УДК 330
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ НЕФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОВЕРКИ БЮДЖЕТНОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ
Елена Сергеевна Игонина1, 2 Алена Владиславовна Горбачева2
Нижегородская академия МВД России 603144, г. Нижний Новгород, ул. Анкудиновское шоссе, 3 Российская Федерация
2Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет
им. Н.И. Лобачевского 603022, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23 Российская Федерация
Предмет. В статье изложены основные направления ревизионной деятельности по проверке проведенной инвентаризации нефинансовых активов. В настоящий момент отсутствует унифицированная и эффективная методика по проверке финансовых активов бюджетных организаций на законодательном уровне. Вместе с тем можно констатировать факт существующих методических аспектов в ревизионной деятельности только лишь на субъективном уровне. Цели. Комплексное авторское исследование проблем, возникающих в ходе ревизионной деятельности при проверке проведенной инвентаризации нефинансовых активов. Предполагается создание авторской концепции по исследованию теоретических проблем, правовых и организационных особенностей использования специальных экономических знаний в ревизионной деятельности и разработке предложений по совершенствованию их применения в деятельности органов финансового контроля по борьбе с преступлениями в сфере экономики. Методология. В процессе исследования инвентаризации нефинансовых активов использовался диалектический метод, а также метод сравнительного анализа. Результаты. Проработан алгоритм действий контролирующих органов при проведении проверки нефинансовых активов, а также определен порядок сопоставления документов при проведении проверки инвентаризации нефинансовых активов. Выводы. Сделан вывод о том, что в программы проверки годовой инвентаризации и персональные рабочие задания ревизорам необходимо включить обязательную проверку на выявление возможных, близкого по времени с проведённой годовой инвентаризацией списаний материальных ценностей на порчу и другие непроизводительные потери, равные недостачам сверх норм естественной убыли по количеству и учётной стоимости, установленным названной инвентаризацией.
Ключевые слова: инвентаризация нефинансовых активов, материально-ответственное лицо, инвентаризационная опись, годовая бюджетная отчетность, дебиторская задолженность
Введение
Проверку нефинансовых активов целесообразно начинать с проверки постановки годовых, выборочных, внезапных инвентаризаций имущества и мероприятий по их результатам в правоохранительном подразделении за ревизуемый период. Как отмечает в своей работе Горбачева А.В. [1] ряд особенностей ревизии как способа документирования преступной деятельности делает ее не заменимой перед другими формами использования специальных знаний. Цель ре-
Поступила в редакцию: 03.11.2021
Принята к публикации после рецензирования: 30.11.2021
визии (проверки) по мнению Масловой Т.С. [2] - определение правомерности, в том числе целевого характера, эффективности и экономичности использования средств федерального бюджета, государственных вне бюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.
Всем известно, что в ходе проведения ревизии используются методы документальной и фактической проверки. По мнению большинства ученых одним из самых важных способов фактической проверки выступает инвентаризация, в ходе проведения которой осуществляется фактический контроль за сохранностью имущественных ценностей и средств в организации. Так, Ерохина В.Н, Кутузова В.О. [3] отмечают, что инвентаризация по качеству предоставляемых результатов трудно заменима и является процедурой, целью которой выступает проведение ревизии реального имущества и обязательств юридического лица.
На наш взгляд, прежде всего, необходимо оценить профессиональную компетентность председателя и членов инвентаризационной комиссии, назначенной соответствующим приказом руководителя ревизуемого правоохранительного подразделения. В составе инвентаризационных комиссий должны преобладать опытные специалисты, в том числе сотрудники финансовой службы и собственной безопасности, обладающие практическими знаниями проектирования и функционирования системы учётных кодов физических единиц групп нефинансовых активов, технологий взвешивания, пересчета и обмера, складирования разных учётных групп материальных запасов, оформления и оборота первичной документации. В необходимых случаях к проведению инвентаризации целесообразно привлекать профильных специалистов в основном для определения (экспертизы, технического анализа) качественного состояния отдельных видов имущества (автомототранспорта, различных средств электронной техники, приборов и оборудования, единиц оружия, отдельных наименований ГСМ, драгоценных металлов и др.). Материально-ответственные лица в состав рабочих комиссий не включаются, но инвентаризация материальных ценностей, кассовой наличности, других имущественных групп на складе и в эксплуатации, учитываемых в их подотчёте, обязательно проводится в их личном присутствии Нарушение этого правила повлечёт признание результатов инвентаризация не действительными.
Затем следует очередь проверки установленных руководителем правоохранительного подразделения периодичности и сроков проведения инвентаризаций. В работе Мизиковского Е.А., Игониной Е.С. [4] указывается на необходимость проверка, как и в какой степени выполняются положения нормативных документов, касающиеся периодичности обязательного проведения инвентаризации.
Помимо изучения истребованных материалов необходимо использовать информацию оперативных документов правоохранительного подразделения. Так, информация о смене материально-ответственных лиц содержится в приказах по личному составу, в приказах о привлечении сотрудников к материальной и дисциплинарной ответственности, о списании материальных ценностей непроизводительного характера - сведения о стоимости и виновниках хищений, злоупотреблений, порчи ценностей, пожаров и т.п. На основании указанной информации устанавливается, проводилась или нет соответствующая инвентаризация.
При проверке полноты проведённых инвентаризаций необходимо иметь ввиду, что одной из обязанностей инвентаризационной комиссии является проверка наличия всех принятых к бухгалтерскому учёту материальных ценностей в натуральных измерителях, находящихся в местах хранения и в эксплуатации, в том числе принятых на забалансовый учёт, независимо от источников их поступления и мест нахождения.
В сферу упомянутой проверки включается наличие: традиционных объектов
основных средств в эксплуатации, объектов, временно выведенных из эксплуатации, например, ввиду их консервации, длительного (более 3-х месяцев) капитального ремонта, сдачи в текущую (операционную аренду), единиц военной техники, вооружения (включая трофейное, изъятое, добровольно сданное, найденное оружие и боеприпасы), средств связи, вещевое имущество, бланочная продукция, имущества, находящегося на ответственном хранении, арендуемых объектов основных средств, сумм денежных средств, подарочного и других подобных фондов, финансовых активов, незавершённых капитальных вложений по фактическим затратам. Проверки подлежат сальдо на дату финансово-экономической проверки требований (всех видов дебиторов) и обязательств (всех виды кредиторов). При этом значительные сумы длительной дебиторской задолженности ревизуются по каждому дебитору в отдельности, а внутри - по каждому расчётно-платёжному документу. Отдельной проверки (обязательно сплошным и встречным способами) подвергаются требования, по которым нет уверенности в их погашении, преимущественно долги, по которым истекли сроки исковой давности и списанные с бухгалтерского учёта с отнесением на прочие расходы (убытки) правоохранного подразделения.
Выясняются: достоверность учётных данных о состоянии дебиторской задолженности, наличие актов выверки расчётов, претензионной переписки, мероприятия по погашению долга (если они проводились), устанавливаются непосредственные виновники упомянутой задолженности (если должностные лица не выполняли указанные мероприятия, тем самым допустили халатность в работе), формулируются предложения по возмещению убытка, нанесённого правоохранительному подразделению.
В задачи исследования входит: произвести критический анализ современных научных представлений о проведении инвентаризации нефинансовых активов в ходе осуществления ревизионной деятельности, обобщить опыт организации ревизий, а разработать предложения по алгоритму выполнения инвентаризации нефинансовых активов в ходе проведения ревизии с учетом опыта, ранее накопленного в органах внутренних дел.
Материалы и методы исследования
Проверку результатов инвентаризации целесообразно проводить в определённой последовательности:
* выборочное, при необходимости сплошное, исследование достоверности и выполнения правил оформления первичных документов, не сданных в бухгалтерию и предъявленных руководителю инвентаризационной комиссии к началу инвентаризации;
* наличие соответствующих надписей на инвентаризационных описях, учиняемых председателем инвентаризационной комиссии о том, что все приходные и расходные первичные документы, предшествующие дате инвентаризации, представлены до начала инвентаризации;
*наличие обязательства кассира и договоров (обязательств) о материальной ответственности с каждым материально-ответственным лицом и параллельно - типовых приказов о назначении на должность, связанную с материальной ответственностью. Одновременно проверяется соответствие указанных договоров типовому Перечню должностей и работ (компетенций) и требованиям, установленным Министерством труда и социального развития РФ, в частности отсутствие у материально-ответственных лиц судимости по хозяйственным преступлениям, образование, опыт предыдущей работы с материальной ответственностью;
* наличие типовых расписок в инвентарных описях материально - ответственных лиц о сдаче всех приходных и расходных складских документов в бух-
галтерию до начала инвентаризации;
*выполнение правил выдачи и учёта доверенностей.
В особом порядке необходимо проверить доверенности, в использовании которых уполномоченные руководством должностные лица не отчитались в установленный срок. Одновременно проверяются приходные ордера (накладные) на поступление материальных ценностей по доверенностям, выданным за ревизуемый период. При этом необходимо знать, что указанные приходные ордера могут быть фиктивными, то есть прихода материальных ценностей фактически не было, а одновременно с приходным ордером на то же количество оформлено фиктивное требование-накладная. Поэтому проверка учёта доверенностей не должна быть формальной.
Затем выполняется ревизия инвентаризационных описей или актов инвентаризации. Типовые формы описей предусмотрены действующей инструкцией по бухгалтерскому учёту в бюджетных учреждениях и приведены в приложениях 6-18 к Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приказ Минфина РФ №2 49 от 13.06. 1995 г.).
Формальная ревизия инвентарных описей, по сути, заключается в проверке ряда незамысловатых, но безальтернативных традиционных правил оформления подобных регистров:
- сведения о фактических сальдо на дату инвентаризации по всем инвентаризуемым объектам (статьям бухгалтерского баланса) должны быть аккуратно (чётко, без помарок и подчисток) записаны шариковой ручкой (вручную) или с использованием средств электронно-вычислительной техники;
- целесообразно, чтобы проверки основных средств, непроизведённых активов, нематериальных активов и материальных запасов предшествовало выборочное исследование соответствия данным технических паспортов, ГОСТов, других технических документов учётного полного наименования каждого в отдельности из указанных активов, их эксплуатационного назначения, составных конструкций, в том числе учитываемых самостоятельными объектами основных средств, наличия номенклатурных и инвентарных номеров по каждому наименованию материальных ценностей и порядка их формирования, технико-эксплуатационных характеристик;
- наименования инвентаризуемых материальных запасов, объектов основных средств, нематериальных активов; их количество (в единицах измерения, принятых в оперативном и бухгалтерском чёте) и учётная стоимость (без дополнительных начислений) приводятся по учётным группам, подгруппам, номенклатурным (учётная номенклатура материальных запасов) и инвентарным номерам внеоборотных активов (учётные группы амортизируемых и не амортизируемых активов);
- на каждой странице описи прописью указываются итоговое число порядковых номеров материальных ценностей (по количеству заполненных строк);
- в инвентарных описях и сличительных ведомостях не рекомендуется оставлять свободные (без записей) строки. Они прочёркиваются на всех страницах регистров, где остались свободные строки;
- инвентарные описи подписываются председателем и всеми членами инвентаризационной комиссии; при отсутствии хотя бы одной подписи инвентаризация становится не действительной (не состоявшейся). В таких обстоятельствах руководитель ревизионной группы инициирует проведение повторной инвентаризации;
- на последней странице инвентарной описи приводится информация о проверке цен, таксировки и арифметического подсчёта итогов по страницам за подписями сотрудников, выполняющих эту проверку. Здесь же материально-ответственным лицом составляется расписка типовой формы о том, что инвентаризация была
проведена в его личном присутствии, претензий относительно порядка проведения инвентаризации он не имеет, и перечисленные в инвентарной описи материальные ценности (с номера строки «ххх» по номер строки «ххх») приняты им на ответственное хранение;
- инвентарные описи подписываются председателем, всеми членами инвентаризационной комиссии и материально - ответственными лицами;
- при проверке фактического наличия имущества по факту смены материально - ответственных лиц инвентарные описи, удостоверенные подписями председателя и членов инвентаризационной (приемопередаточной) комиссии, подписываются материально-ответственными лицами, принимающими и передающими материальные ценности.
При оформлении инвентарных описей не исключены ошибки (в номенклатурных и инвентарных номерах, учётных ценах, наименованиях, местах хранения и эксплуатации инвентаризируемых объектов и т.п.). Необходимые исправления вносятся в соответствующие страницы всех экземпляров указанных регистров. Там же учиняются исправительные записи стандартного содержания, которые удостоверяются подписями председателя, членов инвентаризационной комиссии и материально - ответственного лица.
Проверку информационного содержания инвентарных описей по существу необходимо сопровождать логическим, а в необходимых случаях и арифметическим контролем данных. Это может стать отправной точкой выявления возможных финансовых нарушений и злоупотреблений. Так, например, будет оправдано фамильное сравнение председателя и членов инвентаризационной комиссии с её персональным составом согласно приказу руководителя правоохранительного подразделения, назначившего финансово-экономическую проверку (напомним, что отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания её результатов недействительными), целесообразно так же выборочно сверить подписи членов инвентаризационной комиссии в инвентарных описях с подписями этих же лиц в других документах, скажем, в кассовых ордерах, авансовых отчётах и др. Не будет лишней проверка каждой страницы инвентарных описей на обнаружение каких - либо данных, незаконно вписанных в прочёркнутые инвентаризационной комиссией строки, спустя время после полного оформления указанных регистров. Важно выборочным, при необходимости -сплошным способами определить арифметическими подсчётами (по данным первичных документов за ревизуемый период и карточек складского учёта) расчётные остатки взятых для проверки материальных ценностей в натуральных и стоимостных измерителях и сопоставить их с остатками (в тех же измерителях) указанных активов, приведёнными в инвентарных описях и сличительных ведомостях. Если выявится несоответствие между рассмотренными данными, то количественно-суммовые результаты инвентаризации необходимо определить по расчётным остаткам.
Коррективы остатков учётных единиц нефинансовых активов по каждому номенклатурному или инвентарному номерам, включённым в инвентарные описи, вносятся и тогда, если будут установлены расхождения между общими стоимостными итогами учётных остатков каждой группы указанных активов, исчисленных по инвентарным описям, объекты которых учитываются на том или ином самостоятельном бухгалтерском счёте нефинансовых активов, и аналогичными итогами, учтёнными на счетахсинтетического учётасоответствующихнефинансовыхактивов(10100«0снов-ныесредства», 10201 «Нематериальныеактивы»,10500 «Материальные запасы» идр.).
В процессе проверки инвентаризационных описей материальных ценностей необходимо проверить, не было ли - согласно приходным и расходным докумен-
там - движения ценностей во время проведения инвентаризации. Если такое движение имело место, устанавливается, внесены ли в инвентарные описи необходимые дополнения и изменения, утверждённые председателем инвентаризационной комиссии, а также наличие на указанных первичных документах отметок «После инвентаризации». Не исключено, что упомянутые документы будут представлены для «регулирования» недостач или излишков материальных ценностей, установленных инвентаризацией, при этом количество оприходованных, скажем, материальных запасов будет равно их количеству, отпущенного со склада и израсходованного на ту или иную деятельность правоохранного подразделения. На практике встречаются случаи, когда в первичных документах даже даты прихода/расхода одинаковы. Поэтому не могут не возникнуть предположения, что указанные документы являются фальшивыми и предназначены для сокрытия определённых нарушений или хищений материальных ценностей. В такой ситуации проводятся отдельные проверки.
Игонина Е.С., Мизиковский Е.Ф. [5] в своей предлагают в качестве первостепенного объекта проверки результатов инвентаризации имущества правоохранительных подразделений установленные и признанные материально-ответственными лицами отклонения фактического наличия нефинансовых активов от учётных данных (недостача, излишки, пересортица). Источником информации об отклонениях в натуральных и стоимостных измерителях являются сличительные ведомости типовой формы, оформляемые на бумажном носителе.
Результаты
На практике имеют место факты, когда упомянутые отклонения умышленно не регистрируются в сличительных ведомостях либо необоснованно списываются с бухгалтерского учёта в виде зачёта по пересортице далеко неоднородными наименованиями материальных ценностей. Нередко суммы недостач материальных запасов сверх установленных пределов естественной убыли в нарушение Федерального Закона «О бухгалтерском учёте» относятся на статьи текущих бюджетных расходов, а суммами излишков «перекрывают» суммы недостач, включая те, которые имеют очевидные признаки непроизводительного потребления и финансовых нарушений. Сличительные ведомости априори должны содержать полные данные об отклонениях показателей бухгалтерского учёта от аналогичных показателей (остатках) инвентаризационных описей. Это - одна из важных предпосылок создания качественной информации о результатах инвентаризации. Данные инвентаризационных описей по номенклатурным номерам и индивидуальным учётным наименованиям материальных запасов необходимо сопоставить выборочным либо сплошным способами (профессиональное мнение ревизора) с данными ярлыков или иных рабочих (первичных) инвентаризационных документов, подписанных всеми членами инвентаризационной комиссии, они должны быть идентичными. Тем самым в значительной степени обеспечивается информационная достоверность инвентаризационных описей по материальным запасам. При возникновении сомнений в достоверности каких-либо данных инвентаризационных описей или письменных возражений со стороны материально-ответственного лица необходимо провести повторную сплошную или выборочную инвентаризацию (коллегиальное решение инвентаризационной комиссии).
Учётная стоимость недостач, излишков, пересортицы материальных ценностей и других нефинансовых активов определяется по фактической себестоимости их приобретения или фактической себестоимости собственного производства, исчисляемых по методикам бухгалтерского учёта (учётной политики правоохранительного подразделения).
Следует согласиться с Тришкиной Е.А., Токаревой Е.В. [7] в том что, в
связи с назначением документальных ревизий, при раскрытии и расследовании преступлений экономической направленности могут возникать определенные трудности, связанные с объемом и перечнем предоставляемых документов - 65,5 %, необходимостью проведения ряда предварительных действий, связанных со сбором информации необходимой для производства документальных ревизий - 44,5 %, а также правильностью и корректностью постановки вопросов, ставящихся на разрешение ревизору или эксперту-бухгалтеру - 83,8 %.
Для сокращения трудоёмкости оформления, учёта результатов и принятия управленческих решений действующий формат сличительной ведомости целесообразно заменить унифицированным регистром «Инвентаризация нефинансовых активов», в отдельных разделах которого учитываются все необходимые данные по счетам синтетического учёта нефинансовых активов и их классификационным группам. Если инвентаризацией установлены отклонения учётных данных по нефинансовым активам, не принадлежащих правоохранительному подразделению и состоящим на его забалансовом учёте (принятым на ответственное хранение, по договору текущей (операционной) аренды, оборудование, предназначенное для монтажа, и др.), то на эти материальные ценности составляются отдельные инвентаризационные описи и сличительные ведомости либо унифицированный учётный регистр.
Необходимо также проверить тождественность данных об учётных остатках в натуральных и стоимостных измерителях, включённых в сличительные ведомости, аналогичным данным, учтённым на дату инвентаризации в сальдовых книгах или в других регистрах аналитического бухгалтерского учёта, а также в карточках или книгах складского количественно-сортового учёта.
Особое внимание необходимо уделить объёму годовой инвентаризации, в обязательном порядке предшествующей составлению годовой бухгалтерской отчётности. Объектами упомянутой инвентаризации, как известно, являются все сальдовые счета синтетического бухгалтерского учёта и связанные с ними статьи бухгалтерского баланса. В связи с этим необходимо установить - на основании регистра синтетического учёта «Журнал-главная» перечень бухгалтерских счетов, применяемых ревизуемым подразделением и наличие по всем ли из них имеются инвентаризационные описи, акты - по кассовой наличности и акты сверки взаимных расчётов - на остатки не погашенных требований и обязательств.
При выявлении по результатам инвентаризации недостач необходимо проверить обоснованность списаний материальных запасов в пределах норм естественной убыли, установленных соответствующими нормативными документами. Материальные запасы, по которым в установленном порядке утверждены нормы естественной убыли, при их недостаче, выявленной инвентаризацией, в оценке по фактической себестоимости приобретения или собственного производства списываются с бухгалтерского учёта в пределах указанных норм. Такое выбытие материальных запасов в натуральных измерителях и учётной стоимости в принятой оценке оформляется приказом начальника правоохранительного подразделения по результатам инвентаризации и относится на уменьшение финансирования (фондов) или на затраты производства (в производственных предприятиях правоохранительных министерств и ведомств).
Проверку недостач материальных запасов нельзя считать полной, если не будет проверена правомерность списаний недостач этих активов в пределах норм естественной убыли. Упомянутые нормы устанавливаются централизованно правоохранительными министерствами и ведомствами и применительно к конкретному правоохранительному подразделению вводятся в действие согласно соответствующему приказу его руководителя. Нормы естественной убыли устанавливаются по каждому номенклатурному номеру материальных запасов; до-
пускается колебание упомянутых норм в зависимости от определённых условий расходования активов (например, в зависимости от времени текущего года, выполнения работ по чрезвычайным ситуациям). При отсутствии рассматриваемых норм или нарушении принятых правил их оформления списание недостачи материальных запасов в пределах норм естественной убыли не допускается: вся недостача, в том числе учётные единицы материальных запасов относится к недостаче сверх норм естественной убыли. Согласно действующему законодательству и подзаконным актам нормы естественной убыли материальных запасов фактических недостач. Учётная стоимость таких потерь относится на расходы (уменьшение финансирования) правоохранительного подразделения или текущие затраты производственных предприятий, подведомственных правоохранительным органам.
Заключение
Следует согласиться с мнением авторов Нижегородской академии МВД России [8] о том, что документальная ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемойорганизации,правильностиихотражениявбухгалтерскомучетеиотчетно-сти, а также законности действий руководителя, главного бухгалтера и иных лиц, которые в соответствии с законодательством несут ответственность за их осуществление.
Очевидно, что в программы проверки годовой инвентаризации и персональные рабочие задания ревизорам необходимо включить обязательную проверку на выявление возможных, близкого по времени с проведённой годовой инвентаризацией списаний материальных ценностей на порчу и другие непроизводительные потери, равные недостачам сверх норм естественной убыли по количеству и учётной стоимости, установленным названной инвентаризацией. Это касается также проверки возможного наличия первичных складских документов, оформленных, когда стало известно о недостачах материальных запасов. Упомянутыми документами оформлен расход материальных запасов, равный недостаче по данным сличительных ведомостей. Такие документы материально-ответственные лица предъявляют инвентаризационной комиссии, как не своевременно оформленные, в оправдание недостачи. С большой долей вероятности упомянутая документация может быть фиктивной, поэтому дополнительно представленные документы должны быть подвергнуты отдельному ревизорскому анализу.
Материалы ревизионной проверки организации и результатов годовой инвентаризации нефинансовых активов, определения стоимостной оценки и обоснования причин выявленных отклонений фактического наличия материальных ценностей от учётного с выводами и предложениями инвентаризационной комиссии и объяснительными записками материально-ответственных лиц и других сотрудников, с приказом или распоряжением руководителя ревизуемого правоохранительного подразделения, материалов, касающихся промежуточных результатов проверки генеральной инвентаризации нефинансовых активов, полностью включаются в итоговый акт финансово-экономической проверки основной деятельности ревизуемого правоохранительного подразделения.
Успех функционирования всей финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта напрямую зависит от состояния бюджетного учета. Организация бюджетного учета, безусловно, предполагает эффективное функционирования активов организации, которые должны быть экономически целесообразны и обоснованы, что в свою очередь может достигаться при проведении инвентаризации нефинансовых активов.
Разрабатываемые алгоритмы должны предусматривать не только уверенное владение профессиональными навыками ревизорской деятельности, но и понимание ревизором как всех учетных процессов финансово-хозяйственной деятельности, так и их отдельных особенностей, которые могут создавать предпосылки и возможности для совершения противоправных действий заинтересованными лицами.
Вместе с тем, с достаточной долей уверенности можно констатировать, что традиционная методика и практика финансово-экономической ревизии целиком ориентированы на формальную технику проверки учётной информации. Однако практический опыт показывает, что подобное направление не исчерпывает потенциальные возможности ревизионной деятельности, в первую очередь, с позиций выявления финансовых нарушений в сфере целевого расходования бюджетных средств страны. Очевидно, что традиционную методику финансово-экономической ревизии в современной российской системе управления бюджетными средствами необходимо переориентировать (сохранив при этом формальную сторону ревизионной деятельности) на выявление каналов и способов злоупотреблений с бюджетными средствами, а также на определение и предупреждение обстоятельств, способствующих их совершению.
Благодарности
Авторы выражают огромную благодарность своим научным руководителям: профессор, доктор экономических наук Ефим Абрамович Мизиковский профессор, доктор юридических наук Севир Павлович Голубятников
Конфликт интересов
Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.
Список источников
1. Горбачева А.В. Использование специальных экономических знаний при раскрытии и расследовании преступлений экономической направленности :моногр. М. : Проспект, 2020. 248 с.
2. Маслова Т.С. Контроль и ревизия в бюджетных учреждениях : учеб. пособие. 2 е изд., переработанное. М. : Магистр : ИНФРА М, 2017. 336 с.
3. Ерохина В.Н., Кутузова В.О. Особенности проведения инвентаризации нефинансовых активов в организациях государственного сектора согласно современному законодательству РФ // Калужский экономический Вестник. 2019. № 4. С. 24-29.
4. Мизиковский Е.А., Игонина Е.С. Обобщение результатов ревизии финансово-хозяйственной деятельности в системе МВД России // На страже экономики. 2019. № 2 (9). С. 27-34.
5. Игонина Е.С., Мизиковский Е.А. Ревизия финансово-хозяйственной деятельности в правоохранительной системе : монография. Н. Новгород: Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2020. 209 с.
6. Костюкова, Е.И. Управленческий учет в условиях применения концепции жизненного цикла продукции / Е.И. Костюкова, А.В. Фролов, Е.А. Медведева // Современная экономика: проблемы и решения. - 2020. - № 1 (121). - С. 118-125.
7. Тришкина Е.А., Токарева Е.В. Проблемы назначения документальных ревизий и судебно-бухгалтерских экспертиз при раскрытии и расследовании преступлений экономической направленности // Фундаментальные исследования. 2014. № 11-10. С. 2313-2316.
8. Судебная бухгалтерия: курс лекций / А.Н. Буторов, С.С. Воронов, С.П. Голубятников, А.В. Горбачева, А.И. Леонов, А.Н. Мамкин. Н. Новгород: Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2021. 380 с.
9. Севрюков А.П. Хищение имущества: криминологические и уголовно-правовые аспекты. М., 2004. 421 с.
10.Черников И.А. Мотивация совершения корыстного преступления // Преступность в России: причины и перспективы. Вып. 2. М., 2005. С. 47-53.
11. Шабанов Г.Х. О понятии корыстно-насильственной преступности // Российский следователь. 2001. №8. С. 31-33.
References
1. Gorbacheva A.V. The use of special economic knowledge in the disclosure and investigation of crimes of economic orientation : monogr. M. : Prospect, 2020. 248 p.
2. Maslova T.S. Control and audit in budgetary institutions : studies. stipend. 2nd ed., revised. M. : Master : INFRA M, 2017. 336 p.
3. Erokhina V.N., Kutuzova V.O. Features of the inventory of non-financial assets in public sector organizations according to modern legislation of the Russian Federation // Kaluga Economic Bulletin. 2019. No. 4. pp. 24-29.
4. Mizikovsky E.A., Igonina E.S. Generalization of the results of the audit of financial and economic activities in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia // On guard of Economics. 2019. No. 2 (9). pp. 27-34.
5. Igonina E.S., Mizikovsky E.A. Revision of financial and economic activities in the law enforcement system : monograph. N. Novgorod: Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2020. 209 p.
6. Kostyukova, E.I. Managerial accounting in the conditions of application of the product life cycle concept / E.I. Kostyukova, A.V. Frolov, E.A. Medvedeva // Modern Economy: problems and solutions. - 2020. - № 1 (121). - Pp. 118-125.
7. Trishkina E.A., Tokareva E.V. Problems of appointment of documentary audits and forensic accounting examinations in the disclosure and investigation of crimes of economic orientation // Fundamental research. 2014. No. 11-10. pp. 2313-2316.
8. Judicial accounting: a course of lectures / A.N. Butorov, S.S. Voronov, S.P. Golubyatnikov, A.V. Gorbacheva, A.I. Leonov, A.N. Mamkin. N. Novgorod: Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2021. 380 p.
9. Sevryukov A.P. Embezzlement of property: criminological and criminal-legal aspects. Moscow, 2004. 421 p.
10.Chernikov I.A. Motivation for committing a mercenary crime // Crime in Russia: causes and prospects. Issue 2. Moscow, 2005. pp. 47-53.
11. Shabanov G.H. On the concept of mercenary and violent crime // A Russian investigator. 2001. No. 8. pp. 31-33.
INVENTORY OF NON-FINANCIAL ASSETS AS AN INTEGRAL PART OF THE AUDIT OF BUDGET REPORTS OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES
Elena S. Igonina1, 2 Alyona V. Gorbacheva1
1Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia Nizhny Novgorod, st. Ankudinovskoe highway, 3, 603144, Russian Federation
2National Research Nizhny Novgorod State University. N.I. Lobachevsky Nizhny Novgorod, Gagarin Ave., 23, 603022, Russian Federation
Introduction. The article outlines the main directions of auditing activities to verify the inventory of non-financial assets. At the moment, there is no unified and effective methodology for checking the financial assets of budgetary organizations at the legislative level. At the same time, it is possible to state the fact of existing methodological aspects in the audit activity only at the subjective level. Objectives. Comprehensive study of the problems arising in the course of auditing activities when checking the inventory of non-financial assets. It is planned to create an author's concept for the study of theoretical problems, legal and organizational features of the use of special economic knowledge in auditing activities and the development of proposals for improving their application in the activities of financial control bodies to combat crimes in the economic sphere. Methods. In the process of researching the inventory of non-financial assets, the dialectical method was used, as well as the method of comparative analysis. Results. The algorithm of actions of the regulatory authorities during the inspection of non-financial assets has been worked out, as well as the procedure for comparing documents during the inspection of the inventory of non-financial assets has been determined. Conclusions. It is concluded that auditors need to include a mandatory check to identify possible write-offs of material assets for damage and other unproductive losses in the programs for checking the annual inventory and personal work assignments to identify possible write-offs of material assets for damage and other unproductive losses that are book value established by the named inventory.
Keywords: inventory of non-financial assets, materially responsible person, inventory inventory, annual budget reporting, accounts receivable