Научная статья на тему 'ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ ДИРИЖЕРСКОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА И НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ РЕПЕТИЦИИ С ОРКЕСТРОМ'

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ ДИРИЖЕРСКОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА И НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ РЕПЕТИЦИИ С ОРКЕСТРОМ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
56
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДИРИЖЕР / ОРКЕСТРОВАЯ РЕПЕТИЦИЯ / ДИРИЖЕРСКОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / ПАРТИТУРА / РЕПЕТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / CONDUCTOR / ORCHESTRAL REHEARSAL / CONDUCTOR PERFORMANCE / INTERPRETATION / MUSICAL COMPOSITION / SCORE / REHEARSAL PROCESS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мохорт А.В.

В научной статье раскрываются основы дирижерского исполнительства, связи между дирижерским искусством и дирижерским исполнительством, этапы репетиционной работы дирижера с оркестром, интерпретация музыкального произведения, творческое единомыслие дирижера и музыкантов исполнителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELEMENTARY BASES OF CONDUCT EXECUTION AND SOME RECOMMENDATIONS FOR CONDUCTING A REPETITION WITH ORCHESTRA

The scientific article reveals the basics of conductor's performance, the relationship between conductor's art and conductor's performance, the stages of rehearsal work of the conductor and the orchestra, interpretation of the musical work, creative unanimity of the conductor and musicians of the performers. Keywords: conductor, orchestral rehearsal, conductor performance, interpretation, musical piece, score, rehearsal process.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ ДИРИЖЕРСКОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА И НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ РЕПЕТИЦИИ С ОРКЕСТРОМ»

УДК 378

Мохорт А.В., заслуженный артист России

преподаватель военно-дирижёрская кафедра Военный университет МО РФ Российская Федерация, г. Москва

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ ДИРИЖЕРСКОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА И НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ РЕПЕТИЦИИ С ОРКЕСТРОМ

Аннотация: В научной статье раскрываются основы дирижерского исполнительства, связи между дирижерским искусством и дирижерским исполнительством, этапы репетиционной работы дирижера с оркестром, интерпретация музыкального произведения, творческое единомыслие дирижера и музыкантов исполнителей.

Ключевые слова: дирижер, оркестровая репетиция, дирижерское исполнительство, интерпретация, музыкальное произведение, партитура, репетиционный процесс.

Mokhort A.V., honored Artist of Russia

senior lecturer Military-Conducting department Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation

Russian Federation, Moscow

ELEMENTARY BASES OF CONDUCT EXECUTION AND SOME RECOMMENDATIONS FOR CONDUCTING A REPETITION WITH

ORCHESTRA

Annotation: The scientific article reveals the basics of conductor's performance, the relationship between conductor's art and conductor's performance, the stages of rehearsal work of the conductor and the orchestra, interpretation of the musical work, creative unanimity of the conductor and musicians of the performers. Keywords: conductor, orchestral rehearsal, conductor performance, interpretation, musical piece, score, rehearsal process.

Key words: conductor, orchestral rehearsal, conductor performance, interpretation, musical composition, score, rehearsal process.

Введение:

Понимание исполнительства, как важнейшей части разнообразного в своих проявлениях музыкального искусства, в музыкальной науке утверждалось достаточно давно. Общепризнанными стали такие виды музыкального исполнительства, как вокальное, фортепианное, скрипичное, исполнительство на духовых и ударных инструментах и другие. Существует также, как, представляется недостаточно чётко определяемые понятия:

«дирижерское искусство» и «оркестровое исполнительство». Как свидетельствует практика, вся история развития оркестра и искусства управления им, т.е. дирижирования, диалектически связаны между собой и по существу, нерасторжимы. Это является ещё одним доказательством объединения этих двух компонентов в единую область - дирижерское исполнительство. Очевидным является факт, что только в результате творческого и духовного взаимодействия дирижера и оркестра, в совместном постижении партитуры исполняемого произведения, во взаимосвязи руководителя и коллектива музыкантов может возникнуть подлинно художественная интерпретация. Несомненно, что постижение партитуры является процессом, опережающим её исполнение, а потому требующим умения освоить и услышать, творчески осмыслить не только нотный текст партитуры, но и в соавторстве с композитором возможные творческие её варианты. Интерпретация предполагает тщательно подлинно научное исследование партитуры, а также знание материалов связанных с личностью автора, эпохой, в которой он творил, как соотносится написанное много десятилетий или веков назад с нашим восприятием, не останется ли что-то непонятным сегодняшним современным слушателям.

Изложение основного материала статьи:

Исполнительская репетиционная работа дирижера над различными по форме и содержанию, жанру и стилю музыкальными произведениями является основной формой развития дирижерского мышления, воспитание художественного вкуса и повышение профессионального уровня. Дирижерско-исполнительская постановка музыкального произведения на репетициях с оркестром - есть единый, целостный исполнительский процесс, который условно подразделяется на три этапа:

Первый этап это ознакомление оркестра с музыкальными произведениями и их разбор.

Методы работы:

-Исполнение музыкального произведения целиком в порядке ознакомления с нотным текстом;

-раскрытие музыкантами оркестра художественной и эмоциональной сущности музыкального произведения, его жанра, стиля, композиционной структуры;

-более тщательное изучение нотного текста, уточнение дирижерско-исполнительской аппликатуры, штрихов, установление моментов единой смены исполнительского дыхания в контексте с фразировкой, уяснение особенностей метроритма, определение частных и общей кульминаций, расшифровка музыкальных терминов и обозначений с последующей направленностью на более точную интерпретацию авторского замысла;

-проигрывание отдельных, наиболее характерных элементов музыкальной структуры с акцентированием внимания музыкантов на связующих элементах;

-выявление сложных в техническом отношении музыкальных построений с определением рекомендаций по их эффективному преодолению;

-сообщение музыкантам дополнительных сведений о композиторе, эпохе, стиле исполняемого произведения с целью глубокого раскрытия авторского замысла.

После ознакомления оркестра с исполняемым музыкальным произведением и его разбора до музыкантов доводится дирижерско-исполнительский план работы над ним, в котором определяются: -Цель изучения произведения;

-какими исполнительскими средствами будет раскрываться его идейно-художественное содержание;

-последовательность решения различных исполнительских задач и методы их решения.

Второй этап предполагает профессиональное овладение нотным текстом, а именно:

-Дирижер расчленяет произведение на отдельные, законченные в музыкальном отношении построения. Если в работе по оркестровым голосам возможно расчленение фактуры на самые мелкие формообразующие элементы, - мотив, фраза, предложение, период, - то при работе со всем оркестром над более крупными структурами, - экспозицией, (частью, разделом) разработкой, репризой, кодой с непременным уяснением частных и общей кульминаций с соподчинением всех выразительных исполнительских средств с их достижением;

-исполнение быстрых, технически и интонационно сложных построений в замедленном темпе с соподчинением технических проблем с технологией исполняемого построения. Недопустимо исполнение технически сложных построений вне связи с предыдущим и последующим музыкальным материалом, вне фразировки, вне связи с образно-эмоциональным содержанием произведения;

-тщательная, скрупулёзная работа над звуковой палитрой оркестрового звучания, полнотой и сочностью, характерным звучанием солистов и оркестровых групп;

-работа над темпо-ритмом с целью полного ощущения музыкантами внутридолевой пульсации музыкальной ткани;

-работа над динамикой, агогикой, штрихами и выразительным интонированием в контексте с содержанием произведения;

-суммирование дирижерско-исполнительских средств на выявлении жанровых, стилевых и прочих характерных свойств произведения;

-тщательная отработка каждой музыкальной фразы, построения; -соединение отдельных музыкальных построений внутри части и отдельных частей внутри цикла, по мере их готовности между собой;

-осуществление постоянного слухового контроля за, качеством исполнения каждого отдельного звука, фразы, музыкального эпизода с корректированием звучания в сторону личного образного представления;

-формирование и закрепление устойчивых взаимосвязей слуховых представлений музыкального материала у оркестрантов в сопряжении с мышечными ощущениями их исполнительского аппарата;

-вычленение аккомпанемента в сольных разделах с целью ролевого распределения партнёров по ансамблю;

-доведение репетиционного процесса до свободного овладения оркестрантами, как нотным текстом, так и техническими проблемами с целью установления абсолютного творческого контакта музыкантов со своим дирижером во время концерта.

Третий этап это концертное исполнение музыкального произведения. Высокохудожественное исполнение музыкального произведения целиком, без остановок, в нужных темпах, с выполнением всех авторских указаний на генеральной репетиции и в концертном выступлении оркестра. Логика репетиционного процесса непременно должна венчаться концертным исполнением музыкального произведения. В противном случае репетиционная работа над музыкальным произведением лишается здравого смысла, динамики развития, своего основополагающего целевого предназначения. Существует определенная закономерность: - чем тщательней и скрупулезней дирижер отшлифовал детали музыкального произведения на репетициях, сумел поднять исполнителей до осмысления архитектоники музыкального произведения в целом, и через понимание ими формы раскрыть глубинное содержание музыки, тем более мастерским будет концертное исполнение данного произведения и только тогда появится предпосылки к творческому единомыслию дирижера и исполнителей.

Успех концерта, как правило, зависит от подготовленности этого исполнения в репетиционном процессе. «Заложенное на репетиции никуда не исчезает. Это прочный фундамент, на котором строится здание, это та стенограмма, по которой музыканты должны восстановить всё то, что было на репетиции» - писал Е. Светланов.

В концертном исполнении музыкального произведения концентрируются, взаимодействуют, развиваются, превращаются в профессиональные умения все, полученные на протяжении долгих лет исполнительского совершенствования, теоретические знания и специфические навыки. В этом видится глубинная диалектическая взаимосвязь концертного исполнения музыкального произведения со всеми видами специальной подготовки оркестра их аккумулирующее взаимодействие и непрерывное творческое развитие.

Попытка анализа феномена дирижерского исполнительства позволяет сделать вывод о том, что приоритет (ролевая первичность) в данном, синтезированном виде исполнительства, принадлежит всё же чисто дирижерской функции, но которая базируется на функции музыкально-исполнительской. В основе дирижерской функции лежат такие профессиональные умения, которые по своему ролевому предназначению неподвластны музыканту-исполнителю:

-Умение руководить профессиональным исполнительским коллективом;

-умение анализировать партитуру, форму, гармонический язык музыкального произведения на основе знаний стилевых особенностей эпохи, творчества композитора, жанра произведения, инструментовки партитуры и. т. д., отсюда выявляются и составляющие дирижерские функции: -владение инструментами оркестра, фортепиано; -владение дирижерской техникой; -наличие аналитического дирижерского мышления; -профессиональные знания в области музыкально-теоретического цикла;

-профессиональные знания в области инструментоведения и владение искусством инструментовки.

Только овладение данными составляющими позволяет дирижеру с полным моральным правом руководить профессиональным творческим коллективом музыкантов-исполнителей.

Репетиционный процесс, творчески глубоко связан с личностью дирижера.

Дирижерское исполнительство имеет существенное отличие от сольного или ансамблевого, где сольная индивидуальность музыканта проявляется конкретно, дирижер же, на основе музыкального исполнительства, нивелирует целый ряд индивидуальных качеств инструменталистов в единое многоцветье оркестрового коллективного звучания. Процесс превращения индивидуального стиля музыкантов в коллективный, осуществляется во взаимосвязи его творческой личности и профессионального мастерства. Лишь в кропотливом, повседневном труде ума и души дирижера, высокие профессиональные качества музыкантов становятся тем сплавом, который определяет звуковую сбалансированность и творческую гармоничность оркестра как художественно целостного коллектива.

В процессе репетиционной работы и концертного выступления дирижер должен уметь гибко реагировать на реальное звучание оркестра, корректировать, видоизменять первоначально намеченный план интерпретации, если музыкальная «ситуация» подсказывает более совершенное художественное решение. Реальное звучание оркестра может подсказать дирижеру существенные поправки к казалось бы, уже полностью определившемуся плану исполнения. В процессе непосредственного общения дирижера с оркестром происходит освоение коллективом предлагаемой дирижером интерпретации. Музыканты «воспитанного» творчески чуткого оркестра значительно быстрее, естественнее проникают в замысел дирижера и скорее, эффективней входят в процесс сотворчества, чем коллектив менее высокой профессиональной и исполнительской квалификации. Разумеется, на данном этапе первыми воспринимают творческие импульсы дирижера и помогают создавать образ сочинения лидеры оркестра - концертмейстеры и ведущие музыканты, имеющие

значительный опыт работы. На репетиционном этапе проявляется в полной мере, и является огромным методическим подспорьем дирижерская техника, как исключительно важный фактор управления оркестром, как инструмент воздействия, во многом определяющий уровень творческого и психологического контакта. Здесь дирижирование, не столько физический, сколько психологический процесс со всеми его сложными коммуникативными связями. Убедительность и осмысленность взаимодействия руководителя и коллектива даёт возможность музыкантам играть не только ноты, но и что особенно важно, - музыку. Дирижерская техника по способу функциональной принадлежности в процессе общения с коллективом музыкантов является своеобразным специфическим аналогом человеческого языка. Она заменяет в оттенках и эмоциях человеческую речь. Поэтому не случайно дирижерскую технику часто называют «языком жестов». Управление оркестром не ограничивается лишь одними движениями рук, а включает в себя и выразительную мимику, пантомимику (движение корпуса) и тот психологический личностный комплекс, который решающим образом воздействует на музыкантов оркестра.

Период репетиционной работы чрезвычайно важен в профессиональной деятельности, как дирижера, так и музыкантов оркестра и не только в общем освоении основной художественной идеи произведения.

Выводы:

Авторы не случайно рассматривают проблемы ведения репетиций с оркестром в совокупности с проблемами дирижерского исполнительства, усматривая в этом причинно-следственную связь и считая краеугольным камнем дирижерского исполнительства умение дирижера работать над музыкальным произведением с позиций музыканта исполнителя, обогащенных спецификой дирижерского мышления. Основой технологического аспекта дирижерского исполнительства является выявление содержания музыкального произведения через осмысление музыкальной ткани. Исходя из факта конституционно-художественной, профессиональной неповторимости каждого дирижера, его опыта, уровня мастерства и степени подготовленности оркестра, складывается вариант собственной интерпретации музыкального произведения к публичному выступлению.

Использованные источники:

1. Б. Землянский - «О музыкальной педагогике». М., Музыка, 1987.

2. К. Кондрашин «Мир дирижера». Л. Музыка 1976.

3. Б. Хайнин «Беседа о дирижерском ремесле». М. 1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.