Научная статья на тему 'Рассказ Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» в контексте праздничной традиции середины XIX В. И педагогических воззрений автора'

Рассказ Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» в контексте праздничной традиции середины XIX В. И педагогических воззрений автора Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3774
474
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ РАССКАЗ / ПЕДАГОГИЯ ДОСТОЕВСКОГО / СЕМЬЯ / ДОМ / DOSTOEVSKY''S PEDAGOGY / CHRISTMAS STORY / FAMILY / HOME

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ляпина А. В.

Рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» рассматривается в контексте праздничной традиции середины XIX в. и педагогических воззрений автора, размышлений о причинах возникновения «случайных семейств» и путях преодоления детского одиночества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

F.M. Dostoevsky's story "The beggar Boy at Christ's Christmas tree" in the context of the holiday traditions of the middle of XIX century and the pedagogical views of the author

In the present article the story "The Heavenly Christmas Tree" of F.M. Dostoevsky is considered in the context of the festive tradition of the XlX century. The article also deals with the pedagogical ideas of Dostoevsky, who reflected upon the ways that will help children to overcome their solitude. His thoughts are connected with the reasons that lead to appearance of "casual families".

Текст научной работы на тему «Рассказ Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» в контексте праздничной традиции середины XIX В. И педагогических воззрений автора»

Центр изучения творчества Ф.М. Достоевского

Вестн. Ом. ун-та. 2012. № 1. С. 263-267.

УДК 82 А.В. Ляпина

РАССКАЗ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ»

В КОНТЕКСТЕ ПРАЗДНИЧНОЙ ТРАДИЦИИ СЕРЕДИНЫ XIX В.

И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ АВТОРА

Рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» рассматривается в контексте праздничной традиции середины XIX в. и педагогических воззрений автора, размышлений о причинах возникновения «случайных семейств» и путях преодоления детского одиночества.

Ключевые слова: рождественский рассказ, педагогия Достоевского, семья, дом.

Календарные праздники становятся предметом изображения во многих произведениях писателей середины XIX в., создаваемых на материале городской и деревенской жизни, с описанием специфических для определенной среды святочных обычаев и обрядов. Концепция праздника представлена в рассказе Д.В. Григоровича «Прохожий», повести Ф.Д. Нефедова «На Новый год», романе Л.Н. Толстого «Война и мир» и других. В этот исторический период в рассказах «зимнего календарного цикла», как пишет Е.В. Душечкина, «появляется тема Рождества», основоположником которой в европейской литературе стал Ч. Диккенс [1, с. 143]. Его «Рождественская песнь в прозе», «Колокола», «Сверчок на печи», опубликованные в 1840-х гг., вызвали огромный неподдельный интерес не только у себя на родине, в Англии, но и в России. Журналы «Москвитянин», «Отечественные записки» активно публикуют переводы текстов Диккенса. Е.В. Душечкина объясняет чрезвычайную популярность рождественских историй стремлением городского человека к уюту, защищенности, домашнему теплу и семейной близости. «С помощью привычных бытовых деталей он (Диккенс. - А.Л.) создает гармоничный частный мир, отгороженный от враждебного внешнего мира стенами маленького, но защищающего домика. Вот этот мир душевного и физического тепла, дающего человеку уверенность в полной защищенности, и был “открыт” Диккенсом в его святочных повестях» [1, с. 145].

Тема Рождества, введенная в русскую литературу Ч. Диккенсом, вносила в освоенный жанр новые мотивы - «искупительной жертвы», «всепрощения», «примирения», «раскаяния» и, наряду с этим, - мотивы евангельских притч и заповедей, как, например, мотив «возвращения блудного сына», частый в рассказах этого типа [1, с. 146].

Во многих сюжетах утверждается христианская добродетель, события трактуются в возвышенном тоне, потому что рождественские праздники становились, по выражению Достоевского, «днями семейного сбора», днями милосердия, примирения и всеобщей любви. Задача авторов - поселить в домах читателей праздничную атмосферу, оторвав от суетных забот, напомнить о необходимости милости и любви. Поэтому и рассказы, приуроченные к празднику, стали выстраиваться по определенному канону. Актуализировался счастливый финал (встречались после долгой разлуки любящие, выздоравливали смертельно больные (чаще всего - дети), примирялись враги, преоб-

© А.В. Ляпина, 2012

ражались безнравственные люди, забывались обиды); чудо связывалось не только с рождением Спасителя рода человеческого и заступника, но и с обыкновенной удачей и обретением героями человеческого счастья, чаще семейного.

В рождественских (святочных) историях значительное место отводилось образу ребенка. Именно дети так искренне радуются подаркам и доверчиво ожидают чудо, помогают преобразиться взрослым. Не случайно Рождество считают праздником детей.

Рассказы имели и ярко выраженную дидактическую направленность, так как учили преодолевать зло и верить в торжество христианских добродетелей.

Ф.М. Достоевский не раз в своем творчестве обращался к календарным праздникам, высказывая мысль о благотворности для русского человека приобщения к народной традиции. Так, в «Записках из Мертвого дома» целая глава посвящена описанию празднования на каторге дня Рождества Христова, описанию переживаний каторжан, втайне ожидающих чуда. Достоевский праздничное настроение людей еще связывает и с целым комплексом приятных воспоминаний, чаще идущих от самого детства. «Дни великих праздников резко отпечатываются в памяти простолюдинов, начиная с самого детства. Это дни отдохновения от тяжелых работ <...>, соприкосновения с миром» [2, с. 141]. Особенно интересовала писателя детская тема, так как в этом возрасте особо остро и интенсивно переживается праздник.

Однако, как известно, русская литература частично переосмыслила диккенсовскую традицию. Не всегда фабульное «действие на Рождество» в произведениях отечественных классиков завершалось победой света и добра, милосердия и сострадания, как того требовали каноны жанра. Вспомним рассказ А.П. Чехова «Ванька» о несостоявшейся «встрече с дедушкой», «Рождественскую сказку»

М.Е. Салтыкова-Щедрина о смерти на Рождество мальчика Сережи Русланцева, рассказ Л.Н. Андреева «Ангелочек» о недолговечности мальчишеского счастья, рассказ А. И. Куприна «Бедный принц» о мире взрослых как угрозе детской дружбе, рассказ Ф. Сологуба «Рождественский мальчик» о расстреле мирной демонстрации рабочих 9 января 1905 г. и др.

Рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» стоит первым в этом ряду и изучается литературоведами в разных аспектах: и в контексте европейской и

русской праздничной традиции, и в контексте «детской» темы в художественной прозе и публицистике Достоевского, и в контексте поэтики «Дневника писателя» (Е.А. Акелькина, Е.В. Душечкина, И.А. Есаулов, Г.М. Фридлендер, С.С. Шау-лов и др.).

Нам представляется актуальным рассмотреть «рождественский» рассказ «Мальчик у Христа на елке» не только в контексте праздничной традиции, но в большей степени в контексте педагогических воззрений Достоевского, размышлений о судьбах детей, о причинах возникновения «случайных семейств», представленных в его художественном и публицистическом творчестве глубоко и многосторонне.

В 1860-1870-е гг., в период бурного развития капитализма, когда человек не ощущал прочной связи с тем, что было до него, и с тем, что будет после, когда разрушалась привычная система ценностей и человек чувствовал себя «заблудившимся в мире», семья уже не спасала от нравственных потрясений и одиночества. «Наши юные люди, развитые в семействах своих, в которых всего чаще встречается теперь недовольство, грубость, нетерпение, невежество и где почти повсеместно настоящее образование заменяется лишь нахальным отрицанием с чужого голоса; где материальные побуждения господствуют над всякой высшей идеей; где дети воспитываются без почвы, вне естественной правды, в неуважении или в равнодушии к отечеству и в насмешливом презрении к народу. Из этого ли родника наши юные люди почерпнут правду и безошибочность, направления своих шагов в жизни?» [3].

В «Дневнике писателя» за июль-август 1877 г. автор сетует на то, что родители не знают никаких традиций, что «никогда семейство русское не было столь расшатано, разложено и не оформлено, как теперь... Современное русское семейство становится все более случайным» (3,

т. XXV, с. 173). Семья утрачивает статус патриархальной, православной, где дом -храм, очаг-алтарь, семейный уклад - благочестие, идеал - любовь к Богу и ближнему; дружелюбие и взаимопонимание между чадами и домочадцами.

В статьях и художественных произведениях «Дневника писателя» Достоевский дает емкую и всестороннюю характеристику семьи, утратившей прежние свойства и идеалы.

Во-первых, это семейство, потерявшее веру в Бога, семейство «без опреде-

ленности и ясности», без опоры на патриархальные отношения, в которых главными ценностями являлись бережное отношение к памяти предшествующих поколений, понимание родовой связи предков и потомков как основы достоинства и самостоянья человека: «Старый облик

свой она потеряла, а новый. в силах ли она будет создать себе новый, желанный и удовлетворяющий русское сердце?». Наблюдая за детским весельем на елке в клубе художников, писатель отмечает развязное поведение как детей, так и их родителей, акцентирует внимание на излишней привязанности взрослых к европейской моде, подчеркнутой подражательности.

Во-вторых, это семейство, в котором современные отцы не исполняют своего долга перед детьми, утрачивают «всякую общую идею в отношении к своим семействам», «утрачивают великую мысль» (3, т. XXV, с. 178), предстают самодовольными, самолюбивыми и завистливыми (3, т. XXII, с. 12-13). Общеизвестно, что отец на Руси был не только кормильцем и защитником, но и показателем духовного состояния семьи. Вспомним эпиграф к первой главе повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» из Княжнина: «- Был бы гвардии он завтра капитан. - Того не надобно; пусть в армии послужит. - Изрядно сказано! Пускай его потужит... Да кто его отец?» (выделено мной. - А.Л.). Задача отца - учить детей книжному разуму, воспитывать - в духе заповедей Божьих, в благонравии, правде и любви, ни яростью, ни гневом, ни жестокостью, а снисходительно и кротко, чтобы в детскую душу не западали страх и уныние. Особенно в переходные, кризисные периоды возрастает ответственность отца за нравственную атмосферу в семье, за передачу ценностей от поколения к поколению и сохранение семьи в ее культурном предназначении.

В-третьих, Достоевский видит причины формирования «случайного семейства» в появлении так называемого типа «ленивых отцов», которые не исполняют повседневный родительский долг, эгоистично относятся к делу: надеются на «авось», намереваются откупиться от своих чад, относятся к ним «строго, даже жестоко, истязают, избивают розгами», относятся как «к своей собственности». «Очень немногие в такие эпохи могут ясно видеть перед собою и не сбиваться с дороги», - справедливо замечает писатель (3, т. XXV, с. 189-190).

В-четвертых, появление образа не только страдающего, оскорбленного, от-

верженного, но и озлобленного, ожесточенного и даже развращенного ребенка. Дети из случайного семейства, наблюдая за недостойным поведением отцов своих, уносят в жизнь «не одну лишь грязь воспоминаний, а и саму грязь, <.> карманы полные набьют себе этой грязью, чтоб употребить ее потом в дело <...> с легким сердцем» (3, т. XXV, с. 180). Описывая судьбу несчастных сирот, двух мальчиков 12 и 9 лет, мать которых была убита сожителем, приходит к грустному выводу: «Вот опять “случайное семейство”, опять дети с мрачным впечатлением в юной душе. Мрачная картина останется в их душах навеки и может болезненно надорвать юную гордость» (3, т. XXII, с. 8). В очерке «Мальчик с ручкой» автор рассуждает о судьбе мальчиков, вынужденных не по своей воле выпрашивать милостыню и приносить ее в подвал пьяным халатникам, постепенно превращающихся в преступников. «Они бродяжат по городу и знают такие места в разных подвалах, в которые можно пролезть и где можно переночевать незаметно» (3, т. XXII, с. 14). Преступное равнодушие взрослых становится причиной преступления детей из «случайных семейств».

Рассказ «Мальчик у Христа на елке», как и описание бала в клубе художников, очерк «Мальчик с ручкой», описание колонии для малолетних преступников, расположенной на окраине Петербурга, которую Достоевский посетил 27 декабря 1875 г. с известным юристом А.Ф. Кони, включен в январский номер «Дневника писателя» за 1876 г. и окружен «рождественским» ореолом, что усиливает его гуманистический потенциал, так как задача подобных текстов - пробудить в людях чувство милосердия и сострадания.

В первоначальном замысле фрагмент «Мальчик с ручкой» следовал за рассказом «Мальчик у Христа на елке». Структурные изменения дают возможность иного решения детской судьбы: возвращение ребенка в лоно семьи и встреча с Христом на его праздничной елке. В реальности мальчик замерзает на улице во время святочной недели, но, согретый любовью Спасителя, воскресает на небе.

Рассказ «Мальчик у Христа на елке» начинается с описания жизни шестилетнего ребенка, замерзающего в холодном и сыром подвале рядом с телом умершей матери. Мотив холода - традиционный для петербургского пространства (хотя город не называется, но без труда угадывается) -усиливает эсхатологическую проблематику петербургского текста русской литературы

и знаменует кризис современного общества. Зимний холод («мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале», «дрожал», «дыхание вылетало белым паром», «холодное лицо матери, как стена») ассоциируется со смертью не только физической, но и духовной. Город, «возникший из тьмы лесов, из топи блат», оказывается чужим и равнодушным к человеку. Городское пространство рассказа создано в традиции Н.В. Гоголя. Вот как описан Петербург в повести «Ночь перед Рождеством»: «стук, гром, блеск, <...>дома росли, снег свистел, <...> пешеходы жались и теснились под домами». У Ф.М. Достоевского читаем: «И какой здесь стук в гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, м.ороз! Мерзлый пар валит от загнанных лошадей, из жарко дышащих морд их; сквозь рыхлый снег звенят об камни подковы, и все так толкаются, и, господи, так хочется поесть, хоть бы кусочек какой-нибудь, и так больно стало вдруг пальчикам. Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика». Таким образом, городское пространство - это пространство, враждебное человеку, пространство, пугающее своей призрачностью и дисгармоничностью. Здесь, по мнению Е.В. Душечкиной, трансформируется традиционно святочный мотив встречи героя с нечистой силой. В данных текстах инфернальность связана с «живыми» людьми (будь то дворник, блюститель закона или барыня, вытолкавшая мальчика на улицу) [1,

с. 191]. Общеизвестно, что в богатых семьях на Рождество принято приглашать в дом детей из бедных семей и угощать их сладостями. Мальчик видит праздничный стол за стеклом, где тепло, нарядные дети, пироги, елка с огоньками, музыка, но нет места сироте. Это «ложный» мир, в котором не все чувствуют себя счастливыми. Рождество считается светлым и добрым праздником, потому что его уют, его тепло создают особое переживание близости людей, собравшихся округ светящейся елки, но этот праздник не приносит радости ребенку.

Реальности противопоставляется другой, сохранившийся в воспоминаниях мальчика мир, где «было так тепло и ему давали кушать», но который уже недостижим.

Конечно, Достоевский не мог оставить мальчика в одиночестве, без ощущения праздника. В рассказе сохраняется особое рождественское мировосприятие: мечта о милосердном отношении друг к другу, об истинной семье.

Финал произведения трактуется исследователями по-разному. «Есть рассказы, в которых герой умирает, - пишет Д.В. Макаров, - но смерть его осознаётся как спасение или исход из этого холодного и несправедливого мира в мир Божьей любви и высшей справедливости. Сюда относятся такие рассказы, как «Девочка со спичками» Г.Х. Андерсена, «Мальчик у

Христа на ёлке» Ф.М. Достоевского. У Достоевского мальчика встречает Сам Христос. Конечно, вне христианского контекста, вне религиозного мировоззрения эти рассказы вызовут только сожаление о социальной несправедливости, царящей в мире. Но если их читать с верой в вечную жизнь, то останется совсем другое впечатление. Да, социальные вопросы неразрешимы на земле, но всё разрешимо у Бога, у Него высшая справедливость, и Он, как сказано в Апокалипсисе, отрёт «всякую слезу с очей их» [4, с. 40-41].

И. А. Есаулов усматривает в рождественском рассказе имплицитный пасхальный смысл. «Рассказ, к тому же помещённый в очевидно “рождественский” контекст, неожиданно обнаруживает свой пасхальный смысл: замёрзший на земле “на чужом дворе” мальчик воскресает, это Воскресение описывается автором как действительная, хотя и нездешняя реальность <...>. “Реалист в высшем смысле” Достоевский - в отличие от Ф. Рюккерта, чьё рождественское стихотворение “Ёлка сироты” он использует в качестве литературного источника собственного рассказа, - показывает пасхальное преодоление смерти» [5, с. 57-63].

Доверяя уже сложившимся мнениям, мы рассматриваем возвращение мальчика на елку Христа в контексте не только праздничной традиции, но и в контексте педагогических взглядов автора на проблему Дома, взаимоотношения в семье. Достоевский напоминает современникам, что «маленькие детские души требуют беспрерывного и неустанного соприкосновения с вашими родительскими душами, требуют, чтоб вы были для них, так сказать, всегда духовно на горе, как предмет любви, великого нелицемерного уважения и прекрасного подражания» (3, т. XIV, с. 223). В этом контексте убедительной кажется сцена, когда ребенок, «покинув» занесенный снегами и метелями и освещенный тусклым фонарем город, попадает в райский уголок, светлый мир Христа, мир любви, понимания и заботы, очень напоминающая библейский сюжет о Христе, благословляющем детей. «. Иисус сказал: пустите детей и не пре-

пятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. И, возложив на них руки, пошел оттуда» (Мф., 19: 13-15). Возвращение мальчика в лоно счастливой семьи и Дома может рассматриваться и как рождественское чудо, и как смысл домашнего очага, а значит, и как идея преодоления «случайности».

Завершает «рождественский» цикл фрагмент «Колония для малолетних преступников.», в котором автор прописывает концепцию данного учреждения. Колония, по мнению писателя, должна приуготовить воссоздание семьи во главе с воспитателями, перед которыми стоит весьма важная и ответственная задача: быть не гувернерами детей, а отцами их, войти в борьбу с ужасными детскими впечатлениями, дабы искоренить их и насадить новые (3, т. XXII, с. 19). Как публицист, писатель, педагог, гражданин, Достоевский осознает великую роль отцов, наставников, учителей и воспитателей в духовном оздоровлении нации. «Вы

отцы, они ваши дети, вы современная Россия, они будущая; что же будет с Россией, если русские отцы будут уклоняться от своего гражданского долга и станут искать уединения, или, лучше сказать, отъединения, ленивого и цинического, от общества, народа своего и самых первейших к ним обязанностей. Ищите же любви и копите любовь в сердцах ваших. Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих» [3, т. XXV, с. 192-193].

ЛИТЕРАТУРА

[1] Душечкина Е. В. Русский святочный рассказ: становление жанра. СПб., 1995.

[2] Достоевский Ф. М. Записки из Мертвого дома. М., 1983.

[3] Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений : в 30 т. Л., 1972-1991. Т. XXI. С. 131-132.

[4] Макаров Д. В. Духовная литература в программе «В мире литературы...» // Духовная литература и святочные рассказы: Книга для учителя : сб. ст. Пермь, 2005.

[5] Есаулов И. А. Пасхальность русской словесности. М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.