Научная статья на тему 'INTERRELATION OF FAMILY LIFESTYLE AND SOCIALIZATION OF YOUNG CHILDREN'

INTERRELATION OF FAMILY LIFESTYLE AND SOCIALIZATION OF YOUNG CHILDREN Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
socialization / family / early age / family education / family lifestyle / preschoolers / communication skills / parenting style / социализация / семья / ранний возраст / семейное воспитание / образ жизни семьи / дошкольники / навыки общения / стиль воспитания

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — А С. Хорошунова

The study is devoted to the correlation of family lifestyle and socialization of young children. The idea is substantiated that the modern period of the evolution of special pedagogy and psychology is characterized by the desire to find new methods of social integration of children and factors influencing this process. It is emphasized that effective socialization of a child is possible only with the active involvement of the family in this process with the realization of the special role of parents. Accordingly, the family is a key element of a child’s successful socialization. In this regard, the paper considers the issue of family characteristics that affect the process of successful communication of a child with society. It is noted that scientists have studied many aspects of the family, but left aside such a criterion as its lifestyle. In general, there are very few studies examining the influence of family lifestyle on a child, which was the key reason for studying this phenomenon in the context of interest to the author.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБРАЗА ЖИЗНИ СЕМЬИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Данное исследование посвящено вопросу корреляции образа жизни семьи и социализации детей раннего возраста. Обосновывается мысль о том, что современный период эволюции специальной педагогики и психологии отличается стремлением к нахождению новых методов социальной интеграции детей и факторов, влияющих на данный процесс. Подчеркивается, что эффективная социализация ребенка возможна лишь при деятельном вовлечении семьи в этот процесс с реализацией особой роли родителей. Соответственно, семья выступает ключевым элементом успешной социализации ребенка. В связи с этим в работе рассматривается вопрос, касающийся характеристик семьи, которые влияют на процесс успешной коммуникации ребенка с социумом. Отмечается, что учеными изучались многие аспекты семьи, однако в стороне остался такой критерий, как ее образ жизни. Исследований, рассматривающих влияние образа жизни семьи на ребенка, в целом крайне мало, что и послужило ключевой причиной изучения данного феномена в интересующем автора контексте, определило актуальность представленной работы

Текст научной работы на тему «INTERRELATION OF FAMILY LIFESTYLE AND SOCIALIZATION OF YOUNG CHILDREN»

УДК 316.356.2:373.21

Khoroshunova A.S., postgraduate, Melitopol State University (Melitopol, Russia), E-mail: [email protected]

INTERRELATION OF FAMILY LIFESTYLE AND SOCIALIZATION OF YOUNG CHILDREN. The study is devoted to the correlation of family lifestyle and socialization of young children. The idea is substantiated that the modern period of the evolution of special pedagogy and psychology is characterized by the desire to find new methods of social integration of children and factors influencing this process. It is emphasized that effective socialization of a child is possible only with the active involvement of the family in this process with the realization of the special role of parents. Accordingly, the family is a key element of a child's successful socialization. In this regard, the paper considers the issue of family characteristics that affect the process of successful communication of a child with society. It is noted that scientists have studied many aspects of the family, but left aside such a criterion as its lifestyle. In general, there are very few studies examining the influence of family lifestyle on a child, which was the key reason for studying this phenomenon in the context of interest to the author.

Key words: socialization, family, early age, family education, family lifestyle, preschoolers, communication skills, parenting style

А.С. Хорошунова, аспирант, ФГБУ ВО «Мелитопольский государственный университет», г. Мелитополь, Е-mail: [email protected]

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБРАЗА ЖИЗНИ СЕМЬИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Данное исследование посвящено вопросу корреляции образа жизни семьи и социализации детей раннего возраста. Обосновывается мысль о том, что современный период эволюции специальной педагогики и психологии отличается стремлением к нахождению новых методов социальной интеграции детей и факторов, влияющих на данный процесс. Подчеркивается, что эффективная социализация ребенка возможна лишь при деятельном вовлечении семьи в этот процесс с реализацией особой роли родителей. Соответственно, семья выступает ключевым элементом успешной социализации ребенка. В связи с этим в работе рассматривается вопрос, касающийся характеристик семьи, которые влияют на процесс успешной коммуникации ребенка с социумом. Отмечается, что учеными изучались многие аспекты семьи, однако в стороне остался такой критерий, как ее образ жизни. Исследований, рассматривающих влияние образа жизни семьи на ребенка, в целом крайне мало, что и послужило ключевой причиной изучения данного феномена в интересующем автора контексте, определило актуальность представленной работы.

Ключевые слова: социализация, семья, ранний возраст, семейное воспитание, образ жизни семьи, дошкольники, навыки общения, стиль воспитания

Эффективная социализация ребенка осуществляется исключительно при активном вовлечении семьи в данный процесс, при этом особое значение придается роли родителей. Семья предоставляет первичную среду, в которой ребенок учится взаимодействовать с окружающим миром. Таким образом, семья выступает в качестве ключевого элемента, способствующего успешной социализации ребенка. В связи со сказанным изучение вопроса о характеристиках семьи, способствующих успешной коммуникации ребенка с социумом, является актуальным.

На сегодняшний день наблюдается дефицит исследований, касающихся влияния образа жизни семьи на ребенка в целом, что послужило основанием для нашего анализа данного феномена в предложенном контексте. Целью исследования выступает изучение социализации детей раннего возраста через призму образа жизни семей, а также установление взаимосвязи между данными феноменами.

Объектом исследования выступает феномен социализации детей раннего возраста в условиях отличий образа жизни семей.

Поставленная цель продиктовала необходимость решения следующих задач:

1. Теоретический обзор исследований, касающихся изучаемого вопроса.

2. Подбор методологического инструментария для успешного проведения исследования.

3. Проведение исследования среди дошкольников и их семей.

4. Интерпретация полученных результатов и оформление выводов.

Научная новизна проявляется в изучении феномена социализации через

призму образа жизни семьи, что раньше не осуществлялось. В связи с этим отметим, что на сегодняшний день имеются научные изыскания, посвященные исследованию образа жизни семьи и его влияния на здоровье детей, однако процесс социализации в них не затрагивается.

Теоретическая значимость исследования состоит в описании таких важных феноменов, как образ жизни семьи и социализация ребенка младшего возраста, их взаимодействие и взаимовлияние. Это непосредственно способствует дальнейшим исследованиям, рассмотрению социализации с точки зрения других аспектов, а также увеличению внимания к образу жизни семьи и его влиянию на благополучие детей.

Ранний возраст выбран для исследования неслучайно: именно в этот период закладываются основы социальной идентичности и навыков взаимодействия с окружающим миром. Образ жизни семьи, включая её ценности, воспитательные практики и привычки, оказывает значительное влияние на развитие ребёнка.

Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты можно применять при составлении психологической, педагогической, профилактической и других видов работ как с семьями, так и с детьми. В рамках данного исследования практические рекомендации не демонстрируются, однако в перспективе это дает возможность дальнейшего изучения темы и разработки программы по работе с семьями, ведущими различный образ жизни, находящимися в различных социальных условиях, а также с их детьми в связи со сниженной социализацией.

В данной работе применялся метод анализа и синтеза для анализа теоретической части ранее проведенных исследований, а также опрос, интервью и социометрия.

Как было отмечено выше, несмотря на то что многие аспекты семейной области уже были исследованы, недостаточно внимания уделялось такому критерию, как образ жизни семьи.

Так, например, в работах П.С. Гуревича и И.Н. Кузнецова подчеркивается мысль о том, что в семьях с активным образом жизни, где практикуются совместные занятия спортом и культурные мероприятия, дети легче усваивают социальные нормы и налаживают взаимодействие со сверстниками. В противоположность этому в семьях, где преобладает замкнутый стиль жизни, наблюдается снижение уровня социальной адаптации детей [1; 2].

Исследование Николаевой Л.П., Огнева А.С., Лихачевой Э.В. и др. показало, что дети из полных семей чаще демонстрируют уверенность в себе, отличаются развитыми коммуникативными навыками, в то время как дети из неполных семей могут испытывать трудности в установлении социальных контактов [3].

Для раскрытия темы необходимо рассмотреть структуру образа жизни семьи, ее элементы. В нее входят семейные ценности, навыки коммуникации, эталон родителей, привычки и традиции. Семья формирует базовые ценности и нормы, например, уважение к старшим, трудолюбие, честность [4].

Открытость и качество общения между членами семьи способствует развитию социальных навыков ребенка, так как происходит перенятие и усвоение манеры поведения, а также ее трансляция в общество. Дети, воспитывающиеся в семьях, где обсуждаются эмоции и проблемы, обычно более эмоционально зрелы, могут лучше выражать эмоции и четче формулировать то, что чувствуют.

Стоит отдельно сказать, что родители являются для детей первыми ролевыми моделями. Их поведение, привычки и стиль жизни влияют на то, как ребенок воспринимает и интерпретирует общественные реалии [5]. Установленный распорядок дня в семье помогает детям чувствовать себя в безопасности и понимать, что от них ожидается.

Стоит упомянуть и компоненты социализации ребенка раннего возраста. К ним относится непосредственно семейная социализация, которую мы рассматриваем в данном исследовании как ключевую; внешние контакты; влияние общества; культурный контекст.

Рассмотрим каждый аспект подробнее. Первый этап социализации происходит в семье. Дети осваивают основные социальные нормы и правила. Это включает в себя базовые навыки общения, правила этикета и взаимодействия с другими.

Упоминая второй аспект, стоит сказать, что общение с ровесниками, участие в детских коллективах (садики, школы, кружки) расширяет кругозор и способствует развитию навыков сотрудничества и разрешения конфликтов.

Безусловно, влияние общества также существенно, особенно в старшем возрасте, когда ребенок вступает в контакт с медиапространством. Социальные медиа, программы на телевидении и книги также влияют на развитие личности ребенка. Родителям важно следить за тем, чем интересуется ребенок, и обсуждать это с ним, дабы не отдаляться от него и способствовать проявлениям его способностей, как творческих, так и социальных [6].

Семейные традиции и праздники, поддержание культурных обычаев помогают ребенку развивать идентичность и понимание своего места в обществе.

Рис.1.Уровеньсоциализации детейвсемьях с различным образом жизни

Автором статьи было проведено исследование, состоящее из опроса ро-дителей,касающегося образа жизни в их семье, а такжеопределения уровня социализации детей из данных семей.

Хрзслссоты хссесдерасия п^(^;ритаврхн1^1к^х дисс^^мо^^(рир. 1).

Было выявлено 3 типа образа жизни семей: экстровертированный, интро-уeстухеаaнный и конформсс!, Хвааютерисники данныр нрисв с^и^д^ставлены с обоснованием. Экстровертированные семьи (30% от всех респондентов) - это те,кщори1оотфытыкобщспхю,ашввв1.поддержсвают ^нивхиюсо^ильсаю жизнь. Интровертированные семьи (30%) менее активны, предпочитают узкий Фдюбщения.Конфохмрый ставс жизно(У0%)зaклюооoоcя в адагттоции тесюи к обстоятельствам. Иногда семья выбирает для себя замкнутый круг общения или различные формы активного досуга.

П|яи эхстривертирс^ианнож o^f^^зо:иияни(^^^лводeта амтютноеиенасоуаа-лизации выше среднего (35%), при интровертированном - незначительно ниже цдеднаго (20%). П.и зоиформном осоооя семейиоТ в^с^^ни детей высокий (45%).

В ногультате исследования и анализа полученных данных были определены основные факторы образа жизни семей, которые оказывают влияние на coхиaлизaсвюомдуууеаиюркoниeкстe oбщоcзвeонoйюyльтypвl, а нимooоьуцххя следующие.

^вг^^рнь^^ цeхнocтиинoщщы,ЫecoмнбУиo.cтили жхзни рвмьи иакыады -вает определенный набор ценностей, который родители передают своим детям. Hеудирlас,аcлииысыаы сеaнжаьсхeтcев аooщхУoхьяоютввнoe очаттие воНще-ственной жизни, дети с раннего возраста учатся общению и взаимодействию с окрржоющими, атаюидихиахтиюиобщecтвeнуoйжизиу.

Библиографический список

Модели поведения. Как известно, дети копируют поведение взрослых. Соответственно, если родители ведут здоровый образ жизни, занимаются спортом и поддерживают активные интересы, дети, скорее всего, тоже будут стремиться к этому Отсюда важно понимать, что образ жизни семьи влияет не только на физическое здоровье, но и на социальные навыки.

Эмоциональный климат. Эмоциональное состояние в семье (поддержка, любовь, открытое общение) способствует формированию у ребенка уверенности в себе и социальных навыков, необходимых, в том числе, и для успешной социализации. Дети, растущие в созидательной и поддерживающей среде, более открыты для общения и взаимодействия.

Режим дня и привычки. Установленный режим дня в семье, включая время для игры, учебы и общения, оказывает значительное влияние на развитие детей. Регулярные занятия и рутинные мероприятия способствуют формированию привычек, дисциплинированности, усидчивости, которые облегчают социализацию.

Взаимодействие с окружающим миром. Семья является первым социумом для ребенка (социальным институтом). Контакты с другими детьми, участие в семейных мероприятиях, праздниках, а также совместные поездки расширяют социальный кругозор и способствуют развитию навыков коммуникации.

Влияние культуры и традиций. Воспитание в традициях, которые акцентируют внимание на уважении, сотрудничестве и общности, способствует формированию социальных навыков у детей.

Проблемы и семейные трудности. Социально-экономические факторы также сказываются на образе жизни семьи и социализации детей. Например, стрессовые условия (финансовые сложности, нехватка времени) могут снижать качество взаимодействия в семье и, как следствие, негативно влиять на социализацию ребенка.

Семьи, активно вовлечённые в социальные взаимодействия, способствуют формированию у детей навыков общения, эмпатии и сотрудничества.

Важным аспектом является наличие устойчивых ритуалов и традиций, которые не только создают атмосферу безопасности, но и помогают детям понимать социальные нормы и правила. Социальная среда, в которой растёт ребёнок, будь то общение с ровесниками или участие в совместных семейных мероприятиях, формирует его способности к социализации.

Всё, что транслирует семья как в процессе внутрисемейной коммуникации, так и вне семейных отношений проявляется и транслируется детьми.

Таким образом, подведем некоторые итоги. В ходе написания работы был проведен теоретический анализ ранее разработанных трудов по аспектам темы. Далее был произведен подбор оптимальных методов исследования для успешного и планомерного изучения феномена социализации детей раннего возраста и многообразия образов жизни семей. В результате чего было проведено исследование, включающие в себя опрос, интервью родителей по вопросам образа жизни их семей. Параллельно изучалась социализация детей раннего возраста как в детском образовательном учреждении, так и за его пределами. Вследствие этого была произведена интерпретация и сопоставление результатов исследования, оформлены выводы и сформулированы новые точки зрения по изучаемым вопросам.

Соответственно, все поставленные задачи были выполнены, исследование дало результаты, которые были проанализированы и интерпретированы. Выделены группы факторов, пересекающиеся и влияющие друг на друга, касающиеся как образа жизни семей, так и социализации детей. Выделены условия в семье, при которых происходит более быстрая адаптация детей в социуме.

Перспективы исследования в обозначенном контексте видятся в дальнейшем изучении особенностей современного семейного образа жизни, специфики и особенностей воспитания находящихся в семьях детей и нахождения эффективных путей их социализации и адаптации в современном обществе.

1. Гуревич П.С. Психология и педагогика: учебник и практикум для вузов. Москва: Издательство Юрайт, 2024.

2. КузнецовИ.Н. Настольнаякнигапрактикующегопедагога.Москва, 2008.

3. Николаева Л.П., Огнев А.С., Лихачева Э.В., Жукова Л.И., Никифорова В.В. Особенности поведения детей из полных и неполных семей в препубертатный период. Educational psychology. 2019; Vol. 8, Is. 6A. Available at: http://publishing-vak.ru/

4. Абрамовских Н.В. К проблеме овладения будущими педагогами технологиями социально-педагогического сопровождения детей раннего возраста. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2015; № 1: 58-61.

5. КукановаЕ.В.Образжизнисемейработниковсферыобразования. Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. 2013; № 2: 55-61.

6. Барсукова О.В. Медиаобразование как фактор развития личности ребенка в условиях трансформации информационного пространства. Вестник ТГТУ. 2011; Т. 17, №4:11-117.

References

1. Gurevich P.S. Psihologiya i pedagogika: uchebnik i praktikum dlya vuzov. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2024.

2. Kuznecov I.N. Nastol'naya kniga praktikuyuschegopedagoga. Moskva, 2008.

3. Nikolaeva L.P., Ognev A.S., Lihacheva 'E.V., Zhukova L.I., Nikiforova V.V. Osobennosti povedeniya detej iz polnyh i nepolnyh semej v prepubertatnyj period. Educational psychology. 2019; Vol. 8, Is. 6A. Available at: http://publishing-vak.ru/

4. Abramovskih N.V. K probleme ovladeniya buduschimi pedagogami tehnologiyami social'no-pedagogicheskogo soprovozhdeniya detej rannego vozrasta. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2015; № 1: 58-61.

1. Kukanova E.V. Obraz zhizni semej rabotnikov sfery obrazovaniya. Vestnik Associacii VUZov turizma i servisa. 2013; № 2: 55-61.

2. Barsukova O.V. Mediaobrazovanie kak faktor razvitiya lichnosti rebenka v usloviyah transformacii informacionnogo prostranstva. Vestnik TGTU. 2011; T. 17, № 4: 11-117.

Статья поступила в редакцию 02.09.24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.