Литература
1. Варламов Д.И. Психология и педагогика музыкального искусства и образования: моногр. сб. статей. Саратов: Саратовская гос. консерватория имени Л.В. Собинова, 2024. 218 с.
2. Здобнов Р.Н. Исполнительство - род художественного творчества. // Эстетические очерки. Вып. 2. Москва, 1967. С. 98 - 149.
3. Карнаухова, Т. И Теоретические аспекты исполнительской интерпретации музыкального образа в процессе подготовки педагога-музыканта / / Вестник ТГПИ. Гуманитарные науки. 2009. № 2. С. 397-401
4. Коган Г.М. Парадоксы об исполнительстве // Избранные статьи. Вып. 3. Москва: Сов. композитор, 198S. C. 29 - S4.
5. Коммуникации в условиях цифровой трансформации современного российского общества. Выпуск 3. : монография ; под ред. В. В. Кафтана, Коллектив авторов. Москва: Русайнс, 2023. 444 с. ISBN 978-S-466-03S23-0. [Электронный ресурс] URL: https://book.ru/book/950500 (дата обращения: 31.05.2024).
6. Писаревская Н.С. Проблема исследования интерпретации в межличностной коммуникации // МНИЖ. 2021. №4-3 (106). [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-issledovaniya-interpretatsii-v-mezhlichnostnoy-kommunikatsii (дата обращения: 05.06.2024).
7. Словарь русского языка: в 4-х т. /РАН, Ин-т лингвистич. исследований; под ред. А. П. Евгеньевой. 4-е изд., стер. Москва: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. 800 с.
В. Толковый словарь русского языка : в 4-х т. / под ред. Д. Н. Ушакова. Москва: Сов. энциклопедия : ОГИЗ, 193S-1940. 88405 с.
9. Томский И.А. Творческая интерпретация музыкальных произведений в вокальном исполнении // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12217 (дата обращения: 17.05.2024)
10. Устинов А. Моделирование музыкального исполнения // Музыка в информационном мире: Наука. Творчество. Педагогика: сб. ст. Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2003. С. 228-249.
References
1. Varlamov D.I. Psihologija i pedagogika muzykal'nogo iskusstva i obrazovanija: monogr. sb. statej. Saratov: Saratovskaja gos. konservatorija imeni L.V. Sobinova, 2024. 21В s.
2. Zdobnov R.N. Ispolnitel'stvo - rod hudozhestvennogo tvorchestva. // Jesteticheskie ocherki. Vyp. 2. Moskva, 1967. S. 9В - 149.
3. Karnauhova, T. I Teoreticheskie aspekty ispolnitel'skoj interpretacii muzykal'nogo obraza v processe podgotovki pedagoga-muzykanta / / Vestnik TGPI. Gumanitarnye nauki. 2009. № 2. S. 397-401
4. Kogan G.M. Paradoksy ob ispolnitel'stve / / Izbrannye stat'i. Vyp. 3. Moskva: Sov. kompozitor, 198S. C. 29 - S4.
5. Kommunikacii v uslovijah cifrovoj transformacii sovremennogo rossijskogo obshhestva. Vypusk 3. : monografija ; pod red. V. V. Kaftana, Kollektiv avtorov. Moskva: Rusajns, 2023. 444 s. ISBN 978-S-466-03S23-0. [Jelektronnyj resurs] URL: https://book.ru/book/9S0S00 (data obrashhenija: 31.0S.2024).
6. Pisarevskaja N.S. Problema issledovanija interpretacii v mezhlichnostnoj kommunikacii // MNIZh. 2021. №43 (106). [Jelektronnyj resurs] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-issledovaniya-interpretatsii-v-mezhlichnostnoy-kommunikatsii (data obrashhenija: 0S.06.2024).
7. Slovar' russkogo jazyka: v 4-h t. / RAN, In-t lingvistich. issledovanij; pod red. A. P. Evgen'evoj. 4-e izd., ster. Moskva: Rus. jaz.; Poligrafresursy, 1999. В00 s.
В. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka : v 4-h t. / pod red. D. N. Ushakova. Moskva: Sov. jenciklopedija : OGIZ, 193S-1940. 8840S s.
9. Tomskij I.A. Tvorcheskaja interpretacija muzykal'nyh proizvedenij v vokal'nom ispolnenii // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2014. № 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12217 (data obrashhenija: 17.0S.2024)
10. Ustinov A. Modelirovanie muzykal'nogo ispolnenija // Muzyka v informacionnom mire: Nauka. Tvorchestvo. Pedagogika: sb. st. Rostov n/D: RGK im. S. V. Rahmaninova, 2003. S. 22В-249.
УДК 78.G9 EDN YXNAIY
Р.Э. Ильясов, Р.А. Гиниятов, И.Ш. Ганиев
ОРКЕСТРОВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ МУЗЫКАНТА
Авторы в своей статье, основываясь на источниках научного исследования, исходя из собственного опыта, проиллюстрировали особенности оркестрового исполнительства как фактора воспитания музыканта. Фактором музыкального воспитания является практическая деятельность исполнителя и музыканта, который стремится совершенствовать и развивать свои профессиональные умения и навыки. Этому способствует коллектив, в котором отрабатывается навык оркестрово-ансамблевого исполнения музыкальных произведений разного жанра.
В статье авторы приводят примеры оркестрового исполнительного искусства тех площадок, где они принимали участие и показывали свой профессиональный результат.
Познавая особенности оркестрового исполнительства как фактора воспитания музыканта, исполнитель стремится к совершенствованию своих творческих способностей и мастерства воспроизведения музыкального произведения.
Ключевые слова: оркестровое исполнение, музыкальная педагогика, креативно-творческая личность, педагог-мастер, мастер-исполнитель
Для цитирования: Ильясов Р.Э., Гиниятов Р.А., Ганиев И.Ш.Оркестровое исполнительство как фактор воспитания музыканта // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 3. С.185-189, EDN YXNAIY.
Rasim E. Ilyasov, Ramazan A. Giniyatov, Ilnur Sh.Ganiev ORCHESTRAL PERFORMANCE AS A FACTOR IN EDUCATING A MUSICIAN
The authors in their article, based on the sources of scientific research based on their own experience, illustrated the features of orchestral performance as a factor in the upbringing of a musician. The factor of musical education is the practical activity of a performer and a musician who strives to improve and develop his professional skills and abilities. This is facilitated by the team, which develops the skill of orchestral and ensemble performance of musical works of various genres. In their article, the authors give examples of the orchestral performance art of those venues where they participated and showed their professional results.
Learning the peculiarities of orchestral performance as a factor in the upbringing of a musician, the performer strives to improve his creative abilities and mastery of the performance of a musical work.
Keywords: orchestral performance, musical pedagogy, creative personality, teacher-master, master performer
Для цитирования: Ilyasov R.E., Giniyatov R.A., Ganiev I.Sh. Orchestral performance as a factor in educating a musician// Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 3. С.185-189, EDNYXNAIY.
Введение
В век цифровых технологий и создания искусственного интеллекта происходит трансформация человеческого мышления, которое может быть подчинено машинному сознанию, привести к нивелированию творчества и потери культуры художественных ценностей.
Современная система образования дает возможность сформировать креативную личность, которая способна быть непосредственной, искать новые подходы и пути реализации своих музыкально-творческих способностей через исполнительство произведений в едином творческом созвучии оркестра [4].
Совершенствование и развитие музыкального воспитания определяет потребность в осмыслении качественного подхода исполнительской деятельности музыканта. Как особая область образования и развитиямузы-кальная педагогикаеще с древнейших времен играла важную роль в жизни человека. Платон, Аристотель, Пифагор, основатель школы математики, в своих размышлениях рассуждали о музыке как движущей силе процесса, в котором индивидуум культивирует себя, формирует как создатель и исполнитель своего творческого продукта. Лад, ритм, тембр, ансамблевое звучание музыкальных инструментов, с точки зрения философов, - это разностороннее развитие личности человека, утверждение его творческой и профессиональной позиции в обществе и проявления характерных и индивидуальных черт как музыканта исполнителя в оркестре [6].
Материалы и методы
Изученный нами научно-
исследовательский материал в процессе рас-
крытия актуальности предложенной темы-позволил выявить особенности оркестрового исполнительства как фактора воспитания и специфику деятельности музыканта как исполнителя.
Учитывая темперамент музыканта, его уникальность и нюансы музыкального воспроизведения композицийв процессе оркестрового исполнения, в работе использовались метод обучения, направленный на совместную работу мастера-педагога и студента, с помощью которого в оркестровом коллективе применяются воспитательная и развивающая функции.
Практический метод, его традиционная и инновационная стороны дают возможность использовать педагогические технологии, способные совершенствовать музыканта-исполнителя и показать его музыкально-ценностные и креативные возможности нового прочтения музыкального материала, передать свои профессиональные умения и навыки через формы, образы и тексты в звучании музыкальных инструментов.
Литературный обзор
Оркестрово-коллективное исполнительство как фактор воспитания музыканта - это искусство игры на музыкальных инструментах. Оркестровая культура музыканта помогает сохранять ценности музыкального исполнительства, не забывать отрадицияхму-зыкальной культуры и ее стилях.
Так, например, в рамках изучаемой нами проблемыученый-исследователь О.А.Блох утверждает, что во все времена оркестровое исполнительство как стиль и направление инструментальной музыки и фактор воспитания
музыканта-исполнителя представляло собой синтезированную и объединенную форму профессиональной и творческой подготовки будущих специалистов в оркестровых коллективах^].
В.Д.Зарицкая в своей статье «Понятие исполнительской культуры и ее развитие в процессе индивидуальных и оркестровых занятий» рассуждает об особенностях оркестровой культуры. Она апеллирует к таким исследователям в теории музыки, как Л.Т.Файзрахманова, И.Э. Рахимбаева, С.В. Кириллов. Они,в свою очередь, сходятся во мнении, что исполнительская культура в музы-кальномискусстве, совершенствуя знания, умения и навыки, вкупе с художественным вкусом, гармониеймузыкального языка и образно-эмоциональным строем музыкального произведения повышает эстетически-интеллектуальную воспитанностьмузыкан-та[3].
Т.М. Лукашевич, рассуждая о профессионально-педагогических умениях и навыках студентов - будущих музыкантов-исполнителей, говорит о том, что потребностью высших учебных заведений культуры является воспитание музыканта как исполнителя и профессионалав культуре прочтения музыкального произведения. Главная роль, как утверждает автор, отводится сохранению исторических народных традиций и духовных ценностей народного музыкального искусства. В связи с чем оркестрово-исполнительская подготовка - это сочетание педагогической и концертно-исполнительской деятельности, направленноена качественное обучение и воспитаниев профессиональной деятельности музыкантов-исполнителей [5].
Результаты
Проанализированный нами научно-методический материал показывает, что сегодня важно развивать у студентов их умения и навыки исполнительства в музыкально-оркестровом коллективе.
Музыкально-оркестровый коллектив создает комфортную среду для воспитания в музыканте внимательногоотношения как к прочтению произведения, так и гармоничного исполнения музыкального произведения. Сам исполнитель, демонстрируя свои умения и навыки, стремится их развивать в импровизации.
Научные источники свидетельствует о том, что знания и навыки оркестрового исполнительства создаютновую среду длямузыкаль-
ного воспитания современного молодого поколения музыкантов-исполнителей[8].
Художественно-педагогическая работа в оркестровом коллективе имеет свои специфические особенности. Практика показывает, что фактором музыкального воспитания является профессиональная подготовка будущего руководителя оркестра, поэтому важно еще в период получения знаний в вузе, со стороны педагогов-наставников научить студента индивидуальному подходу, деликатности, отзывчивости, симпатии и эмпатии в деятельности художественных руководителей оркестра, которые будут работать уже со своими музыкантами-исполнителями. Прежде всего, надо научиться находить источник творческого вдохновения, искать пути исред-ства художественной выразительности и серьезно подходить к содержанию музыкального произведения [2].
Наш опыт работы со студентами-исполнителями демонстрирует, чтопедагоги и мастера-дирижеры Казанского государственного института культуры РасимЭдгямович Ильясов и Александр Сергеевич Козлов, создатели двух коллективов«Оркестра народных инструментов» и «Оркестра эстрадно-джазовой музыки»,в процессе работы со студентами, передовая свой музыкально-педагогический опыт, формируют у них знания и умения целостностиколлективного исполнения музыкальных произведений.
Они обучают умению и навыкам правильно играть, слышать и доводить до слушательской аудитории эмоции, мысли и душу оркестрового исполнения как народноймузыки, так и современной джазовой музыки.Тем самым, как утверждают руководители этих оркестров, выявляются и развиваются креативно-творческие способности студентов, повышается их желание самосовершенствоваться и добиваться успехов в оркестровом исполнительстве. РасимЭдгямович Ильясов и Александр Сергеевич Козлов как наставники своим ученикам показываютмастерство игры в ансамблевом исполнении, не теряя своей уникальности и индивидуальности.
Наши студенты во время практических занятий учатся умениям и навыкам руководителя-дирижера оркестра,что повышает и мотивирует их культуру музицирования, знакомит с разными стилями и музыкальными жанрами народной, классической и джазовой музыки.
Студенты сами стремятся найти свой стиль исполнения, для этого они ищут музыкаль-
ный материал, который помогает им по-иному исполнить музыкальное произведение, импровизировать в новых реалиях современного мира и в то же время оставить авторскую индивидуальность этого произведения.
Наш педагогический практический опыт свидетельствует о том, что обучаясь оркестровому исполнительству, мы, воспитывая, наблюдаем, как даже слабые студенты поступательно в профессиональном смысле становятся хорошими музыкантами-исполнителями.
Музыкальное познание исполнительского искусства проходит через теорию, когда студенты изучают азы сольфеджио, истории музыки, методологию и технологию обучения оркестрового, музыкального и исполнительского искусства.
Оркестрово-исполнительское творчество-дает студентамвозможность познакомиться с разными сценическими площадками, где онидемонстрируют свой музыкально-исполнительский опыт. Принимая участие в мероприятиях,которые посвящаются памятным событиям, праздникам, научным форумам, благотворительности и даже профори-ентационной деятельности, мы - педагоги-наставники - ставим целиколлективу оркестра исполнять музыкальное произведение, которое соответствует содержанию каждого ме-роприятия.Для этого заранее подбирается музыкальный репертуар. Это особенно важно, так как любой оркестровый коллектив, сохраняя свои традиции, передает их последующим поколениям.
Такими площадками для нас становятся город Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация и в виде приглашения - другие республики ближнего зарубежья.
Небольшие иллюстрации нашей художественно-музыкальной и исполнительной деятельности. Так, примером благотворительности являются проведенные мероприятия студентами и преподавателямифакультета Высшей школы искусств Казанского государственного института культуры.
17 ноября 2023 года на площадке детской Республиканской клинической больницы города Казани на базе Семейного дома Благотворительного фонда «Семья вместе» проходил сольный концерт, где студенты музыканты-исполнители показали свои музыкальные умения и навыки.
Также в виде примера приведем одно из интересных, на наш взгляд, мероприятий. Это участие оркестра эстрадно-джазовой музыки
«Иа8И8иоп^> в конкурсе-фестивале «Рояль в джазе» в Москве в 2022 году, где коллектив стал лауреатом 1премии.Получив высшую награду, студенты и руководители после окончания фестиваля получили приглашение выступить и на другой площадке - в культовом джазовом клубе «ЭССЕ», где собрались посетители и профессионалы джазовой музыкальной культуры России.
Обсуждение
Оркестровое исполнительство в современном мире предлагает музыкантам-исполнителям разнообразные площадки для развития и совершенствования своей музыкальной культуры[7].
Созидая себя и накапливая свой профессиональный опыт,музыкант-исполнитель должен систематизировать свои знания, умения и навыки. Поэтому ему необходимо не только быть практиком в своей области, но и стремитьсяк научно-исследовательской дея-тельности,так как особенности исполнительского мастерства строятся на трех музыкально-педагогических и воспитательных позициях: истории, теории и практики ансамблевой игры на инструментах.
Наращивая свою музыкальную грамотность коллективного исполнительства, про-фессионал-музыкантв течение жизнедеятельности обогащает свой музыкальный ба-гажразнообразными вариациямиоркестрово-ансамблевого исполнительства.
Заключение
Оркестровое исполнительство как фактор-воспитания музыканта и его музыкальной культурыиграет важную роль в продвижении и улучшении коллективного музицирования.
Оркестровое исполнительство, имея свой богатый исторический опыт, продолжает традиции воспитания музыканта. Исполнение музыкальных произведений - это средство для повышения качествапродвижения личности музыканта в той области, которая поспособствует модернизации егопрофессиональ-ного авторитета и передачи умений и навыков будущим поколениям. В теории и практике исполнительского творчества должно присутствовать желание музыканта к усовершен-ствованиюсвоего исполнительского мастер-ства.Это вполне естественно, так как музыкальная педагогика является собирательницей теории и методики решения проблемы в разных разделах ее изучения, в том числе ив воспитательной роли оркестрово-
ансамблевого исполнительства.
Украшением для любого концерта является разнообразие исполнения качественно подобранного музыкального репертуара, его яркость, а также умение музыканта в процессе воспроизведения музыкального произве-
дения понять своего коллегу-музыканта, получить душевное волнение и совместно донести до аудитории красочность музыки исполняемого произведения.
Литература
1. Блох О.А. Педагогика оркестрово-ансамблевого исполнительства//Вестник МГУКИ. 2013. № 2(52). С. 212216.
2. Блох О.А. Специфика художественно-педагогической работы в детских оркестровых коллективах (ан-самблях)//Вестник МГУКИ. 2014. № 6(62). С. 156-160.
3. Зарицкая В.Д. Понятие исполнительской культуры и ее развитие в процессе индивидуальных и оркестровых занятий//Южно-Российский музыкальный альманах. 2019. № 4. С. 118-124.
4. Куприна Е.Ю., Ходырева В.В. Сотворчество в музыкальном образовании //Музыкальное искусство и образование. 2017. № 3. С. 76-8S.
5. Лукашевич Т.М. Оркестр «Перезвоны» ЧГПУ им. И.Я.Яковлева - школа развития профессионально-педагогической компетентности студентов- будущих руководителей детских творческих коллекти-вов//ВестникЧГПУ им. И.Я.Яковлева. 2018. № 2(98). С. 212-217.
6. Павлова Е.В. Музыкальное образование как необходимый аспект развития личности ребен-ка//Инновационные педагогические технологии: материалы II Международной научной конференции. Казань. 2015. С.135-139.
7. Романов Н.А. Репрезентация классической музыки в современном медиапространстве//Культура и искусство. 2017. № 7. С. 97-102.
8. СавинА.А., Савина В.А., Соболев М.А. Коллективное музицирование как метод музыкального обучения// Исследование молодых ученых: материалы XIII Международной научной конференции. 2020. С. 70-73.
Referenœs
1. Bloh O.A. Pedagogikaorkestrovo-ansamblevogoispolnitel'stva // Vestnik MGUKI. 2013. № 2(52). S. 212-216.
2. Bloh O.A. Specifikahudozhestvenno-pedagogicheskojraboty v detskihorkestrovyhkollektivah (ansambljah) // Vestnik MGUKI. 2014. № 6(62). S. 156-160.
3. Zarickaja V.D. Ponjatieispolnitel'skojkul'tury i eerazvitie v processeindividual'nyh i orkestrovyhzanjatij // Juzhno-Rossijskijmuzykal'nyjal'manah. 2019. № 4. S. 118-124.
4. KuprinaE.Ju., Hodyreva V.V. Sotvorchestvo v muzykal'nomobrazovanii //Muzykal'noeiskusstvo i obrazovanie. 2017. № 3. S. 76-BS.
5. Lukashevich T.M. Orkestr «Perezvony» ChGPUim. I.Ja.Jakovleva - shkolarazvitijaprofessional'no-pedagogicheskojkompetentnostistudentov- budushhihrukovoditelejdetskihtvorcheskihkollektivov / / VestnikChGPUim. I.Ja.Jakovleva. 2018. № 2(98). S. 212-217.
6. Pavlova E.V. Muzykal'noeobrazovaniekakneobhodimyjaspektrazvitijalichnostirebenka//Innovacionnyepedagogicheskietehnologii: materialy II Mezhdunarodnojnauchnojkonferencii. Kazan'. 201S. S.13S-139.
7. Romanov N.A. Reprezentacijaklassicheskojmuzyki v sovremennommediaprostranstve // Kul'tura i iskusstvo. 2017. № 7. S. 97-102.
В. Savin A.A., Savina V.A., Sobolev M.A. Kollektivnoemuzicirovaniekakmetodmuzykal'nogoobuchenija // Issledovaniemolodyhuchenyh: materialy XIII Mezhdunarodnojnauchnojkonferencii. 2020. S. 70-73.
УДК 793.3 EDN DWWEAG
М.И. Касимова, Э.Р.Калимуллина, Д.В. Мочалов
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА
Авторы на основе изученной научной литературы и собственного опыта раскрывают особенности формирования профессиональных умений на примере творческой деятельности хореографического коллектива «Изумрудный город» и школы балетного искусства Ballet Room под руководством Олега Ивенко. В статье отмечается, что занятия танцами способствуют лучшему пониманию и познанию мира искусства, пластики и движения через позитивное отношение к национальным особенностям своей культуры и культуре других народов.
Ключевые слова: педагог-хореограф, эстрадный детский танец, хореографический коллектив, мастер танца, балетное искусство
Для цитирования: Касимова М.И., Калимуллина Э.Р., Мочалов Д.В. Oсобенности формирования профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности педагога-хореографа // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 3. С.1В9-193, EDN DWWEAG.