В статье сопоставляются ориентиры в воспитании детей и подростков разных эпох: в Советском Союзе и постперестроечной России. Обоснована необходимость разработки и реализации принципов и методов воспитания современных детей.
Подростки вчера и сегодня: к проблеме ориентиров в воспитании
Н.Г. Церковникова,
кандидат психологических наук, доцент кафедры профессиональной педагогики и психологии ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Екатеринбург
• воспитание • ценности • психологические особенности • дети • подростки
Учеными и публицистами даны разные определения поколения детей, выросших в эпоху бурного развития информационно-коммуникационных технологий — «сетевое», «кноп-котыкающее» поколение, «цифровые дети», «дети миллениума», «поколение next» и т.д. «Потерянным» поколением современных подростков и молодежь называют исходя из практически полного отсутствия ориентиров в их воспитании. Социально-экономические и политические реформы 90-х годов XX века привели к разрушению классических основ воспитательной системы в нашей стране. Ориентация на Запад, навязывание инородной системы ценностей и жизненных установок тем детям, как мы видим, не принесли должных результатов.
К сожалению, нам сейчас приходится сталкиваться с последствиями нарушений в воспитании современного молодого поколения: распущенность нравов, культ насилия, прагматизма и индивидуализма. Как говорил С. В. Вальцев: «Капитализм всегда ведёт к духовной деградации» [1]. Наша страна переживает сложный и ответственный период ценностной и практической переориентации.
Как известно, в традициях советского воспитания были коллективизм, воспитание сознательной дисциплины, привитие духовно-нравственных и семейных ценностей. Целью советской системы обучения и воспитания школьников было воспитание всесторонне развитой гармоничой личности, патриота и гражданина, строителя коммунистического общества. В основе советской системы вос-
Н.Г. Церковникова •
Подростки вчера и сегодня: к проблеме ориентиров в воспитании
питания лежали педагогические идеи А.С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, С. Т. Шацкого и др. Традиционная советская педагогика отрабатывала навыки исполнения определённых социальных ролей в организованном коллективе под руководством взрослого человека.
Школы и дошкольные учреждения, учреждения дополнительного образования (кружки, секции и т.п.) как раз ставили воспитательные задачи. Дети впитывали инструкции наставников, с гордостью и ответственностью исполняли важные для общества дела и, по сути, были готовы к вступлению в новый период своего развития — подрост-ничеству — с теми нормами и правилами, которые уже освоили и приняли за основу своей жизни в доподростковый период. Вследствие такого влияния отклонения в поведении у несовершеннолетних, безусловно, были, но не в таком масштабе, как мы видим сейчас. Нравственная оценка различных деструктивных отклонений со стороны общества вызывала у личности переживания стыда, позора, острого ощущения непринятия и осуждения коллективом и играла решающую роль в становлении советских людей. Неслучайно в Советском Союзе было такое крылатое выражение, отражённое в плакатах того времени: «Человек человеку — друг, товарищ и брат».
«Человек человеку волк», — отвечает современное поколение молодёжи, родившейся в период ориентации на капитализм, индивидуалистические установки, достижение успеха любой ценой.
Сегодня нам приходится сталкиваться со следующими последствиями широкого распространения интернета и зависимости от него в подростково-молодёжной среде: недостаточные умения устанавливать и поддерживать отношения, скудность словарного запаса, инфантильность, внушаемость и подражательность,
эгоцентризм, склонность к неоправданному риску и необдуманным действиям, яркость воображения, впечатлений и фантазий. Также у зависимой личности нарушаются процессы межличностного восприятия. У современных детей и подростков затрудняются процессы формирования способности ставить себя на место другого человека, сопереживания. Также для подростков становится затруднительным процесс соотнесения себя с группой сверстников. Ощущение того, что ты выглядишь, как и твои друзья, не может прийти в полное согласие с внутренними переживаниями. И это вызывает явный дискомфорт, который может быть устранен путём более рискованного, дерзкого поведения на глазах у сверстников и других форм выражения протестных реакций, а также может быть и вовлечение в интернет-пространство, принимающее всех без исключения.
Как отмечают некоторые учёные, ребёнок, который не пользуется интернетом, хуже социализируется в обществе [1]. «Цифровые аборигены» иначе комму-ницируют, имея возможность общаться много и часто с людьми по всему миру, возможно, скрывая свою внешность; иначе занимаются творчеством, делая сайты, флеш-фильмы, создавая целые миры (дома, обстановку, одежду и оружие), иначе учатся и социализируются.
Хотя среди положительного влияния интернета можно отметить повышение скорости психических процессов у подростков и молодёжи, активно использующих интернет, что способствует развитию новых нейронных связей и делает новое поколение умнее. Наверное, делать окончательные выводы о том, как изменяется наша жизнь в связи с глобальной информатизацией общества и каков будет результат этих изменений — предмет специального исследования. Но тем не менее не стоит забывать о том, что существует не только безопасное пользование ин-
ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ
тернетом, но и варианты зависимого от интернета поведения (киберсексу-альная зависимость, игровая компьютерная зависимость, навязчивый ^^еЬ-серфинг, пристрастие к виртуальным знакомствам, кибербуллинг и т.д.).
Также весьма актуально звучит проблема суицидального поведения несовершеннолетних, укрепляющая свои позиции в интернет-пространстве. Гонка за повышением качества образования современных детей, усовершенствование материально-технической базы образовательных организаций, активное введение информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс отодвигают на второй план воспитательный процесс. Современным детям уже надоедает смотреть презентации, видеофильмы, находиться на виртуальной экскурсии и т.п. Порой они сами просят поговорить с ними, поделиться своим опытом, обсудить новости, прикоснуться к их сердцам. Но такая открытость ребёнка не бесконечна и не ко всем педагогам. В возрасте 11 — 12 лет дети могут закрыться и тогда авторитет взрослого человека (педагога) может быть утерян навсегда, а воспитательное влияние уже может быть исчерпано.
Именно в этом возрасте дети открывают для себя потребность в общении с самим собой и начинают переносить в мир внутренних смыслов внешние отношения. Трудный процесс поиска самого себя может быть сопряжен с экспериментами со здоровьем и жизнью, оценками степени своего влияния на общество (вандализм и граффити), стремлением противопоставить себя обществу. И ещё тяжелее бывает тем, кто испытывает на себе давление тяжёлых личных обстоятельств (непонимание в семье, трудности во взаимоотношениях в школе). Неудачникам приходится свыкаться со своей никчемностью, считать случайностью любой успех в их жизни, а поражение ожидаемым. Именно такие дети, лич-ностно незрелые, жертвы тяжёлых об-
стоятельств, становятся податливыми для негативных и порой разрушительных влияний извне, моды.
Известно, что одной из таких модных игр среди детей стала игра «Беги или умри»: дети пробегают перед движущимся авто, чтобы снять видео своего геройства. Стремление сделать селфи, выложить его в сеть и сделать доступным для всех объясняется самолюбованием и может повлечь за собой психическое расстройство. В сети можно найти всё: от приглашения в опасные группы до кибертравли (кибербуллин-га). Дети отчаялись искать любовь рядом: в семье, классе, дворе (двор современным детям сегодня заменяет пребывание в сети). И так легко, с интересом к новому знакомству дети становятся жертвами деструктивных умыслов.
В настоящее время ориентация на воспитание личности ребёнка становится актуальной темой для обсуждения в профессиональном сообществе. И, скорее всего, именно воспитание будет востребовано в российском обществе. Как говорил В.Г. Белинский: «Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека» [2]. Неподдельный интерес к ребёнку, его психолого-педагогическое сопровождение в образовательном процессе, как мне кажется, станет неотъемлемой важнейшей составляющей образования в России.
Литература
1. Вальцев С.В. Закат человечества. — М.: Книжный мир. — 2008. — 92 с.
2. Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. — М.: Издательство политической литературы. — 1990. — 606 с.
3. Хасанова И.И. Взаимосвязь интернет-зависимости с совладающим и отклоняющимся поведением учащейся молодёжи / И.И. Хасанова, С.С. Котова // Образование и наука. — 2017. — № 4. — С. 146-168. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-4-146-168