Научная статья на тему 'ИНВЕРСИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В АРХИТЕКТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ИНВЕРСИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В АРХИТЕКТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕРСИИ В АРХИТЕКТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНВЕРСИИ / ИНВЕРСИЯ В АРХИТЕКТУРЕ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В АРХИТЕКТУРЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В АРХИТЕКТУРЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Топчий Ирина Владимировна

Современная система архитектурного образования является, как и иные аналогичные отраслевые системы, иерархической структурой, говоря условно, объединяющей уровни довузовского, вузовского и послевузовского образования, то есть расширяемая за счет дополнительного архитектурного образования детей и взрослых. Ее неоднократные структурные перестроения, вызванные присоединением Российской Федерации к Болонскому процессу, введением двухуровневого высшего образования и утверждением новых поколений стандартов высшего образования, не привели к существенным изменениям подходов к формированию содержания и методов архитектурного образования. Тогда как архитектурная практика и требования к квалификации выпускаемых специалистов претерпевают непрерывные трансформации, реагируя на социальный и научно-технический прогресс. Актуальным также является и поиск методов преодоления психологических барьеров, препятствующих содержательной трансформации архитектурного образования. С этой целью предлагается использовать метод инверсии. В данной статье проводится сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта при менения и толкования метода инверсии в разных профессиональных областях: философии, архитектуре, образовании, культуре, инженерном конструировании, управлении творческими процессами. Выявляется общий смысл термина «инверсия», который заключается в перестановке, частичной замене (удалении, добавлении) элементов системы или связей между ними. Ограничением в использовании данного метода является необходимость глубокого понимания ценности и роли элементов и связей в системе. К преимуществу использования данного метода следует отнести психологическое преодоление ментальных барьеров, стереотипных подходов, давления авторитетных мнений. Инверсия позволяет провести целенаправленное реструктурирование, сохранив сущностные (неизменные) и атрибутивные (изменяемые) элементы и связи. В контексте влияния архитектурной практики на профессиональную подготовку архитекторов рассматриваются внешние связи архитектуры со смежными профессиями и «заказчиками» разного рода, воплощенные в общественных и междисциплинарных коммуникациях. Именно коммуникации производят «доставку» новых знаний в архитектурное образование и участвуют в научно-исследовательской и образовательной деятельности представителей внутреннего, академического социума. В процессе инверсии может быть достигнута цель включения архитектурного образования в региональные и национальные программы, направленные на достижение целей устойчивого развития. В статье сделан вывод о том, что инверсия системы архитектурного образования способствует созданию экосистем, объединяющих архитектурную практику, научные исследования, высшее и дополнительное образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INVERSION PROCESSES IN ARCHITECTURAL EDUCATION

The modern system of architectural education is, like other similar branch systems, a hierarchical structure, combining the levels of pre-university, university and postgraduate education, expanding it through additional architectural education for children and adults. Its repeated structural adjustments, caused by the accession of the Russian Federation to the Bologna process, the introduction of two-level higher education and the adoption of new generations of higher education standards, have not led to significant changes in the way architectural education is structured and developed. While architectural practice and qualification requirements of graduates undergo continuous transformations, responding to social and scientific and technological progress. The search for methods of overcoming psychological barriers that hinder the meaningful transformation of architectural education is also relevant. For this purpose, it is proposed to use the inversion method. This article makes a comparative analysis of domestic and foreign experience in applying and interpreting the method of inversion in various professional fields: philosophy, architecture, education, culture, engineering design, creative process management. The general meaning of the term “inversion” is revealed, which consists in permutation, partial replacement (removal, addition) of system elements or links between them. The limitation in using this method is the need for a deep understanding of the value and role of elements and connections in the system. The advantage of using this method should include psychological overcoming of mental barriers, stereotypical approaches, pressure of authoritative opinions. Inversion allows for purposeful restructuring, preserving essential (unchangeable) and attribute (changeable) elements and connections. The author considers the external relations of architecture with related professions and “customers” of various kinds, embodied in public and interdisciplinary communications, in the context of the influence of architectural practice on the professional training of architects. It is communications that “deliver” new knowledge to architectural education and participate in the research and educational activities of representatives of the internal, academic society. In the process of inversion, the goal of including architectural education in regional and national programs aimed at achieving sustainable development goals can be achieved. The article concludes that the inversion of the architectural education system contributes to the creation of ecosystems that combine architectural practice, scientific research, higher and supplementary education.

Текст научной работы на тему «ИНВЕРСИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В АРХИТЕКТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

ТРИ «М»: МЕТОД - МЕТОДИКА - МЕТОДОЛОГИЯ

Ценности и смыслы. 2022. № 2 (78). С.79-97. Values and Meanings/Tsennosti I Smysly. 2022. No.2 (78). P. 79-97. (In Rus)

Научная статья УДК 378

https://doi.org/ 10.24412/2071-6427-2022-2-79-97

Инверсионные процессы в архитектурном образовании

Ирина Владимировна Топчий

ФБГОУ ВО «Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия E-mail: top@markhi.ru

ORCID: http://orcid.org/0000-0003-4459-4376

И.В. Топчий

Аннотация. Современная система архитектурного образования является, как и иные аналогичные отраслевые системы, иерархической структурой, говоря условно, объединяющей уровни довузовского, вузовского и послевузовского образования, то есть расширяемая за счет дополнительного архитектурного образования детей и взрослых. Ее неоднократные структурные перестроения, вызванные присоединением Российской Федерации к Болонскому процессу, введением двухуровневого высшего образования и утверждением новых поколений стандартов высшего образования, не привели к существенным изменениям подходов к формированию содержания и методов архитектурного образования. Тогда как архитектурная практика и требования к квалификации выпускаемых специалистов претерпевают непрерывные трансформации, реагируя на социальный и научно-технический прогресс. Актуальным также является и поиск методов преодоления психологических барьеров, препятствующих содержательной трансформации архитектурного образования. С этой целью предлагается использовать метод инверсии.

В данной статье проводится сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта при© Топчий И. В., 2022

менения и толкования метода инверсии в разных профессиональных областях: философии, архитектуре, образовании, культуре, инженерном конструировании, управлении творческими процессами. Выявляется общий смысл термина «инверсия», который заключается в перестановке, частичной замене (удалении, добавлении) элементов системы или связей между ними. Ограничением в использовании данного метода является необходимость глубокого понимания ценности и роли элементов и связей в системе. К преимуществу использования данного метода следует отнести психологическое преодоление ментальных барьеров, стереотипных подходов, давления авторитетных мнений. Инверсия позволяет провести целенаправленное реструктурирование, сохранив сущностные (неизменные) и атрибутивные (изменяемые) элементы и связи.

В контексте влияния архитектурной практики на профессиональную подготовку архитекторов рассматриваются внешние связи архитектуры со смежными профессиями и «заказчиками» разного рода, воплощенные в общественных и междисциплинарных коммуникациях. Именно коммуникации производят «доставку» новых знаний в архитектурное образование и участвуют в научно-исследовательской и образовательной деятельности представителей внутреннего, академического социума. В процессе инверсии может быть достигнута цель включения архитектурного образования в региональные и национальные программы, направленные на достижение целей устойчивого развития.

В статье сделан вывод о том, что инверсия системы архитектурного образования способствует созданию экосистем, объединяющих архитектурную практику, научные исследования, высшее и дополнительное образование.

Ключевые слова: инверсии в архитектурном образовании, социальные инверсии, инверсия в архитектуре, междисциплинарные коммуникации в архитектуре, общественное взаимодействие в архитектуре.

Для цитирования: Топчий И. В. Инверсионные процессы в архитектурном образовании // Ценности и смыслы. 2022. № 2 (78). С. 79-97. https://doi.org/10.24412/2071-6427-2022-2-79-97

Original article

THE INVERSION PROCESSES IN ARCHITECTURAL EDUCATION Irina V. Topchiy

Federal state budgetary educational institution of Higher Education «Moscow Institute of architecture (state Academy»), the preparatory courses, Moscow, Russia E-mail: top@markhi.ru

Abstract. The modern system of architectural education is, like other similar branch systems, a hierarchical structure, combining the levels of pre-univer-

sity, university and postgraduate education, expanding it through additional architectural education for children and adults. Its repeated structural adjustments, caused by the accession of the Russian Federation to the Bologna process, the introduction of two-level higher education and the adoption of new generations of higher education standards, have not led to significant changes in the way architectural education is structured and developed. While architectural practice and qualification requirements of graduates undergo continuous transformations, responding to social and scientific and technological progress. The search for methods of overcoming psychological barriers that hinder the meaningful transformation of architectural education is also relevant.

For this purpose, it is proposed to use the inversion method.

ms article makes a comparative analysis of domestic and foreign experience in applying and interpreting the method of inversion in various professional fields: philosophy, architecture, education, culture, engineering design, creative process management. Ibe general meaning of the term "inversion" is revealed, which consists in permutation, partial replacement (removal, addition) of system elements or links between them.

Ibe limitation in using this method is the need for a deep understanding of the value and role of elements and connections in the system. Ibe advantage of using this method should include psychological overcoming of mental barriers, stereotypical approaches, pressure of authoritative opinions. Inversion allows for purposeful restructuring, preserving essential (unchangeable) and attribute (changeable) elements and connections. Ibe author considers the external relations of architecture with related professions and "customers" of various kinds, embodied in public and interdisciplinary communications, in the context of the influence of architectural practice on the professional training of architects. It is communications that "deliver" new knowledge to architectural education and participate in the research and educational activities of representatives of the internal, academic society. In the process of inversion, the goal of including architectural education in regional and national programs aimed at achieving sustainable development goals can be achieved.

The article concludes that the inversion of the architectural education system contributes to the creation of ecosystems that combine architectural practice, scientific research, higher and supplementary education.

Keywords: inversions in architectural education, social inversions, inversion in architecture, interdisciplinary communications in architecture, public engagement in architecture.

For citation: Topchiy I. V. !foe Inversion processes in architectural education // Values and Meanings/Tsennosti I Smysly. 2Q22. No.2 (7S). P. 79-97. (In Rus). https://doi.org/ 1Q.24412/2Q71-6427-2Q22-2-79-97

Введение

В целях обеспечения конкурентоспособности отечественного профессионального архитектурного образования и устойчивой траектории развития высших школ архитектуры в условиях глобального рынка труда определены четыре стратегии (вектора) развития архитектурного образования. Ведущие архитектурные школы мира ориентируются: 1 — на достижение глобального лидерства, поддержку личных амбиций студентов и преподавателей, их участие в решении общемировых проблем средствами архитектуры; 2 — на повышение качества образования с помощью технологических инноваций; 3 — на повышение уровня культуры общества и удовлетворение общественных ожиданий от искусства; 4 — на создание условий для подготовки и прохождения профессионального экзамена и получения права на самостоятельную деятельность в сфере архитектуры.

Проблема

Российские высшие школы архитектуры опираются на традиции профессионального образования, ориентируются, преимущественно, на восприятие опыта практической деятельности архитекторов прошлого и настоящего, то есть реализуют стратегию четвертого типа. Тогда как успех на российском и международном рынке труда, в соответствии с целями программы поддержки развития российских университетов «Приоритет 2030», должен быть достигнут за счет создания и внедрения социальных и экономических инноваций и участия в хозяйственной деятельности. Актуальным для профессионального архитектурного образования является поиск способов преодоления структурных и ментальных ограничений в архитектурном образовании.

Методология

Методология исследования строится на анализе инверсивных процессов в различных аспектах архитектурного творчества (культурологическом, стилистическом, социально-общественном, инженерно-техническом), выявлении общих закономерностей и связей. На основании синтеза полученных результатов разрабатываются рекомендации.

Термин «инверсия» произошел от латинского слова «inversio», означающего переворачивание, перестановку компонентов, смену приоритетов, изменение порядка. Целым рядом исследователей, среди

которых Г. С. Альтшуллер, Эдвард де Боно, Э. Злотина, О. И. Ларичев, Б. Эберли), признано, что метод инверсии является одним из методов творческого решения проблем, основанным на латеральном мышлении (от лат. lateralis — боковой, от latus — бок) и направленным на генерацию новых идей.

При инверсии рассматривается противоположная точка зрения; цели меняются на противоположные. Инверсионный метод применим для решения сложных, многокомпонентных задач, в которых требуется преодоление психологической инерции, отказ от стереотипных подходов и давления авторитетных мнений. Такая смена приоритетов помогает логическое решение задачи дополнить эмоционально-интуитивным подходом.

Ю. Г. Козулина отмечает, что метод инверсии позволяет прогнозировать будущее системы, с учетом ее целостности, анализа отдельных компонентов, видения диалектики их развития, а также последующего синтеза. Преимуществом данного метода, по мнению автора, является возможность выхода из тупиковой ситуации. Лимитирующим фактором использования данного метода является требование высокого уровня знаний и компетенций, необходимых для осознания целостности системы и всех ее компонентов и связей, возможности замены одних компонентов или связей системы на другие, изменение их приоритетов без риска самоуничтожения системы [6].

Инверсионный метод используется в разных областях науки и на практике в качестве одного из творческих методов. К одним из первых проявлений инверсивного мышления относят идеи даосизма и стоицизма [8]. Известен девиз работы на абстрактными математическими задачами немецкого ученого К. Якоби: «инвертируй, всегда инвертируй» (нем. muss immer umkehren). Инверсия была включена в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) советского изобретателя Г. С. Альтшуллера (1948). Инверсия мыслительных процессов используется в методах «мозгового штурма» (Алекс Осборн, 1953) и служит для стимуляции творческого мышления при достижении бизнес-целей. Инверсия включена в метод активизации мыслительных креативных процессов SAMPER (англ. Substitute Combine Adapt Modify Put Eliminate Reverse), предложенный Бобом Эберли (1997 г.) наряду с процессами замены, комбинации, добавления, модификации, применения и удаления компонентов.

Анализ инверсионных процессов в архитектурном образовании

Исследование инверсионных процессов в образовании с социально-философской точки зрения было выполнено Д. А. Севостьяновым (2020). Автор видит актуальным поиск путей преодоления кризисных явлений в отечественном образовании при помощи метода инверсии. Современная система образования обладает упорядоченной функциональной иерархией, с устойчивыми сущностными связями, которые ограничивают ее развитие и препятствуют внедрению новых идей и методов. Структурированность и иерархичность системы образования позволяет автору обосновать возможность ее функционального переворота, смену целей на средства обучения [10; 11]. В структурах были выделены хронологические, генетические, функциональные характеристики, их сущностные (неизменные) и атрибутивные (изменяемые) структурные элементы [6]. Сделан вывод, что атрибутивные элементы структур могут быть целенаправленно модифицированы инверсионными методами.

Инверсия художественно-стилистических образов архитектуры

Инверсионные процессы в архитектуре рассматривались архитектурными критиками Дж. Вайсом (James Wines), Э. Девисом, Р. Смитсон (R. Smythson) и другими в контексте стилистических трансформаций современной архитектуры. Было обосновано, что инверсия в архитектуре представляет собой фрагментарные изменения в художественно-стилистических, инженерно-конструктивных, функциональных, экономических и экологических качествах архитектурных сооружений и городской среды, возникающие в условиях смены общественных представлений об архитектуре. В рафинированном виде инверсия визуализируется в стилистике деконструктивизма, постмодерна, «анархоархитектуры», концепциях «бумажной архитектуры». Идея инверсии объемно-пространственных форм проявляется в радикальном изменении формы и функции принятого порядка проектирования, в сглаженной форме воплощается при реконструкции зданий. Смыслом инверсионного подхода в архитектуре является раскрытие потенциала развития сложившейся городской среды, ее реконструкция с учетом современных общественных предпочтений. Инверсия в архитектуре присутствует в концепциях «бумажной» архитектуры, фокусирующей внимание на идеях, заложенных в основе пространственно-стилистических решений, а не на реальных конструктивных основах и пространственной устойчивости архитектурных форм [19].

Инверсия в архитектуре — качественная категория, выявляется при сопоставлении со стилистическими образцами, может динамично изменяться в соответствии с изменением «архитектурной морали», то есть критериями ее оценок.

Дж. Вайенс инверсию в архитектуре обосновывает распространением философии популярного в Европе и США в 1980-х годах архитектурного стиля деконструктивизм, указывает на скрытые конфликты и «контекстное напряжение» [25]. Автор предлагает именовать инверсией в архитектуре любые манипуляции с пространственными формами, не обусловленные их функциональной наполненностью. За критерий «функциональной обусловленности зданий» предлагается принять «стандартный» проектный менталитет, а отклонения от него именовать «инверсионной чувствительностью». Все это продвигает идею, что архитектура не может быть построена только на эргономике, а «польза» в архитектуре зависит от природно-климатических и географических условий.

Исследователи семантики архитектуры не смогли найти единый способ «прочитать» архитектуру методом инверсии, выделяя фрагменты — знаки из общей структуры сооружений и пытаясь установить ассоциативный ряд, наделить форму смыслом [14]. Было выявлено, что способами изменения семиотических аспектов восприятий архитектуры и признаками инверсии в архитектуре могут быть изменение масштаба, установка фрагмента в непривычное место, создание визуальных иллюзий при узнаваемом фрагменте и другие художественные приемы, присущие различным архитектурным стилям.

В единую концептуальную исследовательскую область, интегрирующей варианты достижения нового качества пространственной формы через инверсию структурных элементов, имеет смысл включить теорию прототипов. Присутствие пространственных прототипов объясняется влиянием объективных природно-климатических и географических факторов на формообразование и предшествующим жизненным опытом архитектора, образами, создаваемыми его сознанием. Разнообразие архитектурных приемов и художественно-стилистических образов в архитектуре достигается в процессе изучения опыта предшествующих поколений и входит в содержание профессионального архитектурного образования. Художественно-эстетические идеалы архитектуры воплощаются в создании «образцовых» проектов, типовых зданий и использовании архитектурных прототипов. Прототипы, как структурные

элементы зданий, могут быть скомбинированы в новые структуры, то есть подвергнуты инверсии. Интерес к ним поддерживается дискуссиями архитекторов о ценности прототипов для современной архитектурной практики, анализом причин отказа от прототипов в пользу генерации уникальных форм, убеждениями, что методы прототипирования творчески ограниченны [2]. Сторонники прототипирования (проф. МАРХИ М. Белов, проф. ВГТУ П. Капустин, доц. МАРХИ П. Завадовский, проф. ННГАСУ А. А. Худин, доц. НИУ МГСУ и МГАХИ им. В. И. Сурикова Н. Васильев и другие) едины во мнении, что проектирование не может состояться без прототипирования, аналогии и ассоциативности.

Современный этап инверсии в архитектуре связывают с проектированием в цифровой среде, использованием графических примитивов (прототипов разного масштаба), созданием цифровых пространственных форм с помощью геометрической инверсии трехмерных графических примитивов [21]. Исследователи алгоритмов цифровой инверсии форм пришли к выводу, что алгоритмы цифровых трансформаций следуют за связями нейронных сетей мозга создавших их людей. Иными словами, используют опыт материальных трансформаций пространственных форм. Потенциал виртуальных пространственных инверсий может быть использован «архитектурным мозгом» в полной мере, при условии наличия аналогичного объема информации, заложенного в мозг архитектора. Об этом говорят исследования последних десятилетий, посвященные когнитивной природе архитектурной деятельности.

Формирование «архитектурного» мышления происходит в процессе закладывания в нейронные сети мозга информации, которую впоследствии можно использовать в творческой проектной деятельности. Природа архитектурного опыта является мультисенсорной, то есть основана на познании происходящего через сенсорное, тактильное, визуальное, эмпатическое, трансцендентальное и иные виды восприятия [20].

Инверсии в социальных аспектах архитектуры

Процессы архитектурного проектирования связаны с социальными явлениями. Изменение «заказчиков» архитектуры, их вкусов, поведения важно учитывать в проектной деятельности. Эволюция иерархичности социальных систем ведет к смене эстетических общественных идеалов, художественной стилистики архитектуры и прослеживается в периоды кризиса в европейской культуре (Извеков А. И., 2015). В период динамич-

ных социальных изменений, например, во второй половине XIX века, социальные системы менялось столь быстро, что стилистическая опора находилась в эстетических идеалах прошлого (историзм, «русский стиль», эклектика) [5, с. 237]. Инверсия в архитектуре проявляется в периоды социальной нестабильности (Г. Матта-Кларк).

Приметами инверсии в архитектуре являются структурная разорванность и нарочитая дематериализация объектов; включение «вспомогательных» природных элементов в структуру здания, искажение пропорций, абсурдное использование «знакомых» элементов, приводящих к появлению китча. Такие приверженцы инверсии в архитектуре навязывают стилистически нелогичный визуальный ряд, объединяя его общей идеей (постройки Э. О. Мосса, М. Грейвса, Курамото, Р. Вентури и других) [15].

Особенности психофизиологического реагирования людей на окружающую среду изучает когнитивная урбанистика. Современные прак-тикоориентированные исследования общественных территорий выделяют социальные параметры, влияющие на психологический комфорт пространства и социально-культурную интеграцию людей внутри него (Крашенинников, 2020) [7]. Нейробиологические исследования доказывают, что красота окружающего антропогенного пространства влияет на состояние человека, его благополучие и здоровье. На этом воздействии основана потребность человека в красоте, ряд атрибутов архитектурного пространства воспринимается как «неизменно красивые», тогда как другие элементы меняются [17]. На основании устойчивых параметров психофизиологического восприятия формулируются основные принципы проектирования (Сюзен Эн и Джастин Б. Холландер, 2021) [22].

Конгитивная урбанистика демонстрирует важность участия будущих пользователей городского пространства — представителей городского социума в предпроектных научных исследованиях, обучения будущих архитекторов методам общественного взаимодействия и включения в образовательные коммуникации представителей внешнего, не академического социума.

Культурные инверсии, проецируемые в пространственную среду

Рассмотрим архитектуру как динамическую систему, являющуюся часть культуры и обеспечивающую связи между поколениями.

Кризисы культурных ценностей, соотносимые с развитием архитектуры, указывают на их неизбежность, обусловленность инверсионными

процессами в культуре. Смена культурных приоритетов происходит в рамах культурных традиций народов, сущностной «канвы» национальной ментальности [12]. Инверсионные процессы в искусстве являются результатом ослабления прежних смыслов и появлением новых целей деятельности. Проводниками «новых ценностей» являются «культурные герои» — лидеры социальных групп, нравственные авторитеты, герои эпоса (Сафар М. Я., 2018) [9]. К ним относятся и архитекторы — создатели новых пространственных форм. Важность участия профессионального архитектурного сообщества в оценке результатов образовательной деятельности будущих архитекторов нельзя отрицать. Но и роль «заказчика» архитектуры, устанавливающего запрос на проектирование пространственной среды с определенными качествами, не менее важна. По мнению доктора архитектуры А. Э. Гутнова, высказанного в конце 1980-х годов, пожелания заказчика (частного лица, группы людей, организации или государства) часто определяют вкус и программу проектирования сооружения [4]. При этом надо учесть, что пожелания заказчика зачастую зависят от экономических факторов [15].

В современном мире приоритеты культуры имеют глобальные качества и определяются представителями разных сфер человеческой деятельности, проводятся в жизнь с помощью профессиональных, творческих и общественных объединений. План достижения лучшего будущего планеты задекларирован Организацией объединенных наций в «Целях устойчивого развития». Он предполагает объединение усилий по их достижению с представителями смежных специальностей, формирование долгосрочных стратегий развития территорий, обеспечивающих их экологическую устойчивость, комфорт и безопасность. Все это возможно при условии объединения усилий представителей разных профессий и установление междисциплинарных коммуникаций в архитектурно-строительном комплексе. Таким образом, учет заявленных целей в процессах инверсии архитектурного образования является условием формированием стратегий современного архитектурного образования.

Инженерно-технологические инверсии в процессах архитектурного

проектирования

Инверсии в инженерных аспектах архитектуры связаны с материальным воплощением пространственных идей и компонентом «прочность» в витрувианской триаде требований к архитектуре. По мнению группы

экспертов (Д. И. Буслов, И. Н. Холкин и др.), инверсионный метод в инженерном проектировании синонимичен «диверсионному анализу» и является целенаправленным процессом выявления рисков, возможных ошибок, сбоев, скрытых механизмов, угроз и других негативных явлений в проектируемых конструкциях, которые могут проявиться в будущем. Моделирование «диверсий», которые могут привести систему к краху, помогают предвидеть возможные трудности и предотвратить их [3].

Инверсию в практике инженерно-строительного проектирования можно рассматривать как метод, системно организующий творческий процесс архитектурного проектирования, нацеленный на решение конкретной инженерной задачи и стимулирующий творческое мышление, основанное на перемещении и замене элементов. Непрерывность научно-технического прогресса, экспоненциальный рост числа изобретений и многообразие возможностей их использования, дают новое понимание инверсии в инженерно-техническом творчестве как процесса подбора компонентов в системах инженерных решений зданий.

Инвертирование как способ инженерного конструирования успешно используется в полномасштабных моделях при обучении архитектурному проектированию. Метод основан на подборе конструктивных или отделочных элементов, инженерного оборудования с помощью их замены. Он преследует цель создать наиболее выразительную архитектурную форму, найти оптимальное экономическое или экологическое решение с помощью внедрения инженерно-технологических инноваций [24].

Экономические и организационно-управленческие инверсии в архитектуре

Появление цифровых коммуникативных технологий коренным образом изменило подходы к взаимодействию и создало новые возможности в организации проектного процесса, расширив число моделей коммуникации и состав их участников. При сохранении единых подходов к архитектурному проектированию и управлению проектной командой, этапов проектной деятельности (инициация, планирование, организация и контроль выполнения проекта, завершение проекта), под влиянием информационных коммуникационных технологий произошла значительная трансформация методов проектирования [1]. Это связано с возможностью накопления, сохранения и передачи больших объемов данных об объекте проектирования ^Ш-технологии), привлечения

к участию в проектном процессе непрофессиональных участников архитектурной деятельности — представителей социума и независимых экспертов (сетевые технологии), интеграцию проекта в крупные проектные системы (СК-технологии). На основе объединения реальной и цифровой среды формируется новый опыт взаимодействия, охватывающий широкие временные рамки, мониторинг жизненного цикла объекта в локальных и глобальных экологических системах.

Инверсия процессов управления проектированием способствует переходу от вертикальной иерархии к междууровневому функциональному взаимодействию, объединяющему участников проектирования, строительства, эксплуатации, реставрации и утилизации архитектурного объекта. В результате инверсии организационно-управленческих проектных процессов происходит создание новой, пространственно-временной экосистемы.

Инверсивные процессы поддерживаются с помощью мониторинга состояния компонентов архитектурного объекта как системы характеристик и связей между ними, их соответствия представлению об устойчивом развитии пространственной среды. В практике управления проектированием указывают на изменение приоритетов, вслед за которым происходит изменение всей системы, в том числе художественно-конструктивных, пространственных, функциональных характеристик архитектурных объектов. Экономические основания инверсии в архитектуре продиктованы желанием инвесторов использовать уже застроенную землю с большей выгодой.

В архитектурной практике и высшем архитектурном образовании инверсия управленческих компетенций означает перестройку имеющихся компетенций под уровень ответственности и условия взаимодействия с партнерами на данном этапе профессиональной карьеры [13]. Следующая ступень или изменение траектории профессиональной карьеры автоматически означает инверсию имеющихся профессиональных знаний.

Инверсия методов архитектурного образования

В ходе исторического развития архитектурных школ России сложилось так, что самыми крупными и авторитетными архитектурными школами являются государственные архитектурные академии: Московский архитектурный институт (государственная академия), Новосибирская

государственная архитектурно-художественная академия (с 2015 г.— Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств), Уральская архитектурно-художественная академия в г. Екатеринбурге (с 2015 г.— Уральский государственный архитектурно-художественный университет), Академия архитектуры и искусств Южного федерального университета в г. Ростове-на-Дону. Таких крупных школ немного. Авторитетные архитектурные школы в классических и технических университетах в Москве, Нижнем Новгороде, Самаре, Санкт-Петербурге, Уфе и других городах значительно меньше и обладают более слабым научным потенциалом. Это является одной из причин развития архитектурного образования в монопрофессиональном русле и препятствует формированию коммуникативных компетенций будущих архитекторов. Частично коммуникативные функции архитекторов принимают на себя специалисты смежных специальностей — инженеры, технологи строительства, художники, которые генерируют новые художественные, инженерно-конструктивные подходы к архитектуре, стремятся внедрить их в архитектурно-строительную практику.

Еще одна проблема — это слабые социальные и общественные связи высших школ архитектуры, не позволяющие быстро реагировать на динамику изменений художественно-стилистических предпочтений общества, представлений об уровне комфорта и безопасности пространственной среды. Высшие архитектурные школы не используют интеллектуальный потенциал локальных социумов, профессиональных союзов, общественных организаций. Данная проблема частично решается представителями городской администрации, приглашающей преподавателей и студентов совместно с другими социальными группами городов к оценке проектов реконструкции.

Методы обучения архитекторов средствам художественной визуализации (рисунку, моделированию, черчению), используемые архитекторами для фиксации и изучения архитектуры, творческого поиска и презентации проектов, сохраняют традиции, заложенные в средневековых академиях архитектуры, и развиваются в исследованиях современных ученых (В. Ф. Кринский, И. В. Ламцов, М. А. Туркус, О. Г. Максимов, Д. Л. Мелодинский и др.). Отечественными учеными были созданы методы обучения архитектурному проектированию с помощью абстрактного моделирования, ставшие основой профессионального обучения на начальных этапах профессиональной подготовки.

Роль визуализационных компонентов архитектурного образования, создающих материальные носители знаний (чертежи, модели, экспериментальное строительство и пространства университетских кампусов), рассматривается в монографии голландских ученых Елке Цоучез, Райеш Хейницкс (Elke Couchez, Rajesh Heynickx, 2021) [18]. В их монографии были изучены истории архитектурных школ Европы, Великобритании, Северной Америки и Австралии, теоретические исследования известных архитекторов -педагогов западной Европы Далибора Весели (Dalibor Vesely), Дома Ханса ван дер Лаана (Dom Hans van der Laan), группы Global Tools, Генриха Вельфлина (Heinrich Wölfflin), Альфонса Хоппенбрауэрса (Alfons Hoppenbrouwers,), Джозефа Рикверта (Joseph Rykwert), Панчо Гедеса (Pancho Guedes) и Роберта Каммингса (Robert Cummings) и сделан вывод о наличии структурных типологий, которые циклически инвертируются, переставляются, меняя приоритеты, сохраняя основные компоненты.

Технологические инновации в проектировании расширили художественную палитру архитекторов, способствовали появлению новых пространственных форм и архитектурных стилей. В архитектурном образовании и научных исследованиях широко изучается тема влияния цифровой среды на формообразование (Е. В. Барчугова, Н. А. Рочегова, Е. С. Пронин и др.).

Потенциал использования новых форм и методов представления архитектурных проектов происходит без внимания к презентационным функциям архитектуры и цели привлечения потенциальных заказчиков и работодателей. Альтернативный подход к изучению визуализационных средств существует в западноевропейских и североамериканских школах архитектуры, где учитывают важность задачи получения одобрения от заказчиков архитектурного проекта (преподавателей, потенциальных работодателей, архитектурных критиков, представителей администрации и общественности) в соответствии с психологией менеджмента и социального управления.

В начале третьей четверти ХХ века Питер Айзенман предложил пять инверсионных принципов архитектурного образования, выводящих архитектурное образование из замкнутой академической среды. Все они основаны на создании коммуникационных образовательных ситуаций, в которых студент решает определённый комплекс задач и таким образом учится проектировать [26]. Теоретическое обоснование выхода

архитектурного образования из «четырех стен», включения «в социально-экономическую ткань сообщества» была осознана в зарубежных архитектурных школах в третьей четверти ХХ века, и поддерживалась авторитетными экспертами в сфере архитектуры и архитектурного образования: Седриком Прайсом, Томом Холердом, Робертом Вентури, Никасом Моргенталером и другими [23]. Предложенные принципы исключают следование чьему-то бы ни было творческому опыту, отдается предпочтение медленному самостоятельному профессиональному взрослению. Преподавателям предлагается категорически отказаться от «стремительного воспроизведения официальных стилей».

Заключение и выводы

Архитектура меняется вслед за изменением художественно-стилистических предпочтений общества и его отдельных социальных групп, требований к уровню комфорта, безопасности, экологичности пространственной среды. Инверсионные процессы сопровождают архитектурную деятельность во всех ее аспектах: социально-культурных, инженерно-технических, организационно-правовых и экологических, адаптируя социальные и научно-технические инновации и сохраняя триединые витрувианские требования к архитектуре — «пользы, прочности и красоты». Для обеспечения конкурентоспособности высших школ архитектуры и разработки моделей стратегического развития требуется выделение в содержании архитектурного образования сущностных (неизменных) и атрибутивных (изменяемых) элементов и создание инверсионных методов формирования перспективных моделей архитектурного образования в условиях социального и научно-технического прогресса. Сущностным элементом системы архитектурного образования представляется его содержание, отраженное в витрувианской триаде требований к архитектуре — «польза, прочность и красота», атрибутивными компонентами являются художественно-стилистические, инженерно-конструктивные, организационно-управленческие, социально-культурные, экологические аспекты архитектурной деятельности, меняющиеся в ходе исторического развития.

Принцип размыкания внутреннего академического социума может быть использован для отделения сущностных и атрибутивных компонентов и связей в моделях архитектурного образования.

Развитие исследования предполагает изучение передового опы-

та российских и зарубежных школ архитектуры в направлении междисциплинарных коммуникаций архитектуры со специальностями, объединёнными общими целями обеспечения устойчивого развития пространственной среды, выявления условий, обеспечивающих поиск, оценку, внедрение и мониторинг архитектурно-строительных инноваций в учебное проектирование и научную деятельность. Полнота исследования инверсивных процессов в архитектурном образовании и возможность внедрения их в практику достигаются в результате изучения специфики очных, предметных и сетевых коммуникационных технологий в архитектурном образовании.

Инверсия в архитектурном образовании дает выход из замкнутой системы внутриакадемического взаимодействия и включает непрерывное архитектурное образование в локальные экосистемы, объединяя профессиональных и непрофессиональных участников архитектурной деятельности с целью достижения устойчивого развития пространственной среды.

Литература

1. Александрова Л. Д., Полу шина И. С. Влияние цифровой трансформации коммуникативных технологий и систем на управление бизнес-процессами // Гуманитарная информатика. 2016. № 11, С. 25-33.

2. БагинаЕ. О прототипах в архитектуре. Интернет-дискуссия. Проект Байкал. 2020. № 66 [Электронный ресурс] URL: doi.org/10.51461/projectbaikal.66.1719 (дата обращения 12.01.2022).

3. Буслов Д. И., Холкин И. Н. Как, используя диверсионный анализ ТРИЗ, найти критическую уязвимость, грозящую безопасности SAP Hana /Математика и информационные технологии в нефтегазовом комплексе. 2015. № 2. С. 45.

4. Гутнов А. Э. Мир архитектуры: Язык архитектуры. М.: Издательство «Эврика», 1985. 351 с., С. 306-309.

5. Извеков А. И. Интроекция противоречий кризиса культуры в структуру личности. Дис. д. филос. н. Санкт-Петербург, 2015. 330 с., С. 236-254.

6. Козулина Ю. Г. Методика преподавания психологии: хрестоматия / Красноярск. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2013. С. 45-47.

7. Крашенинников А. В. Когнитивная урбанистика: архетипы и прототипы городской среды. М.: Издательство «КУРС», 2020. 208 с.

8. Марков С. Метод инверсии или обращения как метод творческого решения проблем [Электронный ресурс]. URL: https://geniusrevive.com/metod-inversii-ili-obrashheniya-kak-metod-tvorcheskogo-resheniya-problem/ (дата обращения 20.04.2020).

9. Сараф М. Я. Инверсии ценностей как основной показатель системных изменений культурного пространства. Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество, 2018. № 1-2. С. 644-646.

10. Севостьянов Д. А. Реализация инверсивных отношений в инновационном

образовании. Экономика образования. 2010. № 3-2. С. 142-147.

11. Севостьянов Д. А. Инверсивные отношения в образовании: социально-философский анализ. Автореф.дисс. докт.филос. наук., Новосибирск, 2020. 38 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Тамаркова К. А. О некоторых аспектах использования технологий инверсивного обучения в организации образовательного процесса/ Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. 2015. № . 2. С. 53-56.

13. Топчий И. В. Инверсия управленческой компоненты процесса архитектурного образования // Гаудеамус. 2021. Т. 20. № 2 (48). С. 31-40.

14. Фигурный Г. Н. Семиотика архитектуры: полвека в поисках мнимых сущностей // Architecture and Modern Information Technologies. 2019. № 2. С. 57-70 [Электронный ресурс]. URL: https://marhi.ru/AMIT/2019/4kvart19/PDF/04_figurny. pdf (дата обращения 12.01.2022).

15. Шашкова Н. О. Итальянские реминисценции в железнодорожной архитектуре России // Россия — Италия: сотрудничество в сфере гуманитарных наук и образования в XXI веке: монография / под науч. ред. С. В. Ивановой, Д. Кароли. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». 2021. 1100 с. С. 794.

16. CityLab of The Historical Museum Frankfurt [Электронный ресурс]. URL: https://www.historisches-museum-frankfurt.de/de?language=en. (дата обращения 05.01.22).

17. Donald H. Ruggles. Beauty, Neuroscience, and Architecture: Timeless Patterns and Their Impact on Our Well-Being, Jan 13, 2018. 256 p.

18. Elke Couchez, Rajesh Heynickx. Architectural Education Through Materiality: Pedagogies of 20th Century Design. Taylor & Francis, 2021. 268 p.

19. Fincher R., Wiesel I. High-Rise Homes. Dec. 2012, In book: International Encyclopedia of Housing and Home, pp. 379-383.

20. Harry Mallgrave Francis. The Architect's Brain. Neuroscience, Creativity, and Architecture. 2009. 273 pp. ISBN-13: 978-1405195850

21. Spacek Robert, Hajtmanek Roman, Uhrik Martin. Architectural education: a reflection of three generations. Global Journal of Engineering Education. 22. (2020). pp.142-148.

22. Sussman Ann, Justin B Hollander. Cognitive Architecture: Designing for How We Respond to the Built Environment. Jul 12, 2021. p.200. ISBN-13: 978-0415724692

23. Tom Holert. Educationalize and Fail. E — flux.March 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.e-flux.com/architecture/education/322663/educationalize-and-fail/ (дата обращения 05.01.22).

24. Vrontissi M., Thoennissen U. Full-scale design explorations in architecture education: small-scale reciprocal structures for outdoor use. Conference: Future Visions [International Association for Shell and Spatial Structures (IASS), 20 Sept. 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/284182716_ Full-scale_design_explorations_in_architecture_education_small-scale_reciprocal_ structures_for_outdoor_use/ (дата обращения 03.02.22).

25. Wines James. Architecture as the Inversion of Architecture/ Oz (Journal of the Kansas State University College of Architecture, Planning, and Design): Vol. 9, pp. 24-31, 1987 [Электронный ресурс]. URL: https://newprairiepress.org/oz/vol9/iss1/7/ https://doi.org/10.4148/2378-5853.1136 (дата обращения 05.01.22).

26. Zellner Peter. Architectural education is broken — here's how to fix it. Sept. 16, 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://www.archpaper.com/2016/09/architectural-education-broken-fix/ (дата обращения 05.01.22).

27. Zevi A., Truglio M. R., Lee P. M. Object to Be Destroyed: The Work of Gordon Matta-Clark. The Art Bulletin 83(3), September 2001.

References

• Aleksandrova L. D., Polushina I. S. Vliyanie cifrovoj transformacii kom-munika-tivnyh tekhnologij i sistem na upravlenie biznes-processami // Gumanitar-naya infor-matika. 2016. № 11, S. 25-33. [In Rus].

• Bagina E. O prototipah v arhitekture. Internet-diskussiya. Proekt Bajkal. 2020. № 66 [Elektronnyj resurs] URL: doi.org/10.51461/projectbaikal.66.1719 (da-ta obrash-cheniya 12.01.2022). [In Rus].

• Buslov D. I., Holkin I. N. Kak, ispol'zuya diversionnyj analiz TRIZ, najti krit-icheskuyu uyazvimost', grozyashchuyu bezopasnosti SAP Hana. /Matematika i in-for-macionnye tekhnologii v neftegazovom komplekse. 2015. № 2, S. 45. [In Rus].

• CityLab of The Historical Museum Frankfurt [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.historisches-museum-frankfurt.de/de?language=en. (data obrashcheniya 05.01.22).

• Donald H. Ruggles. Beauty, Neuroscience, and Architecture: Timeless Patterns and Their Impact on Our Well-Being, Jan 13, 2018. 256 p.

• Elke Couchez, Rajesh Heynickx. Architectural Education Through Materiality: Ped-agogies of 20th Century Design. Taylor & Francis, 2021. 268 p.

• Figurnyj G. N. Semiotika arhitektury: polveka v poiskah mnimyh sushchno-stej // Architecture and Modern Information Technologies. 2019. № 2. S. 57-70 [Elektronnyj resurs]. URL: https://marhi.ru/AMIT/2019/4kvart19/PDF/04_figurny.pdf (data obrashcheniya 12.01.2022). [In Rus].

• Fincher R., Wiesel I. High-Rise Homes. Dec. 2012, In book: International Encyclopedia of Housing and Home, pp. 379-383.

• GutnovA. E. Mir arhitektury: Yazyk arhitektury. M.: Izdatel'stvo «Evri-ka», 1985. 351 s., S.306-309. [In Rus].

• Harry Mallgrave Francis. The Architect's Brain. Neuroscience, Creativity, and Ar-chitecture. 2009.

• Izvekov A. I. Introekciya protivorechij krizisa kul'tury v strukturu lich-nosti. Dis. d. filos. n. Sankt-Peterburg, 2015. 33012 s., S.236-254. [In Rus].

• Kozulina Yu. G. Metodika prepodavaniya psihologii: hrestomatiya / Krasnoyar. gos. ped. un-t im. V. P. Astaf'eva. Krasnoyarsk,2013. 2013. S. 45-47. [In Rus].

• Krasheninnikov A. V. Kognitivnaya urbanistika: arhetipy i prototipy gorod-skoj sredy. M.: Izdatel'stvo «KURS» 2020. 208 s.

• Markov S. Metod inversii ili obrashcheniya kak metod tvorcheskogo resheniya problem [Elektronnyj resurs] URL: https://geniusrevive.com/metod-inversii-ili-obrash-heniya-kak-metod-tvorcheskogo-resheniya-problem/ (data obrashcheniya 20.04.2020). [In Rus].

• Saraf M. Ya. Inversii cennostej kak osnovnoj pokazatel' sistemnyh izmene-nij kul'turnogo prostranstva. Bol'shaya Evraziya: Razvitie, bezopasnost', sotrud-nichestvo. 2018. № 1-2. S. 644-646. [In Rus].

• Sevost'yanov D. A. Realizaciya inversivnyh otnoshenij v innovacionnom ob-ra-zovanii. Ekonomika obrazovaniya. 2010. № 3-2. S. 142-147. [In Rus].

• Sevost'yanov D. A. Inversivnye otnosheniya v obrazovanii: social'no-filosofskij analiz. Avtoref.diss. dokt.filos. nauk., Novosibirsk, 2020. 38 s. [In Rus].

• Shashkova N. O. Ital'yanskie reminiscencii v zheleznodorozhnoj arhitekture Rossii // Rossiya — Italiya: sotrudnichestvo v sfere gumanitarnyh nauk i obrazova-niya v XXI veke: monografiya / pod nauch. red. S. V. Ivanovoj, D. Karoli. M.: FGBNU «Institut strategii razvitiya obrazovaniya RAO». 2021. 1100s. S.794. [In Rus].

• Spacek Robert, Hajtmanek Roman, Uhrik Martin. Architectural education: a reflec-tion of three generations. Global Journal of Engineering Education. 22. (2020). pp.142-148.

• Sussman Ann, Justin B Hollander. Cognitive Architecture: Designing for How We Respond to the Built Environment. Jul 12, 2021.

• Tamarkova K. A. O nekotoryh aspektah ispol'zovaniya tekhnologij inversiv-nogo obucheniya v organizacii obrazovatel'nogo processa/ Sovremennye obrazova-tel'nye tekhnologii v mirovom uchebno-vospitatel'nom prostranstve. 2015. № . 2. S. 53-56. [In Rus].

• Topchiy I. V. Inversiya upravlencheskoj komponenty processa arhitekturnogo obrazovaniya // Gaudeamus. 2021. T. 20. № 2 (48). S. 31-40. [In Rus].

• Tom Holert. Educationalize and Fail. E — flux.March 2020 [Elektronnyj re-surs]. URL: https://www.e-flux.com/architecture/education/322663/educationalize-and-fail/ (data obrashcheniya 05.01.22).

• Vrontissi M., Thoennissen U. Full-scale design explorations in architecture education: small-scale reciprocal structures for outdoor use. Conference: Future Visions [International Association for Shell and Spatial Structures (IASS), Sept. 2015.

• Wines James. Architecture as the Inversion of Architecture/ Oz (Journal of the Kansas State University College of Architecture, Planning, and Design): Vol. 9, pp. 24-31, 1987 [Elektronnyj resurs]. URL: https://newprairiepress.org/oz/vol9/iss1/7/ https://doi. org/10.4148/2378-5853.1136(data obrashcheniya 05.01.22).

• Zellner Peter. Architectural education is broken — here\'s how to fix it. Sept. 16, 2016 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.archpaper.com/2016/09/architectural-edu-cation-broken-fix/(data obrashcheniya 05.01.22).

• Zevi A., Truglio M. R., Lee P. M. Object to Be Destroyed: The Work of Gordon Matta-Clark. The Art Bulletin 83(3), September 2001.

Информация об авторе

И. В. Топчий — кандидат архитектуры, директор подготовительных курсов ФБГОУ ВО «Московский архитектурный институт (государственная академия»)

Information about the author

Irina V. Topchiy, PhD (architecture), Director of preparatory courses in Federal state budgetary educational institution of Higher Education « Moscow Institute of architecture (state Academy»)

Статья поступила в редакцию 10.01.2022; одобрена после рецензирования 28.01.2022; принята к публикации 01.02.2022.

The article was submitted 10.01.2022; approved after reviewing 28.01.2022; accepted for publication 01.02.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.