УДК 37(373):373.24
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ STEAM-ОБРАЗОВАНИЕ В КАЗАХСТАНЕ И ТУРЦИИ
АМАНЖОЛОВА ЭСЕЛ Н¥РЛАЩЫЗЫ
Докторант, КазНПУ имени Абая, Алматы, Казахстан
BERRIN AKMAN
PhD, профессор, Университет Хаджетеппе, Анкара, Турция
Аннотация. Развитие познавательных навыков у детей дошкольного возраста играет ключевую роль в формировании успешного обучения и личностного роста на протяжении всей жизни. В Казахстане и Турции интеграция STEAM-образования (наука, технологии, инженерия, искусство и математика) в дошкольное образование представляет собой инновационный подход к развитию критического мышления, способности решать проблемы и креативности у детей. Данная статья исследует и сравнивает подходы, используемые в обеих странах для содействия когнитивному развитию через STEAM-образование. В исследовании рассматриваются лучшие практики и предлагаются рекомендации для дальнейшего развития STEAM-образования в контексте раннего обучения, подчеркивается его влияние на когнитивное развитие и будущие академические успехи в Казахстане и Турции.
Ключевые слова. ЗТЕЛМ-образование, когнитивное развитие, дошкольное образование, раннее обучение, критическое мышление, решение проблем, Казахстан, Турция.
Развитие познавательных навыков в раннем возрасте играет ключевую роль в формировании успешного обучения и личностного роста на протяжении всей жизни. Именно в дошкольном возрасте дети начинают активно исследовать мир, развивать критическое мышление, учатся решать проблемы и осваивают базовые навыки, которые определяют их будущее обучение. Познавательные навыки, такие как внимание, память, восприятие, мышление и воображение, являются основой для успешного освоения различных дисциплин в школе и жизни. В современных образовательных системах STEAM-образование (наука, технологии, инженерия, искусство и математика) стало мощным инструментом для развития этих ключевых навыков. Благодаря интеграции дисциплин, STEAM-образование способствует формированию у детей способности к креативному мышлению и решению сложных задач. Применение STEAM в дошкольном образовании позволяет детям в игровой форме развивать научное и инженерное мышление, экспериментировать и осваивать новые концепции, что имеет важное значение для их когнитивного развития.
В Казахстане и Турции внедрение STEAM-образования в дошкольное образование также активно развивается, но каждая из стран имеет свои особенности подходов и программ. Данная статья посвящена исследованию и сопоставлению подходов к развитию познавательных навыков дошкольников через STEAM-образование в Казахстане и Турции. Рассмотрение этих двух образовательных систем поможет выявить лучшие практики и предложить рекомендации для дальнейшего развития STEAM-образования в контексте раннего обучения.
STEAM-образование (Science, Technology, Engineering, Art, Mathematics) представляет собой интеграцию научных, технических, инженерных, художественных и математических дисциплин в единый образовательный процесс. В отличие от традиционного подхода, в
Введение
котором каждая дисциплина преподается отдельно, STEAM направлен на формирование целостного восприятия мира и развития навыков междисциплинарного мышления. Основная цель STEAM заключается в том, чтобы дети могли применять знания из различных областей для решения реальных задач, развивая при этом способность к анализу, синтезу информации и креативному подходу к решению проблем. В дошкольном образовании STEAM-технологии играют важную роль в том, чтобы помочь детям лучше понять окружающий мир через исследование и экспериментирование. Дети в этом возрасте проявляют естественную любознательность, стремление к познанию и экспериментам, что делает их идеальными кандидатами для изучения STEAM. Основываясь на играх, практических заданиях и наблюдениях, STEAM-программы для дошкольников позволяют им лучше освоить базовые научные понятия, а также развивать творческое мышление через искусство и дизайн.
Дошкольники через STEAM-образование получают возможность развивать научное мышление, начиная с простых концепций и методов, таких как наблюдение, классификация, измерение и экспериментирование. Эти процессы закладывают основы для более глубокого понимания науки в будущем. STEAM способствует тому, что дети учатся проводить эксперименты, использовать причинно-следственные связи, а также формировать гипотезы и проверять их. Все это способствует развитию более системного подхода к пониманию научных процессов.[1]
STEAM интегрирует искусство и дизайн, что делает его особенным по сравнению с традиционным STEM-подходом (наука, технологии, инженерия, математика). Включение искусства позволяет детям развивать творческое мышление и креативность, что является важной составляющей успешного решения задач. Например, дети могут работать над проектами, связанными с созданием моделей или произведений искусства, которые помогают развивать воображение и способность к нестандартному мышлению. Взаимодействие искусства с наукой помогает детям осознать, что творчество и инновации идут рука об руку. Таким образом, STEAM-образование в дошкольном возрасте играет важную роль в развитии познавательных навыков, помогая детям не только получать знания, но и развивать важные навыки, которые помогут им в будущем. STEAM способствует формированию у детей междисциплинарного подхода к обучению, развивает их креативное и критическое мышление, а также помогает им осваивать научные и инженерные концепции в доступной и увлекательной форме.
Казахстан активно реформирует свою систему образования, внедряя новые подходы и технологии для подготовки учащихся к вызовам 21-го века. Важной частью этих реформ является интеграция STEAM-образования в дошкольные программы, что отражается в национальных образовательных стандартах и инициативах. Министерство образования и науки Казахстана акцентирует внимание на том, что раннее развитие ключевых познавательных навыков через такие междисциплинарные подходы, как STEAM, является важной составляющей современного образования.
Национальная образовательная программа Казахстана предусматривает внедрение STEAM-образования как одного из приоритетных направлений подготовки детей к будущим учебным и профессиональным вызовам. В рамках государственной программы развития образования предусмотрены инициативы по улучшению материально-технической базы дошкольных учреждений, созданию лабораторий и центров для проектной работы и внедрению инновационных педагогических методик. Особое внимание уделяется обучению воспитателей и преподавателей методикам STEAM, что способствует распространению и качественному внедрению этого подхода в дошкольные учреждения по всей стране. [1]
Один из ярких примеров внедрения STEAM-образования в Казахстане — это проект «Capacity Building for Engineering Training and Technology via STEAM Education», который ориентирован на развитие инженерного мышления у детей с самого раннего возраста. Хотя этот проект направлен в первую очередь на обучение студентов, его идеи и подходы постепенно внедряются в дошкольное образование для развития ключевых когнитивных и творческих навыков у младших детей. Цель проекта — создать благоприятные условия для развития у детей навыков, необходимых для работы в инженерных и технических профессиях, что начинается с формирования базовых понятий и навыков через игру, эксперименты и творчество. Другие STEAM-инициативы в Казахстане включают создание центров инновационного обучения, где дети могут участвовать в проектной деятельности, направленной на решение реальных задач, таких как строительство простых механизмов, моделирование инженерных решений и разработка креативных проектов. Например, в некоторых детских садах проводятся занятия по робототехнике и программированию, где дети в игровой форме учатся основам инженерии и развивают математическое и логическое мышление. Кроме того, существует практика интеграции экологических проектов в STEAM-образование. Дети участвуют в проектах, связанных с изучением природы, например, создают модели экосистем или экспериментируют с возобновляемыми источниками энергии, что способствует не только развитию познавательных навыков, но и экологической осведомленности с раннего возраста.
Внедрение STEAM-образования в дошкольные учреждения Казахстана уже показало положительные результаты. Исследования показывают, что дети, которые участвовали в STEAM-программах, демонстрируют улучшенные когнитивные навыки, такие как решение проблем, логическое и критическое мышление. Участие в проектах по робототехнике, инженерии и наукам помогает детям лучше понимать абстрактные научные концепции, что подготавливает их к дальнейшему обучению в школе. Кроме того, у детей, прошедших STEAM-обучение, наблюдается улучшение навыков командной работы и коммуникации. Занятия, направленные на совместное решение задач, способствуют развитию социальной ответственности и умению эффективно работать в команде, что является важным аспектом в современном образовании.
Результаты внедрения STEAM-программ также показывают рост интереса у детей к науке и технике, что важно для будущей подготовки квалифицированных специалистов в этих областях. STEAM-образование позволяет детям с раннего возраста осознавать важность междисциплинарного подхода к обучению и развивает у них способность творчески и критически подходить к решению задач. Таким образом, STEAM-образование в Казахстане не только способствует когнитивному развитию дошкольников, но и закладывает фундамент для их будущих успехов в учебе и профессиях, связанных с наукой и техникой.
В Турции внедрение STEAM-образования в дошкольные образовательные программы является важным элементом современной образовательной политики. Министерство национального образования Турции осознает необходимость интеграции инновационных подходов в дошкольное образование для подготовки детей к вызовам будущего. В последние годы в Турции усилия направлены на то, чтобы сделать STEAM основой обучения на всех уровнях, начиная с самого раннего возраста. Образовательные программы и учебные планы включают STEAM-методики в качестве ключевого компонента для стимулирования детского любопытства, креативности и способности решать проблемы. Особое внимание уделяется подготовке педагогов, которые проходят специальные курсы по внедрению STEAM в учебный процесс. [2] В дошкольных учреждениях создаются специальные площадки и лаборатории, где дети могут участвовать в интерактивных занятиях, ориентированных на развитие навыков
науки, техники, инженерии, искусства и математики через игру и проектную деятельность. Кроме того, в Турции проводится целенаправленная политика поддержки STEAM-образования через различные государственные и частные программы, направленные на повышение уровня образовательной подготовки педагогов и улучшение материально-технической базы детских садов. Это позволяет дошкольным учреждениям предоставлять детям доступ к современным технологиям и практическим заданиям, которые стимулируют их познавательное развитие.
Одним из наиболее ярких примеров успешного внедрения STEAM-образования в дошкольные программы Турции является проект «Learning about soil with Tipitop and his friends». Этот проект был направлен на повышение осведомленности детей о важности охраны окружающей среды, в частности, изучение почвы и ее роли в экосистеме. В рамках проекта дети изучали свойства почвы, проводили эксперименты и создавали модели, что способствовало развитию научного мышления и экологической грамотности. Проект был организован при поддержке TUBITAK (Научный и Технологический Исследовательский Совет Турции) и показал высокую успешность в повышении познавательных навыков у детей, их способности решать проблемы и критически анализировать информацию.
Еще одним примером успешной интеграции STEAM является проект «We design our school for our visually impaired friend», в котором дети работали над созданием инженерных решений для помощи слабовидящим ученикам в школе. Дошкольники разрабатывали тактильные дорожки и программировали робота Bee-Bot, чтобы помочь своим слабовидящим друзьям ориентироваться в школьной среде. Этот проект способствовал не только развитию технических и инженерных навыков, но и социальной ответственности, эмпатии и коллективной работе. Дети учились использовать свои знания для решения реальных задач, что сделало обучение не только познавательным, но и социально значимым. [2]
Оба проекта демонстрируют, что STEAM-образование в Турции может успешно интегрироваться в дошкольные программы через практические проекты, направленные на решение экологических и социальных проблем.
Реализация STEAM-проектов в Турции оказала значительное влияние на когнитивное и социальное развитие дошкольников. Исследования показывают, что дети, участвовавшие в этих проектах, демонстрируют улучшенные навыки критического мышления, умение решать проблемы и использовать научные методы в повседневной жизни. STEAM-проекты помогают детям развивать логику, креативность и инженерные навыки в игровой форме, что стимулирует их познавательное развитие. Кроме того, STEAM-образование оказывает влияние на развитие социальных навыков у детей. Проекты, такие как «We design our school for our visually impaired friend», учат детей работать в команде, понимать важность сотрудничества и взаимопомощи. Это помогает формировать у детей чувство ответственности за окружающих, а также развивать эмпатию и уважение к нуждам других людей. Результаты STEAM-образования в Турции демонстрируют, что дети, проходящие обучение по этой методике, не только приобретают знания в области науки и техники, но и учатся применять их для решения реальных задач. Таким образом, STEAM-образование в Турции способствует всестороннему развитию личности дошкольников, формируя у них не только познавательные, но и социальные навыки, которые будут необходимы в будущем. [3]
Общие черты STEAM-образования в обеих странах
STEAM-образование в Казахстане и Турции имеет ряд общих черт, связанных с основными целями и задачами внедрения данной образовательной методики. Оба государства признают важность STEAM как инновационного подхода к развитию познавательных навыков у детей с раннего возраста. В обеих странах STEAM-образование фокусируется на
формировании у дошкольников таких навыков, как критическое мышление, креативность, решение проблем и научное мышление.
Обе образовательные системы стремятся создать благоприятные условия для междисциплинарного обучения, где дети могут интегрировать знания из науки, технологий, инженерии, искусства и математики для решения реальных задач. Кроме того, в Казахстане и Турции используются сходные методики, включающие проектную работу, эксперименты, использование роботов и цифровых технологий, что помогает детям практиковаться в решении конкретных проблем через исследование и творчество. Еще одним общим элементом является внимание к подготовке педагогов. Как в Казахстане, так и в Турции активно внедряются программы по обучению воспитателей STEAM-методам. Оба государства делают упор на обучение педагогов новым подходам и предоставление им ресурсов для создания благоприятной STEAM-среды в дошкольных учреждениях. Несмотря на схожие цели, STEAM-образование в Казахстане и Турции имеет свои уникальные особенности, обусловленные культурными и образовательными контекстами обеих стран.
В Казахстане STEAM-образование более ориентировано на подготовку будущих инженеров и специалистов в технических профессиях. Национальная образовательная программа Казахстана включает проекты, направленные на развитие инженерного мышления и технологий с самого раннего возраста. Важную роль играют проекты по робототехнике и программированию, которые внедряются в дошкольные учреждения для формирования у детей базовых технических навыков. [4] Программы также фокусируются на научных и технологических аспектах, что отражает акцент на будущие инженерные и технические специальности.
В Турции, с другой стороны, STEAM-образование имеет более широкий гуманитарный и социальный фокус. Программы направлены на развитие не только познавательных, но и социальных навыков, таких как эмпатия и командная работа. Турецкие STEAM-проекты, такие как «We design our school for our visually impaired friend», ориентированы на решение социальных проблем и воспитание социальной ответственности у детей. Важное внимание уделяется экологической грамотности и осведомленности о проблемах окружающей среды, что демонстрирует проект «Learning about soil with Tipitop and his friends». В Казахстане акцент на техническом и инженерном образовании привел к значительным результатам в развитии у детей логики, решения проблем и математических навыков. Дети, участвующие в STEAM-программах, более уверенно используют технологии, разрабатывают простые инженерные решения и приобретают базовые знания в области робототехники. [5]
В Турции STEAM-образование оказывает большее влияние на развитие социальных и экологических навыков. Дети приобретают не только технические знания, но и умение работать в команде, сопереживать другим и осознавать важность заботы об окружающей среде. Это отражает более широкий междисциплинарный подход, который включает элементы искусства и социального обучения наряду с наукой и техникой. Заключение
Таким образом, STEAM-образование в Казахстане и Турции имеет как сходства, так и различия. В обеих странах этот подход способствует развитию познавательных навыков, однако образовательные программы и результаты варьируются в зависимости от культурных и образовательных приоритетов. В Казахстане акцент делается на технические и инженерные навыки, в то время как в Турции основное внимание уделяется социальным и экологическим. STEAM-образование играет ключевую роль в развитии познавательных навыков дошкольников в Казахстане и Турции, способствуя формированию таких важных способностей, как критическое мышление, креативность, научное мышление и умение решать
проблемы. В обеих странах STEAM активно внедряется в дошкольное образование, и дети демонстрируют улучшение когнитивных навыков через участие в проектной деятельности, где интегрируются научные, технические, инженерные, художественные и математические дисциплины.
ЛИТЕРАТУРА
1. Джантассова, Д., Черчилль, Д., Шебалина, О. и Ахметова, Д. (2022). Повышение квалификации в области инженерного образования и технологий с помощью STEAM-образования. Науки об образовании . https://doi.org/10.3390/educsci12110737 .
2. Огельман, Х. (2012). Обучение детей дошкольного возраста природе: проект по предоставлению почвенного образования детям в Турции. Журнал раннего детского образования , 40, 177-185. https://doi.org/10.1007/S10643-012-0510-4 .
3. Хаджиоглу, Й. и Суичмез, Э. (2022). STEAM-образование в дошкольном образовании: мы проектируем нашу школу для нашего друга с нарушениями зрения. Научная деятельность , 59, 55-67. https://doi.org/10.1080/00368121.2022.2056111 .
4. Использование дидактического потенциала STEM- и STEAM-технологий в решении задач / В. Н. Аниськин, С. В. Аниськин, Е. В. Замара, О. А. Янкевич. Текст: непосредственный // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы: материалы Четырнадцатой международной научно-практической конференции, Самара, 09-10 октября 2019 г. Самара, 2019. С. 19-24.
5. Конюшенко С.М. STEM VS STEAM - образование: изменение понимания того, как учить / С.М. Конюшенко, М.С. Жукова