Формирование художественного образа, как основа интерпретации в исполнительстве на саксофоне
Чэнь До,
Московский педагогический государственный университет, кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой E-mail: [email protected]
В статье рассмотрены пути формирования художественного образа и способы его воплощения в исполнительстве на саксофоне, проанализирована роль интерпретации в исполнительстве. Также в статье особая роль уделена вопросам выразительного интонирования, индивидуальности стиля исполнителя, музыкальным тенденциям эпох, ориентированности исполнительства на восприятие аудитории. Особое внимание уделяется природе и развитию образного художественного мышления, взаимосвязи рационального и иррационального мышления в рамках междисциплинарных областей психологии. Творческий характер музыкального исполнительства рассмотрен с позиции интерпретации музыкальных произведений, процесса создания образов, концепций и художественных стилей, в которых важную роль играют ряд личных качеств и умений музыканта-исполнителя, такие как интеллект, интуиция, воображение, музыкальное и слуховое восприятие, навыки использования музыкальной выразительности, опыт музыкального исполнения.
Ключевые слова: исполнительская интерпретация, художественный образ, исполнительство на саксофоне, исполнительская культура.
В начале 20 века, значение толкования в мире музыкального творчества, которое объединяет в себе различные художественные формы, признавалось как феномен, тесно связанный с социальными и культурными аспектами. Этот процесс влияния на интерпретацию музыкальных произведений часто происходил через их взаимодействие с другими искусствами, такими как литература, живопись, архитектура и театр. Такое взаимодействие легло в основу формирования уникальной российской школы исполнительского искусства. Интересно отметить, что взаимодействие музыки с другими видами искусств не только влияло на способы её восприятия, но и способствовало установлению тесных связей между представителями различных художественных направлений, что в свою очередь подняло уровень русской музыкальной исполнительской школы.
В настоящее время остаются недостаточно исследованными аспекты влияния художественных школ, литературных тенденций и культурной атмосферы определенной эпохи на интерпретацию музыкальных произведений. Это подчеркивает значимость анализа трактовки композиций с точки зрения их мелодической выразительности, уникальности звучания, авторской стилистики и характерных черт музыкальной эпохи, а также восприятия публикой и слушателями.
Существуют еще множество неисследованных вопросов, касающихся роли интерпретации в искусстве, которые в последнее время активно изучаются в областях, пересекающихся с исполнительским искусством и музыковедением, включая психологию, педагогику, философию и эстетику. В области эстетики даже сформировалось новое направление - эстетика исполнительского искусства. Исследователи из Советского Союза и России, работающие в сфере педагогики, уделяли внимание общим вопросам природы и моделей творческой деятельности исполнителей, роли интерпретации художественных образов исполнителями и их влиянию на структуру их творческой деятельности, а также на эстетическое и художественное образование. В определенных областях психологии исследователи изучали вопросы, связанные с развитием визуального мышления у исполнителей-музыкантов и взаимосвязью между рациональным и иррациональным мышлением.
Для изучения художественно-образного мышления интересны теоретико-философские представления о диалектической связи процесса, явления, духовных смыслов и ценностей с сущностью индивидуальной жизни и человеческого
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
мышления, способствующих пониманию актуальных проблем музыки и музыкальной педагогики в образовании (Н.А. Бердяев [4], К.К. Григорян [5], Н.П. Корыхалова [9], Н.И. Киященко [8], Т.А. Ко-стогрыз [10] Г.С. Тарасов [14], А.А. Фарбштейн [15], И.С. Якиманская [23] и др.).
Цель данной статьи - проблематика формирования художественно-образного мышления у студентов-исполнителей в классе саксофона.
Объект исследования - художественно-образное мышление как основополагающий фактор интерпретации музыкального произведения в процессе исполнительской подготовки в классе саксофона.
Предмет исследования - интерпретации и образная сторона сочинений, исполняемых студентами в классе саксофона.
В контексте классической методики обучения музыкантов, особенно саксофонистов, основное внимание часто акцентируется на техническом аспекте: освоении нотного материала, точности в артикуляции и производстве звуков, корректности дыхания, положении рук и тела, а также формировании амбушюра. Однако для музыкантов, уже преодолевших начальный этап обучения, критически важно понимание и глубокое осознание музыкального произведения, что позволяет выбрать подходящую технику исполнения. Чтобы передать свое видение аудитории, исполнителю необходимы мастерство в технике игры и умение управлять своими эмоциями при выступлениях перед публикой. Для достижения точности и ясности своего музыкального видения, исполнитель должен обладать широкими культурными знаниями о стиле и эпохе произведения, развитым музыкальным мышлением и воображением, знать правила интерпретации различных композиций, и главное, иметь способность к абстрактному и образному мышлению.
«Т.А. Докшицер, выдающийся музыкальный педагог, выразил свои мысли касательно подготовки исполнителей на духовых инструментах и общей картины музыкального образования в стране. Он подчеркнул, что современный метод обучения музыкантов, работающих с духовыми инструментами, не сфокусирован на поэтапном развитии их творческого потенциала и артистичности. Хотя существует множество учебных материалов для улучшения технических навыков, включая различные учебные программы, сборники упражнений и этюдов, прогресс в области техники исполнения оказывается впечатляющим. Однако в отношении развития творческого аспекта исполнения,особенно в интерпретации музыкальных произведений, уделяется гораздо меньше внимания. Проблемы, связанные с достижением высокого мастерства, часто остаются нерешенными, и в нашей методической литературе почти нет серьезных работ, с которые бы затрагивали эти важные аспекты му" зыкального исполнительства [7, с. 4]. В настоящее ^ время исполнители продолжают сталкиваться ~ с этими трудностями в своей профессиональной зё практике, при этом одной из ключевых задач в ис-
полнительской деятельности является поиск и воплощение музыкально-эстетических образов.»
Начало формы
Теоретическими основами музыкального образа и интерпретации как явлений занимались, в частности, и русские исследователи в области музыкальной психологии. Данной тематике посвятили свои работы педагоги М. Арановский [1-3], А. Готс-динер [5], Н. Корыхалова [9], Е. Назайкинский [11], В. Холопова [16], Ю. Цагарелли [18], Г. Цыпин [19], О.Ф. Шульпяков [22] и др.
Преподавательское искусство включает глубокую профессиональную подготовку и эффективное общение с учащимися в процессе их образования. Однако музыкальное образование само по себе не достаточно для достижения высокой компетентности в преподавании. Важно, чтобы учитель обладал специфическими знаниями и умениями в своей области, был психологически стойким и толерантным, располагал обширными ресурсами в области универсальных и специализированных методов обучения. К тому же, важно умение интегрировать общекультурные знания и компетенции в процесс обучения студентов.
Рассмотрение сложностей трактовки художественных аспектов в музыкальных произведениях особенно остро проявляется при анализе творений композиторов прошлых эпох. Основная задача здесь - преодоление исторического разрыва между создателем произведения и его современным исполнителем. С изменением времен меняются и мировоззрения, что влияет на восприятие музыки. Источники, дающие информацию о произведении, со временем теряют актуальность. Зачастую, единственным связующим звеном между композитором и музыкантом является нотный текст, который, однако, не способен передать всю глубину замысла автора и тонкости интерпретации. Сегодня в воссоздании художественного образа могут помочь аудио- и видеозаписи, но они не всегда отражают точное и верное исполнение. Они могут представить личное видение исполнителя, а не оригинальное видение композитора. Встает вопрос: следовать ли инструкциям автора или дать волю собственному творческому подходу. Разнообразие трактовок одного и того же произведения показывает, что мнения расходятся: некоторые считают, что произведение должно быть воспроизведено в соответствии с замыслом композитора, в то время как другие предпочитают выразить собственное мастерство и уникальный стиль. Очень редко случается, когда создатель произведения искусства также является его исполнителем, имея уникальную возможность передать зрителям глубокое понимание и эмоциональное восприятие своего творения. К сожалению, такие случаи скорее исключение, так как не все композиторы обладают необходимыми навыками для мастерского исполнения своих произведений. В большинстве случаев роль исполнителя переходит к профессиональным музыкантам, которые способны передать замысел
автора и обогатить произведение своим уникальным исполнительским мастерством. Сложность восприятия и интерпретации произведения заключается в том, что в процессе взаимодействия между композитором, исполнителем и слушателем каждая сторона может вносить свои уникальные интерпретации и видения в смысл и восприятие произведения.
Талантливое исполнение музыки неизменно проявляется через уникальный подход исполнителя. Ключевую роль в осмыслении музыкальных образов, стилистических направлений и идей играет набор личностных качеств артиста: его умение мыслить, интуитивное понимание, творческое воображение, способности к музыкальному слуху и восприятию, а также умение использовать музыкальные средства выразительности и накопленный исполнительский опыт. Создание музыкального образа, так же как и сам процесс исполнения, является актом творчества. В этом процессе естественным образом возникает взаимодействие личностей автора-композитора и исполнителя-художника. Таким образом, интерпретация произведения превращается в вид диалога между создателем и исполнителем, где ключевую роль играет уникальность исполнительского прочтения произведения.
В контексте образовательной деятельности, профессионализм учителя в области представительского искусства значительно влияет на обучающихся. Очевидно, что никакие цифровые инструменты не могут заменить опыт прямого общения с учителем. Зажигательные и захватывающие демонстрации вдохновляют воображение аудитории. В то время как записи могут лишь служить дополнением к прямому представлению, они не способны полностью его заменить. Это существенно, так как непосредственное общение обладает сильным эмоциональным влиянием. Такая деятельность предоставляет учителю ряд преимуществ: позволяет проявить индивидуальные черты и творческий потенциал, извлекать эстетическое наслаждение из представления и способствует повышению самоорганизации.
Современный аналитик музыкальных тенденций, Жак Брель, точно сформулировал важность исполнения в музыке, говоря: «Без исполнительского мастерства музыка теряет свое значение». В рамках музыкальной культуры применяется понятие «перформативного стиля», оно отражает классификацию артистов по их уникальному подходу к исполнению произведений. Исполнители, стремясь к аутентичности интерпретации музыкальных произведений, опираются на метод атрибуции, который включает в себя интерпретационные нюансы. Процесс творческой адаптации нотного текста и образа произведения называется инвенцией. Однако важно учитывать, что любое творческое вмешательство в первоначальное замысел требует глубокого понимания и уважения к оригинальному источнику.
Толкование музыкальных произведений является уникальным методом для развития и совершенствования творческих способностей. Эксперты в области музыки, такие как Г.Г. Нейгауз и С.Е. Фейн-
берг, часто акцентируют внимание на значимости глубокого понимания музыкальных композиций, а также на необходимости личного креативного подхода в их исполнении. Создание своей уникальной интерпретации требует, однако, высокого уровня профессионализма и подготовленности в исполнительском искусстве. Как подчеркивают упомянутые авторы, от учителя-музыканта требуется не только точность в воспроизведении нотной записи, но и способность к оригинальному толкованию произведения, что является ключевым в процессе музыкального образования.
Сольный музыкальный исполнитель вносит уникальный вклад в искусство, преображая каждое произведение через собственное видение. Это действие не просто перевод нот в звуки, а целый процесс переосмысления и вдохновения, который придаёт музыке новое измерение. Таким образом, музыка обретает своего рода вечность, поскольку она постоянно возрождается в уникальных исполнениях. Это не просто интерпретация символов нотного текста, а скорее глубокое погружение в суть и идею произведения. Интерпретация в музыке - это искусство точного выражения эмоций и структуры композиции, где стиль исполнителя раскрывается через его индивидуальное восприятие и музыкальную интуицию. В этом процессе исполнитель и произведение находятся в постоянном диалоге, причём каждое музыкальное направление, стиль или жанр предоставляет свои уникальные возможности для творческой интерпретации. Конфликт в исполнительском искусстве проистекает из его уникальной природы, которая уравновешивает элементы создания и воспроизведения. С.Х. Рапопорт [12-13] подчеркнул важность творческой свободы художника, опираясь на всеобъемлющую теорию искусства. Помимо неопровержимых трактовок, ключевую роль играет индивидуальность исполнителя или музыканта, который вносит свое уникальное видение в интерпретацию музыкального произведения.
Из опыта становится ясно, что ключевым элементом исполнительского искусства является способность адекватно трактовать музыкальные произведения. Точность и высокий уровень такой трактовки, в свою очередь, зависят от уровня развития художественного и образного мышления исполнителя. Каждая трактовка произведения не столько отражает точное понимание произведения, сколько передает текущее эмоциональное состояние музыканта. С течением времени, элементы, формирующие трактовку произведения, неизбежно изменятся, что повлияет на личностное и профессиональное развитие исполнителя.
Литература
1. Арановский, М.Г. Синтаксическая структура мелодии: Исследование. -М.: Музыка, 1991.318 с.
2. Арановский, М.Г. Два этюда о творческом процессе. / Процесс музыкального творчества. М.: Музыка, 1993. - 62 с.
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
3. Арановский, М.Г. Музыкальный текст. Структура и свойства, М.: Композитор, 1999. - 342 с.
4. Бердяев, Н.А. Смысл творчества. Философия свободы. М, 1999. - 607с.
5. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология. М. NB Магистр, 1993.190с.
6. Григорян, К.К. Некоторые особенности процесса образного мышления.//Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1972. 25 с.
7. Докшицер, Т.А. Система комплексных занятий трубача. Ч. 1. Комплексы малой и средней трудности / Предисл. ред., авт.: Для студентов и учащихся ДМШ: В 2 ч. / Предисл. изд-ва. -Москва: Муравей, 1997. - 75 с.
8. Киященко, Н.И., Киященко Л.П. Эстетическая культура и проблема гуманизации знания. // Эстетическая культура. М.: РАН Ин-т философии, 1996.-С. 129-137.
9. Корыхалова, Н.П. Интерпретация музыки. Теоретические проблемы музыкального исполнительства. Л: Музыка, 1979. - 208 с.
10. Костогрыз, Т.А. Образование форма интеграции двух культур. / Искусство и образование № 2, М., 2001. - С. 4-9.
11. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. - 384 с.
12. Раппопорт, С.Х. Искусство и эмоции. 2-е изд. -М.: Музыка, 1972, 168 с.
13. Раппопорт, С.Х. Понятие о художественном произведении. Художественный образ и его особенности в музыке. // Книга по эстетике для музыкантов / Ред. И.А. Константинов, К. Ангелов. М.: Музыка, 1983. -С.121-131.
14. Тарасов, Г.С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия). -М.: Наука, 1979. 191с.
15. Фарбштейн, А.А. Музыка и эстетика. Л.: Музыка, 1976. - 208 с.
16. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие. СПб.: Издательство «Лань»,
2000. - 320 с.
17. Холопова, В.Н. Музыкальное содержание: Зов культуры Наука -Педагогика//Музыкальная академия. - 2001. - № 2. - С. 34-41.
18. Цагарелли, Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: учебное пособие / Ю.А. Цагарелли. - Санкт-Петербург: Композитор - Санкт-Петербург, 2008. - 367 с.
19. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. Учебное пособие. -М.: Интерпракс, 1994. 384с.
20. Цыпин Г.М. Исполнитель и техника: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 192с.
21. Цыпин, Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика СПб.: Алетейя,
2001. 320 с.
22. Шульпяков О.Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. Д., 1986. -124с.
23. Якиманская, И.С Развивающее обучение. -М.: Педагогика, 1979. 144 с.
FORMATION OF AN ARTISTIC IMAGE AS THE BASIS FOR INTERPRETATION IN SAXOPHONE PERFORMANCE
Chen Duo
Moscow State Pedagogical University
The article examines the ways of forming an artistic image and ways of its embodiment in saxophone performance, analyzes the role of creative interpretation in the performance of a musical work. The study raises questions of the expressiveness of intonation, the definition of the author's style, as well as stylistic trends of the era of musical creativity and performance, the creation of a formal structure taking into account the compositional features of the work, its focus on the viewer's perception of the performing process. Special attention is paid to the nature and development of imaginative artistic thinking, the relationship between rational and irrational thinking within the interdisciplinary fields of psychology. The creative nature of musical performance is considered from the point of view of the interpretation of musical works, the process of creating images, concepts and artistic styles, in which a number of personal qualities and skills of a musician-performer, such as intelligence, intuition, and imagination, musical and auditory perception, skills of using musical expression, experience of musical performance.
Keywords: performing interpretation, artistic image, saxophone performance, performing culture.
References
1. Aranovsky, M.G. Syntactic structure of melody: Research. -M.: Music, 1991.-318 p.
2. Aranovsky, M.G. Two sketches about the creative process. / The process of musical creativity. M.: Music, 1993. - 62 p.
3. Aranovsky, M.G. Musical text. Structure and properties, M.: Composer, 1999. - 342 p.
4. Berdyaev, N.A. The meaning of creativity. Philosophy of freedom. M, 1999. - 607 p.
5. Gotsdiener, A.L. Musical psychology. M. NB Master, 1993.190p.
6. Grigoryan, K.K. Some features of the process of imaginative think-ing.//Author's abstract. diss. Ph.D. psychol. Sci. -M., 1972. 25 p.
7. Dokshitser, T.A. System of comprehensive trumpet training. Part 1. Complexes of low and medium difficulty / Preface. ed., author: For students and children's music schools: In 2 hours / Preface. publishing house - Moscow: Ant, 1997. - 75 p.
8. Kiyashchenko, N.I., Kiyashchenko L.P. Aesthetic culture and the problem of humanization of knowledge. // Aesthetic culture. M.: RAS Institute of Philosophy, 1996.-P. 129-137.
9. Korykhalova, N.P. Interpretation of music. Theoretical problems of musical performance. L: Music, 1979. - 208 p.
10. Kostogryz, T.A. Education is a form of integration of two cultures. / Art and Education No. 2, M., 2001. - P. 4-9.
11. Nazaykinsky, E.V. On the psychology of musical perception. M.: Muzyka, 1972. - 384 p.
12. Rappoport, S. Kh. Art and emotions. 2nd ed. - M.: Music, 1972, 168 p.
13. Rappoport, S. Kh. The concept of a work of art. Artistic image and its features in music. // Book on aesthetics for musicians / Ed. I.A. Konstantinov, K. Angelov. M.: Muzyka, 1983. -P.121-131.
14. Tarasov, G.S. The problem of spiritual need (based on musical perception). -M.: Nauka, 1979. 191 p.
15. Farbshtein, A.A. Music and aesthetics. L.: Music, 1976. - 208 p.
16. Kholopova, V.N. Music as an art form: Textbook. St. Petersburg: Lan Publishing House, 2000. - 320 p.
17. Kholopova, V.N. Musical content: The call of culture Science-Pedagogy // Music Academy. - 2001. - No. 2. - P. 34-41.
18. Tsagarelli, Yu.A. Psychology of musical performing activities: textbook / Yu.A. Tsagarelli. - St. Petersburg: Composer -St. Petersburg, 2008. - 367 p.
19. Tsypin, G.M. Psychology of musical activity: problems, judgments, opinions. Tutorial. -M.: Interpraks, 1994. 384 p.
20. Tsypin G.M. Performer and technique: Textbook. M.: Publishing center "Academy", 1999. - 192 p.
21. Tsypin, G.M. Musical performing arts: Theory and practice St. Petersburg: Aletheya, 2001. 320 p.
22. Shulpyakov O.F. Musical performance technique and artistic image. D., 1986. - 124 p.
23. Yakimanskaya, I.S. Developmental education. -M.: Pedagogy, 1979. 144 p.