ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ТАК ЛИ МЫ ЧИТАЕМ Ф.ДОСТОЕВСКОГО
(взгляд со школьной скамьи)
Грыжанкова Светлана, ученица 10 класса школы №30 г. Саранска
Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха;
а теперь не имеют извинения в грехе своем
(Ии., 15;22,23).
У многих моих сверстников сегодня кардинально меняется взгляд на прошлое России, на ее историю, культуру и, непосредственно, на русскую литературу, в которой как в зеркале отражается глубинная сущность самосознания нашего народа.
Конференция «Достоевский и Православие» поразила меня до глубины души и заставила о многом задуматься, на многое посмотреть иначе. Передо мной вдруг предстал совершенно иной Достоевский, новый, еще не узнанный и потому пока далекий. Странно, но в школе многое нам объясняют иначе. В учебниках при критическом анализе произведения не учитывается религиозно-духовная позиция автора. Получается, что мы идем ощупью, не опускаясь на «дно» его души и
не поднимаясь до «горних» высот полета его творческого духа.
Ф.Достоевский... - как много я услышала сегодня о нем, прошедшем путь от «умалишенного» (так называли его между собой многие современники) до пророка - так называем его мы, живущие в мире, о котором пророчествовал великий православный писатель в «Бесах». В мире, где нет места высшему и совершенному идеалу - Христу, и оттого мы многое можем позволить себе, ведь, когда «Бога нет- все позволено» - это реалии нашего времени, времени «помрачения ума» и «страшных случайностей».
Скоро мы будем изучать величайшее произведение Достоевского «Преступление и наказание»..., чтобы понять его, нужен «золотой ключ» Православия...
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДУХОВНОГО СОДЕРЖАНИЯ РАССКАЗА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ»
О.В. Вельдяскина, аспирант кафедры литературы
МГПИ им. М.Е. Евсевьева
Поворот школы от воспитания «человека образованного» к воспитанию «человека культуры» требует иных подходов к изучению художественных произведений, иных интерпретаций. Важнейшим, в свете обозначенной проблемы, считаем интерпретацию культурологическую, в соответствии с которой художественный текст представляет собой обобщенную модель мира, весь комплекс миропредставлений писателя, его философские, эстетические, религиозные и нравственные взгляды и их выражение при помощи системы знаков, понятий, образов, мотивов, сюжетов. Обратиться к рассказу Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на елке» нас заставил заложенный в нем глубокий духовный потенциал, который так необходим современному школьнику.
ГТ2
К сожалению, для изучения в школе (в 5-ом классе) этот рассказ предложен лишь программой под общей редакцией А.Г. Кутузова. На наш взгляд, не лишним было бы включить этот рассказ и в другие школьные программы по литературе, так как именно в младших классах целесообразнее всего закладывать основы духовного содержания личности.
Для учителя-словесника, готовящегося к проведению урока по рассказу «Мальчик у Христа на елке», особый интерес будет представлять история создания произведения.
Обращение Ф.М.Достоевского к теме о русских детях обусловили три обстоятельства. Это посещение писателем в рождественские дни 1875 года елки и детского бала в Санкт-Петербургском клубе художников, встреча на улице в