Научная статья на тему 'ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ'

ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
57
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Ключевые слова
зависимость / интернет-зависимость / виртуальный комфорт / психика / функции мозга.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Медеуова Мадина Маулетжановна

В данной статье рассматривается интернет-зависимость у детей и подростков как психическое расстройство. Рассматривается актуальность данного феномена в современной психологии. Разбирается изменение в функционировании мозга и состоянии сознания. Выбранной аудиторией исследования данной проблемы стали дети младшей возрастной группы и подростки, родившиеся в информационную эру, так как именно они больше всего подверглись влиянию ITтехнологий. Сделан вывод о необходимость дальнейшего изучения и исследования, с целью вынесения данной проблемы на уровень общественности, и раскрытия новых перспективных сторон развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

Impact Factor: SJIF 2021 - 5.81 2022 - 5.94

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PSYCHOLOGICAL SCIENCES

УДК 378.1.015.3

ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

МЕДЕУОВА МАДИНА МАУЛЕТЖАНОВНА

магистр, преподаватель, кафедра психология, педагогика и социальная работа, Карагандинский университет Казпотребсоюза, Республика Казахстан,г.Караганда,ул.Академическая,9

Аннотация: В данной статье рассматривается интернет-зависимость у детей и подростков как психическое расстройство. Рассматривается актуальность данного феномена в современной психологии. Разбирается изменение в функционировании мозга и состоянии сознания. Выбранной аудиторией исследования данной проблемы стали дети младшей возрастной группы и подростки, родившиеся в информационную эру, так как именно они больше всего подверглись влиянию IT- технологий. Сделан вывод о необходимость дальнейшего изучения и исследования, с целью вынесения данной проблемы на уровень общественности, и раскрытия новых перспективных сторон развития общества.

Ключевые слова: зависимость, интернет-зависимость, виртуальный комфорт, психика, функции мозга.

В эру развития научно-технического прогресса большой скачек был сделан именно в информационной сфере. Появились информационные технологии, которые стали для человечества новой основой и опорой в жизни, а именно человек сделал информационную сферу главным источником его развития. Вся необходимая информация, все возможные услуги и развлечения вмещались в это информационное пространство,то есть сеть. Но, к сожалению данное прекрасное явление имеет свои последствия, а именно мы становимся зависимыми и вырабатываем ограничительные рамки нашего взаимодействия с внешним миром.

Как было сказано сетевая путина проявляется в виде хронической зависимости при неправильном её применении, психологи исследуя данный феномен приравнивают степень даннойзависимости с наркоманией и алкоголизмом. Данный вопрос крайне важен для нашего будущего, так как он касается наших детей и будущие поколения, подверженные сосуществовать вместе со всемирной сетью Интернет.

Интернет-зависимость представляет собой психическое расстройство, характеризующееся сопровождением большого количества поведенческих проблем, в основе которой лежит пристрастие нахождения в сети, и невозможностью произвольного выхода из неё. Опасность заключается в ухудшении нормального привычного состояния сознательности ребёнка в более апатичное и депрессивное, и в изменении функционировании мозговой деятельности, приведя наш мозг в состоянии постоянной головной боли, головокружений и тд.

Почему же возникла интернет-зависимость? У детей и подростков причины различны. Дети младшей возрастной группы проходят один из первых жизненных этапов- изучение окружающего мира, именно увлечение появляющееся в ходе изучения мира способствует риску заболевания данной зависимостью. Первыми симптомами, которые можно обнаружить у ребёнка, являются: стресс, который может возникнуть из-за неблагополучного семейного климата, в ходе которого ребёнок использует информационное поле как место безопасного эмоционального самовыражения; избежание опеки родителей, где ребёнок использует сеть как безопасное место от запретов, упрёков; недостаток внимания, вовлекаясь в сеть ребёнок проявляет свои потребности внимания, одобрения, поддержки, и путём общения пытается их закрыть.[1] Дети подросткового возраста (14-18) являются самыми частыми пациентами. Причинами служит нестабильность гормонального фона и не закрытые потребности внимания, поддержки и одобрения со стороны теперь не только родителей, но и своих

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

Impact Factor: SJIF 2021 - 5.81 2022 - 5.94

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PSYCHOLOGICAL SCIENCES

сверстников. Первоначальными симптомами у подростков являются: потеря взаимопонимания между сверстниками, подросток не найдя единомышленников уходит в виртуальную реальность, где может вернуть свою уверенность в общении; подростковая застенчивость, в виртуальном мире подросток может отойти от своей индивидуальности и применить новый образ на себя; агрессивное воздействие со стороны сверстников, подросток находясь под эмоциональном либо же физическом буллинге нуждается в поддержке, страх перед родителями приводит жертву в сетевой мир, где существуют специальные форумы.[2]

Дабы четко понять степь риска интернет- зависимости, её можно разделить на 3 стадии: 1) На первой стадии ребёнок знакомится с всемирной паутиной и формирует собственный интернет- серфинг, предоставляющий недостающую информацию и восполняющий недостаток внимания. 2) Ребенок пристрастившийся к виртуальному миру отдаляется от реального, и ищет пути самовыражения в нем. 3) Характеризуется хронической формой зависимости, а именно человек теряет активность и старается не контактировать с реальным миром. Сама зависимость может делить также и по видам: зависимость от веб-серфинга(непрерывный поток информации), от онлайн-общения, из-за жажды острых эмоций(казино, игры), пристрастие к просмотру фильмов.[3]

Последствия такой зависимости можно выразить в психологическом и физическом плане. К первым относится торможение процесса развития личности, его коммуникативных навыков, и адаптационной способности. К физиологическим последствиям относят все явления связанные с ухудшением физиологических функций здорового человека (начиная от нарушение сна, потеря аппетита, снижение иммунитета заканчивая серьёзными хроническими заболеваниями сердечно-сосудистых систем и двигательного аппарата).

Современная психология недостаточно изучила киберзависимость чтобы создать единую систему диагностирования и лечения данного недуга, поэтому в практике используется индивидуальный подход лечения. Но, прикладной опыт работы с интернет-зависимостью выработал определённые рекомендации в профилактическом применении: улучшайте семейный климат(совместное хобби, прогулки, вечера), создавайте безопасное пространство для собственного ребёнка(оказывайте поддержку, внимание, понимание...), способствуйте разностороннему развитию личности ребёнка(различного рода кружки, секции), дисциплинируйте ребёнка( включайте режим лимитного пользования).[4]

Современный мир диктует новые вершины развития человечества, которые несут нам не только новые познания, но и новые трудности. Влияние информационной среды через Интернет на современных мальчиков и девочек, рождённых в период 21 века,идёт с детства и считается наиболее сильным.Подавляющее большинство представителей этого поколения не представляют своей жизни без выхода в интернет с помощью гаджетов. Поэтому на нас как будущих специалистов ложиться важная ответственность за помощь и в последствии научению приспособления к жизни вместе с Интернетом.

1. Лукьянченко Н.В., Родительский фактор психологического неблагополучия подростков.

2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений.

3. Решмидт Х. ПКекелидзе, 3.И., Посттравматическое стрессовое расстройство у детей и подростков.

4. Кекелидзе, 3.И., Посттравматическое стрессовое расстройство у детей и подростков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.