Рефлексия на себя и на других
Рис. 1. В.А. Пономаренко
О жизни и о себе
ИНТЕРВЬЮ
С ВЛАДИМИРОМ ПОНОМАРЕНКО
Владимир Александрович Пономаренко, 1933 г. рождения, украинец. Начальник Государственного научно-исследовательского испытательного института авиакосмической медицины (1987-1992).
Ведущий психофизиолог по летным испытаниям. Доктор медицинских наук, профессор психологии труда. Отличник здравоохранения СССР. Заслуженный деятель науки РФ.
За службу в авиации генерал-майор медицинской службы в отставке В А. Пономаренко награжден тремя орденами и 18 медалями.
За результаты достижений в науке удостоен звания Лауреат Премии Правительства СССР и Правительства РФ. За работы в области образования избран действительным членом Российской академии образования, награжден Золотой медалью Академии, удостоен Российской академией наук дипломом Рубинштейна. Член семи общественных Академий, почетный профессор трех университетов.
Удостоен звания «Почетный гражданин города Мелитополя» (2010 г.) Почетный ветеран Вооруженных сил. Удостоен звания «Лучший врач России» (2008 г.). Опубликовал девять авторских монографий и девять в соавторстве. Подготовил более 30 кандидатов наук и 12 докторов наук.
Интервью брала В.С. Мухина
Рис. 2. Счастье в деятельности
1. Кто был Вашим значимым учителем?
Завалова Наталья Дмитриевна - психолог. Она окончила МГУ, доктор психологических наук. Очень хорошая женщина, с хорошей значимой нравственной
и и о тт «.»
подготовкой, высокой культурой. Не уважала зазнайство. Она работала в Институте авиационной и космической медицины в отделе психологии летного труда.
Учила меня основам науки, построению гипотез, статистике, учила делать обобщения. Учила теории психологии. Отправляла слушать лекции А.Н. Леонтьева. Я слушал и А.Р. Лурию. У меня было медицинское образование, психологии мне не хватало.
Я был потрясен, когда мне надо было ввести летчиков в состояние переживания при воспоминании стрессовых ситуаций. Надо было понять: помнят ли они пережитое в кризисных ситуациях в полете?
Оказалось, что воспоминания были очень сильны. Можно было определить, где были наиболее сложные переживания. Это не медицинский вопрос. Это психология. Везде было одно - угроза
жизни. Я как психолог рассматривал, как пилот решает проблемную ситуацию. Как он осуществляет преодоление. Как осуществляется предуго-товленность к опасности.
Наталья Дмитриевна была моим неофициальным, но настоящим руководителем.
Было много и других учителей среди психологов.
Рис. 3. Размышления о небе
2. Вы удовлетворены своей жизнью и карьерой?
Я удовлетворен своей жизнью в целом. Хочу отметить несколько позиций.
Первое. Мне удалось доказать, что летчики нуждаются в психологической защите. К ним высшее руководство нередко проявляло претензии как к землянам. На самом деле это люди воздуха, где переживания связаны с небом, с пространством и временем.
Они другие люди - они небожители: для них жизнь в небе. Их жизнь - расширяющиеся возможности. На земле их анализируют, как будто они от плуга отошли.
Но это люди неба. Их поведение исходит из пребывания в нерукотворном мире. В этом мире пробуждается глубокий уровень совести. Совесть пробуждает ответственность. Здесь пробуждается творчество. Информация может быть неполной, конфликтной. Летчик вынужден творчески решать экстремальную проблемную ситуацию, которую нередко не отражают приборы. Летчик должен каллиграфически управлять приборами. Я понял: нельзя выкинуть нерукотворный мир из ситуации. Небо - особая сфера, особые условия бытия. Человек должен быть впереди самолета. Пребывание в экстремальных условиях полета развивает ценностное отношение к миру. Люди через экстрим и боязнь обращаются к Богу. Они верят Богу, верят в судьбу.
Второе. Мне удалось убедить конструкторов в том, что технику нужно привязывать к человеку, а не наоборот.
Третье. В испытаниях и через работу психологом мне удалось увеличить у пилотов эффективность развития летных способностей, профессионально значимых качеств.
Четвертое. Мне удалось методологически разделить два понятия: специалист и профессионал. Специалист, по моему убеждению, - это человек, достигший дисциплинированности, организованности, строгого выполнения инструкции и алгоритмов. Профессионал - это человек самостоятельный, способный принимать творческие решения во внештатных ситуациях, отстаивать свои позиции и, главное, содержать в себе духовно-нравственный стержень. Этот стержень выполняет мобилизирую-щую роль и синергически объединяет волю, эмоциональную устойчивость, интеллект, выдержку, которые способствуют эффективно-Рис. 4. Гордость отцовства му решению проблем в аварийной обстановке.
3. Чем не удовлетворен?
Тот объем знаний, который получили авиационные врачи-психологи, не был реализован в полном объеме.
Я счастлив тем, что я никогда не интересовался карьерой. Я любил летчиков и заботился о том, чтобы продлить им летное долголетие и жизнь.
4. Каково состояние Вашей души в настоящий момент?
Мое душевное состояние в настоящий момент тяжелое и сложное из-за неудачного реформирования армии. Если сказать точнее - непрофессионального реформирования. Мы знаем, чем это кончится: аварийностью и недостаточной обороной страны. Меня это мучает.
5. Ваши планы на будущее: личные, в семье, в творчестве, в другом?
Личные...
Добиться полноценного возвращения к прежнему статусу Института космической медицины. Далее хочу издать три тома своих монографий: дать исторический анализ достижений и провалов в авиации и космонавтике.
В семье.
Желание продолжать сохранять династические принципы. Прививать моим детям, внукам и правнукам потребность быть человеком... Независимо от статуса. Хотелось бы больше заниматься внуками, учитывая аморальную, безнравственную обстановку в стране. Самое страшное - полная бездуховность. Быть примером внукам.
6. Ваше отношение к своим родителям и предкам?
Я был единственный сын. Отношение самое хорошее. Я осознал, что не был в полной мере благодарным сыном. Моя мама защищала людей от суда за колоски,
унесенные с поля. В 1946 г. на Украине был голод. Она многих бедолаг смело защитила.
Сделай добро, помоги людям, борись за правду - эти чувства я получил в наследство от мамы.
7. Ваше отношение к своим детям и внукам?
Хорошее отношение. Мечтаю, чтобы из них получились правильные люди.
Рис. 5. С сыновьями
8. В чем для Вас смысл жизни?
Если мне Бог дал интеллект и нравственность, я должен это использовать на пользу людям.
9. К каким добродетелям относитесь с наибольшим уважением?
Добродетели: сопереживание, радость от счастья других, оказание помощи ближнему.
10. К какому пороку относитесь с наименьшим уважением?
Донос, подлость, душевная нечистоплотность, пошлость, цинизм...
Следует внутренне бороться с завистью, ревностью, с карьеризмом, с лукавством, с двуличием - все это человечество накопило в своей истории.
11. Ваше любимое занятие?
Общение. В общении я нахожу радость от возможного единомыслия. Общение - это условие воспитания и научения.
Еще чтение, размышление и прогнозирование возможного решения возникших проблем.
12. Если бы Вы были всемогущим волшебником, что бы Вы сделали?
Для себя?
Сохранил бы здоровье лет до 120. Сделал бы звездолет, чтобы люди добрались до далеких планет. Часть людей (хороших) послал бы познать другие миры, другую часть («плохишей») выслал бы на планету, где инопланетяне привели бы их сердца и души в порядок.
Для близких?
Я бы создал условия, чтобы сделать их счастливыми и человеколюбивыми, правдивыми, творческими, семьянинами, патриотами. Они таковы, но им сегодня недостает социальных и внутренних возможностей.
Для своей деятельности?
Создал бы условия, которые больше способствовали бы развитию моей культуры, моей терпимости,
— т
Рис. 6. Внуки - красивое поколение