Научная статья на тему 'Типология, генезис и функции радио-клише'

Типология, генезис и функции радио-клише Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
115
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
RADIO STYLE / ИНТОНАЦИОННО-ПРОСОДИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ / INTONATIONAL-PROSODIC PATTERNS / ЯДРО / NUCLEUS / ШКАЛА / SCALE / ЯДЕРНЫЙ ТОН / NUCLEAR TUNE / РАДИОСТИЛЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Казаченко О. В.

В статье рассматриваются различные интонационно-просодические модели, характерные для чтения заголовков на радио в сравнении с разговорными интонационнопросодическими моделями, выделенными и описанными Е.А. Брызгуновой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Typology, Genesis and the Functions of Radio Cliches

The article considers various intonational-prosodic patterns specific to radio titles reading in comparison with conversational intonational-prosodic patterns marked out and described by Bryzgunova.

Текст научной работы на тему «Типология, генезис и функции радио-клише»

О.В. казаченко

УДК 81

типология, генезис и функции радио-клише

в статье рассматриваются различные интонационно-просодические модели, характерные для чтения заголовков на радио в сравнении с разговорными интонационно-просодическими моделями, выделенными и описанными Е.А. Брызгуновой.

Ключевые слова: радиостиль, интонационно-просодические конструкции, ядро, шкала, ядерный тон.

o.V. Kazachenko

typology, genesis and the functions of radio CLICHES

The article considers various intonational-prosodic patterns specific to radio titles reading in comparison with conversational intonational-prosodic patterns marked out and described by Bryzgunova.

Key words: radio style, intonational-prosodic patterns, nucleus, scale, nuclear tune.

Л Хюбой официальный стиль возникает на базе просодических конструкций, характерных для разговорной речи, которые, в свою очередь, подвергаются некоторой модификации в соответствии с целью коммуникации.

Основная функции радио, как СМИ, заключается в компактной передаче информации с четким разграничение по её социальной значимости. При чтении заголовков это достигается за счет модификации разговорных образцов в темпоральном и регистровом плане. Компактность требует убыстрения темпа речи, а дифференциация информации по социальной значимости наиболее оптимальным образом реализуется при её противопоставлении в отдельных друг от друга регистрах. Таким образом, мы полагаем, что в звуковысотном отношении в радиостиле шкалы сдвинуты вверх или вниз в диапазоне дикторского голоса, а в разговорной тяготеют к средней части речевого диапазона.

особый интерес для генезиса интонационно-просодических моделей, характерных для чтения заголовков на радио, должны представить их сравнения с разговорными, выделенными и описанными Е.А. Брызгуновой. [Брызгунова 1977: 233-235]. Несмотря на то, что данный автор при их описании пользуется довольно размытой терминологией, оперируя всего тишь таким понятием, как тон (средний, нисходящий и восходящий), её данные легко трансформируются в такие объекты, как шкала и ядерный тон, а конфигурация самих моделей свидетельствует о том, что они сравнительно легко подверглись модификации на радио, как в регистровом, так и темпоральном отношении. Е.А. Брызгунова выделяет 7 интонационно-просодических моделей, называя их интонационными конструкциями.

В ИК-1 предцентровая часть произносится на среднем тоне, на гласном центра тон понижается ниже среднего, а постцентровая часть произносится на уровне тона ниже среднего:

Оля была в Крыму

Из этой конструкции дикторами, вне всякого сомнения, был взят завершающий ядерный тон, в объективном существовании которого нас дополнительно убеждает еще и его акустический портрет в форме скольжения ч.о.т. вниз в пределах квинты. как в разговорной речи, так и при чтении заголовков этот ядерный тон употребляется при выражении завершенности.

Что касается шкалы, то она при модификации могла быть сдвинута вверх, что типично для финальной части выделенной нами модели aAeAeAedD (высокая ступенчатая шкала + высокий связующий ядерный тон + низкая ровная шкала + высокий связующий ядерный тон + низкая ровная шкала + высокий связующий ядерный тон + низкая ровная шкала + высокая ровная шкала + завершающий ядерный тон), реализующейся в форме сочетания высокой ровной шкалы с завершающим ядерным тоном.

в Ик-3 предцентровая часть произносится на среднем тоне, на гласном центра тон резко повышается, постцентровая часть произносится на уровне ниже среднего:

Оля была в Крыму?

Эта конструкция могла стать основной как для прямого заимствования дикторами высокого связующего ядерного тона, так и для транформации предъядерной и ядерной частей этой конструкции в строительный элемент высокой восходящей каскадной шкалы под влиянием убыстренного темпа радиоречи. В медленном темпе

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

тон на гласном центра может реализоваться как ядерный, что и зафиксировано в его акустическом портрете в форме скольжения ч.о.т. в пределах квинты вверх. Но при убыстрении темпа речи этот тон может реализоваться как относительно ровное движение ч.о.т., которое можно квалифицировать как ударный компонент шкалы. В данном конкретном случае он будет строительным элементом выделенной нами каскадной восходящей высокой шкалы при условии, если шкала оригинала будет сдвинута в верхнюю часть диапазона голоса.

ИК-3 употребляется в разговорной речи в вопросительных предложениях без вопросительного слова и в повествовательных при выражении незавершенности. Последняя функция ИК-3 не противоречит ни функции высоких связующих ядерных тонов в нашем списке, ни перцептивному ощущению продолженности фразы, конституируемой шкалой.

В ИК-4 предцентровая часть произносится на среднем тоне, на гласном центра ровное или восходящее движение начинается ниже уровня среднего тона, постцентровая часть произносится выше предцентровой. В вопросительных предложениях эта конструкция употребляется при сопоставлении:

А на следующий год?

Данная интонационная конструкция могла породить как средний связующий ядерный тон в нашем списке, если тон оригинала был восходящим, так и основу для реализации восходящей высокой каскадной шкалы.

При ровном движении тона на гласном центра его сочетание с постцентровой частью могло стать основой для реализации каскадной восходящей высокой шкалы при условии, если бы тон центра сместился в верхнюю часть диапазона. Ровному

14 Вестник МИЛ

движению тона на акустическом графике, представленном Е.А.Брызгуновой, соответствует относительно ровное движение ч.о.т., слегка изгибающегося в форме дуги в пределах полутона, а восходящему тону - скольжение ч.о.т. вверх в пределах квинты.

Особо следует отметить совпадение смысловой функции оригинала со смысловой функцией каскадной восходящей высокой шкалы,которая довольно часто в речи дикторов употребляется при сопоставлении.

В ИК-5 имеется два центра. Пред-центровая часть произносится на среднем уровне, на гласном первого центра тон повышается, на гласном второго центра понижается, постцентровая часть произносится на уровне тона ниже среднего:

Какое безобразие!

Данная интонационная конструкция могла стать просодической основой как для высокой ровной шкалы при относительно ровном движении тона на гласном первого центра при убыстрении темпа речи, а тон гласного второго центра мог быть использован без изменения в функции среднего связующего ядерного тона.

Такое сочетание полностью корреспондирует началу интонационно-просодической модели, в которой высокая ровная шкала комбинируется со средним связующим ядерным тоном.

В смысловом отношении Ик-5 используется для выражения высокой степени признака.

В ИК-6 предцентровая часть произносится на среднем тоне, на гласном центра тон повышается, постцентровая часть произносится выше предцентровой:

• • • V ■ • • • V • • С •

Какой, ты говорила, у него номер ботинок?

В быстром темпе, как свидетельствует графика Е.А.Брызгуновой, тон центра может реализоваться акустически как ровный, на квинту выше предшествующего ему безударного слога. В данном случае ИК-6 является уже готовой высокой ровной шкалой.

ИК-6, как и ИК-5, используется для выражения высокой степени проявления признака.

В Ик-7 предцентровая часть произносится на среднем тоне, на гласном центра тон резко повышается выше среднего: постцентровая часть произносится на

уровне тона выше среднего: --

Какой он отличник!

При быстром произнесении тон центра мог трансформироваться в выделенный элемент шкалы, а сама шкала могла приобрести вид каскадной нисходящей высокой при условии, если бы постпентговая часть оригинала сместилась бы в верхнюю часть диапазона.

Ик-7 используется для усиления качественно-характеризующего значения.

Естественно, указанные нами заимствования вошли в радиостиль через монологическую речь, о чем свидетельствует наличие в его номенклатурном списке ступенчатых шкал, характерных для жанра сказки, в частности, в ее эпическом начале:

-^—*—-

___ш.

Жили-были два брата. Или в конце:

...иумерли в один день.

В дальнейшем эти заимствования подверглись развитию в соответствии с

требованиями системы радиостиля, которое выразилось как в слиянии шкал, которое в некоторых случаях могло приводить к возникновению их новых разновидностей, так и к тиражированию их вариантов в нижней части диапазона.

Так, например, высокая пикообраз-ная шкала могла возникнуть при последовательном слиянии в быстром темпе двух шкал: каскадной восходящей высокой и каскадной нисходящей высокой:

А впадинообразная высокая могла возникнуть в быстром темпе путем слияния этих же шкал, но в обратном порядке: каскадная нисходящая высокая + каскадная восходящая высокая:

Затем для достижения большей контрастной выразительности при дифференциации информации возникли низкие шкалы /низкая ровная, пикообразная и впа-динообразная низкая, каскадная восходящая низкая, каскадная нисходящая низкая/, которые по своей конфигурации стали копиями высоких шкал.

смысловые функции этих шкал в определенной степени отражают смысловые функции интонационных конструкций разговорной речи. В частности, высокой степени проявления признака в Ик-5 и Ик-6 и усилению качественной характеристике значения в Ик-7 соотвествует локализация социально более важной информации в фактуре слогов, тяготеющих к верхней части диапазона голоса.

эта локализация может быть частичной в каскадной нисходящей высокой и высокой пикообразной шкале, неполной в каскадной восходящей высокой шкале и полной в высокой ровной шкале.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.