imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (154), pp. 240-244.
8. Risk factors of cardiovascular diseases, "Official website of Rospotrebnadzor of the Russian Federation ", available at: http://68.rospotrebnadzor.ru/content/545/21717/ (date of assess: 6.12.2021).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.03.2022
УДК 373.2
STEM - ОБРАЗОВАНИЕ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Нина Владимировна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Александровна Пархоменко, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, Ирина Геннадьевна Мегрикян, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар; Ирина Анатольевна Маркова, заведующая, «Центр - детский сад № 115» г. Краснодар
Аннотация
В статье рассматривается инновационный подход внедрения парциальной модульной программы в дошкольное учреждение, использование которой, многими учеными, отмечается как необходимость, в связи с изменениями целевых ориентиров, связанных с формирование компе-тентностей у ребенка (личностные), которые сопряжены и взаимодействуют с получаемым опытом практической жизнедеятельности (предметные, метапредметные). Цель исследования - научно-обосновать эффективность внедряемой в дошкольное учреждение парциальной модульной программы «STEM - образование детей дошкольного возраста». Методика и организация исследования - выборка респондентов составила 140 детей и 47 родителей, использовались адаптированные тесты KFT 1-3 К. Хеллера (субтесты по МЭДИС), педагогическое анкетирование, методы математической статистики. В результате проведенного исследования, было выявлено преобладание динамических показателей оценки исследуемых детерминант в экспериментальной группе (Р<0,05), что подтверждает эффективность внедряемой программы.
Ключевые слова: STEM - образование, парциальная модульная программа, дошкольное образование.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p178-183
STEM - EDUCATION AS AN INNOVATIVE APPROACH TO THE DEVELOPMENT
OF PRESCHOOL INSTITUTIONS
Nina Vladimirovna Ivanova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Elena Alexan-drovna Parkhomenko, the candidate of pedagogical sciences, docent, department chair, Irina Gennadievna Megrikyan, the candidate of pedagogical sciences, docent, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar, Irina Anatolievna Markova, Head, "Center - Kindergarten No. 115", Krasnodar
Abstract
The article discusses an innovative approach to the implementation of the partial modular program into a pre-school institution, the use of which many scientists is noted as a necessity, due to changes in targets related to the formation of competencies in a child (personal), which are conjugate and interact with the experience gained practical activity ( Subject, meta-delta). The purpose of the study is to scientifically substantiate the effectiveness of the partial modular program "STEM - the formation of children of preschool children being introduced into the pre-school institution. Methods and organization of research - the sample of respondents amounted to 140 children and 47 parents, adapted KFT tests 1-3 K. Heller (subtests on Mades), pedagogical survey, methods of mathematical statistics were used. As a result of the study, the predominance of dynamic indicators of the evaluation of the determinants under study in the experimental group (p <0.05) were revealed, which confirms the effectiveness of the program being implemented.
Keywords: STEM - education, partial modular program, pre-school education.
ВВЕДЕНИЕ
В основных законодательных документах РФ определен новый, высокий статус дошкольного образования. Утверждены основные целевые векторные маршруты преобразования основной ступени образования, которые определяют путь развития, основанный на установлении принципиально новых алгоритмов взаимодействия всей системы дошкольного образования, как первой ступени непрерывного образования ребенка [2].
Преобразования касаются не только структурных компонентов, но и изменения парадигмы системы функционирования дошкольного образования, учитывающей соответствие экономическим, политическим, духовно-нравственным критериям современного общества. Приоритетным направлением преобразований становится социокультурная модернизация дошкольного образования, как фактора реализации идей гуманистической направленности - детоцентризма, рассматриваемой с позиции абсолютной ценности личности ребенка, и в целом детства [3, 5].
Реализация поставленных векторных ориентиров требует пересмотра основных дидактических положений теории обучения, воспитания и образования ребенка. На первый план выходят целевые направления образования, связанные с формированием компетентностных способностей у детей: приобретаемые навыки, интеллектуальные способности применять в практической деятельности, и таким образом накапливать жизненный опыт.
Не вызывает сомнения факт, актуализирующий проблему формирования творчески мыслящей личности, способной самостоятельно заниматься индукционно-дедуктивным поиском новых знаний, а также умеющей применить полученные знаний на практике.
Также учеными констатируется, что внедрение инновационных программ, увеличение федерального субсидирования интеллектуальных проектов не решает основной проблемы, связанной с реализацией обозначенных целей в реальных, регламентированных условиях функционирования дошкольного образовательного учреждения [2].
Выходом из создавшейся ситуации видится создание принципиально новой конструктивной формы построения образовательного пространства, в основу которого, будет заложена, составная часть образования: развивающая предметно-пространственная среда, т. е. необходимо сформировать в реальных условиях работы дошкольного учреждения основные, самостоятельные и взаимосвязанные сферы образовательной триады: образовательная, воспитывающая, развивающая [4, 6].
Такой программой явилась разработанная парциальная модульная образовательная программа «STEM - образование детей дошкольного возраста» [1].
Исходя из вышеизложенного, следует, что STEM-образование - это интеграция четырех прикладных наук в единую систему, которая основывается на образовательном подходе метапредметного, междисциплинарного и прикладного характера.
Таким образом, внедрение в реальные условия образовательного, дошкольного учреждения представленной программы, будет способствовать повышению качества, предоставляемых образовательных услуг. Все вышесказанное, актуализирует изучаемую проблему.
Цель исследования - научно-обосновать эффективность внедряемой в дошкольное учреждение парциальной модульной программы «STEM - образование детей дошкольного возраста».
Задачи исследования:
1. Определить уровень сформированности интеллектуального развития детей 6-7
лет.
2. Изучить степень удовлетворения родителей образовательной деятельностью по программе «STEM - образование детей дошкольного возраста».
3. Обосновать эффективность внедряемой программы.
МЕТОДИКА
В экспериментальной части исследования приняли участие обучающиеся подготовительных групп «Центр - детский сад № 115» (2 группы в количестве 140 человек -контрольная (70 человек) и экспериментальная (70 человек)). Педагогическое исследование проводилось в период с сентября 2020 года по январь 2022 года. У обучающихся контрольной группы основная образовательная деятельность направлена на реализацию основных положений ООП ДОО. Для обучающихся экспериментальной группы в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений, была введена и реализована парциальная модульная программа, которая предполагала реализацию в образовательном процессе, основных идей STEM-образование, с применением основных модулей, реализуемой программы.
Подвергая анализу основное содержание программы, следует отметить модульность в представлении образовательного материала: программа предполагает взаимосвязь шести образовательных модулей, в совокупности, реализация которых, способствует интеллектуальному развитию ребенка, научно-технической направленности.
Следует отметить методические особенности реализуемой программы:
1. В процессе организации занятий, была изменена организационная структура: воспитатель дает возможность ребенку самостоятельно определить новые дефиниции через призму собственного опыта, а также посредствам направляющей деятельности педагога.
2. Занятия носят экспериментальную составляющую: воспитатель, совместно с обучающимися формулируют основные этапы обучающей деятельности на занятии (цель, задачи, средства, обсуждение хода опытной деятельности, наблюдение за экспериментом, подведение итогов, рефлексия).
3. Используются разнообразные формы организации занятий: детям предлагаются, согласно КТП, лабораторные работы с элементами опытной деятельности, дискуссии, демолекции (педагог выступает в роли модератора) и др.
4. Используются технологий интегрированного обучения: материал изучается по темам, различных областей научного познания, акцентируется внимание ребенка на ме-тапредметную составляющую.
5. Отсутствие домашних заданий.
Реализация инновационной деятельности направлена на создание условий для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество путем реализации парциальной модульной программы ««STEM-образование детей дошкольного возраста».
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Для подтверждения поставленной в работе гипотезы нами были использованы методы исследования, позволяющие оценить уровень интеллектуальных способностей детей 6-7 лет, а также их разнонаправленность.
Для оценки уровня интеллектуального развития детей 6-7 лет применялись адаптированные тесты KFT 1-3 К. Хеллера. При проведении исследовательско-диагностических процедур, учитывались рекомендации, предлагаемые авторами. Детям были предложены задания, позволяющие оценить уровень сформированности осведомленности, математических способностей, логического мышления, количественных и качественных отношений (субтесты по МЭДИС). Следует отметить, что на начало проведения исследования, группы были определены как однородные, показатель достоверности
Р>0,05.
Полученные результаты подвергались качественной математико-статистической обработке, с учетом критериально-нормативных уровней (таблица 1, 2, рисунок 1).
Таблица 1 - Динамика значений оценки уровня интеллектуального развития детей 6-7 лет контрольной группы (критерии по МЭДИС)_
Критерии по МЭДИС до после t P
Осведомленность 9,55±1,97 10,06±1,91 1,08 >0,05
Математические способности 10,03±1,44 10,17±1,28 0,4 >0,05
Логическое мышление 8,75±1,13 9,08±1,03 1,22 >0,05
Количественные и качественные отношения 9,96±1,54 10,13±1,47 0,43 >0,05
Интегральный показатель 9,36±0,50 9,57±0,44 1,31 >0,05
Подвергая полученные данные анализу, было выявлено, что в контрольной группе показатели достоверности варьировались в пределах 1=0,4-1,31 (Р>0,05). Наибольшие изменения были обнаружены в интегральном показателе.
При сравнении данных, с нормативными, следует отметить, что у детей прослеживается уровень ниже среднего (границы нормы варьируются от 7 до 10 баллов) в 1, 3-5 показателях до эксперимента и средний уровень (границы нормы варьируются от 11 до 14 баллов) 10,03±1,44 при оценке математических способностей (до эксперимента).
Результаты проведенного эксперимента в контрольной группе позволяют отметить увеличение результатов по всем критериям, которые носят недостоверную динамику (Р>0,05). Рассматривая полученные результаты в экспериментальной группе, следует акцентировать внимание на существенный рост достоверных показателей (1=2,91-3,87 (Р<0,05).
Таблица 2 - Динамика значений оценки уровня интеллектуального развития детей 6-7 лет экспериментальной группы (критерии по МЭДИС)_
Критерии по МЭДИС до после t P
Осведомленность 9,48±1,94 11,34±1,84 3,87 <0,05
Математические способности 9,72±1,31 10,75±1,13 3,21 <0,05
Логическое мышление 8,79±1,51 10,02±1,28 3,32 <0,05
Количественные и качественные отношения 9,86±1,33 10,79±1,09 3,01 <0,05
Интегральный показатель 9,46±0,41 10,04±0,28 2,91 <0,05
Внедрение программы позволило увеличить показатели, по всем критериям оценки интеллектуального развития. Наибольшие изменения зафиксированы в критерии «осведомленность» 1= 3,87 (Р<0,05).
При сравнении с нормативными показателями, которые рекомендуют использовать авторы методики, следует отметить преобладающий средний уровень сформированности исследуемых показателей.
На рисунке 1 предлагается графическое изображение показателей прироста изучаемых критериев.
25 20 15 10 5 0
19,62
13,99
■ 10,59 ■ 9,43
5,38 3,77 6,13
■ ■ 1,39 1,39 ■ 1,71 1,71 2,24
Осведомленность Математические способности
Логическое Кол. и кач. Интегральный
мышление отношения показатель
Контрольная группа ■ Экспериментальная группа
Рисунок 2 - Прирост показателей в контрольной и экспериментальной группах (критерии по МЭДИС)
Рисунок наглядно демонстрирует выше уровень, показанный детьми экспериментальной группы. Наибольший прирост показателей отмечается в показателях «осведомленность» (экспериментальная группа - 19,62%, контрольная - 5,38%). Наименьшие показатели прироста отмечены как в экспериментальной, так и в контрольной по показателю «интегральный» (экспериментальная группа - 6,13%, контрольная - 2,24%).
Тем не менее, полученные данные позволяют заключить об эффективности используемой парциальной программы (Р<0,05).
С целью определения мотивационного удовлетворения родителей экспериментальной группы, как равноправных участников образовательных отношений, а также законных представителей ребенка, нами было проведено анкетирование, результаты представлены на рисунке 2.
Была разработана анкета, состоящая из 10 вопросов, и, позволяющая определить мнение и отношения родителей к осуществляемой образовательной деятельности, с использованием модулей STEM - образования. Критерии заключались в оценке каждого вопроса по 5 балльной системе. Следует отметить, что в добровольном анкетировании участвовали родители в количестве 47 человек.
Анализируя полученные данные, следует отметить, что никто из родителей не определил инновационную образовательную деятельность детей как «неудовлетворительную» (0%). Как «очень высокий» отметили 74,9% респондентов, как «высокий» - 17,3%, как удовлетворительный - 7,8% родителей.
Особо хотелось проанализировать результаты родителей, которые отметили деятельность как удовлетворительную. По мнению данной категории родителей, введение инновационных программ в подготовительной группе является излишним, так как перегружает ребенка. Акцент необходимо ставить на построении усилении образовательной деятельности, связанной с подготовкой ребенка к школе, что, по нашему мнению, является субъективным.
ВЫВОДЫ
Исходя из вышеизложенного следует отметить, что внедрение в работу дошкольной организации парциальной модульной программы способствует развитию у детей навыков исследовательской деятельности в различных областях (окружающий мир, элементарные математические навыки и др.), интеллектуальных способностей, а также системное вовлечение детей в научно-технологическое пространство (лего-технологии, конструирование, робототехника). Также у детей формируется мотивационное отношение к технической, творческой деятельности посредствам выполнения заданий с учетом возрастных, индивидуальных особенностей обучающихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волосовец Т.В. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа / Т.В. Волосовец,, В.А. Маркова, , С.А. Аверин. - 2-е изд., стереотип. - Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. - 112 с.
2. Иванова Н.В. Метапредметность как педагогическая проблема реализации ФГОС ДО / Н.В. Иванова, И.Е. Мягкова // «Теория и методология инновационных направлений физкультурного
7,8
■ очень высокий ■ высокий ■ удовлетворительный
Рисунок 2 - Среднегрупповые показатели оценки удовлетворения родителей образовательной деятельностью по программе
воспитания детей дошкольного возраста» : материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Краснодар : КГУФКСТ, 2021. - С. 141-144.
3. Современные методы диагностики межпредметных связей / О.М. Матвеева, И.С. Матвеева, Л.А. Матвеева, Д. А. Романов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018, - № 9 (163). - С. 200-203.
4. Современные модели межпредметных связей / О.М. Матвеева, И.С. Матвеева, Л.А. Матвеева, Д.А. Романов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018, - № 9 (163). -С. 203-207.
5. Муродходжаева Н. С. Навстречу открытиям вместе: опыт применения системно-деятельностного подхода к организации исследовательского обучения дошкольников / Н.С. Мурод-ходжаева, Н.П. Ильина / Научно-практическое образование, исследовательское обучение, STEAM-образование: новые типы образовательных ситуаций : сборник докладов IX Международной научно-практической конференции «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве». - Москва, 2018. - С. 24-28.
6. Чайка С.А. Возможности подхода STEM в преподавании естественных наук // Проблемы современной науки и образования. - 2017.- № 22 (104). - С. 74-77.
REFERENCES
1. Volostovets, T. Markova V. and Averin S. (2019), Stem-education of preschool children and younger school age. Partial modular program for the development of intellectual abilities in the process of cognitive activity and involvement in scientific and technical work, Binom. Laboratory of Knowledge, Moscow.
2. Ivanova, N. and Myagkova, (2021), "Metapredity as a pedagogical problem of the implementation of Federal State Educational Standard of Preschool Education", "Theory and Methodology of Innovative Directions ofPhysical Education ofPreschool Children ", materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation, KSUFKST, Krasnodar, pp. 141-144.
3. Matveeva O., Matveeva I., Matveeva L. and Romanov D. (2018), "Modern assessment methods for inter-subject communications", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (163), pp. 200-203.
4. Matveeva O., Matveeva I., Matveeva L., Romanov D. (2018), "Modern models of inter-subject communications", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (163), pp. 203-207.
5. Murodhodzhaeva, N., Ilina N. (2018), "Towards the discoveries together: the experience of applying a systemic approach to the organization of research training of preschool children", Scientific and Practical Education, Research Learning, Steam Education: New Types of Educational Situations: Collection of Reports of the IX International Scientific and Practical Conference "Research Activities of Pupils in Modern Educational Space", Moscow, pp. 24-28.
6. Chaika, S. (2017) ,"The possibilities of approaching the STEM in the teaching of natural sciences", Problems of modern science and education, No. 22 (104). pp. 74-77.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.03.2022
УДК 796.012.2:796.332
ФОРМИРОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФУТБОЛА
Роман Геннадьевич Игнатушкин, аспирант, Константин Константинович Бонда-ренко, кандидат педагогических наук, доцент. Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины, Гомель
Аннотация
Целью исследования являлась оценка влияния специальной программы футбольных тренировок на изменения двигательных способностей дошкольников. Методика. В экспериментальной программе занятий использовались упражнения на развитие координационных способностей с учётом специфики футбольных движений. Научная новизна результатов исследования определяется