Научная статья на тему 'Подход к обоснованию механизма учета результатов научно-исследовательских работ, права на которые принадлежат Российской Федерации'

Подход к обоснованию механизма учета результатов научно-исследовательских работ, права на которые принадлежат Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
139
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подход к обоснованию механизма учета результатов научно-исследовательских работ, права на которые принадлежат Российской Федерации»

Проблемы учета

ПОДХОД К ОБОСНОВАНИЮ МЕХАНИЗМА УЧЕТА РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ, ПРАВА НА КОТОРЫЕ ПРИНАДЛЕЖАТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Е.С. КЛИМОВИЧ, кандидат технических наук

Исторически сложилось так, что в нашей стране наиболее значимые результаты интеллектуальной деятельности (наукоемкая продукция) оказались сосредоточенными в научно-техническом потенциале предприятий отечественного оборонно-промыш-ленного комплекса (в виде различных материалов по результатам научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения - НИОКТР ВС и ДН). Необходимо отметить, что именно в этой - военной - области в последние годы существования СССР был достигнут паритет с США. Однако из-за правовой специфики отечественного законодательства того периода (один собственник - государство) большинство научно-технических достижений и их действительные создатели оказались в правовом отношении незащищенными.

Результаты научно-технической деятельности (в том числе интеллектуальной), на создание которых были затрачены огромные государственные ресурсы, время и интеллектуальный потенциал многих поколений отечественных ученых, инженеров, рабочих, не были учтены при определении уставного капитала приватизированных предприятий. Это привело к занижению стоимости предприятий, а в итоге - к утрате значительной части принадлежащих государству прав на результыаты научно-техничес-кой деятельности.

В условиях перехода экономики страны на рыночные отношения и активно развивающегося военно-технического сотрудничества (экспорта ВВТ) незащищенные охранными документами результа-

♦Часть IV ГК РФ, в которой должны быть рассмотрены вопросы интеллектуальной собственности, находится в разработке.

ты НИОКТР ВС и ДН оказались легкой добычей недобросовестных конкурентов (отечественных и зарубежных). Государство и действительные создатели отечественных научно-технических достижений несут огромные материальные и моральные убытки.

Новое российское законодательство в области интеллектуальной собственности, ориентированное на рыночную экономику, начало создаваться с 1992 г. Правовую основу рассмотрения интеллектуальной собственности в РФ составляют следующие документы:

Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993);

Гражданский кодекс РФ * (ч. I - введена в действие с 01.01.1995, ч. II - введена в действие с 01.03.1996, ч. III - введена в действие с 01.03 2002).

В этих основополагающих документах содержится позиция Законодателя по вопросам интеллектуальной собственности в современной России.

Конституция РФ. Ст. 44. 1. Каждому гарантируется свобода литературного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Ст. 71. В ведении Российской Федерации находятся: о)......правовое регулирование интеллектуальной

собственности.

Гражданский кодекс РФ. «......Ст. 8. Гражданские

права и обязанности возникают...:... 5) в результате создания произведений науки, литературы, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности.

Ст. 128. Виды объектов гражданских прав

К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, втом числе имущественные права; работы и услуги,

информация: результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага».

Ст. 138. * Интеллектуальная собственность «В случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом и другими законами, признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.).

Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия п ра вообл адате л я ».

Однако следует признать, что принимаемые в сфере управления интеллектуальной собственности (учет и распоряжение собственностью) законодательные акты на 5 - 10 лет отстают от практики реформирования экономики РФ, изменения системы государственного управления и хозяйственных отношений. Запаздывание с официальным формированием нормативно-правовых документов, регламентирующих правовые и экономические взаимоотношения ВСЕХ участников процесса создания интеллектуальной собственности (особенно отсутствие установленных правоотношений в области учета и распоряжения правами на результаты науч-но-технической деятельности) привели к утрате государством прав на значительную часть имеющегося научно-технического задела, созданного за счет госбюджета. Только с 1998 г. после завершения массовой приватизации значительной части промышленных и научных организаций были разработаны соответствующие документы (указы Президента РФ и постановления Правительства РФ) по закреплению за государством прав на результаты научно-тех-нической деятельности и распоряжение ими.

Был издан ряд указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ:

1. Указ Президента РФ от 14.05.1998 N° 556 «О правовой защите результатов научно-исследо-вательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения».

2. Указ Президента РФ от 22.07.1998 № 863 «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-техни-

♦Статья 138 ГК РФ размещена в подразд. 3 «Объекты гражданских прав».

ческой деятельности и объектов «интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий».

3. Указ Президента РФ от 14.05.1998 № 556 «О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения».

4. Указ Президента РФ от 22.07.1998 N9 863 «О го-сударственной политике по вовлечению в хозяйствен н ы й оборот резул ьтатов науч но-техн и -ческой деятельности и объектов «интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий».

5. Постановление Правительства РФ от 29.09.1998 N? 1132 «О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения».

6. Постановление Правительства РФ от 30.06.1999 № 720 «Об открытом акционерном обществе «Туполев».

7. Постановление Правительства РФ от02.09.1999 N? 982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности».

8. Постановление Правительства РФ от 10.102000 № 761 «О правилах использования средств, поступающих в 2000 году в доход федерального бюджета от распоряжения принадлежащими Российской Федерации правами на результаты научно-исследовательских, опытно-конструк-торских и технологических работ военного, специального и двойного назначения».

9. Постановление Правительства РФ от 14.5.2001 Nq 372 «О межведомственной комиссии по восстановлению прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, переданные иностранным государствам при организации на их территорияхлицензионного производства вооружений и военной техники, разработанных в бывшем СССР и РФ».

Как следует из этого перечня документов, вопросы управления результатами интеллектуальной деятельности, созданными при выполнении государственного оборонного заказа, уже вышли из стадии всестороннего обсуждения на различных уровнях: периодическая печать, круглые столы специалистов из разных отраслей, парламентские слушания разных комитетов Государственной Думы (по экономической политике и предпринимательству, по образованию и науке, по собственности, по промышленности, строительству и наукоемким техно-

логиям) и т.д. Эти вопросы уже перешли в область выполнения конкретных постановлений и решений, подготовленных органами исполнительной власти. Данные нормативно-правовые документы выражают принятую политику государства в области управления результатами интеллектуальной деятельности НИОКТР ВС и ДН, права на которые принадлежат Российской Федерации.

Дальнейшее развитие вопросы управления результатами интеллектуальной деятельности (РИД) получили в постановлениях Правительства РФ:

10. Постановление Правительства РФ от 14.01.2002 № 7 «О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности».

11. Постановление Правительства от 26.02.2002 № 131 «О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения». Постановления 110,111 предусматривали конкретные и конструктивные действия, направленные на проведение учета и инвентаризации результатов научно-технической деятельности, полученных при выполнении НИОКТР, полностью или частично финансировавшихся за счет федерального бюджета РСФСР и той части государственного бюджета СССР, которая составляла союзный бюджет.

В развитие указанных постановлений Правительством РФ даны соответствующие поручения различным министерствам, в частности поставлены задачи по созданию единого реестра объектов РИД - патентоспособных и непатентоспособных технических решений, разработанных при выполнении НИОКТР ВС и ДН, права на которые принадлежат Российской Федерации. При этом следует отметить, что в условиях рыночного взаимодействия предприятий и организаций разных форм собственности проведение инвентаризации результатов интеллектуальной деятельности с целью вовлечения этих результатов в экономический и гражданско-правовой оборот - задача чрезвычайно сложная.

Создание подобного документа - первый этап на пути вовлечения прав на РИД в экономический и гражданско-правовой оборот, включающий:

• выявление патентоспособных технических решений из огромного массива научно-технической документации на НИОКТР оборонного заказа, т.е. составление единого реестра патентоспособных объектов учета, права на которые принадлежат РФ;

• обеспечение необходимой правовой защиты указанных объектов учета и доведение информации о них до заинтересованных юридических и физических лиц;

• оценку ожидаемого эффекта от реализации включенных в единый реестр технических решений, т.е. включение объекта учета РИД в экономический оборот посредством постановки его на баланс предприятия в качестве нематериального актива;

• проведение анализа последствий включения объектов учета РИД на финансовый баланс предприятия.

Таким образом, рассматривая вопрос инвентаризации и регистрации прав на РИД с системных позиций, можно заключить, что определение порядка государственного учета результатов Н ИОКТР ВС и ДН, права на которые принадлежат Российской Федерации, - первый этап решения проблемы - управление РИД - оценка, правовая зашита, вовлечение в экономический и гражданско-правовой оборот. В свою очередь, для обоснования этого этапа -механизма учета - необходимо:

• разработать требования к соответствующему полномочному органу - комиссии, которая могла бы достаточно компетентно и объективно определить патентоспособность и «товарность» объекта учета РИД, удовлетворять требованиям постановления Правительства РФ от 26.02.2002 № 131 [3] и, следовательно, рекомендовать рассматриваемый объект интеллектуальной собственности для включения в единый реестр;

• разработать проекты форм единого реестра, которые содержали бы достаточный объем информации об объектах РИД для заинтересованных организаций (с целью вовлечения последнего в экономический и гражданско-правовой оборот);

• разработать способы доведения материалов единого реестра до заинтересован ных организаций. Одним из первых возникает вопрос: что же является объектом учета (единицей учета) результатов НИОКТР ВС и Д Н? Причем это определение должно позволить фиксировать индивидуальные особенности каждого объекта и отличать его от других объектов учета. В этом плане можно заключить, что реальный (фактический, физический) объект учета - это патентоспособный (защищенный или незащищенный соответствующими охранными документами), зафиксированный документально (научно-тех-нические отчеты о Н И Р, пояснительные записки по проектам, этапам ОКР, научно-технические отчеты об ОКР, технические описания, инструкции по эксплуатации и т.д.) результат интеллектуальной (научной, научно-технической) деятельности - изобретение, промышленный образец, техническое решение, технология, ноу-хау.

Однако, анализируя научно-технический задел, созданный к настоящему времени на предприятиях

отечественного ВПК, необходимо отметить, что весьма незначительная доля патентоспособных ноу-хау защищена перечисленными выше документами, подтверждающими права правообладателя такими весьма конкретными охранными документами, как патент на изобретение, свидетельство на полезную модель и т.д. Следует отметить, что указанная ситуация сложилась, несмотря на требования ГОСТ BI5.110-81 |6|: «......на полученные в процессе выполнения НИР (ОКР) новые научно-технические решения исполнитель НИР (ОКР) должен оформить через патентную службу заявку на изобретение (п. 1.5). Эти материалы должны содержаться в приложениях к научно-техническому отчету о Н И Р (ОКР), отчетах о патентных исследованиях (п. 2.2.). Указанное требование в то время практически не было подтверждено соответствующим экономическим механизмом, предусматривающим его реализацию. Поэтому на практике дело обстояло иначе. Дело втом, что практически вся наукоемкая продукция, созданная до 1990 г., имела одного патентообладателя - государство, и это принималось без каких-либо охранных документов. Более того, ст. 5 Патентного закона РФ от 23.09.1992 N? 3517-1 в этом смысле имела определенный запретительный

характер: «.........правовая охрана в соответствии с

настоящим Законом не предоставляется изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, признанным государством секретными». В новой редакции Патентного закона (Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Патентный закон» N? 22-ФЗ, вступил в действие 07.03.2003) введен дополнительный разд. VI «Особенности правовой охраны секретных изобретений».

С учетом изложенного представляется целесообразным рассмотреть перечень официальных документов, связанных с выполнением НИОКТР, которые можно рассматривать для решения вопросов о правовой защите РИД. Такими документами, согласно ГОСТ В 15.110-8116|, являются: научно-технические отчеты о НИР, ОКР (этапах таких работ). При этом следует иметь в виду, что указанные документы, содержащие описание сложных технических систем, как правило, весьма объемны. Так, отчеты по комплексным НИР, выполняемым 10 - 20 организациями (обычное количество организаций - соисполнителей комплексной НИР), содержат десятки томов (каждый по 150 - 200 страниц). Конструкторская документация на образец современного вооружения и военной техники (самолет, корабль, зенитный ракетный комплекс и т.д.) содержит сотни томов. Таким образом, осуществление правового и экономического анализа отчетной научно-технической, проектной, конструкторской, технологической

и другой документации с целью выявления в них потенциально охраноспособных результатов (изобретения, промышленные образцы, полезные модели и т.д.) - чрезвычайно сложная и трудоемкая задача. Безучастия организаций-разработчиков и авторов - конкретных создателей объектов интеллектуальной собственности (ИС) не может быть получено объективной оценки управления ИС на всех этапах. При самом деятельном участии этих организаций - разработчиков объектов ИС (в первую очередь и с участием государственных заказчиков разработанных образцов) должны быть решены задачи, необходимые для проведения инвентаризации РИД. Следует также отметить, что в сложившейся в нашей стране в советское время практике разработки и производства вооружения и военной техники (как наиболее наукоемкой области) эти организационно-экономические формы (НИР, ОКР) кроме собственно «производственного» аспекта (решение научной проблемы, разработка нового образца или системы образцов) содержат (применительно к рассматриваемой в статье задаче) огромный к настоящему времени еще не востребованный объем сведений:

• технические задания на НИР, ОКР, утвержденные государственным заказчиком;

• фам ил и и действител ьн ых а второв- разработч и -ков элементов и узлов образцов В ВТ (на каждом листе конструкторской документации на образец ВВТ имеется роспись и фамилия его разработчика);

• фамилии руководителей и организаторов НИОКТР (научного руководителя, ответственного исполнителя, главного конструктора изделий, составных частей, узлов и систем, исполнителей разделов и этапов работ);

• общие расходы, затраченные на эти работы (содержатся в плановой документации на НИР и ОКР);

• кооперация организаций - соисполнителей, их ведомственная принадлежность, их расходы на составные части и элементы НИР и ОКР, взаимодействие по срокам и результатам работ;

• регистрационная и информационная карты, информационный листок, содержащие краткие, систематизированные сведения о НИР (ОКР) и научно-техническихдостижениях, рекомендованных к распространению в промышленности (в частности, информационная карта, в соответствии с ГОСТ В 15.110-81 16], содержит отдельную позицию: сведения об опубликовании, номер авторской заявки на изобретение).

Учитывая информацию, содержащуюся в этих достаточно формализованных научно-организаци-

онных структурах, такой объем сведений информационно-экономического характера позволяет считать установленным порядком оформленные НИР и ОКР, т.е. выполненные в соответствии с техническим заданием и принятые Госзаказчиком расчетными объектами учета РИД. Информационный ресурс этих научно-организационных структур целесообразно использовать для организации государственного учета и управления РИД (инвентаризация, оценка стоимости, правовая зашита с целью последующего вовлечения в экономический и гражданско-правовой оборот).

Исходя из двух типов объектов учета РИД (защищенный охранным документом объект ИС, оформленная установленным образом НИР, ОКР) предлагается сформировать два типа форм единого реестра:

• форма № 1 - реальный объект учета;

• форма N° 2 - расчетный объект учета.

Наряду с объектом учета представляет интерес

определение области распространения соответствующего объекта. Под областью распространения понимается то реально существующее пространство: предприятие, министерство (отрасль), Российская Федерация, СНГ, международное сообщество, в котором должно быть обеспечено правовое использо-вание установленным порядком защищенного объекта учета РИД - изобретение, полезная модель, промышленный образец, новое техническое решение.

До недавнего времени (начало 1990-х гг.) область распространения изобретений, новых технических решений и других РИД НИОКТР ВС и ДН регулировалась жесткими режимными ограничениями. В этих условиях вопрос о популяризации таких идей, полученных в результате выполнения НИОКТР ВС и ДН, вообще не ставился. В настоящее время в постановлении Правительства РФ от 26.02.2002 № 131, п. 15 [6| указывается, что «... сведения, содержащиеся в едином реестре, предоставляются на безвозмездной основе государственными заказчиками и Министерством юстиции РФ заинтересованным органам исполнительной власти и организациям с соблюдением требований законодательства РФ о защите государственной тайны и защите от недобросовестной конкуренции». Это позволяет заключить, что в рамках настоящей работы для всех объектов учета областью распространения является Российская Федерация.

Для объектов учета, которые действуют в сфере военно-технического сотрудничества (ВТС), областью распространения следует считать: союзное государство РФ-Беларусь, страны СНГ, мировое сообщество

Обоснование содержания и структуры единого реестра результатов НИОКТР ВС и ДН, права на которые принадлежат Российской Федерации

Предлагаемый проект форм единого реестра основан на положениях постановления Правительства РФ от 26.02. 2002 N9 131 [3]. В этом постановлении указано: «......госучет РИД осуществляется

в целях информационного обеспечения деятельности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти по правовой защите указанных результатов (п. 4). Госучет результатов интеллектуальной деятельности включает в себя описание объекта учета с указанием индивидуальных особенностей, позволяющих однозначно его идентифицировать и отличить от других объектов учета и внесение данных об объекте учета в единый реестр (п. 6)».

Исходя из основной задачи создания единого реестра и в соответствии с постановлением |3| единый реестр должен удовлетворять определенным требованиям, основными из которых являются:

1. Наличие информации, необходимой и достаточной для реализации правовой защиты авторов объектов учета РИД - юридического оформления и фактического закрепления за автором (физическими и юридическими лицами, в том числе государством) прав на РИД, полученных за счет средств госбюджета.

2. Наличие информации, обеспечивающей возможность заинтересованному потребителю правомерного использования РИД в экономическом и гражданско-правовом обороте. Наряду с этими собственно «производственными» сведениями единый реестр результатов НИОКТР должен удовлетворять соответствующим требованиям режима (обеспечивать защиту интересов государства). В целом, конкретные требования к содержанию единого реестра приведены в п. 11 постановления Правительства РФ от 26.02.2002 N9131:

«Каждый раздел единого реестра состоит из подразделов, содержащих следующие данные об объектах учета:

подразд. 1 - сведения об индивидуальных особенностях объектов учета;

подразд. 2 - сведения об организациях, являющихся исполнителями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения;

подразд. 3 - сведения о государственных заказчиках;

подразд. 4 - сведения об основаниях возникновения и объеме прав Российской Федерации на объекты учета;

подразд. 5 - сведения об авторах, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации принадлежат авторские права на объекты учета или их составные части;

подразд. 6 - сведения о передаче (предоставлении) юридическим или физическим лицам от имени Российской Федерации на использование объектов учета или их составных частей».

Учитывая вышеизложенное, предлагаются проекты единого реестра результатов НИОКТР ВС и ДН, права на которые принадлежат РФ:

• форма № 1 - для реальных объектов учета РИД, защищенных и не защищенных охранными документами, обладающих и не обладающих патентоспособностью;

• форма № 2 - для расчетных объектов учета -НИР и ОКР, выполненных на бюджетные средства.

Наряду с отмеченными выше требованиями к единому реестру включенные в него сведения должны содержать:

• ясное (для заинтересованного потребителя) описание объекта учета РИД, его краткую характеристику и возможную область применения;

• условную классификацию объекта учета в соответствии с международной патентной классификацией [5] для корректного размещения в соответствующих информационных источниках;

• данные о предприятиях - разработчиках и изготовителях, их ведомственную принадлежность на дату создания объекта И С и на дату составления реестра, их адреса, развернутые последние наименования;

• дальнейшую «патентную судьбу» объекта учета, наименование и адрес организации, купившей лицензию, а также предпринятые (в случае необходимости) авторами действия по защите своих прав;

• данные об авторах-разработчиках объектов учета интелектуальной собственности (их фамилии указаны на каждой странице документации, это подтверждает права правообладателя).

Методические рекомендации по подготовке и обработке исходных данных, включенных в единый реестр

Постановлением Правительства РФ от 26.02.2002 № 131 (Положение о государственном

учете......, п. 7) определено: «Государственный учет

результатов интеллектуальной деятельности проводят государственные заказчики». Речь в данном случае идет об ответственности государственного Заказчика НИР, ОКР как органа государственной вла-

сти перед Правительством РФ, т.е. об утверждении материалов, представленных для включения в единый реестр научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации.

В настоящее время госзаказчик обладает в полном объеме сводными итоговыми документами на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и их составные части (заключительные отчеты о НИР, научно-технические отчеты об ОКР, финансово-плановые документы и т.д.). Но госзаказчик не может достаточно объективно оценить патентоспособность огромного количества различных технических решений, разработанных в этих Н ИОКТР (особенно для непрофильных для данного госзаказчика направлений), описания которых, как правило, не приводятся в итоговой документации.

Провести такую работу (оценку патентоспособности или востребованности технических решений) могут специалисты предприятий, на которых осуществлялись обоснование или разработка образца ВВТ, содержащего рассматриваемый объект учета РИД, или на производственном предприятии, где осуществлялось серийное производство образца.

Для проведения работы по выбору патентоспособных технических решений, которые могут быть включены в единый реестр, госзаказчик составляет (утверждает) перечень организаций (предприятий), на которых в рассматриваемый период (например, с 1964 г. по настоящее время) осуществлялись обоснование ТТХ, разработка и серийное производство образцов ВВТ и, следовательно, в принципе, могли быть предложены патентоспособные технические решения (защищенные и не защищенные охранными документами). Причем это могут быть ныне действующие предприятия или правопреемники. Именно сотрудники этих предприятий, используя хранящуюся на этих предприятиях научно-техническую документацию (особенно кадровые работники из числа разработчиков и инженерно-технического персонала), могут объективно провести эту сложную и трудоемкую работу по выявлению и обоснованию патентоспособных технических решений и подготовке на них соответствующих охранных документов.

Для подготовки предложений в проект единого реестра на предприятиях (организациях), указанных госзаказчиком, приказом руководителя организации создается специальная инвентаризационная комиссия по подготовке проектов единого реестра. В составе комиссии должны быть представлены следующие организации, подразделения (службы):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• государственный заказчик;

• дирекция предприятия;

• головные отделы-разработчики рассматриваемых объектов учета (или их правопреемники);

• патентно-лицензионная служба;

• планово - финансовая служба (бухгалтерия);

• служба маркетинга;

• служба режима;

• юридическая служба.

В состав инвентаризационной комиссии могут быть включены также представители аудиторских, консультативных и оценочных организаций. Руководителем (председателем) комиссии целесообразно назначать представителя головного отдела - разработчика наиболее наукоемкого объекта учета РИД (обычно главный инженер, заместитель директора по науке и т.д.). Решение о привлечении экспертов разных специальностей и уровней принимается руководителем организации по представлению (на основании запроса) руководителя комиссии. Состав комиссии утверждается приказом госзаказчика соответствующей НИР, ОКР.

Необходимость включения в состав комиссии представителей юридической службы, маркетинга, службы режима требует некоторого пояснения. Особенность современного этапа экономического развития страны в целом, и отраслей в частности, состоит в том, что в настоящее время для решения задачи управления ИС в полном объеме следует не только обеспечить правовую защиту и юридическое закрепление прав на объекты учета (например, технические решения), но и ориентировочно определить востребованность этого объекта ИС в экономической сфере, прежде всего в народном хозяйстве страны. Именно это в определенной степени обусловливает эффективность процесса вовлечения РИД в экономический оборот. Поэтому в состав комиссии должен быть включен специалист по маркетингу (менеджменту), обладающий знаниями в области спроса на продукцию (технические решения), связанную с профилем предприятия. Например, возможность применения патентуемого технического решения в области строительства, как правило, обеспечивает в настоящее время повышенный спрос на это решение (на это «ноу-хау»).

Необходимость присутствия в составе комиссии представителя юридической службы обусловлено тем, что для вовлечения даже правозащищенного объекта учета в экономический и гражданско-правовой оборот требуется разработка четких юридических норм распределения вознаграждения за реализацию РИД (правозащищенного объекта учета). Эти нормы должны регулировать взаимоотношения между всеми действительными участниками создания объекта учета: автор - работодатель (предприятие) - госзаказчик - государство, а не только между продавцом образца В ВТ и государством, как это в

основном имеет место в настоящее время. Кроме того, отсутствие в настоящее время подобных норм приводит к усилению центробежных тенденций в масштабе отрасли и страны, особенно для сборочных серийных предприятий, имеющих право внешнеторговой деятельности и производящих конечную продукцию. Представитель службы режима обеспечивает сохранение интересов государства в представлении заинтересованным ведомствам информации о РИД, содержащейся в выполненных НИ-ОКТР.

Комиссия проводит научно-технический, правовой и экономический анализ результатов интеллектуальной деятельности, содержащийся в НИ-ОКТР, выполненных на бюджетные средства.

Целью научно-технического анализа является выявление объектов учета РИД - патентоспособных технических решений, право распоряжаться которыми принадлежит Российской Федерации.

Целью правового анализа является определение правообладателя и обоснование принципов распределения авторского вознаграждения за выявленный объект РИД, включая установление действительности документов, охраняющих права правообладателя.

Целью экономического и маркетингового анализа является определение коммерческой ценности и перспектив коммерческой реализации выявленных объектов учета и прав на них, в первую очередь при поставках продукции на экспорт.

На конкретном предприятии сформированная таким образом комиссия предварительно, до проведения общего заседания (как правило, председатель комиссии и представитель госзаказчика) составляет перечень НИР (ОКР), в которых участвовало предприятие в течение рассматриваемого периода (например, с 1964. г. по настоящее время) в качестве головной организации или соисполнителя НИОКТР ВС и ДН, выполнявшихся на бюджетные средства. Эта предварительная работа выполняется по данным планового подразделения и Госзаказчика.

По каждой из названных НИОКТР приказом директора предприятия назначается ответственный из числа членов комиссии или приглашенных к работе в комиссию сотрудников предприятия. Ответственный за соответствующую работу и закрепленные за ним сотрудники знакомятся с научно-техническими документами, находящимися на предприятии или у Госзаказчика, подтверждающими права правообладателя на объекты учета РИД в данной НИОКТР ВС и ДН.

На основе анализа полученной информации (из имеющейся в наличии научно-технической документации и сведений от непосредственных участников и руководителей НИОКТР) ответственный член комиссии (и закрепленные за ним сотрудники

предприятия) составляют пояснительную записку, в которой излагает отчет о проделанной работе: перечень изученных научно-технических отчетов о НИР и ОКР, список защищенных охранными документами научно-технических решений, предлагаемые технические решения для включения в единый реестр и т.д.

В качестве приложения к указанной записке должны быть заполнены две формы проекта единого реестра:

• форма N9 1 - для реальных объектов учета (защищенных и патентоспособных технических решений);

• форма № 2 - для расчетных объектов учета -НИР и ОКР.

При этом следует отметить, что форма № I единого реестра (реальные объекты учета) имеет преимущественное применение для КБ, имеющих опытное производство, и предприятий, связанных с серийным производством, а форма N° 2 единого реестра - расчетные объекты учета - для НИИ.

Указанные материалы (проекты форм единого реестра и пояснительная записка) сотрудник предприятия, ответственный за данную НИОКТР член комиссии докладывает на заседании комиссии. На этом обсуждении должна быть установлена позиция комиссии по всем входящим в реестр графам. После обсуждения составляется протокол, который вносится в пояснительную записку, и проект единого реестра готовится для рассмотрения на научно-техническом совете (НТС) предприятия.

Кроме того, комиссия должна подготовить предложения службе режима об изменении порядка и сроках хранения грифованной научно-техни-ческой литературы. Содержание этих предложений: прекратить уничтожение научно-технической документации, у которой истек срок хранения (в том числе диссертации, дипломные работы), до окончания работы по инвентаризации РИД (до утверждения единого реестра).

В работе НТС по обсуждению единого реестра должны участвовать представители госзаказчика, защищающие интересы государства в области учета РИД НИОКТР ВС и ДН, выполненных на бюджетные средства, и вовлечения их в экономический оборот, а также представители соответствующих главков промышленности. После обсуждения на

научно-техническом совете предприятия проект единого реестра (по защищенным и патентоспособным объектам учета) подписывается директором предприятия и представляется в соответствующее министерство (по подчиненности предприятия). После рассмотрения и согласования в министерстве проект единого реестра представляется для утверждения госзаказчику.

Литература

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.01.2002 N° 7 «О порядке инвентаризации и стоимостной оценки прав на результаты научно-технической деятельности».

2. Методические рекомендации по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности. Утверждены распоряжением Минимущества России, Минпромнауки России, Минюста России от 22.05.2002 № 1272-р/Р-8/149.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2002 № 131 «О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1999 г. N9 720 «Об открытом акционерном обществе «Туполев».

5. Международная патентная классификация (Шестая редакция, издание 2-е, стереотипное). Введение в МП К. Перечень основных групп. М., Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам (Роспатент). Всероссийский НИИ патентной информации (ВНИИ-ПИ), М., 1998.

6. ГОСТ В 15.110-81. Документация отчетная научно-техническая на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Основные понятия. Изд. стандартов.

7. Михайлов И.В. Проблемы использования интеллектуальной собственности, созданной в процессе выполнения государственного оборонного заказа. Вооружение. Политика. Конверсия. № 4, 1999 г.

8. Щеверов Ю.Д. Проблемы инновационной политики. Воен.-промышл. курьер N9 22 (39), 16 -22.06.2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.