Научная статья на тему 'РОБОТИЗИРОВАННЫЕ ИГРУШКИ И МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ STEАM ОБРАЗОВАНИЯ'

РОБОТИЗИРОВАННЫЕ ИГРУШКИ И МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ STEАM ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
529
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STEАM ОБРАЗОВАНИЕ / МИНИ-РОБОТ / МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ / ИНТЕРЕС К МАТЕМАТИКЕ / ДОШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ломаева Марина Валентиновна

В статье обоснована целесообразность применения в работе с дошкольниками мини-роботов. Роботизированные игрушки - доступное, актуальное дидактическое средство. С его помощью довольно сложный математический материал легче усваивается детьми. Непосредственно образовательная деятельность дошкольников организуется в форме игры. Занятия носят интегрированный и практико-ориентированный характер, что способствует формированию у детей функциональной грамотности. Обучение дошкольников элементам программирования, в частности на занятиях по математике, соответствует идеям STEAM образования. В статье описан проект по математическому развитию дошкольников. Часть занятий, включенных в проект, носит интегрированный характер, решает задачи формирования элементарных математических представлений и ознакомления с окружающим миром. В работе представлено краткое содержание двух примерных занятий с использованием мини-робота «Умная пчела». Подобные занятия можно организовать в любом детском саду, как реализующем парциальную программу «STEAM образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста», так и работающем по иным программам, связанным с познавательным развитием детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ломаева Марина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROBOTIC TOYS AND MATHEMATICAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS IN THE CONTEXT OF STEAM EDUCATION

The article substantiates the expediency of using mini-robots in working with preschoolers. Robotic toys are an affordable, up-to-date didactic tool. With its help, rather complex mathematical material is easier for children to digest. The educational activities of preschoolers are organized directly in the form of a game. Classes are integrated and practice-oriented, which contributes to the formation of functional literacy in children. Teaching preschool children programming elements, in particular in math classes, corresponds to the ideas of STEAM education. The article describes a project on the mathematical development of preschoolers. Part of the classes included in the project is integrated in nature, solves the problems of forming elementary mathematical representations and familiarization with the surrounding world. The paper presents a summary of two sample classes using a mini-robot "Smart Bee". Such classes can be organized in any kindergarten, both implementing the partial program "STEAM education for preschool and primary school age children", and working on other programs related to the cognitive development of children.

Текст научной работы на тему «РОБОТИЗИРОВАННЫЕ ИГРУШКИ И МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ STEАM ОБРАЗОВАНИЯ»

Занятие 2. Составление учениками интеллект-карт по теме «Использование робототехники на уроках» на основании экскурсии в кванториума, детского технопарка, музея. Интеллект-карта - это способ фиксации мыслей; помогают визуально структурировать, запоминать и объяснять сложный или же ёмкий материал. В основе составления и разработки интеллект-карт лежит ассоциация, т.е. будущий педагог строит свой ассоциативный ряд к определенному научному понятию. Выполняя задание, он показывает свое личностное отношение к изучаемому понятию, свою познавательную заинтересованность или ее отсутствие.

Занятие 3. Ролевая игра «Проблемная педагогическая ситуация». Старшие школьники делятся на группы по 3 человека, затем раздаются роли «учитель», «психолог», «ученик». Заранее должны быть подготовлены на листочках проблемные ситуации. Команда выбирает листочек с проблемной ситуацией, совещается о решении, а затем разыгрывается вся ситуация. Технология «Проблемная педагогическая ситуация» помогает старшеклассникам самоопределиться в эмоционально-напряженной для них ситуации, дает возможность принимать собственные решения.

Занятие 4. Занятие проводится в формате дискуссии с помощью приёма «Аквариум». Специфика формата в том, что небольшая группа людей обсуждает какую-то горячую тему перед аудиторией. Это очень эффективный формат для обсуждения трендовых тем и выявления разных точек зрения. Тема дискуссии «С какими трудностями сталкивается учитель - предметник в своей педагогической деятельности?». Школьники распределяются во внешний и внутренний круг. Участники внутреннего круга активно ведут дискуссию, участники внешнего круга наблюдают и делают записи, затем участники меняются. Каждый ученик должен отстоять свою точку зрения.

Занятие 5. Ученикам на занятии предлагается составить «программу саморазвития», как учителя-предметника. Программа саморазвития будущего педагога - это программа действий по достижению конкретных целей самовоспитания с учетом требований профессии к человеку. Процесс самопрограммирования личности - это материализация собственного прогноза по самосовершенствованию.

Занятие 6. Данное занятие проводится в дистанционной форме с помощью приложения «Webwhiteboard». Приложение интегрировано в видео-чат. Веб-доска позволяет делать совместное редактирование текста, благодаря встроенному текстовому редактору. Ведущим задаётся педагогическая проблемная ситуация, в свою очередь ученики с помощью веб-доски предлагают свои решения.

Готовность к профессиональному самоопределению учащихся педагогических классов будет развиваться продуктивно только в том случае, если будет начинаться на этапе довузовской подготовки, в период обучения в школе, в процессе профориентационной подготовки. Психолого-педагогическая и предметная подготовка личности старшего школьника в процессе начального психолого-педагогического образования происходит постепенно. Психолого-педагогический класс выступает в роли «мотивирующего» этапа, когда у школьников складывается положительное отношение к психолого-педагогическим знаниям и готовность их использовать в дальнейшем. Развитие профессиональной мотивации будущих учителей - важная задача современного педагогического образования. Ценностное отношение и мотивация к педагогической деятельности, позволяют не только результативно выполнять профессиональные задачи, но и эффективно действовать в нестандартных ситуациях [7].

Выводы. Результаты анализа теоретической основы и практических предпосылок позволили нам обозначить перспективные линии возможных направлений научного поиска исследуемой проблематики: разработка нормативного обеспечения функционирования психолого-педагогических классов; выявление педагогических условия готовности старшеклассников поступления в педагогический вуз; организация деятельности психолого-педагогических классов на уровне наставничества; развитие сетевого взаимодействия психолого-педагогических классов с вузом и др.

Литература:

1. Алексеева, Л.П. Инновационные формы учебных занятий как средство активизации учебно-познавательной деятельности / Л.П. Алексеева // Sciences of Europe. - 2020. - № 54-3 (54). - С. 45-47.

2. Гущина, Т.И. Сетевой педагогический класс как форма профессиональной ориентации старшеклассников / Т.И. Гущина, Л.Н. Макаров, А.Ю. Курин // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2018. - Т. 23.

- № 174. - С. 27-34.

3. Куликова, Л.Г. Инновационные процессы в образовании как комплексная педагогическая проблема: коллективная монография / Л.Г. Куликова // Современные проблемы непрерывного педагогического образования. - Барнаул, 2018. -С. 167-183.

4. Самбур, В.И. Пропедевтика формирования готовности к профессиональной мобильности старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / В.И. Самбур. - Москва, 2021. - 21 с.

5. Скударёва, Г.Н. Педагогический класс как субъект допрофессионального педагогического образования / Г.Н. Скударёва, В.Л. Бенин // Педагогический журнал Башкортостана. - 2021. - № 3 (93). - С. 82-94.

6. Холматов, Ш.Ф. Интерактивные методы и их применение в классе / Ш.Ф. Холматов // Достижения науки и образования. - 2018. - № 8 (30). - С. 72-73.

7. Чекалева, Н.В. Интеграция психолого-педагогической, методической и предметной подготовки будущих педагогов в вузе / Н.В. Чекалева, Н.С. Макарова, Ю.Б. Дроботенко // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2018. - № 3 (33).

- С. 144-150.

Педагогика

УДК 373.24

кандидат педагогических наук, доцент Ломаева Марина Валентиновна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

РОБОТИЗИРОВАННЫЕ ИГРУШКИ И МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ

STEАM ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье обоснована целесообразность применения в работе с дошкольниками мини-роботов. Роботизированные игрушки - доступное, актуальное дидактическое средство. С его помощью довольно сложный математический материал легче усваивается детьми. Непосредственно образовательная деятельность дошкольников организуется в форме игры. Занятия носят интегрированный и практико-ориентированный характер, что способствует формированию у детей функциональной грамотности. Обучение дошкольников элементам программирования, в частности на занятиях по математике, соответствует идеям STEAM образования. В статье описан проект по математическому

развитию дошкольников. Часть занятий, включенных в проект, носит интегрированный характер, решает задачи формирования элементарных математических представлений и ознакомления с окружающим миром. В работе представлено краткое содержание двух примерных занятий с использованием мини-робота «Умная пчела». Подобные занятия можно организовать в любом детском саду, как реализующем парциальную программу «STEAM образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста», так и работающем по иным программам, связанным с познавательным развитием детей.

Ключевые слова: STEAM образование, мини-робот, математические представления, математическая деятельность, логические операции, интерес к математике, дошкольники.

Annotation. The article substantiates the expediency of using mini-robots in working with preschoolers. Robotic toys are an affordable, up-to-date didactic tool. With its help, rather complex mathematical material is easier for children to digest. The educational activities of preschoolers are organized directly in the form of a game. Classes are integrated and practice-oriented, which contributes to the formation of functional literacy in children. Teaching preschool children programming elements, in particular in math classes, corresponds to the ideas of STEAM education. The article describes a project on the mathematical development of preschoolers. Part of the classes included in the project is integrated in nature, solves the problems of forming elementary mathematical representations and familiarization with the surrounding world. The paper presents a summary of two sample classes using a mini-robot "Smart Bee". Such classes can be organized in any kindergarten, both implementing the partial program "STEAM education for preschool and primary school age children", and working on other programs related to the cognitive development of children.

Key words: STEAM education, mini robot, mathematical representations, mathematical actions, logical operations, interest in mathematics, preschoolers.

Введение. STEM или STEAM образование это относительно новый подход в дидактике, предполагающий интеграцию таких областей знания как естественные науки, технология, инженерия, математика, а также искусство. Актуальность STEAM образования объясняется необходимостью формирования у обучающихся целостной картины мира, интегрированных знаний, а также умений их применять для решения жизненных задач, что соответствует реализации дидактического принципа связи обучения с жизнью, современному тренду на формирование функциональной грамотности обучающихся. В настоящее время такой подход реализуется на всех ступенях образования, но не столь широко, как он того заслуживает.

Для первой и второй ступеней образования разработана и апробируется парциальная образовательная программа «STEAM образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста» [1], в содержание которой авторы включили освоение окружающего мира в процессе экспериментирования, конструирования, изучения математики, использования робототехники, игр по системе Ф. Фребеля. Авторы программы среди психолого-педагогических условий ее реализации выделяют: профессиональное развитие педагогов, работающих в этой системе; обучение, занимательное по форме; знание, применимое на практике и др. [5].

В данной статье приводится обоснование использования роботизированных игрушек в математическом развитии детей дошкольного возраста в русле STEAM образования.

Изложение основного материала статьи. Нормативные документы дошкольного образования - Федеральный государственный образовательный стандарт, примерная основная образовательная программа - определяют результат освоения программы в части математики (целевые ориентиры) в очень общем виде: ребенок обладает элементарными представлениями из области математики [3, 4]. При этом, как указывают документы, знания и умения усваиваются в различных видах деятельности и активности детей - игровой, познавательной, творческой, конструирования и т.п., что вполне соответствует технологии STEAM.

Математическое развитие дошкольников определяется как «качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций» [8, С. 4].

В свою очередь формирование элементарных математических представлений рассматривают как «целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями» [7, С. 7]. Математическое содержание, которое предстоит освоить обучающимся в детском саду, включает представления о множестве, натуральном числе и нуле, размере, некоторых физических величинах, геометрических фигурах, а также умения ориентироваться во времени, на плоскости и в пространстве. Дошкольники осваивают счет, измерения, простейшие вычисления; устанавливают отношения на различных множествах, учатся строить, определять истинность и формулировать высказывания и умозаключения.

Теория и практика дошкольного образования показывает, что обучающиеся вполне успешно усваивают программный материал, если все компоненты образовательного процесса соответствуют возрастным и индивидуальным возможностям ребенка [2]. К этому тезису добавим необходимость учета современного состояния дошкольной педагогики, уровня развития технического прогресса, информатизации и цифровизации всех сфер жизни. Внедряя инновационные технологии в работу с детьми дошкольного возраста, нужно проектировать образовательную деятельность так, чтобы «освоение математического содержания ... сопровождалось позитивными эмоциями - радостью и удовольствием» [4, С. 35].

Одним из средств математического развития детей является робототехника. Это область образования, представляющая интеграцию «физики, мехатроники, технологии, математики, кибернетики и информационно-коммуникационных технологий» [6, С. 46]. Актуальность ее применения в основном и дополнительном образовании обуславливается глобальной цифровизацией большинства отраслей производства и бытовой сферы, поэтому целесообразно использовать робототехнику на занятиях с детьми начиная уже с первой ступени образования. Для детей дошкольного возраста образовательная робототехника представлена роботизированными игрушками - мини-роботами «Bee-Bot» («Умная пчела»), «Робомышь», «Жук», «Вездеход», «Авто».

Внедрение элементарной робототехники в развивающую среду детского сада соответствуют основным идеям STEAM образования и способствует:

- формированию математических представлений и способов математической деятельности в практико-ориентированных ситуациях;

- развитию логики;

- воспитанию интереса к познанию.

Рассмотрим возможности роботизированных игрушек в математической подготовке детей дошкольного возраста на примере наборов «Умная пчела», «Робомышь», в который входит робот и поле, предназначенное для его передвижения, построения маршрута.

Основу деятельности с роботизированными игрушками составляет программирование, следовательно, тщательное продумывание каждого шага. Главная задача дошкольника добраться до нужного объекта, обозначенного на поле. Для того, чтобы реализовать эту цель, ребенку необходимо проложить маршрут «Умной пчелы» или «Робомыши» от места на коврике, где она находится, до заданного объекта. В процессе создания маршрута, дошкольник считает количество шагов робота, выбирает направление движения (налево, направо, вперед, назад), затем с помощью соответствующих кнопок на спинке игрушки задает последовательность команд. В процессе указанной деятельности у дошкольника формируются представления о количестве, навыки счета, ориентировки в пространстве.

Поля для мини-робота могут иметь различное содержание. Так, например, используя коврик с геометрическими фигурами, дошкольники по заданию педагога строят маршрут, проходящий, например, через квадраты, или через все желтые фигуры, или все большие красные круги и т.п. В процессе такой деятельности формируются представления о геометрических фигурах. Отметим, что если фигуры на поле разного размера, то в процессе игр с роботом будут усвоены представления о размере объектов. Навык ориентировки во времени можно формировать с помощью коврика, где есть картинки, изображающие части суток, времена года, а для освоения цифровой записи, принципов построения натурального ряда можно предложить для игры поле с числами.

В играх с программированием роботов формируются способы математической деятельности, например, счет. Так, для запуска робота ребенку необходимо посчитать количество шагов на поле, а затем задать программу, нажав соответствующее число раз на кнопки, расположенные на корпусе роботов. При этом, освоение счета проходит ненавязчиво, в деятельности, интересной детям. Счет в данном случае выполняет практико-ориентированную функцию, то есть реализуется дидактический принцип применимости освоенных знаний для решения жизненных задач.

Познавательная деятельность, организованная с использованием роботизированных игрушек, способствует формированию у дошкольников логических операций. Для развития анализа и синтеза дошкольникам предлагаются задания, предполагающие выбор предметов из совокупности по заданному признаку. Например, «Умная пчела» перемещается по полю с геометрическими фигурами, задание - проложить маршрут до заданной фигуры. Или: педагог предлагает дошкольникам собрать машину из частей, изображенных на коврике (имеются необходимые для создания машины и лишние предметы). Можно предложить задание обратного характера: педагог строит маршрут через определенные части какого-либо предмета (в нашем случае части машины), дошкольники внимательно следят за маршрутом и высказывают предположения об объекте, который может быть собран из данных частей.

Для развития операции сравнения, можно использовать задания типа: двум дошкольникам (или нескольким группам детей) ставится задача помочь «Робомыши» дойти до сыра разными путями. Каждый ребенок (группа) выстраивает свой путь, затем проводится сравнение маршрутов по различным критериям (количество шагов, время, количество поворотов и т.д.).

Операция классификации активно развивается при выполнении заданий: найди и проложи маршрут до того, кто бегает, кто плавает; что можно есть, а что нельзя и т.д.

В процессе программирования игрушек формируется интерес к математике, поскольку ребенок понимает, что для решения игровой задачи ему необходимо уметь считать, знать направления движения, различать левую и правую стороны. Интерес к познавательной деятельности помогает дошкольнику легче усваивать сложное математическое содержание. За счет уникальности внешнего вида, подвижности, отзывчивости на заданные команды игрушки-роботы привлекают внимание дошкольников, вызывают у них интерес, желание взаимодействовать с ними. Все наборы роботизированных игрушек цветные, сделаны из качественных материалов, имеют механизмы, двигаются, доступны для детей. Совокупность всех указанных факторов способствует формированию интереса к занятиям математикой.

Таким образом, роботизированные игрушки это современное, полезное, доступное, развивающее дидактическое средство, соответствующее логике STEAM образования, позволяющее в игровой форме приобретать и использовать для решения практических задач опыт математической деятельности.

Нами был изучен уровень математического развития детей старшего дошкольного возраста, посещающих Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Детство», структурное подразделение детский сад № 204 города Нижний Тагил. В ходе исследования было выявлено, что наиболее успешно дошкольники справляются с заданиями, связанными с количественными представлениями, классификацией, представлениями о геометрических фигурах. Самыми трудными для воспитанников оказались задания на ориентировку в пространстве, логические задачи. Кроме того, мы выявили, что заинтересованы в успешности выполнения задания менее половины дошкольников, остальные имеют средний уровень интереса к математическому содержанию и математической деятельности.

Полученные результаты обусловили создание педагогического проекта по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста с помощью роботизированных игрушек.

Задачи проекта:

1. Формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных математических представлений и способов математической деятельности.

2. Развитие логических операций.

3. Воспитание интереса к математической деятельности.

Участники проекта: воспитатель, дети старшего дошкольного возраста.

Тип проекта: долгосрочный.

Срок реализации проекта: один год.

Оборудование: Bee-Bot «Умная пчела», набор полей для робота, комплект «Робомышь».

Практическая деятельность по реализации проекта осуществляется поэтапно. На подготовительном этапе изучаются, анализируются и выбираются роботизированные игрушки, которые можно использовать для решения обозначенных выше задач, определяются формы работы с дошкольниками, количество мероприятий и характер их проведения, содержание занятий, продолжительность реализации проекта, разрабатывается тематический план. Основной этап предполагает систему занятий с детьми. На заключительном этапе осуществляется подведение итогов проекта.

Планируемый результат:

- у дошкольников сформированы заданные пррограммой элементарные математические представления и способы математической деятельности;

- развиваются логические операции;

- сформирован интерес к математическим занятиям.

Проект состоит из двадцати четырех интегрированных занятий, разбитых на блоки: «Приключения Пчелки в стране Геометрии (форма окружающих предметов)», «Времена года», «Мы познаем мир (растения и животные)», «Все профессии нужны, все профессии важны». В содержании каждого занятия отражается связь математики с жизнью, предполагается

применение усвоенных знаний и умений для решения игровых задач. Продолжительность занятий 25-30 минут, периодичность - два раза в месяц. Все занятия соответствуют рабочей программе данной возрастной группы в образовательной области «Познавательное развитие». Кроме того, проект может служить основой для дополнительной образовательной услуги по обучению детей основам программирования.

Приведем пример содержания занятий из блоков «Приключения Пчелки в стране Геометрии» и «Мы познаем мир».

Занятие № 4. «Прямоугольник».

Цель: формирование представлений о прямоугольнике.

Задачи:

- формировать представления о признаках прямоугольника;

- развивать логические операции (анализ, синтез, классификация, сравнение);

- воспитывать интерес к математической деятельности, программированию.

Оборудование. «Умная пчела», поле с изображениями геометрических фигур, ульев, пчелиных сот, рамок.

Организационная часть. Актуализация знаний по ранее изученному геометрическому материалу в форме викторины. Четвертая остановка в «стране Геометрии» (прямоугольник)».

Основная часть. Беседа о прямоугольнике, его признаках, нахождение предметов, имеющих форму прямоугольника. Физкультминутка. Закрепление знаний о прямоугольнике с помощью робота «Умная пчела», задания детям:

- найди прямоугольник на коврике среди различных геометрических фигур и проложи к нему путь Пчелки (программирование робота); докажи, что это прямоугольник;

- назови фигуры, которые встретились на пути робота, назови их признаки;

- построй дорожку к предметам, необходимым для Пчелки, которые имеют форму прямоугольника (программирование робота), назови эти предметы.

Заключительная часть: рефлексия.

Занятие № 9. «Мы познаем мир (птицы)».

Цель: формирование представлений о перелетных и зимующих птицах.

Задачи:

- формировать представления об основных особенностях перелетных и зимующих птиц, временах года, различных направлениях движения (вправо-влево), совершенствовать способы математических действий (счет);

- развивать логические операции (анализ, синтез, классификация);

- воспитывать интерес к занятиям по математике, бережное отношение к миру природы.

Оборудование. «Умная пчела», поле с изображениями перелетных и зимующих птиц, кормушек, пейзажей с разными временами года.

Организационная часть. Организованное наблюдение за птицами за окном (или актуализация представлений о птицах, которых дети наблюдали на прогулке).

Основная часть. Беседа о перелетных и зимующих птицах, особенностях их жизнедеятельности. Физкультминутка. Закрепление знаний о птицах с помощью робота «Умная пчела»:

- проложи дорожку так, чтобы Пчелка познакомилась со всеми перелетными птицами (программирование маршрута Пчелки); сколько их? назови этих птиц;

- проложи дорожку так, чтобы Пчелка познакомилась со всеми зимующими птицами (программирование маршрута Пчелки); сколько их? назови этих птиц;

- каких птиц больше? На сколько? Сколько птиц нужно добавить, чтобы их стало поровну?;

- помоги Пчелке построить дорожку к кормушке для снегиря (программирование маршрута Пчелки);

- помоги Пчелке построить дорожку для снегиря ко времени года, когда прилетают снегири (программирование маршрута Пчелки) и т.д.;

- подскажи Пчелке последовательность времен года, начиная с зимы (программирование маршрута Пчелки).

Заключительная часть: закрепление информации о птицах с помощью видеосюжета; рефлексия.

Выводы. Используя роботизированные игрушки в математическом развитии дошкольников, на интегрированных занятиях в образовательной области «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений, ознакомление с окружающим миром), можно организовать обучение, развитие и воспитание дошкольников в русле актуальных социальных запросов, в частности в логике STEM образования. В процессе познавательной деятельности дети осваивают азы программирования, строят последовательность определенных действий, ведущих к заданному результату, ищут оптимальный способ решения задачи, то есть готовятся в последующем решать разнообразные задачи в цифровой среде.

Математические представления и способы математической деятельности, представления об окружающем мире формируются в практико-ориентированных ситуациях, реализуется дидактический принцип связи обучения с жизнью, формируется функциональная грамотность обучающихся. Процесс освоения программного содержания детьми становится интересным, осмысленным, а, значит, более качественным.

Литература:

1. Волосовец, Т.В. STEAM образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа / Т.В. Волосовец, В.А. Маркова, С.А. Аверин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. - 112 с.

2. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А.М. Леушина. - М.: Просвещение, 1974. - 368 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. N 1155. - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 08.08.2022).

4. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования от 20.05.2015. - URL: https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/primemaya_osn_obr_prog_do.pdf (дата обращения: 08.08.2022).

5. Теплова, А.Б. Психолого-педагогические условия реализации программы «STEAM образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста» / Т.Б. Теплова // Научно-практическое образование, исследовательское обучение, STEAM-образование: новые типы образовательных ситуаций: Сборник докладов IX Межд. науч.-практ. конф. «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве». Том 1 / под ред. А.С. Обухова. - М.: МОД «Исследователь»; Журнал «Исследователь/Researcher», 2018. - С. 161-166.

6. Тузикова, И.В. Изучение робототехники: путь к инженерным специальностям / И.В. Тузикова // Школа и производство. - 2013. - № 5. - С. 45-47.

7. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. [и др.]; под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1988. - 303 с.

8. Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е.И. Щербакова. -М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 392 с.

Педагогика

УДК 373

кандидат педагогических наук, доцент Луткин Станислав Сергеевич

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Екатеринбург)

КОНСТРУКТОР ИНСТРУМЕНТОВ ТЬЮТОРА В СОПРОВОЖДЕНИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В статье представлена структура и возможности методического пособия «Конструктор инструментов тьютора» (КИТ). В соответствии с логикой тьюторского сопровождения ученических проектов, авторы и руководители проектной деятельности используют различные элементы данного конструктора. Пособие представляет собой набор карточек, каждая из которых визуализирует и кратко описывает определённый приём проектной деятельности или элемент проекта (субъекты, ресурсы, критерии оценки и пр.). Появление подобного инструментария обусловлено требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов. Необходимо обеспечить максимальную самостоятельность проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Для этого и нужен набор доступных приёмов самоорганизации. Внедрение конструктора инструментов тьютора в практику сопровождения ученических проектов позволяет руководителям расширить ассортимент тьюторских техник. Обучающие курсы, консультирование авторов проектов, продуктивные сессии проектных групп - ключевые сферы применения «КИТа». Логика привлечения того или иного инструмента задана с одной стороны структурой пособия, а с другой, может простраиваться индивидуально автором проекта или его наставником. Задача тьютора своевременно вооружить подопечного тем или иным инструментом из арсенала конструктора.

Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождение, конструктор инструментов тьютора, проектно-исследовательская деятельность, наставничество.

Annоtation. The article presents the structure and capabilities of the methodological manual "Tutor Tool Builder" (KIT). In accordance with the logic of tutor support of student projects, authors and project managers use various elements of this constructor. The manual is a set of cards, each of which visualizes and briefly describes a certain method of project activity or project element (subjects, resources, evaluation criteria, etc.). The appearance of such tools is due to the requirements of Federal state Educational Standards. It is necessary to ensure maximum independence of students' design and research activities. To do this, we need a set of available self-organization techniques. The introduction of the tutor's tool designer into the practice of supporting student projects allows managers to expand the range of tutor techniques. Training courses, consulting of project authors, productive sessions of project groups are additional areas of application of the "KIT". The logic of attracting a particular tool is set on the one hand by the structure of the manual, and on the other it can be built individually by the author of the project or his mentor. The task of the tutor is to equip the ward in a timely manner with one or another tool from the designer's arsenal.

Key words: tutor, tutor support, designer of tutor's tools, design and research activities, mentoring.

Введение. Обновленные стандарты общего образования сохраняют приоритет системно-деятельностного подхода в формулировках планируемых результатов освоения основной образовательной программы и в средствах организации учебно-познавательной деятельности обучающихся. Проектно-исследовательская деятельность в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования остается образовательной технологией, позволяющей решать педагогические задачи, которые имеют не только предметный, но и универсальный характер. Итогом развития универсальных учебных действий у обучающихся основной школы в рамках данной продуктивной деятельности является подготовка и защита индивидуального проекта.

Разработка индивидуального итогового проекта (ИИП) обучающимися 10-11-х классов в соответствии с ФГОС СОО стала обязательным компонентом индивидуального учебного плана. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования обозначает специфику проектно-исследовательской деятельности обучающихся 10-11 классов: «На уровне среднего общего образования проект реализуется самим старшеклассником или группой обучающихся. Они самостоятельно формулируют предпроектную идею, ставят цели, описывают необходимые ресурсы и пр.» [2, С. 205]. В данном документе подчеркивается, что проектная работа должна быть обеспечена тьюторским (кураторским) сопровождением.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время в России должность «тьютор» официально закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования. Специальность «тьютор» внесена в «Единый квалификационный справочник руководителей и служащих», в раздел «квалификационные характеристики должностей работников образования» [1].

При этом в образовательной практике «тьютором» называют различных работников сферы образования. У одних он ассоциируется со специалистом, который организует условия для успешного развития ребенка с ОВЗ с учетом его возможностей и потенциала, создает для ребенка благоприятную среду для успешной учебы и социальной адаптации. У других - это куратор и помощник обучающегося в рамках дистанционного образования, который является проводником обучающегося и инструктором в вопросах использования электронных образовательных ресурсов, в выполнении технических процедур на выбранной образовательной онлайн-платформе. Консультант центра тестирования и профориентации или сотрудник школы ответственный за профориентационную работу с обучающимися также выступают в роли тьютора, помогающего выстраивать образовательную и профессиональную траекторию своих подопечных. Общим во всех случаях является принцип индивидуализации образования и направленность педагогической деятельности на раскрытие образовательного потенциала личности обучающегося. По мнению Ковалевой Т.М. и её единомышленников, тьюторское сопровождение - «это движение тьютора вместе с изменяющейся личностью тьюторанта, рядом с тьюторантом, разрабатывающим и реализующим свою персональную индивидуальную образовательную программу, осуществление своевременной навигации возможных путей, при необходимости оказание помощи и поддержки» [3, С. 33].

В такой трактовке можно говорить не только о деятельности конкретного специалиста, занимающего должность тьютора, но и о педагогической деятельности учителя, руководителя проекта, любого наставника, осуществляемой из тьюторской позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.