Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2024. № 20. С. 43-52. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2024. No. 20. P. 43-52.
Научная статья УДК 373.24
doi: 10.24412/2712-827Х-2024-20-43-52
интерпретация ценностей и содержания steam-технологии в условиях дошкольного
образования
Ольга Викторовна Нефедова
Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия, [email protected]
Аннотация. Раскрыты основные положения STEAM-образования как синтеза науки, техники, инженерии, математики и искусства. Определены роль и значение STEAM-технологии в процессе формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Предложен авторский вариант парциальной образовательной программы, реализуемой в дошкольных образовательных учреждениях Томской области как пример интеграции STEAM-подхода. Экспериментирование c предметами, которые используются в повседневной жизни, представлено как базовая организационная форма занятия, способствующая: развитию познавательного интереса у детей к науке; стимуляции их познавательной деятельности; вхождению в мир математических абстракций; развитию базовых оснований технологических и инженерных навыков; творческому самовыражению. Обозначена важность содержательного включения в реализацию парциальной программы родителей детей и решения развивающих задач в гармоничном взаимодействии в триаде педагог-ребенок-родитель. Показано, что реализация представленной в статье парциальной программы отвечает ценностям STEAM-образования и может рассматриваться как содержательная интерпретация принципов реализации этого подхода в условиях дошкольного образования.
Ключевые слова: STEAM-образование, дошкольное образование, детское экспериментирование, познавательный интерес, детско-родительские отношения.
Для цитирования: Нефедова О. В. Интерпретация ценностей и содержания steam-технологии в условиях дошкольного образования // Гуманитарные исследования. Психология и педагогика. 2024. № 20. С. 43-52. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2024-20-43-52
Original article
interpretation of values and content of steam-technology in preschool education
Olga V. Nefedova
The National Research Tomsk State University, Tomsk, Russia, [email protected]
Abstract. The paper discusses basic provisions of STEAM-education as a synthesis of science, technology, engineering, mathematics and art. The role and importance of STEAM-technology in cognitive interest development of preschool children are defined. The author's version of the partial educational program implemented in preschool educational institutions of Tomsk region as an example of integration of STEAM-approach is offered. Experimentation with objects used in everyday life is presented as a basic organizational form of activity, which promotes: development of children's cognitive interest in science; stimulation of their cognitive activity; introduction into the world of mathematical abstractions; development of basic foundations of technological and engineering skills; creative self-expression. The importance of
© Нефедова О. В., 2024
meaningful inclusion of children's parents in the implementation of the partial program and solving developmental tasks in a harmonious interaction in the triad of teacher-child-parent. It is shown that the implementation of the partial program presented in the article meets the values of STEAM-education and can be considered as a meaningful interpretation of the principles of implementation of this approach in preschool education.
Keywords: STEAM-education, preschool education, children's experimentation, cognitive interest, child-parent relations.
For citation: Nefedova O. V. Interpretation of values and content of steam-technology in preschool education. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2024;20:43-52. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2024-20-43-52
Введение
Возможность инновационного развития современного образования связана с необходимостью решения сложных задач, требующих системного и гибкого подхода. Адаптация к социокультурным изменениям и необходимость своевременных ответов на запросы рынка труда являются ключевыми аспектами, требующими внимания для достижения высокого качества образовательных результатов. Один из вызовов заключается в адаптации образовательных систем к постоянно меняющимся требованиям современного мира. Быстрое развитие технологий и информационное перенасыщение определяют необходимость переосмысления традиционных методов обучения и обращения к инновационным подходам. Например, STEM-образования, которое стало ответом на вызовы современного общества и ориентировано на развитие комплексных навыков и подготовку учащихся к успешному участию в технологическом и научном прогрессе в будущем. Интегрированная STEM-технология, как дополнительный элемент в структуре естественнонаучного образования, подтверждает свою значимую роль в повышении качества образования [Jamali, Ale Ebrahim, Jamali 2023: 833].
Истоки STEM-технологии можно проследить с середины XX в., когда многие страны столкнулись с необходимостью подготовки кадров для развития научного и технологического потенциала. STEM-подход пришел на смену традиционным методам обучения, которые сосредоточены на отдельных предметах и в достаточной степени не стимулируют развитие комплексного мышления и прикладных навыков. STEM-технология образования базируется на принципе интеграции четырех основных областей: науки, технологии, инженерии и математики. В современном обществе признается приоритет развития таких областей как искусственный интеллект, робототехника, биотехнология [Волосовец, Маркова, Аверин 2019: 3]. Для успешной самореализации человека в этих областях необходимы глубокие знания и компетенции в области науки, технологии и математики. Как отмечают исследователи, внедрение STEM-технологии в сферу образования призвано обеспечить высокое качество образования и подготовку нового поколения специалистов, способных успешно функционировать в современном высокотехнологичном обществе [Анисимова, Шатунова, Сабирова 2018: 323]. Поскольку STEAM-образование стремится объединить STEM-сферы с искусством, делается акцент на понимании важности креативных идей в разработке научных и технических концепций, а также в создании произведений искусства. Через участие в STEAM, учащиеся могут расширять свое понимание научных предметов, одновременно развивая свои творческие и аналитические способности [Морозова, Духанина 2019: 555]. В целом, как STEM, так и STEAM-образование предлагают уникальные подходы к организации развивающих образовательных сред, ориентированных на подготовку учащихся к жизни в современном мире, в котором научно-технические знания и креативность являются важными факторами успешной самореализации человека практически во всех видах профессиональной деятельности.
Следует отметить, что на начальном этапе своего развития STEM и STEAM-технологии активно использовались для развития проблемно-ориентированного мышления, эффективного сотрудничества, критического мышления и коммуникационных навыков
учащихся вузов. Как показало исследование С. А. Муравьевой, студенты активно вовлекаются в проектную и исследовательскую работу [Муравьева 2022: 41], решают сложные практические задачи и проверяют свои гипотезы с помощью экспериментов. Результаты современных исследований показывают, что STEAM-технологии, изначально созданные для повышения качества образовательного процесса в высших учебных заведениях, могут также успешно применяться в школе и в детском саду [Мясоедова, Бойко 2019: 76]. Так, например, STEAM-технология, применяемая в школе, предоставляет учащимся возможность овладеть ключевыми компетенциями, такими как критическое мышление, проблемное решение, коллаборация и коммуникация. При этом в качестве целевого ориентира рассматривается развитие у учащихся навыков, необходимых для самореализации в современном мире, где технологии, наука и искусство становятся все более взаимосвязанными [Гришанова 2022: 56].
Преемственность дошкольного и школьного образования играет важную роль в обеспечении успешного развития и последующего обучения ребёнка, что требует согласованности ценностно-целевых ориентиров содержания и методов обучения на этих этапах. В этой связи особую актуальность приобретает интерпретация ценностей и содержания STEAM-технологии в условиях дошкольного образования. Результаты анализа научно-информационных источников свидетельствуют об успешном использовании междисциплинарного подхода в организации взаимодействия с детьми в детском саду, например, для формирования базовых компетенций в области науки, технологий, инженерии и математики [Иванова, Пархоменко, Мегрикян, Маркова 2022: 182]. Однако вопросы о специфике реализации ценностей STEAM-технологии в условиях дошкольного образования и достигаемых при этом развивающих эффектов остаются открытыми, что и определяет актуальность обсуждения представленного в данной статье опыта реализации этой технологии в процессе организации экспериментальной деятельности с детьми в детском саду.
Основная часть
Дошкольное детство - это уникальный и самоценный период всестороннего развития ребёнка. Современные социокультурные условия требуют обеспечения непрерывности образования ребенка с учётом его индивидуальных особенностей, потребностей семьи и общества. Преемственность как необходимый фактор непрерывности образования заключается в создании условий для гармоничного развития личности на разных уровнях образования и возможности гибкой адаптации к новым требованиям и ожиданиям, возникающим на каждой ступени образовательного пути. Обращение к STEAM-образованию, объединяющему науку, технологии, инженерию, искусство и математику [Джамалдинова 2021: 947], позволяет детям становится творческими и креативными мыслителями уже с раннего возраста. Погружение в STEAM-среду можно начинать, например, с конструирования, в рамках которого дети, используя элементы из различных материалов, приобретают элементарные технические навыки и умения, знакомятся с принципами инженерии. Так, наиболее известное LEGO-конструирование развивает умение создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию. Робототехника включает в себя несколько конструкторов для изготовления роботов с возможностью механического перемещения модели. Игровой набор Фридриха Фрёбеля, представленный в 14 моделях, используется в освоении математической действительности через действия с различными геометрическими телами и фигурами. Оригами, поделки из солёного теста, лепка из пластилина формируют у детей с самых ранних лет STEAM-компетенции; также их нередко используют педагоги в ДОУ и родители в домашних условиях [Волосовец, Маркова, Аверин 2019: 107]. В детском саду дошкольники используют различные цифровые инструменты, такие как планшеты или компьютеры, чтобы узнать больше о науке или искусстве; знакомятся с программными продуктами для создания анимаций или моделей трехмерного проектирования. Таким образом, STEAM-образование в дошкольном возрасте позволяет
детям оказаться в центре процесса обучения, фокусируясь на их интересах, исследовательских навыках и творческом мышлении. Такое образование способствует развитию ребёнка во различных областях: когнитивной, социально-эмоциональной, физической и коммуникативной.
Использование STEAM-подхода предполагает изучение детьми науки и технологии через реальные задачи и проекты, позволяет экспериментировать с различными материалами и инструментами, развивать креативность и инновационное мышление. Благодаря этому подходу происходит развитие технологической грамотности у дошкольников и сводится к минимуму риск развития «выученной беспомощности», то есть устраняется возможный разрыв между знаниями, представлениями ребенка об окружающем мире и умениями применить эти знания на практике. Формируются умения, связанные с пониманием и выполнением инструкции, планированием экспериментальной деятельности, анализом объекта экспериментирования и пониманием взаимосвязи его элементов, исследованием разных способов преобразования и др. STEAM-образование также помогает детям развивать навыки решения проблем, анализа данных, программирования и дизайна [Ломаева 2022: 162]; способствует развитию ребёнка как глубоко мыслящего и уверенного в себе лидера с качествами, необходимыми для успешной адаптации в быстро меняющемся мире. Используя STEAM-технологии в дошкольном учреждении, педагоги помогают детям развивать творческое мышление, стимулируют их любопытство и мотивацию к учёбе, будущей образовательной и профессиональной деятельности.
Таким образом, STEAM-образование в дошкольных учреждениях предоставляет детям возможность познавать мир во всех его аспектах, развивать навыки, необходимые для успешной адаптации в современном обществе и стимулирует их учебный интерес и творческое мышление [Abdumajitova 2021: 12]. Дети учатся быть самостоятельными, принимать решения, а также быть готовыми к постоянным изменениям и вызовам в современном меняющемся мире.
В контексте обозначенной выше проблематики интерпретации ценностей STEAM-технологии в условиях дошкольного образования и раскрытия развивающего потенциала этой технологии представляет интерес организация взаимодействия с детьми в процессе реализации парциальной программы «Большой-большой секрет». Парциальная программа «Большой-большой секрет» получила поддержку по результатам конкурса Профсоюзной организации сотрудников ТГУ и Томского государственного университета на разработку и реализацию программ дополнительного образования для детей 5-10 лет «В ТГУ с пелёнок» в рамках научно-образовательного партнёрства ТГУ, учреждений дошкольного и начального образования. Программа имеет познавательно-исследовательскую направленность и включает элементы изобразительно-конструкторской, коммуникативно-игровой и речевой деятельности. Ключевой ориентир программы: познавательно-речевое развитие детей в соответствии с основными принципами работы по организации опытно-экспериментальной деятельности (научности, целостности, систематичности и последовательности, доступности, креативности, результативности, индивидуально-личностной ориентации воспитания). Основной целью программы является решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, способствующих формированию познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Реализация этой цели предполагает: расширение представлений детей о свойствах объектов окружающей среды (материале, форме, количестве, части и целом, динамике и покое и т. д.) и их причинно-следственных взаимосвязях; совершенствование конструктивных умений: устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире; проводить анализ результатов эксперимента; демонстрировать и объяснять эксперименты; следовать инструкции.
Одна из особенностей авторской парциальной программы - это метапредметный характер. В рамках STEAM-подхода дети знакомятся сразу с несколькими предметными областями одновременно: химия, физика, математика, биология и др. Парциальная
программа включает 8 занятий, предполагающих групповые и индивидуальные эксперименты с использованием окружающих нас в повседневной жизни предметов с учётом возрастных особенностей детей. Раскроем далее основные содержательные аспекты реализации программы и покажем их ценностно-смысловую связь с принципами STEAM-образования.
1. Организация опытно-экспериментальной деятельности: в процессе создания и экспериментирования с различными материалами и инструментами, дети учатся устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, проводить анализ результатов эксперимента, демонстрировать и объяснять эксперименты. Дошкольники развивают мелкую моторику и координацию движений, закрепляют умение следовать инструкции. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, развивают навыки сотрудничества, учатся выражать свои идеи и слушать других. При этом у детей формируются ценностные отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений. Например, дети знакомятся с понятием неньютоновская жидкость и исследуют её физико-химические свойства; узнают о том, что такое гидрофобный песок и выявляют его свойства опытно-исследовательским путем; следят, как образовываются кристаллы соли при понижении температуры. Чем многограннее поисковая деятельность, тем больше качественной информации получает ребенок. При этом акцент делается на развитии у детей навыков работы в команде, проблемного мышления и критического анализа. Таким образом реализуется системный подход в решении практических задач, основанный на активном взаимодействии детей друг с другом и окружающим миром.
2. Ориентация на развитие технологической компетентности: дошкольники узнают алгоритм производства и переработки предметов высокой экологической опасности - батареек; а также узнают, как проектировать и создавать простые игрушки, модели или декоративные предметы, используя различные материалы и инструменты. Например, на занятиях дети знакомятся с технологией создания макета ёлочки из проволоки по созданной ими технологической карте; апробируют технологию создания тренажёра-балансира с подробным описанием поиска его центра масс; участвуют в конструировании лопастей самовращающегося двигателя из медной проволоки, ранее зачищенной по специальному алгоритму.
3. Создание условий для освоения инженерного ремесла: дошкольники вместе с педагогом преобразовывают природные ресурсы из повседневной общественно-бытовой жизни: соль, пищевые красители, медную проволоку, кварцевый песок, деревянные зубочистки, какао, пробки, крахмал, молоко, масло, воду и т. д. Взаимодействие с этими материалами способствует приобретению и обогащению сенсорного опыта детей в исследовательской деятельности. Например, дети изучают физико-химические свойства различных сыпучих веществ: сахара, соли, крахмала, какао, песка, муки используя при этом 6 видов внешних ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные (осязательные), вкусовые и кинестетические. В процессе реализации программы дошкольники создают самоподдерживающийся двигатель, использующий противоположные магнитные поля. Коллективно конструируют ракету, смешивают все составляющие для реактивного топлива и контролируют запуск. Мастерят игрушку-балансир, подбирая плечо силы рычага и меняя размеры противовеса, что способствует развитию ловкости и понимания того, как найти точку равновесия твёрдого тела. Работа с балансирами направлена на развитие памяти, речи, координации движений. Одно из домашних заданий в совместной опытно-экспериментальной деятельности детей и родителей - это создание игрушки-антистресс. Она предназначена для переключения внимания ребёнка за счёт тактильных ощущений в процессе сжимания такой игрушки, способствует развитию мелкой моторики пальцев.
4. Ориентация на развитие творческих способностей, восприятие искусства и художественно-эстетическое развитие: педагог создает условия для привлечения внимания детей к восприятию различных аспектов творчества как в процессе, так и в представлении
результата экспериментальной деятельности; рассказывает детям о различных техниках рисования и способствует выражению эмоционального отношения детей к результату экспериментальной деятельности. Ведущим функциональным механизмом творчества ребёнка служит эксперимент. Например, дети знакомятся с особой техникой рисования эбру (техника рисования на поверхности жидкости с последующим переносом изображения на твёрдую поверхность). Так, например, дети учатся рисовать на молоке пищевыми красителями, наблюдая за смешиванием цветов. Затем, при внесении моющего средства, происходит бурная химическая реакция, которая помогает создать новый рисунок на молочном холсте. Дошкольники используют своё воображение, чтобы создать уникальную картинную галерею, добавляют красители разных цветов в молоко или капельки моющего средства, затем вновь получившееся изображение переносят на альбомный лист. Дети украшают части ракеты аппликациями из цветной бумаги, придавая ей индивидуальный дизайн, раскрашивая вместе с родителями деревянные шпатели; конструируют из пластилина части тела для балансира, придавая ему особое очертание и дизайн; используют различные материалы и техники, чтобы передать свои идеи и проявить творческую индивидуальность.
5. Организация знакомства детей с базовыми понятиями мира математики: величина и форма, ориентация в пространстве и времени, количество и объем. В процессе экспериментальной деятельности происходит конкретизация абстрактных математических понятий через игровую деятельность и конкретные практические исследовательские действия: называние цвета, определение и подбор формы, сравнение разных предметов по определенным признакам, использование предметов в качестве образца для воспроизведения и т. д. На занятиях используют только отмеренное количество реактивов, это помогает детям развить навыки счета, распознавания чисел, сравнения и классификации. Дети, конструируя макеты снежинки или лопастей самоподдерживающегося двигателя, создают различные геометрические фигуры из проволоки. Конструируя заранее задуманный продукт, например, ракету или ёлочную игрушку, дошкольники закрепляют основы пространственных представлений.
Комментируя деятельность детей и описывая эксперименты научным языком, педагог использует термины, характерные для соответствующей области науки. Например, при изучении физических свойств материалов используются такие термины как «магнитопроводимость», «плотность», «прозрачность». При рассмотрении химических реакций употребляются такие термины как, например, «окисление», «восстановление», «катализатор». Предоставляется доступная и интересная детям информация, которая позволяет лучше понять и постигнуть мир науки. При проведении эксперимента с использованием магнита педагог на практике объясняет, какие материалы магнит притягивает, а какие не притягивает, и в чём причина этого явления. При проведении эксперимента с химическими реакциями педагог, например, объясняет, что при смешивании двух веществ, происходит изменение их химических свойств, что, в свою очередь, приводит к образованию совершенно нового, ранее незнакомого, вещества. Описывая детское экспериментирование научным языком, педагог использует примеры и аналогии из повседневной жизни дошкольников, чтобы сделать процесс освоения детьми базовых научных понятий более доступным и интересным.
Еще одна особенность парциальной программы - это применение знаний в практических ситуациях. Дети учатся сопоставлять теорию с практикой и видеть связь между учебными предметами и реальными примерами из жизни. В процессе опытно-экспериментальной деятельности обсуждаются противопожарная безопасность, причины возникновения пожаров, правила пожарной безопасности и доступные средства пожаротушения в случае возгорания масла. Педагог с детьми рассуждает о способах добычи соли, сахара, крахмала, воска, масла и о применении их в повседневной жизни, о пользе и вреде батареек. Уделяется особое внимание способам утилизации вторсырья, сортировке
мусора. Педагог рассказывает о предметах из общественно-бытовой жизни, которые являются вторсырьём, о том, как их правильно утилизировать, о ближайших пунктах приёма вторсырья, о возможности повторного использования предметов после их переработки (одежда и обувь из переработанного пластика, лавочки из пластиковых пробок). Это способствует осознанию детьми важности принятия экологических ценностей как условия сохранения природы и окружающего мира. В рамках парциальной программы происходит поощрение применения полученных знаний в реальной жизни, что можно рассматривать как один из целевых ориентиров STEAM-подхода.
Активное общение педагога и родителя с ребёнком играет ключевую роль в развитии его познавательного интереса. Поддержка и похвала за исследовательские действия и результаты мотивируют детей продолжать экспериментирование и развивать свою любознательность. При этом поощрение должно соответствовать приложенным усилиям. Следует отметить, что принципиальное значение детского экспериментирования заключается в том, что ребенок приобретает опыт целенаправленного преобразования предмета экспериментальной деятельности. Успешный или неуспешный опыт преобразования позволяет ребенку не только получить ответы на вопросы, но и сформулировать новые. Педагог и родитель также задают открытые вопросы, которые позволяют ребёнку высказывать свои мысли, предположения и делать выводы. Такие диалоги стимулируют мышление и помогают развивать у детей аналитические и критические способности. Важно позитивно относиться к детской инициативе и находить в ней ценность. Поощрение и поддержка на этом этапе играют существенную роль в формировании положительной мотивации и уверенности ребёнка в своих способностях не только в рамках дошкольного учреждения, но и в домашних условиях. Именно поэтому развитие познавательного интереса у дошкольников - это процесс, который требует и активного вовлечения педагогов [Анисимова, Сабирова, Шатунова 2019: 34], и окружающей среды [Брагина 2023: 147] и родителей [Ершова, Стожарова 2021: 17].
Сотрудничество с семьёй является одним из важнейших условий реализации парциальной программы. Задача педагогического коллектива - устанавливать конструктивные партнёрские отношения с родителями, создавать атмосферу общности интересов и создавать условия для обогащения социально-психологических и педагогических знаний, а также методического сопровождения родителей [Джумалиева, Миназова, Башаева 2022: 243]. Совместная деятельность родителей и детей в ходе экспериментирования ставит ребёнка в позицию активного участника, даёт возможность активно развивать инициативность и самостоятельность при корректной помощи взрослого. Качество взаимодействия родителей с ребёнком - это фундамент для развития целостной, гармоничной личности ребёнка. Родители могут помочь детям в организации экспериментов, предоставив им необходимые материалы и оказав помощь в соблюдении основных принципов проведения опытов. Таким образом, совместное экспериментирование детей и родителей также вносит вклад в развитие детской любознательности, творческих способностей и навыков решения проблем, способствует формированию научного мышления и интереса детей к естественным наукам.
Реализация программы предполагает проведение мероприятий по привлечению родителей в организацию опытно-экспериментальной деятельности с детьми: родительские собрания, семинары и мастерские для родителей и детей. На базе детского сада организуются мастер-классы, в ходе которых пара родитель-ребёнок в занимательной форме знакомится с применением законов физики, химии и других смежных наук. Родители на практике знакомятся с принципами STEAM-образования в дошкольных учреждениях в процессе реализации парциальной программы «Большой-большой секрет». Для методической поддержки родителей разработаны справочные материалы, инструкции для воспроизведения эксперимента в домашних условиях, рекомендации «По секрету для родителей». Созданы памятки, поясняющие, как помочь ребёнку в случае неудачи и как
закрепить успех исследования. Таким образом, реализация парциальной программы «Большой-большой секрет», поддерживающей ценности STEAM-образования, позволяет педагогам и родителям пошагово двигаться в направлении реализации цели, связанной с различными аспектами гармоничного развития ребенка и обеспечивать гармоничное взаимодействие в триаде педагог-ребенок-родитель.
Заключение
Реализация ценностей STEAM-образования в дошкольных учреждениях создает стимулирующую и интерактивную среду, которая способствует позитивному и гармоничному развитию ребёнка. Такой подход к образованию способствует формированию навыков и личностных качеств, необходимых для успешной адаптации в быстро меняющемся мире, позволяет детям приобрести новый опыт и готовит их к будущим образовательным и профессиональным вызовам. Необходимо отметить, что при реализации STEAM-образования в дошкольных учреждениях необходимо учитывать возрастные особенности детей, предлагая им виды деятельности, адаптированные к их способностям и интересам. Дети должны быть мотивированны к самостоятельности, исследовательскому мышлению и творческому подходу во время экспериментирования с живой и неживой природой, конструирования, робототехники и т. д. В этой связи в сферу профессионального внимания педагога включается и решение мотивационных задач. Деятельность, которая включается в парциальную программу, должна быть интерактивной, практической и игровой, с учётом оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности детей. Реализация парциальной программы «Большой-большой секрет» в детском саду представляет собой комплекс информационного, практико-ориентированного и интегрированного подходов, что обеспечивает уникальную возможность для детей активно развиваться, сосредотачиваясь на частных задачах в рамках общей программы воспитания. Особенность реализации авторской парциальной программы проявляется в проблемной постановке конкретных задач и активном участии детей в процессе их решения. Дошкольникам предоставляется возможность принятия собственных решений, стимулирующих их познавательный интерес, способствующих развитию критического мышления, проблемного мышления, коммуникативных навыков и самостоятельности.
Экспериментирование является одним из наиболее эффективных методов развития познавательного интереса у дошкольников. Дети задают вопросы, исследуют предметы и явления вокруг себя во время работы с подручными материалами, используемыми взрослыми в ежедневном быту. Рутинные бытовые предметы при особом обращении превращаются в источник новых знаний и условие развития новых навыков. Проведение экспериментов, направленных на изучение свойств жидкостей, газов и твёрдых тел, а также на знакомство с физическими и химическими явлениями не только развивает познавательный интерес у детей, но и помогает им стать аналитическими и критическими мыслителями. Одной из особенностей парциальной программы «Большой-большой секрет» является построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями, а также вовлечение их в образовательный процесс. Использование совместной опытно-экспериментальной деятельности в триаде педагог-ребенок-родитель способствует интеллектуальному развитию дошкольников, обеспечивая интеграцию различных видов детской деятельности (игровой, познавательно - исследовательской, коммуникативной, конструктивной).
Развитие в процессе экспериментирования технологической компетентности, освоение инженерного «ремесла», знакомство с миром математических абстракций и возможность творческого самовыражения детей позволяют рассматривать представляемую в статье парциальную программу как своеобразную содержательную интерпретацию ценностей STEAM-технологии в условиях дошкольного образования. Акцент на достижении развивающих эффектов реализации программы позволяет увидеть как возможности
совершенствования способов взаимодействия с детьми для достижения качественных результатов этого взаимодействия, так и основания для определения психолого-педагогических условий наиболее полной реализации ценностей STEAM - технологии в условиях дошкольного образования.
Список литературы
1. Анисимова Т. И., Шатунова О. В., Сабирова Ф. М. STEAM-образование как инновационная технология для Индустрии 4.0 // Научный диалог. 2018. № 11. С. 322-332.
2. Анисимова Т. И., Сабирова Ф. М., Шатунова О. В. Подготовка педагогов для steam-образования // Высшее образование сегодня. 2019. № 6. С. 31-35.
3. Брагина И. В. Влияние опыта в Монтессори-среде на познавательное развитие дошкольников // Проблемы современного образования. 2023. № 1. С. 145-155.
4. Волосовец Т. В., Маркова С. А., Аверин С. А. STEAM образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество : учебная программа. М. : Изд-во «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2019. 112 с.
5. Гришанова Н. Ю. Использование steam-технологии в дошкольном образовании при формировании основ естественнонаучных представлений дошкольников // Образование и воспитание дошкольников, школьников, молодежи: теория и практика. 2022. № 2. С. 55-60.
6. Джамалдинова М. Б. STEAM - образование и перспективы его развития // Экономика и социум. 2021. № 11-1 (90). С. 946-949.
7. Джумалиева А. А., Миназова З. М., Башаева С. А. Методическое сопровождение взаимодействия педагогов образовательной организации с семьей // МНКО. 2022. № 3 (94). С. 241-243.
8. Ершова О. А., Стожарова М. Ю. Взаимодействие ДОО и семьи в процессе подготовки детей к школе // Наука и практика в образовании : электронный научный журнал. 2021. № 5 (7). С. 14-22.
9. Иванова Н. В., Пархоменко Е. А., Мегрикян И. Г., Маркова И. А. STEM - образование как инновационный подход в развитии дошкольного учреждения // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2022. № 3 (205). С. 178-183.
10. Ломаева М. В. Роботизированные игрушки и математическое развитие дошкольников в контексте STEAM образования // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 763. С. 159-163.
11. Морозова О. В., Духанина Е. С. STEАM-технологии в дополнительном образовании детей // Баландинские чтения. 2019. № 1. С. 553-556.
12. Муравьева С. А. STEM-образование как вид проектной и исследовательской деятельности // Педагогическое искусство. 2022. № 1. С. 37-42.
13. Мясоедова Т. Г., Бойко А. Э. Формирование инновационного мышления обучающихся в условиях перехода к шестому технологическому укладу // Проблемы современного образования. 2019. № 5. С. 73-83.
14. Abdumajitova S. A. STEAM teaching technology in preschool educational institutions as a factor of early development // Экономика и социум. 2021. № 1-1 (80). Р. 10-13.
15. Jamali S. M., Ale Ebrahim N., Jamali F. The role of STEM Education in improving the quality of education: a bibliometric study // International Journal of Technology and Design Education. 2023. № 33(3). Р. 819-840.
References
1. Anisimova T. I., Shatunova O. V., Sabirova F. M. STEAM-obrazovanie kak innovatsionnaya tekhnologiya dlya Industrii 4.0 [STEAM education as an innovative technology for Industry 4.0]. Nauchnyy dialog [Scientific dialogue]. 2018, no. 11, pp. 322-332. (In Russ.).
2. Anisimova T. I., Sabirova F. Moscow, Shatunova O. V. Podgotovka pedagogov dlya steam-obrazovaniya [Preparing teachers for steam education]. Vysshee obrazovanie segodnya [Higher education today]. 2019, no. 6, pp. 31-35. (In Russ.).
3. Bragina I. V. Vliyanie opyta v Montessori-srede na poznavatel'noe razvitie doshkol'nikov [The Impact of Montessori Experience on Preschoolers' Cognitive Development]. Problemy sovremennogo obrazovaniya [Problems of modern education]. 2023, no. 1, pp. 145-155. (In Russ.).
4. Volosovets T. V., Markova S. A., Averin S. A. STEAM obrazovanie dlya detey doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta. Partsial'naya modul'naya programma razvitiya intellektual'nykh sposobnostey v protsesse poznavatel'noy deyatel'nosti i vovlecheniya v nauchno-tekhnicheskoe tvorchestvo
[STEAM education for preschool and primary school children. Partial modular program for the development of intellectual abilities in the process of cognitive activity and involvement in scientific and technical creativity]. Moscow, Izd-vo «BINOM. Laboratoriya znaniy», 2019, 112 p. (In Russ.).
5. Grishanova N. Yu. Ispol'zovanie steam-tekhnologii v doshkol'nom obrazovanii pri formirovanii osnov estestvennonauchnykh predstavleniy doshkol'nikov [Using steam technology in preschool education to develop the foundations of natural science concepts in preschoolers]. Obrazovanie i vospitanie doshkol'nikov, shkol'nikov, molodezhi: teoriya i praktika [Education and upbringing of preschoolers, schoolchildren, youth: theory and practice]. 2022, no. 2, pp. 55-60. (In Russ.).
6. Dzhamaldinova M. B. STEAM - obrazovanie i perspektivy ego razvitiya [STEAM - education and its development prospects]. Ekonomika i sotsium [Economy and society]. 2021, no. 11-1 (90), pp. 946-949. (In Russ.).
7. Dzhumalieva A. A., Minazova Z. Moscow, Bashaeva S. A. Metodicheskoe soprovozhdenie vzaimodeystviya pedagogov obrazovatel'noy organizatsii s sem'ey [Methodological support for interaction between teachers of an educational organization and a family].MNKO. 2022, no.3 (94), pp. 241-243. (In Russ.).
8. Ershova O. A., Stozharova M. Yu. Vzaimodeystvie DOO i sem'i v protsesse podgotovki detey k shkole [Interaction between preschool educational institutions and families in the process of preparing children for school]. Nauka ipraktika v obrazovanii: elektronnyy nauchnyy zhurnal [Science and practice in education: electronic scientific journal]. 2021, no. 5 (7), pp. 14-22. (In Russ.).
9. Ivanova N. V., Parkhomenko E. A., Megrikyan I. G., Markova I. A. STEM - obrazovanie kak innovatsionnyy podkhod v razvitii doshkol'nogo uchrezhdeniya [STEM education as an innovative approach in the development of preschool institutions]. Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta [Scientific notes of the P. F. Lesgaft University]. 2022, no. 3 (205), pp. 178-183. (In Russ.).
10. Lomaeva M. V. Robotizirovannye igrushki i matematicheskoe razvitie doshkol'nikov v kontekste STEAM obrazovaniya [Robotic Toys and Mathematical Development of Preschoolers in the Context of STEAM Education]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education]. 2022, no. 76-3, pp. 159-163. (In Russ.).
11. Morozova O. V., Dukhanina E. S. STEAM-tekhnologii v dopolnitel'nom obrazovanii detey [STEAM technologies in additional education of children]. Balandinskie chteniya [Balandin Readings]. 2019, no. 1, pp. 553-556. (In Russ.).
12. Murav'eva S. A. STEM-obrazovanie kak vid proektnoy i issledovatel'skoy deyatel'nosti [STEM education as a type of project and research activity]. Pedagogicheskoe iskusstvo [Pedagogical art]. 2022, no. 1, pp. 37-42. (In Russ.).
13. Myasoedova T. G., Boyko A. E. Formirovanie innovatsionnogo myshleniya obuchayushchikhsya v usloviyakh perekhoda k shestomu tekhnologicheskomu ukladu [Formation of innovative thinking of students in the context of transition to the sixth technological order]. Problemy sovremennogo obrazovaniya [Problems of modern education]. 2019, no. 5, pp. 73-83. (In Russ.).
14. Abdumajitova S. A. STEAM teaching technology in preschool educational institutions as a factor of early development. Ekonomika i socium. 2021, № 1-1 (80), рр. 10-13.
15. Jamali S. M., Ale Ebrahim N., Jamali F. The role of STEM Education in improving the quality of education: a bibliometric study. International Journal of Technology and Design Education. 2023, № 33(3), рр.819-840.
Информация об авторе О. В. Нефедова - аспирант, кафедра психологии, Национальный исследовательский Томский государственный университет.
Information about the author O. V. Nefedova - Postgraduate Student, Department of Psychology, National Research Tomsk State University.
Статья поступила в редакцию 11.07.2024; одобрена после рецензирования 25.07.2024; принята к публикации 10.08.2024.
The article was submitted 11.07.2024; approved after reviewing 25.07.2024; accepted for publication 10.08.2024.