Научная статья на тему 'Интерпретация духовного содержания рассказа Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»'

Интерпретация духовного содержания рассказа Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2317
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерпретация духовного содержания рассказа Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»»

ТАК ЛИ МЫ ЧИТАЕМ Ф.ДОСТОЕВСКОГО

(взгляд со школьной скамьи)

Грыжанкова Светлана, ученица 10 класса школы №30 г. Саранска

Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха;

а теперь не имеют извинения в грехе своем

(Ии., 15;22,23).

У многих моих сверстников сегодня кардинально меняется взгляд на прошлое России, на ее историю, культуру и, непосредственно, на русскую литературу, в которой как в зеркале отражается глубинная сущность самосознания нашего народа.

Конференция «Достоевский и Православие» поразила меня до глубины души и заставила о многом задуматься, на многое посмотреть иначе. Передо мной вдруг предстал совершенно иной Достоевский, новый, еще не узнанный и потому пока далекий. Странно, но в школе многое нам объясняют иначе. В учебниках при критическом анализе произведения не учитывается религиозно-духовная позиция автора. Получается, что мы идем ощупью, не опускаясь на «дно» его души и

не поднимаясь до «горних» высот полета его творческого духа.

Ф.Достоевский... - как много я услышала сегодня о нем, прошедшем путь от «умалишенного» (так называли его между собой многие современники) до пророка - так называем его мы, живущие в мире, о котором пророчествовал великий православный писатель в «Бесах». В мире, где нет места высшему и совершенному идеалу - Христу, и оттого мы многое можем позволить себе, ведь, когда «Бога нет- все позволено» - это реалии нашего времени, времени «помрачения ума» и «страшных случайностей».

Скоро мы будем изучать величайшее произведение Достоевского «Преступление и наказание»..., чтобы понять его, нужен «золотой ключ» Православия...

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДУХОВНОГО СОДЕРЖАНИЯ РАССКАЗА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ»

О.В. Вельдяскина, аспирант кафедры литературы

МГПИ им. М.Е. Евсевьева

Поворот школы от воспитания «человека образованного» к воспитанию «человека культуры» требует иных подходов к изучению художественных произведений, иных интерпретаций. Важнейшим, в свете обозначенной проблемы, считаем интерпретацию культурологическую, в соответствии с которой художественный текст представляет собой обобщенную модель мира, весь комплекс миропредставлений писателя, его философские, эстетические, религиозные и нравственные взгляды и их выражение при помощи системы знаков, понятий, образов, мотивов, сюжетов. Обратиться к рассказу Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на елке» нас заставил заложенный в нем глубокий духовный потенциал, который так необходим современному школьнику.

ГТ2

К сожалению, для изучения в школе (в 5-ом классе) этот рассказ предложен лишь программой под общей редакцией А.Г. Кутузова. На наш взгляд, не лишним было бы включить этот рассказ и в другие школьные программы по литературе, так как именно в младших классах целесообразнее всего закладывать основы духовного содержания личности.

Для учителя-словесника, готовящегося к проведению урока по рассказу «Мальчик у Христа на елке», особый интерес будет представлять история создания произведения.

Обращение Ф.М.Достоевского к теме о русских детях обусловили три обстоятельства. Это посещение писателем в рождественские дни

1875 года елки и детского бала в Санкт-Петербургском клубе художников, встреча на улице в

№ 1, 2001

те же дни перед праздником и во время елки с семилетним мальчиком, просившим милостыню, и поездка в это же время в колонию для малолетних преступников на окраине Петербурга. Результатом таких контрастных впечатлений от жизни детей в условиях пореформенного Петербурга явился фантастический «святочный» рассказ «Мальчик у Христа на елке», опубликованный в январском номере «Дневника писателя».

На первом этапе анализа произведения целесообразно выяснить, что знают школьники о празднике Рождества Христова. Их ответы послужат уместным переходом для обращения к детской Библии. При этом важно обратить внимание школьников на следующий отрывок главы «Рождество Христово»:

«Посмотрите, дети, Иисус, Сын Божий, Который царствует над всем миром, у Которого в руках все богатства, теперь выглядит беднее всех самых бедных детей. И в самом деле, у вас, например, есть и теплая комнатка, и красивая постелька, и мягкие одеяльца, а у бедного Дитяти Иисуса ничего этого нет.

Он родился в скотном загоне, и пречистая Его Матерь принуждена была положить Его в яслях на соломе. Не правда ли, дети, вам жаль маленького Иисуса?

Если жаль, если вы хотели бы поделиться с ним и вашими одеяльцами, и всем, чего у вас много, то всегда помните, что сказал Иисус Христос, когда он вырос. А Он говорил так:

Кто одевает и кормит бедных, тот одевает и кормит Меня.

Вот почему, если вы хотите сделать что-либо приятное Иисусу Христу, то лучше всего помогайте бедным...» [1, с.58-59].

Из приведенного отрывка пятиклассники, путем сопоставления текстов, могут прийти к заключению о сходстве положений двух детей.

При анализе эпизода «В городе» прозвучат следующие вопросы:

Выйдя из темного и холодного подвала, мальчик сразу попадает в город. Что он видит? Чем поразил его город? Можем ли мы, обратившись к началу рассказа, сказать, в каком городе происходит действие? Как его определяет Ф.М.Достоевский? («...какой-то огромный город»). Город занимает в творчестве Ф.М. Достоевского особое место: в любом произведении этого писателя город - это действующее лицо, персонаж, имеющий свое значение. У Ф.М. Достоевского он, как правило, враждебен герою. В ходе урока мы проследим, как это происходит. Предлагаю вам обозначить город схематично в виде круга, внутрь которого мы будем записывать его жителей.

Первым на пути нашего героя встречается блюститель порядка. Что он делает0 Почемч он отвернулся0 Почему сделал вид. что не заметил мальчика? Мог ли он чем-нибудь помочь сиротке? Запомните - это один из жителей города. Давайте занесем его в круг.

Выразительное чтение отрывка со слов «Ух. какое большое стекло...» до «.. .уж не сгибают-ся и больно пошевелить». Для анализа эпизода предлагаем следующие вопросы:

Как, по-вашему, для чего Ф.М.Достоевский описывает танцы, праздничные столы, красиво одетых мальчиков и девочек?

Почему его прогоняет из своего дома богатая барыня? Обратите внимание - это еще один житель города. Давайте отметим его в тетради.

Выразительное чтение отрывка со слов «Стоят люди толпой...» до «...смешно-смешно на куколок». Следующие вопросы помогут осуществить его анализ:

Что же чувствует мальчик, заглядывая в окна? Давайте найдем этот эпизод. (Находим и читаем выразительно).

Как вы думаете, за что избил героя рассказа большой злой мальчик9 А ведь это тоже житель этого же города. Запишем и его.

Исходя из записей, какой вывод мы можем сделать о городе и его жителях? Является ли маленький мальчик жителем этого города?

Куда же попал мальчик?

Какой отрывок доказывает нам. что мальчику хорошо там, что его там любят0 («Где это он теперь.....смеется на него радостно»).

Кто такие были мальчики и девочки на елке у Христа? Вспомните слова Иисуса Христа из Библии: «Кто одевает и кормит бедных, тот одевает и кормит Меня» и ответьте на вопрос: почему на елке у Христа нет детей богатых людей0

Утром дворники нашли окоченевший трупик мальчика. Зачем Достоевскому нужно было показать, что мальчик оказался на неое? Почему он сразу же не сказал, что мальчик умер? (Мальчик такой маленький, а уже вынес так много страданий, что Ф. М.Достоевский, как и Христос, хочет осчастливить его. исправить ошибки богатых людей и вознаградить

ни в чем не повинного ребенка).

Любит ли Достоевский своего героя0

Докажите строками из текста. Почему же тогда, раз он любит мальчика, он написал, что он умер0 Что было бы с ним дальше, если б он остался

жить?

Как вы думаете, состоятельные жители города наказаны Иисусом? Если да. то чем0

ТТз

( Iсм, что они остались ж ить в этом жестоком городе).

Узнаем ли мы в конце рассказа название

города0 (Это Петербург).

Каково, по-вашему, окончание это' о рассказа - счастливое или печальное?

Чему учит нас это произведение?

Автору кажется, что это могло сл\ чигься на самом деле. А вам0

Чтению и анализу текста, безусловно, должна предшествовать словарная работа. Далеко не вся лексика употреблявшаяся во второй половине X1X века будет понятна современным пятиклассникам. Такие слова и словосочетания как хозяйка углов, халатник, жившая в няньках, сени, карту-зишко (картуз), ставни, блюститель порядка,

Литература

господа, копеечка, подворотня, чиновники, чухонка, воспитательный дом, самарский голод, вагоны третьего класса требуют объяснения.

Предлагаемые методические рекомендации прошли апробацию в 1998 году в 5 «Д» классе школы №41 г.Саранска.

Таким образом, современные аспекты интерпретации рассказа Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на елке» обусловлены культуро-ведческим подходом к художественному произведению и включают в себя, во-первых, взаимосвязь с другими культурно-семантическими единицами (Рождество, Господь, Библия), во-вторых, с хронотопом города (Петербург Ф.М.Дос-тоевского) и в-третьих, лексико-семантическую работу (устаревшие слова).

1. Моя первая священная история. В рассказах для детей П.Н.Воздвиженского. Издание товарищества М.О.Вольф. СПб-Москва, 1899.- 108 с.

ПРОБЛЕМА ТРУДНОГО ДЕТСТВА 15 “ДНЕВНИКЕ ПИСАТЕЛЯ” Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО

Л. В. Кудаева, докторант кафедры общей педагогики

МГПИ им. М.Е. Евсевьева, к.п.п.

Раз отвергнув Христа, ум человеческий может дойти до удивительных результатов

Ф. М. Достоевский

Более 80 лет назад в годовщину смерти великого русского писателя Ф.М.Достоевского В.И.Иванов сказал, что он наиболее живой “из

всех от нас ушедших ... богатырей духа" “Он

жив среди нас, потому что от него или через него все, чем мы живем, и наш свет, и наше подполье... Он сделал сложными нашу душу, нашу веру, наше искусство...”[1].

Традиции дневников как особого вида творчества сложились в русской литературе достаточно давно. Многие писатели испытывали потребность говорить с читателем напрямую, без посредников, проявляя серьезный интерес к самой жизни и судьбам России. С

1876 по 1881 год (с духлетним перерывом во время работы над "Братьями Карамазовыми”) Ф.М.Достоевский выпускал “Дневник писателя” Предворяя его выход, он писал, что это будет “отчет о действительно выжитых в каждый месяц впечатлениях, отчет о виденном, слышанном и прочитанном" [2]. Автора вол-

новала судьба пореформенной России, он поднимал многие проблемы (развитие науки, промышленности, торговли, внутренняя и внешняя политика, военные действия и т.д.). Но какая бы тема не волновала писателя, его мысль всегда обращается к человеку, к личности уникальной и неповторимой, представляющей собой тайну, которую, по словам самого Ф.М.Достоевского, сколько ни разгадывай, никогда не разгадаешь. Углубляясь в тайны человеческого духа, автор задумывается над вопросом, что делает человека именно человеком, что является основой его конечного самоопределения. Человек будучи как бы полем борьбы между Богом и дьяволом, сам делает выбор “...быть ли ему, то есть быть в Боге, или не быть, то есть быть в небытии”..., сказав окончательное слово: “Да будет воля

Твоя”, или же “Моя да будет, противная Твоей” [3].

Особое внимание, особую боль и заботу проявляет писатель к “детской теме”, видя в ребенке,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.