Научная статья на тему 'Преимущества и перспективы развития особой экономической зоны в Магаданской области'

Преимущества и перспективы развития особой экономической зоны в Магаданской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
462
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА (ОЭЗ) / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МОНИТОРИНГ / SPECIAL ECONOMIC ZONE / STRATEGIC DEVELOPMENT / INVESTMENT / ENTREPRENEURSHIP / GOVERNMENT REGULATION / MONITORING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Микитчук Виталий Павлович

В статье рассматриваются преимущества и перспективы использования особых экономических зон на примере Магаданской области. Автором выявлено, что, при наличии заметных успехов, сегодня решены не все задачи, поставленные перед особой экономической зоной Магаданской области. Существующие проблемы определяются устаревшей структурой экономики, что требует значительных изменений в системе государственного регулирования развития зоны. В основу разработки стратегического плана развития особой экономической зоны должно быть положено четкое понимание социально-экономических интересов различных хозяйствующих субъектов. Их мониторинг позволяет сформулировать ряд задач, решение которых администрацией ОЭЗ и Правительством Магаданской области даст возможность разработать эффективную стратегию развития предпринимательства. Особое место в статье отводится повышению уровня и качества инвестиционной среды, что позволит более активно привлекать в особую экономическую зону новых инвесторов, как отечественных, так и зарубежных. Открытость российской экономики и усиление экономических связей Магаданской области с соседними азиатскими странами свидетельствует о важности такой деятельности и демонстрирует ее основные направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Микитчук Виталий Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the Russian Federation's Special Economic Zones: The Magadan Region

The article discusses the Russian Federation's special economic zones (SEZs), with a focus on the Magadan region in the Far East. It finds that the SEZs have achieved considerable success, though those such as Magadan have yet to resolve many of the objectives assigned to them. The paper relates that the foremost problems are attached to Magadan's outdated economic structure, which needs to undergo vast upgrades from the perspective of state regulations. At this stage, the study changes its focus to formulating a strategic plan for SEZ development, providing a clearer understanding of the socio-economic interests of the various businesses. This program, containing a number of tasks affecting the administration of SEZs in general and Magadan region in particular, calls for establishing an effective strategy governing the development of entrepreneurship. It would raise the quality of investment in the SEZs' administration by boosting the participation of special investors — both domestic and foreign — in the project. In conclusion, the blueprint demonstrates the effect these financial activities could have in strengthening the overall Russian economy and the existing financial ties that SEZs such as Magadan region already have with their Asian neighbors.

Текст научной работы на тему «Преимущества и перспективы развития особой экономической зоны в Магаданской области»

Преимущества и перспективы развития особой экономической зоны в Магаданской области

Development of the Russian Federation's Special Economic Zones: The Magadan Region

УДК 332.122(571.65)

Микитчук Виталий Павлович

аспирант Санкт-Петербургского университета управления и экономики 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит А

Mikitchuk Vitaliy Pavlovich

Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, 190103, Russian Federation

В статье рассматриваются преимущества и перспективы использования особых экономических зон на примере Магаданской области. Автором выявлено, что, при наличии заметных успехов, сегодня решены не все задачи, поставленные перед особой экономической зоной Магаданской области. Существующие проблемы определяются устаревшей структурой экономики, что требует значительных изменений в системе государственного регулирования развития зоны. В основу разработки стратегического плана развития особой экономической зоны должно быть положено четкое понимание социально-экономических интересов различных хозяйствующих субъектов. Их мониторинг позволяет сформулировать ряд задач, решение которых администрацией ОЭЗ и Правительством Магаданской области даст возможность разработать эффективную стратегию развития предпринимательства.

Особое место в статье отводится повышению уровня и качества инвестиционной среды, что позволит более активно привлекать в особую экономическую зону новых инвесторов, как отечественных, так и зарубежных. Открытость российской экономики и усиление экономических связей Магаданской области с соседними азиатскими странами свидетельствует о важности такой деятельности и демонстрирует ее основные направления.

The article discusses the Russian Federation's special economic zones (SEZs), with a focus on the Magadan region in the Far East. It finds that the SEZs have achieved considerable success, though those such as Magadan have yet to resolve many of the objectives assigned to them. The paper relates that the foremost problems are attached to Magadan's outdated economic structure, which needs to undergo vast upgrades from the perspective of state regulations. At this stage, the study changes its focus to formulating a strategic plan for SEZ development, providing a clearer understanding of the socio-economic interests of the various businesses. This program, containing a number of tasks affecting the administration of SEZs in general and Magadan region in particular, calls for establishing an effective strategy governing the development of entrepreneurship. It would raise the quality of investment in the SEZs' administration by boosting the participation of special investors — both domestic and foreign — in the project. In conclusion, the blueprint demonstrates the effect these financial activities could have in strengthening the overall Russian economy and the existing financial ties that SEZs such as Magadan region already have with their Asian neighbors.

Ключевые слова: особая экономическая зона (ОЭЗ), стратегическое развитие, инвестиции, предпринимательство, государственное регулирование, мониторинг

Keywords: special economic zone, strategic development, investment, entrepreneurship, government regulation, monitoring

Магаданская область, расположенная в Северо-Восточной части Российской Федерации и занимающая площадь 462 000 км2, относится к самым отдаленным от столицы России территориям с экстремальными климатическими условиями. Область богата природными ресурсами, однако ненадежность транспортной системы, сложность перевозок и высокий процент износа оборудования в условиях Крайнего Севера значительно снижают конкурентоспособность производимой там продукции.

Несмотря на то что по своим размерам Магаданская область является одной из самых крупных в Российской Федерации, плотность ее населения — одна из самых низких в России: на 1 января 2012 г. — 0,33 человека на 1 км2 [1, c. 9]. При этом наиболее активные, квалифицированные кадры трудоспособного возраста стремятся выезжать из Магаданской области в центральные районы страны.

До принятия Федерального закона от 31 мая 1999 г. № 104-ФЗ «Об особой экономической зоне в Магаданской области» экономика области находилась в кризисном состоянии. В период становления рыночных отношений были нарушены хозяйственные и технологические связи, а резкое сокращение государственных инвестиций привело к спаду производства. Все это послужило предпосылками для создания на территории Магаданской области особой экономической зоны (ОЭЗ), основной целью которой стало развитие производительных сил, а также насыщение финансового и товарного рынков.

Создание и функционирование зоны закреплено Федеральным законом от 31 мая 1999 г. № 104-ФЗ «Об особой экономической зоне в Магаданской области», законом Магаданской области от 29 июня 1999 г. № 75-ОЗ «Об особой экономической зоне в Магаданской области» и законом Магаданской области от 5 июля 1999 г. № 80-ОЗ «Об изменении административно-территориального устройства Магаданской области».

В соответствии с законом, управление ОЭЗ осуществляет специально созданное в структуре Правительства Магаданской области государственное учреждение (администрация ОЭЗ). В ее задачу входит не только регистрация предпринимательских структур, изъявивших желание стать резидентами этой зоны, и выдача им соответствующих регистрационных документов, но и контроль над соблюдением этими фирмами установленного режима хозяйственной деятельности.

m О

II

с 0. s с

о с

о; s

с m О ci ш с; о

0 s ш !û

1

J>

с

Помимо контролирующих и разрешительных функций в перечень важнейших задач администрации ОЭЗ входит проведение различных мероприятий, направленных на развитие инвестиционной привлекательности территории ОЭЗ и всей Магаданской области.

В качестве иллюстрации можно отметить, что ОЭЗ Магаданской области достаточно широко представлена на различных экономических форумах, которые проводятся не только на территории области, но и за ее пределами, а также за рубежом. Так, например, начиная с 2006 г. Магаданская область регулярно участвует в торгово-инвестиционной ярмарке стран Северо-Восточной Азии, в Харбинской ярмарке (КНР), в Дальневосточном международном экономическом форуме, а также в Санкт-Петербургском экономическом форуме.

Одним из наиболее важных международных партнеров Магаданской области сегодня является Китайская Народная Республика, несмотря на отсутствие прямого грузопотока между этой страной и Магаданской областью.

Администрация ОЭЗ, особенно в последние годы, усилила работу по организации бесперебойного прямого воздушного и морского сообщения между странами, что не могло не отразиться на снижении издержек доставки, а в конечном итоге — и цен для потребителей.

Взаимодействуя с Правительством Магаданской области, администрация ОЭЗ не ограничивается составлением отчетов о результатах деятельности зоны: она активно участвует в разработке различных предложений, направленных на улучшение работы ОЭЗ, что предполагает внесение изменений и дополнений в действующие нормативные акты. Следует отметить и роль администрации в поиске и привлечении в зону как российских, так и зарубежных инвесторов [2].

Заметные успехи в этом обусловлены действующими на территории ОЭЗ льготами для предприятий-резидентов в области таможенных платежей, налогов и сборов. Получение льгот и преференций предпринимателями формально связано с наличием соответствующего регистрационного свидетельства, при соблюдении следующих базовых условий:

1. юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны быть зарегистрированы на территории ОЭЗ;

2. основные фонды хозяйствующего субъекта должны располагаться на территории Магаданской области в объеме не менее 75% от их общей величины;

3. основная хозяйственная деятельность должна осуществляться непосредственно на территории Магаданской области.

Так, в период с 2006 г. до конца 2014 г. предприниматели-резиденты ОЭЗ полностью освобождаются от уплаты налога на прибыль (в части прибыли, полученной в результате инвестиций в развитие производства и социальной сферы на территории Магаданской области).

Особая экономическая зона, расположенная в Магаданской области, обладает дополнительными преимуществами по отношению к остальным ОЭЗ Российской Федерации. На территории области устанавливается режим свободной таможенной зоны. Это, в частности, означает, что иностранные товары размещаются и используются в границах ОЭЗ без взимания таможенных пошлин и налогов.

Уплата регистрационных сборов при регистрации внешнеторговых операций производится в следующих размерах:

• на продовольственные товары — 20%;

• на транспортные средства, представленные в товарных позициях, — 50%;

• на остальные товары — 40%.

Если же эти товары вывозятся на территорию других субъектов Российской Федерации, то таможенные сборы взимаются по общему правилу в полном объеме. Но и здесь сохраняется возможность освобождения от ввозных таможенных пошлин и взимаемых при таможенном оформлении иных налогов, а именно — при условии прохождения иностранными товарами переработки на территории Магаданской области в соответствии с «критерием достаточной переработки», после которой они рассматриваются как российские [3].

Введенный в рамках ОЭЗ особый режим хозяйственной деятельности не только позволил переломить негативную тенденцию развития области, но и обеспечил положительное воздействие на формирование предпринимательской среды. Подтверждением этого является, в первую очередь, показатель объема ВРП, падение которого в области прекратилось начиная с 2000 г.

На протяжении всего периода функционирования ОЭЗ прослеживается тенденция оздоровления финансового состояния предприятий и роста налогооблагаемой базы территории, что способствует и росту собственных доходов консолидированного бюджета области. Дополнительные средства, получаемые участниками ОЭЗ благодаря особому правовому режиму, позволяют увеличить объемы производства, за счет чего растут доходы предприятий и инвестиции. Это приводит к тому, что:

• несколько снижаются высокие транспортные и энергетические издержки, обусловленные отдаленностью региона от промышленных центров и суровыми климатическими условиями;

• частично сдерживается рост цен на товары и услуги;

• сохраняются рабочие места на предприятиях-резидентах и возникают стимулы для создания новых рабочих мест;

• стимулируется проведение модернизации на предприятиях-резидентах;

• поддерживаются социальные гарантии и обеспечивается соответствующий уровень жизни для населения Магаданской области;

• частично модернизируется инфраструктура Магаданской области.

В итоге за более чем 10-летний период объем промышленной продукции, произведенной участниками ОЭЗ, вырос с 6,4 млрд до 29,7 млрд руб., т. е. в 4,5 раза. Несмотря на то что только 3% от общего количества хозяйствующих субъектов Магаданской области, прошедших процедуру государственной регистрации, являются участниками ОЭЗ (табл. 1), именно на их долю приходится около 75% общего объема промышленного производства области (табл. 2).

В настоящее время в состав участников ОЭЗ входят крупнейшие предприятия региона, кроме того, практически все они включены в реестр инновационных предприятий Магаданской области.

В конце 2012 г. Высшая экономическая школа (ВЭШ) обнародовала результаты своего исследования иннова-ционности российских регионов. Ее эксперты рассматривали четыре группы факторов: научно-технический потенциал, качество инновационной политики властей, социально-экономические условия для инноваций и

Таблица 1

Количество участников ОЭЗ [4]

С С С С С С С С С

о тН со 1> 00 а о тЧ

8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 тЧ О тЧ О

С] С] С] С] С] С] С] С] С] С] С] С]

Количество участников ОЭЗ 343 412 426 445 349 324 330 231 210 200 188 198

Доля от общего числа субъектов, 4 4 4 4 2 8 7 4 4 3 3 3

прошедших процедуру регистра-

ции, %

о <

о

о о

> <

Таблица 2

Объем промышленной продукции [4]

[ч [ч [ч С [ч с [ч [ч [ч

о тЧ С] со ■Ч" ю СО |> 00 05 о

о О о о о О О ® о О тЧ

о О о о о о О о о О О

С] С] С] С] С] С] С] С] С] С] С]

Объем промышлен- 10 728 12 334 17 877 18 148 19 776 19 070 22 296 22 029 24 522 30 757 39 888

ной продукции в

целом по области,

млн руб.

Объем промыш- 6367 8419 11 467 10 548 11 051 11 955 12 637 12 515 16 595 22 398 29 711

ленной продук-

ции, выпущенной

участниками ОЭЗ,

млн руб.

Доля промыш- 59 68 72 62 62 63 57 57 68 73 75

ленной продук-

ции, выпущенной

предприятиями —

участниками ОЭЗ,

в общем объеме

продукции, %

местную инновационную деятельность. Всего учитывалось 36 индикаторов.

В лидеры рейтинга, после Москвы и Санкт-Петербурга, вошли Нижегородская область и Пермский край. В тройке отстающих оказались Чечня, Ненецкий автономный округ и Калмыкия. Сильнее всех поднялись в этом рейтинге, по сравнению с предшествующим исследованием, Камчатский край (+48 позиций вверх), Мордовия (+44), Магаданская (+41) и Астраханская (+32) области.

Что касается Магаданской области, то здесь каждая третья организация относится к инновационным [5]. И все же в структуре отгруженной промышленной продукции на добычу полезных ископаемых по-прежнему приходится основная часть общего объема.

Внешнеэкономическую деятельность в режиме свободной таможенной зоны Магаданской области в 2011 г. осуществлял 91 резидент ОЭЗ. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года их число увеличилось на 5 единиц. Основную долю при этом составляют предприятия в сфере торговли.

Общий объем импорта товаров в свободной таможенной зоне за 2011 г. составил 125% по отношению к показателям 2010 г. В 2011 г. основную долю импортируемых товаров в стоимостном выражении составляли продукты питания (47%). Также в большом количестве ввозились транспортные средства, запасные части к ним и контейнеры (34% от общей суммы импортированных товаров).

По сравнению с 2010 г., в 2011 г. более чем в 2 раза увеличился объем импорта машин, оборудования и механизмов, на 17% увеличился объем импорта инструментов и различных промышленных товаров, в то

же время произошло снижение импортных поставок изделий из кожи, древесины, бумаги, ткани, стекла.

В 2011 г. на территорию ОЭЗ осуществлялся импорт товаров, произведенных в 33 странах. Импортировалось наибольшее количество товаров, произведенных в Японии, США и Китае.

Объем импорта товаров из Японии составил 29% от общего объема импорта в стоимостном выражении и 15% — в весовом, из США — 18% как в весовом, так и в стоимостном, из Китая — 13% в стоимостном и 27% — в весовом выражении. Также в стоимостном выражении в большом количестве импортировались товары из Канады (7%), Бразилии (6%) и Австралии (5%).

В 2011 г. переработка иностранных товаров, ввезенных на территорию ОЭЗ или приобретенных на ее территории, производилась двумя резидентами, осуществляющими деятельность в сфере производства и реализации продуктов питания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основной вид переработки — производство мясных и колбасных изделий из продукции импортного производства. Благодаря функционированию ОЭЗ жители Магаданской области не так остро, как в других субъектах Российской Федерации, ощущают на себе рост цен. Среди дальневосточных регионов в Магаданской области до сих пор остается одним из самых низких уровень цен на импортную мясную продукцию [6].

В 2011 г. четыре участника ОЭЗ осуществляли операции по экспорту лома черных металлов с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин и налогов участникам ОЭЗ. Общий объем такого экспорта в 2011 г. составил в стоимостном выражении 145% к уровню 2010 г., в весовом выражении — 143% [7].

^ При этом следует обратить внимание на то, что, ^ в соответствии с законодательством области, дей-

< ствие льготного налогового режима не распространя-^ ется на участников ОЭЗ, осуществляющих деятельность

0 в горнодобывающей и рыбной отраслей промышлен-к ности, а также на предприятия авиатранспорта, кото-

1 рые играют определяющую роль в общей структуре

2 промышленного производства Магаданской области. Ситуация, когда именно предприятия базовых отрас-

^ лей не имеют возможности использовать в полной ^ мере льготный режим, значительно затрудняет дох стижение целей, для которых и создавалась ОЭЗ.

3 За счет дополнительных средств, остающихся в ^ распоряжении участников ОЭЗ благодаря особому

< правовому режиму, участниками зоны до 2007 г. обес-1 печивалось 50-60% областного объема инвестиций

в основной капитал. После изменения льготного налогового режима данный показатель снизился до 16%.

За период 2000-2010 гг. объем инвестиций в основной капитал предприятий — резидентов ОЭЗ вырос с 908,3 млн до 2147,0 млн руб., данный показатель в целом по области вырос с 2057,0 млн до 13 419 млн руб. (табл. 3).

Сегодня в Магаданской области происходит много позитивных изменений. Так, в связи с развитием предприятий и освоением новых производств снижается общая численность безработных в области — с 15 700 человек в 1999 г. до 6300 человек в 2011 г. Уровень безработицы имеет постоянную тенденцию к снижению: если в 2001 г. он достигал своего максимального значения — 11,7%, то к 2011 г. сократился до 2,5%.

С момента создания ОЭЗ наблюдается рост собственных доходов консолидированного бюджета Магаданской области, что немаловажно для высокодотационного бюджета региона, характеризующегося высокой демографической нагрузкой.

Для разрешения проблем финансирования и достижения стратегических целей развития органами власти субъекта федерации был создан внебюджетный фонд, формирующийся за счет взносов участников ОЭЗ. Основными целями функционирования данного фонда стали:

• обеспечение дополнительными ресурсами приоритетных отраслей экономики;

• стимулирование развития отсталых отраслей инфраструктуры;

• оказание услуг населению.

Кроме того, в силу низкой бюджетной обеспеченности средства внебюджетного фонда ОЭЗ являются

основным источником софинансирования федеральных целевых программ, которые способствуют развитию инфраструктуры области.

Всего за период функционирования ОЭЗ из внебюджетного фонда социально-экономического развития Магаданской области с учетом поступлений от работы резидентов ОЭЗ на мероприятия социального характера и особо значимые для области проекты выделено 5 156 млн руб., в том числе:

• на поддержку ТЭК и ЖКХ — 2 161 млн руб.;

• на мероприятия в сфере здравоохранения, образования, культуры и спорта — около 800 млн руб.;

• на решение социальных проблем — более 1300 млн руб.;

• на правоохранительную деятельность — 37 млн руб.;

• на молодежную политику — 18,5 млн руб. [6].

В промышленность области за анализируемый период инвестировано 645,6 млн рублей. Эти средства направлялись на строительство и пуск ряда новых производств, освоение новых технологий, техническое перевооружение предприятий, оснащение их современным оборудованием, поддержку малого предпринимательства. Средства внебюджетного фонда также расходовались на приобретение нового оборудования, используемого при производстве геологоразведочных работ, способствующих наращиванию минерально-сырьевой базы области, на внедрение телекоммуникационных технологий, предоставляющих новые возможности населению.

Именно благодаря функционированию ОЭЗ в условиях высокой энергозависимости региона обеспечивается его энергетическая безопасность, что позволило области избежать чрезвычайных ситуаций, типичных для районов Крайнего Севера. За счет средств указанного фонда ведется строительство новых объектов энергетики и ЖКХ, выделяются средства на модернизацию и реконструкцию объектов энергосистемы региона для технологического обновления энергетической отрасли, приобретение нового оборудования, подготовку к отопительному сезону, приобретение энергоресурсов. Всего на указанные цели с 2000 г. было выделено более 2 млрд руб.

Для повышения уровня жизни населения Магаданской области за счет средств внебюджетного фонда реализуются мероприятия в сфере здравоохранения, образования, культуры и спорта, правоохранительной деятельности, молодежной политики.

Одним из важнейших направлений является решение социальных проблем — на это израсходо-

Таблица 3

Характеристика инвестиционной активности предприятий — резидентов ОЭЗ в основной капитал [1, с. 88]

о тЧ С] со ■Ч" ю СО |> ов 05 о

о О о о о о О ® о О тЧ

о О о о о о О о о о О

С] С] С] С] С] С] С] С] С] С] С]

Инвестиции в основной капи- 2057 2633 2942 2797 3629 4139 5804 7639 11 980 12 222 13 419

тал в целом по области,

млн руб.

Инвестиции в основной капи- 908 1314 1717 1499 2762 2148 2870 2358 3662 1590 2147

тал, осуществляемые резиден-

тами ОЭЗ, млн руб.

Доля инвестиций в основной 44 50 58 54 69 52 49 31 31 13 16

капитал предприятий —

резидентов ОЭЗ в общем

объеме инвестиций, %

вано 1311 млн руб. Исторически население и трудовые ресурсы Магаданской области формировались, в основном, за счет привлечения рабочей силы из других регионов страны.

В области существовали населенные пункты, вообще не имеющие перспектив развития, поскольку доля безработных в них доходила до 95% трудоспособного населения.

Действовала целевая программа по переселению жителей таких населенных пунктов в другие города и поселки области, и одним из источников финансирования программы служил внебюджетный фонд.

Благодаря положительному влиянию особого правового режима на экономику территории весь период функционирования ОЭЗ можно считать периодом, подтверждающим легитимность ее существования, а также периодом становления правовой базы в условиях часто изменяющегося налогового и таможенного законодательства. Речь идет о существовании множества правовых актов, ставящих под вопрос законность льгот, предоставляемых участникам ОЭЗ и препятствующих реализации в полной мере правового режима ОЭЗ.

Только налоговыми органами за период действия ОЭЗ вынесено около 3000 решений о признании льгот, предоставляемых режимом ОЭЗ, незаконными и привлечении участников ОЭЗ к ответственности за их использование. И это — несмотря на то, что область неоднократно проверялась Счетной палатой и прочими финансовыми органами, а за все время существования ОЭЗ не было отмечено нарушений законодательства Магаданской области [8].

К сожалению, как уже отмечалось выше, действующее в настоящее время на территории области законодательство об ОЭЗ ограничивает в применении особого правового режима предприятия базовых отраслей экономики региона — горнодобывающей и рыбной, а также предприятия транспорта и перерабатывающие производства.

Остро стоит проблема разделения единого пространства региона границами ОЭЗ, поскольку в настоящее время режим действует только в административных границах г. Магадана. Кроме этого, в связи с унификацией подхода к ОЭЗ в рамках Таможенного союза возникают дополнительные условия для использования режима ОЭЗ, чем фактически вводится новый таможенный режим ОЭЗ на территории Магаданской области.

Таким образом, действующее законодательство об ОЭЗ содержит ряд положений, препятствующих достижению в полной мере целей, определенных Федеральным законом от 31 мая 1999 г. № 104-ФЗ «Об особой экономической зоне в Магаданской области». Для решения данной проблемы разработаны предложения по совершенствованию действующего особого правового режима с учетом накопленного опыта его функционирования. В течение последнего времени Администрацией области ведется работа по их продвижению и реализации [9, с. 3].

С учетом необходимости перехода к инновационному развитию экономики области корректировка правового поля в рамках существующих возможностей, предлагаемых действующим законодательством об ОЭЗ, становится особенно актуальной. В этой связи Администрацией Магаданской области предпринимаются меры по совершенствованию законодательства, регламентирующего деятельность ОЭЗ в Магаданской области. При этом учитывается, что перспективы развития территории связаны, прежде всего, с добычей и переработкой природных ресурсов. Исходя из этого,

главным приоритетом становится развитие базовых ^ отраслей региона, к которым относится горнодобы- ^ вающая и рыбная отрасли промышленности. <

Наряду с развитием базовых отраслей, на наш ^ взгляд, необходима принципиально новая модель орга- о низации промышленного производства, направленная к на создание новых и развитие имеющихся перераба- ^ тывающих производств. 2

Ориентация экономики области на производство продукции высоких переделов на базе собственных ^ ресурсов обеспечит не только выход из условий отно- ^ сительной замкнутости, но и создание более широкой х и диверсифицированной системы интеграции области з со всеми регионами Российской Федерации, прежде ^ всего Дальневосточным. <

Еще одно важное направление — развитие инфра- 1 структуры. Здесь, на Северо-Востоке России, государство должно поддерживать крупные инвестиционные проекты, направленные на улучшение инфраструктуры края.

Исходя из наличия богатейших природных ресурсов и перспектив экспорта продуктов переработки, имеющихся уникальных инвестиционных проектов и близости азиатского рынка, можно говорить об имеющихся у Магаданской области широких перспективах для привлечения инвесторов. Препятствием для этого остается слабая инфраструктура, не позволяющая в полной мере использовать преимущества.

Привлечение инвестиций позволит, на наш взгляд, создать принципиально новую экономическую базу Дальневосточного региона, что неизбежно повлечет за собой рост денежных доходов населения, улучшение демографической ситуации и целого ряда других параметров, характеризующих уровень и качество жизни населения как Магаданской области, так и региона в целом.

Анализ результативности использования особого таможенного и налогового режима в рамках ОЭЗ, расположенной в Магаданской области, свидетельствует о том, что цели создания этой зоны в полной мере еще не достигнуты.

В исследуемый период в ОЭЗ Магаданской области не произошло значительных прорывов в развитии производства и его модернизации, отсутствуют и качественные изменения на товарных и финансовых рынках.

Результаты работы резидентов зоны по-прежнему определяются предприятиями энергетического и горнодобывающего комплекса, доля которых в совокупной прибыли резидентов зоны составляет примерно 80%. Это подтверждает настоятельную необходимость разработки управленческого механизма, который бы позволил совершенствовать предпринимательскую среду как в самой ОЭЗ, так и во всей Магаданской области, используя преимущества и возможности, предоставляемые ОЭЗ.

Основная цель такого управленческого механизма будет заключаться в обеспечении комплексного эффективного развития предпринимательской среды Магаданской области на базе следующих основных принципов.

1) Ориентация на имеющиеся ресурсы. Администрации ОЭЗ совместно с Правительством Магаданской области следует разработать мероприятия по качественному развитию всей инфраструктуры производства, что приведет к повышению уровня инвестиционной привлекательности и, в конечном счете, к заметному притоку капитала.

2) Ориентация на повышение качества жизни населения. Повышение качества жизни населения

будет сопровождаться увеличением спроса на конечную продукцию (особенно — высокотехнологичную), что будет способствовать увеличению масштабов производства, возникновению новых предприятий и созданию дополнительных рабочих мест.

3) Формирование конкурентных преимуществ ОЭЗ. На основе анализа преимуществ и слабых сторон зоны необходимо разработать эффективный стратегический план совершенствования предпринимательской среды.

4) Повышение эффективности всей административной системы управления. Этот принцип диктуется усилением роли государственного регулирования в условиях глобализации. В настоящее время качество государственного управления на всех уровнях является залогом успеха предпринимательской деятельности в условиях повышения роли и значения международной конкуренции.

Практика реализации указанных принципов в работе ОЭЗ и всей Магаданской области предполагает определение основных задач совершенствования предпринимательской деятельности. К таким задачам следует отнести:

• создание благоприятного предпринимательского климата путем проведения институциональных преобразований;

• формирование соответствующей инфраструктуры (центров поддержки предпринимательства, бизнес-инкубаторов, учебно-консультационных, информационных, маркетинговых центров и др.);

• упрощение процедуры регистрации предприятий (введение принципа одного окна);

• создание условий для развития малых и средних предприятий;

• формирование благоприятного социального климата, обеспечивающего занятость и здоровый образ жизни населения;

• проведение мероприятий по оздоровлению экологии;

• реформирование промышленности и развитие отраслей, ориентированных на обеспечение эффективного функционирования производства;

• внедрение энергосберегающих и энергоэффективных технологий;

• развитие транспортной инфраструктуры, инфраструктуры связи, возможностей доступа к современным информационным технологиям;

• дальнейшее совершенствование законодательства Магаданской области.

Решение указанных задач предполагает обязательное получение надежной, оперативной и достоверной информации управленческими структурами, как относящимися к администрации Магаданской области, так и представленными в руководстве ОЭЗ. Это указывает на необходимость формирования целостной системы мониторинга предпринимательской среды Магаданской области и созданной на ее территории ОЭЗ. Необходимость мониторинга во многом связана с особенностями глобализации и состоявшимся вступлением России в ВТО [10, с. 140].

Таким образом, перспективы развития особой экономической зоны в Магаданской области будут определяться формированием стратегии развития ОЭЗ с учетом удовлетворения взаимных интересов различных хозяйствующих субъектов: от Правительства Российской Федерации и Магаданской области до резидентов ОЭЗ и конечных потребителей производимой ими продукции.

Литература

1. Информация о внешнеэкономической деятельности: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.magadan. ru/ru/oiv/2-44-29/otchet/otchet12.html?pageNum=2.

2. Магаданская область в цифрах. 2012: Крат. стат. сб./ Магаданстат. Магадан, 2012. 94 с.

3. Новости Магаданской области. Декабрь 2011 г.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vesti-magadan. ru/articles/article_1143.

4. Особая зона роста // Парламентская газета на Дальнем Востоке. 2011. № 9 (305): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://magadan.ru/ru/oiv/2-44-29/Publik/MagSez. html.

5. Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка эффективности результатов деятельности особых экономических зон Калининградской и Магаданской областей с учетом использования таможенных и налоговых льгот»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bud-getrf.ru/ Publications/Schpalata/ACH8202017_p_003.htm.

6. Портал администрации Магаданской области: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.magadan.ru/ru/ government/Economy/SpecialEconomicZone.html?page Num=1.

7. Результаты деятельности Особой экономической зоны в Магаданской области: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.magadan.ru/ru/oiv/2-44-29/otchet/ otchet2011.html.

8. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://issek.hse.ru/press/65423802.html.

9. Ржешевский А. ОЭЗ в Магаданской области // Парламентская газета: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tks.ru/reviews/2005/12/21/08.

10. Харламова Т. Л. Мониторинг как инструмент управления развитием мегаполиса // Ученые записки Российского государственного гидрометеорологического университета. 2012. № 23. С. 138-146.

References

1. Information on foreign economic activities. Available at: http://www.magadan.ru/ru/oiv/2-44-29/otchet/otchet12. html?pageNum=2. (In Russ.).

2. Magadanskaya oblast' v tsifrakh. 2012: Krat. stat. sb. [Magadan region in the figures. 2012: Short statist. coll.]. Magadan, Magadanstat Publ., 2012. 94 p.

3. News of the Magadan region. December, 2011. Available at: http://www.vesti-magadan.ru/articles/article_1143. (In Russ.).

4. Osobaya zona rosta [A special zone of growth]. Parlamentskaya gazeta na Dal'nem Vostoke, 2011, no. 9 (305). Available at: http://magadan.ru/ru/oiv/2-44-29/Publik/MagSez.html.

5. Report on the results of the control action "Performance efficiency of the special economic zone in Kaliningrad and Magadan regions considering the use of customs and tax benefits". Available at: http://www.budgetrf.ru/ Publications/ Schpalata/ACH8202017_p_003.htm. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Portal of the Administration of Magadan region. Available at: http://www.magadan.ru/ ru/government/Economy/Spe-cialEconomicZone.html?pageNum=1. (In Russ.).

7. Performance efficiency results of the Special economic zone in Magadan region. Available at: http://www.magadan.ru/ ru/oiv/2-44-29/otchet/otchet2011.html. (In Russ.).

8. Rating of innovative development of the Russian Federation subjects. The HSE Institute for Statistical Studies and Economics of Knowledge. Available at: http://issek.hse.ru/ press/65423802.html. (In Russ.).

9. Rzheshevskiy A. OEZ v Magadanskoy oblasti [Special economic zone in Magadan region]. Parlamentskaya gazeta, 2005. Available at: http://www.tks.ru/reviews/2005/12/21 /08.

10. Kharlamova T. L. Monitoring kak instrument upravleniya raz-vitiem megapolisa [Monitoring as a tool to manage the development of the metropolis]. Uchenye zapiski Ross. gos. gidrometeorologicheskogo univ. [Memoirs of the Russian State Hydrometeorol. Univ.], 2012, no. 23, pp. 138-146.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.