Научная статья на тему 'Функциональные проявления интонационной категории выделенности на синтагматической оси текста'

Функциональные проявления интонационной категории выделенности на синтагматической оси текста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
192
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫДЕЛЕННОСТЬ / ИНТОНАЦИЯ / ТЕКСТ / ПСИХОЛИНГВИСТИКА / ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ / ПРЕДИКАТ / АКЦЕНТИРОВАНИЕ / СЕМАНТИКА / PROMINENCE / INTONATION / DISCOURSE / PSYCHOLINGUISTICS / INTERNAL SPEECH / PREDICATE / ACCENTUATION / SEMANTICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Станчуляк Т. Г.

Статья посвящена рассмотрению вопросов лингвистической категории выделенности и, в частности, изучению интонационной выделенности в рамках длительного речевого сообщения, каковым является текст. Подробному рассмотрению подвергаются психолингвистические причины, обусловливающие проявление интонационной выделенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL ASPECTS OF INTONATION PROMINENCE ON THE TEXTUAL COHESIVE LINE

The article deals with linguistic prominence, particularly with the study of intonation prominence within the cohesive speech message, which is the text. Considerable attention is paid to psycholinguistic reasons causing intonation prominence.

Текст научной работы на тему «Функциональные проявления интонационной категории выделенности на синтагматической оси текста»

УДК 811.11-112

Т.Г. Станчуляк

канд. филол. наук, старший преподаватель, кафедра теории и практики иностранных языков, Институт иностранных языков, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ ВЫДЕЛЕННОСТИ

НА СИНТАГМАТИЧЕСКОЙ ОСИ ТЕКСТА

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопросов лингвистической категории выделенности и, в частности, изучению интонационной выделенности в рамках длительного речевого сообщения, каковым является текст. Подробному рассмотрению подвергаются психолингвистические причины, обусловливающие проявление интонационной выделенности.

Ключевые слова: выделенность, интонация, текст, психолингвистика, внутренняя речь, предикат, акцентирование, семантика.

T.G. Stanchulyak, Peoples' Friendship University of Russia

FUNCTIONAL ASPECTS OF INTONATION PROMINENCE ON THE TEXTUAL COHESIVE LINE

Abstract. The article deals with linguistic prominence, particularly with the study of intonation prominence within the cohesive speech message, which is the text. Considerable attention is paid to psycholinguistic reasons causing intonation prominence.

Keywords: prominence, intonation, discourse, psycholinguistics, internal speech, predicate, accentuation, semantics.

Лингвистическая категория выделенности фигурирует в современной литературе по языкознанию довольно часто. Выделенность интересовала и продолжает интересовать лингвистов различных направлений, изучающих проявления данного явления в грамматике, лексике и интонологии, поэтому и количество работ, имеющих своей целью изучение и описание данного лингвистического явления, неизменно растёт. В последние годы особенно тщательному изучению подвергается описание семантических различий между выделенными и невыделенными частями языковых сообщений.

Областью реализации и изучения данного явления становятся единицы различных уровней, от синтагмы до целого текста. Однако именно текст наиболее полно и ёмко позволяет изучить феномен выделенности, поскольку только в тексте, как наиболее протяжённой линейной последовательности, в наибольшей степени отвечающей требованиям семантической целостности и репрезентирующей целостный смысл, категория выделенности проявляется и раскрывается во всей своей полноте. Текст представляет интерес также потому, что в нём изучаемые единицы представлены во взаимосвязи и взаимодействии. В связи с этим перенос центра тяжести лингвистических изысканий на уровень текста позволит исследователям составить вертикальную парадигму выделений и изучить их функционирование в связном тексте на линейной, синтагматической оси и выявить таким образом их коммуникативный генезис и содержательно-функциональные особенности.

Явление выделенности в рамках текста означает, что одни части текста выступают как более заметные и значимые, чем другие. В связи с этим текст выступает как структурное образование, в котором находят тесное и обусловленное взаимодействие в разной степени выделенные и невыделенные, фоновые, части. Данное различие выступает в качестве основополагающей характеристики текста. Исследователь Р. Лонгакер пишет: «Сама идея дискурса как структурного единства требует, чтобы некоторые части дискурса были более заметными, чем другие» [14, с. 135]. Поэтому взаимодействие выделенной и невыделенной информаций присуще подавляющему большинству текстов. Различие между выделенным и фоновым происходит посредством использования различных лингвистических средств, которые и выдвигают не-

которые части текста на передний план по отношению к невыделенным.

Текст, как известно, трактуется по-разному в зависимости от того, какие специфические задачи ставят перед собой исследователи текста. В целом можно сказать, что работа по изучению текста ведётся по меньшей мере в двух направлениях. Первое направление рассматривает текст с позиций грамматики. В этом случае роль организации текста принадлежит гиперсинтаксическим межфразовым отношениям, а предметом исследования выступает внутренняя связность текста. В рамках второго направления текст изучается с точки зрения коммуникативной установки отправителя, и здесь текст рассматривается как целостная единица по отношению к реализации этой специфической функции.

Представляется, что второй подход более оправдан, так как недостаточно изучать текст, отталкиваясь только от лингвистических признаков, поскольку последние являются лишь вторичными по отношению к внутренним интенциональным характеристикам текста. Поэтому и изучение языковых признаков следует проводить, исходя из очевидного факта непосредственной зависимости их от интенциональных.

Обращение к интенциональному аспекту обусловлено и тем, что изучение категории выделенности в тексте правомерно ставит вопрос о глубинных причинах её возникновения и механизмах её образования. В данных обстоятельствах представляется невозможным составить полную и прозрачную картину причин появления в звуковой волне текста интонационных пиков, которые соотносятся в нашем сознании с реализованной категорией выделенности, не апеллируя к данным психологии о зарождении речи.

В нашем исследовании была реализована попытка рассмотрения и объяснения генезиса текстовой интонационной выделенности с позиции психических процессов зарождения речевого сообщения, поскольку речь представляет собой не только использование языка как системы, но и доречевую деятельность, другими словами, деятельность мозга. Представление о глубинной, доречевой, обусловленности интонационной категории выделенности опирается на мнение С.В. Кодзасова, который заявляет о прямой зависимости выделенности в тексте от внутренних процессов, происходящих в мозгу, и выстраивает свою концепцию на базе теории Хомского и Халле, чья идея состояла в том, что внешнему формированию высказывания предшествует некая глубинная структура. Реализуясь во внешней речи при помощи особых трансформаций, эта глубинная структура преобразуется в поверхностную, которая получает особое фонетическое оформление и получает семантическую интерпретацию. Реализуясь «на выходе» в речевое высказывание, глубинная структура, как уже отмечалось, подвергается воздействию трансформационных правил, которые обеспечивают этому высказыванию правильность на всех уровнях. В частности, на фонологическом уровне действуют правила членения высказывания на интонационные группы - синтагмы, а также правила иерархического выстраивания акцентов. В результате высказывание получает поверхностное интонационное оформление [7].

Работы ведущих психологов и психолингвистов, занимающихся вопросами внутренних речетворческих механизмов, подтверждают верность теории об обусловленности интонационной выделенности глубинными психическими процессами, предшествующими порождению речи. В настоящее время уже априорно признаётся факт принадлежности речи (а значит, и текста как речевого факта) к продукту мыслительной деятельности, который прежде всего воплощает в себе психологический предмет говорения, то есть мысль. Исходя из такого понимания, готовый текст есть способ представления исходной мысли.

Отсюда и очевидная взаимосвязь лингвистической организации внешней речи с её коррелятами на уровне мысли: ведь если речь в своей финальной, вербально-интонационной форме представляет собой продукт мыслительной сферы, то эта форма должна отражать структуру мысли. При этом внутренняя структура признаётся доминирующей, поскольку именно она образует стержень, на котором строится текст, и эксплицируется на поверхностном уровне

в виде внешних признаков. Относительно интонационного оформления исследователь Ш. Бал-ли утверждает, что интонация присуща не только тому, что мы произносим, но также она сопровождает внутреннюю речь.

Однако, возвращаясь к интересующей нас категории выделенности, следует признать, что вопрос о причинах относительной выделенности одних элементов текста на фоне других, а также вопрос о градации степеней выделенности остаются нераскрытыми. Чтобы ответить на эти вопросы с точки зрения действия психологического механизма речеобразования, следует обратиться к психологической модели порождения речи. И.А. Зимняя выделяет в ней три этапа: побуждающий, формирующий и реализующий. На первом этапе у говорящего возникает намерение что-либо сказать. На следующем, формирующем, этапе складывается мысль и выстраивается логическая правильность будущего высказывания. На третьем этапе мысль, реализуясь в высказывании, получает своё звуко-речевое оформление. Именно на третьем этапе программируется то, что мы называем интонационным выделением.

В поисках ответа на поставленный ранее вопрос о возникновении интонационной выделенности обратимся ко второму этапу психического речетворческого процесса. Здесь следует вспомнить о том, что мысль носит абсолютно предикативный характер, то есть наше сознание опускает уже известную информацию, а мыслится только новое и неизвестное. На этапе функционального преобразования, то есть при переходе во внешнюю речь, внутренняя речь неизбежно принимает более развёрнутый вид. Ориентируя свою речь на слушателя, говорящий, во-первых, реализует свою мысль посредством использования адекватных языковых форм, а во-вторых, соотносит её выражение с универсальными законами построения речевого сообщения, согласно которым новая информация базируется на уже известной.

В этой связи развёрнутость высказывания влечёт за собой конкретизацию элементов описания предмета и ведёт к появлению элементов, имеющих разную функциональную нагрузку: вводящих, сообщающих, объясняющих, детализирующих, иллюстрирующих и пр. Всё это ведёт к дальнейшему расширению числа предикаций и становится причиной их функционально-семантической неоднородности. Таким образом, целостное содержание будущего текста принимает иерархическую структуру.

Вслед за Н.И. Жинкиным, который признаёт неоднородность предикатов в раскрытии замысла сообщения, мы сводим эти предикаты к некоей иерархии, в которой одни предикаты являются главными, другие - дополнительными, третьи - дополнительные ко вторым и т.д. Каждый предикативный уровень находится во взаимосвязи со вкладом конкретного предиката в развитие исходного замысла сообщения. Облекаясь в форму внешней речи, предикаты становятся коммуникативными смысловыми центрами текста, в которых фиксируется его основное содержание [5]. Исходя из сказанного, можно представить «готовый» звучащий текст в виде иерархии тематических или смысловых блоков разной величины, которые последовательно входят друг в друга или вытекают один из другого. А поскольку текст одновременно представляет собой результат реализации некоей коммуникативной цели, то с позиции такого рассмотрения части текста являют собой коммуникативные блоки, обладающие различным весом с точки зрения их вклада в развитие этой цели. Поэтому в составе текста отчётливо выделяются коммуникативные блоки, несущие основную информацию, и, соответственно, те, которые дают дополнительную, избыточную информацию.

Возвращаясь к искомой нами причине интонационной выделенности некоторых элементов текста, необходимо вспомнить о том, что именно интонационные средства указывают на взаимоотношения между отрезками текста. Интонация разделяет смысловые единицы в линейном потоке речи, выделяет главное и затушёвывает незначимое. Данные экспериментального исследования ученого В.А. Артемова доказывают, что самое существенное в мышлении реализуется в тексте не только лексически, но и интонационно [1]. При этом И.А. Зимняя замечает,

что интонационную основу речевого высказывания составляет именно предикативная связь [6].

B.А. Артемов, рассматривая это же явление с обратного направления, утверждает, что интонация служит средством обнаружения предиката мысли.

Учитывая всё изложенное выше, можно сделать вывод о том, что при развёртывании внутренней речи во внешнюю происходит придание основному предикату мысли наибольшего веса, а вместе с тем большей выделенности в высказывании. Значение и, как следствие, выде-ленность других членов высказывания определяется их отношением к предикату мысли. Акустический анализ также подтвердил, что на уровне текста интонационно-просодическая выде-ленность его элементов зависит от их места в общей иерархии предикатов, что в очередной раз подтвердило утверждение Л.В. Щербы о том, что всё наиболее важное стремится быть наиболее выделенным, а менее значимое затушёвывается.

Итак, мы установили, каким образом в поверхностной структуре речи проявляется текстовая выделенность. В заключение, когда уже известно, что в высказывании отражаются как результаты внутренней деятельности адресанта речи, так и внешней, коммуникативной, деятельности по её передаче адресату, представляется необходимым рассмотреть прагматическую функцию категории интонационной выделенности.

Прежде всего благодаря просодической выделенности и установлению иерархии выделенных элементов, достигается смысловая градация информационной структуры. Поскольку в коммуникации необходимо закрепить внимание получателя сообщения на некоторых его частях, подчеркнуть их важность и значимость, то интонационная выделенность в звучащем тексте, особенно в спонтанном звучащем тексте, в условиях которого говорящий неспособен за короткое время подобрать наиболее адекватные лексические единицы и синтаксические средства, становится самым быстрым и доступным средством привлечения внимания. Следовательно, внешнее оформление речи в немалой степени зависит и от прагматики текста. С позиций коммуникативного подхода наличие случаев выделенности объясняется способностью интонации вызывать соответствующую ориентировочную реакцию у слушающих. Как показали психолингвистические экспериментальные исследования, интонационно выделенные элементы воспринимаются и запоминаются лучше. Интонационно усиленные компоненты сообщения становятся для слушающего опорными информационными ориентирами при поступательной подаче информации.

Список литературы:

1. Артемов В. А. Психология речевой интонации. Часть 1, 2. - М., 1976. - 75 с.; 87 с.

2. Валгина Н.С. Теория текста. - М., 2003. - 250 с.

3. Гальперин И.Р. О принципах семантического анализа стилистически маркированных отрезков текста // Принципы и методы семантических исследований. - М.: Наука, 1976. -

C. 267-291.

4. Дридзе Т.М. Текст как иерархия коммуникативных программ. // Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации) - М.: АН СССР. Ин-т языкознания, 1976. - С. 48-57.

5. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М.: Наука, 1982. - 159 с.

6. Зимняя И.А. Функциональная и психологическая схема формирования и формулирования мысли посредством языка // Исследования речевого мышления в психолингвистике. - М., 1985. - 240 с.

7. Кодзасов С.В. Уровни, единицы и процессы в интонации // Проблемы фонетики - 3. -М., 1999. - С. 197-216.

8. Лузина Л.Г. Выделенность информации в тексте // Структуры представления значений в языке. - М.: ИНИОН, 1994. - С. 108-125.

9. Николаева Т.М. Семантика акцентного выделения. - М.: Наука, 1982. - 104 с.

10. Прокофьева О.Г. Семантика интонационной выделенности в текстах спонтанной монологической речи: дисс. ... канд. филол. наук. - М., 2000. - 191 с.

11. Станчуляк Т.Г. Синтагматический аспект реализации интонационной категории выделенности как основа интонационного моделирования: дисс. ... канд. филол. наук. - М., 2000. - 165 с.

12. Тихонова Р.М. О психолингвистическом аспекте исследования интонационных явлений // Функциональный анализ фонетических единиц английского языка. - М., 1990. - С. 38-48.

13. Шарабарова Л.И. Функции акцентного выделения в немецкой политической ораторской речи // Просодия устного текста: сб. науч. трудов / МГПИИЯ. - Вып. 298. - М., 1998. -С. 43-51.

14. Longacre R.E. The grammar of discourse. - N.Y., 1983. - 362 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.