УДК 378 EDN FIJIVD
В.А. Арюткин, А.Н. Арюткина
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
Творческое развитие музыкантов играет важную роль в формировании их профессиональных навыков и умений. Интерпретация музыкальных произведений становится важным фактором в развитии творческих способностей исполнителей, так как позволяет им раскрывать свою индивидуальность и уникальный стиль исполнения. Процесс создания исполнительской интерпретации является многосоставным, включает в себя различные компоненты творческой деятельности и поэтому может оказывать развивающее воздействие на целый комплекс способностей музыканта. В свете этого работа над интерпретацией музыкального произведения особенно ценна на этапе профессионального обучения студентов-исполнителей.
Ключевые слова: интерпретация, музыкальное исполнительство, творческие способности, коммуникативные способности, развитие музыканта
Для цитирования: Арюткин В.А., Арюткина А.Н. Интерпретация как фактор развития коммуникативно-творческих способностей студентов-исполнителей // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 3. С.181-185, EDN FIJIVD.
Vitaly A. Aryutkin, Anna N. Aryutkina INTERPRETATION AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE AND CREATIVE ABILITIES OF PERFORMING STUDENTS
The creative development of musicians plays an important role in the formation of their professional skills and abilities. The interpretation of musical works becomes an important factor in the development of the creative abilities of performers, as it allows them to reveal their individuality and unique style of performance. The process of creating a performing interpretation is multi-component, includes various components of creative activity and therefore can have a developing effect on the whole range of abilities of a musician. In light of this, work on the interpretation of a musical work is especially valuable at the stage of professional training of student performers.
Keywords: interpretation, musical performance, creativity, communication skills, musician development For citation: Aryutkin V.A., Aryutkina A.N. Interpretation as a factor in the development of communicative and creative abilities of performing students // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 3. С.181-185, EDN FIJIVD.
Введение
Проблемы художественной интерпретации произведений искусства и коммуникации музыканта тесно связаны с самим их существованием. Фактически, любое новое прочтение литературного текста или акт исполнения музыки уже является своего рода интерпретацией и требует особого рода коммуникации. Как театральная постановка всякий раз оказывается результатом режиссёрского переосмысления, актёрского видения роли, так и музыкальное выступление во многом опирается на индивидуальные представления конкретного исполнителя об образе и его воплощении. В некотором роде, музыкальный исполнитель, создавая собственную интерпретацию, становится в один ряд с автором сочинения. Р.Н. Здобнов называет музыкальное исполнительство «вторым этапом процесса создания и воплощения произведений» [2, с. 115]. Г.М. Коган в статье «Парадоксы об исполнительстве» высказывается на этот счёт схожим образом, ставя знак равенства между исполнением и соавторством [4].
Литературный обзор
Интерес исследователей к феномену исполнительской интерпретации и коммуникации музыканта прослеживается в ряде научных работ - от статей до монографий. К во-
просам, связанным с данной проблематикой, обращались в разное время Б.В. Асафьев, Е.Г. Гуренко, Р.Н. Здобнов, Г.М. Коган, Н.П. Коры-халова, Ю.Л. Кочнев, Ю.А. Кремлев, В.В. Медушевский, С.Х. Раппопорт и многие другие исследователи. В последние годы внимание к теме не ослабевает, существующие подходы углубляются. Примеры тому -работы С.Я. Вартанова, Д.А. Дятлова, Т.В. Лымаревой, А.В. Малинковской, Л.В. Никитиной, М.Л. Платоновой, Я.А. Сердюк, Д.А. Ушаковой и ряда других авторов. Вопросы выявления имагологических аспектов коммуникации, деформации коммуникативных практик, рассмотрение экскоммуникации как культурного феномена изучаются научных работах последних лет [5].
Осмыслением интерпретации занимаются представители многих областей гуманитарного знания: философии, как рассмотрение объекта и его внешних проявлений; герменевтике и филологии, как осмысление текстов; психологии, как связующее звено личности и окружающей действительности и т.д. Вместе с тем, каждая сфера познаний высвечивает лишь те аспекты, которые непосредственно касаются предмета ее изучения. Сегодня трансформируются как жизненные установки людей, так и способы коммуникации,
что накладывает отпечаток как на сам процесс межличностного взаимодействия, так и на вариативность трактовки сообщений [6, с.138].
Материалы и методы
Прежде чем оценивать значение интерпретации в развитии творческих способностей студентов-исполнителей, уточним значение используемой в статье терминологии, апеллируя к нескольким авторитетным источникам (указаны в тексте ниже). Это представляется необходимым во избежание путаницы в смежных понятиях. Имея дело с нотным текстом, музыкант, так или иначе, формирует определённые стилистические, характеристические, образно-эмоциональные границы содержания произведения - то, что входит в понятие исполнительской трактовки. На её основании выстраивается более широкое и целостное явление - интерпретация. Нередко два эти термина употребляют в синонимичном значении, однако стоит понимать, что они обозначают два разных этапа одного объёмного процесса. Словарь русского языка даёт такое определение слова «трактовать»: рассматривать, расценивать каким-либо образом; давать объяснение чему-либо, истолковывать [7]. Толковый словарь Д.Н. Ушакова предлагает понимать под трактовкой обсуждение чего-нибудь, размышление; толкование, оценивание чего-нибудь [8].
В тех же источниках находим значение понятия «интерпретация»: толкование, объяснение, раскрытие смысла чего-либо; творческое раскрытие образа или музыкального произведения исполнителем (здесь и далее курсив - А. А.) [7]. В словаре Ушакова обнаруживается существенное уточнение: основанное на собственном толковании творческое исполнение какого-нибудь музыкального, литературного произведения или драматической роли [8].
Как видно из приведенных определений, трактовкой является понимание чего-либо в общем (в контексте данной статьи - образной картины произведения), интерпретацией же -процесс детализации составляющих этого образа.
Особенно многогранно интерпретация может проявлять себя в жанрах, сочетающих два компонента - литературный и музыкальный, визуальный и музыкальный (включающий, например, пластику или живопись), так как их соединение даёт больше возможностей для возникновения многообразия трактовок содержательной и выразительной сторон кон-
кретного произведения. Так, среди музыкальных произведений особняком стоят программные (вне зависимости от типа и уровня программности), дающие не только музыкально-выразительную характеристику нотного текста, но и дополнительную (литературную, словесно-тематическую, иллюстративно-художественную и проч.) В то же время, музыка, не сообщенная с программной нагрузкой, требует от исполнителя не меньше усилий в отношении ее интерпретации из-за большей условности содержания. Второй случай накладывает на музыканта и большую ответственность за достижение баланса авторского и собственного в исполнении. Прежде, чем сказать о факторах влияния творческого начала музыканта на процесс интерпретации, назовем два ее важнейших принципа, грань между которыми весьма тонка:
- адекватность замыслу композитора, основанная на грамотном аналитическом подходе к произведению со стороны исполнителя (стилистическая и характеристическая точность, воплощенная верными средствами музыкальной выразительности);
- индивидуальное видение исполнителем художественного образа произведения, авторский подход к трактовке его содержания, настроения, смыслов, не противоречащий замыслу композитора.
Результаты
В результате пилотажного исследования, проведённого нами в течение 2022-2023 учебного года среди студентов 1-2 курсов музыкально-исполнительского факультета специальности инструментальное исполнительство, были выявлены проблемы. На завершающем этапе изучения психолого-педагогических и методических аспектов специальных дисциплин студенты недостаточно осознают смысл понятия «интерпретация», «коммуникация», не придают особого значения этим категориям в своей деятельности как профессионально значимым свойствам личности. Так, по результатам анкетирования было выявлено: 43% студентов понимают под интерпретацией трактовку, идейный замысел, а под коммуникацией - общение; 36% -новое прочтение произведения (новое содержание произведения) и обмен информацией; 21 % студентов ассоциируют эти понятия с индивидуальным подходом к исполнению (своя динамика, темп, аппликатура) и жестами. Таким образом, даётся характеристика, свидетельствующая об узком понимании интерпретации и коммуникации. Хотя студенты
осознают, что коммуникативно-творческие способности можно приобрести, сформировать и развить в исполнительской деятельности. Анализ данных, проводимый на базе Самарского государственного института культуры, показал, что требуется внедрение методов с применением коммуникативных технологий, которые повысят осознанность исполнения обучающимися и получат положительный отклик слушательской аудитории (выборка составила 40 человек).
На границе этих двух составляющих музыкального исполнения формируется искомая интерпретация как осознанный феномен: при чутком соблюдении авторской мысли музыкант отражает в своей игре собственное понимание образа, как бы раскодирует и оживляет заложенную в авторском тексте квинтэссенцию художественного значения. По меткому замечанию А. Устинова, «в процессе интерпретации объем "информации", закодированной в знаковой форме в партитуре, разворачивается в несоизмеримо больший содержательный объем реального звучания <...> исполнительским фактором обусловлены и многозначность музыкальной семантики и "размытость" музыкальных знаков и <...> многоплановость музыкального языка. Исполнитель многократно усложняет грамматику нотного текста, привнося в неё в процессе живого интонирования грамматику выразительности» [10, с. 237-238].
Умение грамотной интерпретации, безусловно, требует определенного профессионального багажа. Однако это вовсе не означает, что прибегать к такого рода работе с авторским текстом способны лишь высокопрофессиональные музыканты. Интерпретация сама по себе может являться фактором развития творческих способностей исполнителей, которые еще только проходят свой путь профессионального становления. На примитивном уровне очевидных ассоциаций она может быть осуществлена даже самыми юными учащимися в рамках предпрофессионального образования. Это обусловлено и невысоким уровнем технической трудности произведений учебного репертуара, и простотой его образно-содержательного компонента, и однозначностью используемых средств выразительности. Тем не менее, на данном этапе баланс между авторским и личным сильно смещен в сторону первого (это связано с особенностями начального периода музыкального обучения, на которых мы не будем подробно останавливаться в данной статье). Но уже в
этот период попытки интерпретировать произведение становятся шагом, пробуждающим творческое мышление начинающего исполнителя и способствующим развитию творческих способностей, в целом.
По мере профессионального роста увеличиваются требования к исполнителю, растут его компетенции, значительно усложняется репертуар, и на этапе профессионального образования студенту приходится интерпретировать различные по содержанию музыкальные произведения. С одной стороны, эта задача требует высокого уровня владения исполнительским мастерством, внушительного объема теоретических знаний, умений и навыков. Интерпретация - своего рода искусство передачи смысла и эмоций через музыку. Это сложный процесс, который требует от музыканта не только технических навыков, но и глубокого понимания музыкальной композиции. С другой стороны, процесс интерпретации способствует развитию творческих способностей студента-исполнителя. Рассмотрим подробнее обе эти грани исполнительской интерпретации с позиции их образовательной роли.
Во-первых, музыкант должен владеть техническими навыками игры на своем инструменте. Это включает в себя не только правильное воспроизведение нотного текста, но и грамотное использование динамической нюансировки и чуткое следование темповым изменениям, а также умение передавать различные тембры и характерные интонации в качестве звукоизобразительных приемов. В данном аспекте речь идет о звукоизобрази-тельности, предусмотренной содержанием произведения - имитации пения птиц, звучания охотничьего рога, перекличек, пастушьего наигрыша, песенной мелодики в инструментальной музыке и т.п. Без таких навыков исполнение музыкального произведения будет неполноценным и, скорее всего, далеким от правильной интерпретации.
Кроме того, интерпретация музыкального произведения означает не только верное воспроизведение нотного текста, но и передачу эмоций, мыслей и чувств через исполнение музыкального произведения. «Нотный текст <...> практически информационно неисчерпаем. Лишь на фоне знания общих и характерных черт, стилевых особенностей творчества композитора студент сумеет почувствовать образное назначение каждого элемента музыкальной ткани произведения, каждого функционального соотношения» [3]. Студен-
ту-исполнителю необходимо иметь глубокое понимание музыкальной композиции. Это включает в себя знание структуры произведения, его истории и контекста, а также понимание музыкальных стилей и жанров. Только при наличии такого понимания музыкант сможет правильно передать эмоциональное и смысловое содержание композиции. Важными здесь являются обстоятельства создания конкретного сочинения, биографические сведения об авторе (авторах), а также все те возможные моменты, которые могли наложить отпечаток на образное содержание музыки.
Так как коммуникативно-творческие способности включают в себя не столько техническое мастерство, сколько умение проникнуть в суть произведения, его идею и содержание, важная задача возлагается на педагога. Высшее звено музыкального образования не предполагает большой педагогической работы над совершенствованием технических способностей студента, а фокусируется на осознанности и художественности исполнения программы. При работе со студентом-исполнителем, педагогу необходимо помочь музыканту развить свои творческие способности, давая своевременные отсылки к анализу произведения и культурно-исторической специфике - сюда входят изучение стиля, формообразования, содержания произведений и первоисточников (при наличии).
Важной частью накопления профессионального опыта и, как следствие, расширения интерпретаторского взгляда, является слуховой опыт - так называемая наслушанность. Под этим подразумевается знакомство с обширным кругом вариантов исполнения произведений из своей программы. Также возможна демонстрация педагогом собственного исполнения. Однако стоит понимать, что обогащение опыта студента, основанное на накоплении слуховых представлений из сторонних интерпретаций, не должно перерастать в слепое их копирование - в последнем случае интерпретация, как процесс творческой деятельности, отмирает.
Кроме того, педагог может стимулировать своих учеников к экспериментированию с интерпретацией, поощрять различные подходы к исполнению исходного материала, но обязательно подкреплять их собственными критическими комментариями. Это позволяет музыкантам развивать свою креативность, находить новые способы исполнения и выра-
жения своих музыкальных идей. Также подобный подход к процессу является мощным стимулом для развития творческих способностей студента и, в то же время, позволяет избрать для себя оптимальную интерпретатор-скую тактику через поиск.
Коммуникативно-творческие способности также помогают музыкантам развивать умение работать над выражением и драматургией в музыке, что создает более глубокое и прочное впечатление на аудиторию. Это немаловажно, так как музыкальное исполнительство нацелено на артистичную подачу произведения и коммуникацию со слушателем. Педагоги могут помочь своим ученикам осознать важность коммуникации через музыку и развитие навыков взаимодействия с публикой через свое исполнение. Верно замечено Д.И. Варламовым, что термин «интерпретация» должен пониматься как «интерпретация в условиях коммуникации» [1, с.149].
Обсуждение
Таким образом, в процессе интерпретатор-ской работы, у студента формируется эмоциональная чувствительность (эмпатия), необходимая для правильной трактовки языка музыкального произведения. Это способствует развитию способности погрузиться в атмосферу и настроение композиции, передавая ее через свою игру слушателям. Красноречиво иллюстрирует эту мысль высказывание И.А. Томского: «Хорошее исполнение - синоним к слову "творчество". И только от исполнителя зависит, одухотворит ли он музыкальное произведение или, наоборот, принизит. Именно индивидуальная трактовка произведения возводит исполнительскую деятельность на творческий уровень» [9].
Заключение
Подводя итог, заключим: работа над интерпретацией способствует развитию творческих способностей у студента-исполнителя, совершенствованию технических навыков игры на инструменте, глубокому пониманию музыкальной композиции, эмоциональной чувствительности. Таким образом, интерпретация играет важную роль в развитии творческих способностей музыкантов, а педагоги могут стимулировать это развитие через обучение анализу, экспериментированию и развитию навыков коммуникации через музыку. Создание условий для творческого роста музыкантов способствует формированию их уникального стиля и вклада в музыкальное искусство.
Литература
1. Варламов Д.И. Психология и педагогика музыкального искусства и образования: моногр. сб. статей. Саратов: Саратовская гос. консерватория имени Л.В. Собинова, 2024. 218 с.
2. Здобнов Р.Н. Исполнительство - род художественного творчества. // Эстетические очерки. Вып. 2. Москва, 1967. С. 98 - 149.
3. Карнаухова, Т. И Теоретические аспекты исполнительской интерпретации музыкального образа в процессе подготовки педагога-музыканта / / Вестник ТГПИ. Гуманитарные науки. 2009. № 2. С. 397-401
4. Коган Г.М. Парадоксы об исполнительстве // Избранные статьи. Вып. 3. Москва: Сов. композитор, 1985. C. 29 - 54.
5. Коммуникации в условиях цифровой трансформации современного российского общества. Выпуск 3. : монография ; под ред. В. В. Кафтана, Коллектив авторов. Москва: Русайнс, 2023. 444 с. ISBN 978-5-466-03523-0. [Электронный ресурс] URL: https://book.ru/book/950500 (дата обращения: 31.05.2024).
6. Писаревская Н.С. Проблема исследования интерпретации в межличностной коммуникации // МНИЖ. 2021. №4-3 (106). [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-issledovaniya-interpretatsii-v-mezhlichnostnoy-kommunikatsii (дата обращения: 05.06.2024).
7. Словарь русского языка: в 4-х т. /РАН, Ин-т лингвистич. исследований; под ред. А. П. Евгеньевой. 4-е изд., стер. Москва: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. 800 с.
8. Толковый словарь русского языка : в 4-х т. / под ред. Д. Н. Ушакова. Москва: Сов. энциклопедия : ОГИЗ, 1935-1940. 88405 с.
9. Томский И.А. Творческая интерпретация музыкальных произведений в вокальном исполнении // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12217 (дата обращения: 17.05.2024)
10. Устинов А. Моделирование музыкального исполнения // Музыка в информационном мире: Наука. Творчество. Педагогика: сб. ст. Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2003. С. 228-249.
References
1. Varlamov D.I. Psihologija i pedagogika muzykal'nogo iskusstva i obrazovanija: monogr. sb. statej. Saratov: Saratovskaja gos. konservatorija imeni L.V. Sobinova, 2024. 218 s.
2. Zdobnov R.N. Ispolnitel'stvo - rod hudozhestvennogo tvorchestva. // Jesteticheskie ocherki. Vyp. 2. Moskva, 1967. S. 98 - 149.
3. Karnauhova, T. I Teoreticheskie aspekty ispolnitel'skoj interpretacii muzykal'nogo obraza v processe podgotovki pedagoga-muzykanta / / Vestnik TGPI. Gumanitarnye nauki. 2009. № 2. S. 397-401
4. Kogan G.M. Paradoksy ob ispolnitel'stve / / Izbrannye stat'i. Vyp. 3. Moskva: Sov. kompozitor, 1985. C. 29 - 54.
5. Kommunikacii v uslovijah cifrovoj transformacii sovremennogo rossijskogo obshhestva. Vypusk 3. : monografija ; pod red. V. V. Kaftana, Kollektiv avtorov. Moskva: Rusajns, 2023. 444 s. ISBN 978-5-466-03523-0. [Jelektronnyj resurs] URL: https://book.ru/book/950500 (data obrashhenija: 31.05.2024).
6. Pisarevskaja N.S. Problema issledovanija interpretacii v mezhlichnostnoj kommunikacii // MNIZh. 2021. №43 (106). [Jelektronnyj resurs] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-issledovaniya-interpretatsii-v-mezhlichnostnoy-kommunikatsii (data obrashhenija: 05.06.2024).
7. Slovar' russkogo jazyka: v 4-h t. / RAN, In-t lingvistich. issledovanij; pod red. A. P. Evgen'evoj. 4-e izd., ster. Moskva: Rus. jaz.; Poligrafresursy, 1999. 800 s.
8. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka : v 4-h t. / pod red. D. N. Ushakova. Moskva: Sov. jenciklopedija : OGIZ, 19351940. 88405 s.
9. Tomskij I.A. Tvorcheskaja interpretacija muzykal'nyh proizvedenij v vokal'nom ispolnenii // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2014. № 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12217 (data obrashhenija: 17.05.2024)
10. Ustinov A. Modelirovanie muzykal'nogo ispolnenija // Muzyka v informacionnom mire: Nauka. Tvorchestvo. Pedagogika: sb. st. Rostov n/D: RGK im. S. V. Rahmaninova, 2003. S. 228-249.
УДК 78.G9 EDN YXNAIY
Р.Э. Ильясов, Р.А. Гиниятов, И.Ш. Ганиев
ОРКЕСТРОВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ МУЗЫКАНТА
Авторы в своей статье, основываясь на источниках научного исследования, исходя из собственного опыта, проиллюстрировали особенности оркестрового исполнительства как фактора воспитания музыканта. Фактором музыкального воспитания является практическая деятельность исполнителя и музыканта, который стремится совершенствовать и развивать свои профессиональные умения и навыки. Этому способствует коллектив, в котором отрабатывается навык оркестрово-ансамблевого исполнения музыкальных произведений разного жанра.
В статье авторы приводят примеры оркестрового исполнительного искусства тех площадок, где они принимали участие и показывали свой профессиональный результат.