Научная статья на тему 'Так ли мы читаем Ф. Достоевского (взгляд со школьной скамьи)'

Так ли мы читаем Ф. Достоевского (взгляд со школьной скамьи) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
102
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Так ли мы читаем Ф. Достоевского (взгляд со школьной скамьи)»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ТАК ЛИ МЫ ЧИТАЕМ Ф.ДОСТОЕВСКОГО

(взгляд со школьной скамьи)

Грыжанкова Светлана, ученица 10 класса школы №30 г. Саранска

Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха;

а теперь не имеют извинения в грехе своем

(Ии., 15;22,23).

У многих моих сверстников сегодня кардинально меняется взгляд на прошлое России, на ее историю, культуру и, непосредственно, на русскую литературу, в которой как в зеркале отражается глубинная сущность самосознания нашего народа.

Конференция «Достоевский и Православие» поразила меня до глубины души и заставила о многом задуматься, на многое посмотреть иначе. Передо мной вдруг предстал совершенно иной Достоевский, новый, еще не узнанный и потому пока далекий. Странно, но в школе многое нам объясняют иначе. В учебниках при критическом анализе произведения не учитывается религиозно-духовная позиция автора. Получается, что мы идем ощупью, не опускаясь на «дно» его души и

не поднимаясь до «горних» высот полета его творческого духа.

Ф.Достоевский... - как много я услышала сегодня о нем, прошедшем путь от «умалишенного» (так называли его между собой многие современники) до пророка - так называем его мы, живущие в мире, о котором пророчествовал великий православный писатель в «Бесах». В мире, где нет места высшему и совершенному идеалу - Христу, и оттого мы многое можем позволить себе, ведь, когда «Бога нет- все позволено» - это реалии нашего времени, времени «помрачения ума» и «страшных случайностей».

Скоро мы будем изучать величайшее произведение Достоевского «Преступление и наказание»..., чтобы понять его, нужен «золотой ключ» Православия...

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДУХОВНОГО СОДЕРЖАНИЯ РАССКАЗА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ»

О.В. Вельдяскина, аспирант кафедры литературы

МГПИ им. М.Е. Евсевьева

Поворот школы от воспитания «человека образованного» к воспитанию «человека культуры» требует иных подходов к изучению художественных произведений, иных интерпретаций. Важнейшим, в свете обозначенной проблемы, считаем интерпретацию культурологическую, в соответствии с которой художественный текст представляет собой обобщенную модель мира, весь комплекс миропредставлений писателя, его философские, эстетические, религиозные и нравственные взгляды и их выражение при помощи системы знаков, понятий, образов, мотивов, сюжетов. Обратиться к рассказу Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на елке» нас заставил заложенный в нем глубокий духовный потенциал, который так необходим современному школьнику.

ГТ2

К сожалению, для изучения в школе (в 5-ом классе) этот рассказ предложен лишь программой под общей редакцией А.Г. Кутузова. На наш взгляд, не лишним было бы включить этот рассказ и в другие школьные программы по литературе, так как именно в младших классах целесообразнее всего закладывать основы духовного содержания личности.

Для учителя-словесника, готовящегося к проведению урока по рассказу «Мальчик у Христа на елке», особый интерес будет представлять история создания произведения.

Обращение Ф.М.Достоевского к теме о русских детях обусловили три обстоятельства. Это посещение писателем в рождественские дни 1875 года елки и детского бала в Санкт-Петербургском клубе художников, встреча на улице в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.