Научная статья на тему 'Ценностные характеристики энциклопедического антропонима как особенность его функционирования в семиотическом пространстве'

Ценностные характеристики энциклопедического антропонима как особенность его функционирования в семиотическом пространстве Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
54
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМЯ СОБСТВЕННОЕ / ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ АНТРОПОНИМ / ЦЕННОСТЬ / КУЛЬТУРНЫЙ ЗНАК / СЕМИОТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / PROPER NAME / ENCYCLOPAEDIC ANTHROPONYM / VALUE / CULTURE SIGN / SEMIOTIC SPACE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Игнатьева Е.П.

Цель настоящей статьи установить ценностные характеристики энциклопедического антропонима, влияющие на его функционирование в семиотическом пространстве. В качестве примера рассмотрен антропоним «И. В. Сталин», ставший культурным знаком в семиотическом пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE CHARACTERISTICS OF THE ENCYCLOPAEDIC ANTHROPONYM AS A PECULARITY OF ITS BEHAVIOUR IN THE SEMIOTIC SPACE

This paper tackles value characteristics of the encyclopaedic anthroponym which influence the behavior of this phenomenon in the semiotic space. We demonstrate how anthroponym «И.В. Сталин» has become a culture sign in the semiotic space.

Текст научной работы на тему «Ценностные характеристики энциклопедического антропонима как особенность его функционирования в семиотическом пространстве»

УДК 811.111 Е. П. Игнатьева

аспирант кафедры английской филологии МГЛУ ЕАЛИ; e-mail: ele20334045@yandex.ru

ЦЕННОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ эНЦИКЛОПЕДИЧЕСКОГО АНТРОПОНИМА КАК ОСОБЕННОСТЬ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В СЕМИОТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Цель настоящей статьи - установить ценностные характеристики энциклопедического антропонима, влияющие на его функционирование в семиотическом пространстве. В качестве примера рассмотрен антропоним «И. В. Сталин», ставший культурным знаком в семиотическом пространстве.

Ключевые слова: имя собственное; энциклопедический антропоним; ценность; культурный знак; семиотическое пространство.

Ignatyeva E. P.

Post-Graduate Student, MSLU EALI; e-mail: ele20334045@yandex.ru

VALUE CHARACTERISTICS oF THE ENCYCLoPAEDIC

anthroponym as a pecularity of its behaviour in the

SEMIoTIC SPACE

This paper tackles value characteristics of the encyclopaedic anthroponym which influence the behavior of this phenomenon in the semiotic space. We demonstrate how anthroponym «И.В. Сталин» has become a culture sign in the semiotic space.

Key words: proper name; encyclopaedic anthroponym; value; culture sign; semiotic space.

Термин «семиотическое пространство», или «семиосфера», был введен Ю. М. Лотманом. Ученый определяет семиотическое пространство как синтез всех знаков, служащих источником для порождения текстов, пропущенных сквозь эволюцию человеческого существования [7].

Имена собственные относятся к знакам, образующим в рамках семиотического пространства ономастическое пространство, поэтому они эволюционируют с остальными знаками семиосферы. По этой причине ономастическое пространство как часть семиотического пространства является динамически развивающейся системой. Семиотическое пространство постоянно пополняется новыми знаками, ко-

торые в определенный исторический момент могут становиться ядерными или периферийными, менее узнаваемыми. По этому принципу существует и ономастическое пространство, в котором при определенных исторических условиях одни антропонимы могут занимать ядерное положение, а другие отходить на периферию. А. В. Суперан-ская отмечала, что ономастические исследования могут проводиться в плане синхронии и диахронии структурными и сравнительно-историческими методами. Возможны глобальные, ареальные и региональные ономастические исследования [11]. Исходя из данного тезиса, под ономастиконом будем понимать совокупность собственных имен на определенной территории, у отдельного народа, по историческим периодам или в отдельном литературном произведении.

Кроме историчности, которая понимается как динамическое развитие, для семиотического пространства важным регулирующим фактором является антропоцентризм, реализующийся посредством дискурсивной деятельности или дискурсивной практики человека. Дискурсивная деятельность - это феномен общественной жизни. Именно общественная жизнь и общественное мнение формируют ценностные ориентиры, которые являются эталонными в определенной области человеческой деятельности.

Соответственно, ценностные характеристики могут отражать некоторую значимость того или иного объекта. Отметим, что значимость может быть как положительной, так и отрицательной. Ценностные характеристики могут иметь субъективный характер. В данной статье под ценностными характеристиками будем понимать положительные или отрицательные эмоционально-экспрессивные свойства, которыми обладают знаки семиосферы, такие как энциклопедический антропоним.

Термин «энциклопедическое имя собственное» был впервые употреблен Н. В. Петровой [8]. Принимая предложенную автором теорию энциклопедического имени собственного, мы концентрируем внимание на одном из видов имен собственных - антропонимах. Имя собственное, называющее человека, способно накапливать информацию и может разворачиваться в текст. Энциклопедическое имя служит заголовком подобного текста в энциклопедии. Энциклопедический антропоним и текст, разворачиваемый с его помощью, являются культурными зна-

ками. Под «энциклопедическим антропонимом» мы понимаем называющее человека имя собственное, накопившее информацию в социуме и приобретшее в нем ценностные характеристики.

Цель настоящей статьи состоит в том, чтобы:

- установить ценностные характеристики энциклопедического антропонима, влияющие на его функционирование в семиотическом пространстве;

- определить, каким образом фактор оценки влияет на ценностные характеристики антропонима.

Прежде чем перейти к рассмотрению проблемы ценностных характеристик энциклопедического антропонима в семиотическом пространстве, обратимся к определению терминов «ценность», «история» и «культура».

Начав с определения термина «ценность», считаем возможным обратиться к наследию Ф. де Соссюра, который утверждал, что язык есть система чистых ценностей (значимостей). Он считал, что именно в языке сосредоточено самое большое количество ценностей и большое разнообразие элементов в строгой взаимозависимости, и отмечал, что ценность возможно прослеживать во времени [10, с. 112-116]. В свете нашего исследования в качестве знака, обладающего ценностной характеристикой, изменяющейся при определенных исторических обстоятельствах, выступает энциклопедический антропоним. При этом ценность будем рассматривать как явление, которое обладает социальным и культурным наследием в определенный исторический период.

Термин «история» обычно обозначает всякий процесс развития в природе и обществе. Для настоящей работы история как процесс развития пересекается с уже упомянутым ранее термином «историчность», который, на наш взгляд, отражает поэтапное развитие семиотического пространства и является вместилищем всех знаков. Ю. М. Лотман отмечал, что изменяемость - закон существования семиосферы [7, с. 206]. Историчность, таким образом, является необходимым условием развития семиотического пространства. В связи с этим историчность рассматривается нами не как завершенное прошлое, а как бесконечное движение, переходящее с одной сту-

пени на другую, отражающее при этом уровни развития общества, закрепленные в культуре.

Под «культурой» понимается исторически определенный уровень развития человека и общества в целом. Ю.Б. Гудков определяет культуру как особую иерархизированную семиотическую систему, находящуюся в весьма сложных взаимоотношениях с системой естественного языка [4, с. 14]. Язык - факт культуры, так как он является ее составной частью, которую мы наследуем от наших предков, и основной инструмент, посредством которого мы усваиваем культуру. Являясь важнейшим явлением культурного порядка, язык помогает понять сущность культуры - науку, религию, литературу, которые, так же как и язык, рассматриваются как коды, формируемые подобно языку, поскольку естественный язык имеет самую разработанную модель [9; 12]. В естественном языке происходят наиболее важные процессы, влияющие на ценностные смыслы общества, которые представлены в семиотическом пространстве.

Исходя из указанного, отнесем энциклопедический антропоним к ценностно-культурному феномену, который за период своего существования может претерпевать некоторые изменения в соответствии с ценностными ориентирами, принятыми в социуме. Ценностный ориентир - это искусственно созданная цель, на которую ориентируется общество на определенном историческом этапе.

В процессе дискурсивной деятельности ценностные ориентиры проходят через этап осмысления определенных фактов, в результате чего формируется оценка. Следствием оценки дискурсивным сообществом антропонима как ценностного знака культуры является его фиксация в письменном тексте, например в энциклопедии, которая становится надежным источником хранения информации о ценностно-значимом имени. Одним из условий изменения ценности культурного знака выступает фактор времени, который влияет на процесс оценки, способствующий переходу имени собственного в разряд Мира Ценностей из Мира Действия.

Мир действия постоянно находится в динамике порождения. Н. В. Петрова отмечает тот факт, что Мир Ценностей порой пересматривается, в этом случае тексты об имени собственном получают иную интерпретацию и даже переписываются. Обычно это происходит при смене эпох, непременно сопровождаемой переоценкой Мира

Ценностей [8]. Изменение ценностных характеристик под влиянием смены эпох можно наблюдать на примере энциклопедического антропонима «И. В. Сталин».

Приведем ключевые выдержки об И. В Сталине из энциклопедических статей многотомного труда «Большая советская энциклопедия» 1947 г. издания и его переиздания в 1977. Вступительная и заключительная части данных статей оставлены без сокращений.

Обратим внимание на то, что энциклопедическая статья, как правило, имеет стандартизованный характер. Начало статьи обычно содержит идентификатор, с помощью которого происходит вычленение конкретных имен из некоторого множества энциклопедических имен собственных, квалификатор(ы), указывающие, на какой исторический период приходится жизнь данной личности, и классификатор(ы), благодаря которым известная личность причисляется к классу представителей определенных направлений деятельности [5]. Если идентификаторы и квалификаторы были нами сразу определены в приведенных статьях (табл.), то классификаторы присутствуют только в статье 1977 г. Это указывает на то, что статья 1947 г. имеет нестандартную структуру. Помимо данной особенности мы отметили, что объем статьи 1947 года в разы превышает объем статьи 1977 г. и занимает 87 стр., тогда как информация, представленная в энциклопедии 1977 г., занимает только 1 стр. На этот факт стоит обратить внимание, так как за 30 лет произошли изменения в общественной жизни, повлиявшие на ценностную составляющую антропонима «И. В. Сталин». Временной фактор, на который мы уже указали, сыграл решающую роль.

Ключевые выдержки из энциклопедических статей многотомного труда «Большая советская энциклопедия» за 1947 и 1977 г.

Издание Словарная статья

Большая советская энциклопедия: в 65 т. / под ред. С. А. Вавилова. -М. : Сов. энцикл., 1947. - Т. 52. - С. 535-622 Сталин (Джугашвиили), Иосиф Виссарионович, родился 21 декабря 1879 года в городе Гори, Тифлисской губернии. Отец его - Виссарион Иванович, по национальности грузин, происходил из крестьян села Диди-Лило, Тифлисской губернии, по профессии сапожник, впоследствии рабочий обувной фабрики Адельханова в Тифлисе. Мать - Екатерина Георгиевна - из семьи крепостного крестьянина Геладзе села Гамбареули Осенью 1888 года Сталин поступил в Горийское духовное училище <.. .> В революционное движение, - говорит Сталин, -я вступил с 15- летнего возраста, когда я связался с подпольными группами русских марксистов, проживавших тогда в Закавказье. Эти группы имели на меня большое влияние <.> С именем Сталина все прогрессивное человечество, все свободолюбивые демократические народы связывают свои надежды на длительный прочный мир и безопасность. «Это наше счастье, что в трудные годы войны Красную Армию и советский народ вел вперед мудрый и испытанный вождь Советского Союза Великий Сталин. С именем Генералиссимуса Сталина войдут в историю нашей страны и во всемирную историю славные победы нашей армии. Под руководством Сталина, великого вождя и организатора, мы приступили теперь к мирному строительству, чтобы добиться настоящего расцвета сил социалистического общества и оправдать лучшие надежды наших друзей во всем мире» (Молотов В. М. 28-я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции. 1945. С. 18-19)

Издание Словарная статья

Большая советская энциклопедия: в 30 т. / под ред. А. М. Прохорова. -М. : Сов. энцикл., 1977. - Т. 24. -С. 400-401 Сталин (настоящая фамилия - Джугашвили) Иосиф Виссарионович [9(21).12. 1879, г. Гори, ныне Грузинская ССР, - 5.3.1953, Москва], один из руководящих деятелей Коммунистической партии, Советского государства, международного коммунистического и рабочего движения, видный теоретик и пропагандист марксизма-ленинизма. Родился в семье кустаря-сапожника. В 1894 окончил Горийское духовное училище и поступил в Тбилисскую православную семинарию <...> Как член ЦК С. активно участвовал в подготовке и проведении Великой Октябрьской социалистической революции <...> После окончания Гражданской войны С. активно участвовал в борьбе партии за восстановление народного хозяйства <.> С. был членом Политбюро ЦК ВКП (б) в 1919 - 52, Президиума ЦК КПСС в 1952 - 53, членом Исполкома Коминтерна в 1925-43, членом ВЦИК с 1917, ЦИК СССР с 1922, депутатом Верховного Совета СССР 1-3-го созывов. Ему были присвоены звания Героя Социалистического Труда (1939), Героя Советского Союза (1945), Маршала Советского Союза (1943), высшее воинское звание - Генералиссимус Советского Союза (1945). Он награжден 3 орденами Ленина, 2 орденами «Победа», 3 орденами Красного Знамени, орденом Суворова 1-й степени, а также медалями. Похоронен на Красной площади <.>

Энциклопедия 1947 г. вышла при жизни И. В Сталина, отличительной чертой статьи «И. В. Сталин» является то, что она содержит большое количество эмоционально-экспрессивных средств, например:

Сталин - это Ленин сегодня <...>. В Сталине народы СССР видят воплощение своего героизма, своей любви к Родине: «За Сталина! За Родину!» и т. д. [1].

В данной статье также представлено более подробное описание его жизни и деятельности:

Осенью 1903 года Сталина высылают на три года в Восточную Сибирь.

В ссылке Сталин оставался недолго. Он рвался скорее на свободу <... >. 5января 1904 года Сталин бежит из ссылки [1].

В этих предложениях привлекает внимание употребление формы настоящего времени для описания прошедшего, а также наблюдается расхождение между категориальным значением глагольной формы (высылают, бежит) и контекстом, который указывает на отнесенность действия к прошлому. Такой прием реализует у категориального значения формы времени образное значение. Действие прошедшего времени изображается так, будто оно происходит в момент речи. Помимо перечисленных особенностей, в статье 1947 г. присутствует прямая речь, что не свойственно стилю энциклопедической статьи (см. табл.).

Хвалебный тон является главенствующим:

«И. В Сталин - гениальный вождь и учитель партии, великий стратег социалистической революции, руководитель Советского государства и полководец» [1].

В этом предложении обращают на себя внимание определения (оценочные слова) гениальный, великий, что также не свойственно стилю энциклопедической статьи. Для статьи 1947 г. характерен художественный стиль, который характеризуется образностью и эмоциональностью, что отсутствует в статье «И. В. Сталин» более позднего издания. Например:

«Господствовавший в семинарии иезуитский режим вызывал у Сталина бурный протест, питал и усиливал в нем революционные настроения» [1].

Если в версии энциклопедии 1947 г. роль И. В. Сталина рассматривается в качестве исключительной, то энциклопедическая статья 1977 г. выдержана в нейтральном тоне, и И. В. Сталин выступает в ней как «... один из руководящих деятелей Коммунистической партии» [2]. В отличие от энциклопедической статьи 1947 г., в которой не приняты сокращения фамилии Сталина, в энциклопедии 1977 г. находим сокращение фамилии литерой «С.» (19 раз). Не умаляя заслуг,

но и не преувеличивая значимости личности Сталина, статья 1977 г. дает описание только фактов:

«Под влиянием русских марксистов, проживавших в Закавказье, включился в революционное движение <...>. С 1898 член КПСС <...>. В феврале 1913 С. был снова арестован и выслан в Туруханский край <...>. Он награжден 3 орденами Ленина, 2 орденами «Победа», 3 орденами Красного Знамени, орденом Суворова 1-й степени, а также медалями» [2].

Отличительной чертой статьи 1977 г. является то, что в нее включены критические замечания о деятельности И. В. Сталина, например:

«...постепенно сложился культ личности С., который повлек за собой грубые нарушения социалистической законности» [2].

Дана более взвешенная характеристика личных качеств:

«В деятельности С. наряду с положительными сторонами имели место теоретические и политические ошибки, отрицательно сказывались некоторые черты его характера <...>. Начал отступать от ленинских принципов коллективного руководства и норм партийной жизни, переоценивать собственные заслуги в успехах партии и народа» [2].

В энциклопедической статье 1977 г. резкой критики деятельности И. В. Сталина еще нет, но присутствуют рациональные выводы о ней:

«...партия дала объективную всестороннюю оценку деятельности С.» [2].

Эти примеры говорят о том, что ценностные ориентиры стали меняться, и ценностные характеристики энциклопедического антропонима «И. В. Сталин» также подверглись некоторым изменениям. Если в статье 1947 года это имя было связано с «надеждой на мир и безопасность», он был «счастьем» народа и вел страну «вперед» то, в статье 1977 года мы видим явно противоположное, выраженное фразами «политические ошибки и перегибы», «отступать от принципов» и т. д. На содержание энциклопедической статьи об И. В Сталине 1977 г. повлияла переоценка его деятельности дискурсивным сообществом.

Отметим, что энциклопедия является официальным источником, к составлению которого привлечены ведущие специалисты

в определенной области знаний. Прежде чем энциклопедия издается, ее содержание проходит экспертизу. При составлении текста энциклопедической статьи могут учитываться политическая, экономическая ситуация, а также настроения в обществе. В энциклопедической статье об антропониме реализуется такое явление, как ориентирующий дискурс, который может выражаться в манипулировании общественным мнением, закладывающим ориентир на определенный период времени.

Перечисленные отличия статьи 1977 г. от статьи 1947 г. говорят о том, что произошла переоценка, переосмысление деятельности конкретной персоналии, что выражается в более нейтральной трактовке его действий с точки зрения экспрессивно-эмоциональных средств. На примере энциклопедического антропонима «И. В. Сталин» можно отметить, что ценностная информация (информативное наполнение текста, несущее просветительский характер) в статьях 1947 и 1977 гг. несколько различается, однако смена эпохи еще не произошла, поэтому в 1977 г. никто не ставил под сомнение решающую роль И. В. Сталина для государства. Если отметить полемику, ведущуюся вокруг этой личности в современных условиях, безусловно, можно увидеть, что нет абсолютно однозначного мнения в оценке этого государственного деятеля. Здесь имеет место интерпретация событий, происходящих в разные отрезки времени, относительно той картины мира, которая сложилась к определенному историческому моменту. Н. Н. Казыдуб отмечает, что событийная интерпретация (ценностной) картины мира встраивает ценностные смыслы в мировую единую линию развития ценностного содержания окружающей среды, синтезируемого посредством ориентирующего дискурса [6]. Особенно в этом процессе заметна «роль языка, который участвует в конструировании событий в условиях исторически изменяющегося контекста» [Там же, с. 92].

Можно предположить, что оценка событий обусловлена эмоциональной природой естественного языка. Е. М. Вольф отмечала, что в естественном языке не может быть чисто эмоциональной оценки, так как язык, как таковой, всегда предполагает рациональный аспект. Однако способы выражения двух видов оценки в языке различаются,

показывая, тем самым, какое начало лежит в основе суждения о ценности объекта - эмоциональное или рациональное [3, с. 40].

Исследование концепций, связанных с эмоциональным и рациональным подходом в языке, не является целью нашей статьи, но мы привлекаем внимание к этой проблеме, так как соотношение эмоциональной и рациональной оценки в энциклопедических статьях, опубликованных в разные годы, имеет место. В этом мы убедились, анализируя энциклопедические статьи об И. В. Сталине. Об объективности, истинности или ложности оценок, данных в эти годы, сложно говорить, так как любая оценка опирается на ценностный ориентир и «картину мира», которая формирует некий стереотип, сопровождающий отношение к определенной личности. Эмоциональная (эмотивная) и рациональная (интеллектуальная) оценки, присутствующие в проанализированных энциклопедических статьях, отражают состояние общества в определенные исторические периоды.

Приведем пример эмоциональной оценки из статьи 1947 г.:

«Исключительно большое значение в деле идейного разгрома троцкизма, в деле защиты, обоснования и развития ленинизма имела теоретическая работа Сталина «Об основах ленинизма», вышедшая в 1924 году. Эта работа является мастерским изложением и глубоким теоретическим обоснованием ленинизма» [1].

Примером рациональной оценки может послужить отрывок из статьи 1977 г.:

«...партия дала объективную всестороннюю оценку деятельности С., развернутую критику культа личности» [2].

Так как язык есть отражение окружающего нас мира, в нем происходит переработка культурно-социальных факторов, влияющих на жизнь всего общества. Приведенный пример энциклопедического антропонима показывает, как имя, превратившееся в культурный знак в границах национального пространства, формирует единое коммуникативное пространство культуры. Национальное пространство мы предлагаем рассматривать как часть социального пространства, в котором осуществляется общение между людьми различных национальностей и которое является общим для представителей разных народов не только по терри-

ториальному, но и социально-культурному, а также политическому признакам.

На основе приведенных примеров можно сделать вывод, что ценностные характеристики энциклопедического антропонима зависят от ряда факторов, а ценность энциклопедического антропонима не есть застывшая форма. В зависимости от социальных процессов, происходящих на определенном историческом этапе, оценка персоналии может пересматриваться дискурсивным сообществом, при этом энциклопедический антропоним может становиться менее значительным. Необходимо отметить, что в обществе, в котором национальное пространство является стабильным, не происходит разрыва границ семиотического пространства, это позволяет осуществить диалог культур, благодаря которому беспрепятственно передаются знания от поколения к поколению.

Диалог культур происходит за счет движения знаков внутри ономастического пространства, которые могут становиться периферийными и ядерными. «И. В. Сталин» - ядерный знак в середине ХХ в. Изменение во второй половине ХХ в. ценностных ориентиров повлекло за собой изменение ценностных характеристик энциклопедического антропонима и его переход в околоядерную зону, о чем, в частности, свидетельствует наличие классификаторов в энциклопедической статье 1977 г.

Энциклопедический антропоним способен периодически претерпевать некоторые изменения в соответствии с ценностными ориентирами, принятыми в обществе. Ценностные ориентиры, так же как и ценность энциклопедического антропонима, не всегда являются постоянными величинами и могут меняться с течением времени. В едином национальном пространстве имена собственные, ставшие энциклопедическими антропонимами, превращаются в универсальные культурные знаки. Как правило, универсальными культурными знаками становятся те энциклопедические антропонимы, которые обладают наиболее устойчивыми ценностными характеристиками.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большая советская энциклопедия: в 65 т. / под ред. С. А. Вавилова. - М. :

Сов. энцикл., 1947. - Т. 52. - 943 с.

2. Большая советская энциклопедия: в 30 т. / под ред. А. М. Прохорова. -М. : Сов. энцикл., 1977. - Т. 24. - 608 с.

3. Вольф, Е. М. Функциональная семантика оценки. - М. : УРСС, 2002. -261 с.

4. Гудков, Д. Б., Ковшова, М. Л. Телесный код русской культуры: материалы к словарю. - М. : Гнозис, 2007. - 288 с.

5. Игнатьева, Е. П. Инвариантная информационная структура энциклопедической статьи // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. - № 3. - С. 228-235.

6. Казыдуб, Н. Н. Аксиологическая стрела времени: ценностные смыслы в исторически изменяющемся дискурсе // Вестник Иркутского государственного лингвистического университет. - 2012. - № 2. (18). - С. 90-95.

7. Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров. - М. : Яз. рус. культуры, 1999. - 464 с.

8. Петрова, Н. В. К проблеме энциклопедического имени собственного // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. Языкознание. - 2011. - № 1 (13). - С. 269-275.

9. Сепир, Э. Язык, раса, культура. - Избранные труды по языкознанию и культурологии. - М. : Прогресс, 1993. - 656 с.

10. Соссюр, Ф. Курс общей лингвистики. - М. : УРСС, 1999. - 272 с.

11. Суперанская, А. В. Общая теория имени собственного. - М. : Наука, 1973. - 366 с.

12. Тер-Минасова, С. Г. Национальные литературы в диалоге культур в эпоху глобализации. Аспекты национальной идентичности [Электронный ресурс] // Россия и Запад: диалог культур. - Режим доступа : М1р:// regionalstudies.ru/journal.html 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.