Инвентаризация результатов научно-технической деятельности как инструмент решения проблем управления государственным имуществом
И.В. Бриндикова
консультант Департамента экономики и регулирования оценочной деятельности Министерства имущественных отношений Российской Федерации В.Н. Семериков
заместитель председателя государственного учреждения «Государственный фонд конверсии»
Осуществляемые в России на протяжении последних десяти лет социально-экономические преобразования неразрывно связаны с трансформацией отношений собственности. Основное содержание этого процесса заключается в отказе от доминирующего положения общенародной (государственной) собственности и интенсивном развитии ее индивидуальных и групповых форм, необходимых для полноценного функционирования рыночной экономики.
Исходной предпосылкой для массового разгосударствления собственности послужила приватизация, которая позволила вывести значительную часть имущества из-под государственного контроля и вовлечь его в рыночный оборот.
Однако, несмотря на устойчивую тенденцию на разгосударствление собственности, проблема повышения эффективности управления государственным имуществом остается по-прежнему актуальной.
Во-первых, часть объектов осталась закрепленной за государством и нуждается в управленческих воздействиях, направленных на достижение общегосударственных целей. По состоянию на 28 марта 2002 года в соответствии с Реестром федерального имущества государственное имущество закреплено за 9 763 федеральными государственными унитарными предприятиями и за 35 764 государственными учреждениями, в федеральной собственности находятся акции 4 355 хозяйственных обществ [1].
Во-вторых, государство обладает достаточными полномочиями для решения во-
просов об изменении форм собственности на конкретные объекты. Так, Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» [2] предусмотрено, что Президент Российской Федерации утверждает перечни стратегических предприятий и акционерных обществ, Правительство Российской Федерации утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий год, а также принимает решение об условиях приватизации федерального имущества.
В-третьих, по отношению к объектам любой формы собственности на государство возлагается целый ряд обязанностей: регистрация прав собственности, защита права собственности, юридическое обеспечение взаимоотношений между собственниками и т. п.
В-четвертых, государство имеет возможность косвенно участвовать в управлении всеми формами собственности через создание рыночных механизмов.
В последнее время при решении задач повышения эффективности управления государственным имуществом все более значительное место занимает проблема распоряжения результатами научно-технической деятельности, полученными при выполнении научно-исследовательских, опытноконструкторских и технологических работ, полностью или частично финансировавшихся за счет средств федерального бюджета, включая работы, финансировавшиеся из средств республиканского бюджета
РСФСР и той части государственного бюджета СССР, которая составляла союзный бюджет.
Интерес к названным объектам вызван в том числе и тем, что в результате преобразования государственной собственности результаты научно-технической деятельности оказались практически бесхозными. Новые собственники государственного имущества в процессе приватизации формально не получили и не перерегистрировали права на эти результаты, но и государство не зафиксировало права на указанные результаты научно-технической деятельности за собой и не определило порядок их дальнейшего использования. В процессе приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий не уделялось должного внимания приватизации прав на результаты научно-технической деятельности в составе имущественных комплексов предприятий.
Действующие на начало приватизации нормативные правовые документы, определяющие порядок приватизации, предполагали решение этой проблемы, хотя и не в полном объеме. Еще в самый начальный момент организации работ по приватизации во «Временных методических указаниях по оценке стоимости объектов приватизации», утвержденных Указом Президента Российской Федерации» от 29.01.1992 № 66 [3], предусматривался учет нематериальных активов и включение их в планы приватизации. Однако в процессе этой работы права на результаты научно-технической деятельности, используемые в хозяйственной деятельности предприятия, не передавались по договору и переоформлялись на новое юридическое лицо. Вся процедура приватизации прав на результаты научно-технической деятельности свелась к учету лишь тех немногочисленных прав на объекты промышленной собственности, которые были поставлены на бухгалтерский учет. На тот момент государство еще не в полной мере осознало необходимость решения задачи закрепления своих прав на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств бюджета, и не выработало механизма распо-
ряжения этими правами. Только в 1998-1999 годах были приняты хорошо известные документы [4-7], в которых регламентировалась правопреемственность Российской Федерации на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета, а также была предпринята попытка урегулировать вопрос распоряжения правами на эти результаты.
Одним из основных условий эффективного распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности является организация учета создаваемых и используемых в деятельности предприятий результатов научно-технической деятельности и, как одного из механизмов обеспечения такого учета, проведение инвентаризации результатов научно-технической деятельности, полученных за счет средств федерального бюджета и используемых предприятиями в хозяйственной деятельности.
Необходимость проведения такой работы устанавливалась Указом Президента Российской Федерации от 14.05.1998. № 556 [4] и постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.1999. № 982 [7]. Однако эффективность этих мероприятий оказалась низкой из-за того, что:
• обеспечение проведения инвентаризации результатов научно-технической деятельности, полученных за счет средств федерального бюджета, было поручено федеральным органам исполнительной власти, к сфере деятельности которых относятся эти результаты, в отрыве от непосредственных исполнителей работ, при выполнении которых были получены эти результаты;
• не учитывались проведенные структурные изменения экономики, в результате чего государство потеряло контроль над многими организациями, в которых были получены и используются такие результаты;
• запланированные мероприятия по инвентаризации не учитывали в равной мере интересы всех субъектов хозяйственной деятельности по созданию и использованию результатов научно-технической деятельности.
Фискальный характер проводимых мероприятий не мог обеспечить сбалансирован-
ности прав и законных интересов всех субъектов правоотношений в этой области, поэтому попытки организовать и провести инвентаризацию с целью выявления прав Российской Федерации на результаты научно-технической деятельности, созданные на средства федерального бюджета, не увенчались успехом.
Эти обстоятельства потребовали от Правительства Российской Федерации принятия дополнительных мер для решения указанной проблемы и в 2002 году были приняты два постановления Правительства Российской Федерации: от 14.01.2002 № 7 «О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности» [9] и от 26.02.2002 № 131 «О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения» [10].
Постановление Правительства Российской Федерации от 14.01.2002 № 7 [9], определяющее порядок проведения инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности, восполняет пробел нормативного регулирования, связанный с неучтенностью при приватизации прав на результаты научно-технической деятельности, и направлено на решение проблемы урегулирования прав на используемые результаты научно-технической деятельности при смене собственника имущества приватизируемых предприятий.
Основой для разработки этого постановления послужил анализ нормативных правовых актов, устанавливающих обязательность проведения инвентаризации. Результаты такого анализа приведены в таблице 1.
В качестве критерия обязательности проведения инвентаризации результатов научно-технической деятельности было выбрано условие ее проведения при планируемом изменении собственника имущества. Таким образом, из направлений, приведенных в таблице 1, можно выделить следующие направления, при реализации которых обязательно проведение инвентаризации:
• при продаже государственного и муниципального предприятия;
• при продаже предприятия;
• при преобразовании государственного и муниципального предприятия;
• при банкротстве;
• при реорганизации и ликвидации организации.
Учитывая, что преобразование и продажу государственного и муниципального предприятия можно объединить в единый термин «приватизация», а банкротство неизбежно связано с ликвидацией предприятия, то инвентаризация являются обязательной при приватизации государственного и муниципального предприятия как при реорганизации, так и при ликвидации предприятия.
Однако данные направления не учитывают случая, когда собственник или юридическое лицо, имеющее это имущество в собственности, в хозяйственном ведении или оперативном управлении, может самостоятельно принять решение о проведении инвентаризации. Возникновение такой ситуации связано с тем, что при приватизации не были на законном основании переданы или переоформлены права на результаты научно-технической деятельности, используемые вновь созданными акционерными обществами в своей хозяйственной деятельности. Особенно это касается конструкторской, технологической и другой документации. В связи с необходимостью правомерного использования этой документации в хозяйственной деятельности собственники имущества акционерных обществ могут выйти с инициативой проведения инвентаризации и разграничения прав на нее. Примером такой инвентаризации можно назвать проводимые в 2001 году работы по оценке результатов научно-технической деятельности на ОАО «Пермские моторы». Такая инвентаризация, проводимая по инициативе собственника имущества, названа инициативной.
Инвентаризация, проводимая в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2002 № 7, основана на общих положениях проведения инвентаризации, проводимой в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 127-ФЗ «О бухгалтерском учете» и мето-
Таблица 1
Нормативно установленные случаи проведения инвентаризации Наименование нормативного правового акта, в котором установлена необходимость проведения инвентаризации
При передаче имущества в аренду Статья 12 [8]
При выкупе государственного и муниципального унитарного предприятия Статья 12 [8]
При продаже Государственного и муниципального унитарного предприятия Статья 12 [8]
Предприятия Статья 561 [11]
При преобразовании государственного и муниципального унитарного предприятия Статья 11 [2], статья 12 [8]
Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности Статья 12 [8]
При смене материально ответственных лиц Статья 12 [8]
При выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества Статья 12 [8]
В случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями Статья 12 [8]
При реорганизации или ликвидации организации Статья 12 [8]
При передаче предприятия как имущественного комплекса в ипотеку Статья 70 [12]
При банкротстве Статьи 70 [13]
Правительству Российской Федерации обеспечить проведение Министерством юстиции Российской Федерации совместно с федеральными органами исполнительной власти, являющимися государственными заказчиками инвентаризации, результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, полученных до введения в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации Пункт 2 [4]
Федеральным органам исполнительной власти, к сфере деятельности которых относятся результаты научно-технической деятельности, ранее полученные за счет средств республиканского бюджета РСФСР, той части государственного бюджета СССР, которая составляла союзный бюджет, и средств федерального бюджета обеспечить проведение инвентаризации этих результатов Пункт 2 [7]
дическими рекомендациями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49 [15], и имеет ряд существенных дополнений, позволяющих решить названные проблемы.
Особенностью проведения инвентаризации, предусмотренной Положением об инвентаризации прав на результаты научнотехнической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2002 № 7 [9], является проведение следующих дополнительных мероприятий:
• осуществление научно-технического, правового и экономического анализа результатов научно-технической деятельности, в том числе отчетной научно-технической, проектной, конструкторской, технологической и другой документации, с целью выявления в них потенциально охраноспо-
собных результатов, включая изобретения, промышленные образцы, полезные модели, а также секретов производства (ноу-хау) и результатов научно-технической деятельности, не являющихся объектами исключительных прав (далее - выявленные результаты);
• идентификацию субъектов прав на выявленные результаты;
• разработку рекомендаций о получении (оформлении) правовой охраны на выявленные результаты и использование их в гражданском обороте.
Учет результатов, выявленных по итогам проведенных дополнительных мероприятий, и проведение дальнейшей инвентаризации осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете и отчетности, а также нормативными правовыми актами о порядке проведения инвентаризации нематериальных активов организаций.
Таблица 2
Нормативные правовые акты Объекты инвентаризации
Указ Президента Российской Федерации от 14.05.1998 № 556 [4] Результаты научно-исследовательских, опытноконструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения
Постановление Правительства Российской Федерации от 02.09.1999 № 982 [7] Результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств республиканского бюджета РСФСР, той части государственного бюджета СССР, которая составляла союзный бюджет, и средств федерального бюджета
Постановление Правительства Российской Федерации от 14.01.2002 № 7 [9] Исключительные права на результаты научнотехнической деятельности, включая права на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, подлежащие учету в имущественном комплексе организации; результаты научно-технической деятельности, не являющиеся объектами исключительных прав; потенциально охраноспособные результаты научно-технической деятельности, включая патентоспособные технические решения, секреты производства (ноу-хау)
Также следует отметить, что отличительной особенностью проведения инвентаризации согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14.01.2002 № 7 [9] является установленный перечень объектов инвентаризации.
Перечень объектов инвентаризации, определенный постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2002 № 7 [9], в сравнении с установленными ранее объектами инвентаризации значительно шире и позволяет осуществить разграничение прав на результаты научно-технической деятельности.
Результаты сравнительного анализа объектов инвентаризации, установленных различными нормативными документами, приведены в таблице 2.
Дальнейшее развитие положений, содержащихся в постановлении Правительства Российской Федерации от 14.01.2002 № 7 [9], нашло отражение в Методических рекомендациях по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности, утвержденных распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации от 22.05.2002 № 1272-Р/Р-8/149 [16].
Однако практика проведения инвентаризации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от
14.01.2002 № 7 [9] выявила ряд вопросов, требующих как разъяснения положений установленного порядка проведения инвентаризации, так и развития методического обеспечения проводимых мероприятий. В целом же установленный постановлением Правительства Российской Федерации от
14.01.2002 № 7 порядок инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности методами рыночной экономики позволит решить проблему неурегулированности прав на используемые результаты научно-технической деятельности, обеспечить баланс интересов всех субъектов правоотношений в этой области, что позволит повысить эффективность управления государственным имуществом.
Список литературы
1. Браверман А.А. Приватизация госиму-щества на благо экономике // Экономика России: XXI век. 2002. № 2 (7). С. 54-55.
2. Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 4, ст. 251.
3. Указ Президента Российской Федерации от 29.01.1992 № 66 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» // Российская газета. 20.02.1992. № 41.
4. Указ Президента Российской Федерации от 14.05.1998 № 556 «О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 20, ст. 2146.
5. Указ Президента Российской Федерации от 22.07.1998 № 863 «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 30, ст. 3756.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.09.1998 № 1132
«О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 40, ст. 4964.
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.09.1999 № 982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 36, ст. 4412.
8. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 48, ст. 5369.
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.01.2002 № 7 «О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 3, ст. 218.
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2002 № 131 «О государственном учете результатов научноисследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 9, ст. 935.
11. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая (с алфавитно-предметным указателем). М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА. 1996.
12. Федеральный закон «Об ипотеке (залоге, недвижимости)» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 29, ст. 3400.
13. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 43, ст. 4190.
14. Федеральный закон «О государствен-
ном регулировании внешнеторговой деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 42,
ст. 3923.
15. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» // Финансовая газета. 1995. № 29.
16. Распоряжение Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации от 22.05.2002 № 1272-р/Р-8/ 149 «Об утверждении методических рекомендаций по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности».
* * *
О субсидировании сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет средств бюджета Ставропольского края1
Постановлением правительства Ставропольского края от 05.09.2002
№ 202-п в целях защиты имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей в случае непредвиденных природных, техногенных и иных явлений утвержден Порядок субсидирования за счет средств бюджета Ставропольского края сельскохозяйственных товаропроизводителей, заключивших договоры страхования урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений, самих многолетних насаждений, культур, выращенных в защищенном грунте.
Согласно утвержденному Порядку субсидии предоставляются юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы, крестьянским (фермерским) хозяйствам и индивидуальным предпринимателям для финансирования до 20 % начисленного страхового взноса по договору страхования, заключенному ими со страховыми организациями. Ранее, в соответствии с постановлением правительства Ставропольского края от 01.08.2001 № 149-п, субсидии предоставлялись на оплату 10 % страховых платежей.
Субсидии указанным товаропроизводителям предоставляются на конкурсной основе по договорам страхования, заключенным до окончания сева сельскохозяйственных культур, а также по договорам страхования урожая многолетних насаждений, самих многолетних насаждений до начала их вегетации.
Для участия в конкурсе страхователи должны подать заявление в министерство экономического развития и торговли Ставропольского края.
Конкурсная комиссия при министерстве проводит конкурсный отбор договоров страхования, критерием которого является уплата первоначального страхового взноса в размере не менее 10% начисленной суммы по договору страхования.
На основании решения конкурсной комиссии министерство экономического развития и торговли края производит субсидирование страхователей - победителей конкурсного отбора.
1 Использованы материалы сайта «КонсультантПлюс».