Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В СЕМЬЕ'

КУЛЬТУРНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В СЕМЬЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
196
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CULTURE / ETHNICITY / GENDER SOCIALIZATION / INTERETHNIC MARRIAGE / FAMILY TRADITIONS / STYLES OF CHILD-PARENT RELATIONS / VALUE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Каширская И. К.

It is presented the results of an empirical study of the similarities and differences in gender socialization in modern cultures of different ethnic groups living together for a long time on the same territory. It is revealed how cultural and ethnic features, which are manifested in the traditions of family education, determine the specifics of gender-role socialization of Russian and Armenian children. It is shown that the tactics of parenting fathers and mothers are determined by the family traditions associated with national characteristics. In Armenian families, the requirements for boys and girls differ significantly, while in Russian families, most of the requirements for children do not depend on the child's gender. The cultural and ethnic factor is more evident in the socialization of girls than boys. The value orientations of Russian boys and girls are very similar. Armenian boys and girls have significant differences in the system of values. For Armenian families, traditional gender-role differentiation is more typical, in which the responsibilities of the spouses are distributed strictly according to their gender.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL AND ETHNIC FEATURES OF GENDER SOCIALIZATION IN THE FAMILY

It is presented the results of an empirical study of the similarities and differences in gender socialization in modern cultures of different ethnic groups living together for a long time on the same territory. It is revealed how cultural and ethnic features, which are manifested in the traditions of family education, determine the specifics of gender-role socialization of Russian and Armenian children. It is shown that the tactics of parenting fathers and mothers are determined by the family traditions associated with national characteristics. In Armenian families, the requirements for boys and girls differ significantly, while in Russian families, most of the requirements for children do not depend on the child's gender. The cultural and ethnic factor is more evident in the socialization of girls than boys. The value orientations of Russian boys and girls are very similar. Armenian boys and girls have significant differences in the system of values. For Armenian families, traditional gender-role differentiation is more typical, in which the responsibilities of the spouses are distributed strictly according to their gender.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В СЕМЬЕ»

ПЕДАГОГИКА

(специальность: 13.00.08)

УДК 37

И.К. Каширская

Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону, Россия К_шпак@таП .т

DOI: 10.18522/2070-1403-2020-83-6-261-269

КУЛЬТУРНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В СЕМЬЕ

[Irina K. Kashirskaya Cultural and ethnic features of gender socialization in the family]

It is presented the results of an empirical study of the similarities and differences in gender socialization in modern cultures of different ethnic groups living together for a long time on the same territory. It is revealed how cultural and ethnic features, which are manifested in the traditions of family education, determine the specifics of gender-role socialization of Russian and Armenian children. It is shown that the tactics of parenting fathers and mothers are determined by the family traditions associated with national characteristics. In Armenian families, the requirements for boys and girls differ significantly, while in Russian families, most of the requirements for children do not depend on the child's gender. The cultural and ethnic factor is more evident in the socialization of girls than boys. The value orientations of Russian boys and girls are very similar. Armenian boys and girls have significant differences in the system of values. For Armenian families, traditional gender-role differentiation is more typical, in which the responsibilities of the spouses are distributed strictly according to their gender.

Key words: culture, ethnicity, gender socialization, interethnic marriage, family traditions, styles of child-parent relations, value orientations.

Кросс-культурный аспект гендерных исследований - относительно новая область, важность которой все более осознается на современном этапе развития общества. Кросс-культурные исследования дают возможность научного осмысления роли, которую играет культура, исторически сложившиеся традиции и обычаи в создании и поддержании гендера и гендерных различий в разных странах и в рамках различных этносов. Культурно-этнический фактор в обучении и воспитании учитывается явно недостаточно.

Усилившиеся межнациональные конфликты, борьба за «национальные» ценности свидетельствуют о том, что проблема национальных особенностей

занимает одно из центральных мест среди факторов социализации. Россия является полиэтническим государством. Наш регион - пример длительного совместного проживания представителей разных национальностей. При постоянных межкультурных контактах и тесном межкультурном взаимодействии наиболее продуктивным представляется путь интеграции - сохранение группами своей культурной идентичности при вхождении в более широкий социум, но вместе с тем и объединение, взаимная адаптация, выработка общих норм и ценностей и как результат этого - синтез культур. Поэтому проблема оптимизации отношений между представителями разных этносов и культур является одной из самых актуальных.

В зарубежной и отечественной психологии проблема изучения этнической идентификации, формирования этнического самосознания имеет дав -нюю историю, но современные вызовы, которые возникли в связи с идеями мультикультурализма требуют новых подходов в решении как теоретиче -ских, так и практических задач. Так как воспитание и образование играют особую роль в мультикультурном обществе, семья становится основным фактором этнического аспекта социализации. Этнополоролевые стереотипы передаются из поколения в поколение, через семью транслируются со -держание, функции, механизмы восприятия и усвоения, прежде всего в контексте семейных ролей [2; 4; 9].

До сих пор нет систематических сравнительных исследований гендера в различных этнических культурах. Социальные нормы, регулирующие ген-дерные взаимодействия и влияющие на становление гендерных отношений кардинально трансформируются в одних культурах и, наоборот, консервируются в других, во многом в следствии страха потерять традиционные этнические особенности. Поэтому исследования, проведенные в XX в., уже не отражают современные реалии и требуются новые методологические основания и новые концептуальные подходы для теоретических исследований и решения практических задач в практике обучения и воспитания.

Содержание полоролевых стереотипов у представителей разных этнических групп может быть однозначным и их усвоение носит обязательный характер, иногда сводимый к ритуальному, и не предполагает вникания в смыслы, или вариативным, когда человек может выбирать разную форму реализации содержания, то есть усвоение полоролевых стереотипов происходит со-

знательно и имеет личностный смысл. Изучение этих различий необходимо для осуществления межэтнического взаимодействия, которое невозможно без понимания особенностей поведения людей разного пола в соответствии с эталонами, нормами, стандартами, принятыми в той или иной культуре и ставшими стереотипами, содержанием обыденного сознания, в частности в сфере брачно-семейных отношений.

Гендерные стереотипы отражают традиционное разделение труда, при котором мужчины отвечают за материальное обеспечение семьи и осуществляют свои профессиональные функции за пределами дома, а женщины ответственны за бытовые семейные проблемы, воспитание детей, решаемые в пределах «домашнего очага». В соответствии с этим в семье мужчина и женщина выполняют разные функции: мужчина - инструментальную, то есть поддержание связей между семьей и внешним социумом, а женщина - экспрессивную, то есть обеспечение благоприятного психологического климата, эмоциональных отношений между членами семьи [6]. В современном обществе эти роли пересматриваются, а в результате меняются и гендерные стереотипы, связанные с семейными ролями. Ролевой конфликт работающих женщин, которые пытаются одинаково хорошо выполнять и семейные и профессиональные роли стал еще одной психологической проблемой, по-разному решаемой в разных этнических сообществах.

Существуют устойчивые этнические модели гендерно-половой социа -лизации. Семья в этом случае является основным проводником существу -ющих этнических норм и традиций и осуществляет раннюю социализацию ребенка. Этническое своеобразие каждого нового поколения закладывается в семье, являющейся микрофактором социализации. Гендерно-ролевые установки транслируются путем подражания старшим членам семьи, ребе -нок усваивает нормы социального поведения, иерархические отношения между представителями разных возрастных групп и разного пола, а, следо -вательно, правила отношения к старшим, к мужчинам, к женщинам, к де -тям. В семье сохраняются этнические традиции, способы ведения хозяйства, устройства быта, закрепляется распределение семейных обязанностей. В семье же закладывается отношение к «своим» и «чужим», то есть отношение к представителям других этносов, отношение к другим культурно-этническим традициям и особенностям.

В традиционных культурах сохраняются модели патриархальной семьи, которая чаще всего состоит из представителей нескольких поколений. и на семейный уклад большое влияние оказывает старшее поколение [1; 8].

Соответственно, в традиционных культурах детей разного пола по-разному социализируют, а именно так, чтобы подготовить их к разным гендерным ролям, являющимися частью культурного уклада. Семья имеет возможность передавать этнические традиции самыми разнообразными способами и средствами: личный пример, семейные праздники, отбор или ограничение социальных контактов, прямая или косвенная оценка поведения других людей, привитие ценностных ориентиров, в том числе и через предметы материальной и духовной культуры.

Представления о полоролевом взаимодействии ребенок переносит во взрослую жизнь и в поликультурном обществе в дальнейшем он вынужден либо отстаивать свою этническую идентичность, либо пересматривать некоторые сформировавшиеся установки, чтобы интегрироваться в более широком социуме.

Особый интерес представляет проблема половой социализации детей в разных этнических условиях, и, в частности, при межэтнических браках, когда родители являются представителями разных национальностей. Каждый этнос имеет специфические особенности, которые проявляются, в том числе, и в представлениях о семейных взаимоотношениях, стилях семейного воспитания, в представлениях о том, как должны себя вести мужчины и женщины, какой деятельностью заниматься [3; 5; 7].

В межэтнических браках могут встречаться разные стратегии поведения супругов, воспитанных в разных социокультурных условиях: - добровольное принятие одним из супругов новых ценностей, установок, моделей поведения; - принудительное принятие условий жизни другого этноса; - сохранение своей культурной идентичности каждым из супругов; - объединение культурных традиций, аттитюдов, ролевых моделей поведения на новом уровне. Дети, выросшие в таких семьях, либо выбирают одну из культур как единственно возможную для себя, либо колеблются между двумя культурами, либо синтезируют обе культуры. Какой из этих вариантов будет наблюдаться в каждом конкретном случае, зависит от многих показателей, но, как нам кажется, в первую очередь от индивидуальных, личностных особенностей человека и от степени сходства и различия между культурами.

Этнос как фактор социализации детей нельзя игнорировать, но не следует и абсолютизировать его влияние. Чем же отличается социализация мальчиков и девочек в разных этнических культурах содержательно, по своим задачам? Это зависит, с одной стороны, от полоролевой дифференциации, от того, к какой деятельности готовят детей, а с другой - от гендерного символизма, то есть, какие морально-психологические качества стараются им привить.

Цель нашего исследования заключается в изучении сходства и различий половой социализации в современных культурах разных этнических групп, длительное время проживающих совместно на одной территории. В качестве объекта исследования были выбраны армянские и русские семьи, длительное время проживающие в межнациональном регионе. Культурно-этнические влияния, проявляющиеся в традициях семейного воспитания, определяют специфику половой социализации русских и армянских детей.

Мы предположили, что в семьях, принадлежащих к этническим группам с ярко выраженной дифференциацией гендерных ролей, в требованиях, предъявляемых к мальчикам и девочкам, наблюдается больше различий, чем сходства. При этом влияние культурно-этнического фактора проявляется в большей степени при социализации девочек, чем мальчиков.

Для проверки наших предположений было проведено эмпирическое исследование на выборке детей подросткового возраста из русских и армянских семей. Для решения поставленных эмпирических задач была использована следующая диагностическая методика: 1) «Подростки о родителях» (авторы Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына), 2) методика «Ценностные ориентации М. Рокича и методика «Гендерная идентичность» С. Бем.

Подтвердилось наше предположение, что родители в русских и армянских семьях придерживаются разных стилей воспитания. Но при этом оказалось, что стиль воспитания зависит не от пола ребенка, а от пола родителей. Матери и отцы придерживаются разных стилей воспитания и этот стиль взаимодействия одинаков и при воспитании дочери, и при воспитании сына.

Наше исследование показало, что тактика воспитания отцов и матерей определяется принятыми в семье традициями, связанными с национальны -ми особенностями. Так, большинство русских отцов проявляет позитивный интерес и непоследовательность при воспитании и сына и дочери, а армян -ские отцы - директивность, жесткость позиций, автономность. Матери в

русских семьях придерживаются различных тактик воспитания, но большинство из них авторитарны, властны и жестко контролируют как сы -новей, так и дочерей. Армянские матери оказывают помощь и эмоциональ -ную поддержку, как сыновьям, так и дочерям, часто потворствуют детям, стремясь удовлетворить любое желание ребенка. Таким образом, в армян -ских семьях функция контроля лежит на отце, а в русских семьях эту функцию чаще всего берет на себя мать. Мы считаем, что четкое разделение функций отца и матери, почти диаметрально противоположные стили воспитания отца и матери в армянских семьях связаны именно с явной дифференциацией гендерных ролей, принятых в данной этнической груп -пе. И, соответственно, «незакрепленность» определенных воспитательных тактик у отцов и матерей в русских семьях связана с проявляющейся в по -следние десятилетия тенденцией сближения гендерных моделей поведения русских мужчин и женщин. Поэтому в тех семьях, где отец либерален и непоследователен, властные функции берет на себя мать.

Подтвердилось наше предположение, что в армянских семьях требования к мальчикам и девочкам значительно отличаются, тогда, как в русских семьях большинство требований в отношении детей не зависит от пола ребенка.

Результаты исследования показывают, что культурно-этнический фактор проявляется в большей степени при социализации девочек, чем мальчиков. Явных различий между русскими и армянскими мальчиками не выявлено, половина и тех, и других относится к маскулинному типу, а половина - к ан-дрогинному типу, хотя армянские мальчики показывают более высокие показатели по шкале маскулинности. Среди девочек выявились явные различия. Большинство русских девочек принадлежит к андрогинному типу, выявлены и девочки маскулинного типа. Большинство же армянских девочек принадлежит к феминному типу, причем ярко выраженному.

Ценностные ориентации русских мальчиков и девочек одинаковы. У армянских мальчиков и девочек выявлены существенные различия в системе ценностей. Для мальчиков наиболее значимы такие ценности: материально-обеспеченная жизнь, уверенность в себе, свобода как независимость в поступках и действиях. У девочек же эти ценности оказались наименее значимыми, а наибольшей привлекательностью обладают: любовь, счастливая семейная жизнь. Для мальчиков же данные ценности значимыми не являются. По-види-

мому, такие различия в ценностных ориентациях также связаны с гендерной дифференциацией, по-разному выраженной в изучаемых этнических группах. Девочки в армянских семьях в большей степени ориентированы на семейные ценности, чем на будущую профессиональную деятельность. Для армянских семей более характерна традиционная полоролевая дифференциация, при которой обязанности супругов распределены строго в соответствии с их полом (для женщины - уход за домом и воспитание детей, для мужчины - материальное обеспечение семьи и поддержание контактов с внешним миром) и каждый из них считает такую ситуацию нормальной и единственно возможной. Поэтому и детей воспитывают таким образом, чтобы их полоролевые установки способствовали воспроизводству традиционных семейных ролей.

Таким образом, актуальность проблемы полоролевой социализации в условиях тесных межкультурных контактов несомненна. Аккультурация, то есть изменение социальных установок, ценностных ориентаций, ролевого поведения людей при непосредственном межэтническом контакте требует дальнейших научных исследований.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века. Размышления о семейной политике, о возможности противодействия упадку семьи и депопуляции. М., 2000.

2. Верещагина А.В. Трансформация института семьи и демографические процессы в российском обществе. Автореф. докт. ист. наук. Ростов-на-Дону, 2009.

3. Ганцкая О.А., Терентьева Л.Н. Межнациональные браки и их роль в этнических процессах. Современные этнические процессы. М., 2007.

4. Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. М., 2005.

5. Елизаров А.Н. К концептуальной схеме анализа межэтнических браков // Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии. Материалы Международной научной конференции 29-30 мая 2008. М., 2008.

6. Клецина И.С. Психология гендерных отношений. СПб., 2004.

7. МидМ. Модели поведения супругов в межнациональных семьях. М., 2009.

8. Окладникова Е.А. Этнические ценности // Этнос. Общение. Ценность: Учебное пособие. СПб., 2004. Вып. II. С. 33.

9. Олисаева А.М. Этнопсихологические особенности социальных ролей в семье. Автореф. дис. канд. психол.наук. М., 1999.

10.Проневская И.В., Нуров А.С. Этнические особенности различных типов семейного поведения // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2012. № 2.

11.Repetti R., Matthews K., Waldron I. Employment and women's health: Effects of paid employment on women's mental and physical health // American Psychologist. 1989. V. 44. P. 1394-1401.

12.Rodin J., Ickovics J. Women's health: Review and research agenda as we approach the 21 century // American Psychologist. 1990. V. 45. P. 1018-1034.

R E F E R E N C E S

1. Antonov A.I., Sorokin S.A. The fate of the family in Russia in the XXI century. Reflections on family politics, on the possibility of counteracting family decline and depopulation. M., 2000.

2. Vereshchagina A. V. Transformation of the institution of the family and demographic processes in Russian society: thesis abstract. Rostov-on-Don, 2009.

3. Gantskaya O.A., Terentyeva L.N. Interethnic marriages and their role in ethnic processes. Contemporary ethnic processes. M., 2007.

4. GolodS.I. Family stability: sociological and demographic aspects. M., 2005.

5. Elizarov A.N. Towards a conceptual scheme for the analysis of interethnic marriages // Theoretical problems of ethnic and cross-cultural psychology. Materials of the International Scientific Conference on May 29-30, 2008. M., 2008.

6. Kletsina I.S. Psychology of gender relations. SPb., 2004.

7. MeadM. Models of behavior of spouses in interethnic families. M., 2009.

8. Okladnikova E.A. Ethnic values // Ethnos. Communication. Value: Study Guide. SPb., 2004. Issue. II. P. 33.

9. Olisaeva A.M. Ethnopsychological features of social roles in the family: thesis abstract. M., 1999.

10.Pronevskaya I.V., Nurov A.S. Ethnic features of various types of family behavior // Bulletin of Moscow University. Series 18. Sociology and Political Science. 2012. No. 2.

11.Repetti R., Matthews K., Waldron I. Employment and women's health: Effects of paid employment on women's mental and physical health // American Psychologist. 1989. V. 44. P. 1394-1401.

12.Rodin J., Ickovics J. Women's health: Review and research agenda as we approach the 21 century // American Psychologist. 1990. V. 45. P. 1018-1034.

_27 ноября 2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.