5 раза, в Магаданской области - 52,6 раза (регион - абсолютный лидер рейтинга).

Таблица 2

Изменение показателей уровня жизни

Показатель Магаданская область Дальневосточный федеральный округ Российская Федерация

Ежемесячные среднедушевые денежные доходы населения: 1990 г., руб. 2012 г., руб. 631,0 30 452,0 354,0 22 870,0 217,0 20 755,0

Уровень экономической активности населения в среднем за год, % (данные выборочных обследований населения по проблемам занятости): 2000 г. 2012 г. 73,6 78,1 68,2 69,3 65,5 68,3

Население старше трудоспособного возраста, % от общей численности населения (оценка на конец года): 1990 г. 2012 г. 5,2 18,3 10,9 20,1 19.0 23.1

Динамика реальных денежных доходов населения, % к предыдущему году: 2000 г. 2012 г. 100,1 110,5 106,6 104,9 113,4 105,8

Источник: составлено по данным[7, 8, 9].

В-третьих, покупательная способность жителей Магаданской области практически находится на уровне среднероссийского показателя - среднедушевые доходы обеспечивают 3,3 прожиточных минимума (в РФ - 3,4). При этом в регионе лимитированный выбор и низкая ценовая доступность качественных продуктов питания при ограниченных возможностях использования личного подсобного хозяйства, невысокое качество или отсутствие определенного перечня непродовольственных товаров и услуг. Это вряд ли приемлемое соотношение для северного региона. Для сравнения: в 1991 г. среднедушевые доходы в Магаданской области обеспечивали 5 прожиточных минимумов (прожиточный минимум 2012 г. был приведен к ценам 1991 г. с использованием индекса потребительских цен в регионе).

В 2013 г. в РФ произошло изменение метода расчета потребительской корзины: продукты питания теперь определяются в натуральных показателях, а непродовольственные товары и услуги - в процентном соотношении от стоимости продуктов питания4. Непродовольственные товары и услуги в среднем будут учитываться в размере 50%, а услуги -60% от стоимости продуктов питания. Новый порядок формирования потребительской корзины позволяет учесть реальные изменения стоимости продуктов и непродовольственных товаров и услуг. Так, для населения Магаданской области увеличена энергетическая ценность корзины5, нормы потребления по хлебу, молоку, яйцу, овощам, рыбе и другим продуктам. Снижены нормы потребления дешевых продуктов - картофеля и масла растительного, маргарина и других жиров. Это привело к увеличению величины прожиточного минимума в регионе в 1,3 раза (III квартал 2013 г. - 14 013 руб. на душу населения), что еще снижает покупательную способность населения в Магаданской области с 3,3 до 2,6 раза (в 1,3 раза ниже, чем в среднем по регионам России).

В-четвертых, анализ структуры расходов населения региона также важен для оценки реального уровня жизни и привлекательности для проживания в конкретном регионе.

4 Об утверждении Правил исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 29.01.2013 № 56 (ред. 06.12.2013).

5 Для трудоспособного населения - на 472 ккал, пенсионеров - на 400, детей - 301 ккал/сут.

Оценим доходы в регионе по расходам. В 2012 г. величина потребительских расходов в Магаданской области больше среднероссийских значений всего лишь в 1,1 раза, в то время как в 1990 г. они были выше в 2,1 раза.

Магаданская область - лидер среди регионов ДФО по объему платных услуг на душу населения, этот показатель на 30% выше средних по ДФО и на 80% выше, чем в России. В первую очередь такая разница объясняется различием в ценах на услуги, поскольку в силу периферийности северных территорий сектор услуг в Магаданской области развит слабо.

Объем потребляемых коммунальных услуг на душу населения в Магаданской области в 1,8 раза выше средних по ДФО и в 2,6 раза выше российских показателей. Это объясняется прежде всего суровыми природно-климатическими условиями, требующими дополнительных затрат на создание приемлемых условий жизни и труда, что обусловливает высокий удельный вес расходов домашних хозяйств на оплату жилищно-коммунальных услуг - 43,6% от общей суммы расходов на оплату услуг (в 1,25 раза больше, чем в России), или 13% от общей суммы потребительских услуг (в 1,4 раза больше, чем в России и ДФО), а также более высокими тарифами.

В структуре использования денежных доходов населения по всем регионам России наибольшую долю занимает покупка товаров и оплата услуг. В Магаданской области на данный вид приходится доля расходов, в 1,3 раза меньшая, чем в ДФО, и в 1,4 раза ниже, чем в РФ при практически одинаковой покупательной способности доходов. А на обязательные платежи и разнообразные взносы населения Магаданской области приходится часть доходов, в 1,2 раза большая, чем в ДФО, и в 1,5 раза выше, чем в РФ. Ничтожно мала доля расходов, направляемых на приобретение недвижимости (меньше в 1,4 раза, чем в среднем по регионам ДФО, и в 2,2 раза, чем в РФ). Значительную долю своих расходов магаданцы направляют на прирост финансовых активов (в 2,3 раза выше среднероссийских значений), в том числе 33% накоплений остается у населения (в среднем по России - 0%) (рис. 2).

Структура расходов отражает специфику приоритетов населения северных регионов, типичным представителем которых является Магаданская область: объективно повышенные расходы на оплату услуг ЖКХ, резервирование финансовых средств для проведения «северных» отпусков и отложенные

100% п

80% -

60% -

40% -

20% -

0%

Магаданская область

ДФО

Магаданская область

ДФО

2000 г.

Ы Прирост финансовых активов

на 01.01.2013 □ Приобретение недвижимости

Источник: составлено по [7].

Рис. 2. Структура использования денежных доходов населения, процент от общего объема денежных доходов

до времени покупки, что связано с бедным ассортиментом товаров в регионе, а также со стремлением сэкономить на разнице в ценах. Кроме того, практически в каждой семье аккумулируют средства для приобретения жилой недвижимости в регионах, более благополучных если не в экономическом плане, то по крайней мере в природно-климатическом. Именно по этим причинам жители северных территорий ущемляют себя в покупке качественных продовольственных и непродовольственных товаров, что отражается на качестве жизни, обусловливая непривлекательность региона для проживания при существующем уровне жизни.

Миф 2. Высокая обеспеченность жильем. Обеспеченность жильем - один из ключевых показателей уровня жизни населения. Магаданская область - один из лидеров по данному показателю (29,0 м2/чел.) и в ДФО, и в России, выше этот показатель только в Чукотском автономном округе (29,7 м2/чел.). По сравнению с 1990 г. обеспеченность жильем в регионе выросла в 2 раза, при этом число квартир в области уменьшилось в 1,1

раза. Основным фактором роста стало не новое строительство, а сокращение численности населения области. Анализ жилищной обеспеченности региона по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств в 2012 г. показал: 44% домохозяйств обеспечены жильем в размерах от 9 (и меньше) до 15 м2/чел., еще 10% - от 15 до 20 м2/чел. Мы видим, что около 50% населения области не достигают норматива по обеспеченности жильем (18 м2/чел.).

Поэтому для объективной оценки уровня жизни показатель обеспеченности жильем необходимо анализировать с учетом таких индикаторов, как характеристика жилищного фонда и рынка жилой недвижимости, показатель миграции, характер расселения в регионе (существующий и планируемый).

Жилищный фонд области (ЖФ) является достаточно «возрастным». До 1970 г. построено 29% жилья, с 1971 по 1995 гг. - 69%, после 1995 г. - 2%. Более половины ЖФ имеет износ свыше 30%. На городскую местность приходится 93% общей пло-

щади жилья в регионе (в том числе в г. Магадане расположено 56%), на сельскую - 7%. Удельный вес ветхого и аварийного ЖФ составляет 11,1%, это максимальное значение среди регионов ДФО (в России - 3%). Темпы ввода жилья в Магаданской области долгое время отставали от темпов выбытия. В 2012 г. введено в действие 131,5 м2общей площади жилья на 1 000 чел., что в 1,4 раза меньше среднероссийского показателя.

Многие квадратные метры, участвующие в расчетах статистических показателей обеспеченности жильем, фактически имеют для населения чисто номинальное значение, поскольку жители районов области давно проживают и работают в г. Магадане (или в перспективных населенных пунктах области), хотя остаются прописанными в неперспективных поселках. В результате показатель обеспеченности жильем в районах области достигает значения 50 м2/чел.

Таким образом, учитывая площадь обслуживаемого жилищного фонда (82%), фактор ветхости и аварийности (11,1%), благоустроенность жилищного фонда (54%), можно определить реальную обеспеченность качественным жильем населения Магаданской области. По состоянию на 01.01.2013 она составила 7,1 м2/чел. (в 3 раза меньше нормативного значения).

Структура расселения региона взаимоувязана с размещением базового производства области -добычей золота. Изменения в экономической и социальной политике государства в отношении северных регионов спровоцировали масштабные миграционные процессы. Отсутствие производств и высокий уровень безработицы в период рыночных реформ, продолжающаяся трансформация экономики области привели к возникновению такого понятия, как «неперспективный населенный пункт». Неперспективными признаны 28 населенных пунктов области. Расселение жителей этих поселков -одна из главных социальных задач территории и значительная проблема для Магаданской области. В результате к началу 2013 г. система расселения имеет следующий вид:

- в г. Магадане сосредоточено 67% населения

области;

- на остальные 8 муниципальных районов приходится от 2 до 7% населения области.

Начиная с 1991 г. население некоторых районов

уменьшилось в 6 раз, г. Магадана - в 1,5 раза. Приток населения в основном тяготеет к г. Магадану (58%)

и районным центрам, в границах которых действуют основные добывающие предприятия области.

Оценивая перспективу жилищной обеспеченности, необходимо учитывать приоритеты пространственного развития региона. Стратегия развития Магаданской области предполагает реализацию крупных сырьевых, энергетических и транспортных проектов, которые придадут импульс развитию территории области. Это важно не только для социально-экономического развития региона, но и для соблюдения геополитических интересов России в части закрепления населения в северных и восточных регионах.

В Магаданской области выделены 5 зон опережающего развития (ЗОР). Определены опорные пункты (ОП) системы расселения, играющие ключевую роль в развитии ЗОР. Это 7 населенных пунктов области, включая г. Магадан. Очевидно, что именно в этих населенных пунктах жилищный фонд будет востребован в рамках реализации Стратегии развития Магаданской области.

Жилье находится в неразрывной связи с территорией, его не перевезешь с собой в другой населенный пункт. Поэтому по цене объектов жилой недвижимости можно смело судить о привлекательности региона или района для населения. Так, средняя цена 1 м2 жилья на вторичном рынке в 2011 г. была в 1,3 раза меньше среднероссийских показателей, Магаданская область находилась на 64-м из 79 мест по уровню цен на вторичном рынке жилья в РФ. За Магаданской областью следовали по большей части национальные республики РФ (например, Чувашская Республика, Республика Калмыкия, Чеченская Республика и т.д.).

Средняя стоимость строительства 1 м2 общей площади жилых домов в области в 2011 г. выше среднероссийских значений в 2 раза, в 2012 г. - в 1,4 раза. Это связано в первую очередь с более высокой себестоимостью строительства. В силу неравномерности развития районов области цены на жилье существенно разнятся (до 10 раз)6. Необходимо отметить существенные различия в ликвидности объектов в разных районах и отдельных населенных

6 Просмотр сделок и объектов. Мониторинг рынка недвижимости // Портал государственных услуг Росреестра. URL: https://portal.rosreestr.ru/wps/portal/!ut/p/c5/04_SB8K8xLLM9M SSzPy8xBz9CP0os3hPd68AD293QwP3QB8DA09nl2DDAEdzA 4MAI_1wkA48Kgwg8gY4gKOBvp9Hfm6qfkF2dpqjo6IiAGGp0 WM!/dl3/d3/L2dJQSEvUUt3QS9ZQnZ3LzZfNEMwSUo5UzM0 VjIwRjBJUDI4S1NVSDJHMjM!/.

пунктах, высокие риски полной потери этой ликвидности в случае разорения, потери рентабельности золотодобывающих предприятий или в случае изменения государственной политики в отношении развития северных регионов. Этот набор факторов существенно снижает привлекательность объектов жилья для инвестирования населением.

В 2008 г. сотрудниками Фонда «Институт экономики города» впервые была произведена классификация регионов по состоянию рынка жилья. Для построения классификации регионов были использованы 3 параметра [4]:

1) уровень потребности в жилье;

2) уровень предложения жилья на первичном рынке;

3) доступность жилья.

В результате были выделены 12 подтипов регионов в 4 кластерах. Регионы ДФО распределились следующим образом:

- Хабаровский и Приморский края расположились в кластере 2 - развивающиеся регионы с умеренным потенциалом развития рынков жилья;

- Республика Саха (Якутия), Камчатский край и Магаданская область расположились в кластере 4 - регионы миграционного оттока населения с неясными перспективами рынка жилья.

В условиях сильного миграционного оттока населения строителям невыгодно инвестировать в рынок жилья Магаданской области, поэтому рыночная активность сосредоточена на вторичном рынке. Доходы населения в сочетании с низкими ценами на жилье находят свое отражение в высокой доступности жилья для населения (для 63,4% семей), но прежде всего это обусловлено его невостребованностью, связанной с реальной и потенциальной неперспективностью многих населенных пунктов области. К тому же население инвестирует в приобретение жилья в других регионах страны [4].

Таким образом, повышение обеспеченности населения Магаданской области качественным жильем должно осуществляться за счет нового строительства в пределах опорных пунктов области. В условиях дефицита регионального и местных бюджетов, незаинтересованности вложения средств в региональное жилье со стороны платежеспособного населения области, отсутствия доступа у определенных категорий населения к ипотечному кредитованию (недостаточный уровень дохода, «серые» доходы) в регионе возникают затрудне-

ния с инвестированием в жилую недвижимость [6]. Чтобы изменить ситуацию (как обязательное условие закрепления трудовых ресурсов в регионе), необходимо разработать механизм финансирования инвестиций в жилую недвижимость региона с использованием более широкого набора инструментов, учитывающих специфику развития Магаданской области как северного региона.

Выводы и предложения. Результаты сравнительного анализа показателей Магаданской области с показателями регионов ДФО и РФ свидетельствуют о том, что мнение о высоком уровне жизни населения Магаданской области не соответствует действительному положению дел.

Средняя зарплата в регионе без учета северных коэффициентов и надбавок (2,5 раза к окладу), которые призваны носить компенсационный характер за дискомфортные условия проживания на севере, ниже среднероссийского уровня на 25%, а с их учетом - лишь в 1,6 раза превышает среднероссийский уровень.

В 1991 г. среднедушевые доходы в Магаданской области обеспечивали 5 прожиточных минимумов, в 2012 г - только 3,3. С учетом реального прожиточного минимума, отвечающего объективно повышенным потребностям жизнедеятельности в северном регионе, покупательная способность в Магаданской области в 1,3 раза ниже, чем в среднем в регионах России.

Показатель высокой обеспеченности жильем населения Магаданской области является еще одним заблуждением. Без учета брошенного в неперспективных поселках, аварийного, ветхого, неблагоустроенного жилья реальная обеспеченность составляет 7,1 м2/чел., что в 2,6 раза ниже нормативного значения.

Повышенные расходы на оплату услуг ЖКХ, аккумулирование средств для осуществления главной цели всех жителей северных регионов (приобретение жилья в более благоприятных районах страны) при недостаточном уровне доходов наносят ущерб необходимому для здоровья текущему потреблению.

В совокупности эти причины обусловливают низкую ожидаемую продолжительность жизни при рождении и провоцируют массовый отток населения.

Для восстановления привлекательности северных территорий необходимо обеспечить действовавшее соотношение величины среднедушевых

денежных доходов как минимум на уровне 2,9 раза (как в 1990-е гг.), а уровень заработной платы без учета северных доплат - на уровне среднероссийского значения.

Покупательная способность в регионе должна быть выше как минимум в 2 раза, чем в среднем в регионах России, а отношение среднедушевых доходов к величине прожиточного минимума должно составлять 6,6 (в 1991 г. было 5), чтобы без ущерба для текущего потребления у населения оставались средства и для проведения полноценного регулярного отдыха, и для накопления на жилье в благоприятных регионах России. В Стратегии развития Магаданской области соотношение среднедушевых доходов к величине прожиточного минимума определено на уровне 6,3 в 2020 г., на уровне 8 - в 2025 г. Превышение среднедушевых денежных доходов в Магаданской области над среднероссийским уровнем в 2,9 раза обеспечит достижение целевого ориентира покупательной способности населения региона, обозначенного в указанной Стратегии.

Для обеспечения населения региона качественным жильем по действующим в Российской Федерации нормам необходимы механизмы финансирования инвестиций в жилую недвижимость региона с использованием более широкого набора инструментов, учитывающих специфику развития Магаданской области как северного региона, например, за счет более эффективного использования государственных программ7. Строительство жилья необходимо активизировать с учетом расположения

7 Предложения разработаны в рамках отдельных исследований и опубликованы в [6, 10].

опорных пунктов расселения, обозначенных в Стратегии развития Магаданской области.

Список литературы

1. Горшенина Е.В. Региональные экономические исследования: теория и практика. Монография. Тверь: ТГУ. 2009. 203 с.

2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М.: ВШЭ. 2003. 495 с.

3. Ермакова Н.А., Калоева А.Т. Типология регионов для целей региональной политики: учеб. пособие. СПб.: СПбГУЭФ. 2011. 65 с.

4. Крылов Д. Где с жильем нет проблем. URL: http://www.opec.ru/1244986.html.

5. Макроэкономическая динамика северных регионов России. Сыктывкар: Коми научный центр Уро РАН. 2009. 336 с.

6. Проблемы и перспективы социально-экономического развития Магаданской области: сборник статей. Магадан: Полиарк. 2008. 331 с.

7. Регионы России. Социально-экономические показатели: стат. сборник. М.: Росстат. 2013. 990 с.

8. Российский статистический ежегодник. 2013: стат. сборник. М.: Росстат. 2013. 717 с.

9. Статистический ежегодник. Магаданская область. 2013: стат. сборник. Магадан: Магаданстат. 2013. 275 с.

10. Фавстрицкая О.С. Государственные программы как инструмент жилищной политики северного региона // VI Диковские чтения: материалы научно-практической конференции, посвященной 85-летию со дня рождения Н.Н. Дикова. Магадан: СВКНИИ ДВО РАН. 2010. C. 276-280.

Regional economics: theory and practice Region development strategy

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

THE STANDARD OF LIVING IN THE MAGADAN REGION: MYTHS AND REALITY

Natal'ya V. GAL'TSEVA, Oksana S. FAVSTRITSKAYA, Ol'ga A. SHARYPOVA

Abstract

The article presents a comparative assessment of the main indicators of quality of life in the Magadan region, regions of the Far East Federal District and the Russian Federation. The detailed analysis and comparison of indicators with the level of 1990 debunk the myth of a high standard of living in the region and explain the causes of mass exodus. The authors propose areas for action to improve the situation and the achievement of the targets established in relevant government documents.

Keywords: standard of living, average per capita income, purchasing power, life expectancy at birth, migration, Magadan region

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Gorshenina E.V. Regional'nye ekonomicheskie issledovaniya: teoriya i praktika: monografiya [Regional economic researches: theory and practice: a monograph]. Tver, Tver State University Publ., 2009, 203 p.

2. Granberg A.G. Osnovy regional'noi ekonomiki [Fundamentals of regional economy]. Moscow, Higher School of Economics Publ., 2003, 495 p.

3. Ermakova N.A., Kaloeva A.T. Tipologiya re-gionov dlya tselei regional 'noipolitiki: ucheb. posobie [Typology of regions for regional policy: a manual]. St. Petersburg, St. Petersburg University of Economics and Finance Publ., 2011, 65 p.

4. Krylov D. Gde s zhil'em net problem [Where there are no housing problems]. Available at: http:// www.opec.ru/1244986.html. (In Russ.)

5. Makroekonomicheskaya dinamika severnykh regionov Rossii [Macroeconomic dynamics of the northern regions of Russia]. Syktyvkar, Komi Scientific Center of Ural Branch of RAS Publ., 2009, 336 p.

6. Problemy i perspektivy sotsial'no-ekonom-icheskogo razvitiya Magadanskoi oblasti: sbornik statei [Problems and prospects of social and economic

development of the Magadan region: a collection of articles]. Magadan, Poliark Publ., 2008, 331 p.

7. Regiony Rossii. Sotsial 'no-ekonomicheskie pokazateli: stat. sbornik [Regions of Russia. Socioeconomic indexes: a statistical collection]. Moscow, Rosstat Publ., 2013, 990 p.

8. Rossiiskii statisticheskii ezhegodnik. 2013: stat. sbornik [Russian statistical year-book. 2013: stat. collection]. Moscow, Rosstat Publ., 2013, 717 p.

9. Statisticheskii ezhegodnik. Magadanskaya oblast'. 2013: stat. sbornik [Statistical year-book. Magadan region. 2013: stat. collection]. Magadan, Magadanstat Publ., 2013, 275 p.

10. Favstritskaya O.S. [State programs as a tool for housing policy of a northern region]. VI Dikovskie chteniya: materialy nauchno-prakticheskoi konfer-entsii, posvyashchennoi 85-letiyu so dnya rozhdeniya N.N. Dikova. Magadan, SVKNII DVO RAN [6th Dikovsky Readings: Proc. Sci. and Practical Conf. devoted to the 85 anniversary since the birth of N.N. Dikov]. Magadan, NEISRI FEB RAS Publ., 2010, pp.276-283.

Natal'ya V. GAL'TSEVA

North-Eastern Interdisciplinary Research Institute named after N.A. Shiloh, Far Eastern Branch of RAS, Magadan, Russian Federation [email protected]

Oksana S. FAVSTRITSKAYA

North-Eastern Interdisciplinary Research Institute named after N.A. Shiloh, Far Eastern Branch of RAS, Magadan, Russian Federation [email protected]

Ol'ga A. SHARYPOVA

North-Eastern Interdisciplinary Research Institute named after N.A. Shiloh, Far Eastern Branch of RAS, Magadan, Russian Federation [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.