Научная статья на тему 'Определение вклада разработчиков образцов сложной техники в интеллектуальную составляющую товарной продукции'

Определение вклада разработчиков образцов сложной техники в интеллектуальную составляющую товарной продукции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
89
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Климович Е.С.

Предложен методический подход, обеспечивающий защиту правовых и экономических интересов действительных создателей объектов интеллектуальной деятельности, которые содержатся в образцах сложной техники, реализуемых по рыночным ценам. подход основан на использовании принципов действующего постановления правительства РФ от 21.03.1994 № 218 «о минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение вклада разработчиков образцов сложной техники в интеллектуальную составляющую товарной продукции»

Оценка интеллектуальной

собственности

определение вклада разработчиков образцов сложной техники

в интеллектуальную составляющую

товарной продукции

Е.С. КЛИМОВИЧ,, кандидат технических наук

Предложен методический подход, обеспечивающий защиту правовых и экономических интересов действительных создателей объектов интеллектуальной деятельности, которые содержатся в образцах сложной техники, реализуемых по рыночным ценам. Подход основан на использовании принципов действующего постановления Правительства РФ от 21.03.1994№ 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства» [1].

В начале 1990-х гг. в социально-экономическую жизнь нашей страны на уровне высоких нормативно-правовых документов (Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ [2]) впервые введено понятие интеллектуальная собственность (ИС). К настоящему времени разработано значительное число документов, регулирующих различные вопросы управления ИС: инвентаризация, оценка стоимости, обеспечение правовой защиты, вовлечение в экономический и гражданско-правовой оборот, определение размера авторского вознаграждения действительным создателям ИС. К их числу можно отнести федеральные законы, непосредственно имеющие отношение к управлению объектами ИС:

• Патентный закон РФ [3];

• «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров» [4];

• «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» [5];

• «О правовой охране топологий интегральных микросхем» [6];

• Об авторском праве и смежных правах [7, 8];

• «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» [9].

Однако следует признать, что принимаемые в сфере управления интеллектуальной собствен-

ностью (учет и распоряжение собственностью) нормативно-правовые документы конкретного содержания на 5 — 10 лет отстают от практики реформирования экономики РФ, изменения системы государственного управления и хозяйственных отношений. Запаздывание с официальным формированием нормативно-правовых документов, регламентирующих правовые и экономические взаимоотношения всех участников процесса создания интеллектуальной собственности (особенно отсутствие установленных правоотношений в области учета и распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности), привело к утрате государством прав на значительную часть имеющегося научно-технического задела, созданного за счет госбюджета. Только с 1998 г., после завершения массовой приватизации значительной части промышленных и научных организаций, были разработаны соответствующие документы (указы Президента РФ и постановления Правительства РФ) по закреплению за государством прав на результаты научно-технической деятельности и распоряжение ими.

Был издан ряд указов Президента РФ [10, 11]:

1. «О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и

технологических работ военного, специального и двойного назначения».

2. «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов «интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий».

А также ряд постановлений Правительства РФ [12 - 16]:

1. «О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения».

2. «Об открытом акционерном обществе «Туполев».

3. «Об использовании результатов научно-технической деятельности».

4. «О правилах использования средств, поступающих в 2000 году в доход федерального бюджета от распоряжения принадлежащими Российской Федерации правами на результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения».

5. «О межведомственной комиссии по восстановлению прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, переданные иностранным государствам при организации на их территориях лицензионного производства вооружений и военной техники, разработанных в бывшем СССР и РФ».

В соответствии с этими и другими документами ИС должна рассматриваться как товар, и как любой товар при наличии соответствующего товарооборота должна приносить доход всем участникам процесса товарооборота, в том числе и действительным создателям ИС (а не только успешным продавцам, как это имеет место в настоящее время).

Большинство из упомянутых НПД исполнительной власти регулируют правоотношения на этапе инвентаризации, оценки стоимости, обеспечения правозащиты ИС. Следует признать, что в реальной действительности к настоящему времени в области вовлечения ИС в экономический оборот действует одно постановление Правительства РФ от 23.03.1994 № 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства». В соответствии с этим постановлением действительным создателям произведений литературы и искусства за каждое исполнение их произведения

предусмотрено отчисление конкретного процента от поступающего дохода (суммы валового сбора от продажи билетов за публичное исполнение, отпускной цены изделия декоративно-прикладного искусства и т. д.). Следует отметить, что вопреки бытующему мнению, что строгость отдельных российских законов компенсируется возможностью их невыполнения; это постановление выполняется.

Справка. О результативности действия постановления Правительства РФ от 21.03.1994 № 218 по вовлечению данного вида ИС - публичное исполнение произведений - в экономический оборот в определенной степени можно судить по финансовым итогам работы Российского авторского общества (РАО). Как известно, эта организация, в частности, по договору может управлять имущественными правами авторов, т. е. обеспечивать учет сумм валового сбора и других поступлений, поступающих от продажи билетов за публичное исполнение произведений и получение соответствующего вознаграждения авторами. Порядок реализации этого разработан в постановлении Правительства РФ от 21.03.1994 № 218. В статье С. Федотова, председателя правления РАО, «Итоги работы Российского авторского общества за 2004 год» [ 1 ] сообщается, что за 2004 г. общие сборы авторского вознаграждения превысили 900 млн руб. Сфера публичного исполнения произведений по-прежнему остается ведущей по объемам сборов авторских вознаграждений. За данный вид использования произведений сборы авторского вознаграждения составляют 46,4 % от общей суммы сборов, прирост за 2004 г. равен 27,1 %. Следовательно, для тех авторов, которые заключили договор с РАО, в 2004 г. общая сумма сборов за публичное исполнение их произведений составила: 900 х 0,464 = 417,6 млн руб.

Финансовый итог деятельности РАО является в определенной степени показателем эффективности действия постановления по вовлечению результатов интеллектуальной деятельности данного вида в экономический оборот, который составил в 2004 г. не менее 417,6 млн руб.

Эффективность выполнения этого постановления в значительной степени можно объяснить тем, что оно реализует совершенно понятные материальные интересы конкретных людей - авторов объектов ИС (исполняемых произведений) и достаточно просто контролируется. Пример тому - весьма эффективные судебные процессы, как правило, заканчивающиеся удовлетворением

исков истцов — авторов произведений, чьи права нарушены.

Однако это постановление Правительства РФ, эффективно работающее более 10 лет, касается весьма узкого круга создателей специфической ИС — авторов различных публично исполняемых произведений. В отношении инженерно-технического корпуса, усилиями которого созданы первоклассные образцы отечественного вооружения, этого сказать нельзя. Дело в том, что конкурентоспособные образцы отечественной техники, продаваемые по мировым ценам, естественно, включают стоимость содержащейся в ней ИС. Однако к настоящему времени в стране отсутствуют соответствующие нормативно-правовые документы, обеспечивающие расчет авторского вознаграждения и доведение его до действительных создателей ИС, содержащейся в отечественных образцах сложной техники, продаваемых по мировым ценам.

Можно привести еще один нормативно-правовой документ из сферы научно-технической деятельности, в котором частично решается задача по вовлечению ИС в экономический оборот: постановление Правительства «Об открытом акционерном обществе «Туполев» [13]. В этом постановлении проведена оценка государственным заказчиком, т. е. государством, своих прав на техническую документацию (на результаты интеллектуальной деятельности), разработанную этим известным отечественным авиационным конструкторским бюро (КБ) в ходе научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКТР), выполненных на бюджетные средства: «... Акционерному обществу «Туполев» передаются в установленном порядке в качестве вклада в его уставный капитал... принадлежащие Российской Федерации права на результаты интеллектуальной деятельности (научно-исследовательских, опытно — конструкторских и технологических работ согласно приложению.

Установить, что доля Российской Федерации в уставном капитале создаваемого акционерного общества «Туполев» должна составлять 50 процентов плюс 1 акция». В приложении к данному постановлению перечислены результаты интеллектуальной деятельности (конструкторская документация на самолеты и другую технику, разработанная этим конструкторским бюро в течение многих лет), права на которые передаются акционерному обществу «Туполев» в качестве вклада в его уставный капитал.

Так была установлена эта стоимость для обеспечения владения государством контрольного пакета акций этого предприятия. О научной

обоснованности собственно оценки этой ИС в постановлении не упоминается, в то же время это постановление — серьезный шаг в направлении исследования проблемы управления ИС в полном объеме, так что в плане разработки методов ее решения этот нормативно-правовой документ является достаточно конструктивным.

Следует отметить, что в практике отечественного законодательства советского периода в области авторского права (тогда понятие интеллектуальная собственность в нормативно-правовых документах не применялось) были примеры решения задач определения размеров авторского вознаграждения. Так, в соответствии с постановлениями Совета Министров РСФСР «Об авторском гонораре за литературно-художественные произведения» и «Об авторском гонораре за произведения политической, научной, производственно-технической, учебной и другой литературы» были установлены четкие нормы авторского вознаграждения за создание соответствующих произведений [17, 18]. Эти нормы просуществовали около 30 лет, регулируя достаточно тонкие взаимоотношения в системе автор — издательство — государство. Указанное обстоятельство позволяет рассматривать установление подобных норм как вполне корректное решение данного вопроса.

В целом изложенное позволяет считать, что в современных условиях постановление Правительства РФ от 21.03.1994 № 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства» является эффективно работающим нормативно-правовым документом. Это обстоятельство в полном соответствии с провозглашенным в Гражданском кодексе РФ принципом аналогии закона (ст. 6) позволяет использовать подобный подход к управлению объектами ИС в другой области (технической), например, когда факт продажи отечественного образца сложной техники за рубеж по рыночным ценам можно рассматривать как вовлечение объекта ИС в экономический оборот. В этом случае цену, которую зарубежный покупатель платит за товар (образец сложной техники), — рыночную цену можно рассматривать (в денежном выражении) в качестве обобщенного показателя эффективности вовлечения объекта ИС в экономический оборот. Из этой цены определенные отчисления необходимо осуществить государственным структурам, предприятиям, производящим серийную продукцию, а также реальным создателям ИС, содержащейся в рассматриваемом образце.

Для обоснования возможности применения идей и принципов, на основе которых разработано постановление № 218, к другой области (к образцам сложной техники, продаваемым за рубеж) необходимо более подробно рассмотреть этот подход с позиций решения подобных задач методами исследования операций. Подобно тому, как в постановлении № 218 не рассматривается вопрос о методах определения цены билетов за исполнение произведений, отпускной цены аудиовизуальной продукции и т. д., для образцов сложной техники, продаваемых за рубеж, не рассматривается метод определения рыночной цены образца. Эта величина рассматривается как исходная и далее используется как необходимое условие для определения соответствующего вознаграждения создателям ИС, содержащейся в продаваемом по рыночной цене образце. Далее более подробно рассматриваются принципы формирования этого документа, действующего в современных условиях российской экономики в течение более 10 лет (по оценкам некоторых журналистов один год перестроечной жизни соответствует пяти годам стабильного развития, так что срок, календарный и с учетом сложности, - довольно внушительный). Эти принципы позволили разработать конкретный механизм вовлечения объектов ИС (публичное исполнение произведений) в экономический оборот и определения размеров соответствующего вознаграждения действительным создателям данного объекта ИС. Постановление распространяется на достаточно широкий круг произведений, в которых реализуется данный вид ИС - публичное исполнение произведений, выпуск и прокат аудиовидеопроизведений, воспроизведение и тиражирование произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства и т. д. Всего рассмотрено 34 вида таких произведений: драматические, музыкально-драматические, балет, концертное исполнение, воспроизведение произведений в звуковой (механической) записи, воспроизведение и тиражирование произведений декоративно-прикладного искусства и т. д.

В целях реализации содержащегося в постановлении подхода для указанных видов произведений выделяются их основные составные части, этапы, составляющие основу этих произведений как объектов ИС: текст, музыка, хореография, художественное оформление, сценография и т. д. Далее для каждого такого этапа, составной части в постановлении установлены конкретные величины авторского вознаграждения в процентах от основного экономического показателя данного вида ИС.

В качестве такого показателя используются: сумма валового сбора, поступающего от продажи билетов за публичное исполнение одного произведения, отпускная цена каждого выпущенного экземпляра звукозаписи, доход от сдачи в прокат каждого экземпляра аудиовизуального произведения, отпускная цена каждого экземпляра предмета декоративно-прикладного искусства и т. д. Получаемый таким образом результат вовлечения данной ИС в экономический оборот в денежном выражении в реальной действительности обеспечивается естественно-рыночным способом, в результате чего формируется необходимый показатель - сумма валового сбора, поступающая от продажи билетов за публичное исполнение произведения.

Затем этот результат используется в интересах реализации следующего этапа управления ИС: определение авторского вознаграждения действительным создателям конкретного объекта ИС. С этой целью в постановлении № 218 предусмотрены конкретные показатели - проценты от общей суммы доходов, получаемых от реализации данной ИС (публичное исполнение произведений): сумма валового сбора от продажи билетов, отпускная цена объекта ИС (экземпляр аудиовизуального произведения, предмет декоративно-прикладного искусства). Эти проценты в принципе характеризуют долю автора соответствующей составной части конкретного объекта ИС (автор текста, композитор, художник, хореограф и т. д.) в создании этого объекта ИС в целом. Метод определения этих величин в постановлении не приводится. Как уже отмечалось, формализация таких процессов для корректного определения подобных величин весьма затруднена. В настоящее время для определения таких величин используются методы экспертных оценок.

Применение методов экспертных оценок позволяет определить долевое участие для всех создателей объектов ИС. Эти методы используются для количественных оценок явлений, не поддающихся непосредственному измерению. Они основываются на суждениях специалистов. Указанные показатели разработаны для достаточно широкого круга объектов ИС данного типа (произведения драматические, музыкально-драматические, концертные, эстрадные, цирковые, аудиовизуальные, декоративно-прикладного искусства) и действительных создателей этих объектов ИС: авторов, композиторов, художников, хореографов, переводчиков и т. д. Численные значения этих показателей составляют 0,5 — 11 % от общей суммы дохода конкретным создателям объектов ИС данного типа

(автор текста, композитор, художник, хореограф и т. д.). При этом доля авторского вознаграждения на весь коллектив создателей объекта ИС составляет 7,5 — 19,5 % от общей суммы дохода.

В соответствии с содержащейся в постановлении идеологией необходимо представить процесс создания ИС, содержащейся в образце техники, состоящем из основных составных частей. Эти части (стадии, этапы) должны быть выбраны таким образом, чтобы в них достаточно четко проявлялась роль, вклад действительных создателей ИС в конечный результат — образец сложной техники: корабль, самолет... Кроме того, эти этапы, естественно, должны отражать физический смысл рассматриваемого процесса создания ИС в образце техники.

В учебном пособии «Теория вооружения» [19] рассматриваются следующие основные стадии (этапы) жизненного цикла изделия (образца) сложной техники (табл. 1).

В интересах разработки темы статьи в процессе создания отечественного образца сложной техники в принципе выделяются следующие стадии: исследование и обоснование разработки, разработка, серийное производство. Для раскрытия темы не представляют интерес стадии эксплуатации, ремонта, утилизации, так как показатель эффективности вовлечения ИС в экономический оборот — рыночная цена образца, которая возникает и может быть реализована после стадии производства. Поэтому для определения вклада действительных создателей ИС, содержащейся в образце сложной техники, рассматриваются эти (три) стадии жизненного цикла образца, в кото-

рых можно, в принципе, выделить исполнителя, который вносит наибольший вклад в создание ИС на данной стадии (табл. 2). Наряду с этим в табл. 2 представлены основные учреждения-исполнители и содержание выполняемых работ при создании ИС в отечественных образцах сложной техники

При этом необходимо иметь в виду, что специфика создания отечественных образцов сложной техники состоит в том, что достаточно четко прослеживается тенденция: действительные создатели ИС — заказчик, разработчик, производитель в той или иной степени участвуют практически во всех стадиях создания образца. Так, заказчик (заказывающее управление, научно-исследовательские организации, представительства заказчика, полигоны) участвует во всех стадиях, но на стадии исследования и обоснования разработки образца и его испытаниях его участие наибольшее, и головной организацией на этой стадии создания образца, как правило, является научно-исследовательская организация (НИО), подчиненная непосредственно заказчику. В то же время заказчик через свои учреждения (заказывающее управление, НИО, представительства заказчика, полигоны) осуществляет постоянное специально-техническое сопровождение создания образца техники на всех стадиях (обоснование требований, разработка, изготовление опытного образца, испытания, приемка в эксплуатацию, серийное производство).

Как известно, процесс создания сложной техники состоит из ряда этапов, которые достаточно определенно регламентируются соответствующими нормативно-правовыми документами, предус-

Таблица 1

Схема типового жизненного цикла изделий и распределения вида работ

Стадия Виды работ

Исследование и обоснование разработки Проработки заказчика, исполнителя работ по созданию изделий

НИР по созданию изделий

Разработка и выполнение аванпроекта

Разработка ОКР по созданию изделий

Производство Постановка на производство

Серийное (массовое) производство

Строительство, монтаж, сборка и наладка

Поставка

Снятие с производства

Эксплуатация Приемка (ввод) в эксплуатацию

Техническая штатная, одноконтрольная, лидерная эксплуатация

Прекращение эксплуатации

Капитальный ремонт (для капитально ремонтируемых изделий) Разработка ремонтной документации

Постановка на ремонтное производство

Серийное (массовое) ремонтное производство

Поставка из ремонта

Снятие с ремонтного производства

Таблица 2

Вклад разных создателей ИС, содержащейся в образцах сложной техники, в конечный продукт

Стадия Содержание работ Основной исполнитель Вклад исполнителя в создаваемую ИС, %

Исследование и обоснование разработки Определение исполнителей работ. НИР по обоснованию требований к образцу. Специально-техническое сопровождение на всех стадиях. Проведение испытаний и приемка в эксплуатацию Заказчик (заказывающее управление, научно-исследовательские организации, представительства заказчика, полигоны) 25

Разработка Опытно-конструкторская работа по созданию образца НИИ и КБ промышленности (головной разработчик, организации-соисполнители) 55

Производство Серийное производство образца Предприятия промышленности (сборочный завод, предприятия-поставщики комплектующих изделий) 20

мотренными стандартом: разработка ТЗ на НИР по обоснованию образца, НИР, разработка ТТТ к образцу, разработка ТЗ на ОКР и т. д. Каждый из этапов имеет свою отчетность, своих исполнителей, оказывает свое влияние на результат работы в целом: серийный выпуск образца с заданными характеристиками.

Определение величин вклада различных создателей ИС в конечный продукт — образец сложной техники — это весьма трудно формализуемая задача, которая в определенном смысле весьма близка к искусству. Тем не менее ее необходимо решать, и в принципе есть пример решения подобной задачи на уровне нормативно-правового документа высокого уровня — постановления Правительства РФ от 21.03.1994 № 218. Как уже отмечалось, для количественной оценки явлений, не поддающихся непосредственному измерению, в настоящее время наиболее употребительны методы экспертных оценок. Для проведения оценок в этом случае требуются эксперты, обладающие соответствующими знаниями и опытом работы в системных подразделениях учреждений заказчика, на головных предприятиях разработчика и сборочных заводах. Так что эта задача трудна не только в научно-методическом отношении, но и в организационном плане, так как для исследований по разработке методики, а главное для согласования результатов понадобится очень мощный административно-научный ресурс.

Приведенные в табл. 2 данные (вклад соответствующих исполнителей в создание ИС) носят условный характер (рассмотрены в качестве примера). Научно обоснованное получение этих величин с использованием полномасштабных математических моделей, адекватно и корректно отражающих процесс вовлечения ИС, содержащейся в образцах

сложной техники, в экономический оборот — дело весьма отдаленной перспективы. Более оперативное получение этих величин, как уже отмечалось, возможно с использованием различных методов экспертных оценок, которые также требуют проведения соответствующих исследований.

При этом априори можно отметить, что для разных видов техники (стрелковое оружие, артиллерия, ракетные комплексы, самолеты, корабли и т. д.) эти цифры, естественно, будут отличаться, что обусловлено разным состоянием этой техники. Например, для образцов техники с давно сформированными и устоявшимися на протяжении многих десятилетий ХХ в. принципами действия (стрелковое оружие, ствольные наземные и зенитные артиллерийские системы и боеприпасы к ним, бронетанковая техника) возрастает доля ИС, содержащейся на стадии производства. Для этих достаточно традиционных видов техники основные усилия их создателей направлены на совершенствование и удешевление технологии их массового производства. Для образцов, использующих сравнительно новые и последние достижения науки и техники (радиолокация, ракетная техника, высокоточное оружие и т. д.), возрастает доля ИС, содержащейся на стадии разработки. В период радикальных социально-экономических преобразований, происходящих в нашей стране в последнее десятилетие ХХ в., возрастает доля ИС, содержащейся на стадии исследования, обоснования и организации разработки вследствие необходимости поиска новых форм работы по созданию сложной техники в стремительно изменяющихся социально-экономических и политических условиях.

Рассматривая научные подходы к определению этих величин, необходимо отметить следующее.

Если обратиться к соответствующим отечественным научно-методическим материалам в области создания сложной техники, то можно заключить, что до начала 1990-х гг. понятия интеллектуальная собственность в них вообще не было. Естественно, не проводились исследования по определению каких-либо характеристик, связанных с ИС, например, определение доли стоимости ИС в общей стоимости образца.

Далее предлагается основанный на действующем постановлении № 218 методический подход к определению минимальных ставок авторского вознаграждения действительным авторам за создание ИС, содержащейся в конкурентоспособных образцах отечественной техники.

Определение вклада создателей в объект ИС. Для корректного исследования процесса вовлечения ИС в экономический оборот необходимо создание полномасштабной модели этого процесса, адекватно отражающей сложную и трудно формализуемую реальность этого процесса. Причем для каждого объекта ИС (ОИС) это будет своя среда, свои специфические формульные зависимости, позволяющие производить количественные оценки. Разработка моделей подобного уровня требует сосредоточения усилий высококвалифицированных специалистов и весьма значительных трудозатрат.

Для определения вклада конкретных исполнителей в создание объектов ИС целесообразно использовать сложившуюся в отечественном оборонно-промышленном комплексе (ОПК) в течение десятков лет четкую, строго иерархическую систему разработки и производства вооружения и военной техники (ВВТ). Дело в том, что на каждой стадии создания образца ВВТ в принципе официально определено соответствующее юридическое лицо — головной исполнитель, обладающий полной информацией о создаваемом образце (на этой стадии), и что самое важное (особенно в настоящее время) несущий ответственность перед государственным заказчиком, т. е. государством. Именно в исполнительных структурах этого юридического лица: госзаказчик (заказывающее управление министерства), головной разработчик (головной НИИ или КБ), сборочное предприятие (серийный завод) в принципе возможно получение объективной и полной информации о вкладе конкретного коллектива и физического лица в создание рассматриваемого образца на всех стадиях его создания: от зарождения идеи до воплощения ее в металл, на испытаниях и при налаживании серийного производства.

Это достаточно трудозатратная работа, сложная своей новизной и деликатностью, так как связана с оценкой конкретных человеческих личностей. Особенно она сложна в случае рассмотрения ранее выполненных разработок, когда о вкладе конкретных личностей очень трудно судить.

Однако при решении подобных задач новое время, постсоветское, предоставило в распоряжение исследователя определенный исторический материал. Следует отдать должное нашему демократическому времени, которое позволило раскрыть архивы памяти и рассказать о работе многочисленных предприятий отечественного ОПК и его коллективов по созданию наиболее известных образцов отечественного оружия. Правда, сводные материалы по этим вопросам, как правило, содержатся в юбилейных изданиях. При этом следует отметить, что значительное количество наших известных НИИ и КБ были созданы в предвоенные и ранние послевоенные годы, так что круглых дат в обозримый временной промежуток вполне достаточно.

В первую очередь следует включить в список тех лиц, которые в прямой постановке имеют отношение к созданию ИС, содержащейся в конкретном образце, т. е. имеющие охранные документы и другие документы, подтверждающие причастность данного лица к созданию ИС: патенты, свидетельства на изобретения, рационализаторские предложения, диссертации и дипломы, защищенные по тематике данного образца, сведения о включении в Единый Реестр и т. д. Наряду с доказательствами, свидетельствующими о вкладе конкретного физического лица в создание ИС, следует иметь в виду, что в наше недалекое советское время существовала достаточно развитая система льгот и поощрений, предусмотренных Советской властью для своих граждан за самые различные достижения в труде, в том числе и за создание ИС. К числу таких поощрений следует отнести: лауреатство самых разных премий, почетные звания, депутатство различных уровней, участие в различных поездках (по стране и за рубеж), представительство в различных органах и т. д.

С учетом изложенного для рассмотрения в проект списка создателей ИС, содержащейся в конкретном образце, должны быть включены:

ведущие инженеры и направленцы управления заказчика;

ведущие инженеры представительства заказчика и испытательного полигона;

главные конструкторы разработки в целом и отдельных составных частей;

научные руководители, ответственные исполнители НИР, выполненных в обеспечение создания соответствующего образца;

ведущие инженеры (по тематике образца) серийных заводов;

авторы, имеющие охранные документы, подтверждающие их авторские права—свидетельство на изобретение, рационализаторские предложения;

авторы объектов ИС, включенные в Единый Реестр (при условии, если данный объект ИС используется в рассматриваемом образце);

лица, награжденные орденами и медалями СССР и РФ за создание конкретного образца;

лица, удостоенные почетных званий СССР и РФ (лауреатство, почетные специальности) за создание соответствующего образца;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

соискатели, защитившие диссертации, дипломные работы по соответствующей тематике и их научные руководители;

лица, отмеченные за участие в создании образца различными поощрениями от государства: депутатство, участие в делегациях, поездках и т. д.

В отечественной практике уже имеется нормативно-правовой прецедент — постановление Правительства РФ «О правилах использования средств, поступающих в 2000 году в доход федерального бюджета от распоряжения принадлежащими Российской Федерации правами на результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения» [15]. Этот документ содержит пример количественного соотношения в области распределения доходов от реализации результатов интеллектуальной деятельности в области НИОКТР. В соответствии с этими правилами:

«...3. Средства, поступающие в доход федерального бюджета от распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности, направляются:

а) в размере 30 процентов — на финансирование расходов, связанных с текущим содержанием Федерального агентства по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности...;

б) в размере 70 процентов — на финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторс-

Литература

ких и технологических работ военного, специального и двойного назначения».

Таким образом, применяя предусмотренный Гражданским кодексом РФ (ст. 6) принцип аналогии закона, можно заключить, что на финансирование расходов, связанных с выплатой вознаграждения действительным создателям интеллектуальной собственности, содержащейся в конкурентоспособных образцах сложной техники, можно выделить не менее 30 % средств, поступивших в доход федерального бюджета от реализации этих прав на рынке товаров и услуг.

При этом следует иметь в виду, что важнейшим условием надлежащего выполнения излагаемых ниже методических рекомендаций по распределению стоимости интеллектуальной собственности, содержащейся в конкурентоспособных образцах сложной техники между ее действительными создателями, является наличие государственных гарантий. Эти гарантии должны распространяться на получение головным разработчиком соответствующей доли денежных средств при продаже образца по мировым рыночным ценам. Именно решение вопроса повышения заинтересованности, в том числе и материальной, конкретных создателей ИС позволит действительно выявить результаты НТД.

В качестве такой гарантии может рассматриваться нормативно-правовой документ, аналогичный постановлению Правительства РФ от 21.03.1994 № 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства».

В этом плане излагаемые далее материалы могут рассматриваться как научно-методическое обоснование проекта такого документа: «О минимальных ставках авторского вознаграждения за создание объектов интеллектуальной собственности в области сложной техники».

Так как для отечественной практики вопросы управления интеллектуальной собственностью — дело совершенно новое, то необходимо использовать любые методические материалы и подходы, которые появились в последнее время, в частности, практику реализации постановлений Правительства РФ.

(Окончание следует)

1. Постановление Правительства РФ от 21.03.1994 № 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства».

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части I, II, III).

3. Патентный закон РФ (от 23.09.1992 № 3517-1).

4. Закон РФ от 23.09.1992 № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров».

5. Закон РФ от 23.09.1992 № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных».

6. Закон РФ от 23.09.1992 № 3526-1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем».

7. Закон РФ от 09.07.1993 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (в ред. от 19.07.1995 № 110-ФЗ).

8. Закон РФ от 20.07.2004 № 72-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах».

9. Закон РФ от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

10. Указ Президента РФ от 14.05.1998 № 556 «О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения».

11. Указ Президента РФ от 22.07.1998 № 863 «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов «интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий».

12. Постановление Правительства РФ от 29.09.1998 № 1132 «О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения».

13. Постановление Правительства РФ от 30.06.1999 № 720 «Об открытом акционерном обществе «Туполев».

14. Постановление Правительства РФ от 02.09.1999 № 982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности».

15. Постановление Правительства РФ от 10.10.2000 № 761 «О правилах использования средств, поступающих в 2000 году в доход федерального бюджета от распоряжения принадлежащими Российской Федерации правами на результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения».

16. Постановление Правительства РФ от 14.05.2001 № 372 «О межведомственной комиссии по восстановлению прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, переданные иностранным государствам при организации на их территориях лицензионного производства вооружений и военной техники, разработанных в бывшем СССР и РФ».

17. Постановление Совета Министров РСФСР от 07.04.1960 № 530 «Об авторском гонораре за литературно-художественные произведения».

18. Постановление Совета Министров РСФСР от 20.03.1962 № 326 «Об авторском гонораре за произведения политической, научной, производственно-технической, учебной и другой литературы».

19. Буренок В. М, Ляпунов В. М, Мудров В. И. Теория вооружения: Учеб. пособие / Под ред. А. А. Рахманова. - М.: 46 ЦНИИ МО, 2002. - 234 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.