Научная статья на тему 'Инвентаризация обязательств'

Инвентаризация обязательств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1953
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ / ОБЯЗАТЕЛЬСТВО / ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / КРЕДИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ВЗАИМОЗАЧЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Варпаева И. А.

В статье рассказано об особенностях инвентаризации финансовых обязательств, которая проводится хозяйствующими субъектами минимум один раз в год перед составлением годовой отчетности. Рассмотрены экономическая сущность дебиторской и кредиторской задолженности, организационные аспекты процесса инвентаризации обязательств и порядок отражения в учете ее результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвентаризация обязательств»

2 (266) - 2012 УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕт

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

И. А. ВАРПАЕВА, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита Нижегородский коммерческий институт

Инвентаризация обязательств является одним из основных аспектов контрольной функции системы бухгалтерского учета. Контроль за состоянием расчетов способствует повышению ответственности за соблюдением платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, улучшению взаиморасчетов по заключенным договорам и своевременности поставок по ним. Выверка расчетов способствует уточнению сроков платежей, устраняет необходимость уплаты пеней, неустоек, штрафов при наличии кредиторской задолженности.

В соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организацией ежегодно должна проводиться инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности. В связи со спецификой деятельности у организации может возникнуть необходимость и в другой периодичности проведения инвентаризации. Ее порядок и сроки проведения предусматриваются в учетной политике. По мнению автора, инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности целесообразно проводить ежеквартально, но не реже одного раза за полугодие.

Основные задачи инвентаризации финансовых обязательств:

1) инвентаризация проводится для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности организации (реального состояния расчетов). За искажение данных бухгалтерской отчетности организация может быть привлечена к административной ответственности согласно ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ);

2) инвентаризация необходима для списания задолженности с истекшим сроком исковой давности. Несвоевременное списание может привести к негативным налоговым последствиям либо к искажению бухгалтерской отчетности. Суммы кредиторской и дебиторской задолженности, по которым срок исковой давности истек, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на финансовые результаты. Согласно ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) общий срок исковой давности составляет 3 года. Для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком (ст. 197 ГК РФ);

3) инвентаризация необходима для выявления просроченной задолженности и задолженности нереальной для взыскания с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников либо к списанию ее с учета.

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременной инвентаризации имущества и финансовых обязательств — рабочие инвентаризационные комиссии. Если объем работ не существенен и в организации есть ревизионная комиссия, то обязанности по проведению инвентаризации могут быть возложены на нее.

Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ

о составе комиссии регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации. Разработанная форма приказа о назначении инвентаризационной комиссии должна содержать следующие данные:

1) председатель и члены комиссии;

2) имущество и обязательства, подлежащие инвентаризации;

3) дата начала и окончания инвентаризации;

4) причина ее проведения;

5) сроки представления в бухгалтерию материалов по итогам проведения.

В инвентаризационную комиссию обычно включаются представители администрации организации, работники бухгалтерии, другие специалисты (инженеры, товароведы, техники и т. д.), а также представители службы внутреннего аудита организации. Отметим, что отсутствие хотя бы одного члена утвержденного состава комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания ее результатов недействительными. К составу рабочей комиссии по инвентаризации финансовых обязательств, исходя из специфики, предъявляются особые требования. Необходима соответствующая квалификация специалистов для того, чтобы оценить реальное положение дел по расчетам с контрагентами, поэтому обоснованно в инвентаризационную комиссию включить помимо бухгалтеров и аудиторов также юристов и экономистов, поскольку членам комиссии необходимо знать правовой режим дебиторской и кредиторской задолженности.

Дебиторская задолженность — это входящие в состав имущества организации имущественные требования к другим лицам, являющимся ее должниками в правоотношениях, возникающих из различных оснований. В сфере правоотношений с контрагентами дебиторская задолженность образуется в рамках выполнения договорных обязательств, в которых данная организация выступает в качестве уполномоченного лица-кредитора, обладающего имущественным правом требования к другой стороне обязательства — должнику (дебитору). Имущественные требования данной организации к контрагентам, которые своевременно не оплатили товары, выполненные работы, оказанные услуги, являются типичными и самыми распространенными примерами дебиторской задолженности.

Во всех случаях, когда у лица, противостоящего в правоотношении организации-кредитору, появляется обязанность, предметом которой является

долг — долговая обязанность, либо ранее существовавшее иное обязательство трансформируется в долговое, у кредитора появляется право, предмет которого — требование уплаты (передачи, возврата) этого долга — имущественное право требования. Исполнение дебитором своей долговой обязанности и получение кредитором соответствующего удовлетворения прекращает обязательство. Если же должник нарушает условия обязательства и не возвращает долг кредитору, предметом правоотношения между кредитором и должником становится дебиторская задолженность.

Экономическая сущность кредиторской задолженности состоит в том, что это не только денежные средства организации, но и товарно-материальные ценности, например, в обязательствах по товарному кредиту (ст. 822 ГК РФ). Кредиторская задолженность — это часть имущества организации, являющаяся предметом возникших из различных правовых оснований долговых обязательств организации-дебитора (должника) перед управомоченными лицами-кредиторами, подлежащая бухгалтерскому учету и отражению в балансе в качестве долгов организации-балансодержателя.

Установленный порядок учета дебиторской и кредиторской задолженности сводится к следующему. По действующему законодательству ведение учета дебиторской и кредиторской задолженности является обязательным для любой организации, при этом основные правила учета содержатся в Положении по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации.

Учет дебиторской задолженности ведется в составе активов организации по каждому дебитору (должнику) и его долговому обязательству отдельно, а в бухгалтерском балансе дебиторская задолженность показывается консолидированно как сумма всех имущественных требований организации-балансодержателя к другим лицам (стр. 1230 «Дебиторская задолженность»).

Учет кредиторской задолженности ведется в составе пассивов организации по каждому кредитору (должнику) и его долговому обязательству отдельно, а в бухгалтерском балансе кредиторская задолженность показывается консолидированно как сумма всех имущественных требований других лиц к организации-балансодержателю в строках: 1520 «Кредиторская задолженность» (краткосрочная) и 1450 «Прочие обязательства» (долгосрочная).

Для имущественного и финансового положения практически любой коммерческой организации ха-

рактерно наличие у нее хронической дебиторской и кредиторской задолженности. Так, при осуществлении хозяйственной деятельности у организаций на бухгалтерских счетах по учету расчетов (счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.) возникают дебетовые и кредитовые сальдо. Дебетовые сальдо, возникающие на счетах по учету расчетов, формируют дебиторскую задолженность организации, кредитовые сальдо — кредиторскую задолженность.

Членам комиссии по инвентаризации обязательств следует иметь представление о способах прекращения обязательств между хозяйствующими субъектами, к которым согласно гл. 26 ГК РФ относятся:

1) надлежащее исполнение (ст. 408 ГК РФ), т. е. оплата дополнительно выявленных объемов работ, оказанных услуг, поставленной продукции;

2) отступное (ст. 409 ГК РФ), т. е. предоставление взамен исполнения отступного денег, передача имущества и т. п.;

3) зачет встречного однородного требования (ст. 410 ГК РФ), при этом для зачета достаточно заявления одной стороны (однако следует учитывать, что названное заявление должно быть получено другой стороной);

4) новация (ст. 414 ГК РФ), т. е. замена первоначального обязательства, существовавшего между сторонами, другим обязательством между ними же, предусматривающим иной предмет или способ исполнения;

5) прощение долга (ст. 415 ГК РФ);

6) другие законные способы.

Взаимозачет широко применяется в хозяйственной практике контрагентов, имеющих взаимные требования друг к другу в результате хозяйственных операций, при этом представляет собой надлежащее исполнение обязательства. Отступное и новация относятся к способам прекращения обязательства ненадлежащим исполнением, т. е. изменением первоначального обязательства сторон.

Перед началом инвентаризации расчетов с дебиторами (кредиторами) бухгалтерия организации сверяет взаиморасчеты с контрагентами — наличие актов сверки расчетов значительно снизит объем работы инвентаризационной комиссии. При этом форма названного акта разрабатывается организацией самостоятельно. Акт сверки оформляется по каждому дебитору (кредитору) в двух экземплярах.

Первый экземпляр остается в бухгалтерии, а второй направляется дебитору (кредитору), с которым производилась сверка. Данный момент в подготовке к инвентаризации является весьма важным, поскольку согласно п. 73 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными. Правомерно считать, если в бухгалтерском учете организации по каким-либо причинам будут отражены не все хозяйственные операции, связанные с выполнением сторонами своих обязательств по заключенным договорам, или же данные обязательства у контрагентов будут отражены в различных суммах, то при проведении сверки организация вправе настаивать на правильности своих записей и ей не обязательно приводить свои данные в соответствие с данными поставщика (подрядчика).

Только если по итогам сверки неправильность данных будет доказана другой стороной и с этим согласится сама организация, бухгалтерские записи могут быть приведены в соответствие с реально оказанными объемами услуг (выполненных работ, поставленной продукции) при условии наличия правильно оформленных первичных учетных документов. Только лишь на основании одного акта сверки, без наличия таких документов организация не вправе производить дополнительные или сторнировочные записи.

В этом и заключается смысл взаимосверки расчетов — сверить данные сторон, проверить обоснованность выявленных расхождений (различий) и с учетом наличия первичных учетных документов привести свои учетные данные в соответствие с реальными обязательствами сторон.

Особое внимание следует обратить также на правила п. 74 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, согласно которым отражаемые в бухгалтерском учете и отчетности суммы по расчетам с банками и бюджетом должны быть согласованы с соответствующими организациями и тождественны. Оставление на бухгалтерском балансе неурегулированных сумм по этим расчетам не допускается.

Если полученные от контрагентов акты сверки подтверждают правильность отраженных в учете организации сумм задолженности, данный факт фиксируется в акте инвентаризации (по форме № ИНВ-17) и в справке к нему.

Если же по итогам сверки будут выявлены расхождения, они должны быть рассмотрены и по ним принято соответствующее решение — обоснованы требования кредитора (или же дебитора) или нет. Если обоснованы, то в бухгалтерском учете организации должны быть оформлены корректирующие записи, посредством которых суммы задолженности станут достоверными.

В случае если по итогам сверки будут выявлены неучтенные суммы кредиторской задолженности организации по оплате поставленных товарно-материальных ценностей (ТМЦ), выполненных работ, оказанных услуг, то в бухгалтерском учете на основании соответствующих первичных учетных документов должны быть оформлены дополнительные записи:

Д-т сч. 10, 15, 41 и т. д. К-т сч. 601 — отражена стоимость поставленных ТМЦ, обязательства по оплате которых были выявлены по итогам сверки расчетов (без учета НДС);

Д-т сч. 20, 23, 25, 26, 29, 44 К-т сч. 602 — отражена стоимость работ и услуг, потребленных организацией, обязательства по оплате которых были выявлены при сверке расчетов (без учета НДС);

Д-т сч. 19 К-т сч. 60 — начислен НДС со стоимости дополнительно принятых к учету ТМЦ, а также расходов по оплате работ и услуг.

В случае если первоначальные записи по счетам бухгалтерского учета организации были завышены, выявленные разницы списываются в следующем порядке:

Д-т сч. 10, 15, 41 и т. д. К-т сч. 60 (сторно) — сторнировочная запись на сумму выявленных при сверке недопоставленных ТМЦ;

Д-т сч. 20, 23, 25, 26, 29, 44 К-т сч. 60 (сторно) — отражена сторнированная стоимость невыполненных работ, неоказанных услуг по результатам сверки расчетов;

Д-т сч. 19 К-т сч. 60 (сторно) — отражено сторнирование сумм НДС со стоимости недопоставленных ТМЦ (недовыполненных работ, недо-оказанных услуг);

Д-т сч. 19 К-т сч. 68, субсчет «НДС» — отражена задолженность организации по уплате «сторнированных» сумм НДС.

При оформлении записей по счетам бухгалтерского учета следует также учитывать сроки выяв-

1 Такой же записью оформляется уточнение (в сторону увеличения) стоимости поставленных и отраженных в учетных записях ТМЦ.

2 В аналогичном порядке оформляются записи по уточнению (в сторону увеличения) стоимости работ (услуг), суммы по которым первоначально были занижены.

ленных расхождений и ранее оформленные записи. Если расхождения выявлены еще до акцепта счетов поставщиков (подрядчиков), то по учету отражаются уже уточненные данные согласно реальным первичным учетным документам. Если расхождения выявлены после отражения по учету первичных учетных документов, но до начала эксплуатации поставленных ТМЦ, то в учете организации оформляются приведенные корректирующие записи.

Если расхождения выявлены после передачи ТМЦ на нужды организации, то затраты корректируются:

Д-т сч. 20, 23, 25, 26, 29, 44 К-т сч. 60 — отражена дополнительно начисленная сумма разницы в стоимости материалов, выявленной по результатам сверки расчетов;

Д-т сч. 20, 23, 25, 26, 29, 44 К-т сч. 60 (сторно) — корректировка стоимости материалов, отпущенных на нужды производства, если она в соответствии с первичными документами была завышена.

Расхождения в первоначальной стоимости реализованных товаров оформляются следующим образом:

• если выявлено занижение стоимости товаров:

Д-т сч. 41 К-т сч. 60 — отражено увеличение стоимости поставленных товаров (без учета НДС);

Д-т сч. 19 К-т сч. 60 — отражена корректировка суммы НДС;

Д-т сч. 90, субсчет «Себестоимость продаж» К-т сч. 41 — отнесение на реализацию суммы увеличения стоимости поставленных товаров;

Д-т сч. 68, субсчет «НДС» К-т сч. 19 — отражено списание на расчеты с бюджетом откорректированных сумм НДС;

Д-т сч. 99 К-т сч. 90, субсчет «Прибыль (убыток) от продаж» — отражено уменьшение суммы полученной прибыли от продажи товаров (запись производится в составе итогового финансового результата за текущий месяц);

• если выявлено завышение стоимости товаров:

Д-т сч. 41 К-т сч. 60 (сторно) — отражена разница в стоимости поставленных товаров;

Д-т сч. 19 К-т сч. 60 (сторно) — отражено сторнирование суммы НДС;

Д-т сч. 19 К-т сч. 68, субсчет «НДС» — отражена задолженность перед бюджетом по НДС в размере сторнированной суммы НДС;

Д-т сч. 90, К-т сч. «Себестоимость продаж» К-т сч. 41 (сторно) — отражена разница в стоимости реализованных товаров;

Д-т сч. 90, субсчет «Прибыль (убыток) от продаж» К-т сч. 99 — отражено увеличение суммы полученной прибыли от продажи товаров (запись производится в составе итогового финансового результата за текущий месяц).

Излишне отраженные суммы выручки, не подтвержденные актами сверки (при условии урегулирования данного вопроса между контрагентами), корректируются записями:

Д-т сч. 62 К-т сч. 90, субсчет «Выручка» (сторно) — отражено сторнирование излишне признанных в бухгалтерском учете сумм выручки от продажи товаров;

Д-т сч. 90, субсчет «НДС» К-т сч. 68, субсчет «НДС» (сторно) — отражены сторнированные суммы НДС.

Поскольку уточнение учетных записей (исправление ошибок в учете) производится с учетом требований Положения по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010), то приведенные бухгалтерские записи правомерно применять при исправлении ошибок в учете и отчетности до даты утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности за текущий год. После указанной даты существуют особые правила исправления учетных записей с позиций уровня существенности выявленной ошибки.

Проверка финансовых обязательств (расчетов с контрагентами). Члены рабочей комиссии, получив комплект документов и отчеты (реестры), подтверждающие состояние расчетов с контрагентами, последовательно анализируют каждый вид инвентаризируемого расчета, среди которых самыми распространенными в практической деятельности предприятий являются расчеты:

1) с поставщиками и подрядчиками (балансовый счет 60);

2) с покупателями и заказчиками (балансовый счет 62);

3) с разными дебиторами и кредиторами (балансовый счет 76).

В ходе проведения инвентаризации необходимо убедиться в том, что сальдо по счетам расчетов развернуто (кредиторская задолженность не за-считывается дебиторской и наоборот3). Проверке подлежит также порядок ведения аналитического учета расчетов организации с различными контрагентами (дебиторами и кредиторами).

3 Особое внимание следует уделить данному аспекту при инвентаризации обязательств, отраженных по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Данные инвентаризации заносятся в приложение к форме № ИНВ-17 «Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами». Справка составляется в разрезе указанных синтетических счетов бухгалтерского учета. На основании справки заполняется акт по форме № ИНВ-17 (в двух экземплярах), который подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй остается в комиссии. В акте указываются:

1) наименование организации, проводящей инвентаризацию;

2) подразделение, в котором проводится инвентаризация;

3) ссылка на приказ, в соответствии с которым производится инвентаризация;

4) порядковый номер и дата составления документа;

5) дата проверки состояния дебиторской и кредиторской задолженности;

6) наименования организаций-дебиторов; номер счета бухгалтерского учета, на котором учитываются дебиторские задолженности; полная сумма дебиторской задолженности по каждому контрагенту; сумма задолженности, которую дебитор не подтвердил и по которой истек срок исковой давности;

7) наименования организаций-кредиторов; номер счета бухгалтерского учета, на котором учитывается кредиторская задолженность;

8) полная сумма кредиторской задолженности по каждому контрагенту;

9) сумма задолженности, которую кредитор не подтвердил и по которой истек срок исковой давности;

10) итоговая сумма по каждому виду задолженности.

Получив результаты инвентаризации, руководство организации утверждает их и выносит решения о создании резервов по сомнительным долгам, списании безнадежной задолженности, списании задолженности с истекшим сроком исковой давности.

Списание кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности отражается записью: Д-т сч. 60, 76 К-т сч. 91, субсчет 1 «Прочие доходы».

Если покупатели (заказчики) не оплатили стоимость реализованного товара (работы, услуги и т. д.) вовремя и задолженность не обеспечена

управленческий учет

соответствующими гарантиями, то такая задолженность является сомнительной. На сумму такой задолженности после проведения инвентаризации и оформления письменного обоснования признания задолженности сомнительным долгом в учете составляется запись:

Д-т сч. 91-2 «Прочие расходы» К-т сч. 63 «Резервы по сомнительным долгам».

Резерв по сомнительным долгам относится к оценочным резервам. Особенностью данных резервов является их единовременное начисление в соответствии с нормами Положения по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008). Если организация создает в установленном порядке в конце отчетного года резерв сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию (товары, работы и услуги) за счет финансовых результатов, то дебиторская задолженность, по которой созданы резервы, в годовом бухгалтерском балансе уменьшается на сумму этих резервов. В пассиве баланса сумма образованного резерва отдельно не отражается. Порядок создания резерва сомнительных долгов должен быть отражен в приказе по учетной политике организации.

Списание задолженности дебиторов с балансового учета может производиться при условии признания ее безнадежной в силу невозможности ее взыскания по причинам юридического, экономического или социального характера.

Задолженность можно классифицировать как нереальную к взысканию в случаях, если выполняется одно из перечисленных условий, приведенных в ГК РФ:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• истек срок исковой давности — 3 года (ст. 196 ГК РФ);

• обязательство прекращено из-за невозможности его исполнения (ст. 416 ГК РФ);

• обязательство прекращено на основании акта государственного органа (ст. 417 ГК РФ);

• обязательство прекращено в связи с ликвидацией организации (ст. 419 ГК РФ).

Если есть несколько оснований признать долг безнадежным, то он признается таковым в периоде возникновения первого из перечисленных оснований, что было разъяснено в письме Минфина России от 28.03.2008 № 03-03-06/4/18.

В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. По общему правилу (п. 1 ст. 200 ГК РФ) течение срока исковой давности

начинается со дня, когда лицо узнало (должно было узнать) о нарушении своего права. Трудностей не возникает, если срок исполнения обязательства обозначен в договоре. В этом случае течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения. Сложнее, если договор не предусматривает срока исполнения обязательства. В такой ситуации применим п. 2 ст. 314 ГК РФ, согласно которому обязательство, которое не предусматривает срока исполнения и не содержит условий, позволяющих его определить, должно быть исполнено в разумный срок после возникновения (к примеру, 30 дней с даты фактической передачи товаров (работ, услуг), указанной в накладной). Сроки исковой давности и порядок их исчисления не могут быть изменены соглашением сторон.

Основания приостановления и перерыва течения сроков исковой давности устанавливает ГК РФ. В случае прерывания течение срока исковой давности начинается заново, а время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок (ст. 203 ГК РФ). Прерывание срока исковой давности означает, что задолженность (как дебиторскую, так и кредиторскую) нельзя списать с бухгалтерского учета. Согласно ст. 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается в случае:

1) предъявления иска в установленном порядке, когда кредитор обращается с иском в суд (если суд оставляет иск без рассмотрения, то срок исковой давности по иску не прерывается);

2) совершения должником действий, свидетельствующих о признании долга.

К действиям, свидетельствующим о признании долга в целях перерыва, в частности, могут относиться:

• претензии;

• частичная оплата задолженности;

• уплата процентов за просрочку платежа;

• изменение договора, из которого следует, что должник признает наличие долга;

• обращение к кредитору с просьбой об отсрочке платежа;

• заявление о зачете взаимных требований;

• соглашение о реструктуризации долга;

• подписание акта сверки задолженности, т. е. письменное подтверждение признания наличия задолженности, и т. п.

Следует отметить, что подписание акта сверки расчетов с контрагентом служит доказательством признания долга перед поставщиком или подрядчиком. Однако получение письменного подтверждения

долга после того, как срок исковой давности истек, никакого влияния на этот срок не оказывает, т. е. срок исковой давности не восстанавливается и не продлевается. Срок исковой давности прерывается каждый раз, как только обязанное лицо совершило перечисленные действия, и без какого-либо ограничения.

Основанием для признания правомерности действий предприятия (кредитора) по списанию задолженности являются документы, подтверждающие невозможность погашения задолженности в силу указанных обстоятельств:

• документы, подтверждающие факт осуществления хозяйственной операции (договора, счета-фактуры, накладные, акты выполненных работ и др.);

• акты сверки взаимных расчетов, если дебитор — юридическое лицо;

• акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами;

• приказы (распоряжения) руководителя предприятия о списании задолженности в качестве безнадежного долга, по которому истек срок исковой давности;

• документы, подтверждающие нереальность взыскания долга, если долг списывается до истечения срока давности:

• выписки из ЕГРЮЛ о том, что организация-должник ликвидирована;

• акты судебного пристава-исполнителя о невозможности взыскания долга с организации-должника, постановления об окончании исполнительного производства и возвращении взыскателю исполнительного документа;

• другие документы, подтверждающие невозможность взыскания долга.

Отмечаем, что в случае, если у кредитора имеется встречная задолженность в сумме, превышающей дебиторскую задолженность, допускается погашение дебиторской задолженности путем проведения зачета встречных требований по заявлению.

Ошибочно считать, что после истечения срока исковой давности кредитор не может потребовать исполнения обязательства (ведь срок исковой давности его не прекращает). Такое право у кредитора есть, но реализовать его можно только во внесудебном порядке. Обоснованно предположить, что в этом случае шансов взыскать задолженность значительно меньше. Поэтому предприятию-кредитору следует принимать меры по взысканию задолженности до истечения срока исковой давности.

Следует учитывать, что предприятию-кредитору не обязательно ждать, пока у должника появятся средства и он погасит свою задолженность. Если принятые меры не принесли результата, он вправе:

• уступить право требования долга другому лицу. Для этого не требуется согласия должника, его достаточно только уведомить, после чего все документы, удостоверяющие право требования, нужно передать новому кредитору (п. 2 ст. 382 ГК РФ);

• предъявить иск и взыскать задолженность в судебном порядке.

Списание нереальной к взысканию задолженности дебиторов (в том числе задолженности с истекшим сроком исковой давности) отражается записью:

Д-т сч. 91, субсчет 2 «Прочие расходы» К-т сч. 62, 76 — на сумму задолженности — если предприятием не создается резерв по сомнительным долгам;

Д-т сч. 63 К-т сч. 62, 76 — на сумму задолженности в счет резерва, который был создан ранее;

Д-т сч. 91, субсчет 2 «Прочие расходы» К-т сч. 62, 76 — при недостаточности величины созданного резерва списывается на финансовый результат в составе прочих расходов оставшаяся сумма долга в части, превышающей резерв.

Списанная в убыток дебиторская задолженность отражается в течение 5 лет на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должников.

Для ведения раздельного учета по основаниям возникновения и видам долгов, по мнению автора, следует ввести субсчета к данному счету. Кроме того, на счете 007 правомерно организовать аналитический учет списанной задолженности по дебиторам (должникам) с указанием фамилии, имени и отчества должника, полного наименования юридических лиц и реквизитов, необходимых для определения дебитора в целях возможного взыскания задолженности.

При возобновлении процедуры взыскания задолженности дебиторов или поступлении средств в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов на дату возобновления взыскания или на дату зачисления на счета предприятия — кредитора указанных поступлений, задолженность списывается с забалансового учета (кредит счета

007). На суммы, поступившие в порядке взыскания ранее списанной в убыток задолженности на основании п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, в бухгалтерском учете составляется запись:

Д-т сч. 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета»

К-т сч. 91, субсчет 1 «Прочие расходы». Списание с забалансового учета безнадежной дебиторской задолженности производится:

• по истечении срока (5 лет);

• по каждому обязательству;

• на основании приказа (распоряжения) руководителя предприятия о решении списания безнадежной дебиторской задолженности. При наличии соответствующих документов с

забалансового учета дебиторская задолженность списывается проводкой (К-т сч. 007), при этом

правомерно формирование бухгалтерской справки по данной хозяйственной ситуации.

Список литературы

1. Николаев С. Н. Инвентаризация имущества и обязательств. М.: Налоговый вестник, 2004. 240 с.

2. Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: приказ Минфина России от 13.06.1995 № 49 (в ред. от 08.11.2010).

3. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н (в ред. от 18.09.2006).

4. Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н (в ред. от 25.10.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.