Научная статья на тему 'Interpretation and educational value of National holidays of Ossetians in the works of Ossetian writers'

Interpretation and educational value of National holidays of Ossetians in the works of Ossetian writers Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРОН ФИСДЖЫТæ / ЦИНЫ БæРæГБæТТæ / ХЪОМЫЛАДОН АХАДЫНДЗИНАД / ХИЦæН АДæЙМАГ / ФæТКæВАРД / РАЗАГЪДЫ ЛæГТæ / ХИСТæРТЫ ФæДЗæХСТ / ХӕДЗАРВӕНДАГ / ФЫДЫБæСТæ / РАЙГУЫРӕНБæСТæ / ОСЕТИНСКИЕ ПИСАТЕЛИ / ПРАЗДНИКИ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЛИЧНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ПРОСЛАВЛЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК / НАСТАВЛЕНИЯ СТАРШИХ / РОДОСЛОВНАЯ / ОТЕЧЕСТВО / РОДИНА / OSSETIAN WRITERS / HOLIDAYS / EDUCATIONAL POTENTIAL / PERSONALITY / MORALITY / ILLUSTRIOUS PERSON / INSTRUCTIONS OF ELDERS / PEDIGREE / FATHERLAND / MOTHERLAND

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туаева Лариса Ахсарбековна, Касабиева Регина Валерьевна

Во всем мире проживают люди разных национальностей У каждого народа своя история, язык, праздники и традиции. Каждый человек гордится своей нацией, Своей Родиной. Трудно найти таких, которые желают их поменять на другие. Часто это отражают осетинские писатели в своих произведениях, которые несут в себе большой воспитательный потенциал. Где бы не проживал осетин: в Южной или Северной Осетии, во всех уголках России, Турцииы, Сирии, Европе или Америке, он всегда знает, откуда вышли его предки, где находится это божественная местность, которая манит к себе на старости. О какой бы нации, о как бы народе не зашла речь, в первую очередь на ум приходят отдельные личности, которые прославили бы эту нацию. Мы, осетинский народ, также гордимся нашими гражданами, которые во всех уголках мира прославляют осетинскую нацию, демонстрируют осетинскую культуру и нравственность, не забывают наставления старших: Знай и проявляй уважение к истории своей малой и большой Родины, народа, республики, города, села. Эти знания будут постоянно упрочивать твой внутренний мир, возвеличивать душевное настроение, придавать энергию в трудные жизненные ситуации. Необходимо постоянно работать над своим физическим состоянием, совершенствовать и поддерживать его. Чтобы быть достойным гражданином, пронести гордо честь и славу своих великих предков через всю свою жизнь, развивай в себе лучшие общечеловеческие качества: умственные, физические, трудовые, нравственные, эстетические и др. С грандиозным уважением относись к старшим, тем более к родителям, которые подарили тебе жизнь и воспитали тебя достойно. Как мудрейшим наставлением предков овладей истиной никогда в жизни социальный статус и положение алана не мерились обеспеченностью и роскошью. Мерами величия алан были мужество, гордость, бесстрашие, смелость, физические качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРАЗДНИКОВ ОСЕТИН В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ОСЕТИНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

All over the world people of different nationalities live. Each nation has its own history, language, holidays and traditions. Each person is proud of his nation, his homeland. It is difficult to find those who wish to change them for others. Often this is reflected in Ossetian writers in their works, which carry a great educational potential. No matter where the Ossetians live: in South or North Ossetia, in all corners of Russia, Turkey, Syria, Europe or America, he always knows where his ancestors came from, where this divine district is located, which beckons to itself in old age. No matter what nation, what kind of people are we talking about, first of all individuals who have glorified this nation come to mind. We, the Ossetian people, are also proud of our citizens, who in all parts of the world glorify the Ossetian nation, demonstrate the Ossetian culture and morality, do not forget the instructions of their elders: Know and show respect for the history of your small and big Motherland, people, republic, city, village. This knowledge will constantly strengthen your inner world, magnify your spiritual mood, give energy to difficult life situations. You must constantly work on your physical condition, improve and maintain it. To be a worthy citizen, to carry proudly the honor and glory of your great ancestors through your whole life, develop the best universal human qualities: mental, physical, labor, moral, aesthetic, and others. You treat your elders with grandiose respect, especially gave you life and raised you with dignity. As the wisest precept of the ancestors, master the truth never in their life did the social status and position of Alan be measured by security and luxury. Courage, pride, courage, courage, physical qualities were the measures of Alan's greatness.

Текст научной работы на тему «Interpretation and educational value of National holidays of Ossetians in the works of Ossetian writers»

Tuaeva Larisa Akhsarbekovna, Kasabieva Regina Valeryevna philological

INTERPRETATION AND EDUCATIONAL ... sciences

UDC 81-13

ЦИНЫ БЖРЖГБЖТТЖ МММ СЖ ХЪОМЫЛАДОН АХАДЫНДЗИНАД ИРОН ФЫСДЖЫТЫ УАЦМЫСТЫ

© 2019

Туаты Ларисж Жхсарбеджы чызг, педагогон наукжты кандидат, ирон филологийы кафедржйы доцент Касабиты Регина Валерийы чызг, филологон факультеты БД-Н2курсы студенткж

Цжгат-Ирыстоны паддзахады педагогон институт (362025, У№р№се, Владикавказ, Павленкойы уынг, 73, e-mail: bekoevamarina@mail.ru)

Аннотаци. Дунейы миджг цжры мингай аджмыхжттытж. Алкжмжн джр дзы ис йжхи истори, жвзаг, цины бжржгбжттж жмж жгъджуттж. Алы аджймаг джр сжрыстыр вжййы йж аджмжй, йж райгуыржн бжстжйж. ^нджртыл сж баивын чи сразы уаид, ахжмтж стжм сты. Уый нысан гонд аржх жрцжуы ирон фысджыты уацмысты, кжцытжн ис жстыр хъомыладон ахадындзинад. Кжм-фжнды ма цжржд ирон аджймаг: Хуссар гъе Цжгат Ирыстоны, Ужржсейы алы къуымты, Турчы, Сирийы, Европжйы кжнж Амырычы, уый кждджридджр зоны йж уиджгтж кжцжй рацыдысты, жмж кжм ис уыцы дзуарджын бынат, кжцы йж йжхимж жлвасы йж царды фжстаг бонтжм. Цыфжнды аджмыхатты кой куы рацжуы, ужд фыццаджыджр жрымысжм хицжн аджймжгты, уыцы аджмжн кад жмж намыс чи хжссы, ахжмты. Мах ирон аджм джр сжрыстыр сты нж бирж разагъды лжгтжй, Ирон ужвгжйж, дунейы алы къуымты йж аджмжн кад чи кжны жмж йын йж Фарн чи хжссы, жмж нж рох кжнынц сж хистжрты фждзжхст: Зон дж аджмы жмж дж бжстжйы истори, жмж сын аккаг аргъ кжн - уыцы зонындзинад фидар кжндзжн дж мон, бжрзонд кжндзжн дж зжрдж, джтдзжн дын хъару фыджвзаржнты ржстжджы. Иудадзыгджр кус дж ужнгдых хъжддыхджр кжныныл. Дж кадджын фыджлты аккаг цжмжй уай, уый охыл архай де 'нжниздзинад фжлтжрын жмж фидар кжныныл. Дж фыджлты ахсджиагджр фждзжхстжн дж зжрджмж айс - аллоны кад мулкжй ницы хуызы баржн ис. Аллонжн ном кжнынц, Фыдыбжстжйжн цы фжллой радта жмж йж сжраппонд цы жхсар равдыста, жрмжст уыдон.

Сжйраг ныхжстж: ирон фисджытж, цины бжржгбжттж, хъомыладон ахадындзинад, хицжн аджймаг, фжткжвард, разагъды лжгтж, хистжрты фждзжхст, хждзарвжндаг, Фыдыбжстж, Райгуыржнбжстж.

INTERPRETATION AND EDUCATIONAL VALUE OF NATIONAL HOLIDAYS OF OSSETIANS IN THE WORKS OF OSSETIAN WRITERS

© 2019

Tuaeva Larisa Akhsarbekovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of ossetian philology Kasabieva Regina Valeryevna, a student of the BD-H2 course of the faculty of philology North Ossetian State Pedagogical Institute (362025, Russia, Vladikavkaz, Pavlenko Street, 73, e-mail: bekoevamarina@mail.ru)

Abstract. All over the world people of different nationalities live. Each nation has its own history, language, holidays and traditions. Each person is proud of his nation, his homeland. It is difficult to find those who wish to change them for others. Often this is reflected in Ossetian writers in their works, which carry a great educational potential. No matter where the Ossetians live: in South or North Ossetia, in all corners of Russia, Turkey, Syria, Europe or America, he always knows where his ancestors came from, where this divine district is located, which beckons to itself in old age. No matter what nation, what kind of people are we talking about, first of all individuals who have glorified this nation come to mind. We, the Ossetian people, are also proud of our citizens, who in all parts of the world glorify the Ossetian nation, demonstrate the Ossetian culture and morality, do not forget the instructions of their elders: Know and show respect for the history of your small and big Motherland, people, republic, city, village. This knowledge will constantly strengthen your inner world, magnify your spiritual mood, give energy to difficult life situations. You must constantly work on your physical condition, improve and maintain it. To be a worthy citizen, to carry proudly the honor and glory of your great ancestors through your whole life, develop the best universal human qualities: mental, physical, labor, moral, aesthetic, and others. You treat your elders with grandiose respect, especially gave you life and raised you with dignity. As the wisest precept of the ancestors, master the truth - never in their life did the social status and position of Alan be measured by security and luxury. Courage, pride, courage, courage, physical qualities were the measures of Alan's greatness.

Keywords: Ossetian writers, holidays, educational potential, personality, morality, illustrious person, instructions of elders, pedigree, Fatherland, Motherland.

Нж разагъды фыджлтж кжсын, фыссын нж зыд-той, фжлж сж алыварс цыджридджр цыди, уый жмбжрстой зонд жмж хъуыдыйж. Уыдон диссжгтж жмж жмбисжндтж, аргъжуттж жмж тауржгътж дзырд-той зжрджргъжвджй ржзгж фжлтжртжн. «Ирон царды Стыр жнжфыст чиныджы баззадысты, ^рфжны фждау, фыджлты куыстуарзон тых жмж хъару, зонд жмж намыс, цин жмж маст, жфсарм жмж жгъдау» [1].

Ирон фарны хъуыдджгтж ныры фжлтжртжн хъжуы биноныгжй амонын дуджы социалон, экономикон, политикон хуызивжнтжм гжсгж. Цыджридджр баз-зад рагфыджлтжй махжн, уыдон сжфынжй бахызтой Ирыстоны куыстуарзаг фжллойгжнжг аджм жнусты джргъы. Фыджлты фарны хжрзтжй фыдгулты аххосжй бирж цыджртж фесжфти, фжлж ма дзы цы баззад, уы-дон бабжстон кжнын уныры ирон дзыллжйы сжйрагджр хжс. Мах жрлжудзыстжм цины бжржгбжттжй иужй-иутыл. «Ныры иржттж ныссуйтж кодтой бжржгбжтты мидисимж сж афонты ног нымадмж кжсгжйж, жмж арви-стонау сжмтъеры сты, - фыссы зындгонд ирон фыссжг Айларты Измаил [2, 303 ф.]. Измаилы хъуыдымж гжсгж, «ирон аджм незамантжй фжстжмж сжхи нымад-94

той Хуыцауы сконд аджмыл жмж куывтой зждтжм -дауджытжм сж хидгуысты бжркждтжй.

«Духовный уровень отношений воплощает в себе область духа и смысла жизни в контексте духовной культуры. В него входят этническая и религиозная константы, глубоко связанные, например, с семейными и родовыми ценностями, мировоззрением и мировидением народа, так как они представляют собой множество ценностных отношений и взаимоотношений человека к себе и другим, вещному миру, природе и т. д. Нравственный уровень отношений проявляет себя в отношении к совести, то есть отражает отношение человека к совестливым нормированным установкам, присутствующим в отдельно взятых культурах, обществах и государствах, конкретных социальных группах и коллективах. Освоение темы добросовестных отношений осуществляется с максимальным использованием возможностей каждой учебной дисциплины, а также дополнительных образовательных программ» [3, с. 172-174].

Ирон цины бжржгбжтты мидисыл бжржг дары нж фыджлтжн сж уырнынад. Уыди сын иу дин, иу уырны-над, жмж йж жмхуызонжй хуыдтой Хуыцауы дин. Абон Humanitarian Balkan Research. 2019. Т.3. № 2(4)

филологически науки

Тиаеуа Larisa Akhsarbekovna, Касабиты Регина Валерийы чызг ЦИНЫ БЖРЖГБЖТТЖ ЖМЖ ...

иржттжй биржтж сты мжнг уырнынады ахжсты. Ахжм уавжры фжсивжджн зын бамбаржн у жцжг жмж мжнг уырнынады хуызтж. Афтжмжй биржтж бафтынц алыху-ызон знаггадгжнжг уырнжджыты къордтжм [4, 17-26ф.].

Уалдзжджы бжржгбжттжм чи хауы, уыдонжй иу у ирон аджмы уарзонджр жмж кадджынджр бжржгбон Куадзжн (Комуадзжн). Измаил куыд фыссы, афтжмжй «ком уагътой сойаг жмж урсаджы хжринжгтжй. Куадзжны жргжвстой кусартжн ужрыкк, сжныкк кжнж род [5, 369-371 ф.]. Кусартжй кодтой физонжг, хоржй бжгжны, къуымжл, арахъ жмж жртыгай ужливыхтж. Уыдонимж ахуырстой карчы жйчытж алыхуызы ирд ахоржнтжй жмж сж хастой дзуары бынмж куывддон лжгтж [6; 7]. Куывды сжйраг мидис уыди сыгъджг Мадымайржмжй курын лжппу гуырдтж. Куадзжны размж лжппу кжмжн райгуырдаид, уыцы хждзар код-та хжсджын ужрыккжй, сжннккжй кжнж роджй [8]. Лжппуйы хъалон кусжрттаг сыгъджгжй, койгонджй фыхтой жмж йж сивыры хастой дзуары бынмж кувынжн.

Фыссжг, куыд уынжм, афтжмжй сиды дзужртты мидисы сыгъджгдзинадмж, уыимж аджймаджы уды сыгъджгдзинадмж. Уыцы сыгъджгдзинад нжй Коцойты Арсены радзырд «Гигойы куадзжн»-ы дины кусджытжм - сауджын жмж диакъонмж. Ам ныхас цжуы комкоммж мжнгуырнындзинадыл [9]. Радзырды дины хъузон у сауджын. Мжгуыр Гигойы бинонтжн сж цин, сж бжллицтж, сж ныхжстж сты, куадзжнмж цы хъыбыл снывонд кодтой, иудадзыг уыимж баст. Цардыуагжй аразгж у зондахаст. Фжлж мжгуыр бинонтж сж удты сыгъджгжй, сж ужздандзинаджй лжууынц бирж ужлджр сж тугцъиртжй - сж ныхжстж, сыхжгтж сжм хжлжг кжной, - зжгъгж, жнжхжрам сты, сж бжржгбон нывыл саразой , уымж тырнынжй жвзжрынц. Дины мжнгдзинад хурмж хжссын, йж кусджыты суржттж ирд ахоржнтжй жвдисынмж Арсен уыдис стыр джсны [10].

Сауджын Иосебы суржт фысгжйж,фыссжджы цыргъ-зонд сатирж жмж ирони рахизынц карз гротескмж, уыимж ныв аржзт цжуы аджмы критикон цжстжнгасжй («Аджм ма ныхасы джр ракжнынц Иосебы гуыбыны кой, фжзжгъынц: раст ужртж Иосебы гуыбыны йас, зжгъгж») [11; 12]. ^дзжсгом, гуыбындзжлжй жвдыст цжуы, «Хуыцаужн кусжм жмж куы фжллайжм, уждджр хъуамж фжллайжм» ма зжгъжм», зжгъгж чи дзуры, уыцы сауджын. Арсен аивадон фжзилжнтжй афтж джсныйж пайда кжны, жмж йж персонажты зжрджтж, сж хъуыды-ты жцжг мидис фегом вжййы [13; 14; 15]. Бинонты цар-дыуаджы гжвзыкдзинад равдисын, сауджыны зыд рар-гом кжнын, стжй йын жрымысын йж сайжн ныхжстж, йж «цжстуарзон» уынаффжтж- ахжм сюжеты аржзты жххжстжй разынынц дины мжнгдзинад, йж кусджыты дыдзжсгом жмж джлгоммж митж [16].

«Фыд фаг хжрын хъжуы «, - амоны Гигойы хуызжн мжгуыржн жмж йын йж фжстаг комдзаг йж дзыхжй аскъжф; «Куыдтж стут, цы стут? Уж сывжллон та куыд у?»- афтж зжрдиагжй фжрс жмж сабийы фжстаг цин скъах йж зжрджйж, - уыджттж сты сауджыны митж.

Сауджын Иосеб хжссы сабийы цин, чызг йж фжстж кжуы, Иосеб та ауджгау дзуры: «...акжнут жй миджмж, фжпрастуд уыдзжн!» Ацы ныхасы зыны Арсены стыр джсныйад. Радзырд у 1910 азы фыст. ^рымысжм Аннж Ахматовайы лирикон уацмыс «Сжала руки под темной вуалью» (1911 аз). Уым джр ис ахам хабар. ^рыгон сылгоймагжй ацыд йж уарзон аджймаг. Чызг йж фжстж рауад жмж дзуры:

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка

Все, что было. Уйдешь, я умру».

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: «Не стой на ветру».

Зындгонд поэты уацмыс дисы бафтыдта А.Д. Джамаловайы. Уый фыста: Каждое следующее поколение отыскивает и использует готовые приоритеты и ценности для совершенствования условий жизни, но

это молодое поколение необходимо готовить к признанию и принятию этих общепринятых норм и ценностей. В данном направлении перед педагогической теорией и практикой стоят важнейшие задачи: помочь каждой личности овладеть комплексом знаний, умений и навыков, особенно связанных с конструктами гражданского общества. Эта деятельность особенно значима и необходима для подрастающего поколения. Несомненно, недооценка возрастных и индивидуальных особенностей развития личности создает существенные проблемы для психолого-педагогического сопровождения образовательно-воспитательного процесса в целом. Это особенно сказывается на формирование духовно-нравственных качеств личности. Хотя образовательно-воспитательный процесс сопровождает человека всю сознательную жизнь, его основы берут свое начало еще из детства и ранней юности [17, с. 254-258].

Афтж у хъуыддаг Арсены радзырды джр: сауджыны аудын у фжлитой хин ми. Саби чызг Мела бавзжрста Хуыцауы минжвары азар, тынгджр дзы фжрыст уый зжрдж, жмж уымжй ржзы уацмысы эмоцион хъару. Ирыстоны дзыллж алы аз джр зжрдиагжй фенхъжлмж кжсынц жмж кадджынжй фжбжржг кжнынц сжрды стыр бжржгбон - Тымбылхъжды дзуары бон.

Фыссжг Цгъойты Хазби Хетжджы къох, Хетжджы Уастырджийы, Тымбылхъжды равзжрды тыххжй фыссы: «Раджы заман, алантжй къордтж - къордтж цжргжйж, баззад Кжсжджы, Хъжржсе жмж Хъубаны зжххыл. Хъубаны доны къабаз Стыр Зеленчукы был цард къниаз Инал. Уыд ын жртж фырты: Биаслан, Аслжнбег жмж Хетжг. Биаслан уыд Кжсжджы кънижзтжн сж мыггаджы сжр. Аслжнбег уыд жнжзжнжг. Кжсжджы пысылмон дин куы стыхджын, Зеленчукы зылды ирон чырыстон аргъуан та цаудмж куы жрхаудта, бынтон куы сждых, уждджр Хетжг йж диныл йж къух нж систа. Уый тыххжй йжм суанг йж бинонтж джр сфыджх сты, сжхиуыл жй нал нымадтой. Ужд Хетжг йж сжр райста Ирыстонмж. Уый йе знжгтж куы базыдтой, ужд жй, сж дин сын кжй нж райста, уый тыххжй марын фжнд скод-той жмж йж фжсте расырдтой.

Хетжг жрбаирвжзт ^рджынаржгжй жмж йж ных саржзта Куырттаты комы 'рджм. Фжлж абон Суададжы хъжу кжм ис, уырджм хжстжг куы 'рбахжццж, ужд жй знжгтж джр жрбацжйжййжфтой. Уыцы ржстжг жм Суададжы сжрмж хъжды фахсжй фехъуыст хъжр:

- Хетжг, хъждмж! Хъждмж!..

- Хетжг хъждмж нал бахжццж уыдзжн, фжлж хъжд -Хетжгмж! - дзуапп радта Хетжг йж харзгжнжгжн.

Уый адыл хохы фахсжй хъжд тыгуыржй сыстад жмж Хетжджы алыварс февзжрд , знжгтжй йж бааууон код-та, бахъахъхъждта. Уыдон фыртжссжй фжстжмж лидзжг фесты.

Зжгъынц, Къохы астжу, дам, уыд сатжг суадон, Хетжг фжлладжй йж дойны кжмжй басаста, уый. Ам афждзы бжрц фжцард, стжй Куырттаты комыл ахызт Нармж».[9, 129 ф.]

Хуымжтжджы Къоста йж этнографион очерк «Особа»-йы нж дзуры, Хетжгжй равзжргж кжй у Хетжгкаты мыггаг, уый. Хетжджы Уастырджийы бжржгбон вжййы сжрды, Кжхцгжнжнтжй къуыри разджр. Сж кувинжнгтж жмж мысайнжгтж - иу барвы-стой нжлгоймжгтжй искжмжн, суанг лаппутжн джр.

Хжсты тызмжг азты нжлгоймжгтж тохы быды-ры цагъды куы кодтой, ужд ирон сылгоймаг ахызт ацы жгъдауы сжрты. Ирон сылгоймжгтж сж хжстонты Тымбылхъжды кувжндоны Лжгты дзуарыл фждзжхстой сжхжджг.

Хетжджы бынжй хждзармж сыфтжр джр рахжссын кжй нж фжтчы, уый фждыл бирж хабжрттж фехъусжн вжййы. Ацы ныхжстыл алчи неуужнды жмж, дам, иу жрыдойнаг ахуыргжнжг Хетжджы къохжй баржй ра-хаста къалиу кждджра, цытж дзурынц уыдон жцжг сты, зжгъгж. Цалджр боны фжстж, дам, йж бжрзжй ныкъкъждз, джихтж кжнын райдыдта, кжджмджр - иу

Хуманитарни Балкански изследвания. 2019. Т.3. № 2(4)

95

Tuaeva Larisa Akhsarbekovna, Kasabieva Regina Valeryevna INTERPRETATION AND EDUCATIONAL ...

philological sciences

нымдзаст. Ужд йж бинонтж кувинжгтимж ссыдысты Хетжджы бынмж. Уастырджийж хатыртж фжкуырдтой, фжтабутж йын кодтой. ^мж ахуыргжнжг фждзжбжх, йж разджры гаччы та сбадт.

Ис ма уый фждыл Хъжууонхждзарадон университеты разджры ректор Басаты Барис кжй радзуры, уыцы цымыдисаг хабар. Тжхжг Зжнджиаты Валодяйы хждтжхжг немыц куы жржппжрстой, ужд жй мард жнхъжлжй баппжрстой мжрдтимж уджгасжй. Уырыссаг салджттж Чмимж къахтой фжндаг (абон хуыйны Суаргом). Мах та, сывжллжттж, уыдонжн хжринаг ха-стам. Басаты чындз йж сывжллжттимж Валодяйы ра-хастой жмж йж йж нжхионтжм арвыстой [18]. Чиджр банымыгъта Басаты чындзы жмж йж сывжллжттимж марынмж акодтой. Хетжджы къохы раз сылгоймаг йж сабиты сж ужрджытыл жрлжууын кодта, йжхжджг скуывта, мж сывжллжттж сжфты къахыл лжуд сты, жмж сын, Лжгты дзуар, баххуыс кжн, зжгъгж. Советон хждтжхджытж Алагиры сжрмж бомбжтж калын рай-дыдтой. Немыцагтжн сж кой джр нал баззад, Басаты чындз та йж сывжллжттимж уджгас баззадысты [19].

Басаты Борис уыдис уыцы жртж сывжллонжй иу. Сылгоймаг та уыдис йж мад. Ныр Барис уыцы хабар куы фждзуры, ужд йжхжджг куыд фжкжуы, афтж фжкжуынц, чи йжм фжхъусы, уыдон джр.

Зындгонд ирон поэт Хъодзаты ^хсар йж чысыл радзырд «Хетжджы къох»-ы та афтж фыссы: «Аджмы фантази, жвждза, афтж джрдтыл анхъжвзта, жмж хъжд Хетжгжн баххуыс кжнынмж кжцжй стахт, уый джр нын бацамондзысты - жрдузжй, дам, баззад. Бахъуаджы за-ман жрдз аджймагжн басгуыхт ирвжзынгжнжг!

Кжуылты у, жвждза, тауржгъы символикж! Ам ирджй, парахатжй зыны аджмы удыхъжд, сж ахаст дунемж.» «^рдзы фарн Хуыцауы фарнжй тыхджынджр», - зжгъы фыджлты жмбисонд. ^вжццжгжн, ацы тауржгъ Къостайы зжрдж йж хъжздыг мидисы руаджы балхждта». Ацы фарстатж махжн, фжлтжртжн сты зони-наг, хъахъхъжнинаг, жмж сыл нж удты сыгъджгдзинаджй хъуамж узжлжм.

БАРАМЫНДТЫТЫ НОМХЫГЪД:

1. Цгоев Х. Осетинские легенды. Издательство «Рухс». Владикавказ, 1997. 381 с.

2. Айларов И. Быт и традиции осетинского народа. Владикавказ: Ир, 1996. 522 с.

Хугаева Ф.В. Современные формы духовно-нравственного воспитания студентов в поликультурной среде вуза //Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 308-312.

3. Наимова З.К., Даукеева А.О., Тажимуратова К.А. Сказки как обязательный инструмент воспитания //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. №4 (17). С. 172-174.

4. Хадикова А.Х. Об этнографическом изучении нравственного концепта «честь» (на осетинском материале) //Известия СОИГСИ. 2016. Вып. 19 (58). С.17-26.

5. Хубешты А.Ф. Этнокультурный компонент в образовательном процессе //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. №4 (25). С. 369-371.

6. Алексин А.Ю. Философский, психологический и педагогический уровни анализа понятия «моральная ответственность» //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 11-15.

7. Андриенко О.А. Ценностные основания построения процесса воспитания //Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. №1 (26). С. 192-195.

8. Бусыгина А.Л., Архипова И.В., Фирсова Т.А. Трехфакторная модель социальной адаптации детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в разных социокультурных условиях //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 351-354.

9. Коцоев А. Рассказы. Владикавказ, «Ир» 1991. 541 с.

10. Джиккаев Ш. Мастер осетинской прозы. В кн. Коцоев Арсен. Владикавказ: Ир. 1991. 541 с.

11. Гетоева Л.К., Кадиев А.Х. Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами художественного медиатворчества //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 46-49.

12. Лосева Е.С. Роль воспитания в формировании индивидуальной образовательной траектории обучающегося //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. №1 (26). С. 351-354.

13. Дзусова Б.Т., Туаева Л.А. Формирование лингвистических компетенций на уроках осетинского языка в условиях поликультурного образования //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. №3 (16). С. 40-42.

14. Джиоева Г.Х., Джиоева А.Р. К вопросу о формировании лич-

ности ребенка дошкольного возраста //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. №1 (22). С. 228-231.

15. Туаева Л.А., Кибизова Р.А. Информационные образовательные технологии как средство изучения родного языка и литературы // Приднепровский научный вестник. 2018. Т. 12. № 3. С. 007-012.

16. Джамалова А.Д. Педагогические проблемы формирования нравственных качеств у подростков //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 71-74.

17. Осипова В.Е. Формирование идентичности в подростковом возрасте как условие воспитания духовно-нравственных ценностей // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. №2 (15). С. 254-258.

18. Грязнова Е.В., Кожевникова И.А. Художественно-эстетическое воспитание: проблемы определения //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 93-96.

19. Гацалова Л.Б., Парсиева Л.К. Отрицательные характеристики образа женщины в осетинских пословицах //Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 20 (235). С. 63-66.

96

Humanitarian Balkan Research. 2019. Т.3. № 2(4)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.