Научная статья на тему 'Интонация как маркер ассоциативных связей слов информационной структуры текста (парадигматический и синтагматический план)'

Интонация как маркер ассоциативных связей слов информационной структуры текста (парадигматический и синтагматический план) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
362
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕКСТ / ИНТОНАЦИЯ / КАТЕГОРИЯ ВЫДЕЛЕННОСТИ / АССОЦИАТИВНОЕ ПОЛЕ СЛОВА / ПАРАДИГМАТИЧЕСКИЕ/СИНТАГМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / TEXT / INTONATION / CATEGORY OF TONE / ASSOCIATIVE FIELD OF WORD / PARADIGMATIC VS. SYNTAGMATIC RELATIONS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Звягинцева Александра Витальевна

Статья посвящена вопросам изучения содержательной структуры звучащего текста с привлечением фактов из смежных с лингвистикой наук, главным образом из психолингвистики, когнитивной психологии, когнитивной лингвистики. В статье рассматривается интонационное оформление высказывания и выявляется роль интонации в объективации оперируемых сознанием единиц понятийного пространства, которые формируют структурно-содержательный план текста. Тематические поля будущего сообщения строятся на ассоциативных отношениях лексических единиц. Элементы ассоциативных полей находятся в отношениях иерархии. В процессе устного воспроизведения текста данный тип отношений между элементами ассоциативного поля на парадигматической и синтагматической оси высказывания выявляется при помощи интонационной категории выделенности. Исследование интонации представляется весьма важным для анализа содержательной стороны текста. Содержание текста есть отображение реальной ситуации, определенного отрезка действительности. Интонация в этом случае передает в совокупности с другими языковыми средствами некоторые стороны этого содержания. В статье рассматриваются факторы как лингвистического, так и когнитивного порядка, обусловливающие интонационное оформление всего текста, и делается вывод о том, что интонация способна актуализировать иерархичность ментального пространства, то есть отражать характер взаимосвязи между единицами на понятийном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intonation as a marker of word associations of the information structure of the text (paradigmatic and syntagmatic levels)

The article is devoted to the study of the information structure of the spoken text. Taking into consideration researches from linguistics, psycholinguistics, cognitive psychology, cognitive linguistics, we analyse discourse intonation and identify the role of intonation in reflecting mental units of some cognitive space that form the information structure of the text. The thematic structure of the future utterance is based on associative relations between lexical units. These units are organised in a hierarchical way. During the pronunciation of the text this type of relationship between the elements of an associative field both on paradigmatic and syntagmatic levels of the utterance can be considered through the category of tone. Study of intonation is very important for the analysis of the information structure of the text. The content of the text conveys some real situation. In this case intonation together with other language means serves to express the information structure of the text. The article also deals with linguistic and cognitive factors, that determine the intonation structure of the text, and concludes that intonation can show the links between mental units in the cognitive space of speakers.

Текст научной работы на тему «Интонация как маркер ассоциативных связей слов информационной структуры текста (парадигматический и синтагматический план)»

УДК 81'23

Звягинцева Александра Витальевна

кандидат филологических наук Московский педагогический государственный университет

sashulik82@list.ru

ИНТОНАЦИЯ КАК МАРКЕР АССОЦИАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ СЛОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ТЕКСТА (парадигматический и синтагматический план)

Статья посвящена вопросам изучения содержательной структуры звучащего текста с привлечением фактов из смежных с лингвистикой наук, главным образом из психолингвистики, когнитивной психологии, когнитивной лингвистики. В статье рассматривается интонационное оформление высказывания и выявляется роль интонации в объективации оперируемых сознанием единиц понятийного пространства, которые формируют структурно-содержательный план текста. Тематические поля будущего сообщения строятся на ассоциативных отношениях лексических единиц. Элементы ассоциативных полей находятся в отношениях иерархии. В процессе устного воспроизведения текста данный тип отношений между элементами ассоциативного поля на парадигматической и синтагматической оси высказывания выявляется при помощи интонационной категории выделенности. Исследование интонации представляется весьма важным для анализа содержательной стороны текста. Содержание текста есть отображение реальной ситуации, определенного отрезка действительности. Интонация в этом случае передает в совокупности с другими языковыми средствами некоторые стороны этого содержания. В статье рассматриваются факторы как лингвистического, так и когнитивного порядка, обусловливающие интонационное оформление всего текста, и делается вывод о том, что интонация способна актуализировать иерархичность ментального пространства, то есть отражать характер взаимосвязи между единицами на понятийном уровне.

Ключевые слова: текст, интонация, категория выделенности, ассоциативное поле слова, парадигматические/ синтагматические отношения.

Одной из актуальных задач лингвистики является исследование текста с точки зрения заключенной в нем информации. Текст представляет собой продукт речемысли-тельной деятельности индивида. Человек является носителем определённой системы знаний, в связи с чем анализ содержательного плана высказывания предполагает учёт особенностей когнитивных процессов порождения и восприятия сообщения.

Информация, которой владеет человек, хранится систематизировано, иерархически, что было выявлено экспериментально в рамках таких направлений, как психолингвистика и когнитивная психология (см. работы А.А. Залевской, Ю.Н. Ка-раулова, Р. Солсо и др.). Для хранения информации мозг использует паттерны (образцы, шаблоны) и ассоциации, которые лежат в основе фиксации связи между предметами и явлениями окружающего мира, и в этом смысле ассоциации - это психическая реальность, и их исследование столь же важно, как и исследование других реальностей [4, с. 55]. Данная связь основана на прошлом опыте человека и, в конечном счете, с большей или меньшей степенью точности воспроизводит объективно существующую зависимость между явлениями реального мира. При определенных условиях оживление одного представления или понятия сопровождается оживлением других, соотносящихся с ним. Согласно А.Р. Лурии, слово рождает не только указание на определенный предмет, но неизбежно приводит к всплыванию ряда дополнительных связей ассоциативного характера [6, с. 40]. Таким образом, каждое слово актуализирует определённое ассоциативное поле, которое фиксирует всё разнообразие его лингвистических и экс-

тралингвистических параметров [3, с. 106]. Ассоциативные поля представляют собой особые типы полей, исследуемых в рамках психолингвистики и психологии, для которых характерно объединение вокруг слова-стимула определённых групп слов-ассоциатов [9, с. 381].

В ходе многочисленных исследований ассоциативных полей учеными было отмечено наличие как индивидуального ассоциативного поля, так и коллективного. Коллективное ассоциативное поле обычно интерпретируется как ассоциативная норма. Как отмечает Ю.Н. Караулов, «при всей причудливости, нестандартности индивидуальных ассоциаций некоторая их часть оказывается общей для всех носителей языка и может быть выделена в качестве статистически обоснованной ассоциативной нормы» [5, с. 163]. Ассоциативные поля определяются «коллективным сознанием» нации, что делает их достаточно стабильными и приводит к регулярному повторению лексических связей между словами.

Элементы ассоциативного поля, находясь между собой в иерархических отношениях, участвуют в построении содержательно-структурного плана текста. В процессе устного воспроизведения высказывания данная система соподчинения выявляется на интонационном уровне сообщения посредством категории выделенности, под которой понимается способность элементов высказывания обладать разной степенью акцентуации [7, с. 290]. Категория выделенности существует в сознании каждого индивида как специфический для данного языка набор просодических средств. На уровне порождения высказывания основными просодическими средствами, с помощью которых реализует-

© Звягинцева А.В., 2016

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 2, 2016

169

ся категория выделенности, являются ЧОТ (частота основного тона), интенсивность и длительность. На уровне восприятия их коррелятами являются высота тона, громкость и темп. Именно этот комплекс просодических единиц используется говорящим и воспринимается слушающим как выделяющий наиболее важные элементы в речи.

Для создания выделенности необязательно участие всех интонационных характеристик. Средством реализации категории выделенности может служить усиление хотя бы одного из этих компонентов. С точки зрения восприятия речи все указанные признаки представляются в равной степени удобными для опознания выделенного элемента: можно говорить о частотной, долготной и силовой выделенности. Если выделение осуществляется всеми тремя компонентами, то выделенный элемент выделен абсолютно, если компонент выделен по двум признакам, то он выделен относительно, если по одному, то он выделен минимально. С одной стороны, совокупность разномаркированных элементов даёт возможность установить, как соотносятся выделяемые компоненты по степени важности в сознании говорящего. С другой стороны, с помощью интонационно выделенных компонентов слушающий имеет возможность адекватно декодировать сообщение говорящего.

Единицы ассоциативного поля формируют тематическую иерархию текста. Можно предположить, что, создавая текст, автор производит селекцию лексических единиц, учитывая именно ассоциативные связи, в которые могут вступать Ослова, являющиеся, в свою очередь, элементами определенного понятийного пространства. При поиске темы ассоциации идут свободным потоком, превращаются в ключевые слова, намечаются первые взаимосвязи.

На базе основного слова в ассоциациях раскрывается тема, история. Ассоциативное поле слова выступает как уровень формирования опорной схемы порождения, а затем и понимания текста, когда в сознании определённым образом начинает структурироваться разнообразная информация. Рассмотрим следующий пример: понятие flower вызывает такие ассоциации, как garden, rose, child, summer, beauty и др. В свою очередь, понятие child активирует такие лексические единицы, как small, boy, понятие rose - fresh, pick и т. д. [10]. Из примера видно, что элементы некоторого ассоциативного поля имеют тенденцию распространяться по сети. Пределы распространения сети зависят от силы связи между первоначально активируемым элементом и другими элементами.

При построении информационной структуры текста лексические единицы могут представлять собой как однословные, так и многословные группы: beautiful garden, small garden, summer afternoon,

small boy, big bunch, pick roses, bunch of beautiful roses, hand, roses и т. д.:

Mrs. Williams loved flowers and had a small but beautiful garden. In the summer, her roses were always the best in her street. One summer afternoon her bell rang, and when she went to the front door, she saw a small boy outside. He was about seven years old, and was holding a big bunch of beautiful roses in his hand.

"I am selling roses," he said. "Do you want any? They are quite cheap. One shilling for a big bunch. They are fresh. I picked them this afternoon."

"My boy," Mrs. Williams answered, "I pick roses whenever I want, and don't pay anything for them, because I have lots in my garden."

"Oh, no, you haven't," said the small boy. "There aren't any roses in your garden - because they are here in my hand!" [11, с. 12].

Наряду с лексическими единицами, представленными, в частности, в «The Edinburgh Associative Thesaurus» [10], в тексте имеются такие единицы, которые привносятся автором согласно замыслу сообщения (big, sell, pick, love, cheap и др.). При этом не отмечается неверное понимание основной идеи сообщения, поскольку даже при наложении лексиконов разных индивидов обнаруживается общее понятийное ядро, инвариант, который делает общение возможным.

Лексическая структура текста, равно как и ассоциативное поле, организуется по сетевому принципу, где учитываются связи лексических единиц как «по горизонтали» (синтагматический план), так и «по вертикали» (парадигматический план) [3, с. 173]. Синтагматические связи представляют собой синтаксические закономерности, формирующие словосочетания как в языке в его имманентном состоянии, так и в речи. Синтагматический план текста объединяет слова по их семантической сочетаемости: «субъект-предикат», «субъект-предикат-объект», «субъект-атрибут»: flowers - to sell, bell - to ring; she - to go - the front door, she -to see - boy; boy - small, bunch - big, rose - beautiful и т. д. Элементы ассоциативного поля некоторого понятия, которыми оперирует сознание автора, с уровня идеального (абстрактного) переходят на уровень физического порядка, когда в процессе текстопорождения компоненты поля группируются в определённые лексические единицы и в дальнейшем формируют содержательный план текста. Таким образом, при порождении текста его лексическая структура определяется как вербальная сеть авторских стимулов и реакций, что позволяет выделить непосредственные и опосредованные отношения лексических единиц к заданному понятию, которое, в свою очередь, представляет собой тему высказывания.

В парадигматическом плане между лексическими единицами выявляются связи антонимического, синонимического и гипонимического (родо-ви-

170

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ¿к № 2, 2016

дового) характера: big - small, say - answer, flower (род) - rose (вид) и др.

Как видно из приведенного примера, виды отношений между элементами ассоциативного поля слова также находят своё отражение на уровне текста. Ассоциативные поля парадигматического типа объединяют лексические элементы текста «по вертикали» на основе их способности выражать смысловые признаки определённых элементов действительности и формировать их образ в сознании читателя и слушающего. Общая программа текста построена иерархически: в её формировании участвуют как поля определённых понятий, так и микрополя, выделяемые в структуре общего поля. Таким образом, согласно Н.С. Болотновой, в тексте можно выделить ассоциативно-смысловые поля разных рангов. В рамках коммуникативной стилистики текста было установлено, что текстовая парадигматика и синтагматика обусловлены лингвистическими и экстралингвистическими факторами и определяются не только известными коммуникантам законами лексической и грамматической сочетаемости слов, их взаимосвязанности и обусловленности, но и знаниями законов реального мира, моделируемого в тексте в зависимости от интенции автора [2, с. 105].

Значимость ассоциативных связей слов в тексте велика. Элементы ассоциативного поля находятся в отношениях соподчинения, что оказывает определённое влияние на степень важности каждого элемента поля в передаче глубинного смысла сообщения. Для анализа способности интонации служить средством передачи иерархических отношений между лексическими единицами высказывания аудиторам были предложены тексты разговорного стиля. Тексты были озвучены носителями южно-английского стандарта RP (Received Pronunciation), принадлежащими к средней возрастной группе (8 дикторов: 3 женщины, 5 мужчин). Тексты для анализа были взяты из «Advanced Stories for Reproduction» by L.A. Hill [12]. Двум преподавателям, владеющим опытом аудирования, было предложено прослушать тексты и провести интонационный анализ. В ходе анализа аудиторы определили три степени маркированности лексических единиц высказывания по возрастающей шкале I—III (от минимальной до максимальной). I степень выделенности относится к тем элементам текста, которые обладают «ровным» просодическим рисунком, где не отмечается изменение просодических параметров (замедление темпа, повышение громкости и т. д.) [1, с. 54]. На их фоне можно выявить лексические единицы, маркированные большей степенью выделенности - II или III. Комплекс градации степеней выделенности условно можно поделить на две полярные группы: I степень выделенности - II / III степень выделенности. Во многом эффект выделенности до-

стигается благодаря комплексному участию всех просодических средств. При этом действие одного фактора часто предполагает присутствие другого. В следующем примере на фоне «ровной» акцентуации слов отмечены лексические единицы, маркированные большей степенью выделенности:

Mr. Hall was a rich businessman (I) and lived in a big house (III) beside a beautiful river (II).

Now, this river (I) usually froze over (I) in winter, and one year it did this very early, so that by Christmas time (I) it was covered with really thick ice (III). One could walk across it easily, and some brave people had even crossed it in motor-cars with chains on the wheels.

The sight of this ice (I) gave Mr. Hall an idea. He decided to have a big Christmas party (III) on the ice (I). He would have all the furniture (I) and carpets (I) in his living-room (I) carried out on to the ice (I), he would have pretty coloured lights (III) hung all around and they would have а wonderful party(II). So he sent out invitations (I) to all his important friends (I) and on Christmas day (I) they all began to arrive at his house (I) and then go down on to the ice (I)... [12, с. 38].

В приведённом речевом отрезке у всех дикторов отмечается большая или меньшая степень вы-деленности лексических единиц текста. В силу ассоциативного потенциала слова можно сказать, что лексические единицы текста тематически и ассоциативно связаны с определёнными понятиями и являются средствами экспликации их «природы». В частности, в приведённом примере такими единицами являются понятия Christmas (time), rich businessman. Итак, указанные понятия рождают вокруг себя ассоциативный комплекс, в который наряду с сильно маркированными лексическими единицами текста входят лексические единицы, имеющие меньшую (I) степень выделенности. Схематически взаимосвязь между элементами ассоциативного поля можно представить следующим образом (в скобках указана степень выделенности):

1. Christmas (time) - (big, wonderful) party (II, III) - friends (I), Invitations (I) - pretty coloured lights (III) - winter (I) - ice (I) - really thick ice (I).

2. Rich businessman - big house (II) - living-room (I) - furniture (I), carpets (I) и т. д.

Как видно из примеров, элементы ассоциативного поля находятся в иерархических отношениях между собой. Многословные лексические единицы, относящиеся к заданному понятию непосредственно, маркированы большей степенью выделенности по сравнению с лексическими единицами, находящимися в опосредованных отношениях с центром ассоциативного поля. Однословные единицы маркированы I степенью выделенности, то есть обладают «ровным» по сравнению с ближайшим окружением просодическим рисунком (например, не отмечается замедление темпа речи

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 2, 2016

171

и повышение громкости). Очевидно, отсутствие большей выделенности у таких лексических единиц соотносится с избыточностью информации, вносимой ими в общий план содержания высказывания. Наличие избыточной части в сообщении, согласно Н.Б. Цибуле, является необходимым условием для восприятия нового [8, с. 236]. В связи с этим говорящий прибегает к экономии языковых усилий и не маркирует данные лексические единицы текста большей степенью выделенности.

В целом, анализ существующих связей в высказывании ясно показывает, что любой текст в лингвистическом понимании этого термина представляет собой сложное вербальное образование. Это образование является структурой с внутренней организацией, элементы которой значимы не только сами по себе, но и в своих отношениях с другими элементами, в том числе и элементами внетекстовыми, с внеязыковой действительностью, с ситуацией.

Учитывая все вышеизложенное, представляется оправданным сделать следующие выводы:

1. Понятие, избранное автором в качестве темы, рождает вокруг себя некоторое ментальное поле, элементы которого являются строительным материалом при продуцировании содержания.

2. Ввиду особенностей когнитивной деятельности человека между элементами активируемого понятийного поля отмечаются связи ассоциативного и иерархического порядка.

3. Элементы ассоциативных полей, находясь в отношениях иерархии, в процессе устной реализации сообщения получают разное интонационное оформление, что может быть описано посредством интонационной категории выделенности.

4. Информационная структура текста реализуется на его синтагматической и парадигматической оси. В процессе устного производства сообщения такое единство синтагматики и парадигматики обнаруживается посредством интонационной категории выделенности.

Взгляд на звучащий текст сквозь призму когнитивных исследований позволяет по-новому осмыслить закономерности интонационного оформления высказывания, а также рассмотреть тесную взаимосвязь между внутренними, глубинными про-

цессами категоризации воспринимаемой действительности и способами её реализации в процессе речевой деятельности.

Библиографический список

1. Анашкина И.А. Верещагина Л.В., Комиссарова Н.Г. Роль просодии и ключевых слов в создании информационной структуры текста. - Саранск: Мордов. гос. ун-т им. Н.П. Огарева, 2005. - 103 с.

2. Болотнова Н.С. Лексическая структура художественного текста в ассоциативном аспекте. -Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 1994. - 212 с.

3. Болотнова Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. - Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 1992. - 312 с.

4. Залевская А.А. Индивидуальное знание. Специфика и принципы функционирования. -Тверь: Твер. гос. ун-т, 1992. - 136 с.

5. Караулов Ю.Н. Лингвистическое конструирование и тезаурус литературного языка. - М.: Наука, 1981. - 367 с.

6. Лурия А.Р. Язык и сознание. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 320 с.

7. Тихонова Р.М. Просодический код как основа понимания речи // Лингвистика и лингвистическое образование в современном мире: материалы междунар. конф., посвящённой 100-летию со дня рождения проф. В.Д. Аракина. - М.: ГНО Изд-во «Прометей» МПГУУ 2004. - С. 290-292.

8. Цибуля Н.Б. Соотношение семантической и просодически выделенной семантической информации в тексте (на материале английской сценической речи) // Науч. труды МГПИИЯ им. Мориса Тореза. - М., 1982. - Вып. 196. - С. 235-250.

9. Ярцева В.Н. Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 683 с.

10. The Edinburgh Associative Thesaurus (EAT). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.eat.rl.ac.uk.

11. HillL.A. Elementary Stories for Reproduction. -Oxford University Press, 1996. - 55 с.

12. Hill L.A. Advanced Stories for Reproduction. -Oxford University Press, 1996. - 62 с.

172

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова jij. № 2, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.