РАЗДЕЛ II.
СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
DOI 10.54220/1994-0874.2021.63.3.005 УДК 657.371.1
Лабынцев Н.Т., Алексеева И.В., Моложавенко И.С.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ АКТИВОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА
Аннотация
В статье рассмотрена актуальность, цель и задачи проведения инвентаризации активов и обязательств в соответствии с действующим нормативно-правовым полем и отраслевыми особенностями. Представлен алгоритм проведения инвентаризации, который состоит из семи основных этапов: подготовительного, организации проведения инвентаризации, документирования её результатов, контроля правильности её проведения, документального анализа её результатов, оформления результатов инвентаризации, осуществления контроля исполнения приказа по её результатам.
В рамках первого, подготовительного этапа разработан проект приказа организации о проведении инвентаризации и его основные параметры с учетом методических основ, бизнес-процессов, отраслевой специфики коммерческой организации. Раскрыта практика проведения инициативной (тематической) инвентаризации. В финансово-хозяйственную деятельность всех организаций вносит некоторые корректировки новый вирус COVID-19. В этой связи возникает особый порядок организации и проведения инвентаризации в условиях, сложившихся под влиянием внешних факторов, которые также необходимо учитывать при проведении инвентаризации.
Ключевые слова
Инвентаризация, активы, обязательства, комиссии, контроль, инвентаризационные описи, алгоритм, этапы, контроль.
JEL: В26, М41, М42
Labyntsev N. T., Alekseeva I. V., Molozhavenko I.S.
ORGANIZATION AND METHODOLOGICAL SUPPORT FOR THE INVENTORY OF INDIVIDUAL ASSETS AND LIABILITIES AT INDUSTRIAL ENTERPRISES OF THE DEFENSE COMPLEX
Аnnotation
The article discusses the relevance, purpose and objectives of the inventory of assets and liabilities in accordance with the current regulatory framework and industry specifics. An
algorithm for conducting an inventory is presented, which consists of seven main stages: preparatory, organization of the inventory, documenting its results, control over the correctness of its implementation, documentary analysis of its results, registration of inventory results, control over the execution of the order based on its results.
As part of the first preparatory stage, a draft order of the organization on conducting an inventory and its main parameters were developed, taking into account the methodological foundations, business processes, industry specifics of a commercial organization. The practice of conducting an initiative (thematic) inventory is disclosed. The emerging COVID - 19 makes some adjustments to the financial and economic activities of all organizations. In this regard, a special procedure for organizing and conducting an inventory in the current conditions arises under the influence of external factors, which must also be taken into account when conducting an inventory.
Keywords
Inventory, assets, liabilities, commissions, control, inventory lists, algorithm, stages, control.
Введение. В настоящее время в условиях цифровой экономики инвентаризация является необходимым инструментом системы внутреннего контроля и повышения достоверности бухгалтерской финансовой отчетности коммерческой организации. Актуальность данной темы определяется тем, что согласно правоустанавливающим и нормативным документам проведение годовой инвентаризации является обязательным перед составлением бухгалтерской финансовой отчетности коммерческой организации. Процесс проведения инвентаризации регламентируется нормативно-правовыми документами, но имеет свою специфику в зависимости от объекта инвентаризации и отраслевой специфики. В связи с этим представленное исследование имеет теоретическую и практическую значимость.
Теория. Вопросы организации, методики проведения, нормативно-правового поля инвентаризации отдельных активов и обязательств исследованы в работах таких ученых-практиков, как Камаева Ю.С. [1], Лабынцев Н.Т., Михайленко Р.Г., Куц Н.В. [2], Нико-ленко М.Б., Торопова И.С [3], Скоробо-гатова В.В., Савченко Д.В. [4], Шило-
ва К.В. [5]. Однако практические вопросы организации и методического обеспечения проведения инвентаризации отдельных активов и обязательств еще не до конца проработаны, в связи с этим данная статья имеет несомненную теоретическую и практическую значимость.
Любая инвентаризация товарно-материальных ценностей должна проводиться с чётко обозначенными целями и задачами. Основные цели инвентаризации имущества и обязательств любого хозяйствующего субъекта заключаются в следующем:
- выявление фактического наличия товарно-материальных ценностей в запасах, на ответственном хранении, сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
- определение физического (качественного) состояния товарно-материальных ценностей, сроков хранения, возможности дальнейшей их эксплуатации, выявление неликвидных товарно-материальных ценностей;
- выявление фактического наличия имущества (средств труда), числящегося во внесистемном учете, сопоставление фактического наличия имущества с данными внесистемного учета;
- проверка полноты отражения в учете обязательств;
- приведение учетных данных в соответствие с фактическими параметрами объектов инвентаризации;
- выявление неэффективно используемых, неиспользуемых или используемых не по назначению объектов инвентаризации, а также нарушений в их использовании.
При этом задачами, реализуемыми в процессе инвентаризации имущества и обязательств, являются:
1) установление и обеспечение эффективных процедур контроля сохранности материальных ценностей, проверки выполнения правил их хранения, соблюдения материально ответственными лицами установленного порядка первичного учета;
2) выявление и учет объектов инвентаризации, сведения о которых отсутствуют в бухгалтерских записях организации;
3) наиболее полное и точное отражение данных о фактическом наличии финансовых обязательств, выявленных в процессе инвентаризации;
4) правильное и своевременное оформление материалов инвентаризации и отражение их в учете.
Важно определить нормативно-правовую базу и правильность её применения при подготовке, проведении и определении результатов инвентаризации активов и обязательств, отраженных в бухгалтерском учёте. К основным правовым документам по проведению инвентаризации относятся следующие.
- Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011.
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н.
- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49.
- Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.
- Положение по бухгалтерскому учету 1/2008 «Учетная политика организации» (утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н).
- Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 «Запасы», утв. Приказом Минфина РФ от 15.11.2019 № 180н.
- Альбом унифицированных первичных документов Росстата, утв. постановлением Госкомстата России от 9 августа 1999 г. № 66.
- Учетная политика организации.
- Рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.
- Рабочие документы хозяйствующего субъекта по вопросам инвентаризации активов и обязательств, приказы, распоряжения, служебные записки, регламенты, положения, стандарты.
Данные и методы. Обязательная (годовой) инвентаризация товарно-материальных ценностей (ТМЦ) в запасах, связанная с их приобретением и использованием, дебиторской и кредиторской задолженности, резервов по сомнительным долгам проводится перед составлением финансовой (бухгалтерской) отчетности по состоянию не ранее, чем на 1 октября текущего года, но не позднее, чем перед составлением годовой бухгалтерской отчетности на 1 января следующего года.
Инвентаризация товарно-материальных ценностей в запасах (на складах, в цеховых кладовых), находящихся на ответственном хранении, проводится также в следующих случаях:
- при смене материально ответственных лиц;
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи материально-производственных запасов (МПЗ);
- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при реорганизации или ликвидации общества или организации - хранителя имущества перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса;
- в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
С практической точки зрения порядок проведения обязательной (годовой) инвентаризации утверждается приказом руководителя хозяйствующего субъекта, который является письменным заданием, конкретизирующим содержание, объем, порядок и сроки проведения инвентаризации проверяемого объекта, а также персональный состав инвентаризационных комиссий. Руководители всех подразделений организации обеспечивают и несут ответственность за разработку, соблюдение графика и порядка передачи результатов инвентаризации уполномоченной службе. Представление сведений по результатам инвентаризации осуществляется в сроки, установленные отдельным распорядительным актом организации.
Полученные результаты. Каждая инвентаризация проводится в несколько этапов. Первый, подготовительный этап проведения инвентаризации заключается в том, что уполномоченное подразделение обеспечивает подготовку и сопровождение проекта приказа о порядке проведения инвентаризации, сроках ее проведения, перечне инвентаризируемого имущества и обязательств, составе центральной и рабочих инвентаризационных комиссий, порядке про-
ведения контрольных проверок правильности проведения инвентаризации.
На рисунке 1 приведён алгоритм проекта приказа организации о проведении инвентаризации и его основные параметры. По существу, данный документ является основным рабочим документом для всех членов центральной и рабочих инвентаризационных комиссий и специально созданных (при необходимости) рабочих групп. В нём чётко прописываются права и обязанности руководителей подразделений, председателей и членов комиссий.
Председатели рабочих/технических инвентаризационных комиссий обеспечивают подготовку бланков документов для проведения инвентаризации, ознакомление членов своих комиссий с Инструкцией по проведению инвентаризации под подпись, направляют в бухгалтерскую службу предприятия запросы о предоставлении данных бухгалтерского учета по инвентаризируемым объектам и местам проведения инвентаризации по состоянию на дату начала инвентаризации и обеспечивают мониторинг их своевременного предоставления.
Руководители подразделений по местам хранения имущества (запасов) и местам эксплуатации обеспечивают подготовку имущества к проведению инвентаризации и сдачу всех первичных учетных документов в бухгалтерскую службу в срок не позднее дня, предшествующего дню начала инвентаризации. Перед проведением инвентаризации материально ответственное лицо подписывает расписку об оприходовании и списании соответствующих товарно-материальных ценностей по состоянию на дату начала проведения инвентаризации. Одновременно исполнители (держатели) договоров обеспечивают подготовку и направление контрагентам актов сверок по договорам не позднее десяти рабочих дней после окончания отчетного инвентаризируемого периода.
На основании Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности путем выявления фактического наличия, проверки полноты отражения в учете, состояния и оценки имущества и финансовых обязательств
II I» И 13 А ЗЫ ВА Ю:
51
Провести инвентаризацию имущества и обязательств, отраженных в балансе и на забалансовом учете: по состоянию на 01.10.20 г.:
основных средств, оборудования, затрат на модернизацию и реконструкцию основных средств (кроме зданий и сооружений); затрат по ремонту зданий и сооружений; затрат по выбытию внеоборотных активов; незавершенное строительство; затрат на модернизацию и реконструкцию зданий и сооружений; ТМЦ в подразделениях, в т.ч. отходов без ДМ и ДК, отходов, содержащих ДМ и ДК; ТМЦ в складах и резерва под снижение стоимости ТМЦ; товарно-материальных ценностей на ответственном хранении, полученных в переработку, находящихся в пути и т.д.; учетных цен на ПКИ и основные материалы и прочее.
Провести инвентаризацию имущества и обязательств, отраженных в балансе и на забалансовом учете: по состоянию на 01.10.20 г.:
Инвентаризацию имущества и обязательств начать и завершить не позднее следующих сроков:
денежных документов; денежных средств на счетах в банках, переводов в пути; расходов на НИОКТР (незавершенных, завершенных); оценочных обязательств по выплате вознаграждений по итогам года, по оплате отпусков, в том числе выданных авансом, на авторский надзор и серийное сопровождение, по доработке в соответствии с условиями заключенных договоров, по использованию товарного знака, незавершенных судебных разбирательств, под услуги по контролю качества и приемке продукции, по комиссионному вознаграждению комиссионера, за продвижение продукции и прочих оценочных обязательств, контрактных (гарантийных) обязательств.
по п. 1.1. приступить 01.10.20_ по п. 1.2. приступить 10.01.20_
_г., завершить до 07.12.20_г.;
_г., завершить до 14.01.20_г.
по п. 1.3 приступить не позднее последнего рабочего дня отчетного года
Для организации проведения инвентаризации, оформления ее результатов и осуществления контроля за ее ходом назначить комиссии:
1. Центральную инвентаризационную комиссию в составе 5 человек.
2. Рабочие инвентаризационные комиссии в составе 5 человек по обозначенным объектам проведения инвентаризации.
3. Технические инвентаризационные комиссии в составе 5 человек по обозначенным объектам проведения
Описать права и обязанности председателя и членов инвентаризационных комиссий
1. Права и обязанности для председателя и членов центральной инвентаризационной комиссии в составе 5 человек.
2. Права и обязанности для председателя и членов рабочих инвентаризационных комиссии в составе 5 человек по обозначенным объектам проведения инвентаризации.
3. Права и обязанности для председателя и членов технической инвентаризационных комиссий в составе 5 человек по обозначенным объектам проведения инвентаризации.
Рисунок 1 - Алгоритм проекта приказа организации о проведении инвентаризации и его основные параметры1
' Составлен авторами.
Вторым этапом проведения инвентаризации активов и обязательств является её организация. Руководитель подразделения, являющегося местом хранения и/или эксплуатации инвентаризируемых объектов, обязан обеспечить инвентаризационной комиссии все необходимые условия для проведения инвентаризации в установленные сроки, в том числе:
- обеспечить доступ к объектам инвентаризации, при необходимости обеспечить разгрузочной техникой, измерительными и весовыми приборами, прошедшими поверку;
- предоставить рабочую силу для практической помощи по перемещению объектов инвентаризации;
- обеспечить достаточный уровень освещения для возможности идентификации инвентаризируемых объектов;
- оперативно реагировать на обращения председателя инвентаризационной комиссии и обеспечивать решение организационных вопросов, возникающих в процессе инвентаризации;
- обеспечить другие существенные условия, в том числе при необходимости координировать взаимодействие членов инвентаризационной комиссии и куратора процесса подготовки и проведения инвентаризации в подразделении/участке;
- обеспечить обязательное присутствие материально ответственного лица при проведении инвентаризации.
Председатель и члены инвентаризационной комиссии по инвентаризации имущества осуществляют его фактический пересчет, обмер, оценку фактического состояния, условий хранения, определяют при необходимости сроки хранения запасов.
Имеет свои особенности организация проведения инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности, которая осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ и внутрифирменными регламентами ор-
ганизации, определяющими порядок, сроки, состав рабочих инвентаризационных комиссий [6].
В рамках подготовки к проведению инвентаризации расчетов исполнитель договора направляет запрос контрагенту о предоставлении в установленный срок актов сверки по состоянию на отчетную дату и обеспечивает контроль их получения. В случае несоблюдения сроков поступления актов сверки от контрагента исполнитель по договору обеспечивает принятие соответствующих мер по получению требуемых документов в рамках своих полномочий. Если принятые меры не дали результатов, исполнитель договора сообщает вышестоящему уполномоченному лицу для принятия соответствующего решения. При этом главный бухгалтер организации обеспечивает подписание акта сверки при отсутствии расхождений с бухгалтерским учетом, а исполнитель договора на основании сверки расчетов с контрагентами формирует справку к инвентаризационной описи формы ИНВ-17 по подразделению с обязательным заполнением следующих реквизитов:
- документ, подтверждающий задолженность (дата, номер);
- срок погашения задолженности;
- документ, подтверждающий пролонгирование срока погашения задолженности.
Согласованная справка направляется в рабочую инвентаризационную комиссию, которая осуществляет проверку подписанных актов сверки на предмет выявления неурегулированной дебиторской и кредиторской задолженности, эта же комиссия формирует форму ИНВ-17 в соответствии с представленными справками подразделений и актами сверки, указывает все необходимые реквизиты описей, подписывает их и оформляет протокол инвентаризационной комиссии по дебиторской и кредиторской задолженности с указанием [7]:
- суммы задолженности, подтвержденной актами сверки;
- суммы задолженности, подтвержденной первичными документами;
- суммы неподтвержденной задолженности;
- предложения по формированию резерва по сомнительным долгам по просроченной и/или неурегулированной задолженности с учетом требований, предусмотренных учетной политикой организации;
- предложения по списанию безнадежной задолженности;
- иных мер (при необходимости).
Результаты инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности направляются в центральную инвентаризационную комиссию для принятия соответствующих решений.
Третьим этапом инвентаризации является документирование её результатов. Председатель и члены рабочей инвентаризационной комиссии обеспечивают внесение результатов инвентаризации в специализированные формы - инвентаризационные описи / акты инвентаризации, которые составляются в 2 экземплярах. Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным бухгалтерского учета без проверки их фактического наличия. Следует иметь в виду, что члены инвентаризационных комиссий могут привлекается к ответственности за внесение в описи заведомо неправильных/ непроверенных/ неподтвержденных данных о фактических остатках ценностей с целью сокрытия недостач, растрат или излишков материальных ценностей. Не допускается оставлять в инвентаризационных описях незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. Последнюю страницу инвентаризационной описи/акта подписывают все члены инвентаризационной комиссии (за исключением отсутству-
ющих в особых случаях) и материально ответственные лица. В случае если материально ответственное лицо отказывается подписывать инвентаризационную опись и/или сличительную ведомость по причине несогласия с результатами инвентаризации, то оно обязано предоставить письменные замечания по каждой позиции с приложением документов-обоснований либо председателем рабочей/технической инвентаризационной комиссии в описи делается соответствующая надпись «от подписи отказался» и оформляется соответствующая докладная записка о данном факте в адрес центральной инвентаризационной комиссии.
Председатель рабочей инвентаризационной комиссии организовывает сверку результатов инвентаризации с замечаниями материально ответственного лица и в случае подтверждения позиции материально ответственного лица обеспечивает корректировку инвентаризационной описи и/или сличительной ведомости. В случае документального опровержения замечаний материально ответственное лицо обязано подписать инвентаризационные описи и сличительные ведомости. Оформленные в установленном порядке инвентаризационные описи/акты, сличительные ведомости и протоколы председатель рабочей инвентаризационной комиссии направляет в бухгалтерскую службу для проверки всех обязательных реквизитов и централизованной регистрации.
В ходе инвентаризации большое значение имеет контроль правильности её проведения (четвёртый этап). В ходе контроля бухгалтерская служба обеспечивает назначение специальной контрольной группы для проведения контрольных проверок правильности проведения инвентаризации на выборочной основе в соответствии с утвержденным графиком проведения контрольных процедур по форме, утверждённой главным бухгалтером организации.
Результаты контрольных проверок члены контрольной группы отражают в актах по унифицированной форме ИНВ-24: акте контрольной проверки результатов фактического пересчета товарно-материальных ценностей; акте контрольной проверки правильности дебиторской и кредиторской задолженности. Руководитель контрольной группы агрегирует акты контрольных проверок, формирует журнал проведения контрольных проверок по унифицированной форме ИНВ-25.
Важным аспектом инвентаризации является документальный анализ её результатов (пятый этап). Документальный анализ и контрольные процедуры проверки результатов инвентаризации осуществляет бухгалтерская служба, в функции которой входят:
- контроль своевременности представления инвентаризационных описей/актов рабочими и техническими комиссиями;
- контроль правильности оформления инвентаризационных описей/актов инвентаризации, полноты и корректности обязательных реквизитов инвентаризационной описи/акта;
- регистрация полученных инвентаризационных описей и протоколов рабочих инвентаризационных комиссий отдельно по инвентаризации имущества и обязательств, числящихся в бухгалтерском учете и внесистемном учете.
Шестым этапом проведения инвентаризации является оформление её результатов. На этом этапе центральная инвентаризационная комиссия осуществляет утверждение результатов проведения инвентаризации, определяет меры реагирования на выявленные при этом расхождения. Секретарь центральной инвентаризационной комиссии осуществляет подготовку и сопровождение процедуры согласования и подписания протокола центральной инвентаризационной комиссии, оформляет проект приказа по утверждению резуль-
татов инвентаризации, формирует унифицированную форму ИНВ-26 «Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией», сопровождает процесс их утверждения. Кроме того, он направляет подписанные протокол центральной инвентаризационной комиссии по унифицированной форме, ведомость ИНВ-26 и приказ об утверждении результатов инвентаризации в бухгалтерскую службу для последующего отражения в бухгалтерском учете операций по результатам инвентаризации.
Бухгалтерская служба предприятия обеспечивает архивное хранение протокола центральной инвентаризационной комиссии, ведомости формы ИНВ-26 и приказа об утверждении результатов инвентаризации.
И, наконец, седьмым, завершающим этапом проведения инвентаризации является осуществление контроля исполнения приказа по её результатам. Бухгалтерская служба хозяйствующего субъекта осуществляет контроль полноты, достоверности и своевременности отражения в бухгалтерском учете результатов инвентаризации. Уполномоченное должностное лицо проводит мониторинг принятия мер по выявленным недостачам, в том числе мероприятий по выявлению виновных лиц, возмещению ими недостач, обращению в правоохранительные органы при необходимости и иное.
Большое значение в практическом аспекте проведения инвентаризации имеет порядок формирования и организации деятельности инвентаризационных комиссий (рабочих и технических). Так, для проведения инвентаризации отдельных видов имущества и обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии, каждая из которых должна состоять не менее чем из пяти человек с соответствующей технической и экономической подготовкой для обеспечения своевременного и качественного проведения инвентари-
зации имущества, а также при необходимости иметь соответствующую форму допуска по работе со сведениями, составляющими государственную тайну.
Персональный состав рабочих инвентаризационных комиссий утверждается приказом директора хозяйствующего субъекта. Как правило, в состав рабочей инвентаризационной комиссии товарно-материальных ценностей в запасах (на складах), резервов под обесценение товарно-материальных ценностей включаются руководитель подразделения по материальному обеспечению, сотрудник снабженческой службы, сотрудник складского хозяйства, сотрудник службы реализации, другие уполномоченные сотрудники.
В состав рабочей комиссии по инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами включаются сотрудники служб снабжения, отдела продаж, финансовой и юридической служб, а также иные уполномоченные сотрудники.
В состав рабочих инвентаризационных комиссий при необходимости могут быть включены представители иных служб, в том числе службы внутреннего контроля хозяйствующего субъекта и представители вышестоящих хозяйствующих субъектов.
Следует отметить, что в состав рабочих инвентаризационных комиссий не могут быть включены материально ответственные лица, а также сотрудники, которые ведут бухгалтерский учет соответствующего имущества. Следует иметь в виду, что отсутствие хотя бы одного члена инвентаризационной комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными, за исключением случаев проведения инвентаризации в особых условиях под влиянием внешних факторов (ограничительных мер со стороны государства на ведение производственной деятельности в целях предупреждения распространения эпидемии).
При необходимости могут создаваться рабочие инвентаризационные группы или технические инвентаризационные комиссии. Порядок их создания, полномочия и обязанности регламентируются локальными нормативными актами организации, они оформляются приказами руководителей подразделений по унифицированной форме ИНВ-22.
В состав технических инвентаризационных комиссий могут включаться:
- председатель комиссии в должности не ниже руководителя цеха/отдела;
- члены комиссии в лице заместителя начальника цеха, сотрудника службы заработной платы, инженера по нормированию труда, экономиста цеха, других работников организации.
Так же как и в рабочих инвентаризационных комиссиях, в состав технических инвентаризационных комиссий не могут быть включены материально-ответственные лица и сотрудники, которые непосредственно ведут бухгалтерский учет соответствующего имущества, а отсутствие хотя бы одного члена инвентаризационной комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными, за исключением случаев проведения инвентаризации в особых условиях под влиянием внешних факторов (ограничительных мер со стороны государства на ведение производственной деятельности в целях предупреждения распространения эпидемии).
В процессе финансово-хозяйственной деятельности любой организации периодически возникает необходимость проведения инициативной (тематической) инвентаризации, т.е. независимо от обязательной годовой инвентаризации, проводимой перед составлением финансовой (бухгалтерской) отчетности, организации вправе проводить инициативную инвентаризацию
перед составлением финансовой (бухгалтерской) отчетности в сроки, отличные от обязательной инвентаризации, в соответствии с распорядительным документом организации. В межинвентаризационный период в организации могут проводиться выборочные/целевые инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения, эксплуатации и переработки.
По решению руководства организации, его акционеров возможно проведение внеплановой инициативной инвентаризации. По окончании инвентаризации уполномоченным подразделением могут проводиться контрольные проверки соблюдения утвержденного порядка и правильности проведения инвентаризации.
Инициативная инвентаризация проводится на основании распорядительного акта: приказа директора / распоряжения заместителя директора, главного бухгалтера, иного уполномоченного должностного лица организации. В распорядительном акте о проведении инициативной (тематической) инвентаризации указываются: цель, место, сроки проведения инвентаризации, ответственные за организацию проведения инвентаризации, за процедуру проверки на предмет соответствия фактических данных инвентаризации учетным и за формирование сличительной ведомости; состав инвентаризационной комиссии; формы документирования результатов инвентаризации; сроки предоставления результатов инвентаризации лицу, ответственному за проведение проверки на предмет соответствия фактических данных учетным; сроки формирования и представления сличительной ведомости, а также порядок действий, сроки и ответственные в случае выявления расхождений фактических данных и учетных.
Руководитель подразделения, являющегося местом хранения и/или эксплуатации инвентаризируемых объек-
тов, обязан обеспечить инвентаризационной комиссии все необходимые условия для проведения внеплановой проверки в установленные сроки, в том числе:
- обеспечить доступ к объектам инвентаризации, при необходимости обеспечить разгрузочной техникой, измерительными и весовыми приборами, прошедшими поверку;
- предоставить рабочую силу для практической помощи по перемещению объектов инвентаризации;
- обеспечить достаточный уровень освещения для возможности идентификации инвентаризируемых объектов;
- оперативно реагировать на обращения председателя инвентаризационной комиссии и обеспечивать решение организационных вопросов, возникающих в процессе инвентаризации;
- обеспечить другие существенные условия, в том числе при необходимости координировать взаимодействие членов инвентаризационной комиссии и куратора процесса подготовки и проведения инвентаризации в подразделении/участке.
В случае, если период проведения инициативной инвентаризации превышает один рабочий день, члены инвентаризационной комиссии закрывают и опечатывают место проведения инвентаризации. Хранение инвентаризационных описей обеспечивается председателем инвентаризационной комиссии (сейф, закрывающаяся тумба, иное). Опечатывание помещения осуществляется бумажным методом с фиксацией на ленте для опечатывания времени и проставлением подписи председателя и членов инвентаризационной комиссии. Проверка помещения перед процедурой опечатывания на предмет закрытия всех окон в помещении и выключения электрических приборов обязательна. Следует отметить, что открытие опломбированного помещения осуществляется исключительно членами инвентаризационной комиссии.
Перемещение инвентаризируемого имущества (поступление, выдача) осуществляется с разрешения ответственного за организацию проведения инвентаризации. Документы по перемещению инвентаризируемых объектов визируются всеми членами инвентаризационной комиссии.
При проведении инициативной инвентаризации, так же как и при обязательной, должно присутствовать материально ответственное лицо. До начала инвентаризации материально ответственное лицо предоставляет председателю комиссии расписку о передаче всех расходных и приходных документов на товарно-материальные ценности в бухгалтерскую службу. По завершении инициативной инвентаризации председатель инвентаризационной комиссии обеспечивает формирование инвентаризационной описи по форме, предусмотренной документооборотом общества, утвержденным на текущий период, с указанием номенклатурных номеров (паспортных номеров, иных идентификаторов) и заполнением всех обязательных реквизитов, предусмотренных документом, таких как дата начала и окончания инвентаризации, номер и дата документа-основания проведения инвентаризации, количество проверенных объектов, стоимость проверенных объектов (при наличии). Инвентаризационная опись подписывается всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственным лицом, затем передается в бухгалтерскую службу для сверки с данными бухгалтерского (при наличии доступа) учета.
Ответственный за процедуру проверки на предмет соответствия фактических данных инвентаризации учетным и формирование сличительной ведомости формирует запрос в бухгалтерскую службу о предоставлении данных бухгалтерского учета по инвентаризируемым объектам в месте хранения, о предоставлении данных о товарно-ма-
териальных ценностях, находящихся в эксплуатации на заданную дату, и обеспечивает проведение сверки фактических данных с данными бухгалтерского учета в срок, установленный приказом.
По результатам проверки формируется сличительная ведомость по форме, предусмотренной документооборотом организации, утвержденным на текущий период, которая подписывается уполномоченным сотрудником, осуществившим сверку данных, и материально ответственным лицом инвентаризируемого подразделения (цеха/отдела). При наличии замечаний к сличительной ведомости материально ответственное лицо обязано представить ответственному за процедуру проверки на предмет соответствия фактических данных инвентаризации учетным и формирование сличительной ведомости письменный реестр замечаний с обязательным приложением документального подтверждения в срок не более пяти рабочих дней после получения сличительной ведомости.
Уполномоченный сотрудник обеспечивает проверку представленного реестра замечаний, вносит при необходимости коррективы в сличительную ведомость в срок не более пяти рабочих дней, а материально ответственное лицо обеспечивает подписание сличительной ведомости в срок не позднее одного рабочего дня после подписания уполномоченным сотрудником. Двусторонне подписанная сличительная ведомость для подготовки предложений по результатам инвентаризации направляется ответственному за организацию проведения проверки, который направляет инициатору проверки (директору, заместителю директора, главному бухгалтеру, иному уполномоченному лицу) документированные результаты инвентаризации и предложения по устранению замечаний для принятия управленческого решения в срок, установленный приказом.
Результаты инициативных инвентаризаций отражаются в бухгалтерском учете в соответствии с документами, подтверждающими суммовые или количественные результаты инвентаризации, на основании соответствующего приказа руководителя организации (директора) или иного распорядительного документа (в том числе распоряжения заместителя директора).
В последние годы в практику финансово-хозяйственной деятельности всех организаций вносит некоторые коррективы новый вирус СОУШ-19. В этой связи возникает особый порядок организации и проведения инвентаризации в условиях, сложившихс под влиянием внешних факторов (ограничительных мер со стороны государства на ведение производственной деятельности в целях предупреждения распространения эпидемии), который определяется в соответствии с распорядительным актом организации (приказом, распоряжением).
Технические инвентаризационные комиссии по инвентаризации товарно-материальных ценностей по местам хранения (склады, цеховые кладовые), в том числе на ответственном хранении, полученных в переработку, товарно-материальных ценностей по местам эксплуатации осуществляют фактический пересчет активов в соответствии с графиком проведения инвентаризации, который утверждает главный бухгалтер организации. Председатели технических инвентаризационных комиссий обеспечивают предоставление заполненных инвентаризационных описей и актов инвентаризации рабочим комиссиям в срок, установленный распорядительным актом.
Заключение. Предложенные практические рекомендации по проведению инвентаризации отдельных активов и обязательств будут способствовать дальнейшему улучшению финансово-хозяйственной деятельности хозяйству-
ющих субъектов в условиях устойчивого развития отечественной экономики.
Примечание. При подготовке статьи использован материал выполненной авторами научно-исследва-тельской работы для ПАО «Роствер-тол» по теме исследования.
Благодарность. Авторы выражают благодарность за помощь и поддержку в подготовке данной статьи главному бухгалтеру ПАО «Роствер-тол» магистру экономики Куц Наталье Викторовне.
Библиографический список
1. Камаева Ю.С. Инвентаризация как способ подтверждения учетных данных // Студенческая наука и XXI век. - 2018. - № 2-1. - С. 227-229.
2. Лабынцев Н.Т., Михайлен-ко Р.Г., Куц Н.В. Развитие методики применения учетных цен материально-производственными запасами в коммерческих организациях // Учет и статистика. - 2018. - № 1. - С. 10-21.
3. Николенко М.Б., Торопова И.С. Особенности инвентаризации внеоборотных активов и ее документальное оформление // Инновации в науке и практике: сборник статей по материалам VI международной научно-практической конференции: в 5 ч. - Симферополь, 2018. - С. 111-115.
4. Скоробогатова В.В., Савченко Д.В. Порядок проведения инвентаризации материально-производственных запасов // Учет, анализ и аудит: реалии и перспективы развития: сборник трудов II всероссийской научно-практической конференции. - Керчь, 2018. -С. 326-333.
5. Шилова К.В. Обзор нормативно-правовой базы, регулирующей инвентаризацию // LXV International Corre-
spondence Scientific and Practical Conference. - Иркутск, 2019. - С. 42-43.
6. Лабынцев Н.Т., Букова С.А. Учет дебиторской и кредиторской задолженности в соответствии с требованиями МСФО // Проблемы учета, анализа, аудита и статистики в условиях рынка: ученые записки РГЭУ (РИНХ). -Ростов н/Д, 2018. - № 21. - С. 66-73.
7. Лабынцев Н.Т., Князев-ский Д.А. Организация бухгалтерского и налогового учета сомнительных и безнадежных долгов // Учет и статистика. - 2020. - № 2. - С. 54-62.
Bibliographic list
1. Kamaeva Yu.S. Inventory as a way to confirm accounting data // Student science and the XXI century. - 2018. -No. 2-1. - Pp. 227-229.
2. Labyntsev N.T., Mikhailen-ko R.G., Kuts N.V. Development of the methodology for applying accounting prices by material and production stocks in commercial organizations // Accounting and Statistics. - 2018. - No. 1. - Pp. 10-21.
3. Nikolenko M.B., Toropova I.S. Features of the inventory of non-current assets and its documentation // Innovations
DOI 10.54220/1994-0874.2021.63.3.006 УДК 338
in science and practice: Collection of articles based on the materials of the VI International Scientific and Practical conference: in 5 parts. - Simferopol, 2018. -Pp. 111-115.
4. Skorobogatova V. V., Savchen-ko D.V. The order of inventory of material and production stocks // Accounting, analysis and audit: realities and prospects of development: Proceedings of the II All-Russian Scientific and Practical Conference. - Kerch, 2018. - Pp. 326-333.
5. Shilova K.V. Review of the regulatory framework regulating inventory // LXV International Correspondence Scientific and Practical Conference. - Irkutsk, 2019. - Pp. 42-43.
6. Labyntsev N.T., Bukova S.A. Accounting of receivables and payables in accordance with the requirements of IFRS // Problems of accounting, analysis, audit and statistics in market conditions: scientific notes of the Russian State Economic University (RINH). - Rostov-on-Don, 2018. -No. 21. - Pp. 66-73.
7. Labyntsev N.T., Knyazevsky D.A. Organization of accounting and tax accounting of doubtful and bad debts // Accounting and Statistics. - 2020. - No. 2. -Pp. 54-62.
Шароватова Е.А.
КЛАССИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СОВРЕМЕННОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В БИЗНЕСЕ:
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Аннотация
Современные экономические явления в российском предпринимательстве, обусловленные внутренними и внешними рисками, инициируют появление более эффективных приемов учета и контроля бизнес-среды. Публичные коммерческие организации, нацеленные на участие в мировом товарообороте, стали использовать в своем менеджменте приемы и способы ведения управленческого учета. Тем не менее не всегда такие приемы воспринимаются предпринимателями в качестве эффективных мер управления бизнесом, что связано с определенными проблемами в понимании сущностной концепции данной подсистемы учета. Это не может не привести к определен-