Научная статья на тему 'Интерпретация ценностной характеристики энциклопедического антропонима в семиотическом пространстве'

Интерпретация ценностной характеристики энциклопедического антропонима в семиотическом пространстве Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
48
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ АНТРОПОНИМ / СЕМИОТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЦЕННОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / ENCYCLOPEDIC ANTHROPONYM / SEMIOTIC SPACE / VALUE CHARACTERISTIC / VALUE REFERENCE POINTS / INTERPRETATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Богданова Светлана Юрьевна, Игнатьева Елена Павловна

Анализируются ценностные характеристики энциклопедического антропонима, которые формируются в определенных исторических условиях. На материале примеров из энциклопедий продемонстрировано, что ценностные характеристики энциклопедического антропонима также зависят от интерпретации, данной экспертным сообществом, которая содержит манипулятивную составляющую.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyses the value characteristics of the encyclopedic anthroponym, which are formed under certain historical conditions. Based on the material taken from encyclopedias, the authors demonstrate that the value characteristics of the encyclopedic anthroponym depend on the interpretation which is given by the expert community and thus contains the manipulative component.

Текст научной работы на тему «Интерпретация ценностной характеристики энциклопедического антропонима в семиотическом пространстве»

С.Ю. БОГДАНОВА, Е.П. ИГНАТЬЕВА (Иркутск)

интерпретация ценностной

характеристики

энциклопедического

антропонима

в семиотическом

пространстве

Анализируются ценностные характеристики энциклопедического антропонима, которые формируются в определенных исторических условиях. На материале примеров из энциклопедий продемонстрировано, что ценностные характеристики энциклопедического антропонима также зависят от интерпретации, данной экспертным сообществом, которая содержит манипулятивную составляющую.

Ключевые слова: энциклопедический антропоним, семиотическое пространство, ценностная характеристика, ценностные ориентиры, интерпретация.

Развитие семиотического пространства подчинено законам развития человеческого общества, в частности его культурного преобразования в историческом континууме. Исследование составляющих семиосферы как синтеза всех знаков, присущего данной культуре [6], представляет сегодня важную сферу лингвистических изысканий. Один из типов таких знаков - имена собственные, образующие особую подсистему семиотического пространства - ономастическое пространство.

Имена собственные эволюционируют с остальными знаками семиосферы. По этой причине ономастическое пространство как часть семиотического пространства является динамически развивающейся системой [4]. Семиотическое пространство постоянно пополняется новыми знаками, которые в определенный исторический момент могут становиться ядерными или периферийными, менее узнаваемыми. По этому принципу существует и ономастическое пространство, в котором при определенных исторических условиях одни антропонимы могут занимать ядерное положение, другие - отходить на периферию.

Таким знаком становится энциклопедический антропоним, который мы рассматриваем как называющее человека имя собственное, представляющее ценность и подлежащее хра-

© Богданова С.Ю., Игнатьева Е.П., 2019

нению и воспроизведению в семиотическом пространстве. При определенных исторических условиях он также способен к перемещению в семиотическом пространстве от центра к периферии.

Кроме историчности, понимаемой как динамическое развитие, для семиотического пространства важным регулирующим фактором является антропоцентризм, реализующийся посредством дискурсивной деятельности или дискурсивной практики человека, которая проявляется в общественной жизни. Общественная жизнь и общественное мнение формируют ценностные ориентиры, которые являются эталонными в определенной области человеческой деятельности. Ценностный ориентир, как и ценность энциклопедического антропонима, не всегда является постоянной величиной и может меняться с течением времени. Отметим, что ценностные характеристики могут отражать как положительные, так и отрицательные стороны персоналии.

Цель настоящей статьи состоит в том, чтобы определить, каким образом оценка, данная дискурсивным сообществом, влияет на ценностные характеристики антропонима, и продемонстрировать отличия ценностных характеристик энциклопедического антропонима в разные исторические периоды в одном национальном пространстве. Национальное пространство мы предлагаем рассматривать как часть социального пространства, в котором осуществляется общение между людьми различных национальностей и которое является общим для представителей разных народов не только по территориальному, но и по социально-культурному, а также политическому признаку.

толкование событий, происходящих в разное время, в различных национальных пространствах, зафиксированных в различных письменных источниках (текстах), принято считать их интерпретацией. По П. Рикёру, есть два термина для обозначения толкования или смыслопологания: понимание и интерпретация. Понимание трактуется ученым как искусство постижения смысла, т. е. значения знаков, передаваемых одним сознанием другому с помощью жестов и речи, тогда как интерпретация - это истолкование знаков, зафиксированных в письменном виде [9]. Так, П. Рикёр употребляет термин интерпретация по отношению к пониманию, направленному на зафиксированные в письменной форме знаки [Там же]. Комплекс знаний, накопленный в семио-

известия вгпу. филологические науки

тическом пространстве, может подвергаться толкованию.

В данной статье будут проанализированы ценностные характеристики энциклопедического антропонима «Ленин», который представлен в «Большой советской энциклопедии» 1953 г. (БСЭ), энциклопедической статье из БСЭ 1973 г. и «Новой российской энциклопедии» 2013 г. (НРЭ).

Прежде чем привести примеры, подчеркнем, что в статьях имеет место ориентирующий дискурс. Энциклопедия является официальным источником, к составлению которого привлечены ведущие специалисты в определенной области знаний, поэтому при составлении текста энциклопедической статьи могут учитываться политическая, экономическая ситуация, а также настроения в обществе.

Если в статьях БСЭ 1953 и 1973 гг. мы имеем дело с советскими ориентирами, то и интерпретация дается в соответствии с принятыми в обществе ценностями. Что касается статьи из НРЭ, то в ней предлагается несколько иная точка зрения на личность В.И. Ленина, что говорит о произошедших переменах в обществе и, как следствие, - об иной интерпретации событий.

В нашем случае антропоним «Ленин» как знак культуры находится в своем национальном пространстве, имеет право как на положительную, так и на отрицательную интерпретацию и является национальным культурным знаком. рассмотрим начальные фрагменты анализируемых энциклопедических статей из трех энциклопедий.

1. ЛЕНИН

Ленин (Ульянов), Владимир Ильич (22 апр. 1870 - 21 янв. 1924) - величайший гений человечества, создатель Коммунистической партии Советского Союза, основатель Советского социалистического государства, вождь и учитель трудящихся всего мира <... > [1, с. 493-512].

2. Ленин (Ульянов) Владимир Ильич [10 (22).4. 1870, г. Симбирск, ныне Ульяновск, 21.1.1924, пос. Горки, ныне Горки Ленинские, Моск. обл.], величайший пролетарский революционер и мыслитель, продолжатель дела К. Маркса и Ф. Энгельса, организатор Коммунистической партии Сов. Союза, основатель Сов. Социалистич. гос-ва, учитель и вождь трудящихся всего мира [2, с. 294-300].

3. ЛЕНИН (наст. фам. Ульянов) Владимир Ильич (10.4.1870 - 21.1924) - российский политический деятель, публицист. Сын чинов-

ника, выслужившего потомственное дворянство... [7, с. 232-235].

сравнив отрывки указанных энциклопедических статей, отметим, что их начало имеет стандартизированный характер, без явных отличий, тогда как дальнейшее развертывание информации представляет определенный интерес. рассмотрим особенности развертывания текста в приведенных статьях.

Отличительной чертой энциклопедической статьи «Ленин» БсЭ 1953 г. является то, что она содержит большое количество эмоционально-экспрессивных средств. обращает на себя внимание также значительный объем статьи, представленной на 19 страницах печатного текста, напечатанных в два столбца, и 5 иллюстраций, размещенных на отдельных страницах, что делает статью весьма внушительной. Это указывает на то, что энциклопедическая статья БСЭ 1953 г. обладает нестандартной структурой.

Для статьи БСЭ 1953 г. характерен художественный стиль, который характеризуется образностью, эмоциональностью и более подробным описанием жизни, что отсутствует в статье «Ленин» в НРЭ. Приведем примеры.

4. Еще юношей он наблюдал рост недовольства и возмущения народных масс и возненавидел классовый и национальный гнет [1].

5. Так семнадцатилетний В.И. Ленин получил революционное крещение в столкновении с царским самодержавием... [Там же].

6. Всю свою жизнь В.И. Ленин отдал делу освобождения рабочих и крестьян от гнета самодержавия... [Там же].

7. Созданная и выкованная гением революции В.И. Лениным, Коммунистическая партия привела народы России к победе Великой Октябрьской социалистической революции 1917... [Там же].

что касается энциклопедической статьи из БСЭ 1973 г., отметим, что она также содержит эмоциональную лексику и довольно подробное жизнеописание, выдержанное также в художественном стиле. Тем не менее статья «Ленин» не является такой же объемной, как энциклопедическая статья 1953 г., представлена она на семи страницах печатного текста в три столбца и содержит несколько иллюстраций.

8. В 1879-87 Л. учился в Симбирской гимназии. В нем рано пробудился дух протеста против царского строя, социального и национального угнетения [2].

9. В 1891 Л. сдал экстерном экзамены за юридический ф-т при Петерб. ун-те и стал

работать помощником присяжного поверенного в Самаре... [2].

10. Никогда еще после Маркса история освободительного движения пролетариата не давала миру мыслителя вождя рабочего класса, всех трудящихся такого гигантского масштаба, как Ленин [Там же].

11. Л. был вождем не только российского, но и международного рабочего и коммунистического движения [Там же].

Знак «Ленин» еще не подвергся критике со стороны дискурсивного сообщества, т. к. не произошла смена эпох, и отношение к личности В.И. Ленина не могло носить отрицательный характер, напротив, мы находим восхваляющее отношение к его личности:

12. Идеи Ленина вооружают и вдохновляют коммунистов и всех трудящихся в борьбе за полное торжество коммунизма [Там же].

Приведенные примеры говорят о том, что ценностные ориентиры еще не начали меняться, и ценностные характеристики энциклопедического антропонима «Ленин» и в 1953 г., и в 1973 г. остаются неизменными.

Таким образом, один и тот же знак на протяжении достаточно долгого времени может обладать похожими характеристиками, если в обществе не менялись ценностные ориентиры. Можно с уверенностью сказать, что знак «Ленин» и в середине XX в., и во второй половине XX в. является ядерным. В дальнейшем знаку «Ленин» не уделялось много внимания, и он перешел в околоядерную зону, как можно видеть уже в энциклопедической статье 2013 г.

выше было отмечено, что вступление статей БСЭ 1953 г., БСЭ 1973 г. и НРЭ 2013 г. не обладают большими отличиями, хотя стоит обратить внимание на то, что в начале энциклопедических статей 1953 и 1973 гг. есть эмоциональность. Например: величайший гений человечества, <... > вождь и учитель трудящихся всего мира [1, с. 493-512]; ...величайший пролетарский революционер и мыслитель [2, с. 294-300]. Напротив, вступление энциклопедической статьи НРЭ не обладает подобной эмоциональностью, однако обращает на себя внимание предложение Сын чиновника, выслужившего потомственное дворянство... [7, с. 232].

в целом вся статья в НРэ выдержана в нейтральном тоне с некоторыми критическими замечаниями. По объему статья самая короткая из рассматриваемых нами энциклопедических статей, занимает она неполные пять страниц в три столбца и содержит только одну

фотографию. этот факт также обращает на себя внимание, т. к. интерес к данной персоналии в обществе уменьшился. Хотя стоит отметить, что статья по-прежнему достаточно информативна и представляет основные этапы жизни В.И. Ленина. Приведем примеры.

13. Окончив с золотой медалью Симбирскую гимназию (1887), Л. поступил на юридический ф-т Казанского ун-та, в том же году исключен... [7].

14. В авг. 1893 Л., уже убежденный марксист, переехал в С.- Петербург, вскоре получил известность среди местных марксистов... [Там же].

Дальнейшее содержание энциклопедической статьи, представленной в НРЭ, отличается от содержания рассмотренных выше статей, т. к. за прошедший период знак «Ленин» получил оценку экспертного сообщества. Последняя, кроме положительных взглядов на деятельность Ленина, также приобрела и отрицательные черты, что выразилось в критических замечаниях. Приведем примеры.

15. Л. преувеличивал степень политической зрелости российского пролетариата [Там же, с. 233].

16. В результате, по Л., революция в России приобрела парадоксальный характер: Буржуазно-демократическую революцию впервые возглавил пролетариат [Там же].

17. . Л. положил в основу политики, опиравшейся на классовый раскол общества, стремление любой ценой, не останавливаясь перед массовыми репрессиями, укрепить власть... [Там же, с. 235].

Подобные замечания были невозможны в более ранний исторический период, поскольку политический строй в стране был иным.

Приведем еще примеры, указывающие на то, что энциклопедический знак «Ленин» претерпел некоторые изменения в связи с пересмотром ценности данного знака и изменением политической ситуации.

18. После смерти Л. началась его канонизация как вождя революции и абсолютизация его взглядов как «единственно верного учения» [Там же, с. 235].

19. Взгляды и оценки Л. считались непререкаемыми, а сам он объявлен «гениальным продолжателем дела Маркса» [Там же, с. 235].

20. Серьезный научный анализ взглядов и деятельности Л. стал возможным в России лишь в 1990-хгг., после крушения коммунистического режима [Там же, с. 235].

известия вгпу. филологические науки

Хочется отдельно отметить, что в энциклопедиях советского периода, в отличие от нового периода, наблюдаются большая образность и используется художественный стиль при описании знаков, являющихся наиболее ценными для определенного национального пространства. К таким знакам, кроме государственных деятелей, относятся имена поэтов, например «Пушкин», «Лермонтов».

Приведенные примеры свидетельствуют, что произошла переоценка ценностных характеристик знака дискурсивным сообществом. События, связанные с конкретной личностью, со временем могут получить другое видение и возможность интерпретироваться иначе. У.В. Смирнова отмечает, что «интерпретация основывается на неограниченном смещении смыслов, любая интерпретанта может быть признана истинной вне обсуждения и принятия каких-либо критериев» [8, с. 55].

Слово как знак может ассоциироваться с событиями и переживаться языковой личностью в зависимости от ценностных, культурных ориентиров, принятых в конкретном национальном пространстве, а также от субъективного отношения к самому языковому знаку. Следовательно, речь идет об аксиологической оценке, под которой понимается значимость всего, что окружает человека через преломление картины мира в сознании человека.

Е.М. Вольф отмечает, что оценка является универсальной категорией, и подразумевает ценностный аспект значения языковых выражений [3, с. 5-6, 9]. H.H. Казыдуб полагает, что аксиологическая проблематика включает ценностное обоснование дискурсивного взаимодействия и ценностный выбор человека [5].

Субъективное отношение, на наш взгляд, зависит от картины мира, сформировавшейся к определенному историческому отрезку, и могут появиться дополнительные смыслы, которые актуализируются в дискурсивной практике человека, проявляющейся в общественной жизни. Таким образом, аксиологическая оценка формируется посредством дискурсивной практики, которая становится отправной точкой и является решающей для формирования ценностных характеристик антропонима.

Подводя итоги, еще раз отметим, что ценностный выбор человека также зависит от исторического периода и от того, в каком национальном пространстве он находится. От этого будут зависеть и ценностные характеристики,

и интерпретация или толкование выбранного языкового знака.

Энциклопедический антропоним «Ленин» в качестве единицы ономастического пространства демонстрирует, что он функционирует в семиотическом пространстве по принципу его поэтапного развития. Семиотическое пространство отражает бесконечное движение знаков, которые, в свою очередь, демонстрируют уровень развития общества, формируемый в дискурсивной деятельности или дискурсивной практике человека. Ценностные характеристики энциклопедического антропонима формируются на основе социальных процессов, происходящих на определенном историческом этапе, и оценки, данной дискурсивным и экспертным сообществами. Оценка может содержать ориентирующий дискурс, оказывая манипулятивное воздействие.

С помощью примеров мы продемонстрировали, что ценностные характеристики энциклопедического антропонима, основанные на принятых в обществе ценностных ориентирах, варьируются в зависимости от интерпретации, данной дискурсивным и экспертным сообществами в разные исторические периоды. энциклопедический антропоним претендует на роль одного из важнейших знаков культуры, с одной стороны, ориентированных на преемственность поколений, а с другой -призванных демонстрировать соответствующую историческим реалиям идеологическую составляющую в тексте энциклопедической статьи.

Список литературы

1. Большая советская энциклопедия: в 65 т. / под ред. С.А. Вавилова. М.: Сов. энцикл., 1953. Т. 24.

2. Большая советская энциклопедия: в 30 т. / под ред. А.М. Прохорова. М.: Сов. энцикл., 1973. Т. 14.

3. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. М.: УРСС, 2002.

4. Игнатьева Е.П. Энциклопедический антропоним как часть семиотического пространства: ав-тореф. ... канд. филол. наук. Майкоп, 2018.

5. Казыдуб H.H. Аксиологическая стрела времени: ценностные смыслы в исторически изменяющемся дискурсе // Вестн. Иркут. гос. лингв. ун-та. 2012. № 2(18). С. 90-95.

6. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М.: Яз. рус. культуры, 1999.

7. Новая российская энциклопедия: в 12 т. / под ред. В.И. Данилова-Данильяна. М.: ООО «Энциклопедия», ИНФРА-М, 2013. Т. IX(2).

8. Смирнова У.В. Знак «Hitler» как маркер времени культуры «The Crisis of Multicultura-lism» // Вестн. Моск. гос. ун-та. 2015. № 17(728). С. 45-57.

9. Ricoeur P. The Conflict of Interpretations: Essays in Hermeneutics (Studies in Phenomenology and Existential Philosophy). Evanston: Northwestern University Press, 2007.

* * *

1. Bol'shaja sovetskaja jenciklopedija: v 65 t. / pod red. S.A. Vavilova. M.: Sov. jencikl., 1953. T. 24.

2. Bol'shaja sovetskaja jenciklopedija: v 30 t. / pod red. A.M. Prohorova. M.: Sov. jencikl., 1973. T. 14.

3. Vol'f E.M. Funkcional'naja semantika ocenki. M.: URSS, 2002.

4. Ignat'eva E.P. Jenciklopedicheskij antroponim kak chast' semioticheskogo prostranstva: avtoref. ... kand. filol. nauk. Majkop, 2018.

5. Kazydub N.N. Aksiologicheskaja strela vre-meni: cennostnye smysly v istoricheski izmenjaju-shhemsja diskurse // Vestn. Irkut. gos. lingv. un-ta. 2012. # 2(18). S. 90-95.

6. Lotman Ju.M. Vnutri mysljashhih mirov. M.: Jaz. rus. kul'tury, 1999.

7. Novaja rossijskaja jenciklopedija: v 12 t. / pod red. V.I. Danilova-Danil'jana. M.: OOO «Jenciklopedija», INFRA-M, 2013. T. IX(2).

8. Smirnova U.V. Znak «Hitler» kak marker vremeni kul'tury «The Crisis of Multiculturalism» // Vestn. Mosk. gos. un-ta. 2015. # 17(728). S. 45-57.

Interpretation of the value characteristics of the encyclopedic anthroponym in semiotic space

The article analyses the value characteristics of the encyclopedic anthroponym, which are formed under certain historical conditions. Based on the material taken from encyclopedias, the authors demonstrate that the value characteristics of the encyclopedic anthroponym depend on the interpretation which is given by the expert community and thus contains the manipulative component.

Key words: encyclopedic anthroponym, semiotic space, value characteristic, value reference points, interpretation.

(Статья поступила в редакцию 20.12.2018)

О Федотова Т.В., Сахно О.С., 2019

т.в. Федотова, о.с. сахно

(краснодар)

психолингвистические мотивы формирования прозвищ-жаргонизмов по тендерному принципу

Рассматривается жаргонная лексика современной молодежи, выполняющая роль прозвищ, употребляемых не в целях фатической коммуникации, а для характеризации отдельных членов сообщества. Описываются ген-дерная тематизация и признаки формирования прозвищ жаргонного типа. Определяются психолингвистические мотивы создания данной лексики. Основное внимание уделяется принципам номинации, используемым в ситуации карнавализации языка современной молодежи.

Ключевые слова: жаргон, языковая ситуация, лингвоэкология, молодежная субкультура.

Феномен развития современного общества, именуемый как «глобализация», предполагает превращение человечества в социальную целостность, что, безусловно, особенно ярко проявляется в языке. социокультурное пространство постсоветской России впитывает все веяния, особенно ярко проявляющиеся в языке.

В лингвистике появилось такое обозначение языковой ситуации в России, как демократизация речи, которая, в свою очередь, связывается не только с обновлением языковых норм, но и с наводнением речи просторечием, жаргонизмами, диалектизмами [6]. Молодежный социолект отличается экстремальным антропоцентризмом - почти все, что выражается им, связано с человеком [8].

На сегодняшний день складывается тенденция к сниженности и одновременно к экспрессивности речи во всех видах коммуникации. Особенно ярко этот процесс проявляется в жаргонизации речи молодого поколения, а именно в среде студенчества. Демократизация речи, о чем писал в свое время В.Г. Костомаров в своей работе «Языковой вкус эпохи», ориентирована прежде всего на обновление литературного канона, что приводит к новому балансу разных речевых слоев.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По мнению многих исследователей, жаргонная лексика отражает творческий под-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.