Научная статья на тему 'ИНВЕРСИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПОНЕНТЫ ПРОЦЕССА АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ИНВЕРСИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПОНЕНТЫ ПРОЦЕССА АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ИНВЕРСИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Топчий Ирина Владимировна

Целью исследования является выявление способов инверсии профессиональных знаний и компетенций архитектора на примере управленческих. Исследовательская проблема обусловлена необходимостью включения профессионального образования в реализацию программ социально-экономического развития страны и регионов, повышения конкурентоспособности выпускаемых специалистов и разработки технологий внедрения инноваций в образование. Гипотезой исследования является идея, что для достижения поставленных целей необходимо обеспечить условия коммуникации академического социума высших архитектурных школ с представителями внешней среды - административных структур, производственных, проектных и других организаций, а также представителями гражданского общества. Сравнительный анализ организационно-административной компоненты процесса профессионального архитектурного образования выявил четыре вида стратегий его развития и четыре различных подхода к управлению архитектурными школами: достижение лидерства во всех областях, содействие распространению знаний в обществе, повышение уровня культуры в обществе, прагматическая идея обеспечения доступа к рынку проектных услуг с помощью получения профессиональной лицензии. Критериями сравнения служили цели, мотивация, методы, принципы, содержание, оценка и результаты обучения, заложенные в стратегиях развития. Научная новизна исследования заключается в самом подходе к изучению процессов инверсии профессиональных знаний и компетенций, полученных во время архитектурного образования, взгляде на востребованные современной практикой организации архитектурного образования, использование для этого внутри профессиональных, междисциплинарных и общественных коммуникаций. В результате исследования были выявлены четыре подхода к инверсии профессиональных знаний и компетенций в архитектуре, отличающиеся административно-управленческими компонентами образовательного процесса. Общим для всех подходов является привлечение представителей внешнего социума, являющихся носителями новых знаний и опыта для экспертной оценки компонентов профессионального образования, отбора направлений научных исследований, оценки результатов научно-образовательной деятельности студентов, выработке и реализации стратегий развития вуза и архитектурных факультетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVERSION OF MANAGERIAL COMPONENT OF ARCHITECTURAL EDUCATION PROCESS

The purpose of the study is to identify ways of inversion of professional knowledge and competencies of an architect on the example of managerial ones. The research problem is caused by the need to include professional education in the implementation of programs for the socio-economic development of the country and regions, to increase the competitiveness of graduates and to develop technologies for introducing innovations in education. The research hypothesizes that it is necessary to provide conditions for communication of the academic society of higher architectural schools with representatives of the external environment - administrative structures, industrial, design and other organizations, as well as representatives of civil society. A comparative analysis of the organizational and administrative components of the process of professional architectural education revealed four types of strategies for its development and four different approaches to the management of architectural schools: achieving leadership in all areas, promoting the dissemination of knowledge in society, raising the level of culture in society, pragmatic idea of providing access to the market of design services by obtaining a professional license. The comparison criteria were the goals, motivation, methods, principles, content, evaluation and learning outcomes laid down in the development strategies. The scientific novelty of the research lies in the approach to the study of the processes of inversion of professional knowledge and competencies acquired during architectural education, a look at the organizations of architectural education that are in demand by modern practice, the use of intra-professional, interdisciplinary and public communications for this purpose. As a result of the study, four approaches to the inversion of professional knowledge and competencies in architecture were identified, differing in administrative and managerial components of the educational process. Common to all approaches is the involvement of representatives of the external society, who are carriers of new knowledge and experience for expert evaluation of the components of professional education, selection of research directions, evaluation of the results of scientific and educational activities of students, development and implementation of strategies for the development of the university and architectural faculties.

Текст научной работы на тему «ИНВЕРСИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПОНЕНТЫ ПРОЦЕССА АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Управление:

стратегия и тактика

»!► Ь » » !► Ш>

УДК 378.1

DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-2(48)-31-40

Поступила в редакцию / Received 13.07.2021 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 11.08.2021 Принята к публикации / Accepted 13.09.2021

оригинальная статья

Инверсия управленческой компоненты процесса архитектурного образования

Топчий Ирина Владимировна

ФГБОУ ВО «Московский архитектурный институт (государственная академия)» 107031, Российская Федерация, г. Москва, ул. Рождественка, 11/4-1 ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4459-4376, e-mail: op@ markhi.ru

Аннотация. Целью исследования является выявление способов инверсии профессиональных знаний и компетенций архитектора на примере управленческих. Исследовательская проблема обусловлена необходимостью включения профессионального образования в реализацию программ социально-экономического развития страны и регионов, повышения конкурентоспособности выпускаемых специалистов и разработки технологий внедрения инноваций в образование. Гипотезой исследования является идея, что для достижения поставленных целей необходимо обеспечить условия коммуникации академического социума высших архитектурных школ с представителями внешней среды - административных структур, производственных, проектных и других организаций, а также представителями гражданского общества. Сравнительный анализ организационно-административной компоненты процесса профессионального архитектурного образования выявил четыре вида стратегий его развития и четыре различных подхода к управлению архитектурными школами: достижение лидерства во всех областях, содействие распространению знаний в обществе, повышение уровня культуры в обществе, прагматическая идея обеспечения доступа к рынку проектных услуг с помощью получения профессиональной лицензии. Критериями сравнения служили цели, мотивация, методы, принципы, содержание, оценка и результаты обучения, заложенные в стратегиях развития. Научная новизна исследования заключается в самом подходе к изучению процессов инверсии профессиональных знаний и компетенций, полученных во время архитектурного образования, взгляде на востребованные современной практикой организации архитектурного образования, использование для этого внутри профессиональных, междисциплинарных и общественных коммуникаций. В результате исследования были выявлены четыре подхода к инверсии профессиональных знаний и компетенций в архитектуре, отличающиеся административно -управленческими компонентами образовательного процесса. Общим для всех подходов является привлечение представителей внешнего социума, являющихся носителями новых знаний и опыта для экспертной оценки компонентов профессионального образования, отбора направлений научных исследований, оценки результатов научно-образовательной деятельности студентов, выработке и реализации стратегий развития вуза и архитектурных факультетов.

Ключевые слова: педагогическое прогнозирование; инверсия компетенций; образовательные стратегии; междисциплинарные коммуникации в образовании; общественное взаимодействие в образовании

Для цитирования: Топчий И.В. Инверсия управленческой компоненты процесса архитектурного образования // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2021. Т. 20. № 2 (48). С. 31-40. DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-2(48)-31-40

© Топчий И.В., 2021

original article

Inversion of managerial component of architectural education process

Irina V. Topchiy

Moscow Institute of Architecture State Academy 11/4-1 Rozdestvenka St., Moscow 107031, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4459-4376, e-mail: op@markhi.ru

Abstract. The purpose of the study is to identify ways of inversion of professional knowledge and competencies of an architect on the example of managerial ones. The research problem is caused by the need to include professional education in the implementation of programs for the socio-economic development of the country and regions, to increase the competitiveness of graduates and to develop technologies for introducing innovations in education. The research hypothesizes that it is necessary to provide conditions for communication of the academic society of higher architectural schools with representatives of the external environment - administrative structures, industrial, design and other organizations, as well as representatives of civil society. A comparative analysis of the organizational and administrative components of the process of professional architectural education revealed four types of strategies for its development and four different approaches to the management of architectural schools: achieving leadership in all areas, promoting the dissemination of knowledge in society, raising the level of culture in society, pragmatic idea of providing access to the market of design services by obtaining a professional license. The comparison criteria were the goals, motivation, methods, principles, content, evaluation and learning outcomes laid down in the development strategies. The scientific novelty of the research lies in the approach to the study of the processes of inversion of professional knowledge and competencies acquired during architectural education, a look at the organizations of architectural education that are in demand by modern practice, the use of intraprofessional, interdisciplinary and public communications for this purpose. As a result of the study, four approaches to the inversion of professional knowledge and competencies in architecture were identified, differing in administrative and managerial components of the educational process. Common to all approaches is the involvement of representatives of the external society, who are carriers of new knowledge and experience for expert evaluation of the components of professional education, selection of research directions, evaluation of the results of scientific and educational activities of students, development and implementation of strategies for the development of the university and architectural faculties.

Keywords: pedagogical forecasting; inversion of competencies; educational strategies; interdisciplinary communication in education; public interaction in education

For citation: Topchiy I.V. Inversiya upravlencheskoy komponenty protsessa arkhitekturnogo obrazovaniya [Inversion of managerial component of architectural education process]. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» - Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2021, vol. 20, no. 2 (48), pp. 31-40. DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-2(48)-31-40 (In Russian, Abstr. in Engl.)

ВВЕДЕНИЕ

Тенденция переноса ответственности за управление государственными высшими учебными заведениями, выработку и реализацию стратегий их развития на сами вузы в нашей стране появилась относительно недавно, во втором десятилетии XXI века. С Программой «Приоритет-2030» правительство поддерживает создание и внедрение инно-

ваций, участие в реализации социально-экономических Программ развития страны и регионов1. Многообразие возможностей стратегического развития высших школ архитектуры указывает на важность изучения административно-управленческой составляющей процесса профессионального обра-

1 Программа «Приоритет-2030». URL: https://min-obmauki. gov.ru/action/prioritv2030/ (дата обращения: 24.05.2021).

зования, сравнение имеющихся в распоряжении профессиональных архитекторов управленческих компетенций и проведение инверсии, то есть замену устаревших знаний на актуальные.

Исследовательская проблема следует из противоречия между управленческими компетенциями архитекторов, полученными в процессе профессионального образования и практического опыта с нехваткой управленческих компетенций в управлении профессиональным образованием.

Задачи исследования:

1) выявить особенности общепрофессиональных и надпрофессиональных управленческих компетенций, приобретаемых в процессе профессионального архитектурного обучения и проектной практики;

2) определить структурные и идейно-содержательные особенности высших школ архитектуры в зависимости от вида учебного заведения, в состав которого они входят;

3) выявить потребности архитектурного образования в междисциплинарных и общественных коммуникациях, компенсирующих нехватку организационно-управленческих компетенций в организации педагогических процессов, включая их цели, мотивы, принципы, методы обучения, формы, оценки и результаты обучения.

Методы решения поставленных задач: изучение стандартов профессионального образования, основных образовательных программ высших школ архитектуры РФ, научных публикаций по теме исследования, контент-анализ официальных интернет-сайтов, систематизация, синтез, сравнительный анализ стратегий развития ведущих вузов мира.

Теоретическая база исследования. Прогнозирование направлений развития архитектуры и архитектурного образования проводились теоретиками зарубежной архитектуры Ч. Дженксом, П. Шумахером, К. Алек-сандером, Н. Салингаросом; советскими и российскими архитектурными критиками и теоретиками: В.Л. Глазычевым, А.П. Гоза-ком, А.Г. Раппопортом, Д.Е. Фесенко и другими исследователями. Исследователи, опираясь на опыт предшествующих поколений архитекторов и давая ему эмоциональную оценку, прогнозировали художественно-стилистические, функциональные, инженерно-конструктивные и другие аспекты архи-

тектуры. Не были разработаны методы и модели архитектурного образования, позволяющие быстро реагировать на изменения в методах архитектурного проектирования и других направлениях практической деятельности архитекторов, появлением новых знаний в разных аспектах архитектурной деятельности.

Исследованию вопросов управления системой образования и обоснованием стратегий его развития посвящены работы С.В. Ивановой, В.В. Серикова, Т.Ю. Ломакиной и др., были разработаны теоретические основания, методы и модели опережающего профессионального образования (Г.Н. Жуков, Е.А. Пахомова, А.А. Харченко, Э.Ф. Зеер и др.), принципы личностно и субъектно-ориентированного обучения, объектно-ориентированного профессионального образования, преемственности профессиональных компетенций в системе непрерывного образования (Т.Ю. Ломакина), методы проектного обучения (Е.С. Полат, М.Ю. Бу-харкина) [1]. Не был проведен сравнительный анализ управленческих компетенций, получаемых в процессе профессионального непедагогического образования, с управленческими компетенциями педагогов, востребованными в административно-управленческой деятельности вузов, не были выявлены способы инверсии архитектурных управленческих компетенций на педагогические при смене направления развития профессиональной карьеры.

Построению содержания архитектурного образования, выделению его компонентов на разных этапах профессионального обучения на основании психологии архитектурного проектирования посвящены работы Г.И. Ивановой, Н.Н. Нечаева, С.В. Норенкова, А.В. Степанова, Ю.П. Волчка, А.Л. Гельфонд, М.В. Дуце-ва, А.В. Ефимова, Н.В. Есаулова, К.В. Кия-ненко, А.А. Кудрявцева, Н.Ф. Метленкова, А.А. Старикова, Д.О. Швидковского, М.В. Шу-бенкова, Ю.Л. Янковской и других исследователей. Ученые обосновывают отдельные компоненты содержания архитектурного, дизайнерского и градостроительного образования, формирующие общепрофессиональные, профессиональные и надпрофессио-нальные компетенции архитекторов. Методы управления архитектурным проектированием (архитектурный менеджмент) рассматрива-

лись в работах В.Л. Асанова, Е.С. Баженовой, О.В. Масловской и др. Были разработаны методы и средства, повышающие эффективность управления проектами в архитектурном проектировании, балансирующие между творческим процессом и бизнес-планированием, экономической целесообразностью, оптимизацией технологических и организационных строительных процессов, разработаны типологии проектных команд, модели их конфигурации. Были обоснованы эффективные методы управления проектным процессом («менеджмент в проектировании», «проектный менеджмент»), основанные на сетевых формах взаимодействия участников проектного процесса - BIM технологии (В.В. Полуэктов, Л.В. Савельева, С.М. Халаби и др.), градостроительное сетевое проектирование с использованием геоинфомационных систем GIS (Е.П. Меньшикова, Ю.Н. Палеха и др.) и комбинированные методы сетевого проектирования, дающие экономические преимущества использования сетевого проектирования перед традиционным [2].

Опыт организации проектного процесса в архитектурных бюро послужил основанием для обоснования содержания обучения управленческим компетенциям, входящих в состав стандартов профессионального образования по направлениям «Архитектура», «Градостроительство», «Дизайн архитектурной среды» уровней «Бакалавр» и «Магистр».

Не были выявлены педагогические механизмы трансформации управленческих компетенций архитекторов в востребованные при переходе архитекторов от проектной деятельности к педагогической и административной. Сравнительный анализ содержания основной образовательной программы вузов по направлению «Архитектурный менеджмент и маркетинг» и «Менеджер в сфере образования» показал наличие общих компонентов, таких как психология и методы управления, стратегия и методы продвижения услуг и др. Существуют и отличия в управленческих знаниях и компетенциях, требующие обновления и замены, в том числе полученные в процессе практической работы в условиях плановой экономики.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Слово «инверсия» произошло от лат. "inversio", означающего перестановку, пере-

мещение, переворот. Смысл слова меняется в зависимости от области знаний, сохраняя свое семантическое значение. Инверсия показывает изменение привычного порядка или смысла, перемещение акцентов в качествах явлений или действий, возникающее при замене или перестановке некоторых элементов [3]. А также смену устоявшихся принципов работы, использования знаний и компетенций.

Логично поиск новых путей применения существующих знаний и компетенций, дополнение их новым опытом, изменение приоритетов в привычных действиях именовать инверсией знаний и компетенций. В философии ментальная инверсия является мыслительным процессом, позволяющим выйти за рамки привычного, повысить уверенность в достижении результата [4]. Так, процессы инверсии компетенций находятся в рамках практико-ориентированного подхода к профессиональному образованию и отвечают задаче обновления профессиональных знаний в процессе непрерывного образования.

Для выявления методов инверсии профессиональных знаний на примере управленческих компетенций архитекторов сравним модели управленческих процессов в архитектурном проектировании и образовании. Базовые характеристики схожи - в традиционном виде оба процесса линейные и субъ-ектно-ориентированные. Изменения организационно-управленческой компоненты в проектных процессах в архитектуре ADMS (Архитектурная система управления дизайном) указывают на появление методов, присущих управлению бизнес-организациями: отказ от единой цели, переход от линейных к нелинейным методам [5]. В своей деятельности российские проектные организации используют преимущественно интуитивные, нелинейные методы управления. Поэтому степень успешности архитектурных бюро часто зависит от управленческих способностей руководителя.

В отличие от практикуемого творческого подхода к организации работы проектного бюро, профессиональное образование располагает четко структурированной средой, конкретными целями, задачами, контрольно-измерительными инструментами. Образовательные институции образуют иерархическую систему, контролируемую Министерством науки и высшего образования.

Выполним сравнительный анализ управленческой компоненты педагогических процессов в высшей архитектурной школе, рассматривая образовательный процесс сквозь призму образовательных коммуникаций, взяв за основу инверсионный метод, то есть рассматривая управленческие процессы с разных ракурсов, принимая за управленческие идеи, заложенные в стратегиях развития архитектурных школ. Отбор вузов проводился с помощью ежегодных рейтингов журнала "THE", рейтингов мировых вузов китайского университета Цинь Хуа, архитектурных школ мира, предложенного Центром архитектурной социологии Гарри Стивена (Австралия). В педагогических процессах выделим целевые, содержательные, процессуальные, результативно-оценочные компоненты, реализуемые субъектами в образовательной среде вуза.

Линейный вариант управления, опирающийся на принципы линейного мышления, демонстрирует Архитектурная академия Лондона. Школа структурно связана с Королевским институтом британских архитекторов (RIBA), Советом по регистрации архитекторов (ARB), Открытым университетом (OU) и Агентством по обеспечению качества (QAA)2. Школа Архитектурной академии имеет практическую направленность и нацеливается на подготовку архитекторов к прохождению квалификационного экзамена с последующей выдачей сертификата на право проектной деятельности. Сотрудничество образовательной организации с «заказчиком» на всех этапах образовательного процесса гарантирует признание полученной квалификации профессиональным архитектурным сообществом. Эксперты представляют однородную группу, они участвуют в подборе компонентов содержания, качественных оценках абитуриентов, студентов, преподавателей, учебных программ, учебных проектов и квалификационных работ. Коммуникации с представителями смежных специальностей и обществом происходят опосредованно через опыт преподавателей и приглашенных экспертов-архитекторов. Угрозой качеству обучения в архитектурной академии

2 Стратегия развития школа Архитектурной Ассоциации (г. Лондон). URL: https://www.qaa.ac.uk-/en/qualitv-code/advice-and-guidance/external-expertise (дата обращения: 16.05.2021).

является отсутствие оппонентов, имеющих отличную от экспертов точку зрения [6].

Линейная стратегия архитектурной академии имеет практическую направленность. Мотивацией обучения студентов академии являются их идеи, амбиции, стремление к творческой самореализации. Методы и принципы обучения строятся на разнообразии подходов к архитектурному проектированию и перманентных коммуникациях с кураторами и приглашенными архитекторами-практиками. Формы работы: семинары, дискуссии, дебаты, обмен идеями, работа в условиях «экзаменационного зала», работа в производственных мастерских над моделями объектов.

Стратегии развития ведущих колледжей искусств, таких как колледж Купер Юнион в Нью-Йорке, колледжи искусств в Эдинбурге и Глазго в Шотландии, имеют субъектно-ориентированный характер, их глобальной целью является повышение уровня культуры в обществе. В колледжах проводится политика разнообразия, которая в содержательном плане заключается в перенесении акцентов архитектурной деятельности на художественно-эстетические качества архитектуры, использовании междисциплинарных связей архитектуры с другими видами пластических искусств, привлечении к обучению представителей разных слоев общества, религиозных убеждений и национальных традиций. В теоретическом плане стратегии колледжей искусств базируются на идеях инклюзивной педагогики, которые утверждают ценность разнообразных точек зрения на искусство, подкрепленных различными мировозренче-скими основаниями, культурными традициями и привычками субъектов. Такого рода коммуникации дают возможность выйти за пределы стереотипов и доминирующих методов работы (Gurin, Dey, et al., 2002; Hurtado, Dey, Gurin, & Gurin, 2003). При поиске нового возможны как успешные находки, так и ложные ходы, поэтому колледжи искусств расширяют публичные контакты, привлекая представителей разных слоев обществ и профессий в качестве экспертов. Выделим два направления коммуникаций, сопровождающих административно-управленческие компоненты учебного процесса -междисциплинарное, направленное на создание произведений архитектуры и искусства,

и общественно-профессиональное - направленное на оценку учебных работ - творческих произведений.

Методы обучения архитектуре в колледжах искусств имеют личностно-ориенти-рованный подход, содержание образования предполагает создание гибкой образовательной траектории, использование разнообразных сред для обучения и групповые и фали-сативные (медиативные) методы работы (group or collaborative learning, co-learning) [7]. Формы образовательной деятельности отвечают задачам создания системы непрерывного образования, установке коммуникаций между разными уровнями образования, в том числе общеобразовательными учебными заведениями, колледжем и работодателями. Внешние коммуникации происходят с представителями общественных, культурных организаций, производственных компаний. К оценке результатов обучения привлекаются эксперты из числа преподавателей смежных факультетов, архитекторов-практиков, архитектурных критиков и другие эксперты. Преимущества обучения архитектуре в колледжах искусств выявляются на уровне результатов обучения, а именно: в приобретении навыков гибкого построения профессиональной карьеры в условиях глобальной конкуренции и меняющегося рынка труда.

Международные рейтинги университетов свидетельствуют о росте популярности архитектурных школ, входящих в состав ведущих технологический университетов -Дельфтского, Массачусетского, Миланского и др. Что объясняется в первую очередь активной политикой по продвижению результатов их интеллектуальной деятельности, использованием систем Открытого и дистанционного образования для расширения спектра образовательных услуг. Особенности административно-управленческой компоненты в их педагогических процессах заключаются в использовании собственных технологических разработок, новых методов и форм образования. Стратегии технических университетов основаны на стремлении к общему прогрессу и решению глобальных проблем человечества с помощью внедрения новых технических и технологических достижений; распространению знаний. Ценность знаний с конца ХХ века теоретически обосновывается в технократических и неотехнократических

теориях, развивается в теориях управления знаниями. Неотехнократические теории объясняют важность создания равных условий в получении знаний и образования всеми членами общества. Теории управления знаниями или теории инноваций дают теоретическое обоснование способам производства, систематизации, внедрения, использования новых знаний3.

Первым этапом процесса управления технических университетов является создание новых средств и технологий коммуникации, следующим - их внедрение в образовательный процесс для максимального охвата аудитории. В технических университетах были созданы и внедрены системы открытого, дистанционного и сетевого образования, предназначенные для использования академической средой и внешними пользователями. Внешний социум выступает равноправным экспертом в оценке результатов научно-образовательной деятельности технологических университетов, так как численность субъектов, использующих инновации, является одним из основных показателей эффективности их работы. Показателями эффективности деятельности технологических университетов также являются финансово-экономические результаты внедрения результатов инновационной деятельности. И это - важное отличие их деятельности.

Особенности коммуникативных условий организационно-управленческой компоненты процесса образования в технологических университетах проявляются в цели деятельности, которая достигается через партнерство с иностранными правительствами, корпорациями и университетами, и оценке результатов обучения - создание внешнего консультативного комитета для предоставления целевых экспертных рекомендаций по международным программам, стратегиям и планам.

Коммуникационные условия для формирования мотивации деятельности преподавателей в соответствии со стратегией развития, а именно: получение социальной ответственности за будущее человечества, формирование лидерских амбиций, потребности в самореализации, личностном росте, определяют

3 Стратегия развития Массачусетского

технологического университета до 2017 г. URL: http://web.mit.edu/globalstrategy/goals.html (дата обращения: 16.05.2021).

при подборе преподавателей и студентов, оценке их когнитивных и некогнитивных качеств. На практике это проявляется в виде широкого охвата и индивидуальной работы университета с детьми, начиная с малого возраста; конкурсного отбора преподавателей4 [8].

Влияние принципов и методов обучения на реализацию идей неотехнократического общества:

- приоритет практико-ориентирован-ного образования, внедрение результатов научной деятельности в практику образования;

- междисциплинарность;

- сочетание научно-исследовательской деятельности с коммерческой;

- конкурсный отбор исследовательских проектов;

- установка SMART-целей в содержании образования;

- методы тайм-менеджмента.

Коммуникативные условия реализации

данной административно-управляющей компоненты взаимосвязаны с методами и принципами обучения: создание, апробация и использование новых средств коммуникаций в образовании; вовлечение в образовательные сети новых пользователей - представителей внешней и внутренней среды университета; использование зданий и кампуса как объектов коммуникаций и площадок для исследования; сетевое интернет-взаимодействие, открытое образование, создание когортных групп.

Формы образования - профессиональное и дополнительное образование представителей разных специальностей, открытое образование для всех заинтересованных субъектов. Оценка образовательной деятельности: использование методов SMART, оценка объемов «отдачи» от результатов научно-образовательной деятельности; сравнительный анализ рисков от долгосрочных и масштабных проектов. Для оценки направлений развития привлекаются эксперты из разных

Послание Президента МИТ. URL: https://news.mit.edu/2021/letter-president-reif-new-future-edx (дата обращения: 14.05.2021); Теория и практика лидерства в образовательной организации. Программа магистратуры 2019/2020. URL: https://www.hse.ru/-edu/courses/292694803 (дата обращения: 17.05.2021); Institute for Educational Leadership, Washington. URL: https://iel.org/ (дата обращения: 17.05.2021).

профессиональных областей, сравнивающие альтернативные направления действия и определяющие приоритеты. Отличительные результаты: рост числа уникальных фокусов приложении усилий, увеличение численности пользователей созданными технологическими инновациями; рост числа внедренных инноваций; увеличение доходов от использования собственных разработок; рост популярности бренда университета. Коммуникативным условием, обеспечивающим оценку результатов обучения в соответствии с заявленной стратегией, является участие квалифицированных международных экспертов. Удовлетворительными результатами обучения являются: международное признание достижений преподавателей и студентов университета, выраженное в увеличении числа профессиональных наград, грантов, патентов и т. д., расширение влияние союза выпускников университета.

Самой популярной идеей, лежащей в основе административно-управляющей компоненты образовательного процесса ведущих междисциплинарных университетах мира -Гарварда, Кембриджа, Квисленда, Цинь Хуа и др., является идея подготовки лидеров во всех профессиональных областях, что обусловливает потребность в коммуникациях с зарубежными партнерами, международными организациями, участие в международных сетевых проектах5 [9-10]. В составе субъектов внешних коммуникаций - потенциальные работодатели: представители государственных и региональных управляющих структур, международных профессиональных объединений и крупного бизнеса. Университеты ориентируются на крупные масштабы деятельности - международный, национальный, региональный. Внутренние коммуникации при лидерском стиле руководства предполагают единство целей руководителя и его «команды», отвечающей идеям эффективного менеджмента П. Друкера «управления по целям» (англ. management by objectives), описанным в середине ХХ века.

Отбор направлений и компонентов содержания образования и направлений научных исследований производится на основа-

5 Развитие основных направлений деятельности НИУ ВШЭ до 2030 г. URL: https://www.hse.ru/-prog2030/ (дата обращения: 14.05.2021).

нии их соответствия целям международных Проектов и программ, в первую очередь Целям устойчивого развития ООН. Специфической компетенцией, формируемой вузами данного типа, является «лидерская компетенция». Реализация заявленной цели начинается с отбора студентов и преподавателей, обладающих лидерскими качествами и мотивированными на успех. Теоретическим основанием служат социально-психологические теории эмоционального интеллекта и лидерства, на которых основываются критерии эффективности деятельности образовательной организации в целом, ее школ и факультетов. Условиями обучения в ведущих многопрофильных университетах являются:

- использование результатов научно-образовательной деятельности университетов в реализации международных, национальных и региональных программ развития;

- сочетание монодисциплинарного и междисциплинарного принципов компоновки содержания обучения и научных исследований, совмещение образования с научно -исследовательской работой, вариативность образовательных траекторий;

- создание сетевых форм научно -образовательного взаимодействия, использование методов «каскадного менторства»; приоритетность адаптивных, практико-ориентированных, гибких образовательных технологий;

- оценка результатов с участием различных экспертов - представителей административных структур, международных фондов и профессиональных объединений;

- использование материальных возможностей университетов («учебных фабрик», кампусов, зданий, лабораторий -средств обучения) в качестве объектов коммуникаций.

Реализация лидерских стратегий в управлении многопрофильными университетами способствует получению выпускниками конкурентного преимущества за счет получения практико-ориентированных, глобально значимых компетенций, знаний и навыков, специфических некогнитивных качеств личности.

ВЫВОДЫ

Модели управленческой компоненты в образовательном процессе в профессиональном архитектурном зависят от единой стратегии развития вуза, в состав которого они входят.

Для дифференциации моделей управления следует использовать теоретические основания стратегий развития вузов: теории лидерства, неотехнократические теории, теории инклюзивного образования и принципы либерального искусства; теории прагматизма.

Независимо от стратегии развития и особенностей административно-управленческой компоненты образовательного процесса, инверсия профессиональных знаний в архитектурном образовании происходит в процессе коммуникаций с представителями внешнего, неакадемического социума и использованием материальных объектов коммуникаций (зданий и кампуса университета, фрагментов городской среды, материальных ресурсов организаций-партнеров).

Субъекты коммуникаций являются носителями новых профессиональных и междисциплинарных знаний и практического опыта, привлекаются в качестве экспертов для определения компонентов профессионального образования, направлений научных исследований, оценки результатов научно-образовательной деятельности, выработке и реализации стратегий развития вуза и архитектурных факультетов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ломакина Т.Ю. Диверсификация как принцип развития непрерывного образования // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2003. T. 2. C. 170-174.

2. Халаби С.М., Савельева Л.В., Плотникова О.Г. Внедрение технологий информационного моделирования в инженерно-архитектурное образование // Архитектура и современные информационные технологии. 2017. № 3 (40). С. 322-331.

3. Инверсия. Словарь русского языка: в 4 т. / под ред. А.П. Евгеньевой. М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999.

4. Bansal V. Inversion: Mental Model To Uncover New Possibilities. URL: https://www.techtello.com/-inversion-mental-model/ (accessed: 17.05.2021).

5. den Otter A.F.H.J., Prins M. Architectural design management systems // Bouwadviseur. 1999. Vol. 1. P. 28-29.

6. Топчий И.В. Процессуальные модели интеграции науки, практики и профессионального образования в архитектуре // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 2 (38). С. 171-178.

7. Райс О.И. Фасилитация, как метод интерактивного обучения // Психология, социология и педагогика. 2014. № 7 (34). С. 19-21.

8. Савина Н.В. Лидерство в образовании // European Research. 2016. № 8 (19). С. 78-79. DOI 10.20861/2410-2873-2016-19-001.

9. Costa A.L., Kallick B. Habits of Mind: Strategies for Disciplined Choice Making. URL: https://thesystemsthinker.com/habits-of-mind-strategies-for-disciplined-choice-making (accessed: 17.05.2021).

10. Rao M. et al. Evolution of performance management. Systems and the impact on organization's approach: a statistical perspective // International Journal of Management (IJM). 2020. Vol. 11. № 5. P. 988-1000. DOI 10.34218/IJM.11.5.2020.086.

REFERENCES

1. Lomakina T.Yu. Diversifikatsiya kak printsip razvitiya nepreryvnogo obrazovaniya [Diversification as a development principle in continuing education]. Obrazovanie cherez vsyu zhizn': nepreryvnoe obrazovanie v interesakh ustoychivogo razvitiya - Lifelong Education: Continuing Education for Sustainable Development Benefit. 2003, vol. 2, pp. 170-174. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Khalabi S.M., Saveleva L.V., Plotnikova O.G. Vnedrenie tekhnologiy informatsionnogo modelirovaniya v inzhenerno-arkhitekturnoe obrazovanie [Introduction of information modeling technologies in engineering and architectural education]. Arkhitektura i sovremennye informatsionnye tekhnologii - Architecture and Modern Information Technologies. 2017, no. 3 (40), pp. 322-331. (In Russian).

3. Evgeneva A.P., ed. Inversiya. Slovar' russkogo yazyka: v 4 t. [Inversion. Russian Language Dictionary: in 4 vols.]. Moscow, Russkiy yazyk Publ.; Poligrafresursy Publ., 1999. (In Russian).

4. Bansal V. Inversion: Mental Model To Uncover New Possibilities. Available at: https://www.techtello.com/inversion-mental-model/ (accessed: 17.05.2021).

5. den Otter A.F.H.J., Prins M. Architectural design management systems. Bouwadviseur. 1999, vol. 1, pp. 2829.

6. Topchiy I.V. Protsessual'nye modeli integratsii nauki, praktiki i professional'nogo obrazovaniya v arkhitekture [Procedural model of integration of science, practice and vocational education in arhitecture].

Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom - Professional Education in Russia and Abroad. 2020, no. 2 (38), pp. 171-178. (In Russian).

7. Rays O.I. Fasilitatsiya, kak metod interaktivnogo obucheniya [Fasilitation as a method of interactive training]. Psikhologiya, sotsiologiya i pedagogika - Psychology, Sociology and Pedagogy. 2014, no. 7 (34), pp. 19-21. (In Russian).

8. Savina N.V. Liderstvo v obrazovanii [Leadership in education]. European Research. 2016, no. 8 (19), pp. 78-79. (In Russian). DOI 10.20861/2410-2873-2016-19-001.

9. Costa A.L., Kallick B. Habits of Mind: Strategies for Disciplined Choice Making. Available at: https://thesystemsthinker.com/habits-of-mind-strategies-for-disciplined-choice-making (accessed: 17.05.2021).

10. Rao M. et al. Evolution of performance management. Systems and the impact on organization's approach: a statistical perspective. International Journal of Management (IJM). 2020, vol. 11, no. 5, pp. 988-1000. DOI 10.34218/IJM.11.5.2020.086.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Топчий Ирина Владимировна - кандидат архитектуры, директор подготовительных курсов. Московский архитектурный институт (государственная академия), г. Москва, Российская Федерация. Е-mail: top@markhi.ru

ORCID: https://orcid.org/QQQQ-0QQ3-4459-4376 Author ID: 453212 Researcher ID: AAB-4784-2Q2Q Scopus ID: 57222493428

Вклад в статью: общая концепция статьи, анализ литературы, написание статьи.

Irina V. Topchiy - Candidate of Architecture, Director of Pre-Study Courses. Moscow Institute of Architecture State Academy, Moscow, Russian Federation. Е-mail: top@markhi.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4459-4376 Author ID: 453212 Researcher ID: AAB-4784-2020 Scopus ID: 57222493428

Contribution: general concept of the article, literature analysis, article text writing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.