Научная статья на тему 'Интонационные характеристики горномарийского языка'

Интонационные характеристики горномарийского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
151
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Linguistics
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
МЕЛОДИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ИНТОНАЦИОННЫЕ КОНСТРУКЦИИ / ГОРНОМАРИЙСКИЙ ЯЗЫК / MELODIC CHARACTERISTICS / INTONATION CONSTRUCTIONS / HILL MARI LANGUAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сагдуллина Екатерина Владимировна

В статье исследуются мелодические характеристики горномарийских интонационных конструкций. В ходе инструментального и слухового анализа подготовленной и спонтанной речи горных мари составлено описание интонационных конструкций на основе их формальных признаков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristics of hill Mari intonation

Melodic characteristics of Hill Mari intonation constructions were investigated. Intonation constructions, based on formal signs, were described with the help of instrumental and acoustical analysis of Hill Mari speech.

Текст научной работы на тему «Интонационные характеристики горномарийского языка»

ИНТОНАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОРНОМАРИЙСКОГО ЯЗЫКА

Е.В. Сагдуллина

Кафедра общей и прикладной лингвистики

Факультет международных отношений Марийский государственный университет ул. Красноармейская, 71-330, Йошкар-Ола, Россия, 424002

В статье исследуются мелодические характеристики горномарийских интонационных конструкций. В ходе инструментального и слухового анализа подготовленной и спонтанной речи горных мари составлено описание интонационных конструкций на основе их формальных признаков.

Ключевые слова: мелодические характеристики, интонационные конструкции, горномарийский язык.

Данное исследование посвящено описанию интонационных характеристик горномарийского языка по формальным признакам, а именно: по мелодической структуре.

До настоящего времени нет каких-либо описаний горномарийской интонации. Горные мари проживают на территории Горномарийского, части Килемарского и Юринского районов Республики Марий Эл. На горномарийском языке говорят около 28—30 тысяч горных мари.

Современная языковая ситуация такова, что все горные мари являются ма-рийско-русскими билингвами; русский язык является для них практически вторым родным языком. При этом языком делового общения и образования является русский, горномарийский язык изучается в школах только как предмет. Эти обстоятельства могли привести к определенному влиянию русской мелодики на мелодические характеристики горномарийской речи.

Свести все разнообразие интонационных моделей, существующих в языке, в небольшое число моделей, естественно, задача трудноразрешимая.

В связи с этим для описания мелодических характеристик горномарийского языка нами подобраны марийские фразы, построенные по аналогии с интонационными конструкциями (ИК) Е.А. Брызгуновой [1—3]. Выбор подобных ИК обоснован тем, что среди представленных в лингвистике классификаций в них относительно шире отображены типы ИК, более или менее удобные для сравнения интонационных характеристик разных языков.

Е.А. Брызгунова предлагает считать единицами интонационной системы интонационные конструкции (ИК), способные различать значение высказываний с одинаковым синтаксическим строением и лексическим составом [2; 1. С. 242] (рис.). Всего выделяется семь ИК, каждая из которых обозначается соответствующим номером. В качестве формальных признаков ИК выделяются место интонационного центра и мелодические характеристики. Каждая ИК имеет центральную, а также предцентровую и постцентровую части. На центральную часть падает основное ударение.

ИК-2: Какие у них обычаи?

ИК-3: Какие у них обычаи?

ИК-4: А у них? Какие у них обычаи?

ИК-5: Какие у них обычаи!

ИК-6: Какие у них обычаи!

ИК-7: Какие у них обычаи!

Рис. Типы интонационных конструкций русского языка

ИК-1: Такие у них обычаи. ИК-1 имеет значение повествования и включает в себя такие модальные реализации, которые усиливают утверждение, несогласие или возражение. Интонационный центр — на ударном гласном последнего слова, а перед ним находится предцентровая часть. На ней движение тона ровное, а на гласном центра тон понижается и до конца ИК, в постцентровой части остается в достигнутом положении. Такая ИК характерна для завершенного повествования.

ИК-2: Какие у них обычаи? ИК-2 употребляется при вопросе, повествовании или волеизъявлении. Интонационный центр — на ударном гласном первого слова, движение тона ровное или нисходящее, а само словесное ударение усилено. Так оформляются вопросы с вопросительным словом, побудительные предложения, предложения со значением сопоставления.

ИК-3: Какие у них обычаи? ИК-3 оформляет собственно вопрос, незаконченность, повтор вопроса, выражает высокую степень проявления признака. Интонационный центр на том же слове, что и в ИК-1, но в данном случае тон резко повышается, что характерно для оформления общего вопроса.

ИК-4: А у них? Какие у них обычаи? ИК-4 используется при оформлении вопроса, связанного с предыдущим предложением, а также употребляется при незавершенном высказывании в случаях, когда нужно подчеркнуть категоричность утверждения. Интонационный центр — на слове у них, в предцентровой части тон довольно высокий, на гласном центра он понижается, а затем повышается, и высокий уровень держится до конца ИК. Такое оформление свойственно переспросу, побуждению, незаконченному повествованию.

ИК-5: Какие у них обычаи! ИК-5 используется при повествовании для выражения высокой степени проявления признака, при волеизъявлении — усиливает значение желания, сожаления, предпочтительности. В отличие от других ИК она имеет два центра, на первом тон повышается, а на гласном второго центра тон понижается. Такое оформление свойственно для восклицательной интонации, придающей высказыванию значение восхищения.

ИК-6: Какие у них обычаи! ИК-6 употребляется при оформлении неконечной синтагмы, а также при выражении высокой степени проявления признака; выра-

жает уточняющий вопрос, недоумение. Интонационный центр характеризуется повышением тона, сохраняющимся до конца конструкции, и такое оформление так же придает эмоциональную окраску.

ИК-7: Какие у них обычаи! ИК-7 употребляется в повествовании, сигнализирует невозможность или отрицание. На гласном центра тон резко повышается, этот гласный заканчивается смычкой голосовых связок, что придает высказыванию отрицательно-эмоциональное значение.

Материалом нашего экспериментального исследования явились произнесенные горными мари отдельные фразы, построенные по схеме интонационных конструкций — ИК Е.А. Брызгуновой, имеющие такие же смысловые значения, что и в русском языке.

ИК горномарийского языка представлены следующим образом: С-1-ГМ: Техеньы нынын овуцавлашты. (Такие у них обычаи.) С-2-ГМ: Маханьы нынын овуцавлашты? (Какие у них обычаи?) С-3-ГМ: Маханьы нынын овуцавлашты? (Какие у них обычаи?)

С-4-ГМ: А нынын? Маханьы нынын овуцавлашты? (А у них? Какие у

обычаи?)

С-5-ГМ: Маханьы нынын овуцавлашты! (Какие у них обычаи!) С-6-ГМ: Маханьы нынын овуцавлашты! (Какие у них обычаи!) С-7-ГМ: Маханьы нынын овуцавлашты! (Какие у них обычаи!)

Весь записанный материал непосредственно анализировался методом слухового и инструментального анализа на основе формальных признаков ИК: мелодических характеристик в центре, предцентровой и постцентровой части, по-другому — мелодического контура ИК. Слуховой и инструментальный анализ проводился в Лаборатории прикладной и экспериментальной лингвистики факультета международных отношений Марийского государственного университета с использованием компьютерной программы системы «PRAAT».

Для характеристики ИК нами были использованы следующие сведения:

1) количество и место интонационных центров;

2) характер движения тона на центральной части (повышение или понижение);

3) мелодические характеристики центра, предцентровой и постцентровой частей;

4) в целом — характеристика мелодического контура всей ИК.

Мелодические характеристики горномарийских интонационных конструкций

и их описание представлены следующим образом:

ИК-1: Техеньы нынын овуцавлашты. (рис. 2-01). Интонационный центр данного

ИК находится на ударном гласном [а] слова овуцавлашты [оPuc'aPlжstэ] «(их) обычаи». В отличие от русского языка в предцентровой части наблюдается высокий уровень частоты основного тона на начале безударного гласного [е] первого слова техеньы [tex'en'э] «таковы» и его понижение к концу этого гласного. Затем тон довольно сильно повышается на ударном гласном данного слова и остается в достигнутом положении на заударном гласном [э]. На ударном гласном [э] слова нынын [п'эпэп] «(их) у них» тон понижается примерно на 50—80 Гц и держится

на этом уровне до интонационного центра — ударного гласного [а] последнего слова овуцавлйшты [оРие'аР^&э] «(их) обычаи». Здесь тон понижается еще больше, и достигнутый уровень сохраняется до последнего безударного гласного [э], на начале которого тон понижается еще больше, затем повышается на конце, достигая такого же уровня тона, что и на гласном интонационного центра — гласном [а].

Таким образом, ИК-1 горномарийского языка отличается от соответствующего ИК-1 русского языка отсутствием падения тона на ударном гласном центральной части, повышающимся тоном в первой половине предцентровой части и повышающимся тоном на последнем гласном постцентровой части.

ИК-2: Маханьы нынын овуцавлйшты? (рис. 2-02). Интонационный центр находится на втором ударном гласном слова маханьы [тах'ап'э] «какие». На пред-центровом безударном [а] слова маханьы [тах'ап'э] «какие» присутствует ровный тон. На ударном гласном [а] центра тон к концу гласного повышается примерно на 50—80 Гц. Затем тон постепенно понижается к концу данного слова и ровно держится на достигнутом уровне по постцентровой части до ударного гласного [а] последнего слова овуцавлйшты [оРие'аР^^э] «(у них) обычаи». На ударном гласном [а] наблюдается понижение тона примерно на 30—50 Гц; данный уровень тона сохраняется до последнего гласного [э] постцентровой части. В конце ИК на гласном [э] тон снова слегка повышается.

В целом, горномарийское ИК-2 отличается от соответствующего русского повышением тона на ударном гласном (в русском языке в данной позиции здесь отмечается понижение тона); довольно высоким, ровным, затем понижающимся в конце постцентровой части тоном и снова повышающимся на последнем гласном [э] последнего слова ИК.

ИК-3: Маханьы нынын овуцавлйшты? (рис. 2-03). Интонационный центр на-

ходится на ударном гласном [а] последнего слова овуцавлйшты [оРие'аР^&э]

«(у них) обычаи». Вся предцентровая часть характеризуется ровным тоном. При этом следует отметить, что уровень тона на безударном гласном [а] первого слова маханьы [тах'ап'э] «какие» несколько ниже уровня тона на всей остальной пред-центровой части.

На гласном центра тон повышается примерно на 30—60 Гц от уровня тона предцентровой части. В постцентровой части тон постепенно понижается, и на последнем безударном гласном [э] он доходит до уровня тона на безударном гласном [а] первого слова ИК-3 маханьы [тах'ап'э] «какие».

Общим в интонационном оформлении ИК-3 горномарийского и русского языков является тенденция к повышающемуся тону на гласном центра. Отличие же между ними заключается в том, что в горномарийском языке в ИК-3 предцентро-вая и постцентровая части произносятся на одинаково ровном уровне тона.

ИК-4: А нйнын? Маханьы нынын овуцавлйшты? (рис. 2-04). Интонационный центр находится на первом слове ИК. Так же, как и в русском языке, в предцент-ровой части тон довольно высокий, на гласном центра он понижается. В середине постцентровой части имеется повышающее-понижающийся тон. В отличие от русского языка в горномарийском языке низкий уровень тона удерживается до конца постцентровой части.

ИК-5: Маханьы нынын овуцавлашты! (рис. 2-05). В отличие от других ИК эта имеет два центра: первое слово ИК — маханьы [тах'ап'э] «какие» и последнее слово — овуцавлашты [оРис'аР1^э] «(у них) обычаи». Начало предцентровой части имеет в целом ровный тон так же, как и в русском языке. Тон на ударном гласном [а] первого интонационного центра, — слова маханьы [тах'ап'э] «какие», — довольно резко и значительно повышается. В постцентровой части на гласном [э] этого же слова тон понижается примерно на 100 Гц и на таком уровне

ровный тон остается до второго центра ИК, — слова овуцавлашты [оРис'аР1ж&э]

«(у них) обычаи». В данном слове на безударном гласном [и] тон незначительно понижается, а затем на ударном гласном [а] второго центра снова повышается, лишь немного не достигая уровня тона на гласном первого центра. В постцентровой части тон понижается до уровня начала ИК и продолжается до конца ИК. Отличие горномарийского от русского языка в интонационном оформлении ИК-5 заключается в повышающее-понижающемся и продолжающемся до конца ИК низком характере тона на ударном гласном центра (пик уровня тона находится в средней части гласного), в русском же языке для данной части ИК свойственно понижение тона; и низком уровне тона в первой и второй постцентровой части.

ИК-6: Маханьы нынын овуцавлашты! (рис. 2-06). Интонационный центр находится на слове овуцавлашты [оРис'аР1ж^э] «(у них) обычаи». Ик-6 горномарийского языка характеризуется относительно низким уровнем тона в начале и конце конструкции. На ударном гласном [а] первого слова ИК маханьы [тах'ап'э] «какие» тон повышается и остается на достигнутом уровне до центра — ударного гласного [а] слова овуцавлашты [оРис'аР1ж^э] «(у них) обычаи». На ударном гласном центра тон начинает подниматься в начале гласного, к вершине гласного он поднимается примерно на 100 Гц выше уровня начала гласного. К концу гласного центра тон опускается снова до уровня начала этого же гласного. Далее в постцентровой части тон понижается до уровня тона в начале ИК и сохраняется до конца конструкции. В некоторых случаях наблюдается резкое понижение тона на последнем гласном последнего слова конструкции — гласном [э] слова овуцавлашты [оРис'аР1ж^э] «(у них) обычаи». Итак, ИК-6 горномарийского языка отличается от ИК-6 русского языка характером движения тона на всех участках интонационной конструкции: низким уровнем тона в начале и в конце конструкции, более высоким уровнем тона от первого ударного гласного предцентровой части до ударного гласного центра.

ИК-7: Маханьы нынын овуцавлашты! (рис. 2-07). Интонационный центр находится на первом слове ИК маханьы [тах'ап'э] «какие». На предцентровом безударном гласном [а] отмечается ровный тон. На ударном гласном центра тон повышается и, сохраняясь на достигнутом уровне, ровно продолжается в постцентровой части на слове нынын [п'эпэп] «(их) у них». На безударных гласных [о] и [и] последующего слова овуцавлашты [оРис'аР1ж^э] «(у них) обычаи» тон понижается примерно на 30—40 Гц. На ударном гласном [а] этого слова тон незначительно поднимается, затем также незначительно опускается и, достигая низкого уровня тона в начале ИК, продолжается ровно до ее конца. Горномарийская ИК-7 отличается от соответствующей русской низким уровнем тона начала конструкции.

Результаты инструментального анализа представленного материала показали, что в горномарийском и русском языках интонационные конструкции имеют различную мелодическую характеристику, имеют свою «мелодию» или, по-другому, «музыку языка».

В целом проявляется большая устойчивость мелодических характеристик к внешним воздействиям в речи носителей горномарийского языка. По-видимому, это может быть возможным потому, что «слово как звуковая речь представляет собой акустические колебания молекул, но одновременно — и волновые колебания образующих их атомов, элементарных частиц и соответствующим образом закодированные поля» [4. С. 103]. «Запись первичной генетической информации происходит на квантово-волновом уровне в виде голограмм и текстов. Гены принимают ее и передают от клетки к клетке» [Там же. С. 103].

ЛИТЕРАТУРА

[1] Бондарко Л.В. Фонетика современного русского языка. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1998.

[2] Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. — М., 1977.

[3] Бондарко Л.В. Основы общей фонетики. — СПб.: Филол. фак. СПбГУ, 2000.

[4] Земун Ю. Этерлинг — реальность невозможного: Кн. 1: Источник силы. — СПб.: ИК «Невский проспект», 2005.

CHARACTERISTICS OF HILL MARI INTONATION

E.V. Sagdullina

Chair of General and Applied Linguistics Faculty of International Relations Mari State University Krasnoarmeyskiy Str., 71-330, Yoshkar-Ola, 424002

Melodic characteristics of Hill Mari intonation constructions were investigated. Intonation constructions, based on formal signs, were described with the help of instrumental and acoustical analysis of Hill Mari speech.

Key words: melodic characteristics, intonation constructions, Hill Mari language.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.