Научная статья на тему 'Инвестирование к инематографии в современных условиях'

Инвестирование к инематографии в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
977
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОЧНИКИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ / INVESTMENT SOURCES / ФИНАНСИРОВАНИЕ КИНОПРОЕКТОВ / РАЗВИТИЕ КИНЕМАТОГРАФИИ / DEVELOPMENT OF CINEMATOGRAPHY / FINANCING OF FILM PROJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елисеева Юлия Александровна, Антонова Ирина Михайловна

Статья посвящена поиску разрешения проблем инвестирования кинематографии в настоящее время. Рассмотрены основные виды инвестирования и их источники. Проанализированы внутренние и внешние факторы, сдерживающие рост инвестиций в кинематографию в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT INTO CINEMATOGRAPHY IN MODERN CONDITIONS

The article is devoted to problems of investment into Cinematography in modern conditions. Main types of investment and their sources are considered. It analyses the internal and external factors containing growth of investments into Cinematography in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Инвестирование к инематографии в современных условиях»

ИНВЕСТИРОВАНИЕ КИНЕМАТОГРАФИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

INVESTMENT INTO CINEMATOGRAPHY IN MODERN CONDITIONS

УДК 330.322.16

ЕЛИСЕЕВА Юлия Александровна

доцент кафедры экономики кино и телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, [email protected]

ELISEEVA, Yulia Aleksandrovna

Associate Professor of the Economics of Film and Television Department, Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, [email protected]

АНТОНОВА Ирина Михайловна

доцент кафедры экономики кино и телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, [email protected]

ANTONOVA, Irina Mihailovna

Associate Professor of the Economics of Film and Television Department, Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, [email protected]

Аннотация.

Статья посвящена поиску разрешения проблем инвестирования кинематографии в настоящее время. Рассмотрены основные виды инвестирования и их источники. Проанализированы внутренние и внешние факторы, сдерживающие рост инвестиций в кинематографию в современных условиях.

Ключевые слова: источники инвестирования, финансирование кинопроектов, развитие кинематографии.

Abstract.

The article is devoted to problems of investment into Cinematography in modern conditions. Main types of investment and their sources are considered. It analyses the internal and external factors containing growth of investments into Cinematography in modern conditions.

Key words: investment sources, financing of film projects, development of cinematography.

76

петербургский экономический журнал • № 3 • 2015

В настоящее время киноиндустрия занимает прочную позицию в жизни общества, она стала неотъемлемой частью его культуры и одним из важнейших феноменов духовной жизни российского общества.

Последние несколько лет можно наблюдать устойчивую тенденцию роста числа создаваемых национальных игровых фильмов. Необходимо отметить, что был преодолен порог в 100 картин в год. Почти всеми экспертами отмечается количественный рост выпускаемых фильмов, как один из наиболее значимых показателей развития киноиндустрии в России. Однако это не говорит о высоком качестве выпускаемой продукции, но большой объём снимаемых фильмов способствует, в свою очередь, тому, что некоторые из них будут побеждать на международных кинофестивалях, а массовые картины будут привлекать в кинотеатры большое число зрителей и, следовательно, обеспечивать кассовый успех. Из всего вышесказанного следует, что эксперты, давая низкую оценку качеству фильмов, положительно оценивают рост их количества, поскольку он показывает положительное направление развития киноиндустрии.

Говоря о динамике производства, можно выделить следующие объективные факторы, стимулирующие или же, наоборот, сдерживающие его рост. К стимулирующим факторам, как правило, относят: расширение сети кинотеатров и увеличение зрительской аудитории (как следствие - кассовых сборов), общее повышение благосостояния населения, увеличение объектов государственной поддержки кинопроизводства. В свою очередь, к сдерживающим факторам кинопроизводства относят высокую себестоимость самого производства, низкую окупаемость кинопроектов, ограниченный объем внешних инвестиций в кинопроизводство, в том числе отсутствие системы кредитования и возвратного финансирования кинопроектов.

По мнению экспертов из числа продюсеров, привлечение инвестиций при наличии потенциально успешного и обоснованного проекта не составляет проблемы. Основной проблемой до сих пор остается возврат вложенных средств. Кинопроекты в большинстве своем

не являются прибыльными, и производство многих кинофильмов осуществляется на различные безвозвратные средства. Рекламные бюджеты картин в России составляют, по оценкам экспертов, от 0,5 до 4 млн долл., из них около 30% - затраты на рекламу. Чтобы их вернуть, фильм должен собрать внушительные суммы, учитывая отчисления кинотеатрам и дистрибьюторам. При существующих объемах кассовых сборов данный барьер преодолевают немногие проекты.

Можно выделить три основных сегмента финансирования производства фильмов: частные инвестиции, государственная поддержка и реклама в фильмах (product placement). Банковские кредиты как форма финансирования пока применяются довольно редко.

На этапе возрождения киноотрасли России государственная поддержка играла решающую роль в производстве фильмов. Без средств государственной поддержки практически не мог быть снят ни один национальный игровой или документальный фильм. В течение пяти последних лет в связи с развитием отрасли соотношение частных инвестиций и государственной поддержки изменилось. Если пять лет назад средства государственной поддержки составляли до 90% от суммарных производственных бюджетов всех отечественных фильмов, произведенных за год, то в 2013 году - государственная финансовая поддержка кинопроизводства составила около 3,0 млрд руб., что в настоящее время составляет в среднем около 50% совокупного бюджета. При этом изменение соотношения произошло не за счет снижения объемов государственной поддержки - она возрастала ежегодно, - а за счет постоянного увеличения объемов финансирования со стороны частных инвесторов. Существующие тенденции подтверждают возможность постепенного высвобождения экономики кинопроизводства национальных игровых фильмов от бюджетной зависимости и ее постепенный переход на рыночные условия.

История развития частных инвестиций в кино успела преодолеть уже три стадии. На первой стадии частные инвестиции составляли незначительную долю объема финанси-

петербургский экономический журнал • № 3 • 2015

77

рования. Убыточность кино была очевидна, и в стране, переживающей тяжелый переходный период, не было достаточно свободных средств, чтобы вкладывать их в производство фильмов. Вторая стадия началась после того, как несколько отечественных фильмов продемонстрировали, что наше кино способно конкурировать с западным в борьбе за зрителя. Большое количество частных инвесторов, увлекшихся мифом о высоких кассовых сборах, стало активно вкладывать деньги в производство фильмов. Такая ситуация привела к перегреву рынка - кратно увеличились заработные платы участников кинопроцесса, выросли затраты на производство и продвижение фильмов. При этом производство фильмов осталось убыточным, и лишь немногие кинопроекты достигли в прокате выдающихся результатов. Помимо реальных успехов отдельных картин, ситуацию подогревали непрозрачность рынка и отсутствие достоверной информации о сборах. Для создания видимости успеха своих проектов продюсеры и прокатчики ввели в обиход практику предоставления завышенных данных о кассовых сборах. Недостоверные сведения о сборах приводили к завышенным ожиданиям у потенциальных инвесторов. К настоящему времени период бесконтрольного притока частных инвестиций в российское кино практически завершен, инвесторы, за редким исключением, больше не готовы бездумно вкладывать средства в кино без оценки их возвратности и рисков. Но собственных возвратных инвестиционных ресурсов в киноотрасли по-прежнему нет, несмотря на появление отдельных успешных кинопроектов [1].

Некоторые представители отрасли видят в сложившейся ситуации замкнутый круг: без больших бюджетов и качественного с технической точки зрения кино невозможно выйти на международный рынок, а без выхода на международный рынок высокие бюджеты экономически не оправданы. В качестве другого пути эксперты называют поиск интересных художественных решений, сценариев, новых смыслов и новых средств творческого выражения без привлечения значительных средств для производства. Вторая стратегия в большей

мере свойственна для авторского или арт-хаусного кино, ориентированного в первую очередь на международные кинофестивали.

Падение рублевого курса, вывод иностранного капитала из российского производства, снижение цен на нефть, экономические санкции -факторы, которые можно назвать определяющими для кризисного состояния отечественной экономики. Чтобы деньги, которыми располагает население, окончательно не обесценились, их нужно грамотно инвестировать.

Профессиональные инвесторы в кинобизнесе в реальной жизни редко вкладывают более 50% бюджета проекта, но еще чаще - не более 30%. Эти денежные средства позволяют начать производство, но по ходу кинопроцесса необходимо успеть собрать оставшуюся часть суммы, в противном случае фильм встанет на консервацию (до 40-50% проектов в США никогда не выходят из консервации). Но, к счастью, существует большое количество иных источников финансирования киноиндустрии. Ассортимент этих услуг в США и во всем мире шире, но и в России эта ситуация имеет положительную динамику. Рассмотрим подробнее каждый из приведенных ниже источников.

1. Меценаты - люди, способные поддержать кинопроект исключительно из любви к искусству или по старой дружбе. Суммы могут быть различными, они зависят непосредственно от масштабов проекта и финансового положения самого мецената. Для некоторых из них ничего не стоит построить яхту за 30 млн долл., поэтому, вполне вероятно, что они смогут выделить на кино 1-2 млн долл. В любом случае полученные средства не придется возвращать.

2. Спонсоры - это те люди или организации, которые за счет фильма и поднятой вокруг него шумихи смогут увеличить свою известность, популярность, публичность, т. е. паблисити. Одним из ярких примеров является фильм «9 рота», который был поддержан руководителями афганского движения. Такая помощь может быть оказана в размере от нескольких десятков до сотен тысяч долларов. Так же, как при меценатстве, эти деньги не придется возвращать.

3. Рекламодатели - лица, которым оказываются рекламные услуги в фильме с помощью

78

петербургский экономический журнал • № 3 • 2015

совместной рекламной компании или product placement. За последнее время предельная сумма, на которую была заключена подобная сделка, составляла около 200 тыс. долл. И, как и в предыдущих случаях, эти деньги не надо возвращать.

4. Отцы и мужья. Раньше управление бизнесом передавалось по наследству, сейчас же для таких целей существуют управляющие компании, где работают наемные люди. Благодаря этому, дети и ученики магнатов могут не проходить обучение в различных MBA-программах. В связи с этим сейчас стало актуально финансировать кино, если главную роль в нем играет жена, дети спонсора или же в картине участвуют активы спонсора - яхты, особняки, виллы и т. п. При таких обстоятельствах можно рассчитывать на инвестиции или мезонинный (относительно крупный, как правило, необеспеченный) кредит в размере от 40 до 100% бюджета. В этом случаи актерские способности не имеют значения, специально обученные люди за деньги спонсора готовы сделать из любого человека звезду. Подобного рода деньги возвращать, как правило, тоже не нужно.

5. Частные инвесторы, верящие в кинобизнес и рассчитывающие получить доход от своих вложений. Такие денежные средства необходимо будет вернуть.

6. Государственная поддержка государственных организаций. Типичный тому пример - поддержка со стороны Федерального агентства по культуре и кинематографии (Ро-скультур). Роскультура финансирует до 1 млн долл., но только при наличии соинвестора, согласного дать не менее 30% бюджета. Также эта организация имеет уникальную программу с лимитом около 15 млн руб. для инвестирования дебютов. Наряду с этим, Роскультура дает гранты до 7 млн руб. на завершение проектов, что немало для постпродакшн. Получить такую помощь от Роскультуры достаточно сложно, однако на сегодняшний день предоставленные средства возвращать не нужно. В этой связи представляются обоснованными решения органов исполнительной власти о расширения инструментария господдержки отечественной сферы культуры. Одним из

таких инструментов выступает Федеральная адресная инвестиционная программа [2].

7. Специализированные фонды, созданные организациями и ориентированные исключительно на инвестирование в киноиндустрию. К сожалению, в настоящее время примеров подобных организаций в России нет, а вот на Западе, особенно в США, специализированные фонды - довольно частое явление. Их общая капитализация исчисляется миллиардами долларов. Эти деньги - возвратные, поскольку организации потребуют свою долю прибыли. Один из немногих примеров в области цивилизованного инвестирования в киноотрасль - закрытый паевой инвест-фонд «Тройка диалог - 3Б кино», созданный «Тройкой Диалог» в 2011 году совместно с продюсерской компанией «Базелевс» Тимура Бекмамбетова.

8. Банки, финансирующие кассовые разрывы проекта под залог оборудования или поручения третьих лиц. Как правило, банковские кредиты применяются в тех случаях, когда минимальны риски и понятен механизм их возврата, например, для печати копий при продвижении фильмов. Делать пилотные проекты за счет банковского кредита как минимум опасно, поскольку эти деньги возвратные, и банки возьмут не только основной кредит, но и проценты.

9. Лизинговые компании, которые обеспечивают техническую базу и оборудование в лизинг. Лизинг близок к банковскому кредиту, однако обеспечением в данном случае выступает, например, аппаратура, т. е. использование киноаппаратуры возможно даже если не имеется достаточно финансовых средств на приобретение ее в полном объеме. К примеру, кинокамера стоит около 100 тыс. долл. с аксессуарами. Если арендовать ее за 1000 долл. за день, то при съемочном периоде более 60 дней уже выгоднее камеру брать в лизинг, чем арендовать, особенно если планируется снимать один за другим слот проектов. Лизинговые платежи могут быть значительно меньше, чем арендные. К приведенному примеру: аренда в месяц составит до 30 тыс. долл., а лизинговый платеж - не более 2,5-3 тыс. долл. И так с любой аппаратурой - от светового прибора до мощного лихтвагена.

петербургский экономический журнал • № 3 • 2015

79

10. Производящие компании - это подрядчиками, и деньги, которые они выделяют, всегда возвратные, поскольку часть прибыли придется вернуть. Однако в соответствии с договором возможно расплатиться не полностью, оставив часть в виде кредиторской задолженности в обмен на часть прибыли.

11. Гаранты - это компании, гарантирующие выплатить компенсацию банкам или инвесторам в размере от 2 до 5 % от суммы гарантии за потери, связанные с незаконченным фильмом. Деньги и поручительства всегда являются платными, однако преимущество компаний-гарантов заключается в том, что всегда можно договориться о выплате комиссии по частям.

12. Страховые компании страхуют практически все возможные риски. Одним из основных преимуществ страховой компании является то, что можно договориться о выплате комиссии по частям или после начала проката.

13. Дистрибьюторы - редко финансируют весь проект, однако если они одобрят сценарий и состав группы, то от них можно получить весьма внушительную финансовую поддержку. На Западе дистрибьюторы в числе первых, кто помогает финансировать проекты, не считая, безусловно, самих кинокомпаний. Однако стоит отметить, что за свои деньги дистрибьюторы могут попросить полные права на кинопродукцию, и здесь целесообразно взвесить все «За» и «Против», поскольку права на бизнес-план и сценарий стоят значительно меньше, чем на готовый фильм.

14. Кинокомпании можно расценивать, с одной стороны, как непосредственных партнеров, а с другой стороны, как прямых конкурентов. Поскольку сферы их деятельности как нельзя лучше совпадают, то логично привлечь кинокомпании в качестве партнеров. Деньги, которые предоставляют кинокомпании, возвратные, так как за свои услуги они попросят часть прибыли.

15. Телеканалы могут выступать и как инвесторы, и как покупатели прав на телепрокат. Стоит учесть, что если телеканал покупает права на кинопродукцию, то попросит заплатить до производства фильма.

16. Интернет-порталы. К сожалению, на сегодняшний день в России этот канал дис-

трибьюции практически не развит, в то время как на Западе он получил широкое распространение.

17. Актеры, творческая команда и персонал -все эти люди хотят получить гонорар. Можно договориться с ними, что большую часть они получат из прибыли проекта после выхода фильма. На этом можно сэкономить до 15-20% от производственного бюджета. Однако стоит помнить о том, что если с начинающими актерами договориться, как правило, не составляет труда, то звезды могут не согласиться на подобные условия.

18. Налоговые льготы. Получение удостоверения национального фильма, выдаваемое департаментом кинематографии Министерства культуры России, освобождает продюсерскую компанию от уплаты НДС, соответственно все подрядчики не имеют права выставлять счета с НДС. При правильном управлении финансами это экономит до 18% бюджета [3].

Экономика кинокомпании и система управления ее финансами организуется как комплекс хозяйственных и иных договоров, на основе которых можно прогнозировать и планировать денежный поток вплоть до окончания кинопроекта и быть уверенным, что не будет кассового разрыва, включая наличие резервов на превышение бюджета проектов.

Кино в России постепенно становится бизнесом, приносящим прибыль. Инвестиции в кинопроизводство становятся выгодными. Маркетинг в кинобизнесе стал чрезвычайно эффективным. Именно поэтому в кинобизнес устремляется множество людей, желающих получить всё и сразу, в том числе славу и почет. В этом они видят плюсы кинобизнеса.

Риск состоит в том, что нельзя точно предсказать, что понравится зрителю. И проект стоимостью 30 млн долл., снятый одним из выдающихся и именитых деятелей киноискусства, может успешно провалиться, а снятый новичком бюджетный фильм стоимостью 0,5-3 млн долл. может принести сверхприбыли и обеспечить хороший денежный поток даже потомкам продюсера и инвестора. Доходы от паблишинга могут оказаться существенными деньгами, на которые вы будете жить после окончания вашей карьеры [3].

80

петербургский экономический журнал • № 3 • 2015

Подводя итог, можно сказать, что даже в современных условиях, в такой нелегкий для страны период, инвестирование в кино не прекращается. Люди по-прежнему посещают кино, смотрят фильмы. Как уже говорилось раньше, риск того, что фильм не окупится,

всегда присутствует. Реальный риск в кинобизнесе - это небольшие сборы в силу недостаточной рекламной кампании, недостаточного количества прокатов в кинотеатрах и телеканалах и, естественно, при неоригинальности и неинтересности самого кинопродукта.

Список литературы

1. Особенности инвестирования в киноиндустрию // Сайт Просто Инвестиции. URL: http://prostoinvesticii.com/drugie-investicii/osobennosti-investirovaniya-v-kinoindustriyu. html (дата обращения: 10.07.2015).

2. Евменов А. Д., Данилов П. В. Анализ эффективности государственного финансирования развития сферы культуры Российской Федерации // Петербургский экономический журнал. 2015. №1. С. 8-16.

3. О состоянии российской киноиндустрии до 2015 года // Сайт К 100-летию российского кино. URL: http://www.movieresearch.ru/catalog/uploads/file/1Movie_Re-search._Analytic_report_2008.pdf (дата обращения: 10.07.2015).

петербургский экономический журнал • № 3 • 2015

81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.