Научная статья на тему 'Интервью с Давидом фельдштейном'

Интервью с Давидом фельдштейном Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
657
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Развитие личности
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мухина В. С.

Давид Иосифович Фельдштейн, 1929 г. рождения. Действительный член (академик) РАО, доктор психологических наук, профессор, почетный профессор пси хологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, лауреат премии Президента РФ в области образования и дважды лауреат премии Прави тельства РФ в области образования. Фельдштейн Давид Иосифович многие годы работал директором школ разного типа (средняя общеобра зовательная школа, экс пе ри менталь ный детский комплекс [дети от 0 до 18 лет], специальная школа по пере воспитанию подростковправонару шителей), заведовал кафедрой педагогики и психологии государственного университета. С 1974 и по 1999 гг. Д. И. Фельд штейн заведовал лабораторией психического развития в подростковом и юношеском возрастах Психологического института Российской академии образования (до 1992 г. НИИ психологии Академии педагогических наук СССР, с 1992 г. Психологический институт Российской академии образования); с 1999 г. и по 2008 г. академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии РАО, с 27.04.2001 и по настоящее время вице-пре зидент РАО. Труды Д. И. Фельдштейна реально открыли новые направления в области психолого-педаФото. Вице-президент Российской академии образования РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ 185 № 4 2012 Рефлексия на себя и на других го гической науки и образовательной деятельности и получили широкое признание как в России, так и во многих странах мира. Многоплановая исследовательская деятельность, сочетающаяся с личным педагогическим опытом, позволили Давиду Иосифовичу создать принципиально новую теорию поуровневого социального развития личности, раскрывающую закономерности и механизмы социализации индивидуализации детей и построить на ее основе социально-норма тивную периодизацию онтогенеза, установив критерии и единицы измерения социального взросления ребенка, подростка, юноши (девушки). Основное направление многолетних теоретических и опытноэкспериментальных исследований Д. И. Фельдштейна психологопедагогические проблемы Детства, определение механизмов и характера процессов развития сознания, самосознания, личностного становления ребенка «в норме» и с отклонениями от нее. Он не только развил имеющиеся в возрастной психологии представления об общих закономерностях психического развития, но и существенно дополнил их, введя представления о чередующемся развитии двух личностных позиций, связанных с процессами социализации индивидуализации, и о многостадийности, полифазности каждой ступени онтогенеза. Четко проведя грань между определением сущности личности и разными формами, способами ее развития, Д. И. Фельдштейн разработал типологию направленности личности, по-новому интерпретировав ведущие мотивы растущего человека и раскрыв механизмы и характер их перестройки. Выявленные, обоснованные и апробированные Д. И. Фельдштейном принципы, условия, взаимосвязи интеллектуального, аффективного, нравственного развития детей, установленные им критерии, меры измерения и парадигмы их социального взросления реально открывают новые направления в области психолого-педагогической науки и активно используются в практике образования. В 1998 г. разработанные Д. И. Фельдштейном теория поуровневого социального развития личности и социально-нормативная периодизация детства, внедренные в виде специальных авторских разработок в педагогическую практику, удостоены премии Президента РФ в области образования; теория психологии взросления в 2006 г. удостоена премии Правительства РФ в области образования, а авторская программа «Основы детской, возрастной и педагогической психологии» в 2011 г. удостоена премии Правительства РФ в области образования. Показательно, что аналитическая монография «Психологическая наука в России XX столетия», изданная Российской академией наук (М., 1997), специально подчеркивая особую ценность работ Д. И. Фельдштейна, определила их как «наиболее современное и полное, основанное на эмпирических исследованиях воссоздание личности» (с. 356-357). Д. И. Фельдштейн автор более 300 научных работ, в том числе 43 монографий. В их числе за последние годы: «Социальное развитие в пространстве времени Детства» (М., 1997, 8 п.л.), «Психология взросления» (М., 1999, 32 п.л.), «Возрастная и педагогическая психология» (М., 2002, 25,2 п.л.), «Психология развития человека как личности» в 2 тт. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ 186 № 4 2012 Рефлексия на себя и на других (М., 2005), «Психология взаимодействия Взрослого Мира и Мира Детства» (М., 2006, 6 п.л.), «Трудный подросток» (М.-Воронеж, 2008, 12,8 п.л.), «События, люди, жизнь» (М.-Воронеж, 2009, 17,7 п.л.), «Мир Детства в современном мире» (М.-Воронеж, 2013, 19,6 п.л.). Под его руководством и при консультировании подготовлено и защищено 73 кандидатских и 12 докторских диссертаций. Ученый неоднократно удостаивался высоких правительственных наград, среди которых орден трудового Красного Знамени (1960 г.), медаль «За доблестный труд» (1970 г.), медаль К. Д. Ушинского (1989 г.), Почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации» (2000 г.), Орден Почета (2005 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интервью с Давидом фельдштейном»

Рефлексия на себя и других

О жизни и о себе

ИНТЕРВЬЮ

С ДАВИДОМ ФЕЛЬДШТЕЙНОМ

Давид Иосифович Фельдштейн, 1929 г. рождения. Действительный член (академик) РАО, доктор психологических наук, профессор, почетный профессор психологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, лауреат премии Президента РФ в области образования и дважды лауреат премии Правительства РФ в области образования.

Фельдштейн Давид Иосифович многие годы работал директором школ разного типа (средняя общеобразовательная школа, экспериментальный детский комплекс [дети от 0 до 18 лет], специальная школа

по перевоспитанию подростков-правонарушителей ), заведовал кафедрой педагогики и психологии государственного университета. С 1974 и по 1999 гг. Д. И. Фельдштейн заведовал лабораторией психического развития в подростковом и юношеском возрастах Психологического института Российской академии образования (до 1992 г. -НИИ психологии Академии педагогических наук СССР, с 1992 г. -Психологический институт Российской академии образования); с 1999 г. и по 2008 г. -академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии РАО, с 27.04.2001 и по настоящее время - вице-президент РАО.

Труды. Д. И. Фельдштейна Фото. Вице-президент Российской реально открыли новые направ-академии образования ления в области психолого-педа-

гогической науки и образовательной деятельности и получили широкое признание как в России, так и во многих странах мира.

Многоплановая исследовательская деятельность, сочетающаяся с личным педагогическим опытом, позволили Давиду Иосифовичу создать принципиально новую теорию поуровневого социального развития личности, раскрывающую закономерности и механизмы социализации -индивидуализации детей и построить на ее основе социально-нормативную периодизацию онтогенеза, установив критерии и единицы измерения социального взросления ребенка, подростка, юноши (девушки).

Основное направление многолетних теоретических и опытно-экспериментальных исследований Д. И. Фельдштейна - психолого-педагогические проблемы Детства, определение механизмов и характера процессов развития сознания, самосознания, личностного становления ребенка «в норме» и с отклонениями от нее. Он не только развил имеющиеся в возрастной психологии представления об общих закономерностях психического развития, но и существенно дополнил их, введя представления о чередующемся развитии двух личностных позиций, связанных с процессами социализации - индивидуализации, и о много-стадийности, полифазности каждой ступени онтогенеза. Четко проведя грань между определением сущности личности и разными формами, способами ее развития, Д. И. Фельдштейн разработал типологию направленности личности, по-новому интерпретировав ведущие мотивы растущего человека и раскрыв механизмы и характер их перестройки.

Выявленные, обоснованные и апробированные Д. И. Фельдштейном принципы, условия, взаимосвязи интеллектуального, аффективного, нравственного развития детей, установленные им критерии, меры измерения и парадигмы их социального взросления реально открывают новые направления в области психолого-педагогической науки и активно используются в практике образования. В 1998 г. разработанные Д.И. Фельдштейном теория поуровневого социального развития личности и социально-нормативная периодизация детства, внедренные в виде специальных авторских разработок в педагогическую практику, удостоены премии Президента РФ в области образования; теория психологии взросления в 2006 г. удостоена премии Правительства РФ в области образования, а авторская программа «Основы детской, возрастной и педагогической психологии» в 2011 г. удостоена премии Правительства РФ в области образования. Показательно, что аналитическая монография «Психологическая наука в России XX столетия», изданная Российской академией наук (М., 1997), специально подчеркивая особую ценность работ Д. И. Фельдштейна, определила их как «наиболее современное и полное, основанное на эмпирических исследованиях воссоздание личности» (с. 356-357).

Д. И. Фельдштейн - автор более 300 научных работ, в том числе 43 монографий. В их числе за последние годы: «Социальное развитие в пространстве - времени Детства» (М., 1997, 8 п.л.), «Психология взросления» (М., 1999, 32 п.л.), «Возрастная и педагогическая психология» (М., 2002, 25,2 п.л.), «Психологияразвития человека как личности» в 2 тт.

(М., 2005), «Психология взаимодействия Взрослого Мира и Мира Детства» (М., 2006, 6 п.л.), «Трудный подросток» (М.-Воронеж, 2008, 12,8 п.л.), «События, люди, жизнь» (М.-Воронеж, 2009, 17,7 п.л.), «Мир Детства в современном мире» (М.-Воронеж, 2013,19,6 п.л.). Под егоруковод-ством и при консультировании подготовлено и защищено 73 кандидатских и 12 докторских диссертаций.

Ученый неоднократно удостаивался высоких правительственных наград, среди которых орден трудового Красного Знамени (1960 г.), медаль «За доблестный труд» (1970 г.), медаль К.Д. Ушинского (1989 г.), Почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации» (2000 г.), Орден Почета (2005 г.).

Интервью брала В. С. Мухина

Кто был вашим значимым учителем?

Моими учителями в школьные годы были замечательные люди - Евдокия Петровна Скороходова (учитель литературы) и Иван Дмитриевич Борздыко (математика и физика).

Я был буквально согрет их вниманием и заботой, особенно после того как остался сиротой. Евдокии Петровне я обязан не просто знаниями, но и любовью к литературе. Она дарила нам, детям, тепло.

После окончания пединститута я получил рекомендацию на поступление в аспирантуру и сдал на отлично все экзамены, но вдруг получил известие, что моё зачисление, оказывается, было ошибкой. Я остался не только без аспирантуры, но и без работы. Когда я пришел в свою школу, Евдокия Петровна буквально спасла меня: она «наскребла» мне необходимые часы для того, чтобы обеспечить ставкой, отдав часть своих уроков и уговорив еще двух учителей поделиться со мной своими учебными часами...

Я не очень хорошо учился в школе по математике - бывали и плохие отметки. Прошли годы. Я стал доктором наук, профессором, заведующим кафедрой.

По прошествии многих лет произошел некий казус, связанный с моей дочерью. Она решила поступать на психологический факультет МГУ им. М. В. Ломоно-Фото 1. Таким я входил сова. Для поступающих на этот факультет

во взрослую жизнь важна хорошая математическая подго-

товка. Провести такую подготовку моей дочери я попросил своего учителя И. В. Борздынко. Он блестяще справился с этой задачей.

Однажды Виктория (моя дочка) пришла с занятий с Иваном Дмитриевичем и спросила меня: «Почему ты говорил мне неправду о своей учебе в школе?» Дело в том, что я рассказывал дочери о том, что не очень хорошо учился по математике. Однако, когда она однажды упомянула при Иване Дмитриевиче, что её папа получал у того двойки и тройки, старый учитель заявил ей, что это нелепость, просто ложь, что я был, оказывается, отличником и самым лучшим учеником.

Как-то, встретив Ивана Дмитриевича, я спросил, зачем он попытался улучшить мой образ в глазах дочери. И. Д. Бороздыко буквально вскипел: «Да как Вы смеете наговаривать на себя?! Я всегда гордился таким учеником, как Вы!». Осталось только развести руками: старый педагог, высланный в 30-е годы прошлого столетия из Ленинграда по «делу промпартии», реально уверовал в то, что я (его ученик) не мог получать плохие отметки и был образцовым школьником. Как время и достижения человека влияют на наши воспоминания о нем!

Мой путь в науке в значительной мере был определен тем, что я встретил на этом пути замечательных людей - больших ученых, глубоких мыслителей, исключительно доброжелательных, отзывчивых и ответственных. Свою дружбу мне подарили Алексей Николаевич Леонтьев и Даниил Борисович Эльконин, Петр Яковлевич Гальперин, Василий Васильевич Давыдов, Михаил

Фото 2. А. Н. Леонтьев и Д. И. Фельдштейн в АН Таджикистана (Душанбе, 1964)

Фото 3. Д. И. Фельдштейн и В. В. Давыдов на Памире (1980 г.)

Иванович Кондаков, Михаил Николаевич Скаткин и многие другие педагоги и психологи.

Алексею Николаевичу Леонтьеву принадлежит особое место в моей жизни и как ученому, и как человеку.

Даниил Борисович Эльконин стал нашим ближайшим другом. Он был мудрым человеком, но при этом до конца его дней в нем оставались юношеская восторженность и задор.

С Василием Васильевичем Давыдовым в начале 60-х годов мы встречались еще в г. Душанбе, где я тогда работал. Я многим обязан Васе Давыдову. Он правил мои рукописи, поддерживал меня. Мы вместе мудрили над методами воспитания трудных подростков. Наши отношения продолжились в последующие годы.

Вы удовлетворены своей жизнью и карьерой?

Вполне. Благодарен судьбе.

Жизнь была разной. Вначале в Воронеже семья жила вполне зажиточно. Отец был директором фабрики. Мама - работник обкома партии.

В начале войны остался в памяти ужас от бомбежки, которая застала нас летом 1941 г. в Воронеже. Нас эвакуировали в Таджикистан. Военные годы в Душанбе запечатлелись голодом и самой настоящей нищетой, которую испытывала наша семья. Отца не стало. Мама смогла устроиться на работу лишь секретарем-машинисткой в контору «Заготживсырье», а ведь на руках у нее, кроме меня, были еще и её старые родители.

В ту пору голодного и ущербно-гордого детства, вызывавшего зачастую неадекватные срывы в поведении,

Фото 4. Мама -Фаина Исааковна Цукерман

исключительно благотворное влияние на меня оказала мама. Я очень любил её - умную, тактичную, глубоко понимающую своего своенравного сына, который боялся не только жалости, но и намека на снисхождение.

Я знал, что в семье каждая копейка на счету. Я стал работать с 14 лет - именно с этого возраста идут записи в моей трудовой книжке.

Жизнь закаляла: с такой фамилией, как у меня, в пору массовых кампаний (борьба с космополитизмом в 1949 г.; «дело врачей» в 1952 г.) невозможно было чувствовать себя защищенным. Тогда было очень горько, обидно, остро ощущалась несправедливость.

В двадцать два года я стал директором крупной средней школы. Вернее, сразу трех средних школ, находившихся в одном здании: 11-я мужская, 12-я женская и 1-я вечерняя школа рабочей молодежи.

Проработав семь лет директором, я стал отличником народного образования, затем - Заслуженным учителем республики.

В 1959 г. в стране началась кампания по борьбе с привилегиями правительственных чиновников. В Таджикистане на огромной территории (169 гектаров) в коттеджах и дворцах в окружении фруктовых садов,

Фото 5. Д. И. Фельдштейн - директор трех школ

виноградников и гранатовых рощ, на базе отобранных у чиновников поместий, - была организована Первая республиканская комплексная школа-интернат для детей (от рождения до окончания 10-го класса средней школы).

Идея была грандиозная: приняв новорожденного ребенка, воспитать его, обучить, дать путевку в жизнь, доказав, во-первых, возможности общественного воспитания (не отрицая роли семейного); во-вторых, определив возможности установления преемственности в воспитании детей разных возрастов. Было организовано три комплекса: 1 - дом ребенка (пред-дошкольное отделение); 2 - дошкольный детский дом; 3 - десятилетняя школа-интернат. В республиканский комплекс приняли сразу свыше двух тысяч детей всех возрастов. Я был назначен генеральным директором этого учреждения с более чем тысячным коллективом педагогов и других категорий сотрудников. Учились все: и коллектив, и его генеральный директор.

В наш детский комплекс в 1961-1963 гг. приезжали делегации из многих стран мира - со всех материков Земли. За создание и организацию разноплановой работы комплексной школы-интерната я был удостоен ордена Трудового Красного Знамени. После этого я награждался и другими орденами и медалями СССР и Российской Федерации.

Фото 6. Одно из зданий Лучобского комплекса (дошкольное отделение, 1960 г.)

Фото 7. Дошкольники «Лучоба» на прогулке

Фото 8. Хоровые занятия в спецшколе (1967 г.)

Фото 9. Мальчики спецшколы исполняют танец маленьких лебедей (1969 г.)

В 1963 я был прикомандирован в АПН РСФСР для завершения кандидатской диссертации (в годичную аспирантуру). Моим научным руководителем был академик АПН СССР Михаил Николаевич Скаткин - крупнейший отечественный ученый-педагог.

После защиты кандидатской диссертации я был назначен начальником управления школ Министерства народного образования Таджикистана. Через год я запросился с административной работы на дорогую мне педагогическую ниву. Стал работать с несовершеннолетними правонарушителями - возглавил республиканскую специальную школу по перевоспитанию подростков-правонарушителей (в те годы осуществлялось преобразование воспитательных колоний МВД в спецшколы Минпроса).

В практике работы спецшколы применялись разные методы убеждения и принуждения, поощрения и наказания. Мы были ответственны. Мы искали.

Вскоре я начал истинный путь в науке. В моем нынешнем возрасте впору уже отдыхать «от трудов праведных». Но до сих пор каждый час времени на учете. Да и не чувствую я этой старости. Особенно, если не вспоминать о возрасте и не обращать внимание на отражение в зеркале.

Сейчас у меня непочатый объем работы. И не только чиновничей в Президиуме академии, куда надо ежедневно приезжать: встречаться с людь-

Фото 10. Воспитанники спецшколы на демонстрации 7 ноября 1969 г.

Фото 11. В летнем лагере спецшколы

Фото 12. Воспитанники спецшколы танцуют с приглашенными девочками - ученицами соседней средней школы (Душанбе, 1969 г.)

Фото 13. Давид на руках у мамы (1929 г.)

ми, заседать, решать актуальные вопросы. Поэтому на вопрос: «Вы держитесь за работу?» - могу, не кривя душой, ответить: «Нет, это работа держит. Не дает мне расслабиться, требует быть в форме - и физической, и интеллектуальной. Тем более, что помимо организационных дел я еще продолжаю исследовательскую работу».

В нашем научном сообществе мы всё время (в хорошем смысле этого слова) следим с радостью и гордостью за тем, что выдают «на-гора» наши коллеги. Слава Богу, я пока еще в состоянии давать что-то новое в своих книгах, статьях и докладах. Наверное, не случайно до сих пор референтные ученые терпят меня во главе Экспертного совета по педагогике и психологии ВАК при Миноб-рнауки РФ.

Эта напряженная работа в Высшей аттестационной комиссии в Экспертном совете дает мне возможность ощущать пульс развития наших отраслей знания, быть в курсе решаемых в них проблем и в известном отношении влиять на их постановку.

Преподавательская деятельность прибавляет мне много сил. Систематически выступаю с научными докладами на общих собраниях Российской академии образования, международных и общероссийских психолого-педагогических конференциях.

Я перечисляю все это для того, чтобы сказать спасибо судьбе, давшей мне такие возможности.

Фото 14. С дочкой Викой Фото 15. Эди Викторовна

на руках (1958 г.) с дочкой (1968 г.)

3. Каково состояние Вашей души в настоящий момент?

Трудное состояние. Вижу, что делается с наукой, с академией и удручаюсь. Тяжелое, тревожное настроение.

4. Ваши планы на будущее?

Личные...

Написать бы еще пару книжек и защитить людей в РАО. Я хотел бы завершить работу о развитии человека в филогенезе и онтогенезе.

5. Ваше отношение к своим родителям и предкам?

Обожествляю маму. Отца я не знал: он рано погиб. Я - единственный сын. Я был вредный, ершистый подросток. Хулиганил. Мама была тонкая, умная. Мы с ней сблизились очень.

6. Ваше отношение к своим детям и внукам?

Мы с женой Эди познакомились в юности и прожили вместе долгую жизнь. Эди Викторовна - любящая трепетная мать и бабушка. Она - самостоятельный ученый, мой верный друг, любимая жена.

Люблю дочку и внучку. Горжусь ими. От них у меня не было и нет секретов. Надеюсь, что и у них нет от меня секретов.

Фото 16. Семья (1968 г.)

Дочка Виктория (Вита) поступила и окончила психологический факультет МГУ, защитила кандидатскую диссертацию. С декабря 1991 года она с семьей уехала в Израиль. Работает психотерапевтом. Я ею горжусь.

Внучка Катя окончила психологический факультет в Тель-Авиве.

7. В чем для Вас смысл жизни?

В работе. Хобби - тоже работа.

8. К каким добродетелям относитесь с наибольшим уважением?

Ответственность. Ответственный человек - порядочный человек, с ним можно иметь дело.

9. К какому пороку относитесь с наименьшим снисхождением?

Предательство. К сожалению, это случается достаточно часто.

10. Ваше любимое занятие? Чтение.

11. Если бы Вы были всемогущим волшебником, что бы Вы сделали?

Для себя...

Честно говоря не знаю.

Фото 17. С внучкой Катей (2004 г.)

Для близких.

Чтобы все было хорошо в их жизни. Сейчас грех жаловаться.

Для своей деятельности.

Побудил бы чиновников уважать науку и людей науки. В массе своей все чиновники самодостаточны, напыщенны и не уважают людей науки. Их самосознание где-то в других сферах.

Фото 18. Вся семья в сборе (2004 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.