Научная статья на тему 'Оптимизация развития предпринимательской среды в условиях особой экономической зоны Магаданской области'

Оптимизация развития предпринимательской среды в условиях особой экономической зоны Магаданской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / SPECIAL ECONOMIC ZONE / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL BUSINESS / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА / BUSINESS ENVIRONMENT / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / INVESTMENT PROCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Микитчук Виталий Павлович

Для России, как субъекта глобальной экономики, одним из эффективных путей совершенствования предпринимательской среды может стать развитие особых экономических зон. Поскольку их создание и практическая деятельность связаны с хозяйственной деятельностью определенных территорий, то широкое использование ОЭЗ может стать инструментом развития предпринимательской деятельности в России. В современных условиях, характеризующихся возрастанием роли административного воздействия, на первый план в ОЭЗ выходит задача совершенствования конкурентной среды, привлекательной для создания новых и развития уже работающих предпринимательских структур, а также обеспечения протекционистских мер по отношению к предприятиям-резидентам как на местном, так и на внешних рынках. В статье разработаны два варианта такой организации: создание инвестиционного центра (в структуре Администрации ОЭЗ) и агентства инвестиционного развития (в структуре Правительства Магаданской области). На базе сравнительного анализа предложенной структуры и набора функций для каждой из этих организаций доказано, что создание агентства является более предпочтительным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Микитчук Виталий Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Magadan Region: Optimizing Its Entrepreneurial Development as a Russian Federation Special Economic Zone

The article has discussed the Russian Federation (RF), noting that it has improved its business environment by development of special economic zones (SEZs). Subsequently, the document explains the practical activities that have been created to address SEZs' ground-breaking requisites in certain RF venues such as Magadan Region (MR). Furthermore, the paper posits that widespread SEZ use could be a mechanism that would lead to expansion of enterprises (both public and private) in Russia. Created in a modern economy, SEZs exist in a world marked by an increasing reliance on administrative regulations. These regulations (controlling, inter alia, markets and taxes) are currently having a 'positive impact' on SEZs, improving their competitive environment and protecting them against other business ventures (domestic and foreign). At a certain stage, the critique refocuses on the situation of SEZs in MR. That Far Eastern RF subject contains two organizations the Investment Centre (administering SEZs) and the Investment Promotion Agency (an MR governmental structure) that supervise SEZs. The blueprint has analyzed these two organizations, concluding that the 'Agency' is a far more functional structure.

Текст научной работы на тему «Оптимизация развития предпринимательской среды в условиях особой экономической зоны Магаданской области»

Оптимизация развития предпринимательской среды в условиях особой экономической зоны Магаданской области

Magadan Region: Optimizing Its Entrepreneurial Development as a Russian Federation Special Economic Zone

УДК 332.1

Микитчук Виталий Павлович

доцент Магаданского института экономики — филиала Санкт-Петербургского университета управления и экономики, кандидат экономических наук 685000, г Магадан, Новая ул., д. 27

Mikitchuk Vitaliy Pavlovich

Magadan Institute of Economics — Branch of St. Petersburg University of Management and Economics Ph.D. in Economics Novaya Str. 27, Magadan, Russian Federation, 685000

Для России, как субъекта глобальной экономики, одним из эффективных путей совершенствования предпринимательской среды может стать развитие особых экономических зон. Поскольку их создание и практическая деятельность связаны с хозяйственной деятельностью определенных территорий, то широкое использование ОЭЗ может стать инструментом развития предпринимательской деятельности в России. В современных условиях, характеризующихся возрастанием роли административного воздействия, на первый план в ОЭЗ выходит задача совершенствования конкурентной среды, привлекательной для создания новых и развития уже работающих предпринимательских структур, а также обеспечения протекционистских мер по отношению к предприятиям-резидентам как на местном, так и на внешних рынках. В статье разработаны два варианта такой организации: создание инвестиционного центра (в структуре Администрации ОЭЗ) и агентства инвестиционного развития (в структуре Правительства Магаданской области). На базе сравнительного анализа предложенной структуры и набора функций для каждой из этих организаций доказано, что создание агентства является более предпочтительным.

Ключевые слова: особая экономическая зона, малое предпринимательство, предпринимательская среда, инвестиции, инвестиционный процесс

The article has discussed the Russian Federation (RF), noting that it has improved its business environment by development of special economic zones (SEZs). Subsequently, the document explains the practical activities that have been created to address SEZs' ground-breaking requisites in certain RF venues such as Magadan Region (MR). Furthermore, the paper posits that widespread SEZ use could be a mechanism that would lead to expansion of enterprises (both public and private) in Russia. Created in a modern economy, SEZs exist in a world marked by an increasing reliance on administrative regulations. These regulations (controlling, inter alia, markets and taxes) are currently having a 'positive impact' on SEZs, improving their competitive environment and protecting them against other business ventures (domestic and foreign). At a certain stage, the critique refocuses on the situation of SEZs in MR. That Far Eastern RF subject contains two organizations — the Investment Centre (administering SEZs) and the Investment Pro-

motion Agency (an MR governmental structure) — that supervise SEZs. The blueprint has analyzed these two organizations, concluding that the 'Agency' is a far more functional structure.

Keywords: Special Economic Zone, small business, business environment, investment, investment process

История создания и развития особых экономических зон (ОЭЗ) и в мире, и в России изобилует примерами совершенствования предпринимательской деятельности на их территории. Но созданная в Магаданской области ОЭЗ решает поставленные перед ней задачи лишь частично. Следует признать, что ее потенциал реализуется далеко не полностью. В этой связи требуется разработка предложений, направленных на развитие системы управления предпринимательской деятельностью, которые соответствовали бы интересам максимального количества хозяйствующих субъектов и способствовали бы экономическому развитию области и страны в целом [1, с. 70].

По нашему мнению, данный подход позволит в дальнейшем найти разумное сочетание различных инструментов государственного и рыночного регулирования развития предпринимательской деятельности, что обеспечит России достойное место в глобальной экономике.

Следует отметить, что в современных условиях, характеризующихся возрастанием значимости предпринимательской среды в ОЭЗ, на первый план выдвигается задача административного воздействия по развитию конкуренции и совершенствованию конкурентной среды, что позволит привлекать новых резидентов и стимулировать развитие уже действующих предпринимательских структур. Для решения указанной задачи в структуре территориального управления субъекта Федерации (в данном случае речь идет о Магаданской области) следует провести несколько важных изменений, исходя из устойчивой тенденции к повышению в Российской Федерации роли органов управления, что нашло выражение в возвращении прямых выборов губернаторов и перераспределении части налогов в пользу регионов.

Знакомство с результатами научных исследований в области менеджмента, изучение опыта некоторых зарубежных стран, которым удалось за короткое время выйти в лидеры мировой экономики, а также анализ имеющегося отечественного опыта позволяют выделить несколько ключевых управленческих задач. Решение последних будет способствовать снижению инвестиционных рисков и созданию условий для динамичного и устойчивого развития в целях решения главной управленческой задачи — повышения эф-

Рис. 1. Основные факторы инвестиционного климата ОЭЗ

фективности развития предпринимательской деятельности в ОЭЗ.

Проведенное автором экспериментальное исследование, объектом которого стала ОЭЗ Магаданской области, позволило сформулировать основные задачи, решение которых будет способствовать снижению инвестиционных рисков [2]. К ним относятся:

1. организация взаимодействия представителей местных предпринимательских структур, внешних инвесторов, организаций сферы обеспечения и услуг, органов местного самоуправления и органов государственной власти;

2. стратегическое планирование долгосрочного развития Магаданской области при активном участии лидеров местного предпринимательского сообщества для выработки возможных сценариев социально-экономического развития ОЭЗ и разработки совместных с представителями власти действий по реализации наиболее благоприятного сценария;

3. регламентация государственных и муниципальных услуг, предоставляемых резидентам ОЭЗ (прежде всего, тех, получение которых необходимо для организации, реорганизации, а также развития производства);

4. обеспечение условий безопасности и социальной стабильности;

5. создание информационного ресурса (портала), обеспечивающего координацию «потенциальных интересов» во внутренней и внешней среде ОЭЗ;

6. создание PR-продуктов, способствующих использованию инвестиционного потенциала ОЭЗ. Решение каждой из этих задач требует специфической организации и управленческого инструментария. В то же время, по аналогии с системой уравнений в математике, для одновременного решения комплекса этих задач следует выделить ключевой, общий для системы в целом, элемент.

По нашему мнению, таким элементом должна стать управленческая структура, которая обеспечивала бы

всех заинтересованных участников процесса инвестиционного развития не только в ОЭЗ, но и во всей Магаданской области. Инициаторами создания подобной структуры должны выступить органы местного самоуправления, на территории которых располагаются ОЭЗ, либо органы управления субъектов Федерации (правительство Магаданской области), так как располагают соответствующими законодательно установленными полномочиями [3].

Вместе с тем территории, входящие в Магаданскую область, обладают различным инвестиционным потенциалом, который зависит от самых разных факторов (исторических, географических, природно-климатических). Инвестиционный климат определяется взаимодействием двух компонентов — инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности территории ОЭЗ. Основные, взаимосвязанные факторы инвестиционного климата ОЭЗ отражены на рис. 1. Информационные основы действий участников инвестиционного процесса представлены в табл. 1.

Проведенное автором исследование показало, что для обеспечения инвестиционных процессов на территории Магаданской области необходима система организационного, информационно-аналитического, социально-психологического и кадрового обеспечения, которая включала бы в себя:

• формирование долгосрочной инвестиционной политики Магаданской области в целом и ОЭЗ в частности в процессе совместной деятельности предпринимательских структур и власти;

• определение приоритетов, распределение ролей и функций каждой из участвующих сторон;

• организационное закрепление вопросов инвестиционной политики в структуре управления ОЭЗ и Магаданской области;

• создание коллегиальных органов в сфере инвестиционной политики, объединяющих интересы органов управления ОЭЗ, общественности, реальных и потенциальных предприятий-резидентов этой зоны;

Таблица 1

Информационные основы действий участников инвестиционного процесса

Инвестору необходимо Местным предприятиям и организациям необходимо

1. Информация, позволяющая оценить инвестиционные перспективы и риски 1. Размещение информации о проектах, планируемых к реализации с привлечением инвестиций

2. Информация о приоритетах развития территории 2. Получение консультационной поддержки в разработке бизнес-планов и проведении маркетинговых исследований

3. Информация о свободных производственных площадках либо земельных участках для размещения бизнеса 3. Организационная поддержка для участия в выставках и ярмарках

4. Консультационная помощь по организации бизнеса на территории (решение вопросов, получение разрешений, лицензий, согласований и т. п.) 4. Информация об инновационных разработках и технологиях

• организацию работы с потенциальными инвесторами; • разработку специальной программы действий по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства как ключевых участников инвестиционного процесса; • межмуниципальное сотрудничество при реализации совместных проектов; • формирование имиджа инвестиционной привлекательности ОЭЗ; • контроль над соблюдением установленных ограничений и условий инвестирования; • регламентацию информационных потоков; • создание системы мониторинга; • обеспечение необходимого уровня кадрового обеспечения; • создание эффективной системы экспертизы инвестиционных проектов, претендующих на бюджетную поддержку или на получение гарантий; • привлечение научных консультантов для проведения экспертных оценок бюджетной эффективности и социальной значимости инвестиционных проектов, предлагаемых к реализации на территории ОЭЗ [4, с. 56]. Несомненно, что этот далеко не полный перечень вопросов, требующих решения для обеспечения инвестиционной активности, указывает на целесообразность создания системы управления инвестиционными процессами в рамках администрации ОЭЗ Магаданской области. Анализ применяемой практики управления процессами развития в ОЭЗ свидетельствует о том, что сегодня, как правило, создаются обособленные структуры, в компетенцию которых входит решение проблем развития и инвестиционно-финансового обеспечения [5, с. 79]. Довольно часто используются схемы, при которых подразделение в структуре администрации ОЭЗ выступает координатором комплексного решения вопросов социально-экономического развития и инвестиционной политики Магаданской области. При этом следует отметить, что для комплексного обеспечения инвестиционных процессов недостаточно использования только организационно-административного ресурса. Требуется, например, оказание консультационных и экспертных услуг в сфере бизнес-планирования, маркетинговых исследований, создание и поддержание в актуальном состоянии базы данных по незадействованным производственным мощностям и площадкам и т. д. По сути, данные услуги являются видом экономической деятельности и выходят за рамки полномочий органов управления ОЭЗ. Вместе с тем они востребова- ны и необходимы для обеспечения инвестиционных процессов как в самой ОЭЗ, так и в Магаданской области в целом. Основополагающим механизмом комплексного развития территории, как известно, является стратегическое планирование. Подготовка в регионах комплексных плановых документов, таких как планы и программы, опирается на большой опыт, в основе которого лежит еще советская практика. Однако в последние годы этот процесс вышел на качественно новый этап развития. Функционирование региональных социально-экономических систем заметно усложнилось. Интенсифицируются социально-экономические связи, региональные экономики все более ощущают себя частью глобальных экономических процессов, увеличивается динамизм и плотность внутрирегиональных процессов, повышается напряженность работы региональных инфраструктур. Либерализация экономики открывает новые возможности для экономического развития, одновременно обостряя социальные проблемы. Регионы вступают в конкурентные отношения друг с другом, соперничая за материальные, финансовые, трудовые, интеллектуальные и прочие ресурсы, а глобализация делает этот процесс поистине всемирным. В то же время регионы взаимодействуют и кооперируются. В них формируются сложные системы интересов разных социальных групп и экономических субъектов. В этих условиях необходима реальная демократизация управления, что позволит учитывать различные мнения и обеспечивать эффективное использования ограниченных экономических ресурсов. В последние годы субъекты Российской Федерации нередко идут по пути создания документов, согласующих совместные действия органов власти, населения и хозяйствующих субъектов. Почти все они имеют стратегии долгосрочного развития. В качестве таких документов в настоящее время выступают стратегии, определяющие на территории региона общие для населения, бизнеса и власти «правила игры» в области промышленной, фискальной, экономической и социальной политики на достаточно длительную перспективу, как правило, на 10-15 лет [Там же, с. 80]. Сущность подобного типа плановых и прогнозных документов, призванных сформулировать идеи, задачи, виды, объемы ресурсов и политику их распределения по секторам и сферам деятельности субъектов Федерации, сводится в основном к ответам на следующие вопросы: 1. Какой потенциал (природно-климатический, рекреационный, финансовый, материальный, интеллектуальный и т. д.) имеется в распоряжении адми-

нистрации, населения и хозяйствующих субъектов территории?

2. Каково положение экономики и социальной сферы территории, какое место принадлежит хозяйствующим субъектам и населению региона на рынках продукции и услуг?

3. Какие цели, поддерживаемые большинством населения и системообразующими предпринимательскими структурами, ставит правительство Магаданской области, и какие задачи должны быть решены для их достижения?

4. Какие управленческие и организационно-экономические мероприятия необходимо реализовать? Где, когда и сколько ресурсов нужно вложить, чтобы решить поставленные задачи? [4, с. 117] Развитие малого предпринимательства — одно из

приоритетных направлений в деятельности правительства Магаданской области. Малое предпринимательство может стать важнейшим катализатором экономического роста в условиях ограниченных финансовых ресурсов и специфики территории области. При правильно выстроенной стратегии развития малого предпринимательства ОЭЗ открывает возможности реализации гражданами способностей, а также социальной реабилитации незащищенных групп населения.

Как известно, развитие малого и среднего предпринимательства способствует:

• повышению социальной стабильности путем создания новых рабочих мест;

• диверсификации экономической базы ОЭЗ и появлению новых перспективных технологий и производств;

• повышению уровня и качества услуг, предоставляемых населению в условиях свободной конкуренции [6].

Согласно принципам развития рыночной экономики основная роль органов власти в развитии малого и среднего предпринимательства должна заключаться не в прямом регулировании предпринимательской среды, а в косвенном влиянии на нее посредством создания максимально комфортных условий для ведения хозяйственной деятельности на территории ОЭЗ.

Стратегическое решение задачи поддержки и развития малого и среднего бизнеса включает в себя комплекс мероприятий, которые можно обобщить в виде нескольких целевых блоков:

A. Выработка механизма конструктивного и регулярного взаимодействия между администрацией ОЭЗ и субъектами малого предпринимательства.

B. Разработка концепции поддержки малого бизнеса совместно с представителями предпринимательства. Корректировка программы поддержки малого предпринимательства в соответствии с разработанной концепцией.

^ Совершенствование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства:

♦ информационно-консультационная поддержка;

♦ эффективное использование собственности ОЭЗ малыми предприятиями;

♦ помощь предприятиям малого и среднего бизнеса в продвижении продукции на внешний по отношению к области рынок;

♦ разработка программы развития малого и среднего предпринимательства.

На основе проведенных исследований нами были разработаны и предложены к реализации следующие мероприятия по вышеуказанным направлениям.

Мероприятие 1. Проведение регулярных консультаций для налаживания конструктивного диалога между

администрацией ОЭЗ и предпринимательским сообществом, а также для совместной разработки политики поддержки малого предпринимательства. Планируемые регулярные консультации должны объявляться заранее, с целью сбора информации, ее анализа и выработки предложений для обсуждения.

Для объективногорассмотрения вопросов на консультациях должны присутствовать представители соответствующих подразделений городской администрации и других органов правительства Магаданской области. Каждая консультация должна быть посвящена одной или двум конкретным проблемам, которые могут быть реально решены по итогам мероприятия, что будет способствовать принятию администрацией и предпринимателями практических мер.

Необходимо обеспечить мониторинг выполнения принятых решений, анализ их влияния на развитие предпринимательской среды в городе, а также освещение в местных СМИ полученных результатов.

Мероприятие 2. Разработка Концепции развития малого предпринимательства на уровне ОЭЗ. В программу должны быть включены инструменты поддержки и развития малого предпринимательства со стороны ОЭЗ по следующим направлениям:

• оказание имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства;

• разработка схем финансовой поддержки (муниципальные гарантии, микрокредитование, взаимное кредитование и страхование);

• формирование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

• предоставление инвестиционного налогового кредита;

• формирование системы мониторинга среды малого предпринимательства [Там же].

Однако в нормативно-правовом плане сегодня нет единого подхода к решению обозначенной организационной задачи. Вместе с тем систематизированная в формате данного исследования информация о положительных практиках управления инвестиционными процессами может быть адаптирована для любой ОЭЗ с учетом ее специфических условий.

Сегодня в отечественной практике ОЭЗ повсеместно наблюдается организационное обособление структур управления, в компетенцию которых входит решение проблем социально-экономического развития и их инвестиционно-финансового обеспечения. Как правило, в компетенцию экономических подразделений ОЭЗ входит решение вопросов развития территории и, следовательно, реализации инвестиционной политики. На основе изучения опыта, накопленного в различных российских ОЭЗ, нами предлагаются следующие варианты создания такой системы.

Первый вариант. Создание в ОЭЗ инвестиционного центра, который следует рассматривать как самостоятельную управленческую инновацию, поскольку устранение административных барьеров обеспечивается за счет информированности инвестора не только об имеющихся возможностях, но и о планируемых изменениях. Главная задача такого центра заключается в привлечении новых инвесторов в ОЭЗ, упрощении порядка их регистрации как резидентов за счет снижения трансакционных издержек при решении организационных и бюрократических вопросов.

Второй вариант. Создание агентства инвестиционного развития. По своему содержанию и целям функции агентства схожи с функциями инвестиционного центра и обеспечивают реализацию стратегии привлечения инвестиций в ОЭЗ.

Бизнес-сообщество, включая резидентов ОЭЗ

Основные задачи:

- подготовка аналитических материалов, касающихся инвестиционного климата и ресурсного потенциала ОЭЗ и всей Магаданской области;

- разработка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы стимулирования инвестиционной деятельности;

- разработка мер поддержки приоритетных инвестиционных проектов;

- сопровождение инвесторов и их проектов

Рис. 2. Возможная схема интеграции агентства инвестиционного развития в экономический блок

правительства Магаданской области

Несмотря на существенные организационные отличия и некоторую функциональную специфику, обе формы являются связующим звеном между органами государственной власти территории, формирующей инвестиционную политику, и предпринимательской средой, следующей этой политике. Целесообразность создания таких структур подтверждается практическими результатами успешности инвестиционной и инновационной политики в регионах России, в которых созданы ОЭЗ.

Выбор конкретной формы структуры, ответственной за привлечение инвестиций, в ОЭЗ Магаданской области во многом зависит от специфики развития местного предпринимательства, степени его интеграции в формате стратегических задач и приоритетов развития области, а также возможностей ОЭЗ (с учетом сроков ее функционирования).

Решение каждой из этих задач требует специфической организации и управленческого инструментария. На базе сравнительного анализа предложенной структуры и набора функций для каждой из этих организаций нами экспериментально доказано, что создание агентства является более предпочтительным. Это объясняется тем, что агентство, в отличие от инвестиционного центра, будет обладать большими полномочиями в решении комплексной задачи, связанной с привлечением инвесторов, вследствие улучшения предпринимательской среды на территории всей Магаданской области.

Кроме того, присутствие агентства в структуре областного правительства открывает возможности для законодательных инициатив, связанных с совершенствованием предпринимательской среды и привлечением для этого финансовых и административных ресурсов (рис. 2). Согласно нашей прогнозной оценке создание такого агентства позволит в течение

2 лет увеличить объем привлечения инвестиций на 20-23%.

Таким образом, в процессе совершенствовании развития Магаданской ОЭЗ необходимо учитывать важную роль малого предпринимательства. Следовательно, обеспечивая инвестиционную привлекательность ОЭЗ, требуется увеличение количества предпринимательских структур, принадлежащих к малому бизнесу, что будет способствовать не только увеличению ВРП, но и позволит создать новые рабочие места и увеличить доходы населения. Осуществление предлагаемых мероприятий, направленных на создание инвестиционных институтов, позволит с наибольшей эффективностью использовать потенциал ОЭЗ и будет способствовать дальнейшему развитию предпринимательской среды Магаданской области.

Литература

1. Харламова Т. Л. Технико-внедренческая особая экономическая зона как форма инновационного предпринимательства // Проблемы современной экономики. 2010. № 4 (36). С. 175-179.

2. Рыбаков С. Особые экономические зоны: выгоды и льготы: [Электронный ресурс]. Режим доступа: ИП:р://\мм\м. Ьи81пе88.8и/сИ8с1п\«.рЬ|р?сЬ|8с1пе\«=1276.

3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: №р://\ммллЬи81пе88.8и/сЬ|8с1п\ллрЬ|р?сЬ|8с1пе\«=1276.

4. Шайбакова Л. Ф. Проблемы управления инновационными процессами в регионе. СПб.: СПбГИЭА, 2005. 377 с.

5. Устименко Е. А. Инвестиционный климат как определяющий фактор перехода к инновационной экономике // Экономика и управление. 2010. № 9. С. 82-85.

6. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ь|Пр://шшш.гд.ги/2007/07/31/Ь1Епе8-с1ос.Мт!.

References

1. Kharlamova T. L. Tekhniko-vnedrencheskaya osobaya ekonomi-cheskaya zona kak forma innovatsionnogo predprinimatel'stva [Technological development special economic zone as a form of innovative entrepreneurship]. Problemy sovremennoy ekonomiki, 2010, no. 4, pp. 175-179.

2. Rybakov S. Special economic zones: Benefits and privileges. Available at: http://www.business.su/chsdnw.php?chsdnew= 1276. (in Russ.).

3. RF Federal Law of October 6, 2003 No. 131-FZ "On the general principles of local government in the Russian Federation". Available at: http://www.rg.ru/2003/10/08/zakonsamouprav. html. (in Russ.).

Салимова Рена Икрамовна

доцент Магаданского института экономики — филиала Санкт-Петербургского университета управления и экономики, кандидат филологических наук 685000, г Магадан, Новая ул., д. 27

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Salimova Rena Ikramovna

Magadan Institute of Economics — Branch of St. Petersburg University of Management and Economics

Novaya Str. 27, Magadan, Russian Federation, 685000

Язык, как средство человеческого общения, не может жить отдельно от общества, как и общество не может существовать, не пользуясь языком.

Знание и владение иностранным языком в условиях всемирной глобализации приобретает все большее значение при осуществлении сервисной деятельности. В этой связи в статье рассматриваются значимость и роль иностранного языка как средства межнационального и межкультурного общения в сервисной деятельности. Автор выявляет закономерности и причины изучения иностранного языка.

Особое место в статье уделено безэквивалентной лексике, называющей реалии быта и материальной культуры народов изучаемого языка.

Ключевые слова: сервисная деятельность, иностранный язык, межнациональное и межкультурное общение, средство коммуникации, безэквивалентная лексика, реалии, лингвокультурологический аспект

The article has examined foreign languages (FLs) as a mechanism for service activities, highlighting their projected use for international and inter-cultural communications. The critique claims that FLs and associated knowledge are becoming significant elements of service activities, particularly in the increasingly globalized socioeconomic sphere. The document in so doing reveals the patterns and reasons for learning a FL. A major part of this section is devoted to dissimilar lexicons, with the commentary calling them "contributory elements in

4. Shaybakova L. F. Problemy upravleniya innovatsionnymi protsessami v regione [Problems of the innovation processes management in the region]. St. Petersburg, SPb State Academy of Engineering and Economics Publ., 2005. 377 p.

5. Ustimenko E. A. Investitsionnyy klimat kak opredelyayushchiy faktor perekhoda k innovatsionnoy ekonomike [Investment climate as a determining factor of transition to an innovative economy]. Ekonomika i upravlenie, 2010, no. 9, pp. 82-85.

6. RF Federal Law of July 24, 2007 № 209-FZ "On the development of small and medium enterprises in the Russian Federation". Available at: http://www.rg.ru/2007/07/31/bi-znes-doc.html. (in Russ.).

everyday life", and "the material culture of the target language". The blueprint in closing has referred to 'linguistic bonds' as an avenue of human communications that would not exist apart from society and without which society might cease to exist.

Keywords: service activities, foreign language, inter-ethnic and intercultural communications, means of communication, dissimilar lexicons, linguistic and cultural aspects

Язык входит в социальный опыт человечества, развивается вместе с человечеством, развивается вместе с человеческим обществом и усваивается каждым отдельным человеком только благодаря общению с другими людьми [1, с. 11].

В любой сфере человеческой деятельности умение общаться, также как и владение иностранным языком, является необходимым и важным условием ее развития.

Роль иностранного языка как средства международной коммуникации возрастает и становится основным средством общения. Знание и владение им в совокупности с умением правильно вести себя с представителями других культур являются залогом успеха при осуществлении сервисной деятельности.

Сервисная деятельность, представляющая собой самостоятельный вид социально-культурного процесса, играет значительную роль в организации жизнедеятельности людей. Кроме того, она включает в себя профессионально-этические формы, при которых происходит германизация межличностных отношений, снижается отчуждение, порождаемое развитием мира вещей. Сервисная деятельность проявляется в системе действий, основанных на доверии, силе контактов, имидже профессии, плотности личных взаимоотношений. Благодаря ей стабилизируются социально-экономические отношения, устраняются мятежность и конфликтность, активизируется роль

Иностранный язык как средство межнационального и межкультурного общения в сервисной деятельности

Foreign Languages as a Tool for Service Activities: Their Use for International and Intercultural Communications

УДК 378.016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.