Научная статья на тему 'МАСТЕРСТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ'

МАСТЕРСТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
171
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИРИЖЁР / ОРКЕСТР / МУЗЫКАНТ / ИСПОЛНЕНИЕ / ПРОИЗВЕДЕНИЕ / РЕПЕТИЦИЯ / НАСТАВНИК / УЧЕНИК / CONDUCTOR / ORCHESTRA / MUSICIAN / PERFORMANCE / WORK / REHEARSAL / MENTOR / STUDENT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Акмалжанова Манзура Васикджановна

Дирижер - очень тонкая и ответственная профессия. Потому что он человек, который управляет творческой деятельностью всей команды. Эта профессия отличается от других профессий своей общностью, профессиональной оригинальностью, служащей воспитанию человеческой психики. Во время работы с коллективом дирижер старается дать яркую картину наиболее значимых и эффективных ситуаций в работе, художественный образ в ней, пока не достигнет мотивации. Легко охватить все художественные образы в произведении, если мимика и движения дирижера ясны и индивидуальны. Эта статья расскажет о профессии дирижера, его мастерстве. В то же время говорится о методе обучения молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SKILL OF CONDUCTING

Conducting is a very delicate and responsible profession. Because he is the person who manages the creative activities of the entire team. This profession differs from other professions in its generality, professional originality, which serves to educate the human psyche. While working with the team, the conductor tries to give a vivid picture of the most significant and effective situations in the work, an artistic image in it, until it reaches motivation. It is easy to cover all the artistic images in a work if the conductor's facial expressions and movements are clear and individual. This article will tell you about the conductor's profession and skills. At the same time, they talk about the method of teaching young people.

Текст научной работы на тему «МАСТЕРСТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ»

МАСТЕРСТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ Акмалжанова М.В. Email: Akmaljanova6101@scientifictext.ru

Акмалжанова Манзура Васикджановна - профессор, кафедра оркестрового дирижирования, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: дирижер - очень тонкая и ответственная профессия. Потому что он человек, который управляет творческой деятельностью всей команды. Эта профессия отличается от других профессий своей общностью, профессиональной оригинальностью, служащей воспитанию человеческой психики. Во время работы с коллективом дирижер старается дать яркую картину наиболее значимых и эффективных ситуаций в работе, художественный образ в ней, пока не достигнет мотивации. Легко охватить все художественные образы в произведении, если мимика и движения дирижера ясны и индивидуальны. Эта статья расскажет о профессии дирижера, его мастерстве. В то же время говорится о методе обучения молодёжи.

Ключевые слова: дирижёр, оркестр, музыкант, исполнение, произведение, репетиция, наставник, ученик.

THE SKILL OF CONDUCTING Akmaljanova M.V.

Akmaljanova Manzura Vasikdjanovna - Professor, DEPARTMENT ORCHESTRAL CONDUCTING, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: conducting is a very delicate and responsible profession. Because he is the person who manages the creative activities of the entire team. This profession differs from other professions in its generality, professional originality, which serves to educate the human psyche. While working with the team, the conductor tries to give a vivid picture of the most significant and effective situations in the work, an artistic image in it, until it reaches motivation. It is easy to cover all the artistic images in a work if the conductor's facial expressions and movements are clear and individual. This article will tell you about the conductor's profession and skills. At the same time, they talk about the method of teaching young people.

Keywords: conductor, orchestra, musician, performance, work, rehearsal, mentor, student.

УДК 78.071.2

Как и все музыкальные профессии, "дирижер" также является чрезвычайно сложной и ответственной профессией. Любой музыкант, который является мастером своей собственной музыки, соло ли это солист или исполнитель, он очень хорошо знает тайну музыкального инструмента, на котором он играет, и глубоко чувствует в процессе исполнения. В качестве музыкального инструмента для дирижера выступает оркестр или хор, то есть большой коллектив. Другими словами, оркестр - это инструмент, который подчиняется дирижеру. Потому что каждое действие дирижера должно быть им учтено. Поэтому дирижер начинает управлять произведением, суммируя всех исполнителей так, чтобы они могли сделать его единственным в своем роде и красочным, и воспринимать каждого отдельно и живо. Каждый дирижер в этом отношении несет ответственность перед своим коллективом. Искусство дирижирования характеризуется творческой интерпретацией выбранного музыкального произведения, а также способностью творчески воздействовать на его сообщество в свете его художественных устремлений и поступков. Слово дирижер

произошло от французского слова Diriger который означает "управлять". Конечно, роль дирижера важна в том, чтобы музыканты исполняли произведение на музыкальных инструментах или вокалисты пели как единая команда [1].

В свою очередь, дирижер должен хорошо слышать и видеть, действовать ловко, знать художественную структуру произведения, характер каждого музыкального инструмента и надо уметь определять размер, читать партитуру, а кроме того обладать особыми (почти неописуемыми бесподобными) способностями. Просто существует неразрывная связь между дирижером и командой, которой он руководит. Чтобы управлять большим коллективом, всячески его воспитывать и, как следствие, обеспечивать высокое профессиональное (профессиональное) исполнение, необходимо, прежде всего, чтобы дирижер сам обладал сильными знаниями и талантом.

Профессия дирижера - это тоже тяжелый физический труд. Каждая репетиция, особенно концерт от дирижера требует огромных физических и умственных сил. Поэтому дирижер, как спортсмен или артист балета, должен обладать отменным здоровьем, физической силой, силой воли, умением вести себя и умением прекрасно управлять собственным телом [2].

Чтобы оценить и воспитать интерес молодых дирижеров к этой профессии, в высших учебных заведениях открыты классы дирижирования. Методика дирижирования - это наука, которая занимает особое место в формировании творческих способностей тех, кто интересуется этой профессией. В процессе обучения учитель должен показать студенту свою любовь к профессии, силу воли, а также объяснить ему суть дирижирования. Самое главное, следует отметить, что будущий профессионал должен формироваться как творческая личность, твердо мыслящая и стремящаяся к творческим достижениям или неутомимому стремлению. В воспитании молодых дирижеров, обучающихся, прежде всего, необходимо использовать современные методы обучения. Благодаря их способности, требуется мотивировать мышление самостоятельно, показывать ученику желаемое направление через указания и данные преподавателя. Традиции наставничество также важны в обучении профессии дирижера, и в этой связи в государственной консерватории Узбекистана ведется эффективная работа. Самый большой долг учителя - подготовить умных, грамотных и способных учеников, способных внести свой достойный вклад в развитие страны. Для того, чтобы учитель подготовил хорошего ученика, он должен прежде всего обладать профессиональным потенциалом, духовно развитым, широким мировоззрением и здоровым мышлением.

"Наставник и ученик" по сути, это слово соответствует не только нашему национальному музыкальному исполнительству, но и традициям представителей других сфер. Что касается непосредственно музыкальной сферы, то они с давних времён развивались на основе "наставник и ученик", а также были средством обеспечения преемственности поколений. Под традициями "наставник и ученик" мы понимаем гармонично развитого ученика, который может не только изучать музыкальное искусство от учителя и передавать его следующему поколению, но и воплощать в себе личностные, нравственные качества, все положительные качества наставника [3].

Одной из главных задач в дирижировании дирижера является характеристика его стремлений и впечатлений в его личных внутренних ощущениях, восприятие реального состояния восторга в исполняемых звуках и умение показать его исполнителям. В таких ситуациях исполнители, сидящие перед дирижером, должны четко видеть руки, глаза и мимику, воспринимать и понимать. Главное оружие дирижера - это его руки и мягкие движения. Поэтому каждое действие в ней должно быть оправдано и уместно. Нужно иметь достаточно сил, энтузиазма и силы воли в дирижере, чтобы сконцентрироваться на большом коллективе, представить себе единодушие с ним и добиться желаемого результата. Все задано и сложно, опираясь

на эти характеристики он находит свое место среди коллектива. дирижер должен чувствовать большую ответственность перед своим коллективом, знать общий смысл произведения, чувствовать, какой результат он получит от звучания, требовать умелого исполнения направления и оценивать результат проделанной работы. Необходимо продемонстрировать избранное музыкальное произведение, которое исполняют музыканты, чтобы они могли показать, насколько это им нравится и насколько они знают его.

Каждый из современных направлений имеет свои требования и имеет большое значение в воспитании молодежи. Каждый из этих направлений раскрывает особенные черты создателя шедевра. Анализируя направление минимализма: при этом в основном используются минимальные звуки, а исполнение одной и той же музыкальной темы в разных вариантах характерно данному направлению, а это побуждает молодежь много работать с меньшим количеством возможностей [4].

Каждые действия и указания дирижера должны быть изящными, простыми и музыкально понятными. Дирижер должен уметь передавать свои мысли через руки, пальцы, жесты, действия исполнителям в коллективе. Это необходимо. Поэтому дирижер должен будет проанализировать каждое предложение перед репетицией с оркестром, чтобы было понятно. Во время работы с оркестром, стоит уделить особое внимание каждой группе. Каждый исполнитель может выполнять действия дирижера, чувствуя жест даже не глядя на свою партию. В этом смысле, если дирижер обладает очень высокой способностью слышать музыку, и через его художественно-творческие направления она становится понятной каждому, то возникает чувство гармонии между слушателем и музыкантом. Внутреннее чувство, эмоция - это показатель его способностей и того, насколько глубоко он обладает знаниями.

Список литературы /References

1. Матякубов И.Б. Хор ва хуршунослик (Хор и хороводство). «Фан ва технология». Ташкент, 2019.

2. Тошматов Э. Дирижёрлик санъати (Искусство дирижирования). Ташкент, 2005.

3. Матякубов Ш.Б. Традиции "наставник и ученик" в обучении традиционному исполнительству. «Проблемы педагогики». № 2 (41), 2019.

4. Досимбетов Б.Х. Роль современной музыки в развитии мировоззрения молодёжи / The role of modern music in the development of youth worldview. «Проблемы современной науки и образования». № 8 (141), 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.