Научная статья на тему 'Основания приобретения исключительных прав публично-правовыми образованиями'

Основания приобретения исключительных прав публично-правовыми образованиями Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
575
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / УЧРЕЖДЕНИЯ / EXCLUSIVE RIGHT / PUBLIC LEGAL EDUCATION / RESULTS OF INTELLECTUAL ACTIVITY / STATE AND MUNICIPAL UNITARY ENTERPRISES / INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грипич Сергей Анатольевич

Основания приобретения исключительных прав Российской Федерацией и другими публично-правовыми образованиями весьма многообразны. Автор обращает внимание на особенности правового регулирования данных отношений, а также на проблемы закрепления этих прав за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, их приобретения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Grounds for the Acquisition of the Exclusive Rights of Public-Law Entities

The grounds for the acquisition of the exclusive rights of the Russian Federation and other public law entities are very diverse. The author draws attention to the peculiarities of legal regulation of relationship and challenges of securing the rights of the state and municipal enterprises and institutions, the acquisition of these rights

Текст научной работы на тему «Основания приобретения исключительных прав публично-правовыми образованиями»

УДК 34

Грипич Сергей Анатольевич Sergey Gripich

ОСНОВАНИЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ

GROUNDS FOR THE ACQUISITION OF THE EXCLUSIVE RIGHTS OF PUBLIC-LAW ENTITIES

Основания приобретения исключительных прав Российской Федерацией и другими публично-правовыми образованиями весьма многообразны. Автор обращает внимание на особенности правового регулирования данных отношений, а также на проблемы закрепления этих прав за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, их приобретения

Ключевые слова: исключительное право, публично-правовые образования, результаты интеллектуальной деятельности, государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения

The grounds for the acquisition of the exclusive rights of the Russian Federation and other public law entities are very diverse. The author draws attention to the peculiarities of legal regulation of relationship and challenges of securing the rights of the state and municipal enterprises and institutions, the acquisition of these rights

Key words: exclusive right, public legal education, results of intellectual activity, state and municipal unitary enterprises, institutions

В последние годы проблемы интеллектуальной собственности в нашей стране стоят довольно остро. Многие из них решаются с помощью выработки правовых механизмов. Безусловно, наиболее важным нормативным правовым актом в этой сфере является ч. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Одной из проблем государственного уровня является обеспечение прав Российской Федерации и других публично-правовых образований на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации путем определения, закрепления, использования и распоряжения исключительными правами на объекты, созданные за счет средств публичных образований, прежде всего в отношении юридических лиц. Важно определение прав

на такие результаты и юридических лиц, не являющихся собственниками имущества, но выполняющих функции государства (государственными, муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями).

Вопросам обеспечения прав государства на результаты научно-технической деятельности посвящены исследования В.А.Дозорцева [1], Л.Б. Ситдиковй, Е.Б. Крыловой [2], И.С. Мухамедшина [3], В.А. Мещерякова [4], Э.Я. Волынец-Рус-сета [5], М.Ю. Челышева [6] и других специалистов.

Были приняты и многочисленные нормативные правовые акты, посвященные правам государства на результаты научно-технической деятельности, в частности, Федеральный закон от 23.08.1996 №

127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [7], Указ Президента РФ от 22.07.1998 № 863 «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий» [8], Постановление Правительства РФ от 02.09.1999 № 982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности» [9], Распоряжение Правительства РФ от 30.11.2001 № 1607-р «Об основных направлениях реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности» [10], Постановление Правительства РФ от 14.01.2002 № 7 «О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности» [11], Постановление Правительства РФ от 04.05.2005 № 284 «О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения»» [12], Постановление Правительства РФ от 17.11.2005 № 685 «О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности» [13], Приказом Минобрнауки РФ от 22.03.2006 № 63 «Об утверждении методических рекомендаций, необходимых для государственного учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета» [14] и другие.

За рубежом не один десяток лет действуют специальные нормы, посвященные правам государства на результаты интеллектуальной деятельности. Так, ст. 163167 Закона Великобритании об авторском праве, промышленных образцах и патентах 1988 г. закрепляет авторское право государства и его публичных органов на произведения. В то же время в некоторых странах наблюдается отход от закрепления за государством прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданных за счет средств бюджета. Законом Бэй — До-

уэла 1980 г., принятым в США, предусматривается возможность приобретения прав на результаты научно-технической деятельности, полученных за счет средств федерального бюджета, негосударственными инвесторами, вкладывающими свои средства в коммерциализацию этих результатов с определенными ограничениями, «которые в обобщенном виде можно назвать некоторой компенсацией обществу за предоставленное право на объекты, полученные за счет средств общества» [15].

С 1 января 2008 г. многие вопросы обладания исключительными правами Российской Федерации и других публично-правовых образований на результаты интеллектуальной деятельности урегулированы на уровне Гражданского кодекса РФ. Статья 1298 ГК РФ установила возможность принадлежности исключительных прав на произведения науки, литературы и искусства, созданные при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик. Аналогичные нормы были закреплены в ГК РФ применительно к объектам патентного права, селекционным достижениям, топологиям интегральных микросхем.

Основания приобретения исключительных прав публично-правовыми образованиями достаточно многообразны, но учитывая тот факт, что результаты интеллектуальной деятельности создаются физическими лицами и первоначальное право на такой результат принадлежит автору, в науке высказывались позиции о невозможности договорной передачи исключительного права в пользу таких субъектов гражданского права, как Российская Федерация, субъекты РФ, а также муниципальных образований. «К названным субъектам, — как отмечается О.В. Закревской, — исключительное право может перейти только в порядке универсального правопреемства, т.е. в порядке наследования по закону или завещанию» [16].

Основанием приобретения производных прав публичными образованиями может быть не только договор, но и указание закона.

К основаниям приобретения исключительных прав публично-правовыми образованиями можно отнести:

— приобретение по договорам, в том числе государственным и муниципальным контрактам;

— приобретение по наследству;

— приобретение в результате национализации;

— приобретение в результате выявления ранее неучтенных результатов интеллектуальной деятельности и др.

К выявленным в науке [17] особенностям участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (публичных образований) в отношении использования исключительных прав с учетом положений ч. 4 ГК РФ можно отметить следующие.

«1. Часть четвертая Гражданского кодекса РФ допускает закрепление прав государства и муниципальных образований практически на любые объекты, за исключением тех, которые не могут принадлежать государству в силу специальной правоспособности, например, фирменные наименования.

2. Необходимо различать права публичных образований, которые принадлежат им как казне, и права государственных и муниципальных унитарных предприятий и учреждений. В отношении исключительных прав не применяется режим права хозяйственного ведения или оперативного управления.

3. В силу специальной гражданской правоспособности публичных образований введение исключительных прав в гражданский оборот осуществляет государственный или муниципальный заказчик, выступающий от имени Российской Федерации или иных публичных образований либо иное уполномоченное лицо. В силу невозможности для публичных образований, а также органов государственной власти как их представителей, осуществлять хозяйствен-

ную деятельность, в том числе по использования и распоряжению исключительными правами, в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ исключительные права могут быть закреплены за юридическими, а также физическими лицами. Такое закрепление может осуществляться не только на основании гражданско-правовых договоров по распоряжению исключительными правами, но и на основании «актов «наделения» государственных организаций правами. Данные акты носят административный характер. В качестве примера закрепления исключительных прав за государственным унитарным предприятием можно привести Постановление Правительства РФ от 4 июля 2002 г. № 494 «О товарных знаках на алкогольную и спиртосодержащую продукцию» [18].

Спорным по-прежнему является вопрос об исключительных правах государственных и муниципальных предприятий и учреждений. В настоящее время существуют две точки зрения на правовой режим результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, принадлежащих юридическим лицам, не являющимся собственниками переданного им имущества. С одной точки зрения, отсутствие права собственности на переданное имущество не влияет на режим исключительных прав. Вещные права и исключительные права имеют разные правовые режимы, и несмотря на то, что ограниченные вещные права распространяются на имущество в целом, а не только на вещи, необходимо учитывать, что нормы о вещных правах не применяются к исключительным. Они могут приобрести права как первоначальными, так и производными способами, в том числе по гражданско-правовым договорам.

Особенности правового режима государственных и муниципальных унитарных предприятий и учреждений состоят в ограниченном характере вещных прав на материальные объекты. На неприменимость права хозяйственного ведения и права оперативного управления, как вещных прав, к интеллектуальным правам обращал внимание В.А. Дозорцев [19]. Порядок за-

крепления, использования и распоряжения исключительными правами, созданными за счет средств публичных образований, в том числе государственными или муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями, может определяться:

— диспозитивными нормами законодательства (ст. 1298 ГК РФ и др.) и иных правовых актов;

— административными актами публичных образований о наделении государственных и муниципальных предприятий и учреждений и иных лиц исключительными правами;

— государственными, муниципальными контрактами и другими договорами, заключаемыми с участием публичных образований в лице их заказчиков и исполнителей.

Л « о

С другой стороны, право хозяйственного ведения и право оперативного управления распространяются на имущество в целом, которое в соответствии со ст. 128

Литература

ГК РФ охватывает и имущественные права, к которым относятся исключительные. Статья 1227 ГК РФ предусматривает, что интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации. Однако данной статьей не охватываются другие виды вещных прав. Целесообразно в связи с этим в ст. 1227 ГК РФ в наименовании и п. 1 слова «право собственности» заменить словами «вещные права», а также дополнить п. 3, согласно которому к интеллектуальным правам не применяются положения раздела II настоящего Кодекса, если иное не установлено правилами настоящего раздела. Решение поставленной проблемы необходимо для определения исключительных прав публично-правовых образований, переданных юридическими лицами, а также приобретенных ими по различным основаниям.

1. Дозорцев В. А. Творческий результат: система правообладателей // Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: сб. ст. Исследовательский центр частного права, 2003. Изд-во «Статут», 2003. СПС «КонсультантПлюс»

2. Ситдикова Л.Б., Крылова Е.Б. Интеллектуальные права публично-правовых образований // Юрист. 2011. № 12.

3. Мухамедшин И.С. Правовое регулирование результатов НИОКР, полученных с привлечением бюджетных средств // Международная научно-практическая конференция, посвященная 50-летию образования Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР «Проблемные вопросы теории и практики охраны интеллектуальной собственности»: тез. докл. науч.-практ. конф. М., 2005. С. 64-69.

4. Мещеряков В.А. О правах государства на результаты интеллектуальной деятельности, созданные за счет государственных средств // Современное право. 2001. № 3. СПС «Консультант-Плюс»

5. Волынец-Руссет Э.Я. Проблема эффективного использования изобретений и ноу-хау, принадлежащих Российской Федерации или субъектам федерации // Законодательство и экономика. 2004. № 11. СПС «КонсультантПлюс»

6. Челышев М.Ю. О правах публично-правовых образований на результаты интеллектуальной деятельности // Гражданское право. 2008. № 3.

7. Собрание законодательства РФ.1996. № 35. Ст. 4137

8. Собрание законодательства РФ.1998. № 30. Ст. 3756.

9. Собрание законодательства РФ.1999. № 36. Ст. 4412.

10. Собрание законодательства РФ. 2001. № 50. Ст. 4803.

11. Собрание законодательства РФ. 2002. № 3. Ст. 218.

12. Собрание законодательства РФ.2005. № 19. Ст. 1838

13. Собрание законодательства РФ. 2005. № 47. Ст. 4939.

14. Бюллетень Минобрнауки РФ. 2006. № 10.

15. Мещеряков В.А. О правах государства на результаты интеллектуальной деятельности, созданные за счет государственных средств.//Современное право. 2001. № 3. СПС «Консультант-Плюс».

16. Закревская О.В. Комментарий к Закону РФ от 23 сентября 1992 г. № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (постатейный) // Подготовлен для Системы «КонсультантПлюс», 2006.

17. Рузакова О.А. Система договоров о создании результатов интеллектуальной деятельности и распоряжении исключительными правами: Дис. ... д-р юрид. наук, М., 2007

18. Российская газета от 5 сентября 2002 г. № 167.

19. Дозорцев В.А. Право на фильм как сложное многослойное произведение // Вестник ВАС РФ. 2000. № 3-4 СПС «КонсультантПлюс».

Коротко об авторе_

С. А. Грипич, аспирант, институт экономики, управления и права Российского государственного гуманитарного университета [email protected]

Научные интересы: право интеллектуальной собственности

_Briefly about the author

S. Gripich, postgraduate student, Private law department, Law faculty, Institute of Economics, management and law of the Russian State Humanitarian University

Scientific interests: the right of intellectual property

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.