Научная статья на тему 'Публично-правовые образования и созданные ими юридические лица как субъекты исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации'

Публично-правовые образования и созданные ими юридические лица как субъекты исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
534
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРАВА / РЕЗУЛЬТАТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРИВАТИЗАЦИЯ / INTELLECTUAL PROPERTY / EXCLUSIVE RIGHTS / THE RESULT OF INTELLECTUAL ACTIVITY PUBLIC LEGAL EDUCATION / PRIVATIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кабалоев Заур Валерьевич, Рузакова Ольга Александровна

В настоящей статье рассматриваются отдельные проблемы прав Российской Федерации и других публично-правовых образований на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, в том числе при приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий, в состав имущества которых входят исключительные права

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кабалоев Заур Валерьевич, Рузакова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE-OPERATED EDUCATION AND THEY HAVE CREATED LEGAL ENTITIES AS SUBJECTS OF EXCLUSIVE RIGHTS TO THE RESULTS OF INTELLECTUAL ACTIVITY AND MEANS OF INDIVIDUALIZATION

This article addresses some issues of human Russia and other public entities on the results of intellectual activity and equalized to them means of individualization, including the privatization of state and municipal unitary enterprises of the property which includes the exclusive rights

Текст научной работы на тему «Публично-правовые образования и созданные ими юридические лица как субъекты исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации»

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ И СОЗДАННЫЕ ИМИ ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ

Кабалоев Заур Валерьевич,

аспирант Российского

государственного гуманитарного университета, [email protected]

научный руководитель -Рузакова Ольга Александровна,

д.ю.н., проф. каф. гражданского права ГОУ ВПО Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ); Тел.: 442-60-98; E-mail: [email protected]

В настоящей статье рассматриваются отдельные проблемы прав Российской Федерации и других публично-правовых образований на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, в том числе при приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий, в состав имущества которых входят исключительные права Ключевые слова: интеллектуальная

собственность, исключительные права, результат интеллектуальной деятельности, публично-правовые образования, приватизация

Kabaloev Zaur V.

postgraduate student of Russian State University for the Humanities [email protected]

Scientific adviser -

Ruzakova Olga Aleksandrovna Doctor of Law, Professor of Chair of Civil Law of SEI HPE Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI); tel. 442-60-98; E-mail: [email protected]

STATE-OPERATED EDUCATION AND THEY HAVE CREATED LEGAL ENTITIES AS SUBJECTS OF EXCLUSIVE RIGHTS TO THE RESULTS OF INTELLECTUAL ACTIVITY AND MEANS OF INDIVIDUALIZATION This article addresses some issues of human Russia and other public entities on the results of intellectual activity and equalized to them means of individualization, including the privatization of state and municipal unitary enterprises of the property which includes the exclusive rights Key words: intellectual property, exclusive rights, the result of intellectual activity public legal education, privatization

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, иностранные государства в соответствии со ст. 124 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) может быть участником гражданско-правовых отношений.

Правовое положение публичных образований отличается особой спецификой, которая проявляется:

- в особых основаниях приобретения и прекращения гражданских прав, например, конфискация как основание приобретения права собственности на имущество, приватизация как основание прекращения;

- в особенностях осуществления принадлежащих ей прав через уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления;

- специфике объектов, которыми может обладать публичное образование, например, имуществом, изъятым из гражданского оборота и т.д.

Такие особенности характерны не только для вещных прав Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, но и для прав на результаты интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые в соответствии со ст. 1226 ГК РФ названы интеллектуальными. Каким образом реализуются права Российской Федерации и других публично-правовых образований на указанные объекты в различных правоотношениях, например, при приватизации.

Согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Объектом приватизации является имущество, которое согласно ст. 128 ГК РФ включает в себя не только вещи, но и имущественные права. До 1 января 2008 года, т.е. до даты вступления в силу части четвертой ГК РФ, исключительные права рассматривались как самостоятельный объект, отличный от имущественных прав. В настоящее время это противоречие устранено, и исключительные права охватываются категорией имущественных прав. Таким образом, в тех случаях, когда законодательство о приватизации использует общий термин имущество, под него подпадают и исключительные прав.

Законом РФ от 03-07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации"1 приватизация государственных и муниципальных предприятий включала в себя приобретение как материальных, так и нематериальных активов, к которым и относились и результаты интеллектуальной деятельности. Это подтверждается и судебной практикой. В п. 18 Обзора практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации, утвержденного письмом ВАС РФ 02.07.1993 N С-13/0П-206, указано, что покупатель приватизируемого предприятия является правопреемником его прав и обязанностей, за исключением случаев, когда продаются активы ликвидированных предприятий, т.е. права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации должны быть учтены при приватизации государственного и муниципального имущества.

К началу 90 - гг (началу приватизации) законодательство в сфере интеллектуальной собственности было представлено сначала ГК РСФСР 1964 г., затем законами Российской Федерации от 23 сентября 1992 года N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения

Экономика, Статистика и Информатика Д

товаров"2; от 23 сентября 1992 года N 3523-1 "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных"3; от 23 сентября 1992 года N 3526-1 "О правовой охране

и4

топологий интегральных микросхем" , от 6 августа 1993 года N 5605-1 "О селекционных достижениях"5, от 09 июля 1993 года N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»»6, Патентного закона РФ от 23 сентября 1992 года N 3517-17. Также с 3 августа 1992 года действовали Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, утвержденные ВС СССР 31.05.1991 N 2211-18.

Уже в начале 90- х гг. о необходимости учета при приватизации прав на результаты интеллектуальной деятельности отмечалось в целом ряде актов, посвященных реализации прав государства на результаты интеллектуальной деятельности. Так, Указ Президента Российской Федерации "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий" от 29.01.1992Мб69содержалвприложениях N 2,4,5 указание на патенты и лицензии как объекты приватизации.

Постановлением Правительства РФ от 26.07.1994 N 870 "О приватизации объектов научно - технической сферы"10 и Письмом Госкомимущества РФ от 12.08.1994 N ОК-11/7177 "О приватизации объектов научно -технической сферы" объекты интеллектуальной собственности в сфере производства (патенты на изобретения и промышленные образцы, свидетельства на полезные модели, товарные знаки и права владения и пользования

наименованиями мест происхождения товаров, а также лицензии на объекты промышленной собственности и товарные знаки) и иные нематериальные активы, используемые в хозяйственной деятельности и приносящие доход, должны были быть включены в состав стоимости приватизируемого имущества в соответствии с порядком, утверждаемым Министерством науки и технической политики Российской

№1,2010

Федерации совместно с Комитетом Российской Федерации по патентам и товарным знакам. В 1995 году был определен Порядок включения объектов интеллектуальной

собственности в состав

нематериальных активов,

утвержденный Миннауки РФ N ОР22-2-64, Роспатентом N 10/2-20215/23 от 13-03-199511, обязательный для применения при приватизации объектов научно-технической сферы.

В конце 90 годов 20 - начале 21 века проблемам учета прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации уделялось более пристальное внимание, особенно в части обеспечения прав государства на созданные за счет бюджетных средств результаты интеллектуальной деятельности. Были приняты такие важные нормативные акты, как Указ Президента РФ от 22.07.1998 № 8бЗ "О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно - технической деятельности и объектов

интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий"12, Постановление Правительства РФ от 02.09-1999 N 982 "Об использовании результатов научно-технической деятельности"13, Распоряжение

Правительства РФ от 30.11.2001 N 1607-р «Об основных направлениях реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно -

14

технической деятельности» ,

Постановление Правительства РФ от 14.01.2002 N 7 "О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно -технической деятельности"15,

Постановление Правительства РФ от 04.05.2005 N 284 "О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-

конструкторских и технологических работ гражданского назначения"16, и др. В Постановлении Правительства РФ от 14.01.2002 N 7 "О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности"17 федеральным органам исполнительной власти при

осуществлении в установленном порядке мероприятий по приватизации федеральных государственных унитарных предприятий,

реорганизации или ликвидации организаций Правительством было поручено обеспечить проведение инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности в соответствии с Положением, а также государственный учет результатов, выявленных при инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности, и контроль за их правомерным использованием в гражданском обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Далеко не на все объекты права могут быть переданы в составе приватизируемого имущества. Так, например, Постановление

Правительства РФ от 02.12.2004 N 726 "О порядке распоряжения исключительным правом Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии"18 говорит о том, что исключительное право Российской Федерации на результаты интеллектуальной

деятельности в области геодезии и картографии, входящие в состав государственного картографо-

геодезического фонда Российской Федерации, не подлежит приватизации в составе имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия,

В числе основных проблем приватизации, а также в целом при реализации исключительных прав государства необходимо выделить:

выявление охраняемых результатов интеллектуальной

деятельности, их инвентаризация, выделение их из того массива сведений на различных носителях, который содержит и иные неохраняемые объекты. Так, например, документация сама по себе не является охраняемым объектом. В ней содержащиеся сведения могут представлять собой секрет производства (ноу-хау), могут иметь патентоспособный характер (например, для регистрации в качестве

изобретения), а текст может охраняться и стоимость которых погашается путем лишь как объект авторского права; начисления амортизации. - закрепление оснований для В отличие от материальных

охраны названных объектов, договоров, служебных заданий, должностных инструкций, в рамках которых работники создавали данные результаты и т.п., определение правообладателя;

- определение способа охраны объекта и его обеспечение, например, конфиденциальности секретов производства (ноу-хау), выявление тех объектов, которые могут объединены в виде единой технологии и установление характера прав на эти объекты;

установления органов

государственной власти и разграничения их компетенции в сфере реализации прав государства на результаты интеллектуальной

деятельности и средства

индивидуализации и т.д.

Основа подобного рода проблем кроется в особом характере результатов интеллектуальной деятельности - они носят нематериальный характер, но для их правовой охраны должны быть облечены в какую-либо форму, доступную для человеческого восприятия. Правовой режим вещных прав не может быть применен к результатам интеллектуальной деятельности, как это иногда пытаются сделать, в том числе на уровне законодательства. Так, например, налоговое законодательство,

законодательство о бухгалтерском учете зачастую использует так называемый проприетарный подход, который критиковал еще в начале XX века Г.Ф.Шершеневич и другие известные цивилисты. Достаточно отметить, что согласно п. 1 ст. 256 Налогового кодекса РФ

амортизируемым имуществом

признается имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной

собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используемые им для извлечения дохода

объектов - вещей результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации являются нематериальными, не подвержены износу, а лишь морально устаревают, не могут быть предметом виндикации, к ним нельзя применять такие вещно-правовые категории, как вес, масса, длинна и т.д. Эти объекты в соответствии с п. 4 ст. 129 ГК РФ не являются оборотоспособными. Результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации не могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому. Однако права на такие результаты и средства, а также материальные носители, в которых выражены соответствующие результаты или средства, могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому в случаях и в порядке, которые установлены ГК РФ.

Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации могут быть предметом приватизации весьма условно, поскольку их передача возможна лишь на основании специальных видов договоров, предусмотренных частью четвертой ГК РФ. В Федеральном законе от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального

19

имущества" по сравнению с аналогичным законом 1991 года используется более точная формулировка, позволяющая учесть особенности договорных способов использования исключительных прав. Так, в соответствии с п. 1, 4 ст. 11 в передаточном акте при приватизации указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия, включая права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование20, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права. Правительством Российской

Федерации могут быть установлены

виды исключительных прав, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия и передаваемых покупателю в пользование по лицензионному или иному договору, Надлежащий учет исключительных прав и их оценка должно влиять и на стоимость приобретаемых объектов, имеющей значения для пополнения государственной казны, соблюдения Российская Федерация, субъекты Российской Федерации,

муниципальные образования, быть иностранные государства в соответствии со ст. 124 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) может быть участником гражданско-правовых отношений.

Правовое положение публичных образований отличается особой спецификой, которая проявляется:

- в особых основаниях приобретения и прекращения гражданских прав, например, конфискация как основание приобретения права собственности на имущество, приватизация как основание прекращения;

- в особенностях осуществления принадлежащих ей прав через уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления;

- специфике объектов, которыми может обладать публичное образование, например, имуществом, изъятым из гражданского оборота;

и т.д.

Такие особенности характерны не только для вещных прав Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, но и для прав на результаты интеллектуальной деятельности и средств

индивидуализации, которые в соответствии со ст. 1226 ГК РФ названы интеллектуальными. Каким образом реализуются права Российской Федерации и других публично-правовых образований на указанные объекты в различных

правоотношениях, например, при приватизации.

Согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или

Экономика, Статистика и Информатика ЛД №1,2010

муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Объектом приватизации является имущество, которое согласно ст. 128 ГК РФ включает в себя не только вещи, но и имущественные права. До 1 января 2008 года, т.е. до даты вступления в силу части четвертой ГК РФ, исключительные права

рассматривались как самостоятельный объект, отличный от имущественных прав. В настоящее время это противоречие устранено, и исключительные права охватываются категорией имущественных прав. Таким образом, в тех случаях, когда законодательство о приватизации использует общий термин имущество, под него подпадают и исключительные прав.

Законом РФ от 03-07.1991 N 1531-1 аО приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации"21

приватизация государственных и муниципальных предприятий включала в себя приобретение как материальных, так и нематериальных активов, к которым и относились и результаты интеллектуальной деятельности. Это подтверждается и судебной практикой. В п. 18 Обзора практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации, утвержденного письмом ВАС РФ 02.07.1993 N С-13/ОП-206, указано, что покупатель приватизируемого

предприятия является

правопреемником его прав и обязанностей, за исключением случаев, когда продаются активы

ликвидированных предприятий, т. е. права на результаты интеллектуальной деятельности и средства

индивидуализации должны быть учтены при приватизации государственного и муниципального имущества.

К началу 90 - гг (началу приватизации) законодательство в сфере интеллектуальной

№1,2010

собственности было представлено сначала ГК РСФСР 1964 г., затем законами Российской Федерации от 23 сентября 1992 года N3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"22; от 23 сентября 1992 года N 3523-1 "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных"23; от 23 сентября 1992 года N 3526-1 "О правовой охране

((24

топологий интегральных микросхем" , от 6 августа 1993 года N 5605-1 "О селекционных достижениях"25, от 09 июля 1993 года N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»26, Патентного закона РФ от 23 сентября 1992 года N 3517-127. Также с 3 августа 1992 года действовали Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, утвержденные ВС СССР

31.05.1991 N 2211-128.

Уже в начале 90- х гг. о необходимости учета при

приватизации прав на результаты интеллектуальной деятельности отмечалось в целом ряде актов, посвященных реализации прав государства на результаты интеллектуальной деятельности. Так, Указ Президента Российской Федерации "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий" от

29.01.1992 N 6629 содержал в приложениях N 2,4,5 указание на патенты и лицензии как объекты приватизации.

Постановлением Правительства РФ от 26.07.1994 N 870 "О приватизации объектов научно - технической сферы"30 и Письмом Госкомимущества РФ от 12.08.1994 N ОК-11/7177 "О приватизации объектов научно-технической сферы" объекты интеллектуальной собственности в сфере производства (патенты на изобретения и промышленные образцы, свидетельства на полезные модели, товарные знаки и права владения и пользования

наименованиями мест происхождения товаров, а также лицензии на объекты промышленной собственности и товарные знаки) и иные нематериальные активы, используемые

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в хозяйственной деятельности и приносящие доход, должны были быть включены в состав стоимости приватизируемого имущества в соответствии с порядком,

утверждаемым Министерством науки и технической политики Российской Федерации совместно с Комитетом Российской Федерации по патентам и товарным знакам. В 1995 году был определен Порядок включения объектов интеллектуальной

собственности в состав

нематериальных активов,

утвержденный Миннауки РФ N ОР22-2-64, Роспатентом N 10/2-20215/23 от 13-03-199531, обязательный для применения при приватизации объектов научно-технической сферы,

В конце 90 годов 20 - начале 21 века проблемам учета прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации уделялось более пристальное внимание, особенно в части обеспечения прав государства на созданные за счет бюджетных средств результаты интеллектуальной деятельности. Были приняты такие важные нормативные акты, как Указ Президента РФ от 22.07.1998 № 8бЗ "О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно - технической деятельности и объектов

интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий"32, Постановление Правительства РФ от 02.09-1999 N 982 "Об использовании результатов научно-технической деятельности"33, Распоряжение

Правительства РФ от 30.11.2001 N 1607-р «Об основных направлениях реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно

34

технической деятельности» ,

Постановление Правительства РФ от 14.01.2002 N 7 "О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно технической деятельности"35,

Постановление Правительства РФ от 04.05.2005 N 284 "О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-

конструкторских и технологических

работ гражданского назначения"36, и др. В Постановлении Правительства РФ от 14.01.2002 N 7 "О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности"37 федеральным органам исполнительной власти при осуществлении в установленном порядке мероприятий по приватизации федеральных государственных унитарных предприятий,

реорганизации или ликвидации организаций Правительством было поручено обеспечить проведение инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности в соответствии с Положением, а также государственный учет результатов, выявленных при инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности, и контроль за их правомерным использованием в гражданском обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Далеко не на все объекты права могут быть переданы в составе приватизируемого имущества. Так, например, Постановление

Правительства РФ от 02.12.2004 N 726 аО порядке распоряжения исключительным правом Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии"38 говорит о том, что исключительное право Российской Федерации на результаты интеллектуальной

деятельности в области геодезии и картографии, входящие в состав государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации, не подлежит приватизации в составе имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия.

В числе основных проблем приватизации, а также в целом при реализации исключительных прав государства необходимо выделить:

выявление охраняемых

результатов интеллектуальной деятельности, их инвентаризация, выделение их из того массива сведений на различных носителях, который содержит и иные неохраняемые

объекты. Так, например, документация сама по себе не является охраняемым объектом. В ней содержащиеся сведения могут представлять собой секрет производства (ноу-хау), могут иметь патентоспособный характер (например, для регистрации в качестве изобретения), а текст может охраняться лишь как объект авторского права;

- закрепление оснований для охраны названных объектов, договоров, служебных заданий, должностных инструкций, в рамках которых работники создавали данные результаты и т. п., определение правообладателя;

- определение способа охраны объекта и его обеспечение, например, соблюдения конфиденциальности секретов производства (ноу-хау), выявление тех объектов, которые могут быть объединены в виде единой технологии и установление характера прав на эти объекты;

- установления органов государственной власти и разграничения их компетенции в сфере реализации прав государства на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации

- и т.д.

Основа подобного рода проблем кроется в особом характере результатов интеллектуальной

деятельности - они носят нематериальный характер, но для их правовой охраны должны быть облечены в какую-либо форму, доступную для человеческого восприятия. Правовой режим вещных прав не может быть применен к результатам интеллектуальной

деятельности, как это иногда пытаются сделать, в том числе на уровне законодательства. Так, например, налоговое законодательство,

законодательство о бухгалтерском учете зачастую использует так называемый проприетарный подход, который критиковал еще в начале XX века Г.Ф.Шершеневич и другие известные цивилисты. Достаточно отметить, что согласно п. 1 ст. 256 Налогового кодекса РФ

амортизируемым имуществом

признается имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной

собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используемые им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации,

В отличие от материальных объектов - вещей результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации являются нематериальными, не подвержены износу, а лишь морально устаревают, не могут быть предметом виндикации, к ним нельзя применять такие вещно-правовые категории, как вес, масса, длинна и т.д. Эти объекты в соответствии с п. 4 ст. 129 ГК РФ не являются оборотоспособными.

Результаты интеллектуальной

деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации не могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому, Однако права на такие результаты и средства, а также материальные носители, в которых выражены соответствующие результаты или средства, могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому в случаях и в порядке, которые установлены ГК РФ.

Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации могут быть предметом приватизации весьма условно, поскольку их передача возможна лишь на основании специальных видов договоров, предусмотренных частью четвертой ГК РФ. В Федеральном законе от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального

,,39

имущества" по сравнению с аналогичным законом 1991 года используется более точная

формулировка, позволяющая учесть особенности договорных способов использования исключительных прав, Так, в соответствии с п. 1, 4 ст. 11 в передаточном акте при приватизации указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного

Экономика, Статистика и Информатика ЛЦ №1,2010

предприятия, включая права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование40, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права. Правительством Российской

Федерации могут быть установлены виды исключительных прав, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса

унитарного предприятия и передаваемых покупателю в пользование по лицензионному или иному договору.

Надлежащий учет исключительных прав и их оценка должно влиять и на стоимость приобретаемых объектов, имеющей значения для пополнения государственной казны.

Литература:

1. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. -Москва, Издание Бр. Башмаковых, 1911

2. Участие публично-правовых образований в гражданских отношениях. Под ред. П.В.Крашенинникова. М.: Статут, 2010

References:

1. Shershenevich G.F. Textbook of Russian civil law. - M.: Bublishing house of Bashmakovy brothers, 1911

2. Participation of public formations in civil relations. Edited by Krasheninnikov P.V. - M.: Statut, 2010.

Ссылки:

1 Ведомости СНД и ВС РСФСРД991, N 27, ст. 927.

2 Ведомости СНД и ВС РФ, 1992, N 42, ст. 2322

3 Ведомости СНД и ВС РФ, 1992, N 42, ст. 2325

4 Ведомости СНД и ВС РФ, 1992, N 42, ст. 2328

5 Ведомости СНД и ВС РФ, 1993, N 36, ст. 1436

6 Ведомости СНД и ВС РФ, 1993, N 32, ст. 1242.

7 Ведомости СНД и ВС РФ, 1992, N 42, ст. 2319

8 Ведомости СНД и ВС СССР, 1991, N 26, ст. 733

9 Российская газета, N 41, 20.02.1992

10 Собрание законодательства РФ, 1994, N 15, ст. 1783.

1 Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ, N 7, 1995.

12 Собрание законодательства РФ. 1998. N 30. Ст. 3756.

13 Собрание законодательства РФ.1999- N 36. Ст. 4412.

14 Собрание законодательства РФ.

2001. N50. Ст. 4803.

15 Собрание законодательства РФ.

2002. N3. Ст. 218.

16 Собрание законодательства РФ. 2005. N 19. Ст. 1838

17 Собрание законодательства РФ, 2002, N 3, ст. 218.

18 Собрание законодательства РФ, 2004, N 49, ст. 4917.

19 Собрание законодательства РФ, 2002, N 4, ст. 251.

20Необходимо учитывать, что с 1 января 2008 года исключительное право на фирменное наименование не может быть предметом отчуждения или предоставления

21 Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991,

N 27, ст. 927.

22 Ведомости СНД и ВС РФ, 1992, N 42, ст. 2322

23 Ведомости СНД и ВС РФ, 1992, N 42, ст. 2325

24 Ведомости СНД и ВС РФ, 1992, N 42, ст. 2328

25 Ведомости СНД и ВС РФ, 1993, N 36, ст. 1436

26 Ведомости СНД и ВС РФД993, N 32, ст. 1242.

27 Ведомости СНД и ВС РФ, 1992, N 42, ст. 2319

28 Ведомости СНД и ВС СССР, 1991, N 26, ст. 733

29 Российская газета, N 41, 20.02.1992

30 Собрание законодательства РФ, 1994, N 15, ст. 1783.

31 Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ, N 7, 1995.

32 Собрание законодательства РФ. 1998. N 30. Ст. 3756.

33 Собрание законодательства РФ.1999- N 36. Ст. 4412.

34 Собрание законодательства РФ.

2001. N50. Ст. 4803.

35 Собрание законодательства РФ.

2002. N3. Ст. 218.

36 Собрание законодательства РФ.2005. N 19. Ст. 1838

37 Собрание законодательства РФ, 2002, N 3, ст. 218.

38 Собрание законодательства РФ, 2004, N 49, ст. 4917.

39 Собрание законодательства РФ, 2002, N 4, ст. 251.

40 Необходимо учитывать, что с 1 января 2008 года исключительное право на фирменное наименование не может быть предметом отчуждения или предоставления.

№1,2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.