Научная статья на тему 'Светлой памяти Виталия Александровича Сластенина'

Светлой памяти Виталия Александровича Сластенина Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
556
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

14 июня 2010 г. на восьмидесятом году жизни скончался академик РАО, Заслуженный деятель науки, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования, заведующий кафедрой педагогики и психологии профессионального образования Московского педагогического государственного университета, член редакционного совета серии «Педагогика. Психология» «Вестника ПСТГУ», доктор педагогических наук, профессор Виталий Александрович Сластенин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Светлой памяти Виталия Александровича Сластенина»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2010. Вып. 3 (18). С. 163-166

Светлой памяти Виталия Александровича Сластенина1

14 июня 2010 г. на восьмидесятом году жизни скончался академик РАО, Заслуженный деятель науки, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования, заведующий кафедрой педагогики и психологии профессионального образования Московского педагогического государственного университета, член редакционного совета серии «Педагогика. Психология» «Вестника ПСТГУ», доктор педагогических наук, профессор Виталий Александрович Сластенин.

Не доверяйся призрачной судьбе,

Уверься в том, что свято предан долгу,

И легкой славы не ищи себе,

Она обычно не бывает долгой.

Пройдет она — и малого следа Не сыщещь от нее на белом свете.

То, что досталось в жизни без труда,

Увы, в наследство не оставишь детям.

Живи, терпеньем запасаясь впрок,

Пустой мечтой не меряй расстоянье,

Трудись, не покладая рук, — и в срок Придет к тебе и слава, и признанье.

В. А. Сластенин

Жизнь Виталия Александровича вобрала в себя и отразила в профессиональной деятельности практически всю историю отечественного педагогического образования XX в. В. А. Сластенин родился в 1930 г. в городе Горно-Алтайске Алтайского края в крестьянской семье, был старшим сыном, помогал родителям воспитывать младшего брата и сестру. От отца Александра Тимофеевича он унаследовал природную российскую смекалку, умение поддерживать тех, кто в этом нуждается, способность любое трудное дело делать увлеченно и основательно. От матери Клавдии Николаевны научился душевной чуткости, пониманию чужой боли, способности ненавязчиво заботиться и помогать ближнему. Первая учительница Клавдия Матвеевна Селютина, по признанию будущего

1 При написании статьи использованы материалы юбилейного издания: Сластенин. М.,

2000.

академика, поразила его в детстве своими необыкновенными личностными качествами, заронив в нем на всю оставшуюся жизнь благоговейное отношение к педагогическому служению. В одной из своих статей В. А. Сластенин характеризовал качества своей любимой учительницы, определившие в дальнейшем его профессиональный выбор и научный поиск: «В ее внешней строгости и спокойной неторопливости угадывались значительность, внутренняя свобода, рожденная уверенностью в собственной профессиональной позиции. Прямота и определенность были облечены у Клавдии Матвеевны в форму единственно верного суждения, не обижающего, а убеждающего юного человека выпрямляться и действовать. Тогда мы воспринимали это где-то на пороге сознания, и только теперь представляется возможным сказать, что уже в молодые годы К. М. Се-лютина умела соединять в своей работе сопереживание с рассудительностью, быть требовательной, но не придирчивой, чуткой и внимательной, но не потакать “возмутителям спокойствия”, следить за детьми, но не быть навязчивой, давать им свободу, будить их мысль...» В 1945 г. Виталий Сластенин поступает в Горно-Алтайское педагогическое училище, где встречается с Виктором Николаевичем Сорокой-Росинским2, знаменитым Викниксором, эвакуированным из блокадного Ленинграда в Горно-Алтайск. Открытие мира педагогических идей состоялось благодаря любознательности студента, подтолкнувшей его к общению с В. Н. Сорокой-Росинским. «Учась в педагогическом училище, — писал В. А. Сластенин, — я проводил свое свободное время в библиотеке, которая досталась ему от находившегося в Горно-Алтайске в эвакуации Московского педагогического института им. К. Либкнехта. Помню, мне стали попадать в руки книги С. Т. Щацкого “Дети — работники будущего”, “Бодрая жизнь”, “Годы исканий”. Но почему-то они были со строгой пометкой-штемпелем “Не выдавать”. В чем же они “провинились”, эти умные и яркие книги? — недоумевал я. Наконец, решился спросить об этом у преподавателя Виктора Николаевича Сороки-Росинского... Виктор Николаевич, уже старый и больной человек, сразу оживился, снял темные очки и, поглаживая почти белую бороду, сурово и в то же время нежно сказал: “Дорогие и юные мои шкрабы! Станислав Теофилович был из породы цельных, бескомпромиссных людей, которых мы называем настоящими. А настоящим людям, как известно, жить намного труднее, чем ненастоящим, так как настоящие создают, борются, думают, ищут. Ищут, находят, теряют, ошибаются, поднимаются и снова идут вперед.”»

В 1948 г. Виталий Сластенин поступает на педагогический факультет в Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина. В то время на педагогическом факультете работали блестящие педагоги и известнейшие ученые: возрастную психологию читал профессор М. М. Рубинштейн, педагогическую психологию — проф. Н. Д. Левитов, теорию обучения — профессор Н. М. Шуман, теорию воспитания — профессор С. М. Ривес. Свою первую на-

2 В. Н. Сорока-Росинский (1882—1960) — основатель школы-коммуны для трудновоспитуемых подростков им. Ф. М. Достоевского в 1918—1920 гг. Педагогический опыт школы-коммуны приобрел широкую известность благодаря повести Григория Белых и Леонида Пантелеева «Республика ШКИД» (1927). В повести своих воспитанников Виктор Николаевич был выведен под школьным прозвищем Викниксор.

учно-исследовательскую работу по этнопсихологии В. Сластенин подготовил под руководством выдающегося отечественного психолога, вице-президента Академии педагогических наук РСФСР Константина Николаевича Корнилова. Главным же своим учителем В. А. Сластенин называет доктора педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой педагогики начального обучения Ивана Фомича Свадковского, который увлек его проблемами педагогики. Научная работа «Педагогические основы краеведения», выполненная В. А. Сластениным под руководством И. Ф. Свадковского на третьем курсе, была удостоена золотой медали Министерства высшего и среднего специального образования СССР.

В 1956 г. Виталий Александрович успешно защитил кандидатскую диссертацию и в том же году приступил к работе в Тюменском государственном педагогическом институте. В 1957 г. в возрасте 27 лет он стал проректором по учебной и научной работе. Заболел ректор, и молодому ученому пришлось семь лет исполнять его обязанности. Именно в этот период во всей полноте раскрылся его талант организатора, количество преподавателей, кандидатов наук увеличилось с 10 до 90, появились 12 докторов наук. Институт становится вузом первой категории, имеющим учебно-материальную базу, отвечающую всем требованиям того времени. Собственный опыт руководящей деятельности в столь молодые годы Виталий Александрович проецировал впоследствии на многих своих учеников, доверяя молодежи ответственные должности и выводя на защиту докторских диссертаций сорокалетних исследователей.

Работа в Тюменском государственном педагогическом институте научила В. А. Сластенина, по его словам, главному — умению самостоятельно принимать творческие решения. И это не осталось незамеченным. В 1969 г. его пригласили на работу в два министерства просвещения — республиканское и союзное. После раздумий Виталий Александрович дал согласие и был назначен начальником Учебно-методического отдела, заместителем начальника Главного управления высших и средних педагогических учебных заведений Министерства просвещения РСФСР. Почти восемь лет В. А. Сластенин проработал в центральном аппарате министерства. Все эти годы он осуществлял широчайший социальнопедагогический эксперимент по проблеме формирования личности учителя.

Именно в этот период работы В. А. Сластенин организует уникальное во многих отношениях профессиографическое исследование по всем учительским специальностям, которое охватило практически все педагогические учебные заведения, эксперимент и обработка данных проводились на невиданных ранее для педагогических исследований 20-тысячных массивах. Административная работа не только не мешала наработке научных идей, а, напротив, позволяла преодолеть извечный для нашей педагогики разрыв между теоретическим поиском и практической деятельностью педагога. Координация деятельности более ста педагогических вузов открывала огромные возможности для кооперирования усилий на определяющих направлениях развития педагогического образования, обеспечивала достоверность результатов исследования.

Создание профессиограмм и квалификационных характеристик, пересмотр устаревшей учебно-методической документации, разработка учебных планов нового поколения, построение научных основ профессионально-педагогичес-

кой диагностики и профотбора, введение системы стажировки молодых специалистов — это лишь некоторые результаты труда ученого-организатора и его единомышленников.

Логическим завершением теоретических и экспериментальных изысканий В. А. Сластенина стала монография «Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки» (1976), благодаря которой он приобрел статус одного из ведущих ученых в области теории и практики педагогического образования.

В 1977 г. В. А. Сластенин защитил докторскую диссертацию и вернулся в МГПИ им. В. И. Ленина. Его исследование открыло новое направление в педагогической науке, обеспечило определенный прорыв в методологии и практике подготовки учителей. Позиция ученого заключалась в отказе от понимания личности как простой суммы составляющих ее частей. Проблема профессионального становления педагога изучалась в контексте психологии, физиологии, гигиены, социологии. Исследователь опирался на логику действительного, а также вероятного и возможного, вероятно-определенного и вероятно-неопределенного.

В 1980 г. Виталий Александрович реализовал свой давний стратегический замысел, создав кафедру педагогики и психологии высшей школы Московского педагогического государственного университета, которую возглавлял до конца своей жизни. В 1982 г. он был избран деканом педагогического факультета. В 1989 г. В. А. Сластенин избран членом-корреспондентом АПН СССР, а в 1992 г. — действительным членом Российской академии образования. В 1997 г. В. А. Сластенина избрали членом бюро Отделения высшего образования РАО, а в 1998 г. назначили главным редактором «Известий Российской академии образования». В 1996 г. В. А. Сластенину присваивается почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», в 1999 г. он становится лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области образования. В 1999 г. В. А. Сластенин был избран президентом Международной академии наук педагогического образования.

Сегодня практически нет ни одного педагогического вуза России, в котором бы не трудились ученики и последователи Виталия Александровича. В числе его учеников ректоры и проректоры вузов, директора научно-исследовательских институтов и центров, деканы факультетов и заведующие кафедрами. Многие из них имеют свои научные школы, разрабатывают перспективные исследовательские проекты. Количество подготовленных Виталием Александровичем докторов и кандидатов наук измеряется сотнями, список его публикаций насчитывает порядка четырех сотен наименований, но главное, что создал и оставил он в педагогике, это научная пытливость и благоговение перед тайной становления педагога-профессионала.

Члены редакционной коллегии серии «Педагогика. Психология» журнала «Вестник ПСТГУ» выражают соболезнование родным и близким Виталия Александровича Сластенина и молятся об упокоении души раба Божия Виталия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.